Альбицкий Дмитрий Никит. Поступил в семинарию 1763г. В 1774 г. из философии священ, в с. Мыть, (Арх. Суз. кон. 1774 г. Альбицкий Петр.1778 г. из аналогии пономарём к Вознесенской церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон, 1778 г., Альбицкий Пётр. В ведомости за 1781 г. означен в школе грамматики малоуспешным. (М. б. одно лицо с предыдущим?). Альбицкий Стефан. 1776 г. дьячком в с. Ельни Юр. у. (Арх. Суз. кон. 1776 г., 424). Аменицкий Иван. Никит. Поступил в семинарию 1759 г. В 1769 г. обучался в философии. Аменицкий Трофим. В 1788 г. обучался в поэзии. 1797 г. из богословии–диаконом в Гаврилову пахотную слободу (Семинар, ведомости 1797 г.). Андреевский Алексей Андреев. Поступил в семинарию 1763 г. 1764 г. исключён «за неспособностью», так как «находился всегда в бегах». Андреевский Семен Андреевич. 1767 г. поступил в семинарию, 1769 г. помечен в классе аналогии. Андреев Иван. 1771 г. обозначен в классе аналогии. Анисов Алексей. 1788 г. был в классе грамматики. Анисов Дмитрий. 1788 г. был в классе риторики. Афинов Андрей. В 1788 г. обучался в философии. В 1791 г. из богословии назначен свящ. в с. Нижний Ландех (Арх. Суз. кон. 1791 г. Оп. 1, 198). Афинов Иван. В 1777 г. был в философии. 1777 г. на светскую службу. 1781 г. определён па штатное место в Суздальский уездный суд (Арх. Суз. кон. 1781 г., 334). Афинов Иван, В 1786 г. обучался в классе богословии. Афинов Пётр, В 1777 г. учился в философии. 1778 г., кажется, поступил на светскую службу. _________________________ Бавленский Василий Серг. В 1771 г. в с. Жирославское, Юр. Ок. дьячком (Арх. Суз. кон. 1771 г., Баженов Иван. 1788 г. обучался в школе инфнмы. Баженов Николай Васил. 1771 г. из аналогии пономарём в с. Лобцово, Зарецкой десятины (Арх. Суз. кон. 1771 г., 56). Базилевич Василий Вас. Поступил в семинарию в 1762 г. В 1769 г. был в классе философии и исправлял должность пономаря в Предтеченской г. Суздаля церкви. Барановский Григории Ив. В 1766 г. обучался в классе грамматики. Башилов Иван. В 1770 г. поступил в семинарию. 1778 г. из поэзии увалень на службу во Владимирское наместничество (Арх. Суз. кон. 1778 г., 435).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он всегда и во всем был исправен: урок знал хорошо и отвечал по всем предметам хорошо, кроме одного только нотного обиходного пения, которое никак ему не давалось и за которое, однако, учитель не наказывал его, заметив, что ноты он знает, а не может петь по неимению голоса; в классе он вел себя смирнее всех; в церковь приходил раньше всех. И учителя, и товарищи смотрели на него, как на одного из лучших учеников. А Владиславлев старался еще лучше и во всем успевал. На последней трети этого года он сам сделался авдитором и прежний враг его, Калычев, к нему же приходил слушаться. Это освободило его от самого злейшего недруга в классе... Владиславлева перевели в IV класс, шестым учеником. В целом классе только пять человек лучше его: какая радость для двенадцатилетнего мальчика! С переходом в новый класс сопряжены были новые труды и неудачи. В этом классе было человек 30 так называемых старших, т. е. учеников, оставленных в том же классе на повторительный курс, кандидатов, как все их величали. Младшим ученикам, только