http://agios.itkm.ru/7974 Церковь Великомученика и Победоносца Георгия выстроена в 1837-1839 гг. в традициях позднего классицизма. Закрыта в 1933-1936 гг. и разорена. Восстанавливается с 1996 г. Является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 5 марта 2015 г. Существовавшая ранее церковь Георгия Великомученика в селе Алешне (Олешне). Село Олешня на речке Ольшанке с церковью вмч. Георгия в начале XVII ст. находилось Московского уезда, Радонежского и Бели стана, в дворцовом ведомстве и упоминается в приходных книгах казенного приказа за 1631-33 гг. В 1680 г. при досмотре церковных земель, по указу патриарха Иоакима, оказалось, что «по сказке попа Георгиевской церкви Федора с причетниками, к той церкви церковной земли пашни 12 четьи в поле, сена по речке Ольшанке 40 копен…». В селе Алешне была построена новая церковь, а старая перевезена в 1702 г. в село Максимково и построена там в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы. Село Алешня с находившеюся в нем деревянною церковью св. вмч. Георгия в 1691 г. пожаловано князю Федору Семеновичу Урусову, умершему в 1694 г., и 18 апреля патриарх Адриан ходил на отпевание боярина князя Федора Семеновича Урусова. В 1700 г. его жена вдова княгиня Фекла Семеновна отдала это село и двор в Москве, на Тверской, в приходе Георгия, что на Красно Горке, в приданое свой дочери княжне Марье Федоровне, при выходе замуж за князя Б. И. Куракина. В селе Алешне в 1646 г. находились 44 двора крестьянских; в 1704 г. – двор вотчинников и 80 дворов крестьянских. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=04056

В конце XIX - начале XX в.в. монастырь увеличил свои земельные владения. В 1879 г. в вечное владение обители были высочайше пожалованы 164 дес. 1456 кв. сажень земли, в числе которых лесные дачи «Михайловская пустошь» и «Михайловское болото». В 1882 г. были пожалованы еще 30 десятин земли, на которых располагались дачи «Елманово» и «Пастухово». В 1885 г. мещанка А.П. Озерова пожертвовала монастырю землю и три деревянных флигеля в городе Рыбинске. В 1913 г. в дар от Главного Управления Землеустройства и землевладения обитель получила 5 дес. земли с лесом для устройства на них практической школы огородничества и пчеловодства с трехлетним курсом обучения для крестьянских детей. В 1913 г. в штате монастыря состояло 70 человек. Архитектурный ансамбль Толгского монастыря складывался в XVII-XIX в.в. На месте и в память чудесного явления иконы была выстроена Соборная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 20-х г.г. XVII в. уже существовало расписанное фресками каменное здание собора с приделами Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского. В 1861 г. оно было разобрано, и на его месте в 1681-1683 г.г. сооружен ныне существующий четырехстолпный пятиглавый храм, построенный в традициях ярославского зодчества того времени - высокий подклет, с трех сторон храм опоясывают галереи, западный вход украшен высоким крыльцом на массивных столбах, расчлененных ширинками, изразцовый декор. В 1690 г. стены и своды собора были расписаны фресковой живописью артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Семенова и Федора Федорова. Живопись двух нижних ярусов посвящена истории создания обители и чудесам Толгской иконы Богоматери. В 1839-1840 г.г. стенописи поновлялись. Тогда же создали пятиярусный резной позолоченный иконостас. В южной паперти собора был устроен придел во имя Ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. В 1691 г. он был украшен стенной живописью. В 1912 г. стенописи реставрировались художником из Палеха М.И. Дикаревым. В 1680-х г.г. с северо-западной стороны от соборного храма на месте старой деревянной была сооружена каменная трехъярусная колокольня, имевшая первоначально шатровое завершение. В 1826 г. по проекту архитектора П.Я. Панькова был надстроен четвертый ярус, имеющий завершение в виде ротонды с главой. В конце XX в. на колокольне Толгского монастыря находилось 11 колоколов, крупнейший из которых достигал веса 505 пудов и был отлит в Ярославле мастером А.В. Чарышниковым. В нижних ярусах колокольни располагались кладовые палатки и ризница.

