В 1680 г., после молитвы святому и панихиды у его гроба, исцелился житель Тотьмы Б. Т. Тарунин, полгода остававшийся недвижимым из-за паралича. В 1691 г. исцелился крестьянин Тотемского у. Окологородной волости Арефа Малевинский, 9 недель страдавший от «лихорадки». В 1705 г. святой явился во сне больной А. Я. Татауровой и повелел отслужить 2 панихиды у его гроба, женщина исполнила повеление М. и выздоровела. Крестьянин дер. Кокоревской Тотемского у. Ф. В. Мамотов 9 лет был поражен параличом. В ночь на 5 нояб. 1706 г. ему явился некий человек «во одежди во единой срачице» и сказал: «Федоре, скорбиши!» Взяв больного за плечо, он повел его в храм и повелел ему приложиться к образу блж. Максима и отслужить «панихиду звоном» у его гробницы. Наутро больной самостоятельно отправился в церковь, чтобы поклониться мощам святого. В 1708 г. прозрела слепая Анна Яковлева. Каждое чудо было заверено священником или исцелившимся. В конце рассказа о чуде 1680 г. подписано: «К сей скаске Воскресенской церкви священник Стефан вместо Бориса Тарунина по ево велению руку приложил» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723б. Л. 310). Под описанием чуда 1691 г. стоят подписи А. Малевинского, свящ. Воскресенской ц. Григория и диак. Алексия Васильева. Церковь Воскресения Христова в Варницах. 1772–1775 гг. Фотография. 2011 г. Церковь Воскресения Христова в Варницах. 1772–1775 гг. Фотография. 2011 г. После пожара 1676 г., в котором сгорели Воскресенская ц. и древний храм св. Параскевы Пятницы, над местом погребения святого возвели новый храм во имя вмц. Параскевы, он упомянут в писцовых книгах 1677-1678 гг. ( Григоров. 1995. С. 216). 20 февр. 1715 г. по благословению архиеп. Великоустюжского и Тотемского Иосифа в храме св. Параскевы Пятницы была установлена рака с изображением блж. Максима над его мощами. Свящ. Иоанн Рохлецов отслужил святому молебен. Т. о. была совершена канонизация блаженного как местночтимого святого. В церковной описи Воскресенского прихода за 1743 г. упомянут «образ святого Максима, Тотемского чудотворца, венец и гривна серебряные, золоченые» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