что перешедшим в IV класс, нужно было вступить в борьбу с кандидатами; но борьба эта была не совсем для них легка. Кандидаты, уже проучившиеся два года, более или менее были знакомы со всеми предметами, преподававшимися в этом классе, a младшие еще ничего не знали. Но все бы это еще не беда для Вдадиславлева: в приготовлении изустных уроков он с любым из кандидатов померялся бы своими силами; но в этом классе было кое-что поважнее изустных уроков. Там на первом плане стояли латинские и греческие переводы и задачи, с которыми Владиславлев вовсе не был знаком, но он стал корпеть над переводами, приискивал значение каждого слова, прочитывал все фразы, писал слова, заучивал их и старался сам добраться везде смысла так, чтобы ему все понимать хорошо. Владиславлев надеялся на будущее и терпеливо переносил все; a перенести ему пришлось немало всяких обид. Вся беда его и все горе младших учеников вообще состояло в том, что кандидаты всеми возможными способами старались препятствовать их возвышению и во всем стесняли их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

11-12 мая 1924 г. Учебный совет Державной комиссии рассмотрел проект учебного плана для русских учебных заведений, составленный комиссией по подготовке съезда-совещания, и «суждения по сему поводу съезда-совещания». Проф. С.М. Кульбакин сообщил, что по решению съезда на преподавание Закона Божия в приготовительном классе назначено 2 часа, а не 4 часа, как планировала комиссия, и что теперь такое распределение часов поддерживается и комиссией. Учебный совет постановил предоставить 2 часа на преподавание Закона Божия в приготовительном классе. Между комиссией Учебного совета и съездом возникли расхождения относительно числа недельных часов по Закону Божию в I, V и VI классах. Учебный совет постановил определить на преподавание Закона Божия с I по VIII классы 13 часов: по 2 часа с I по IV классы, 1 час в V классе, 2 часа в VI классе и по 1 часу в VII и VIII классах. В IV классе решено ввести изучение общей истории Церкви, в V классе - историю русской Церкви, в VI - догматическое богословие (катехизис), в VII - нравственное богословие (катехизис), в VIII - чтение Священного Писания Нового Завета . Согласно учебному плану, утверждённому Учебным советом в заседаниях 11-12 и 16 мая, для Закона Божия в школах отводилось 15 часов (с приготовительным классом) . В октябре 1924 г. министр народного просвещения утвердил программу I класса для всех русских школ . 24 декабря Учебный совет рассмотрел отношение от 7 сентября временно исполняющего обязанности председателя Архиерейского синода Русской православной церкви заграницей архиепископа Феофана Быстрова с суждениями о принятой Учебным советом программе по Закону Божию и отношение от 18 ноября председателя Архиерейского собора Русской православной церкви заграницей митрополита Антония Храповицкого. Митрополит Антоний просил оставить прежнее число уроков на преподавание Закона Божия (по 2 часа с I по VI классы и по 1 часу в VII и VIII классах), предоставить распределение учебного материала Архиерейскому синоду и сохранить в 1924/25 учебном году преподавание Закона Божия по старому учебному плану.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/04/...