http://sobory.ru/article/?object=00217

– Варсонофий , 1857–69. 5 Спасо-Преображенский, Чебоксарский. [III, 692?] Строители Геронтий , 1671–74, дек. Сергий , 1676–79. Авраамий , 1682. Симеон , 1684–93, нояб. Игумены Мисаил (архим.) 1699. (Не из Юнгинского-ль?). Гермоген , 1703–8. Иона , 1721 и 22. Филипп , 1729. Фома , 1763 и 64. 6 Раифская Богородицкая пустынь, от Казани в 30 верстах, основана в XVII веке. Заштатная. [V, 663.] Игумены Авраамий , 1620. Иосиф , 1650. Савватий , 1670. Алексий , 1672 и 73. Иосиф , 1675. Феодул , 1678. Иосиф , 1686. Герман , 1691–96. Адриан , 1698 и 99. Феофил , 1700–3. Киприан , 1706. Варнава . 1707–14. Иорофей , 1715. Архимандриты Матфей , 1721–23. Иаков , 1729–33, 13 февр. сослан в Устюг. Герман , 1734, а 1737 бывший. Мисаил , 1736–39. Герман 1745–58. Созонт , 1763 и 64. В Симбирский Покровский? Геннадий Халчковский 1764 перев. из Седмиезерной пустыни, а 1765 – в Нижегородский Печерский. Хрисанф , 1765–67, перев. в Чебоксарский Троицкий. Виктор , 1767–69. Исидор , игум., 1769 перев. из Зилантова; до 1771. Созонт 1771 перев. из Симбирского Покровского; до 1775. Игумены Касторий , 1775–86, перев. в Седмиезерную пустынь. Иеракс , 1786. Иероним , 1791. Венедикт , 1794. Амвросий Сретенский , архим., 1802–5, перев. в Зилантов. Евстафий , архим., 1805. Виталий , 1806. Иларий , 1812. Аркадий , с 1819. Антоний , 1836. Амвросий , 1838; архим. 1843–48. Антоний , 1849–69. 7 Богородицкий, в Казани, основан в 1579 г. Ныне первоклассный. [III, 382.] Игуменьи Петронилла , 1582–84. Мария , 1588. Феодосия , 1631. Анфиса Левашева , в мар. (sic) 1643, 1646, апр. Ольга , в сент. 1652. Марфа Киреевская , 1654–56. Иулия , 1680 и 81. Марфа Воронова , 1699–1704. Марфа Соловцова , 1735–42; до 1764; † … Евдокия , 1764–78. Александра , 1778–80. София, княжна Болховская , 1801; † 5 (21?) апр. 1807. Назарета Шванвичева перев. из Тверского Рождественского, 1807–1822; перев. в Московский Алексеевский. Евфрасия , из Московского Алексеевского, 1822–1827. Евпраксия , 1827–47. ? Маргарита , 1848. Адрес-Календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ж. проявил значительную активность в деле организации издательской деятельности. В 1683 г. на совещании у папского нунция в Варшаве по инициативе Ж. было принято решение начать издание богослужебных книг для униатов, для чего была создана специальная литургическая комиссия под его руководством. Митрополит намеревался создать отдельную униат. типографию, выбрав для этого Супрасльский мон-рь, но встретил сопротивление со стороны настоятеля и братии обители. Лишь после смерти в 1691 г. архим. Иосифа Михневича Ж. получил возможность устроить в Супрасльском мон-ре типографию, но не успел довести задуманное до конца. В 1695 г., через 2 года после смерти Ж., в Супрасльской типографии было закончено печатание униат. Служебника, начатое Ж. еще в типографии виленских василиан. Впосл. этим Служебником как авторитетным изданием пользовалась униат. Церковь. Соч.: Colloquium Lubelskie. Leopoli, 1680. Лит.: Welykyj A. G. Epistolae Metropolitarum Kioviensium catholicorum: Zochovskyj, Zalenskyj, Vynnyckyj, 1674-1713. R., 1958. (Analecta OSBM; Sect. 3. Vol. 3); idem. Litterae Episcoporum historiam Ucrainae illustrantes. R., 1968. Vol. 12; 1969. Vol. 13; 1977. Vol. 14; Wojnar M. M. De protoarchimandrita basilianorum, 1617-1804. R., 1958; Назарко I. Kuïbcьki i Гaлuцьki Митрополити: 1590-1960. Рим, 1962; Bendza M. Tendencje unijne wzgldem cerkwi prawosawnej w Rzeczypospolitej w latach 1674-1686. Warsz., 1987; Блажейовський Д. Киïвськоï Церкви: 861-1996. Льbib, 1996; Великий А. Г. З лimonucy християнськоï Украïни. Рим; Льbib, 2000. Кн. 5; Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Нек-рые обстоятельства и средства поддержания белорусско-украинской униатской литургической практики в XVII-XIX вв.//ДРВМ. 2000. 2. С. 125-137. В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: АЛЬБЕРТИН иезуитская миссия и новициат византийско-слав. обряда в Слонимском повете Польши в 1924 - 1939 гг. БРЕСТСКАЯ УНИЯ решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католич. Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения

