Заведующий Кабинетом иером. Дионисий в течение года читал —423— в Свято-Тихоновском Богословском Институте спецкурс «Отцы „Добротолюбия“», вёл практические занятия по чтению латинских христианских авторов на филологическом факультете университета св. ап. Иоанна Богослова, преподавал дневнегреческий язык в Рязанском Духовном училище, а также выступал со следующими докладами: «Классические языки в системе духовного образования» на Богословской конференции в МДАиС, «Прп. Никодим Святогорец и филокалийное возрождение в России» на Международной конференции (о. Крит), посвящённой творчеству прп. Никодима Святогорца , а также на секции классического образования на Рождественских образовательных чтениях. 3. Статистические данные Московская Духовная Академия и Семинария В отчётном году на обучение было принято: в Семинарию на 1-й курс – 34 человека на 2-й курс – 3 человека на 3-й курс – 3 человека. На I курс Академии был зачислен 41 студент. Всего в Семинарию и в Академию зачислено 141 человек. Общее количество учащихся на начало 2001/2002 учебного года следующее: в Семинарии на 1-м курсе – 94 человека на 2-м курсе – 59 человек на 3-м курсе – 92 человека на 4-м курсе – 78 человек всего: 323 человека; —424— в Академии на 1-м курсе – 41 человек на II-м курсе – 44 человек на III-м курсе – 36 человек на IV-м курсе – 36 человек всего: 157 человек; на экстернате в Семинарии – 48 человек в Академии – 68 человек всего: 116 человек. В секторе заочного обучения на начало 2001/2002 уч. года количество учащихся было следующее: в Семинарии в 1-м классе – 145 человек во 2-м классе – 141 человек в 3-м классе – 200 человек в 4-м классе – 137 человек всего: – 623 человека; в Академии на 1-м курсе – 29 человек на II-м курсе – 54 человек на III-м курсе – 54 человека на IV курсе – 38 человек всего: 175 человек. На филиале сектора заочного обучения числилось 145 человек. Всего в Семинарии и Академии на дневном отделении, экстернате, секторе заочного обучения и на его филиале на начало отчётного года числилось 1539 учащихся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь просто если, у человека внутри есть истинная шкала оценок, тогда ему не может повредить ничто. Если такой шкалы нету, то ему все, что угодно… стакан молока может повредить такого человека, и он запутается и поведет себя неправильно. Я бы хотел еще сказать о том, что очень важно нам изучать эту книгу, потому что нам кажется, что мы все знаем, мы так часто говорим о православности, о православии, чистоте православия так часто критикуем инославных, ну, и считаем что мы в порядке. Ну, мы воцерковились слава Богу за 15 лет, которые уже прошли после того как закончились гонения на церковь . Люди многие умеют читать акафисты и правильно крестятся, одеваются, и соблюдают посты, и уже начинают разбираться в богослужении и так далее – но это все момент внешний. А вот, например, о том чтобы простить обиду очень часто не стоит вопрос. О том чтобы жить ради других и любить бескорыстно – очень часто трудно заставить себя это делать и как бы такое впечатление у меня, что эта работа не ведется. Вот у меня есть два таких наблюдения из своей жизни, которые показывают, что мы часто считаем, что мы что-то постигли, знаем, а на самом деле, мы даже очень далеки от этого знания. Вот как-то в седьмом классе одну девочку вызывала наша учительница литературы и почему-то вдруг в седьмом классе сказала: а прочти, пожалуйста, алфавит. И девочка стала путаться, я моментально поднимаю руку, я там был хорошистом, не отличником, но учился хорошо. И я поднимаю руку автоматически, зная, конечно, я же в седьмом классе, знаю, естественно, алфавит. И выхожу к доске, пытаюсь помочь этой девочке, и сам начинаю путаться, особенно в конце, где эти «ха», «ща» там «ы», вот эти уже достаточно сложные эти буквы, и не правильно их произношу, меняю порядок, неверный порядок. И оказывается, что ты учишься в седьмом классе, а алфавита толком своего не знаешь, потому что когда-то это училось и забылось. Или в семинарии однажды духовной я сдавал Новый Завет, и не хватало одного вопроса, чтобы мне поставить оценку более лучшую, я попросил, чтоб мне задали дополнительный вопрос, и священник, педагог, задал совершенно простой вопрос. Говорит: перечисли мне, пожалуйста, имена двенадцати апостолов. И началась путаница. Я где-то 9–8 называю, дальше начинаю путаться, то у меня 14 получается, то у меня 11 получается, потому что там некоторые апостолы носили, например, Левий, называемый Матфей, носили по два имени, или там было два Иуды – Иуда Яковлев и Иуда Искариотский, и так далее. И просто начинаешь путаться. Казалось бы, да, простая вещь, ну что ж священник 12 апостолов не может назвать? А вот оказывается, очень тяжело.

