Первое подробное описание И. К. м. содержится в сотной грамоте, данной в 1621 г. игум. Геннадию. 29 сент. 1623 г. игум. Геннадий получил от царя Михаила Феодоровича новую жалованную грамоту вместо утраченных в Смутное время. По ней игумен «з братиею, или хто по нем иныи игумены и братия в монастыре будут» получали налоговые льготы: «Монастырские вотчины наших никаких податей, и денежных поборов, и казачьих хлебных запасов, и кормов не давати, опричь ямских денег, и стрелецких хлебных запасов, и городового и острожного дела». Мон-рь и его владения освобождались также от воеводского суда «опричь душегубства, и розбоя, и татьбы с поличным... и ведает и судит своих монастырских людей и крестьян игумен з братиею сами во всем, или кому прикажут». В случае если в судебном деле участвовали люди, жившие вне монастырской вотчины, то назначался смесный суд. «А в духовном деле игумена з братьею судит богомолец наш архиепископ Вологоцкий и Великопермский». Грамота защищала обитель от произвола светских властей: «Воеводы наши, и дьяки, и всякие ратные и проезжие люди в наших монастырских селех и деревнях силно не ставятца и подвод, и проводников, и кормов своих и конских у них не емлют, а кому у них лучитца ставити, и они корм свои и конской купят у них, как им продадут». При проезде по монастырским делам без товара к Москве монастырские люди освобождались от всех дорожных пошлин (РГАДА. Ф. 281. Ед. хр. 120/2691. Л. 1, 2). В 1632 г. мон-рь получил еще одну сотную грамоту. Настоятели и насельники В 20-х - нач. 30-х гг. XVII в. настоятелем был игум. Геннадий, затем Геласий (1656), Макарий (1659), Феодосий (1661), Авраамий (1665), Афанасий (1676-1680), игумены Павел (1686), Филарет (1691-1695), Иосиф (1696-1698) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 761). В нач. XVIII в. монастырь возглавлял игум. Акила, в 1723 г. игуменом был назначен Макарий (Хворостин), в 1729 и 1738 гг. настоятелем был Сергий, в 1752 г.- Тихон (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 1810. Л. 2 об.). На момент составления сотной грамоты 1621 г. в мон-ре имелись 4 кельи, в к-рых могли жить помимо игумена от 3 до 6 чел. В 1632 г. пострижеников было столько же, только к кон. XVII в. их число (вместе с игуменом) возросло до 16. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XVIII в. в И. К. м. проживали 6 монахов под управлением иеромонаха. Кроме того, в обители жили церковнослужители из белого духовенства - священник, диакон, головщик, канонарх, пономарь и звонарь (РГАДА. Ф. 280. Оп. 5. 695. Л. 18).

