Декоративное оформление колокольни имеет ряд интересных особенностей. Одно из главных украшений нижнего яруса – нарядная тройная арка с «висячими» гирьками – над въездными вратами. По сторонам от нее расположены необычные декоративные композиции – каждая из трех рельефных «кувшинообразных» деталей. Этот мотив известен в русском зодчестве XVII века. В Ярославле такие детали имеют конструктивное значение – служат опорами для арок открытой галереи второго яруса колокольни храма Рождества Христова. В качестве опор «кувшинообразный» мотив использовался и в московской архитектуре: в 1680-е годы при возведении Царской башни Московского Кремля и в 1670-е годы – для оформления галереи храма свт. Николая в Столпах. Как декоративный элемент, они украшают колокольни храмов свт. Григория Неокесарийского на Полянке (1679 год) и свт. Николая в Пыжах (ок. 1691 года). Имя зодчего, работавшего над храмами свт. Николая в Столпах и свт. Григория Неокессарийского, нам известно. Это Иван Космин (Кузьмин) по прозвищу Кузнечик, в 1666-1667 годах бывший стрельцом в полку Артамона Матвеева. В декоре колокольни храма Рождества Богородицы в Бутырках этот мотив получил неожиданное дополнение в виде разноцветного изразечного пояса, разделяющего два четверика. На каждом изразце изображен кувшин с букетом цветов. Второй ярус тоже оформлен очень нарядно. Колонки, украшающие углы четверика, как бы «стекают» на нижний ярус. Главным украшением этого яруса можно назвать обрамления окон, каждое из которых заключено в импровизированную раму. Боковые стороны – столбики из четырех граненых бусин, а сверху – роскошная многолопастная арка сложного рельефа. Между окнами находились когда-то большие иконы в киотах. Декор восьмерика перекликается с декором нижнего яруса. Двойные арки звона с «висячей» гирькой напоминают оформление въездных ворот. Грани восьмерика и столбики арок украшены кирпичными деталями невысокого рельефа. Особенного внимания заслуживает архитектурное решение шатра. Каждую грань украшают по пяти окошек-слухов, расположенных в четыре ряда, причем нижний ряд составляют парные окошки. Сорок слухов придают шатру, несмотря на большую высоту, легкость и ажурность. В московской архитектуре конца XVII столетия лишь шатер колокольни церкви свт. Николая в Столпах имеет большее количество слухов (всего их 48). Каждое из окошек шатра колокольни церкви Рождества Богородицы в Бутырках имеет завершение в виде маленьких кокошников, каждый из которых в миниатюре повторяет декор окон второго яруса. Таким образом, многообразные детали и декоративные элементы составляют единое художественное целое и создают сдержано-благородный и гармоничный облик всему сооружению.

http://sobory.ru/article/?object=60689

Известно также, что с 1 апр. 1680 до 1681 г. к К. м. «на пропитание» была приписана калужская ц. свт. Алексия Московского с землями, построенная боярином Н. И. Романовым († 1654). Трудами игум. Мариамны Алексиевская ц., ранее пребывавшая в запустении 25 лет, была благоукрашена, снабжена утварью, отремонтированы алтарь и паперть. Богослужения совершал монастырский священнослужитель (Там же. С. 91, 94-95). 21 авг. 1899 г. на месте разобранной старой Казанской ц. был заложен, а 6 июля 1903 г. освящен новый 5-купольный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Ченстоховской иконы Божией Матери и во имя прп. Алексия, человека Божия. В храме был установлен 4-ярусный иконостас, в зап. части - хоры. Интерьер храма, в частности клиросы, украшали изображения сивилл ( Малинин. 1912. С. 141-142). В 1889 г. в мон-ре существовала также 8-гранная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, к кон. XIX в. были построены больничный корпус с аптекой, кельи для игумении и сестер, странноприимный дом. Настоятельницы и сестры Согласно несохранившемуся синодику мон-ря, 1-й настоятельницей К. м. была игум. Елена (Евдокия?), 2-й - игум. Марина, к-рая «за свою старость и скорбь игуменийство сестрам здала» и, вероятно, приняла постриг в схиму. При игум. Марине в К. м. проживали 36 сестер, в т. ч. казначея Анисия, просвирня Дорофея, старицы Анна, Варвара и Иулия. В 1673 г. сестры К. м. вместе с городским духовенством и посадскими людьми на черном Соборе избрали новую игумению - насельницу девичьего Оптина болховского в честь Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы монастыря Мариамну ( Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24). В обители хранилась грамота от 22 нояб. 1679 г. митр. Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) , выданная в ответ на челобитную игум. Мариамны: митрополит благословил перевод в К. м. ее сестры, бывш. настоятельницы Оптина болховского мон-ря игум. Елены (Пальчиковой) ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 85; Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24).