Строит. Варсонофий , 1738–40. – Клеопа , 1746 и 47. Архим Александр , 1765–74. Игум. Александр , 1775–78. – Пётр , 1778–80. Архим. Аарон , 1802–6. – Арсений , 1807–25. – Никон , 1825–27. – Ириней , 1827–49. – Евгений , 1850–51. (В 1852 вакансия). – Аркадий , 1853–60. – Иоанн , 1861–69. Игумены Иоасаф , строит., 1696. Мирон , 1722. Иона определён 30 мар. 1723; упом. 1724, 25. Мирон , бывший, 12 мар. 1731 определён в Череповецкий. Никон Волосский определён 31 авг. 1731–39, перев. в Казанский Тамбовский. Макарий , 1745. Игнатий , 1748 и 49. Исаакий в сент. 1761 перев. в Козловский Троицкий. Сергий , 1763 и 64. Израиль , строит., 1794. Архимандриты Израиль 21 июля 1802 перев. в Александро-Свирский. Амвросий Виноградский 1803 произведён из префектов Московской акад., а 4 июня 1806 – в Лужецкий. Мефодий , 1807–10. Аарон Нарцисов , 1812–15, перев. в Нижеломовский. Гедеон , 1815–16. Матфей , 1817–31. Антоний , 1831–49. Павел , 1850–55. Кифа перев. из Сковородского? 1856–1858. Феодор , 1859–62. – Иоасаф , 1863–69. Особые заметки Новонырского монастыря: Строит. Филарет , в дек. 1678. Игум. Дионисий , 31 мар., в авг. 1680. Ванырской пустыни, Пензенского уезда: Строит. Трифон , 1675. – Исаия , в мар. 1680. IV, 216. Ивансырского, приписанного к Чудову, строит. Филарет , 1691. IV, 296. Саранского Богоявленского Илиинского строит. Макарий , 1738. Саратовского Крестовоздвиженского (2-го класса): Иг-нья Еванфия , 1845. – Магдалина , 1846–56. – Олимпиада , 1863 69. V, 465. Пензенского Троицкого (основанного в 1691 г.): Игуменьи Анисия , 30 дек. 1697. Фотиния , до 1766. Феврония , 1766–72. Евлампия , 1772 и 73. Ермила , 1774 и 75. Александра , 1775–80. Евпраксия 1789 перев. из Тамбовского Вознесенского. Надежда , 1840–66. Пензенского уезда, пустыни Богородицы Одигитрии и Усекновения главы Иоанна Предтечи: Строит. Трифон , в мар. 1674. – Никифор , 1723. Царицынского Богородичного строит. Макарий . в сент. 1652, в апр. 1658. Краснослободского Спасского: Игум. N ... N .... в дек. 1666. Строит. Филарет определён 29 янв. 1725.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1646 г. был устроен престол в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Первый храм сгорел в 1662 г., о чем летописец Иван Черепанов писал следующее: «В Тобольске случился пожар под горою, в котором погорела Богоявленская церковь, торговые ряды и базарный мост через реку Курдюмку». Скоро был построен новый деревянный храм, с наименованием Богоявленского с престолом иконы Владимирской Божьей Матери. Черепанов, повествуя о приносе в Тобольск чудотворной иконы Абалакской Божьей Матери, по просьбе воеводы, князя Ивана Борисовича Репнина, во время болезни его сына Аникиты, писал: «23-го июня 1672 г. в воскресенье – вышли из города за Воскресенские ворота митрополит Корнилий с освященным собором и со кресты и князь Иван Борисович со всем домом и все множество народа в сретенье (на встречу). Итак благолепно до церкви Богоявления Господня, яже под горой, в той бо день праздновали сретенье иконы Владимирския Богородицы и ту совершиша литургию и оттуда паки в собор принесли». Новый храм существовал до 1680 г., затем погиб в пожаре. Был восстановлен и просуществовал шесть лет. Пожар 26 апреля 1686 г. уничтожил церковь вместе с колокольней. Мысль об устройстве каменного храма возникла еще в 1685 г., когда прихожане Богоявленской церкви подали владыке прощение следующего содержания: «Великому Господину Преосвященному Павлу, митрополиту Тобольскому и всея Сибири. Бью челом Богоявленской церкви прихожана: Петрушка Толбузин, Федька Шульгин, Ивашко Полозов, Харитонко Песнишев, Васька Едровский, Андрюшка Неелов, конные казаки Ивашко и Потапко Нисаиловы, Андрюшка Мельков, пятидесятники Володька и Степка Саранчины, Федько Немков, Андрюка Иконников, Оброска Некрасов, Герасимко Некрасов, Федька Гладков, посадские люди Васька Путинцев, Ивашко Пестряков, Тимошка Прянишников, Левка Герасимов, Мишка да Ванька Путины, и все Богоявленские прихожане… Государь благослови строити каменную церковь Богоявления Господня или Богородицы Владимирския…» 20 июля 1685 г. митрополит повелел вместо деревянной возвести каменную Богоявленскую церковь. 20 июля 1691 г. новая церковь была освящена. Сам митрополит Павел на освящении присутствовать не мог по причине болезненного состояния – «месяца июня 23 дня 1691 г. в 9 часу дня волей и судьбами Всемогущего Бога в Тобольске Преосвященный Павел митрополит заскорбел скоропостижной болезней и в то злое время и час отнялся у него язык и правая рука и память стала как у младенца…» Вновь построенный храм сильно пострадал в пожаре 6 июня 1701 г. Огонь не разрушил стен, но уничтожил все древние иконы и многое из церковной утвари.