http://pravenc.ru/text/389615.html

Почему «Боголеп не бе прислан к Москве», когда даже и «грамоты» – а не грамота – «послахуся»? Уже одно это не говорит ли, что и тогдашние власти Кожеозерскаго монастыря, – которых перебыло в означенные годы много (именно: игумены Исаакий 1652 – 53 гг., Сергий 1653 – 54 гг., Антоний, Феодосий в 1659 г., Евфимий, Анания и Феофил по 1666 г.) – вероятно разделяли мнение Боголепа, потворствуя ему как вкладчику, принесшему богатые дары... «Новые обряды», по их мнению – «новая вера», не нравилась им может быть и потому, что кожеозерцы хорошо знали Никона, как своего сожителя и настоятеля; а между последним и Боголепом, быть может, были и личныя неудовольствия... 137 Раскол же для постраженнаго «боярина» – как величался тогда на безлюдьи чуть не каждый подьячий – был ничто иное, как предлог к «расколам и мятежам»; ибо выставленныя собором «выше 20 лет не общася», ясно говорят против раскола, когда 20-ю летами раньше, т. е. около 1645 – 1646 г. и слуху об нем не было... Задача решается просто; у Боголепа появилось охлаждение к монашеской жизни, превратившееся в ненависть во всему церковному. После игумена Никона получены Кожеозерским монастырем следующия грамоты; 1) Жалованная, коею велено на малой стороне под монастырскою Калитинскою деревнею забор держать, дана 7 марта 1651 г. 2) Послушная царя Феодора на прежния грамоты и на всю вотчину, 1680 года, 27 августа. 3) Судная с Соловецким монастырем о коженском заборе, дана 1681 года... в 22-й день. 4) Царей Иоанна и Петра, с даточных людей пенных денег брать не велено, 1684 г. 28 мая. 5) Жалованная на речку Куросу и по грамоте данная из каргопольской канцелярии воеводская память на сенные покосы по той речке 1690 г. 16 февраля. 6) Правая на Калитинскую деревню и Кялованской деревенской участок и на рыбную ловлю и на сенные покосы, 1691 г. 10 декабря, дана из Золотой палаты. 7) На Кяндскую волость о малых оброчках, 1698 г. 20 февраля. 138 1-й строитель иеромонах Корнилий, 1723–1738 гг. 139 Обязанности повереннаго по монастырским тяжбам монаха. – Кожеозерским монастырем велось с местными раскольниками тяжебное дело, вследствие сего в 1729 г. и была взята с повереннаго сей обители, казначея монаха Иоанникия следующая подписка, по приказу архиерейскому:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди московских шатровых колоколен 1680-х годов существовал почти полный аналог колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Это возведенная в 1689 году колокольня храма свт. Николая Явленного, что у Арбатских ворот (храм находился между улицей Арбат и Серебряным переулком). В самом деле, конструкция и декоративное решение обеих колоколен практически тождественны, за исключением нескольких незначительных деталей. Эти небольшие различия сделали декор колокольни храма свт. Николая Явленного несколько упрощенным по сравнению с колокольней церкви Рождества Богородицы в Бутырках. Сходство облика позволяет предположить, что над обоими колокольнями работала одна строительная артель.  Храм свт. Николая Явленного, как и церковь Рождества Богородицы в Бутырках, был возведен на средства одного из стрелецких полков, а именно «Афанасьевского полка Чубарова». Именно поэтому более распространенным названием храма было «Святителя Николая Явленного, что за Арбатскими вороты, в Стрелецкой слободе». В XVII веке рядом с церковным двором находилась съезжая изба стрелецкого полка, а сам двор называли «монастырем церкви Николая Чудотворца Явленного» (здесь уместно будет отметить, что еще одним аналогом колокольни храма свт. Николая Явленного исследователи считают шатровую колокольню храма свт. Николая в Пыжах, которую тоже строили на средства стрельцов «Богданова полка Пыжова» около 1691 года). Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся к 1654 году и связаны с одним из вкладов царя Алексея Михайловича. Колокольня 1689 года была не первой, ее возвели после пожара, произошедшего в 1686 году, когда сам храм и храмовые постройки сильно пострадали. Высокая (около 14 саженей в высоту) шатровая колокольня находилась немного в стороне от храма. Она возвышалась в самом начале старинного Арбата и была видна издалека. Одним из свидетельств благоволения царской семьи был наиболее старинный колокол из подбора колокольни (весь подбор в конце XIX века состоял из семи колоколов). Как следует из надписи на нем, колокол отлили в 1630-е годы, а в 1638 году «Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович… и его Царица Великая Княгиня Евдокия Лукиановна и их государские дети…сей колокол велели дать к церкви Николы Чюдотворца Явленскаго, что за Арбатскими вороты, лета 7146 (1638) году». Надпись на колоколе была гравированной. Это позволяет предположить, что колокол был приобретен на Пушечном дворе специально для вклада в храм. Колокол 1638 года считался полиелейным, т.е. вторым по весу и отличался удивительно красивым звучанием. Звучание его было столь чистым, что стало предметом отдельного исследования о. Аристарха Израилева, определившего, что «тон этого колокола соответствует ноте соль».

