Тот же порядок соблюдался и при других патриархах московских, и благовест к пасхальной заутрене производился на Иване Великом в зависимости не от наступления полуночи, а от приказа высшей власти. К светлой заутрене ежегодно бывал выход в Успенский собор патриарха и еще более торжественный выход царя, возвещаемый всегда особым благовестом и звоном. В этот день благовест к выходу обыкновенно совпадал с благовестом к заутрене и производился во второй половине первого часа, а иногда и ровно в час ночи. В записях выходов 1679, 1680, 1687 и др. годов, благовест «на Светлое Христово Воскресение к выходу и к утрени» совершался «за пол седьма часа до света, а в 1681 году «за седьм» часов. Точно так же не было определенного часа и для благовеста к обедне в день Пасхи: это зависело от продолжительности утрени, которая оканчивалась иногда, например, в 1687 году, «за четверть часа до дни», то есть почти в 6 часов нашего утра, а с другой стороны – от времени и продолжительности патриаршего выхода во дворец перед обедней. Поэтому к обедне благовестили в половине седьмого часа утра («в полчаса дни»), а иногда в начале девятого часа («в третьем часу в начале»). Принималась во внимание и долгота дня, в зависимости от которой положено было начинать благовест к обедне или в 7, или в 7½, или в 8 часов утра: «во 179 (1671) году государь указал на Светлой неделе к обедне быть благовесту, как во дни 13 часов бьет, тогда благовест в час дни, а в 14 часов – в полтора часа дни, а в 15 – в два часа дни». Приблизительно тот же порядок пасхального благовеста соблюдался и во все продолжение XVIII века. В Древней Российской Вивлиофике (XI, 197–199 стр.) напечатан «Указ благовеста к церковному пению во весь год, присланный из Святейшаго Правительствующаго Синода в 1722 году». В нем не определено особого часа для благовеста к пасхальной заутрене, но вообще указано производить благовест к утрене, вседневной и праздничной, во весь Великий пост до Фоминой недели «в 3 часа пополунощи», а к литургии в неделю Пасхи «в 6 часов пополунощи», по-нашему – утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

У наружной стены собора похоронен А.А. Варженевский, участник Аустерлица и Бородина. Здесь же около него покоится теперь гостеприимный хозяин Романцева, лично указавший мне свое место близ могилы отца» . Печальное зрелище, которое описывает автор, вероятно, усугублял тот контраст, который являл уклад монастыря, да еще и провинциального, с обычной жизни мирского человека. С другой стороны, запустение замечательного монастыря было следствием малочисленности насельников: в 1896 году их было восемь человек: пять иеромонахов, два иеродиакона и один не имеющий сана. Остается удивляться, как они справлялись с таким обширным хозяйством, совершали службы, обучали мальчиков в школе грамоты, содержали приют для странников.Конечно, при монастыре были работники, которые помогали вести хозяйство монастыря, поддерживать старые постройки, ставить новые. К 1910 году прибавилась у монастыря каменная сторожка в шесть окон и пять дверей с пристроенным сараем для дров, церковно-приходская школа с двумя квартирами для учителей. Заново построены избы для рабочих, просторный скотный двор, деревянный. Даже каменный дом для приезжих и дом для лавочника были при монастыре. Содержался монастырь на жалование из государственной казны, церковные доходы и процента с монастырского капитала, а за монастырем числилась пахотная земля, озеро для рыбной ловли, мельница и прочее. В библиотеке монастыря сохранились некоторые книги старинной печати: Евангелие, печатанное в 1685 году, Апостол 1684 года, два экземпляра Октоиха 1683 года, Минея месячная 1687 года, Требник 1680 года, Евангелие воскресное с толкованиями 1681 года, две книжицы «Православное учение сокращенного богословия» 1660 года, «Ирмология» 1683 года, «Служба и чудеса святителя Николая» 1679 года, книга «Святой Григорий Назианзин» 1665 года и книга «Проповеди Гедеона» 1760 года. Большим событием для этих мест было празднование столетия Бородинской битвы. Ко дню праздника в 1912 году из Смоленска была принесена крестным ходом Смоленская икона Божией Матери, которая некоторое время находилась в Колоцком монастыре. Сто лет назад эта икона также прибыла в Колоцкий монастырь, но при других обстоятельствах.