http://sobory.ru/article/?object=35564

Предание говорит, что некий Иван и его жена Степанида нашли в лесу подкинутую девочку-татарку и приняли ее к себе, окрестив Настасьей. Когда она выросла, в нее влюбился некий Князь, бывший тут же на богомолье. От этой любви у них родилась дочь Прасковья. Из церкви – Никольской – шел подземный ход к Русаковскому монастырю. Как-то князь пошел этим подземным ходом из церкви к монастырю, а Настя и ее дочь – лесом туда же. Когда Настя с дочерью пришли, то увидели, что Русаковский монастырь провалился под землю, и на его месте плещется озеро (Свято). Тут же пришли татары, и замуровали Настю с дочерью в подземном ходу. У озера с тех пор слышен ее плач. Про плач – это про эхо, подобного которому нет больше нигде. Эхо на озере Свято возвращает крикнутое четыре раза, причем совершенно без искажений, даже самые длинные фразы. Отец этого князя, в память о своем сыне и о Насте соорудил на Никольском храме особый крест – с полумесяцем, причем полумесяц символизировал татарку-Настю. Про этот Русаковский монастырь и село Русаки рассказывают еще вот что. Само название якобы происходит от того, что монахи грешили с русалками. Что самое интересное, монастырь, скорее всего, действительно был, поскольку встречается описание иконы Спаса из этого монастыря. Надпись на обороте иконы поясняла, что написана икона в Казани в 1591 году, дабы спастись от чумы, что в 1680 году она перенесена в Москву, и поновлена в 1691 году. Про монастырь говорят, что он провалился под землю между 1691 и 1764 (геологи этому не верят). В церкви как раз шло венчание. Тройка лошадей с пустой каретой сорвалась с места и так спаслась, прилетела в Дедово, и тем оповестила жителей о несчастье. Утром можно слышать, как звонят под водой колокола (то же говорят про Китеж). В полночь при свете луны под водой виден крест. Русаки встанут из воды в день Страшного суда. В октябре и 26 ноября 1934 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК получила жалобы церковных советов с. Дедово и Преображенской церкви с. Спас-Седчено Муромского района (сейчас Нижегородская область) о запрещении сельсоветом 17 мая колокольного звона, сначала только на время летних полевых работ, а потом и вообще (ходатайства перед сельсоветом, «краем» и 7 сентября перед райисполкомом результата не дали) (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 459. Л. 224, 225)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 82, 194.

http://sobory.ru/article/?object=07872

Приписная Никольская церковь, одноэтажная, с тремя престолами: главный - во имя свт. Николая, придельные - во имя Рождества Христова и во имя Рождества Иоанна Предтечи. Из церковной утвари отмечались: 1) серебряный потир 7150 г. (1642 г.), 2) напрестольный крест 7196 г. (1688 г.); 3) напрестольное Евангелие 7145 г. (1637 г.); 4) антиминс величиной в четверть 7140 г. (1632 г.), переданный в 1893 г. Преосвящ. Никанору; 5) небольшой резной образ свт. Николая, переданный в Троицкую церковь из существовавшего в Холмогорах подворья Николаевского Корельского монастыря, и два больших резных образа того же угодника. Сохранялись в церкви приходно-расходные книги Никольского прихода (за 1665-1667 г.г., 1667-1668 г.г., 1679 г., 1687-1691 г.г., 1691-1695 г.г.) и две книги Рождественского прихода (1678-1680 г.г., 1686-1687 г.г.). Приписная Покровская кладбищенская церковь была построена в 1861 г. на средства купца Анании Беданова. В ней было два престола: Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 20.8.1861) и в теплом приделе - во имя пророков Илии и Елисея (освящен 4.6.1861). В приходе имелся столб с образом свв. Зосимы и Савватия, служивший памятником существовавшего в Холмогорах подворья Соловецкого монастыря.Прихожан к 1 января 1894 г. числилось: 239 мужского пола и 175 - женского. Одним из достопримечательных событий приходской истории было посещение Троицкой церкви императором Александром I 28 июля 1819 г. на пути в Архангельск. На обратном пути 1 августа император присутствовал на литургии в той же церкви, участвовал в хождении на Иордан и принял от крещальной купели сына протоиерея Холмогорского собора Иоанна Леваковского. В 1887 г. Преосвященнейшим Нафанаилом, епископом Архангельским и Холмогорским, было преподано архипастырское благословение крестьянину Ивану Павловичу Корельскому за пожертвование 145 руб. на ремонт и украшение Троицкой церкви и купеческой вдове Марии Сизовой за пожертвование двух 5%-ных билетов по 100 руб. каждый, один - в пользу Троицкой церкви, другой - в пользу причта.

