сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Взаимоотношения различных социальных групп и возможности религии 1673. Люстиже Ж.-М., кардинал. Евреи и христиане. Что завтра?: [Выступление в синагоге Саттон Плейс, Нью-Йорк, 20 окт. 1998 г.]/Пер. с фр.: Л. Торчинский//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 384–395. 1674. Мадиевский С. Христианские церкви Германии после Холокоста//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 366–383. Миротворчество. Противостояние насилию 1675. Августин (Никитин) , архим. Православное учение о примирении между Богом и человеком/Игум. Августин//БТ. 1978. Сб. 18. С. 186–222. 1676. БуевскийА. С. Примирение через Христа и мир на земле: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хехст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 169–174. 1677. Воронов Л. , прот. Осуществление примирения в жизни и деятельности Церкви: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хехст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 174–179. 1678. Карлов Ю. Е. Миротворческий потенциал христианства в современном мире//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 253–259. 1679. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Доклад на межхристианской конференции «Европа после Косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» [Осло, 15–16 нояб. 1999 г.]//ЦиВр. 2000. 3(12). С. 79–86. 1680. Овсянников С. А. К истокам традиции «богословия мира» в Ленинградской духовной академии//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 269–280. 1681. Огицкий Д. П. Крещеный человек как сотрудник в примиряющем действии Бога в мире: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 94–97. 1682. Осипов А. И. Справедливость и насилие: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЛЦ Финляндии в ТСЛ. Загорск, 12–16 дек. 1971 г.]//БТ. 1973. Сб. 11. С. 193–197. 1683. Папафанасиу А. Язык Церкви – язык мира: [Докл. на VII Консультации богосл. школ. Санкт-Петербург, 20– 26 янв. 1999 г.]/Пер. с англ.: В. Бохолдин//ХЧ. 1999. 18. С. 171–179.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Входо-Иерусалимский храм (Верея) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Входо-Иерусалимский храм построен в 1667 году во времена правления Патриарха Иоакима. Возведен на высоком живописном берегу реки Протвы, первоначально имел статус собора Спасского монастыря. Является памятником федерального значения. Содержание История [ править править код ] Храм Входа Господа Спаса в Иерусалим в Красной слободе — бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 г. в связи с указом Екатерины II об упразднении малоимущих монастырей. Относится к древнейшим памятникам Вереи, является памятником федерального значения. Этот храм, безусловно, наиболее ценный в художественном отношении памятник Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени. Первое упоминание о монастыре встречается в начале XVII века. В Верейских писцовых книгах «письма и меры Микифора Неплюева да подъячего Алексея Берестова 7135 (1627) и 7136 (1628) годов» мы встречаем упоминание о Входиерусалимском монастыре и его владениях: «Монастырь Вход Иерусалимской на реке на Поротве. А на монастыре церковь Вход во Иеросалим Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки. А в церкве образы и свечи и книги и всякое церковное строение монастырское. Да на манастыре ж келья, а в ней черной поп Корнилей. А около монастыря ограды нет, все пусто, да под Монастырем пустошь, что была слободка Служня». В 1631 году Вход Иерусалимский монастырь вновь встречается в письменных источниках, в мае 1631 г. упоминается «строит.» (очевидно, строитель) Антоний. В 1677-1679 гг. Входоиерусалимская монастырская соборная церковь была выстроена в кирпиче, о чем гласит текст закладной доски, находящейся у западного портала. Кроме того, в XVII в. в монастыре сохранялся «полотняный антиминс, священодействован Иоакимом Патриархом московским в лето 7188 (1680 г.) сентября дня на храм подписан». В 1679 г. монастырь был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю по челобитной архимандрита Варсонофия. 1717 г. мая в день Спаса Входоиерусалимского монастыря игумен Павел с братию в прошении, поданном в патр. Казенный приказ, объяснял, что в том монастыре церковь Спаса Вход во Иерусалим каменная холодная без трапезы, а теплой церкви в том монастыре нет, а нужда в ней есть, особенно зимней порой; а в то же время в Верейском уезде, в вотчине князя Алексея Коркодинова, в селе Тропарево церковь Покрова пр. Богородицы деревянная ветхая и той церковью поступился вышеупомянутый помещик нам в монастырь. Игумен просил Высочайшего Указа, чтобы Тропареве ветхую церковь разобрать и перевести в Верею, в Спасской монастырь и построить в том монастыре теплую церковь во имя Николая чудотворца, освятить ее и выдать антиминс.