http://pravenc.ru/text/1320163.html

– Иосиф , в нояб. 1707. Строители Иосиф , 7 янв. 1615, 1631. Кирилл , в янв. 1646, в мар. 1654, в мае 1656. Даниил , в февр. 1691. Трифон , 1697. Иона , в окт. 1703. Пахомий , 1704–1707. Иосиф , 1710. Никанор , игум., 1722. 13 Елабужская Троицкая, в Каменном городище, [IV, 82] пустынь, упразднённая; основана около 1616 г., 10 окт. приписана к Казанскому архиерейскому дому. Игум. Иона , 1616. Строит. Герасим , в сент. и дек. 1635. – Моисей , 1638. – Варлаам определён 31 мар. 1659. – Игнатий , в сент. 1663. – Галактион , 20 дек. 1663. Игум. Исаия , в нояб. 1677. – Евфимий , 1705. Особые заметки Разные Котельницкого Введенского: Иг-нья Елена , 1699–1704. – Пелагия , 1719–21. IV, 305. Истобинского Троицкого, перев-ного в Соликамск: Строит. Никита , 1680. – Киприан , 1705. Игум. Дамиан 1737 и 38. – Иоанн , 1742. – Авраамий , 1764; † 1765. (См. Пермскую епархию). III, 757. Вятский Григориев. VI, 147. Слободской Спасский. VI, 605. Слободского Рождественского: Иг-нья Евсевия , 1849. – Таисия , 1850. – Пульхерия , 1851–66. VI, 648. Царевосанчурские два. VI, 836. Яранские два. Яранского игум. Иларион , 1753–57. Яранского Богородице-Владычня иг-нья Парасковия , 1702–4. Вознесенского: Строит. Сергий , в апр. 1659. – Феодосий , в окт. 1679. Игум. Филарет , в нояб. 1707. – Захарий † 1765. Архиерейского дома казначей игум. Иоанн , 1743. Член Вятской консистории игум. Иезекииль , в янв. 1760. (См. Краснокутский мнтрь). Трифонова наместн. игум. Мельхиседек , 1762–1764. Слободского «Новодевича» иг-нья Анна , в окт. 1703. Рождественского Евсевия , 1840. (Адрес-Календарь). Хлыновского уезда, Богоявленской Раифской пустыни: Строит. Иаков , в окт. 1703. – Филарет , 1708. Кобрьской (Закобрской) Введенской пустыни игум. Питирим , 1705. Кайгородского Успенского строит. Зосима , 1705. Кайгородской Сретенской Сырьинской пустыни строит. Питирим , 1705. Сарапульского Успенского строит. Лаврентий , 1706 и 7. Царевосангульской Мусерской пустыни строит. Моисей , в мар. 1661, 1662. Уржумского уезда, Печерского строит. Ломей , в сент. 1663.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иустин Вишневский , викарий Казанский, управлял в 1800 и 1801. Назарий Романовский в янв. 1802 перев. из Кирилло-Белоезерского; † в 1804. Евгений в 1804 перев. из Отроча; † 1808. Израиль Звягинцов 31 авг. 1808 перев. из Петергофской Троицкой пустыни; † в 1829. Иероним Визерский в 1830 перев. из Черниговского Елецкого; † в 1837. Мелетий Носков 1838 перев. из Мгарского Дубенского, а 31 дек. 1841 отставлен; † 15 февр. 1848, в Киево-Печерской Лавре. Мартирий 23 июля 1842 перев. из Задонска; до ныне (1869). 2 Спасо-Преображенский, в Казани, основан в 1555; ныне второклассный. [V, 627.] Архимандриты Св. Варсонофий 1555 перев. из Песношского, а в 1567 хирот. в еписк. Тверского. Иеремия , 1567–76, хирот. в архиеп. Казанского. Герман , 1577–82. Паисий , 1585 и 86. Гермоген , 1588, а 13 мая 1589 хирот. в митр. Казанского. Галактион , 1590–93, хирот. в архиеп. Суздальского. Герман , 5 нояб. 1593. Арсений , 1594–1606. Иоасаф , 17 окт. 1607. Сергий , 1613, в апр. уволен на покой, за немощью. Макарий перев. из Казанского Иоанно-Предтечева 16 мая 1613, а 13 янв. 1629 (sic) хирот. в архиеп. Астраханского. Варфоломей , 1630–33, потом на покое в Кирилло-Белоезерском. Пафнутий , 1633–41. (Бывший 16 сент.) Сильвестр , 1643–47. Никон , 1647–49. Прохор , 1650–57. Кирилл , 1660–62, авг. Мисаил , 1663–70. Иосиф 1673 перев. из Соловецкого; по 1678. [??