http://sobory.ru/article/?object=38912

Колокола Федора Дмитриева М., сохранившиеся и известные по различным источникам, были созданы в 1651-1686 гг. Отлиты для мон-рей: Валдайского Иверского (1651, 1656); Саввина Сторожевского - вседневный благовестник (1672), зазвонный (1676; с упоминанием в надписи прозвища Моторин); Троицкого Данилова в Переславле-Залесском (1678; ныне находится на Ивановской колокольне Московского Кремля); Троице-Сергиева - колокол Карноухий, более 1200 пудов (1683); Николо-Шартомского (1684); московского Данилова (1684); московского Новодевичьего (1684). Для городских соборов: в Смоленске благовестник весом 100 пудов и набатный весом 50 пудов (1668); для звонницы собора Св. Софии в Вел. Новгороде (вместе с Александром Григорьевым Лыковым) весом 1000 пудов (18 т) (1654; перелит в 1659); для собора Св. Софии в Тобольске (1678, 1682); для Успенского собора Москвы - Новый Успенский (1679, на колокольне «Иван Великий»), Набатный (1680). Для городских церквей Москвы: ц. св. Симеона Столпника на Поварской (1678), ц. в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянской пл. (1681-1682), ц. в честь Введения Пресв. Богородицы во храм на Б. Лубянке (1683; ныне находится на колокольне Покровского собора на Рву), ц. арх. Гавриила на Чистых прудах (1684). Сохранился колокол 1675 г. в музее-заповеднике «Коломенское» (ГМЗК). Известно, что в 1679 г. колокола неск. раз покупал Рейтарский приказ; в 1680 г. были отлиты, возможно, 7 колоколов весом от 15 до 27 пудов. В 1686 г. сделан часовой колокол для Троицкой башни Московского Кремля. Позже он был перенесен на открытый ярус Боровицкой башни, где стал благовестником для размещенной в башне ц. св. Иоанна Предтечи (уничтожен в 1929). Дмитрий Федорович (60-е гг. XVII в.- 1690). В 1686-1690 гг. был мастером Пушечного двора, имел ученика В. Денисова. Сведения о работах мастера не сохранились. Оценить его талант можно по единственному прорезному колоколу, отлитому в 1687 г. (ГМЗК), к-рый происходит из Покровской ц. в с. Медведкове. Колокол был изготовлен для продажи в колокольном ряду, где его заметили посыльные кн. В. В. Голицына. После покупки на колоколе была вырезана надпись, повествующая о вкладе Голицына в Покровский храм. Сохранились документы за 1688 г. об уплате пошлины за наследство, полученное Дмитрием Федоровичем М. в 1689 г., и «здаточная запись» его жены Анны Егоровны Ивану М. от 26 мая 1691 г. (РГИА. Ф. 1101. Оп. 1. Д. 32. Л. 73). Иван Федорович

http://pravenc.ru/text/2564246.html

В противоположность онуфриянам, которые хулили четвероконечный крест, их противники признавали его за истинный крест Христов: 594 это учение, вместе с учением о спасительности молитвы Иисусовой, произносимой со словами: «Боже наш», сделалось отличительным признаком диаконовского согласия. 595 Кроме того, Александр ввел иной способ каждения: он стал кадить крестообразно, тогда как другие, по старому обычаю, употребляли троекратное каждение – дважды прямо, а третий раз поперек. Однажды, когда, во время крестного хода на реку в день Богоявления, Александр стал кадить по своему, народ хотел в клочки разорвать «нововводца», так что последнему пришлось спасаться бегством. Открывшаяся вражда вызвала вразумление с Ветки – прекратить «мятеж» и кадить по старому, но вышеназванный «мировой свиток» признал, что «в диаконовом ските кадят по уставу», после чего особенность в каждении навсегда утвердилась за диаконовцами. 596 § 26. Дон и Ветка Весьма рано также появилась поповщина на Дону, будучи занесена сюда неким Иовом. Иов Тимофеев родился в Литве, некоторое время состоял келейником при патр. Филарете и был им рукоположен в иерея. Примкнув во дни патр. Никона к расколу, Иов сначала в Рыльском уезде основал монастырь Льгов (1669 г.), затем бежал на Дон и там при реке Чире построил новый монастырь, но, не успев освятить церкви, умер († 1680 г.). 597 Его заменил известный Досифей игумен. 598 Освятив, по просьбе учеников Иова, построенную Иовом церковь , Досифей служил в ней целых пять лет. 599 Так как другого храма у раскольников не было и попам их совершать литургии было негде, и так как Досифей, вероятно, опасался, как бы его «духовные дети» не остались после него без попа, или, по крайней мере, без храма, то и старался заготовить запасных даров как можно больше, чтобы и «в тысячи лет не оскудело», – отчего и просфору для агнца обыкновенно «запасал великую, яко куличу». И долгое, действительно, время после Досифея раскольники, знавшие Досифея, ходили лишь к тем попам, о которых было слышно, что у них есть досифеево «причастие». 600 Так как весть о раскольническом храме быстро разнеслась по окрестным странам и вследствие этого положение Досифея было не безопасно, то в 1688 году 601 он бежал дальше, за Астрахань, и там, при реке Куме, прожил недолго († ранее 1691), окруженный последователями. 602 Хотя церковь на реке Чире была разорена, но раскол с тех пор там не прекращался. 603