http://pravenc.ru/text/182341.html

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. В бывшем селе Петровское, а ныне микрорайоне, входящий в состав городского округа Лыткарино, чудом сохранилась небольшая шатровая церковь в честь Николая Чудотворца. От неё открывается великолепный потрясающий вид на церковь села Остров, москворецкую пойму и сам город Лыткарино. Первое упоминание о храме, построенном на этом месте, относится к 1521 году, когда впыхнул земельный спор между её попом и Московским Чудовым монастырём. В ту пору церковка вместе с землёй была приписана к дворцовому селу Остров, т. е. принадлежала непосредственно великому князю Василию III, который, предположительно, и выстроил (по его указу) здесь церковь в честь Петра - митрополита Московского. Причём в 1521 году упоминается только церковь, а село, видимо, возникло позже и по церкви получило название Петровское, появившееся в писцовых книгах лишь в 1631-32 гг. В XVII веке церковь была перестроена в камне и освящена уже в честь двух апостолов - Петра и Павла, а в XIX веке, с постройкой новой Петропавловской, храм этот переосвятили в Никольский. Присмотритесь, этот скромный кирпичный храм таит в себе загадку: его крыша сделана в форме высокого шатра. Шатровые каменные храмы во множестве строились на Руси в XVI веке и первой половине XVII веке. В наших широтах такая форма крыши очень практична - снег на ней не скапливается, весной сосульки не падают. Церковь Вознесения в Коломенском, храмы в селе Остров и Беседы, также расположены в непосредственной близости друг от друга. Казалось бы - чего удивительного, что и в селе Петровском также был выстроена шатровая церковь? Оказывается есть. В 1653 году патриарх Никон специальным указом запретил строительство шатровых церквей. Про шатровые колокольни в указе ничего не говорилось и их продолжали строить, а церкви - пожалуйста: пятикупольные, четырёхскатные, с кокошниками или без, но только не шатровые. Это правило соблюдалось и после отставки Никона. Между тем искусствоведы датируют постройку данной церкви 1680-1691 годами. Не все, конечно - кто-то основывался на архивных материалах, а остальные просто приводят те же даты, не слишком задумываясь об источниках. А задуматься есть над чем. Как так? Почему такое исключение из правил?