http://azbyka.ru/cikl-besed-po-knige-nev...

А в подтверждение этого, правило сослалось на сказанное о диаконисах на 4м соборе , говоря, что между тем как божественный Павел постановил 60-ти летних вдовиц причислять к чину диаконис, отцы определили поставлять в диаконисы деву 40-летнюю. А отсюда следует, что отцы нисколько не неуместно определили, понизив возраст пострижения несовершеннолетних и перенесши его с 18-ти лет на 10-ть; напротив, они достойны великой благодарности за то, что не дозволили без дальнейшей заботы постригать каждого 10-летнего, но все касающееся его возложили на рассмотрение епископа. Ибо, может быть, это испытание одного, достигшего 10-летнего возраста допустить до пострижения, а другого не допустить. В этом и состоит сущность правила. А ты прочти 6ю новеллу императора господина Льва Философа , которая определяет, что достигший 16-ти, или 17-ти лет может беспрепятственно постригаться по Василию Великому и делать завещание; а по настоящему правилу желающий вступить в монашество по достижении 10-ти летнего возраста может это делать; но завещания о своей собственности делать не может, а должен ждать когда исполниться ему 15 лет. Если же он умрет в этот промежуток; то рабы его должны быть освобождены, а прочее его имение делиться на двое, и 2 части должен получить монастырь, а 3я часть должна быть отдана его родственникам; если же у умершего нет родственников, то и 3я часть должна поступить в монастырь. Заметь из настоящего правила и сказанного в нем, что без ведома местного епископа не должны совершаться пострижения монахов, а тем более несовершеннолетних и сомнительных; ибо епископ, а не игумен, есть предстоятель, как говорят некоторые. Еще заметь, что монахом никто не бывает до исполнения 10-ти летнего возраста. Ищи и 18е правило святого Василия. Славянская кормчая . ( Никон . Слово 4). Иночествовати хотящего не меньше 10-ти лет постригати. Иночествуяй да иночествует 10-ти лет. Божественый бо Василий постригатися прежде 17и лет отрицает: но понеже Апостолу ( 1Тим.285 ), 60-ти лет сущую вдовицу церкви поручающу, и отцы диаконису повелеша 40-ка лет поставляти.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Преображенский собор, – в рассуждении древности его 26 , – положить на содержание против новгородского Софийского собора, Из монастырей Черниговской епархии быть в первом классе черниговскому Успенскому, Елецкому, во втором – нежинскому Благовещенскому, в третьем – Рождественскому Домницкому; из женских – в третьем классе нежинскому Введенскому. Новгородско-Северскому архиерею иметь пребывание в монастыре Новгородо-Северском, на содержание же его и дома его производить суммы, какие по штатам на архиерейские домы второго класса определены. Из монастырей Новгородо-Северской епархии быть во втором классе глуховскому Петропавловскому и Гамалеевскому Харлампиевскому, в третьем – батуринскому Николаевскому; из женских же – оставить один в третьем классе по усмотрению епархиального архиерея. Из оставшихся за сим монастырей обратить Троицкий Ильинский для помещения университета, в сем городе учреждаемого, Пятницкий женский – для главного народного училища Черниговского наместничества, заводимого от комиссии народных училищ, и, сверх того, в каждой губернии выбрать по одному мужскому и одному женскому монастырю к содержанию бедных, увечных, нижних чинов и тому подобных, кои и отдать в ведение приказов общественного призрения. Прочие, равно и приписные к монастырям пустыни, – обратить в приходские церкви, стараясь, где удобно, поместить при них малые народные школы». Для сравнения с нижепомещаемым исследованием о. Диева мы считаем своим долгом привести перечень черниговских иерархов в том виде, как он составлен высокопреосвященнейшим Филаретом в его «Историко-статистическом описании Черниговской епархии». При этом считаем нужным заметить, что, по исследованиям о. Диева, существование некоторых, упоминаемых в этом перечне, епископов (Мартирия, Феодула, Парфения, Захарии, Митрофана, Арсения и Феофана) – является сомнительным, а потому он и не поместил их в своем труде. Вышеуказанный перечень представляется в следующем виде: 1) Неофит поставлен 992 г. 2) Мартирий известен по спискам 3) Феодул, вероятно, участвовал в посвящении м.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