http://pravoslavie.ru/4419.html

Хотя в XVI–XVII вв. чудеса Николая Чудотворца и другие, рассказывающие о нём произведения, многократно переписывались, существовала необходимость увеличить количество доступных для чтения текстов. Видимо, именно поэтому цикл Николая Мирликийского стал первым среди печатных изданий подобного рода, подготовленных на Московском печатном дворе в XVII в. Издание «Служб и жития Николая Мирликийского» положило начало новому направлению в деятельности Московского печатного двора – публикации учительных книг 1102 . Помимо Пролога, Маргарита, Поучений Ефрема Сирина изданы «Службы и житие Сергия и Никона Радонежских» (1646), «Службы и житие Саввы Сторожевского» (около 1646) 1103 . В конце столетия опубликованы «Службы и житие св. Иоанна Воина» (1695:1700). «Службы и житие Николая Мирликийского» в течение XVII в. Московским печатным двором были изданы восемь раз: в 1640, 1641, 1643, 1662, 1679, 1688, 1694 и в 1699 гг 1104 . Между первыми тремя изданиями, появившимися почти подряд, через небольшие промежутки времени, и пятью следующими публикациями, прошло около девятнадцати лет. Такой длительный перерыв можно объяснить удовлетворением имевшихся потребностей: тираж третьего издания составил 2.400 экземпляров. Однако по описи Московского печатного двора 1649 г. печатных «Служб и жития Николая Мирликийского» в наличии нет (см. ниже). Возможно, отсутствие житийных изданий в этот период было обусловлено общей исторической ситуацией, приходившейся на времена патриаршества Иосифа и Никона, с вытекающими отсюда особенностями деятельности Московского печатного двора. Несколько изданий «Служб и жития Николая Мирликийского» было осуществлено в Киеве 1105 . Первое из них появилось в 1680 г., остальные – уже в XVIII в. (1700, 1738, 1754 гг. и др.) 1106 . В ряде работ, посвящённых книгам кирилловской печати, упоминается киевское издание 1638 г., которое должно было бы предшествовать московским изданиям. Это «Акафист, житие и служба св. Николаю Чудотворцу», in-4°, как описывает его И.П. Каратаев со ссылкой на В.С. Сопикова и И.П. Сахарова 1107 . И.П. Сахаров, помимо прочих изданий «Служб и жития Николая Мирликийского» 1108 , действительно указывает под номером 361 киевское печатное издание 1638 г., в 4°, также ссылаясь на Сопикова и называя местонахождением книги библиотеку Погодина. Он именует это издание «Акафист св. Николаю», замечая, что в нём соединены житие и службы святителю Николаю Чудотворцу 1109 . Это издание включено и в «Очерк славяно-русской библиографии» В.М. Ундольского, с аналогичными ссылками на Сопикова, Сахарова и Погодина 1110 . Однако наличие издания 1638 г. не подтверждается. Вероятно, ошибочно вместо 1738 г., когда действительно в Киеве были изданы «Акафист и житие Николая Чудотворца», был указан 1638 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм пострадал во время нападения татар, захвативших монастырь в ноябре 1679 г. Неф и притвор-бабинец видимо обрушились во время пожара. Новый Успенский собор Святогорского монастыря был построен в 1698-1708 г.г. Это наиболее архаичная постройка из ранних каменных храмов Слободской Украины. Подобные деревянные постройки известны на Западной Украине с XII ст. (церковь Параскевы в Звенигороде), а массово стали распространяться на рубеже XV-XVI ст. на Волыни и Галичине. Благовещенская церковь в Ковеле 1505 г., храм начала XVI ст. на гравированном плане г. Червень, 1560-е г.г. уже имел развитое, почти барочное завершение. Нет сомнения, что заказчик или строители ориентировались на Западно-Украинские образцы. Хата в ограде видимо старая, кровля её тоже не Слобожанская. Тот, кто строил церковь на горе Фавор (1860 г.), явно хотел придать ей некоторые черты разобранного собора – барочный верх, плоскости-контрафорсы центрального объема крытые гонтом. Можно считать этот храм, как светлицу Галагана, одним из первенцев Украинского модерна. Новый храм во имя святителя Николая, покровителя всех плавающих и путешествующих, как бы увенчал утес, возвышавшийся над житейским морем. Историк В.И. Дедов предполагает, что кирпичный Николаевский храм выстроен в 1680-1682 г.г., когда монастырем руководил «строитель иеромонах Иаким», не только отстроивший Николаевскую церковь, но и восстановивший укрепления монастыря. Храм дошел до нас с некоторыми утратами и перестройками, но и теперь не утратил близость к прототипу – деревянному трехчастному трехверхому башенному храму. Чувствуется также некоторая связь с Ильинской церковью Троицкого пещерного монастыря в Чернигове XII-XVII ст. Восточная глава вытесана из меловой скалы, лишь ее карниз кирпичный. Детали декора барабана, вставленные в меловую породу, выпали к концу XIX ст. Западная часть храма перестроена и, видимо, расширена после повторного обрушения в середине XVIII ст. От первоначального объема бабинца сохранились только восточная и южная стены. В западной стене нефа, одна над другой, расположены две арки. На перемычку нижней опираются низкие деревянные хоры, вход на них был по внутристенной лестнице северной стены.