http://azbyka.ru/palomnik/Входо-Иерусали...

Борисо-Глебский храм (Раменское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисо-Глебский храм (Раменское) Церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней, выстроенная на средства графа И.А. Мусина-Пушкина. Новая колокольня построена в начале XIX в., декор переделан в 1870-х. Закрыта в 1929 г., занята историко-художественным музеем. Возвращена верующим, великое освящение совершено 14 мая 2011 г. Содержание История [ править править код ] В начале XVII в. в дворцовой волости Раменица Московского уезда, на погосте у Борисоглебского озера, существовала деревянная церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба: «Церковь Борис и Глеб, что на озере, дани десять алтын три денги, февраля 28 де на 136 (1628 год). Те денги взяты». Далее, по писцовым книгам Приказа Большого дворца 139-141 (1631-1633) годов: «к той Борисоглебской церкви пустошь, что была деревня Руново, пашни паханыя 3 чети без третника, да перелогом и лесом поросло 17 чети с третником в поле, а в дву потомуж, сена 80 копен, лесу пашеннаго 2 десятины, лесу непашеннаго 3 десятины; да к церкви ж Бориса и Глеба дано озерко Борисоглебское, да пустошь церковная Гребнево, пашни лесом поросло 30 чети в поле, а в дву потомуж, а дали тое пустошь к церкви Бориса и Глеба писцы Сергей Ступишин, да подъячий Василий Ратаев». В переписной книге 1644-1646 годов: «… погост на озере, церковь Бориса и Глеба деревянна, стоит без пения. На погосте двор – вдова попа Пелагея с сыном Фимкою, двор – дьячок Карпунка Иванов, двор – пономарь Фетька Анцыфоров; на церковной земле двор бобыля с детьми». В 7188 (1680) г. показано: «при церкве Бориса и Глеба во дворе вдовый поп Леонтий Григорьев, дьячек Ивашко Никитин, во дв. пономарь Силуянко Григорьев, церковь построена изстари, пашни церковной земли, по писцовым книгам 185-187 (1677-1679) гг. 2 четверти, в пустоши Руново, на вершине Степановскаго болота, пашни церковныя четверть, да лесом поросло 29 четвертей, в пустоши Гребневой, от рубежа деревни Хрипановой и от рубежа Николаевского Угрешскаго монастыря пустоши Панковой, пашни четверть, да лесом поросло 30 четвертей».

http://azbyka.ru/palomnik/Борисо-Глебски...