всей её иерархической полнотой не ранее IX века, то рассмотрение феодального порядка во всех его подробностях, с его влиянием на все классы тогдашнего общества („явления, обусловленные феодализмом в быте других сословий: крестьян, горожан, духовенства“), программа относит ко второму классу. Таким образом получается, что в 1-м классе ученики знакомятся с историей происхождения феодализма, но смутно представляют его сущность и значение в жизни западно-европейских народов; когда же знакомятся во 2-м классе с этими вопросами, то уже в значительной степени успевают забыть историю происхождения самого порядка. Во всяком случае такое деление одного отдела на курсы разных классов нельзя признать желательным. Также искусственно распределён между курсами 1-го и 2-го классов и отдел о возвышении папской власти: история первоначального возвышения пап до половины VIII в. рассматривается в 1-м классе; дальнейший же ход возвышения является предметом изучения во 2-м классе. Неудобства такого деления очевидны и из самой программы, которая требует, чтобы во 2-м классе преподаватель снова указал „на основании фактов предшествовавших, каким значением пользовались папы до Николая I“, т. е., чтобы повторил с учениками пройдённое в первом классе. Эта система постоянных повторений неизбежна при существующем распределении средней истории на двухгодичный курс, но едва ли этими повторениями достигается вполне та цельность исторических познаний, какой можно было бы достигнуть при ином распределении материала. – Курс 1-го класса заканчивается изучением истории арабов. В этом отделении истории арабов от средневековой истории, которая в существенной своей части изучается во втором классе, особенно наглядно обнаруживается искусственность деления: средневековый запад и со стороны материальной культуры и со стороны умственного просвещения находился в слишком тесной зависимости от влияния арабской культуры и образованности – и потому изучение истории арабов должно тесно примыкать к изучению средней истории, чтобы легче и нагляднее было оттенить значение арабов для средневековой Европы. – Тоже самое нужно сказать и относительно истории Византии: сис-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Клина, безпартийного, несудившегося, повар, безработный, священников МИХАЙЛОВСКОГО Николая Михайловича, 56-ти лет, свящ[енника] церкви Богоявления, в Дорогомилове, ЗЕРЦАЛОВА Сергея Васильевича, свящ[енника] той-же церкви, 66-ти лет, НАДЕЖДИНА Виктора Александровича, 46-ти лет, свящ[енника] той-же церкви, СОКОЛОВА Василия Ивановича 108 , 46-ти лет, свящ[енника] церкви Николая Богоявленного, на Арбате, МОТЫЛЕВА Николая Ивановича, 36-ти лет, гр-на Московской губ. и уезда, Заведывающего Финотдела Замоскворецкого Совета и бухгалтера Павловской больницы, члена Московского Совета, БЕЛОВА Якова Васильевича 109 54-х лет, гр-на Калужской губ., Тарусского уезда, Троицкой волости, дер. Малеево, чернорабочего, БАРКУНОВУ Екатерину Михайловну, 18-ти лет, гр-ку Рязанской губ., Скопинского уезда, Корнеевской вол., безработной, ТИХОМИРОВА Сергея Федоровича, 57-ми лет, гр-на гор. Москвы, мясника, БАРАНЦЕВА Сергея Алексеевича, гр-на гор. Москвы, 19-ти лет, весовщика, ПА[В]ЛОВА Кирилла Васильевича, 29-ти лет, гр-на Тульской губ., Егорьевского уезда, Мятловской вол., дер. Дьяково, КУЗНЕЦОВА Тихона Григорьевича, 45-ти лет, Тульской губ., Чернско-го уезда, Прядихинской вол., и села, носильщика, ПТУШКИНА Андрея Ивановича, 42-х лет, гр-на Калужской губ., Жиздринского уезда, Маклаковской вол. и села, чернорабочего, ШОСТИ Андрея Михайловича, 53-х лет, гр-на Полтавской губ., дер. Шости, почтальон, РОХАНОВА Михаила Николаевича, 43-х лет, гр-на Витебской губ., того-же уезда, Селокской волости, дер. Буравли, дровоклад, МАКСИМОВА Ивана Егоровича, 37-ми лет, гр-на Московской губ., Верейского уезда, Кудинской вол., дер. Григорево, портного, ГОЛУБЕВА Андрея Егоровича, 60-ти лет, “гр-на Калужской губ., Малоярославского уезда, Вет-чинской волости, дер. Гончаровка, ЦИРКИНА Андриана Ксено-фонтовича, 57-ми лет, гр-на Тверской губ., Корчевского уезда, Кудрявцевской волости, дер. Тряскино, ВОРОНИНА Степана Никитича, 56-ти лет, гр-на Моск[овской] губ., Звенигородского уезда, Якунинской волости, дер. Кулигина, токаря, СОЛОМИНА 110 Михаила Яковлевича, 33-х лет, гр-на Тверской губ., Богородской волости, дер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Пространный Православный Катехизис (IV и V классы, по 2 урока в неделю в каждом) и Церковная История до Константина Великого (в V классе). 