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Декоративное оформление колокольни имеет ряд интересных особенностей. Одно из главных украшений нижнего яруса – нарядная тройная арка с «висячими» гирьками – над въездными вратами. По сторонам от нее расположены необычные декоративные композиции – каждая из трех рельефных «кувшинообразных» деталей. Этот мотив известен в русском зодчестве XVII века. В Ярославле такие детали имеют конструктивное значение – служат опорами для арок открытой галереи второго яруса колокольни храма Рождества Христова. В качестве опор «кувшинообразный» мотив использовался и в московской архитектуре: в 1680-е годы при возведении Царской башни Московского Кремля и в 1670-е годы – для оформления галереи храма свт. Николая в Столпах. Как декоративный элемент, они украшают колокольни храмов свт. Григория Неокесарийского на Полянке (1679 год) и свт. Николая в Пыжах (ок. 1691 года). Имя зодчего, работавшего над храмами свт. Николая в Столпах и свт. Григория Неокессарийского, нам известно. Это Иван Космин (Кузьмин) по прозвищу Кузнечик, в 1666-1667 годах бывший стрельцом в полку Артамона Матвеева. В декоре колокольни храма Рождества Богородицы в Бутырках этот мотив получил неожиданное дополнение в виде разноцветного изразечного пояса, разделяющего два четверика. На каждом изразце изображен кувшин с букетом цветов. Второй ярус тоже оформлен очень нарядно. Колонки, украшающие углы четверика, как бы «стекают» на нижний ярус. Главным украшением этого яруса можно назвать обрамления окон, каждое из которых заключено в импровизированную раму. Боковые стороны – столбики из четырех граненых бусин, а сверху – роскошная многолопастная арка сложного рельефа. Между окнами находились когда-то большие иконы в киотах. Декор восьмерика перекликается с декором нижнего яруса. Двойные арки звона с «висячей» гирькой напоминают оформление въездных ворот. Грани восьмерика и столбики арок украшены кирпичными деталями невысокого рельефа. Особенного внимания заслуживает архитектурное решение шатра. Каждую грань украшают по пяти окошек-слухов, расположенных в четыре ряда, причем нижний ряд составляют парные окошки. Сорок слухов придают шатру, несмотря на большую высоту, легкость и ажурность. В московской архитектуре конца XVII столетия лишь шатер колокольни церкви свт. Николая в Столпах имеет большее количество слухов (всего их 48). Каждое из окошек шатра колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках имеет завершение в виде маленьких кокошников, каждый из которых в миниатюре повторяет декор окон второго яруса. Таким образом, многообразные детали и декоративные элементы составляют единое художественное целое и создают сдержано-благородный и гармоничный облик всему сооружению.