Игум. Ефрем , в окт. 1679.] Софроний , 1680 и 81. Дионисий Кучин , 1683–90. Алексий , 1692. Макарий , 1698. Георгий Зубин , 1701–1709, перев. в Нижегородский Благовещенский. Иона Салникеев , из строителей Астраханского Троицкого; упом. в 1718–26, отрешён; в 1729, по суду, бит кнутом. Питирим Смирной в 1726 перев. из Седмиезерной пустыни; до 1732; 27 янв. 1733, лишённый монашества, сослан в Сибирь; в 1742 возвращён. Герман Барутович перев. из Назарета (упом. 29 мая) 1732–37, перев. в Московский Спасо-Андрониев. Иоасаф Орловский 1738 перев. из Симбирского Покровского, а 1742 обратно. (Упом. 1740). [В окт. 1742, Ист. Иер., V, 634.] Вениамин Пуцек-Григорович , с 6 дек. 1744, а 14 авг. 1748 хирот. в еписк. Нижегородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нравственное очищение, очищение от греха Истолковывая стих евангелиста Иоанна (9,31): «грешников Бог не слушает», комментатор объясняет, как грех огрубляет разум, лишая его понимания, и ожесточает сердце, которое не может вознестись ко Господу. Присутствие греха в нашей душе Ориген символически сравнивает с царством Осии, которое мешает Исаии (символу нашего духа) отдаться божественному вдохновению 1673 . В начале своего первого послания преп. Аммон Египетский объясняет необходимость коренного очищения: «Вы, возлюбленнейшие братья мои, знаете, что со времени преступления [заповеди] душа не может познать, как должно, Бога, если не удалится от людей и всякого развлечения. Тогда узревает она брань сражающихся с ней...» 1674 . Апатейя Во время молитвы, предупреждает преп. Питирион, ученик св. Антония Великого , бесы стараются возбудить страсти, чтобы «изменить нашу добрую устремленность на злую» 1675 . Эти страсти, ослепляющие дух, суть желания, противостоящие молитве. Порочные помыслы, говорит Евагрий, стремятся «осрамить смиренный и блаженный ум, погасить его свет» 1676 . Страстный человек подобен тому, кто, страдая болезнью глаз, не может без прикрытия смотреть на палящее солнце в самый полдень 1677 . Апатейя, совершенное очищение от страстей, равнозначно «Царству Небесному», где молитва становится навыком бесстрастия 1678 . В этом состоянии, утверждает св. Исаак Сирин , разум обретает особую силу для защиты: когда какая-либо страсть начинает приходить в движение, ум сразу же встает на стражу благодаря определенному мыслительному процессу, возникающему в нем; и страсть бесследно исчезает 1679 . Забвение обид, амнесикакия Среди разных страстей именно гнев в наибольшей степени подрывает нормальную деятельность ума 1680 . Вот почему μνησικακα, память об обидах, препятствует молитве. И потому «мирской человек, если он добр, лучше чем вспыльчивый и гневливый монах» 1681 . «Никто не может избежать упрека, когда при любви к истинной молитве человек впадает в гнев или памятозлобие. Ибо такой человек уподобляется тому, кто желает быть зорким и повреждает собственные очи» 1682 . Таков вывод Евагрия, подобный многим другим сентенциям на эту же тему. Но не следует забывать и о противоположном: «когда взбаламучивается яростное начало души, то его успокаивают псалмопение, долготерпение и милосердие» 1683 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Нынешний каменный собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 г. на средства царя Феодора Алексеевича в период расцвета каменного строительства в Москве. Он был возведен на месте древнего деревянного храма, стоявшего здесь с 1397 г. Собор имеет пять глав: его центральная глава символизирует Главу Церкви – Христа, а боковые – четырех евангелистов, проповедующих Благую Весть четырем сторонам света. Царское попечение коснулось и внутреннего убранства храма. Через год после возведения собора, в 1680 г., государь Феодор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной поставили в его иконостас образы святых покровителей царской семьи: на одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого воина Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии. Вскоре после возведения нового собора к нему с севера, юга и запада пристроили арочные крыльца, а в 1706 г. – южный придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В те же годы западное крыльцо храма превратили в паперть. Нынешний собор, к счастью, в основном сохранил свой первоначальный вид: последующие перестройки и ремонты мало изменили его. Внутри находятся уникальные фрески 1707 г., выполненные