В III классе объяснение богослужения заменяется пропедевтическим курсом истории христианской Церкви в жизнеописаниях святых. Изучая историю Церкви и особенно жития святых вслед за изучением жизни Христа-Спасителя, дети видят, как было воспринято Евангелие его первыми последователями и как оно осуществлялось ими в жизни. Курс объяснения богослужения распределяется между четырьмя младшими классами и изучается в связи с воскресным, праздничным и постовым богослужением: или во время дополнительных бесед накануне воскресных и праздничных дней, или во время уроков. В IV классе изучается пространный христианский катехизис. Изучение катехизиса должно начинаться с заповедей десятословия, определяющих внешние поступки человека, и это изучение должно иллюстрироваться яркими, наглядными и увлекательными примерами из жизни святых и из житейского опыта. От заповедей десятословия необходимо перейти к изучению заповедей блаженства и молитвы Господней, определяющих внутреннюю духовную жизнь христианина, и в заключении перейти к изучению Символа Веры. В V классе изучается общая история христианской Церкви. История Церкви включает повествование о духовном возрождении и новой жизни людей под влиянием Евангелия (святых мучеников и мучениц, подвижников и подвижниц) и знакомит с важнейшими произведениями древнехристианской письменности. В VI классе изучается история русской Церкви. Особенно важно показать, было ли православие принято русским народом исключительно как внешняя обрядность, или же русские люди воспринимали православную веру и как новую духовную жизнь, как нравственный подвиг. Необходимо обратить внимание на характер русского благочестия, на жития русских подвижников, на русское монашество, русское старчество и странничество, на русскую духовную литературу, с которой следует знакомить учащихся в подлинниках, а не в изложении. Следует обратить внимание на связь русской Церкви с русским государством и выяснить, насколько такая связь и в чём именно была благотворна или неблаготворна для Церкви, для государства и для русского народа.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/04/...

В четвертом классе важно преподнести знания о вере и жизни христианской, то есть заповеди Божии, " заповеди блаженства " , виды молитв, молитву " Отче наш " , символ веры. По каждой заповеди и двенадцати положениям символа веры дети в качестве домашнего задания пишут краткое житие или описывают событие из Священного Писания. В пятом классе школьники получают прививку церковной жизни. Преподаватель рассказывает о важных церковных праздниках, знакомит с таинствами, обрядами и приучает детей к литургической практике. В шестом классе описывается судьба Церкви Христовой как общества, никогда не прерывающего своих взаимоотношений с Богом и находящегося с Ним в постоянном теснейшем общении. При изучении курса общецерковной истории учащиеся получают катехизические сведения в виде постепенного откровения их Богом. В седьмом классе история Русской Церкви является предметом, продолжающим священную историю, только теперь на Руси. Важно преподать историю в положительных образах житийной литературы. Преподать как историю святости на Руси, однако не умалчивая и об отрицательных моментах, фактах, искажающих идеал святой Руси. В восьмом классеюноши и девушки вместе с преподавателем более углубленно проходят Новый Завет, опираясь на святоотеческие толкования, таким образом питая свой ум благочестивыми размышлениями, сохраняя чувства в чистоте и укрепляя свою волю в добродетели. В девятом классеподростки, подготовленные в правильном навыке толкования священных текстов, вместе с преподавателем более углубленно проходят Ветхий Завет. В десятом классеподростки на курсе апологетики учатся защищать свою веру в пределах любви и назидания к тем, кто уклоняется от истинного почитания Бога, установленного Православной Церковью. В одиннадцатом классевыпускники получают знания об истории возникновения, развития и новых проявлениях различных религий и сект. Кроме этого, в беседах и диспутах преподаватель дает материал о пагубности и последствиях влияния этих вероучений на психическое и телесное здоровье личности.