http://sobory.ru/article/?object=01256

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2018 г. Троицкая церковь на Воробьёвых горах существовала с древнейших времён. Её история тесно связана с историей дворцового села Воробьёво (ныне в черте Москвы), от которого эту живописную местность на правом берегу Москвы-реки и стали называть Воробьёвыми горами. Точное время постройки первого деревянного храма неизвестно, но, когда в XV столетии село Воробьёво было куплено великой княгиней Софьей Витовтовной, он уже существовал. Упоминание о деревянной Троицкой церкви в селе Воробьёво содержится в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г. в числе «жилых» московских церквей «за Деревянным городом»: «церковь Святые Живоначальныя Троицы, что в селе Воробьеве, дани 18 алтын 4 деньги, и сентября в 28 день, на нынешней 7136 г. те деньги платил поп Тит, в 7140 (1632) г. – на Троицкую церковь к прежней дани по новому окладу прибавлено дани 2 алтына 5 денег». До 1690 г. храм значился в Пречистенском сороке города Москвы, с 1691 г. – в Загородской десятине. При приходском Троицком храме состояли священники: 1628–1632 г.г. – о. Тит; 1639–1645 г.г. – о. Конон Ананьин; 1646–1656 г.г. – о. Пётр; 1657–1673 г.г. – о. Иаков; 1675–1680 г.г. – о. Фома; 1681–1685 г.г. – о. Феофан; 1710–1720 г.г. – о. Иван Васильев; 1730 г. – о. Петр Ильин. В 1720 г. было принято решение вместо очередного обветшавшего храма строить новую деревянную церковь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Алексея человека Божия. Строительство завершилось в 1727 г. и в том же году состоялось освящение храма. Уже к середине XVIII в. церковь пришла в ветхость и священники просили благословения на постройку нового храма. Распоряжением от 4 июня 1750 г. было предписано произвести осмотр здания. По результатам осмотра 13 сентября 1750 г. в Дворцовую Кантору было доложено, что «…та церковь вся в совершенной ветхости и в починку бысть не годна, а надлежит вместо оной построить вновь». Но на этот доклад был получен отказ. В течение последующих нескольких лет вопрос о разборке обветшавшего деревянного приходского Троицкого храма и строительстве на его месте новой церкви обсуждался неоднократно, но безрезультатно. В конце концов, 11 апреля 1757 г. храм от ветхости обрушился. С этого времени службы совершались в уцелевшем пределе Алексия человека Божия.

http://sobory.ru/article/?object=02278

В краткой заметке под 29 марта о св. Бертольде († ок. 1198), 1-м приоре мон-ря на горе Кармил (ActaSS. Mart. T. 3. P. 791-792), болландисты обошли молчанием вопрос о предполагаемом основании ордена кармелитов прор. Илией . В ответ на это мон.-кармелит Франциск Доброй Надежды (Франсуа Креспен; 1617-1677) в соч. «Historico-theologicum Carmeli armamentarium» (1669) потребовал от болландистов подтвердить традицию, связанную с прор. Илией. Однако в 1-м апрельском томе, во введении к Житию св. Альберта, лат. патриарха Иерусалимского (1205-1214), автора 1-го устава кармелитов, П. подверг критике легенду об основании ордена прор. Илией, показав ее историческую несостоятельность, хотя и избегал прямых обвинений в фальсификации (ActaSS. Apr. T. 1. P. 769-802, 909-910). Кармелиты в свою очередь опубликовали против болландистов неск. памфлетов, в т. ч. сочинение Себастиана Святого Павла (Себастьена Пети) «Exhibitio errorum, quos P. Dan. Papebrochius S. J. suis in notis ad Acta Sanctorum commissit contra Christi Domini paupertatem…» (1693). П. ответил на эти обвинения в майских томах «Acta Sanctorum» (1680-1688), а также в отдельных сочинениях, в т. ч. в «Responsio... ad Exhibitionem Errorum per adm. R. P. Sebastianum a S. Paulo Ord. Carmelitani evulgatam anno 1693 Coloniae» (1696-1698). Весной 1691 г. кармелиты передали обвинения против П. в испан. инквизицию . По итогам процесса (приговор обнародован 14 нояб. 1695) тома «Acta Sanctorum», опубликованные при участии П. (за март-май), были признаны содержащими ложные и опасные для католич. веры утверждения, чтение и распространение этих книг было запрещено ( Santiago Medina. 2011). Обвинения, выдвинутые против болландистов, поддержали и профессора теологического фак-та Лувенского ун-та. С кон. 1697 по июнь 1700 г. в Риме находился болландист Конрад Яннинг, безуспешно пытавшийся добиться отмены решения испан. инквизиции. Вместе с тем рим. Конгрегация инквизиции не стала подтверждать приговор испан. инквизиционных трибуналов. В дек.