http://sobory.ru/article/?object=60689

Строился собор 44 года, а пожертвования на него собирались прежде 75 лет, аж с 1815 года методом «снуровой книги», то есть прошнурованной, как тогда было заведено. Но собор так и остался неоконченным: колокольня, запроектированная на 10 метров выше основания купола, осталась недостроенной. Вознесенский собор состоит из кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковичную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах; из трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть Вознесенского собора имеет три полукруглые апсиды. Храм — четырехстолпный, одноэтажный. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, килевидные кокошники, колонны-дудочки, наличники в виде ромашек. В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма. Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А.В. Каминского. Ученик К.А. Тона Каминский был главным строителем Елецкого собора. В целом Елецкий Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников - передвижников К.В. Лебедева и А.И. Корзухина. Информация из разных источников, в т.ч. сайтов: elskst.narod.ru history.elsu.ru elets-adm.ru http://www.uslugy.ru/a-id-12136.html Строительство нового Вознесенского собора в Ельце представляет собой торжественную эпопею, просящуюся на страницы романа. В нём нашлось бы место живописанию множества красивых человеческих судеб, напрямую связанных с грандиозным елецким храмом. Первое документальное упоминание о Вознесенском храме на Красной площади относится к 1691-1693 годам. В писцовой книге 1678 года сведений о нём ещё нет, то есть следует предположить, что первый, деревянный Вознесенский храм был построен в 1680-х годах.

http://sobory.ru/article/?object=00331

Труды его по достоинству оценили управлявший в то время Нежином архиепископ Черниговский, Новгородский и всего севера, Лазарь Баранович, который называет о. Христофора в своих грамотах «первым той церкви фундатором и ктитором» 9 . И патриарх Константинопольский Иаков, давший, по его ходатайству, грамоту в 1680 году, в которой объявлял, что: «вышереченная сия церковь всевеликих чиноначальников, яже во граде Uzhe (Нежине) да будет и пребывает во вся веки всесвободна и не порабощена, и не попрана, и весьма безпреткновенна и нестужаема от всякого лица, никому же от всех имеющих власть превосходящих, докучать благоговейнешему сему иерею Христофору, но помогать ему и подавать иждивения и надлежащие церкви сей, присущей жизни его даже до последнего воздыхания» 10 . Но как ни усердно работал о. Христофор над выполнением данного перед самим собой обещания, как ни много он потратил труда и времени на собирание средств для постройки храмов, тем не менее, при возникших у него недоразумениях с самими же «учтивыми» 11 греками, для которых он трудился, задуманный им план не был доведен до желанного конца. При жизни отцу Христофору удалось сделать только один каменный храм, в честь Всех Святых, а другой в честь Архангела Михаила остался деревянным 12 . Это можно заключать и на основании другого прошения отца Христофора, поданного о прошении помощи на имя царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1691 году 13 , и на основании грамоты митрополита Киевского Варлаама Ясинского 1696 года 14 , и на основании наконец, существующей в храме Архангела Михаила надписи, которая гласит, что храм этот начал строится в 1714 году, а окончен в 1729 году. В это время уже был священником преемник о. Христофора о. Николай ( πιτροπεοντος το κρ Νικολου, Μηχαλου Μπουσινκου). Освящен этот храм был митрополитом Киевским Рафаилом Заборовским 28 сентября в 1731 году. Впоследствии, в конце XVIII столетия, благодаря стараниям киевских митрополитов 15 , храм Всех Святых снова был перестроен 16 , в каком виде он и остается и по настоящее время, требуя весьма капитальной ремонтировки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Церковь Николая Чудотворца в селе Петровское была выстроена между 1680-1691 гг. по заказу Ивана Михаиловича Милославского. В это время владельцами Петровского были бояре Милославские. Примерно в это же время был построен еще один шатровый храм в усадьбе Аннино, другой вотчине Милославских. Патриарх Никон в это время уже издал запрет на возведение шатровых храмов. Поэтому подобный жест со стороны бояр Милославских, являющихся противниками реформы, был явно оппозиционным. Храм был возведен на месте старой обветшавшей деревянной церкви. Новая церковь была освящена в честь святых Петра и Павла и была усадебным (домашним) храмом. Если бы не исторические источники, можно было бы с уверенностью сказать, что перед нами памятник архитектуры 16 века, но никак не конца 17 века, когда господствовал стиль московское " Нарышкинское " барокко. Милославские - родственники по матери Ивана Пятого - были приверженцы старообрядчеству. И поэтому этот храм в пику господствовавшим тогда " новым " вкусам был построен в стиле 16 века. Важно отметить, что зодчий не мог не вдохновляться шатровым храмом Преображения Господня в селе Остров, расположенном напротив того места, где возведена нынешняя Никольская церковь. Такое ощущение, что они связаны незримыми духовными нитями. Церковь Петра и Павла была построена из кирпича, а также из белого камня, добытого в селе Мячково, расположенного в 6 км ниже по течению Москва-реки. Шатровая церковь представляет собой простой, скромно украшенный четверик в два света (два ряда окон), увенчанный невысоким и восьмигранным шатром, перекрытым глухим сводом. Окна четверика поставлены друг над другом с некоторым смещением. Северный вход заложен кирпичом. Шатер у основания окружен рядом скромных треугольных кокошников и увенчан маленькой главкой. С востока к основному объему примыкает большая апсида с тремя окнами. Наличники всех окон здания обрамлены рамочными наличниками с треугольными завершениями, перекликающимися с кокошниками шатра. Кроме них четверик украшает простой резной поясок под карнизом.