http://sobory.ru/article/?object=60689

– Иосиф , в нояб. 1707. Строители Иосиф , 7 янв. 1615, 1631. Кирилл , в янв. 1646, в мар. 1654, в мае 1656. Даниил , в февр. 1691. Трифон , 1697. Иона , в окт. 1703. Пахомий , 1704–1707. Иосиф , 1710. Никанор , игум., 1722. 13 Елабужская Троицкая, в Каменном городище, [IV, 82] пустынь, упразднённая; основана около 1616 г., 10 окт. приписана к Казанскому архиерейскому дому. Игум. Иона , 1616. Строит. Герасим , в сент. и дек. 1635. – Моисей , 1638. – Варлаам определён 31 мар. 1659. – Игнатий , в сент. 1663. – Галактион , 20 дек. 1663. Игум. Исаия , в нояб. 1677. – Евфимий , 1705. Особые заметки Разные Котельницкого Введенского: Иг-нья Елена , 1699–1704. – Пелагия , 1719–21. IV, 305. Истобинского Троицкого, перев-ного в Соликамск: Строит. Никита , 1680. – Киприан , 1705. Игум. Дамиан 1737 и 38. – Иоанн , 1742. – Авраамий , 1764; † 1765. (См. Пермскую епархию). III, 757. Вятский Григориев. VI, 147. Слободской Спасский. VI, 605. Слободского Рождественского: Иг-нья Евсевия , 1849. – Таисия , 1850. – Пульхерия , 1851–66. VI, 648. Царевосанчурские два. VI, 836. Яранские два. Яранского игум. Иларион , 1753–57. Яранского Богородице-Владычня иг-нья Парасковия , 1702–4. Вознесенского: Строит. Сергий , в апр. 1659. – Феодосий , в окт. 1679. Игум. Филарет , в нояб. 1707. – Захарий † 1765. Архиерейского дома казначей игум. Иоанн , 1743. Член Вятской консистории игум. Иезекииль , в янв. 1760. (См. Краснокутский мнтрь). Трифонова наместн. игум. Мельхиседек , 1762–1764. Слободского «Новодевича» иг-нья Анна , в окт. 1703. Рождественского Евсевия , 1840. (Адрес-Календарь). Хлыновского уезда, Богоявленской Раифской пустыни: Строит. Иаков , в окт. 1703. – Филарет , 1708. Кобрьской (Закобрской) Введенской пустыни игум. Питирим , 1705. Кайгородского Успенского строит. Зосима , 1705. Кайгородской Сретенской Сырьинской пустыни строит. Питирим , 1705. Сарапульского Успенского строит. Лаврентий , 1706 и 7. Царевосангульской Мусерской пустыни строит. Моисей , в мар. 1661, 1662. Уржумского уезда, Печерского строит. Ломей , в сент. 1663.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Корнилий (с 1649), по др. сведениям, старец Иона (ок. 1648). Затем обитель возглавляли настоятели в сане игуменов: Трофим (ок. 1650), Исаия (1652-1655), Никон (1656-1677), Иаков (1678-1680), Никон (1682-1684), Амвросий (1685-1687), Сергий (1687-1688), Авраамий (1688-1691), Павел (Сниторцев). В 1719 г. в К. м. была введена архимандрития. Когда в 1725 г. архим. Иоасаф (Шамаев) был переведен в донецкий во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , обитель возглавил игум. Сергий. По настоятельному ходатайству братии и вкладчиков (87 чел.) он был возведен в сан архимандрита (ОДДС. Т. 8. С. 140). Одним из достойнейших настоятелей (1738-1748; 1753-1760) К. м. был архим. Варлаам, 13 сент. 1748 г. переведенный в московский Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-рь . В 1751 г. по ходатайству Синода он был награжден имп. Елизаветой Петровной правом ношения панагии, архиерейским жезлом и правом служения литургии с отверстыми царскими вратами до Великого входа. Нек-рое время архим. Варлаам являлся наместником московского Донской иконы Божией Матери мон-ря , затем вновь возглавил К. м., где и скончался. В 1751-1753 гг. настоятелем К. м. был архим. Феодосий, в 1763-1774 гг.- архим. Исаакий, сын священника г. Шацка Тамбовской губ., принявший постриг в Саровской пуст. В 1764 г. мон-рь был причислен ко 2-му классу, в 1774 г. подвергнут разграблению участниками Пугачёвского восстания. По легенде, насельники спрятали в монастырских подвалах самые ценные предметы церковной утвари. За встречу Пугачёва в обители архим. Исаакий был лишен сана, монашества и сослан в Сканов во имя Св. Троицы мон-рь , где вскоре скончался. В 1779 г. настоятелем К. м. был назначен архим. Иоанникий (Никифорович-Полонский) , переведенный из владимирского Константино-Еленинского монастыря. «За усердие к просвещению» архим. Иоанникий был награжден архиерейским жезлом; он первым из настоятелей К. м. стал обладателем мантии со скрижалями. Последующие настоятели К. м. назначались из ректоров семинарии, имели право носить мантию со скрижалями и служить до Херувимской песни при открытых царских вратах и с архиерейским жезлом.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010