http://sobory.ru/article/?object=05585

Храм св. Димитрия Солунского был богат утварью изначально. Ещё в 1811 году в нём числилось два серебряных напрестольных креста, один из них - украшенный чернью и позолотой, с изображением Христа с предстоящими и Саваофом вверху. В 1831 году куплено было ещё два серебряных креста. В храме было три Евангелия с серебряными накладками: 1677, 1771 и 1803 гг.; три серебряных с позолотой сосуда; серебряные с позолотой ковчег, дарохранительница и ковш. Была также богатая библиотека с изданиями XVII-XVIII вв. - Апостол 1679 г., Устав 1695 г., Толковое Евангелие 1762 г., Триод цветной 1680 г., Октоих 1699 г., Минеи общие 1796 г., Проповеди 1760 г., Поучения 1777 г., Требник 1689 г., Ирмологии 1697 и 1794 гг. В связи с тем, что Димитриевский храм с 1 марта 1864 года стал монастырским с ежедневными богослужениями, причт его был увеличен. С этого времени штат Димитриевской церкви состоял из двух священников и двух диаконов. Настоятелем Димитриевского храма тогда был назначен о. Никандр Тимофеевич Андреев - духовный друг затворника Илариона, предсказавшего некогда священнику, что тот будет служить в Троекуровском монастыре. В 1876 году обновлена Димитриевская церковь - в ней возобновлена стенная живопись, с западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены новые вызолоченные иконостасы всех трёх престолов. Кроме того, устроен вновь и освящён епископом Тамбовским Палладием I (Раевым) главный Димитриевский престол. В 1888 году в храме было проведено отопление. С 1930 года, после официального закрытия монастыря, соборный Димитриевский храм действовал как приходской ещё несколько лет. Богослужения в нём прекратились, скорее всего, после ареста и ссылки в апреле 1933 года последнего священника храма Георгия Васильевича Голубева, уроженца Тамбова. 16 мая 1933 года Георгий Голубев тройкой ОГПУ был приговорён к ссылке " без права проживания в 12 н. п. Центрально-Чернозёмной области и Уральской области сроком на 3 года " . О. Георгий проживал в Вологде до 1936 года, затем в 1937 году вернулся в Троекурово, где в том же году и скончался. Похоронен на приходском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=10918