Свято-Успенская Флорищева мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Флорищева пустынь Флорищева пустынь – это действующий мужской монастырь, и одновременно – памятник архитектуры федерального значения. Находится на холме, именуемом Флорищевой красной горой. Содержание История [ править править код ] Основание. Свято-Успенский мужской монастырь был основан в середине XVII века схимонахом Мефодием, который построил себе на Флорищевой горе келью. Вскоре к схимонаху Мефодию присоединилось ещё двое иноков, отец и сын, Варлаам и Макарий. Становление обители в период с 1653 по 1681 годы связано с именем святителя Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского, первого строителя монастыря. Царь Федор Алексеевич в 1678, 1679 и 1680 годах рядом жалованных грамот даровал монастырю земли, рыбные ловли, сенные покосы, а также оказывал материальную поддержку. При святителе Иларионе в 1681 году был выстроен главный собор в честь Успения Божией Матери. В том же году построили монастырскую колокольню высотою около 50 метров. Архитектурный ансамбль монастыря сложился при настоятеле Иринархе, управлявшем обителью с 1681 по 1707 годы. В этот период были построены все остальные храмы монастыря: теплая каменная церковь во имя Святой Троицы, каменная церковь во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких с приделом во имя святого Ефрема Сирина, каменная надвратная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Многие иконы монастыря были написаны знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым и его учениками. Письму Ушакова принадлежали самые прославленные иконы в обители: чудотворные образы Успения Божией Матери и Божией Матери «Владимирская», а также икона Божией Матери «Кипрская» («Киккская»). Ныне эти святые образы находятся в музеях Москвы и Владимира. Трудами настоятелей Свято-Успенской обители в ее стенах была собрана обширная библиотека, которая теперь хранится в фондах Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея. В 1713 году в пустыне постригся боярин Борис Алексеевич Голицын, любимец и сподвижник императора Петра Великого, с именем Боголеп. Он сделал богатые вклады в монастырь, устроил для себя новый каменный корпус, который был назван Голицынским. Но в том же 1713 году 31 октября Голицын скончался и был похоронен около соборного Успенского храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сретенский монастырь — православный мужской монастырь, находящийся в центре современной Москвы, на улице Большая Лубянка (до конца XIX века — Сретенке, на Кучковом поле). До 1918 года имел статус заштатного; ныне ставропигиальный. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном , встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери , принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. В память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из [Успенский собор Московского собора]. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы. Первоначальные постройки монастыря не уцелели. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря (единственный уцелевший в XX веке храм) построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича; южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году. Государь Федор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной Грушецкой, поставили в иконостас собора Сретенского монастыря в 1680 году образы святых покровителей царской семьи. На одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии. В 1922 году из монастыря изъяли церковные ценности, в том числе напрестольные кресты, драгоценные оклады Евангелий и икон, серебряные ковчеги с мощами Марии Египетской и Михаила Тверского. В том же 1922 году монастырь стал обновленческим (официально признанной тогда православной церковной организации); здесь начал служить епископ Антонин (Грановский). Однако уже в июле 1923 года монастырь перешёл в патриаршую (тихоновскую) юрисдикцию.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_муж...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛ XI (24.11.1655, Стокгольм - 5.04.1697, там же), кор. Швеции (1660-1697), церковный реформатор. При нем Шведское королевство стало абсолютной монархией. До 1672 г. из-за несовершеннолетия короля Швецией управлял регентский совет. По Оливскому миру 1660 г. польск. кор. Ян II Казимир отказался от претензий на швед. престол, право на к-рый было утрачено его отцом Сигизмундом III Вазой в 1599 г., и уступил Швеции Ливонию и Ригу, которые де-факто находились под швед. контролем с 20-х гг. XVII в. Заключенный в том же году Копенгагенский мирный договор был менее удачным для Швеции, поскольку Дании возвращалась часть ее территории - о-в Борнхольм в Балтийском м. и сев. обл. Трёнделаг (совр. Норвегия). Кор. Карл XI в битве при Лунде. 1676 г. Худож. Д. Клёкер Эренштраль (Нациольный музей, Стокгольм) Кор. Карл XI в битве при Лунде. 1676 г. Худож. Д. Клёкер Эренштраль (Нациольный музей, Стокгольм) Союз с Францией заставил Швецию начать военные действия против Бранденбурга, которые привели к Сконской войне 1675-1679 гг. между Данией и Швецией, гл. обр. на территории швед. пров. Сконе. Вначале ситуация складывалась неблагоприятно для Швеции, однако не подготовленный к правлению молодой король, объявленный совершеннолетним в 1672 г., неожиданно блестяще проявил себя во время войны. К. одержал победу над датчанами в кровопролитной битве при Лунде в дек. 1676 г., в 1677 г. снова победил противника при Ландскруне. Однако на море Дания сохраняла превосходство, и военные действия против Бранденбурга были не слишком успешны. В 1679 г. Дания и Швеция заключили Лундский мир и договоры о браке между К. и сестрой датского короля Ульрикой Элеонорой, об оборонительном альянсе, о торговле, а также обязались не вступать в союзы с 3-ми державами без предварительных переговоров между собой. Результатом Сконской войны стало сохранение статус-кво, но К. смог использовать военный успех для усиления своих позиций и подавления недовольных среди аристократии. Король обвинил регентский совет в том, что Швеция оказалась вовлечена в Сконскую войну, и для расследования преступлений его участников создал комиссию на риксдаге 1680 г. Сословия, недовольные поведением знати, поддержали К. Став абсолютным монархом, К. мог больше не прислушиваться к мнению знатных членов риксрода. В 1693 г. король был официально провозглашен единовластным правителем Швеции.