4) История христианской и русской Церкви (Церковная история общая и русская). Повторение в системе главных истин вероучения православной церкви (Вероучение Православной Церкви) (VI и VII классы, по 2 урока в каждом). «При повторении курса Закона Божия в VII классе должны быть повторены и существенные положения христианского православного нравоучения (Нравоучение Православной Церкви): обязанности к самим себе и к ближним и любовь и уважение к родителям, любовь к отечеству, требующая жертв и самоотвержения, обязанности подданных своему Государю, верноподданническая присяга; уважение к духовным лицам, наставникам, начальству и ко всем старшим. Но особенно заботливое внимание законоучителя во всех классах должно быть обращено на приучение воспитанников читать св. Евангелие, так чтобы оно сделалось для каждого ученика настольною и руководящею в жизни книгой» . Изложенный выше план более соответствовал реальным училищам. В VII классе гимназий проходилось Вероучение Православной Церкви, а в VIII класс - Нравоучение Православной Церкви. В реальных училищах с семилетним сроком обучения курс веро-и нравоучения проходился сокращённо в VII классе. В женских гимназиях в VIII классе добавлялось изучение методики Закона Божия. Самыми трудными отделами Закона Божия для изучения признавались Богослужение и Катехизис . Этот план обучения Закону Божию был подвергнут тщательному обсуждению в мае 1916 г. на совещании духовных и светских лиц под председательством А.А. Бобринского - по поручению Министра Народного Просвещения. В материалах совещания отмечалось: «Целесообразное сообщение религиозных истин должно просветить и укрепить в вере христианских отроков и юношей, соделав их веру сознательной и плодотворной. Само собой разумеется, что вера есть более сложное и всеобъемлющее явление, чем простое рассудочное усвоение предметов, обозначенных термином " Закон Божий " . Между успехами в познании религиозных истин и успехами поданной живой веры нельзя поставить знака равенства. Вот почему обязанности законоучителя не замыкаются в границы классного преподавания, а переносятся и за стены класса - в сферу отношений духовного отца к духовным детям, пастыря к пасомым. Но правильное религиозное познание есть благоприятствующее вере условие, а неправильно или методически неудачно поставленное сообщение и усвоение религиозного видения - есть весьма важное препятствие в деле желательного религиозного развития юношества. Вот почему вопрос о правильной постановке преподавания Закона Божия в школах весьма остро ощущается как педагогами, так и родителями учащихся. По весьма распространённому мнению постановка эта неудовлетворительна. Отсюда - многочисленные проекты» .

http://bogoslov.ru/article/453126

Проект комиссии вызвал возражения со стороны Архиерейского синода Русской православной церкви заграницей, Русского православного пастырского братства в память Иоанна Кронштадтского и одного Педагогического совета. Комиссия, нисколько не оспаривая значимость религиозного воспитания, сомневалась лишь в том, что увеличением числа часов можно усилить религиозно-нравственное воспитание, результативность которого зависит во многом от всего строя жизни школы, от настроения большинства воспитателей, их примера религиозной жизни, от личного примера и духовного облика законоучителя. Поскольку большинство эмигрантских школ - интернаты, у законоучителя есть возможность подойти к учащимся и оказать влияние на их душу. Богослужение, живое и проникновенное слово проповеди, исповедь, беседа, вызванная каким-нибудь важным событием в жизни школы и даже отдельных учащихся, могут воздействовать больше, чем уроки. Наиболее умеренные требования выдвигались Архиерейским синодом, который предлагал отвести на преподавание Закона Божия 16 часов (учитывая приготовительный класс). Более того, синод одобрил установленные на историю Церкви (в том числе и русской) 3 часа и чтение Нового Завета, по существу расходясь с комиссией в вопросе преподавания катехизиса. Комиссия не могла согласиться с предложением Братства в память Иоанна Кронштадтского и определить 20 учебных часов на преподавание Закона Божия. По мнению участников комиссии, можно научить большему при минимуме учебных часов, применяя правильную методику. Поскольку краткая история Ветхого Завета проходится в приготовительном классе, в I первом классе курс истории Ветхого Завета сокращён на один час. Считая, что преподавание катехизиса в младших классах не даёт никаких результатов, вместо катехизиса в IV классе изучается история Церкви. Отсутствие катехизиса восполняется изучением курсов вероучения и нравоучения в VII и VIII классах. Элементарное объяснение молитвы Господней, Символа Веры, десяти заповедей и заповедей блаженства даётся в младших классах. Вместо двух часов на историю русской Церкви отведён один час в V классе. В VI классе читается Новый Завет .