Царские двери к сей церкви и деисус пожаловала благоверная государыня великая княжна Ирина Михайловна. В 1679 году Пертоминской обители строитель Михаил с братиею просил Новгородского митрополита Корнилия о построении вновь храма Преображения Господня с приделом великомученика Феодора Стратилата. По указу Государя Феодора Алексеевича, дана митрополитом на построение тех храмов благословенная грамота, и в 1680 году 28 сентября положено храмам основание, а в 1684 году 28 сентября, по благословению Афанасия архиепископа Холмогорского и Важеского, те храмы освящены Холмогорского кафедрального собора ключарем Алексием. Храм Преображения Господня с приделом и доныне существует в Пертоминской пустыни. 1683 года февраля 26 дня, по грамоте великих государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, данной архиепископу Афанасию повелено построить каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы с трапезой, хлебной и погребами, а материалы на эти строения доставлять из Архангельска на счет государственной казны. В следствие сего, на основание храма того и дана от преосвященного архиепископа благословенная грамота апреля в 15-й день того же года. Храм сей, который и ныне существует, в продолжение 9-ти годов приведен к окончанию и в 1692 году окт. 2 дня освящен, по грамоте того же архиепископа, Пертоминским игуменом Лаврентием с поповским старостой священноиноком Иваном Исакиевым и Архангельского собора диаконом Алексием. Церковь сия трехэтажная: в верхнем этаже ризница в двух довольно пространных комнатах, в среднем этаже середине паперть и трапеза, а по сторонам настоятельские и братские кельи, далее самая церковь в одной связи, а внизу кладовая, хлебная, братская трапеза, поварня и отчасти братские жилые кельи. Кроме сей каменной церкви, начата строением в 1804, а окончена в 1814 году другая небольшая каменная церковь , по благословению епископа Парфения, во имя преподобных Зосимы и Савватия с каменною же колокольней об одном ярусе 6 . Внезапное и неожиданное посещение обители Государем Императором Петром I-м и свидетельствование мощей преподобных Пертоминская обитель, как уже и видели, имела полный состав иночествующих, благоукрашалась, по повелениям самодержавных государей, величественными для своего времени храмами, и слава ее далеко разносилась устами боголюбцев; но за всем тем останки тех, ради коих почило благословение на оной, именно мощи преподобных Вассиана и Ионы, сперва огражденные силой одного креста, а после молитвенною храминою, поставленными над местом их покоения, оставались не свидетельствованы и под спудом в земле 128 лет, с 1566 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В ноябре того же 1679 года уничтожилось некогда важное звание губных старост и целовальников. Повсеместно велено было сломать губные избы, и все уголовные дела передавались ведению воевод; вместе с тем уничтожались разные мелкие подати на содержание губных изб, тюрем, сторожей, палачей, издержка на бумагу, чернила, дрова и пр. Тогда же были уничтожены особые сыщики, присылаемые из Москвы по уголовным делам, сборщики, также приезжавшие из Москвы, горододельцы и приказчики разных наименований: ямские, пушкарские, засечные, осадные, у житниц головы и пр. Все их обязанности сосредоточивались в руках воевод. Правительство, вероятно, имело целью упростить управление и избавить народ от содержания многих должностных лиц. В марте 1680 года предпринято было межевание вотчиных и помещичьих земель - важное предприятие, которое вызывалось желанием прекратить споры по поводу рубежей, доходившие очень часто до драк между крестьянами споривших сторон, а иногда и до смертоубийства. Всем помещикам и вотчинникам предписано объявить о числе имеющихся у них крестьянских дворов. Относительно самих крестьян не было сделано важных изменений в законодательстве, но из дел того времени видно, что крестьяне почти уже окончательно сравнялись с холопами по своему положению, хотя все-таки юридически отличались от последних тем, что в крестьяне поступали по судной, а в холопы по кабальной записи. Тем не менее, владелец не только брал своих крестьян в дворовые, но даже бывали случаи, когда продавал вотчинных крестьян без земли. Летом 1680 года царь Федор Алексеевич увидел на крестном ходе девицу, которая ему понравилась. Он поручил Языкову узнать: кто она, и Языков сообщил ему, что она дочь Семена Федоровича Грушецкого, по имени Агафья. Царь, не нарушая дедовских обычаев, приказал созвать толпу девиц и выбрал из них Агафью. Боярин Милославский пытался расстроить этот брак, чернил царскую невесту, но не достиг цели и сам потерял влияние при дворе. 18 июля 1680 года царь сочетался с нею браком. Новая царица была незнатного рода и, как говорят, по происхождению полька. При дворе московском стали входить польские обычаи, начали носить кунтуши, стричь волосы по-польски и учиться польскому языку. Сам царь, воспитанный Симеоном Ситияновичем, знал по-польски и читал польские книги. Языков после царского брака получил сан окольничьего, а Лихачев заступил его место в звании постельничьего. Кроме того, приблизился к царю и молодой князь Василий Васильевич Голицын, впоследствии игравший важнейшую роль в Московском государстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/435678/