http://religare.ru/2_69050.html

Греческий До 1823 года, когда издана для переводов с греческого в высшем отделении христоматия, составленная из творений отеческих, в отделениях высшем и низшем для переводов употребляема была греческая энциклопедия воинского священника Иоанна Патусы. Посему и в высшем отделения переводили Гомера, Геродота, Фукидида и других светских писателей. Но чтобы и в переводах с греческого дать занятие, соответствующее назначению богословского класса, из первой части энциклопедии брали для перевода большей частью письма Василия В. Златоустого, Исидора Пелусиота , или переводили из Нового Завета и из отдельных изданий творений отеческих. В низшем отделении в некоторые курсы предварительно предлагаемы были грамматические правила, потом следовали чтения о диалектах: в высшем студентов знакомили с особенностями образа выражения в книгах Новозаветных и в творениях отеческих. Но занятие языком не оканчивалось в классе: студентам того и другого курса для занятий домашних назначаемы были переводы целых книг из творений отеческих: так они переводили катехизис Кирилла Иерусалимского , некоторые из творений Григория Богослова и Григория Нисского и беседы Иоанна Златоустог о. Переводы поверяемы были и исправляемы наставником. С начала 1845 г. в низшем отделении открыты чтения из истории греческой литературы, продолжавшиеся и в следующие курсы. Немецкий и французский При начале курса студенты обыкновенно избирали для себя изучение одного из сих языков, и таким образом разделялись на два класса. На немецком классе студентов всегда было более, и это объясняется их стремлением при занятии философскими и богословскими науками получить возможность пользоваться богатым запасом немецкой учености по всем отраслям того и другого знания. При изучении немецкого языка в прежние курсы руководством была грамматика Голтергофа и лексикон Аделунга, а для французского – грамматика Перелогова с дополнениями из Лефранка. Ге и Вальи и лексикон Татищева. В классе преподаваемы были для малознающих язык, грамматические правила, а большей частью занимались переводами. С французского переводили преимущественно Фенелона, Боссюэта, Бурдалу, Флешье и Паскаля; с немецкого – книги разного рода: исторические, богословские, философские и по изящной словесности. Так Голубинский, долгое время преподававший немецкий язык, переводил с студентами Мендельсонову жизнь Сократа, из истории философии Теннемана и Булэ, Шубертову историю души, рассуждения Кизевеггера, Якоби, Клодиуса, из сочинений Арндта и Зайлера, из христианского магазина, издан. Пфенингером, Мессиаду Клонштока и т. п. Кроме переводов он читал в классе историю немецкой литературы. Изучение новых языков по цели, для которой оно предназначались. было всегда собственно книжное: разговорным языком не занимались.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Протоиерей Дмитрий Трухманов после выступления Георгия Шавельского заметил, что основой преподавания Закона Божия в школе должно быть изучение Евангелия: в II классе - в курсе истории Нового Завета, в III классе - при прохождении богослужения, в IV и V классах - при изучении катехизиса и истории Церкви. Курс VII класса он предложил отвести для объяснения Евангелия. Курс же нравоучения, изучаемый в VIII классе, - вывод из того же Евангелия. Протоирей Дмитрий настаивал на изучении в IV и V классах катехизиса, в котором, по его словам, вполне доступно раскрываются вероучительные и нравоучительные истины. Батюшка назвал катехизис митрополита Филарета - наиболее совершенным учебным пособием. Докладчик, возражая Дмитрию Трухманову, пояснил, что он не призывает уничтожить прохождение катехизиса, а только предлагает рассматривать вероучительные истины при изучении Священной истории. Учебник же митрополита Филарета ещё на съезде законоучителей в России признан трудно усваиваемым учащимися . Педагогическое совещание воздержалось от коренных изменений программ и учебников по Закону Божиему. Принято решение усилить на уроках чтение Евангелия и создать комиссию законоучителей для сокращения курсов Священной истории Ветхого Завета, катехизиса и богослужения . На съезде-совещании представителей русских учебных заведений при Учебном совете Державной комиссии (29 апреля - 3 мая 1924 г., Белград) присутствовало 111 делегатов. Помимо руководителей и педагогов русских школ в Сербии в съезде приняли участие представители Педагогического бюро в Праге, Объединения русских учительских организаций заграницей (ОРУОЗ), Общества русских учёных в Королевстве СХС, Русской академической группы в Королевстве СХС, Общества преподавателей русских учебных заведений в Королевстве СХС, Общества деятелей русской демократической школы на Балканах . 30 апреля заслушан доклад проф. С.М. Кульбакина о типе средней школы и учебном плане. Особо докладчик остановился на вопросе преподавания Закона Божия. В кадетских корпусах Закон Божий изучается 14 часов, в девичьих институтах (с учётом приготовительного класса) - 16 часов. Комиссия установила для преподавания c I по VIII классы 11 часов (как в сербских гимназиях). В приготовительном классе по Закону Божию назначено 4 часа.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/04/...