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/04/...

Однако же не всем детям это прошло очень легко: Екатерина Хагивара, очень нервная по природе, до того расстроилась, что и до сих пор несколько больна. Последнее обстоятельство послужило и началом всего этого разговора. Я спросил Елисавету: «Отчего в воскресенье не было Кати Хагивара в Церкви, не больна ли?» В ответ на что Елисавета и стала рассказывать эту историю. Я заключил наставлением, чтобы учительницы были осторожны в своих выговорах, не раздражали детей и не вызывали их на такие поступки. 10/23 июня 1903. Вторник. Начались экзамены. Сегодня был в седьмом классе (выпускном ныне) Семинарии, где шесть учеников. Отвечали по толкованию Евангелия толково, но на задаваемые возражения оказались недостаточно рассуждающими. Во втором, тоже выпускном классе Катехизаторской школы, четыре ученика, порядочны. О. Роман Фукуи пишет, что не мог отправиться на военном судне для посещения христиан-курильцев (с Сикотана) – судно замешкалось, он не мог бы поспеть сюда на Собор. Пишет еще, что начальником Сикотана назначен чиновник, у которого жена – наша христианка и двое детей крещены; это для христиан Сикотана очень хорошо. О. Яков Мацуда просит «назначить одного христианина катехизаторским помощником прямо, без прохождения им Катехизаторской школы – и красноречив-де, и усерден, а в школу не может: семью не на кого оставить». Нельзя никак; подать пример – отбою не будет от претендентов на миссийские хлеба при спокойном лежании у себя на матах. 11/24 июня 1903. Среда. На экзамене в шестом классе Семинарии, где всего четыре человека, отвечали по Ветхому Завету хорошо; и в первом классе Катехизаторского училища, где двенадцать человек, тоже по Ветхому Завету – некоторые хорошо, другие плохо по малоспособности или неразвитости. 12/25 июня 1903. Четверг. На экзамене в первом классе Семинарии, где тридцать восемь учеников, по Катихизису Филарета отвечали порядочно; видно, что все занимались, но почти у всех еще не достаточно развита память. Кроме того, там же двое русских, присланные из Порт-Артура, предназначенные в переводчики японского языка для тамошнего края: Андрей Романовский и Федор Легасов. Обещал адмирал Алексеев прислать лучших учеников их тамошнего училища, а присланы весьма плохие: малоспособны и вялы, успели в японском языке очень мало. В Иокохаму на рейд пришел наш военный крейсер «Джигит», и капитан его Александр Петрович Назаревский сегодня посетил меня. Это было очень кстати. Я озабочен был мыслью, как отправить Романовского и Легасова на каникулы в Порт-Артур, и вот капитан обещался взять их, только сказал, что для этого ему нужно «слово посланника».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Нашему пастырю (как говорят, читавшему романы вместо служебника за всенощными) ничего не стоило крикнуть во все горло на дьячка, или дьякона, шли на певчих, он постоянно перевирал службу, подолгу разговаривал с хорошенькими прихожанками во время обхода церкви с каждением за всенощной и т.п. Обладая железным здоровьем, он страстно любил холодный воздух и в классе всегда стоял у окна под отворенной настежь форточкой. Чему и как учил он нас – решительно не помню. Вспоминаю только, что раз он рассмеялся и натер все-таки мне уши («любя») за то, что я в рассказе выразился, что «Вирсавия женилась на Давиде». В пятом классе временно сменил Андрея Гурьевича священник Варваринской церкви о. Муратовский, произведший на нас самое неблагоприятное впечатление даже и после Андрея Гурьевича. Помню, что он обладал слабым, гнусавым голоском, вместо «что» говорил «его» и употреблял неудачные жесты. Например, он, тыкая себя в грудь, толковал нам первую заповедь: «Сими словами Господь Бог указует, сто яз (тычет в грудь) есмь Бог , что на меня (опять тычет, как и в следующем) уповайте, сто меня призывайте, сто мне поклоняйтесь» и т.