мастерами костромской школы по заказу стольника, полковника московских стрельцов Семена Федоровича Грибоедова, предка по линии матери известного драматурга, автора «Горя от ума». В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. Древний собор превратили в общежитие офицеров НКВД. Для этого церковь разделили на несколько этажей, построив деревянные перекрытия. Здесь установили печи, и необходимый температурный режим, конечно, не соблюдался. Срывая кресты, большевики повредили обшивку купола, что привело к протечкам. Сильно пострадали и могли совсем погибнуть уникальные фрески, но, по Промыслу Божиему, они сохранились благодаря тому, что стены собора были окрашены и оклеены обоями. Краевед, сын священника, Михаил Леонидович Богоявленский собирал сведения о московских храмах и записал рассказы местных старожилов о том, как в соборе последовательно располагались общежитие, гараж и реставрационные мастерские. С 1960-х до начала 1990-х г.г. здесь находился отдел реставрации скульптуры Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. Для посетителей вход в собор был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=02411

Опираясь на поддержку кор. Яна Собеского, Ж. вновь выступил с предложением провести совместный объединительный собор православных и униатов, на к-ром король и еп. Иосиф (Шумлянский) желали обсудить вероучительные разногласия между правосл. и католич. Церквами. 12 авг. 1679 г. в Жировицах униат. епископы во главе с Ж. составили послание в Рим, в к-ром ходатайствовали о разрешении на проведение собора, а также о создании в униат. Церкви собственного Патриархата. Решением Сената Речи Посполитой собор должен был начать работу 24 янв. 1680 г. в Люблине. Для участия в соборе в Люблин с униат. стороны прибыли Ж., Владимирский и Брестский еп. Лев Заленский , Смоленский еп. Митрофан Друцкий-Соколинский, Холмский еп. Иаков Суша, Пинский еп. Маркиан Билозор и Перемышльский еп. Иоанн Малаховский, а также делегация василиан во главе с протоархим. Стефаном Мартишкевичем-Бусинским. Правосл. сторону представляли Луцкий еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский) , еп. Иосиф (Шумлянский), нареченный Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий), ок. 20 архимандритов и игуменов, представители белого духовенства и мирян. Из-за опоздания королевских комиссаров открытие собора перенесли на 26 янв. В этот день Ж. получил от папского нунция в Варшаве послание, в к-ром напоминалось о запрете Рима на любые переговоры, касающиеся вероучения. Одновременно король сообщил униатам, что православные не будут участвовать в переговорах с католиками без согласия К-польского патриарха. Тем не менее представители униатов и православных приняли участие в совместной трапезе, во время к-рой было зачитано послание кор. Яна Собеского, предлагавшего отложить проведение собора, т. к. послы волынской правосл. шляхты из Луцкого братства заявили протест против собора, созванного без участия правосл. Восточных патриархов. После провала Люблинского собора деятельность Ж. гл. обр. была сосредоточена на попытках добиться открытого присоединения к унии еп. Иосифа (Шумлянского) и еп. Иннокентия (Винницкого). 10 янв. 1681 г. по инициативе Ж. на сейме в Варшаве началось обсуждение данного вопроса. К 18 марта епископы оформили условия оглашения их перехода в унию, настаивая на отсрочке церемонии до тех пор, пока в их епархиях не будет завершена работа по привлечению к унии всей паствы, и на предоставлении им мест в Сенате Речи Посполитой. 26 марта в Варшаве состоялась церемония произнесения Львовским и Перемышльским архиереями католич. исповедания веры перед Киевским католич. еп. Станиславом Витвицким в присутствии Ж. и папского нунция, о чем на следующий день новые епископы-униаты сообщили в послании папе Иннокентию XI. Однако процесс вовлечения духовенства и мирян в унию занял в Перемышльской епархии еще ок. 10 лет, а во Львовской - ок. 20 лет.