Несмотря на усилия властей, массовые гари в Сибири происходили часто: в 1679 г. в Березовке Тобольского у. погибли не менее 1700 чел., в 1682 г. в Утяцкой слободе того же уезда - 400 чел., в Верхотурье - 100 чел., в 1687 г. в слободе Куяровской и деревнях Боровицкая и Нагормыч - 300 чел., в 1690 г. в Тюменском у.- 450 чел. Накал противостояния старообрядцев верховным властям был так велик, что в 1687 г. в Каменке под Тюменью в церкви в результате поджога сгорели 400 православных. В Тюмени и Тобольске случилось неск. пожаров, спровоцированных раскольниками. Борьбу с расколом П. сочетал с миссионерской деятельностью. Фактически он стал основателем Даурской духовной миссии. На Соборе 1681-1882 гг. обсуждался актуальный для Русской Церкви вопрос о создании новых епархий и викариатств, в частности на обширной территории Сибири; были предложены проекты, предполагавшие создание вик-ств в Верхотурье, Тюмени, Енисейске, Даурии, Томске, по течению р. Лены. Проект не был реализован, но в февр. 1680 г. по указу царя Феодора Алексеевича в Даурию была направлена духовная миссия во главе с игуменом Темниковского Сретенского мон-ря Феодосием и иером. Макарием в сопровождении 10 старцев «призывать иноземцов в православную христианскую веру и крестить» (ДАИ. Т. 8. С. 314). Прибыв в Сибирь, миссионеры получили помощь и поддержку П. и были направлены в Селенгинский острог (ныне пос. Новоселенгинск Селенгинского р-на Бурятии) с благословенной грамотой владыки и увещеванием воеводе во «всем им... споможение чинить» (Там же. С. 315). П. благословил строительство 2 мон-рей в крае - Троицкого в Селенгинском остроге (Древние церк. грамоты. 1875. 7. С. 9) и Посольского Преображенского на месте убийства посла Заболоцкого ( Недосеков. 1888. С. 279). В наказе игум. Феодосию 1681 г. П. настаивал на проведении мирной миссии: «Иноверцев всяких вер от неверствия ко истинной православной христианской вере призывати, поучая от божественных писаний со всяким тщанием и прилежанием безленостно и крестити их… без тчеславия и гордости… без всякаго озлобления… чтоб от каких слов строптивых иноземцев чем не отлучити, а от святого дела не отвратити» (АИ. Т. 5. 69. С. 101-102). Наиболее значительным успехом миссии в первые годы ее существования стало крещение в 1684 г. местного кн. Гантимура с семьей ( Недосеков. 1888. С. 279).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