http://sobory.ru/article/?object=01256

Автор первого в России сборника стихотворений и по сути первый поэт - иеромонах Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович; 1629-1680). Он был образованнейшим человеком своего времени, окончил Киево-Могилянскую академию - один из центров гуманитарного образования на Руси, был наставником царских детей. Как говорит один из исследователей его творчества, Симеон Полоцкий " положил основание в русской литературе той отрасли художественного творчества, которая до него была почти совсем не разработана - поэзии и драматургии " . Симеон был основоположником силлабического стихосложения в русской поэзии: поэтическая речь организуется чередованием равносложных строк. Но все его творчество было направлено на разъяснение христианских истин в доступной форме, на подлинное просвещение, в евангельском смысле. Конечно, порой для современного уха это звучит наивно:   Блаженна страна и град той блаженный, В них же начальник благий поставленный...   Симеон также изложил Псалтирь рифмованными славянскими виршами . Этот поэтический перевод Псалтири был издан в 1680 году отдельной книгой. Тот же иеромонах Симеон Полоцкий - один из основоположников редактирования в современном понимании . Активно занимался он и педагогической деятельностью. В 1679 году в Москве был издан " Букварь языка славенска " , составленный Симеоном Полоцким для малолетнего Петра . Симеон придавал большое значение именно печатному слову и активно участвовал в книгоиздательской деятельности, в частности в работе Верхней типографии. Он даже сочинил панегирик печатному станку:   ... Россия славу расширяет Не мечем токмо, но и скоротечным Типом, чрез книгисущим многовечным...   Прославились также и ученики иеромонаха Симеона Полоцкого, в частности монах Сильвестр (в миру Семен Агафоникович Медведев; 1641-1691). После смерти Симеона он на некоторое время занял его место придворного поэта, почему впоследствии, после свержения царевны Софьи, и был казнен, а его поэтические произведения - уничтожены. Большинство ученых также приписывают именно Сильвестру один из первых библиографических трудов в России - " Оглавление книг, кто их сложил " .

http://radonezh.ru/analytics/monashestvo...