http://pravenc.ru/text/182341.html

Освящение состоялось 17 ноября 1913 г. В храме много света, живопись светлых тонов, невысокий белый с позолотой иконостас и довольно ценная утварь. На средства попечительницы школ уезда Варвары Фёдоровны Дубровиной содержалась двухклассная церковно-приходская школа. В 1930-е гг. храм был закрыт, его убранство расхищено или уничтожено. Староста храма Лосев Алексей Егорович предположительно расстрелян в Бутово в 1938 г. Храм сильно пострадал в боях во время Великой Отечественной войны. Храм передан общине верующих в 1990 г. Представлял из себя руины: отсутствовали купол и завершение колокольни, крыша, окна. С 1998 г. богослужения стали совершаться в храме круглый год. В 2000 г. были установлены купола (шатры) и кресты, а в 2001 г. установлены колокола. В настоящее время происходит реставрация внутреннего убранства храма. http://orthodox-ruza.ru/ Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы на погосте Картине, на реке Москве. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в 1593 г. находилась «на погосте, на царя и великого князя земле, на реке Москве», Звенигородского уезда, Угожского стана». В начале XVII ст. погост, уничтоженный, вероятно, Литвою, назван был пустошью. По писцовым книгам 1624 г. значится: «пашни церковные лесом поросло, средние земли 25 четвертей в поле, сена 15 копен, лесу не пашенного 2 десятины». Церковная Успенская земля отдавалась на оброк с 1636 г. и писалась в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа под Звенигородскою десятиною «на Богдашке Васильеве оброку 11 алтын 4 деньги». Потом была отдана в оброк «из наддачи дьяку Семену Карево, а оброку велено платить 16 алтын 4 деньги». В 1678 г. за дьяком же Семеном Карево состояла новопоселенная деревня Мосеева, Звенигородского уезда, Угожского стана, в которой находился «двор вотчинников с 2 крепостными людьми». На церковной земле Успенского погоста в 1679 г. была построена церковь во имя Успения Богородицы, которая и была обложена данью. По писцовым книгам письма и меры князя Ивана Шеховского 1625 – 26 гг. написано: «с пашни с 25 четвертей в поле, с сенных покосов с 15 копен, по указной статье, 20 алтын, 3 деньги, заезда гривна, и по тому окладу те деньги велено принять и в приход записать; а казенные пошлины и десятильнича дохода для малого приходу, покаместа приходских дворов прибудет, имать не велено». За последующие 1680-1740 гг. Успенская церковь под Звенигородскою десятиною писалась: «церковь Успения Пресвятой Богородицы на Москве реке, в Угожском стану».