Согласно Соборному уложению, подобное нарушение каралось смертной казнью. Челобитная Боборыкина произвела впечатление при дворе: царь со слезами на глазах жаловался боярам на патриарха и направил в мон-рь комиссию во главе с О., к-рую сопровождала команда из 50 стрельцов. Расследование велось жестко, для допросов в Москву забрали неск. человек из братии мон-ря. В деле Никона О., выполняя волю царя, выступил как неутомимый гонитель и личный враг опального патриарха, выступал его обвинителем на Большом Московском соборе 1666-1667 гг. Никон так характеризовал своего оппонента: «Князь Никита Иванович Одоевский человек прегордый, страха Божия в сердце не имеет… Враг всякой истины». В 1664 г. О. вел в Москве переговоры с англ. послом гр. Ч. Г. Карлейлем о восстановлении торговых привилегий Московской компании. Первый судья приказов Большой казны, Иноземского и Рейтарского (1666-1670). К 60-70-м гг. XVII в. на деятельности О. стал отражаться возраст, дипломатические неудачи свидетельствовали о том, что он отставал от требований времени. «Ведаешь сам, каков он промышленник»,- не без иронии писал кн. Ю. А. Долгорукову царь Алексей Михайлович, запрещая тому следовать советам О. В 1-й пол.- сер. 70-х гг. XVII в. О. в основном поручали представительские функции. Ситуация на время изменилась в период правления царя Феодора Алексеевича (1676-1682), когда в противостоянии при молодом царе различных боярских группировок важное место занял клан князей Одоевских во главе с О., выступавший в союзе с «партиями» кн. Ю. А. Долгорукова и боярина Б. М. Хитрово. В 1676-1689 гг. О. возглавлял Аптекарский приказ, отвечавший за здоровье царской семьи, в мае-июле 1682 г.- приказ Большой казны, в 1679 г. был пожалован почетным титулом наместника Владимирского. В 1680 г. О. возглавил Расправную палату (до 1682) - судебный орган при Боярской думе, который должен был решать спорные дела «праведно и разсудительно». Подпись О. стоит первой под Соборным деянием об отмене местничества от 12 янв. 1682 г.

http://pravenc.ru/text/2578215.html

В первые десятилетия XVII в. в Канеа действовала иконописная мастерская, старшим представителем к-рой работал мон. Амвросий Торговец, чьи произведения датируются ок. 1625 г. Его живописная манера оказала влияние на др. членов мастерской - иером. Нила, игум. Филофея (Скуфоса), свящ. Еммануила Скордилиса, Теодороса Пулакиса и Константина Палеокапоса, которые продолжили свою творческую деятельность в Италии, на Ионических о-вах, а также на островах Эгейского м. Кафоликон мон-ря Гдернетту, о-в Крит. 30–40-е гг. XVII в. Кафоликон мон-ря Гдернетту, о-в Крит. 30–40-е гг. XVII в. В кон. XVI в. представитель знатного греч. рода доктор медицины и философии Иоанн Хартофилакс основал в 3 км от Канеа мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Хрисопиги). В 1-й пол. XVII в. члены др. богатой греч. семьи братья Иеремия, Венедикт и Лаврентий Цангаролосы стали ктиторами крупных мон-рей Гдернетту (Гувернету), Св. Троицы и Гонья . После захвата в 1645 г. города турками здесь была размещена резиденция паши. Была восстановлена правосл. Кидонийская епископия, которая заняла 4-е место среди 12 критских епархий. Кафедральным собором стала ц. св. Бессребреников. Поскольку Кандия (ныне Ираклио) до 1669 г. оставалась в руках венецианцев, то 1-й митрополит (архиепископ) Крита Неофит Пателарий (1652-1679) пребывал на территории совр. нома Ханья. Мн. жители Канеа эмигрировали на Ионические о-ва (напр., игум. Венедикт (Цангаролос; † после 1645), автор макаристариев прп. Иоанну Отшельнику и плащанице Пресв. Богородицы) или в Италию. Так, протопр. Канеа Алоизий-Амвросий Граденигос (ок. 1616-1680) после падения города переехал в Венецию, где стал дидаскалом и библиотекарем собора св. Марка и подготовил к печати ряд изданий, в т. ч. трагедию «Эрофила» (1676), а затем был иерокириксом на Закинфе. Филофей (Скуфос; † 1685), игум. мон-ря Хрисопиги, хартофилакс Канеа и иконописец, после захвата города подвизался в мон-ре свт. Афанасия Великого на Закинфе, в 1653 г. стал дидаскалом в Венеции, в 1655-1659 гг. служил священником ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи. Даже занимавший в 1668-1671 гг. К-польскую кафедру уроженец Канеа Мефодий III (Моронис) провел последние годы жизни в Венеции в качестве эпитропа ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи.

http://pravenc.ru/text/1684323.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010