Как говорит один из исследователей его творчества, Симеон Полоцкий «положил основание в русской литературе той отрасли художественного творчества, которая до него была почти совсем не разработана, – поэзии и драматургии» . Симеон ввел силлабическое стихосложение в русскую поэзию: систему, при которой поэтическая речь организуется чередованием равносложных строк. Но всё его творчество было направлено на разъяснение христианских истин в доступной форме, на подлинное просвещение – в евангельском смысле. Конечно, порой для современного уха его вирши звучат наивно: Блаженна страна и град той блаженный, В них же начальник благий поставленный… Симеон изложил и Псалтирь рифмованными славянскими виршами . Этот поэтический перевод Псалтири был издан в 1680 году отдельной книгой. Иеромонах Симеон Полоцкий – и один из основоположников редактирования в современном понимании . Активно занимался он и педагогической деятельностью. В 1679 году в Москве был издан «Букварь языка славенска», составленный Симеоном Полоцким для малолетнего царевича Петра . Симеон придавал большое значение именно печатному слову и активно участвовал в книгоиздательской деятельности, в частности в работе Верхней типографии. Он даже сочинил панегирик печатному станку: …Россия славу расширяет Не мечем токмо, но и скоротечным Типом, чрез книги сущим многовечным … Прославились также и ученики иеромонаха Симеона Полоцкого, в частности монах Сильвестр (в миру Семен Агафоникович Медведев; 1641–1691). После смерти Симеона он на некоторое время занял его место придворного поэта, почему впоследствии, после свержения царевны Софьи, и был казнен, а его поэтические произведения – уничтожены. Большинство ученых также приписывают именно Сильвестру один из первых библиографических трудов в России – «Оглавление книг, кто их сложил» . Другой ученик Симеона Полоцкого, иеромонах Карион Истомин (его отца звали Истома Заболонский ), занимался книгоизданием, был справщиком Печатного Двора. В современной издательской практике трудно подобрать аналогию его обязанностям, это что-то близкое выпускающему редактору. «Справщик – человек, на котором лежала забота о текстологическом, литературном и, конечно же, идеологическом качестве книг, выходящих из печати» . С 1698 года иеромонах Карион стал начальником Печатного Двора – по тем временам высокая государственная должность .

http://pravoslavie.ru/65647.html

Воронеж, http://otkudarodom.ua/ru/voronezh Преображенская церковь была построена в 1680-х гг., в версте от воронежской крепости. Деревянная церковь стояла на пригорке левого берега Воронца (ныне Осоты) по дороге на Кролевец (летописный Зартий, то есть расположенный за Реттью). В 1691 г. священник Преображенской церкви получил антиминс на богослужение во вновь приходе. С самого начала при церкви действовала казацкая школа и госпиталь. Церковь называлась в народе Спасской (Спасо-Преображенской) соответственно и этот уголок Воронижу назывался Спасской. В 1783 г. была заложена новая каменная церковь, которую освятили в 1797 г. Такой долгий срок строительства, в 14 лет, небольшой церкви был обусловлен ограблением воронежского абшитованного бунчукового товарища Матвея Холодовича гайдамакой Семеном Гаркушой7 в январе. г., поэтому церковь, которая должна была быть построена по образцу двухэтажной Николаевской церкви в Козельце (1781 г.), пришлось достраивать его племяннику Михаилу Шрамченко за свои средства, следовательно, меньшей высоты и размера. Церковь одноглавая, построенная в архитектурном стиле позднего казацкого барокко. В 1897 г. построили рядом с церковью два деревянных дома, один (14,7х8,4х2,8 м) – для проживания священника, второй (9,9х4,3х2,6 м) – для псаломщика. Во дворе священника находился амбар, кирпичный погреб, конюшня, сарай и навес, во дворе псаломщика – только амбар и хлев. В одной связке с домом псаломщика построили двухэтажное здание для хранения церковных принадлежностей. Первый этаж был кирпичный, второй этаж – деревянный. Кирпич для строительства произвел кирпичный завод, принадлежавший церковно-приходскому покровительству Преображенской церкви. Завод был построен в 1897 г., у него была печь для обжига кирпича под навесом, два длинных сарая и сторожка. В 1905 г. церковь расширили, пристроили трапезную и притвор. По страховому описанию 1910 г., длина Преображенской церкви составляла вместе с колокольней 13 саженей 1 аршин 11 сливок (28,5 м), наибольшая ширина – 9 саженей 2 аршина (19,6 м), высота до верха карниза – 3 ½ сажени 7,4 м). Двухъярусная колокольня была высотой в 7 и 2/3 сажени (16,3 м) до верха карниза. В церковном дворе находился деревянный амбар, крытый железом. Также в собственности церкви находилась одна деревянная торговая лавка. Все это церковное имущество и завод забрали воронежские большевики и закрыли церковь в 1931 г., превратили ее в состав железного хлама. Церковь возобновила богослужение при немецкой оккупации в 1942 г. После войны коммунисты вторично закрыли церковь и снова превратили ее в нищий состав. В 1968 г. разобрали колокольню на кирпич для восстановления печей бывшего церковного кирпичного завода.