http://sobory.ru/article/?object=05163

Основные источники Писания, которые следует отметить – это Книга Притчей Соломоновых ( 8 : 22–31), Книга Премудрости Соломона ( 7 : 25–28) и Псалтирь ( 103 : 23). Что же касается патристических текстов, то число их велико; но любопытно, что софиологи редко цитируют Отцов, чаще они обращаются к иконографии. В России, напоминает о. С. Булгаков , в церквах культ Софии выделяется очень рано, и иконы Софии тесно связаны с культом Богородицы 1674 . Он выявляет софиологический смысл во многих иконах: Пресвятой Троицы, Христа Распятого, Богородицы, Огненного Ангела, Предтечи, Апостолов. Обычно на этих иконах можно найти надписи, содержащее несколько строк из книг Премудрости Соломона или Притчей Соломоновых 1675 . Георгий Федотов приводит свидетельства софийного милосердия в Духовных стихах, особенно проявлявшегося в культе матери-земли 1676 . В духовных стихах расстояние между Творцом и тварным миром настолько сокращено, что даже когда говорится о естественных космических явлениях, то используются понятия творения, деяний Божиих, Логоса, Духа 1677 . В них можно встретить такое исповедание веры: А я верую «Сымому Христу, Царю Небесному, Ищо Матери Быгородицы, Святой Софеи Премудрыя, Ищо Троицы Нераздельный» 1678 . Согласно Булгакову, софиология вырастает непосредственно из паламитского учения, из различения, проводимого им между Божественной сущностью и energeia. Два этих понятия, божественной энергии и Божественной Софии, выражают одно и то же 1679 . А Павел Евдокимов еще более категоричен: от св. Василия Великого и до святителя Григория Паламы традиция единодушна и тверда: она проводит различение между безусловной трансцендентностью Бога в Его сущности и имманентностью Его проявлений в мире. Бог сообщает Себя «вовне» в Своих энергиях, полностью при этом присутствуя. «Энергия» не является «частью» Бога, она есть Бог, сообщающий Себя в Своей благодати, ничего не теряя из безусловной «сокрытости» Своей сущности. Сущность и энергия – это два различных модуса бытия Божия – в Своей природе и вне Своей природы 1680 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

От царской семьи в П. П. м. поступили драгоценные вклады: царица Евдокия Лукьяновна (урожд. Стрешнева) пожертвовала царские врата и сень, «писанную на золоте» (1646), цари Иоанн и Петр Алексеевичи - серебряные сосуды (1689), царевна Татьяна Михайловна - напрестольный серебряный позолоченный крест-мощевик, обложенный «зернистым жемчугом» (20 апр. 1680), «в вечное поминовение по душе сестры» Ирины Михайловны «неотъемлемо» ( Макарий (Миролюбов). 1881. С. 10-11). Благодаря значительным льготам и пожертвованиям в П. П. м. развернулось храмовое строительство. При игум. Михаиле по благословенной грамоте митр. Новгородского Корнилия от 28 янв. 1679 г. на месте обветшавшей была построена и 28 сент. 1684 г. освящена новая деревянная клетского типа ц. Преображения Господня с приделом вмч. Феодора Стратилата. С 3 сторон к ней примыкала крытая паперть. В храм вели 3 лестницы с рундуками, зап. вход перекрывала деревянная бочка с лемехом; три входные двери «расписаны краски» (ГААО. Ф. 60. Оп. 1. Д. 105. Л. 1 об.; Оп. 3. Д. 16. Л. 1 об.). По грамоте от 26 февр. 1683 г. царей Иоанна и Петра Алексеевичей, выданной архиеп. Холмогорскому и Важскому Афанасию (Любимову), в обители был возведен и в окт. 1692 г. освящен каменный 3-этажный 5-главый теплый Успенский собор (строитель - подмастерье Артемий Постовалов). Для его сооружения из царской казны были пожалованы материалы (кирпич, известь, железо) и денежные средства. Согласно описи 1703 г., «пред западными дверми» находились паперть и всходы: «А в северную сторону всходы каменные ж, о пяти главах. Главы обиты чешуею древянною. Алтарь выпускной тройной». При храме имелись «келарская и гостиная палаты каменные» и «всходная наверх лестница в ризную палатку», где хранились священные сосуды, книги и др. К храму примыкала трапезная, свод к-рой поддерживали 2 столба. Под церковью и трапезной располагались «хлебня» и «поварня», погреба и кладовые. К 1834 г. при Успенской ц. имелись кельи. В «строительной» келье хранились 2 портрета имп. Петра I, портрет имп. Елизаветы Петровны , «сидящей на коне, попереди арап», а в келье под казначейской палатой - портрет имп. Анны Иоанновны «в черных рамах» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 302; Ф. 60. Оп. 1. Д. 105. Л. 7). На верхнем этаже устроены 2 просторные палаты для б-ки и архива. Иконы для Успенского храма писали мастера артели иконописцев из вотчин Крестного монастыря под рук. Михаила Алексеева. В 1692 г. холмогорский иконописец Павел Копытов со столяром Панфилом работал над золочением иконостаса и царских врат.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010