п. Понятно, что у такого учителя мы не учились и приводили его в недоумение мерою нелепости нашего поведения и лени… Учителем русского языка в третьем классе был немец Эдуард Егорович Фишер (потом директор гимназии в Вятке) – очень добрый и умный человек, занимавшийся с нами старательно, более устно и весьма письменно. В четвертом классе у нас преподавал Кононасевич (кажется, сын священника-мученика, пострадавшего в польское восстание шестидесятых годов), но я не помню ничего о нем, кроме того, что он был, кажется, очень хворый человек и занимался с нами мало. В пятом классе его заменил у нас Александр Андреевич Камков, автор известной славянской грамматики 65 , краткой и умной, хотя (как я слыхал) целиком будто бы взятой из лекций известного слависта Виктора Ивановича Григоровича. Александр Андреевич был довольно видным и франтоватым молодым человеком. Он женился на сестре моего товарища Николая Аполлоновича Билетова, Надежде Аполлоновне, бывшей потом вдовою, начальницею Второй женской Ксеньинской гимназии. Другая сестра, Екатерина Аполлоновна – третья жена Илиодора Александровича Износкова, бывшего весьма несчастным в первых двух браках, продолжавшихся, как кажется, не более года каждый. 66

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 39  голосов:  3.8 из  5) Чик и Пушкин В классе было тихо-тихо. Александра Ивановна сидела за столом и читала «Капитанскую дочку». Даже пылинки в солнечном луче, падающем на стол учительницы, казалось, стали медленнее кружиться, все пристраиваясь и пристраиваясь к спокойному и милому порядку книги. Александра Ивановна ее читала уже много дней, и каждый раз в классе устанавливалась волшебная тишина. Чик ужасно любил эти минуты. Конечно, и книга была мировая, и Александра Ивановна здорово читала. Но тут было еще что-то другое. Чик это чувствовал. В голосе Александры Ивановны журчат уют, слаженность всей жизни, где всем, всем людям будет хорошо. Сначала в классе, как сейчас, а потом и во всем мире. И хотя книга была как бы не об этом, но через голос учительницы получалось, что и это в ней есть. Он чувствовал, что всем классом слушать Александру Ивановну , читающую эту книгу, гораздо слаще, чем одному. Оказывается, когда многие рядом с тобой наслаждаются книгой, гораздо слаще делается и тебе самому. И Чик любил сейчас всех ребят класса за то, что они так послушно наслаждаются. Ну, Александру Ивановну он и всегда любил больше всех остальных учителей. Он любил ее старое, морщинистое лицо в пенсне, ее высокую, легкую фигуру в аккуратном сером пиджаке и этот ровный голос, старающийся не выдавать того, что она сама чувствует при чтении, чтобы не было взрослой подсказки, где смеяться, а где горевать. Чик и за это ей был благодарен. Чик вспомнил свое далекое, в первом классе, знакомство с Александрой Ивановной. Какой он был тогда глупый! Он пришел в первый класс с опозданием. Его не хотели принимать, потому что он недотягивал по возрасту. А потом приняли. И он, не зная школьных правил, в первое время то и дело попадал впросак. Так, он долго не мог понять, что в классе нельзя громко разговаривать. Почему? Разве кто-нибудь спит или больной? Школа предлагала ему во время урока как бы заснуть для жизни, чтобы проснуться для учебы. А Чик, громко разговаривая, как бы отстаивал прекрасную возможность одновременно жить для жизни и жить для учебы. И снова начинал громко разговаривать с соседями.

http://azbyka.ru/fiction/detstvo-chika-f...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010