http://pravenc.ru/text/1681071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА Фрагмент помянника протопопа Иоанна Михайлова (ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82. Л. 70) Фрагмент помянника протопопа Иоанна Михайлова (ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82. Л. 70) († 8.12.1679, г. Верхотурье), блж. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 29 янв.- в Соборе Екатеринбургских святых), Христа ради юродивый, Верхотурский. Достоверно известна только дата преставления святого: она зафиксирована в синодике-помяннике прот. Иоанна Михайлова (ГА в г. Тобольске. Ф. рукоп. книг. Оп. 1. Д. 82), к-рый упоминается как настоятель верхотурского Троицкого собора в церковных документах 1668, 1670-1671, 1674, 1682, 1684 гг. (РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Оп. 1. Д. 509. Л. 254-254 об.; Д. 549. Л. 266; Д. 585. Л. 104; Д. 746. Л. 94 об.; РГБ. Собр. ОР. 547. Л. 4; ГА Пермского края. Ф. 297 (Ист. архив Пермской губ. УАК). Оп. 3. Д. 396. Л. 19 об.). На л. 70 Синодика читается запись: «Козмы уродиваго преставися во 7188 году декабря въ день 8». В сборнике рукописных материалов по истории Верхотурья XVII-XVIII вв. на форзаце почерком XIX в. записано со ссылкой на троицкий синодик, что К. был погребен в 1680 г., при этом писец допустил ошибку в переводе даты с буквенной цифири (РНБ. ОЛДП. F 41). В нек-рых изданиях ошибочно указывается, что К. умер в 1706 г. (Минея (МП). 1986. Июнь. Ч. 1). Блж. Косма Верхотурский. Икона. 2005 г. Иконописец Т. В. Шолохова (ц. во имя блж. Космы Верхотурского в Екатеринбурге) Блж. Косма Верхотурский. Икона. 2005 г. Иконописец Т. В. Шолохова (ц. во имя блж. Космы Верхотурского в Екатеринбурге) По преданию, отец К. занимался торговлей, переселился в Верхотурье из Вел. Устюга; мать была дочерью священника. В Верхотурье К. жил вместе с братьями в доме родителей в Заречной части города. Согласно рассказу верхотурского старожила Ф. П. Немтинова († 1882), святой носил фамилию Немтинов. Однако эти сведения документально не подтверждаются: род Немтиновых в Верхотурье прослеживается только с 20-х гг. XVIII в. В переписных книгах жителей Верхотурья XVII в. упоминается некий Кузка или Коземка Иванов сын: «Двор а в нем живет посадцкой человек Ивашко Абакумов. Детей у него Коземка четырнадцати лет, Данилко одиннадцати лет, Олешка семи лет, Ивашко шти лет» (Перепись населения Верхотурского у. 1666 г. (ТГИАМЗ. ТМ-12692. Л. 74 об.)). Поскольку в переписи населения Вел. Устюга 1630 г. встречается имя «Ивашки Аввакумова», можно предположить, что речь идет об одном и том же человеке - отце Кузки, что подтверждает предание об устюжском происхождении святого (Устюг Великий. 1883. С. 13). В верхотурской крестоприводной книге 1682 г. фиксируется фамилия этой семьи - Сапожниковы (РГАДА. Ф. 214 (Сибирский приказ). Оп. 1. Д. 487. Л. 285). Последний раз имя Кузки встречается в переписи 1679 г., что также согласуется с известием о преставлении К. в это время (Там же. Д. 746. Л. 21 об., 48).