http://pravenc.ru/text/2578917.html

В 1667 году был заключен Андрусовский мир, по которому к России отходила левобережная Украина. Однако правобережные украинские земли и Белоруссия были возвращены Речи Посполитой. До воссоединения белорусов с Россией оставалось еще чуть больше века. Марков монастырь вновь был переподчинен Константинопольскому Патриархату. В 1680 году в Марковом монастыре произошло несчастье – пожар, который, возможно, не был случайным, но достоверных подтверждений тому, что это был поджог, нет. Тогда дотла сгорели обе церкви обители. Казанскую икону Божией Матери, дар царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, удалось спасти. Древние православные шляхетские роды переходили постепенно в католичество. Так произошло и с родом Острожских, и с родом Огинских. Стал католиком и сын Льва-Самуила Огинского Симеон-Карл. Но все же сын исполнил завещание отца и в 1687 году подтвердил дарственную отца на имения Марково и Шидловское, а в 1690 году начал восстановление монастыря. Любопытно, что в одном из подтверждающих документов было сказано, что если иноки монастыря решат перейти в униатство или католицизм, то Марков монастырь будет лишен всяческой поддержки С.-К. Огинского, что, несомненно, было сделано по воле Л.-С. Огинского. Нужно было заново отстроить храм, и в течение 1690–1691 годов была возведена соборная церковь во имя Святой Троицы. Она была освящена 31 июля 1691 года – в день Святого Духа. На память об этом вырезали надпись на деревянном восьмиконечном кресте, который долгое время хранился в храме, а в конце XIX века был передан в Витебский церковно-археологический музей. О внутреннем устройстве храма достаточно подробно говорится в книге А.В. Русецкого и Ю.А. Русецкого «Художественная культура Витебска». По приведенным в ней воспоминаниям современников, это был уникальный деревянный храм, который опоясывала открытая галерея со множеством деревянных, украшенных искусной резьбой колонн. Сам храм был четырехсрубным, его венчали пять куполов. Особенностью церкви была богатая роспись, изображавшая различные библейские сюжеты. Росписи были сделаны на наклеенном на стены полотне Павлом Игнатовичем и вольноотпущенным бывшим крепостным мастером Иваном, сыном Сергеевым.

http://pravoslavie.ru/55995.html

Услышав это дурное известие, я сильно опечалился; мне стало досадно за то, что он (греческий царь) не удовлетворил моему желанию и моей просьбы не исполнил 1680 , и обстоятельство это привело меня в величайшее отчаяние. Затем я намеревался отправить письмо к царю моему государю через святой город Иерусалим, потому что некоторые евреи ручались мне отвезти письмо мое из их страны в Несибим 1681 : отсюда оно пошло бы в Армению, оттуда в Бардаа 1682 , а оттуда дошло бы и до вашей страны 1683 . Покуда я все это обдумывал, прибыли к нам послы царя Гебалимского 1684 , между которыми было два еврея, имя одного – Саул, а другого Иосиф 1685 . Когда они услышали о моем замешательстве, то начали утешать меня, сказав: «Дай нам письма 1686 твои, мы передадим их царю Гебалимскому, который ради чести твоей перешлет их к евреям, живущим в земле Гунгарин 1687 , те отправят их в Русъ 1688 , отсюда они пойдут в Булгар 1689 и таким образом дойдут до назначенного тобою места». Тот, кто испытывает сердца и почки 1690 , знает, что все это я делал не ради чести моей, но только для того, чтобы узнать истину – есть ли где остаток 1691 и царство изгнанному Израилю, где бы он не был подчинен и подвластен другим. Если бы я знал, что это действительно правда, то я отказался 6ы от почетного места, бросил 6ы высокий сан, оставил 6ы семейство и ходил бы по горам и по холмам, морем и сушей, пока не достиг 6ы места жительства царя моего государя, чтобы увидеть там его величие и славу жилища его подданных, положение его служителей и спокойствие остатка Израилева. Смотря на его великолепие и славу, воссияют мои очи 1692 , возрадуются мои почки 1693 , и уста мои произведут хвалу Господу, не отвратившему своей милости от своих угнетенных. Если моему царю благоугодно будет и если он соблаговолит исполнить просьбу мою, то да будет ему моя жизнь дорога 1694 и да прикажет он секретарям 1695 , находящимся перед ним, написать обстоятельный ответ его слуге из дальней земли, дабы я знал начало и основание дела 1696 , как попал Израиль в эту местность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010