Причт живет в собственных домах, построенных на церк. земле. Церковный капитал в количестве 3,282 р. истрачен на обновление церкви. Из шести домов, построенных на церк. земле, в трех помещаются: священник, диакон и просвирня, в остальных трех живут вдовы и сироты духовного звания. Жалованье священник получает 200 р., диакон – 100, просвирня – 50. Дохода получается до 800 р. в год, на весь причт. Пограничные приходы: Сяберский (Луг. у.), в 25-ти вер., Посолодинский (Луг. у.) в 20-ти верстах, Лядский – в 12-ти, Лосицкий – в 18-ти, и Бельский – в 24-х верстах. Приход составляют, кроме Боброва, деревни, лежащие по обе стороны р. Плюсы. По сю сторону Плюсы находятся: Верхнее и Нижнее Орехово – в 2-х верстах от церкви, Березицы – в 5-ти верстах, Почап – в 2-х верстах, Комарово – в 3-х, Игамелъ – в 6-ти, Погребище – в 12-ти, Заберезье – в 7-ми, Полуяково – в 7-ми; за рекой находятся: Утичъе – в 12-ти верстах, Заозерье – в 7-ми, Вешень – в 3-х, Лядинки и Горбово – в 6-ти и Пажино – в 12-ти вер. Помещичьи усадьбы следующие: Пелешок – отставного майора В. О. Черкасова – в 3-х верстах, Глебова Горка – генерала в 3-х верстах, и Заберезье – г-жи Матчиной, в 7-ми верстах. Всех прихожан считается: Духовных муж. пола жен. 14, Военных Крестьян 1,443, „ 1,726, 1,546, 1,844, Школа, открытая в 1867 году, сперва была приходскою, а чрез 2 года передана земству. Она содержится на счет земства и волости. От земства даются: жалованье учителю и учебные пособия, а от волостей – помещение, отопление и прислуга. Закону Божию с 1867 года учит священник Парвицкий, получая по 50 коп. за урок. Учащихся ежегодно бывает до 40 человек. Есть еще небольшие школы в Игомели, Полуякове, Комарове и друг. Они помещаются в домах крестьян; в них учится от 20 до 30 человек. Сельские праздники: день св. Троицы – храмовой праздник; день Казанской Божией Матери (8 июля) и день св. Иоанна Милостивого. Часовни имеются в Игомели, Погребище, Заозерье, Полуякове и Горбове. На месте бывшей Глебогорской церкви есть старое кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение (хотя в этот праздник и не положено праздничных антифонов), Преображение, Неделю ваий, Пасху, все дни пасхальной седмицы, Пятидесятницу, понедельник Святого Духа (хотя и не положено праздничных антифонов), в Воздвижение креста диакон произносит «входное» (Εσοδιχς), «входный стих праздника» 607 . «Входное» заимствуется из пророческих псалмов и имеет отношение к празднуемому событию. «Входное» составляет как бы приветствие, которое Церковь выражает или побуждает верующих выражать Сыну Божию, изображаемому предносимым Евангелием. В те дни, в которые не произносится входный стих, заменяет его пение: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», и к этому присоединяют припев вседневного антифона, именно в дни седмичные поется: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющыя Ти, аллилуиа»; в Недели (воскресения) (Служебн., лит. Злат. и Ирмолог. и Чинов.), в Пасху и все дни пасхальной седмицы (Тип. и Триоди Цветной, послед. на день Пасхи) поется: «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющыя Ти, аллилуиа» (Служебн., лит. св. Иоан. Злат. и Ирмолог.); в Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющыя Ти» (Тип. и Минеи, послед. 25-го декабря); в Богоявление Господне: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющыя Ти» (Тип. и Минеи, послед. 6-го января); в Вознесение: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющыя Ти» (Тип. и Триоди Цветной, посдед. на день Вознесения); в Пятидесятницу и в понедельник Святого Духа: «Спаси ны, Утешителю благий, поющыя Ти» (Тип. и Триоди Цветной, послед. на Пятидесятницу); в Преображение: «Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющыя Ти» (Тип. и Минеи, послед. 6-го авг.); в Воздвижение: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию роспныйся, поющыя Ти» (Тип. и Минеи, послед. 14-го сентября); в Неделю ваий: «Снаси ны, Сыне Божий, возседый на жребя, поющыя Ти» (Тип. и Минеи, послед. Недели ваий). Эти праздничные припевы поются не только в день самого праздника, но и в попразднство до отдания. В последовании Типикона на 15-е сентября сказано: «По Входе: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющыя Ти, аллилуиа. Сице поем и до отдания» (Сн. Тип., послед. 7 янв.). После всех этих припевов поется: «Аллилуиа». «Аллилуиа» поется однажды, а не трижды, о чем ясно сказано в Служебнике (Служебн., лит. Злат.), ибо в это время пение «Аллилуиа» относится не ко всей Святой Троице, а к Сыну Божию, пришедшему на землю для искупления людей).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010