http://sobory.ru/article/?object=29100

В 1679-1681 гг. в числе братии монастыря подвизался в сане иеромонаха свт. Димитрий (Туптало), будущий митрополит Ростовский , знаменитый проповедник и писатель, приглашенный гетманом Украины Иваном Самойловичем в соседний с обителью город Батурин, служивший гетманской резиденцией. В 1680-1681 гг. в монастыре был окончен и освящен каменный 5-главый Свято-Николаевский собор. Он сооружался на средства генерального судьи Украины Ивана Домонтовича, который вскоре почил и был погребен в соборе. Архитектура храма была выдержана в стиле украинского барокко. На 1682-1683 гг. приходится 1-й из 2-х периодов настоятельства свт. Димитрия (Туптало) в Крупицкой обители. Возведенный в 1681 г. в сан игумена, подвижник был назначен на должность настоятеля Максаковского монастыря на Черниговщине, а в 1682 г. переведен на ту же должность в Крупицкий, но в 1683 г. оставил управление братией ради уединенной жизни в стенах обители. В 1684 г. настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский, позже митрополит Киевский, †1707), зная благочестие и таланты свт. Димитрия, предложил ему составить новый свод житий святых Православной Церкви. Подвижник согласился, переехал в Лавру и приступил к работе. Николаевский Крупицкий женский монастырь В 1685 г. в Крупицком монастыре проживал епископ Гедеон (Святополк-Четвертинский). Притесняемый католическими властями Польши, он оставил находившуюся в их землях Луцко-Острожскую епархию Правобережной Украины и в 1684 г. прибыл в Киев, а после временного проживания в Крупицкой обители стал в 1685 г. митрополитом Киевским (†1690). 1686-1692 гг. явились 2-м периодом игуменства свт. Димитрия в Крупицком монастыре. В 1686 г. подвижник вновь принял на себя, по убедительной просьбе митрополита Гедеона и гетмана Самойловича, управление Крупицкой обителью. Не оставляя при этом работы над «Житиями», свт. Димитрий, по его собственным словам, к середине марта 1688 г. «написал житий святых месяцев шесть». В 1689 г. типография Лавры издала 1-й том «Житий». В том же году подвижник совершил поездку в Москву, где объяснил некоторые места в изданных «Житиях», вызвавшие сомнения у патриарха. Желая уделять «Житиям» больше времени, в 1690 г. свт. Димитрий удалился в скит монастыря на месте древней Крупицкой обители, в 1691 г. выстроил там для себя новую келью и в 1692 г. повторно оставил игуменство. В 1693 г. подвижник уже дорабатывал 2-й том «Житий», а в 1694 г. был назначен на должность настоятеля монастыря свв. апп. Петра и Павла в городе Глухове.

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_К...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010