http://pravenc.ru/text/2458799.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕНЕВ Иоанникий Трофимович († 80-е гг. XVII в.?), диак., автор ст. «О пении разных знамен, иже поют греки, римляне и великороссийский народ» и виршей, книгописец. Биографических данных о К. сохранилось крайне мало. Его имя упоминается в 2 рукописях - РГБ. Ф. 205. 146 (1681 г.) и ГИМ. Барс. 1340 (80-е гг. XVII в., автограф К.). Согласно 1-й рукописи, К. служил «...у Великого Государя на сенях в соборе Стретения Господня». В 1666 г. в числе клира Сретенского собора Московского Кремля значится «дьячок Аниска» (уничижительная форма от имени Аникий (Иоанникий); РГАДА. Ф. 396. 542. Л. 19). В 1672 г. дьячок Аниска в списках уже не числится, но появляется диак. Аникий (Там же. 543. Л. 20). В рукописи ГИМ. Барс. 1340 упоминается о пребывании Н. П. Дилецкого в доме К. в 1679 г. По мнению В. В. Протопопова , К. умер в 1680 или нач. 1681 г., поскольку в рукописи РГБ. Ф. 205. Л. 146 об авторе говорится в прошедшем времени и более поздних сведений о нем не сохранилось ( Протопопов. 1979. С. 557). Титульный лист «Мусикийской грамматики» Н. Дилецкого. 1904 г. Титульный лист «Мусикийской грамматики» Н. Дилецкого. 1904 г. В ст. «О пении разных знамен...», сохранившейся только в рукописи РГБ. Ф. 205. 146 (в ГИМ. Барс. 1340 она, по-видимому, находилась на утраченных начальных листах), К. предлагает своеобразный экскурс в историю муз. нотации в виде рассмотрения 4 систем: нот греков (в действительности это знаки путевой нотации , применявшиеся в т. ч. для записи песнопений греческого распева ), нот римлян (фантастическая реконструкция на основе длительностей киевской нотации и цифровых обозначений без нотного стана), киевской и знаменной нотаций. В этой же рукописи содержатся вирши К. «Духовныя радости труды сподобляют» с акростихом «Диакон Иоаникии Трофимов, сын Коренев». Исследователи атрибутируют К. духовный кант «Услыши, Боже, моления моя,/Приими во уши пресвятая Твоя...» с акростихом «У Всемогущяго Бога просящи милости, диакон Аникии скорби, Господа поя, писаше», содержащийся в песеннике Новоиерусалимского мон-ря нач. 80-х гг. XVII в. (ГИМ. Муз. 1743. 274 и др.). Текст песнопения, в котором аллюзии на Пс 60 соединяются с темами христ. догматов, состоит из 64 стихов (одиннадцатисложник), соединенных в четверостишия с парными рифмами (аабб). По мнению А. В. Позднеева, особенности поэтической техники К. позволяют предположить, что он был учеником архим. Новоиерусалимского мон-ря Германа († 1682) ( Позднеев. 1961. С. 421-422). Возможно, К. принадлежит и музыка этого канта ( Панченко, Салмина. 1993).

http://pravenc.ru/text/2057254.html

Климент, епископ Могилевский, Мстиславский и Оршанский (Белорусский) (нареченный) (Тризна) Упоминается епископом Белорусским (нареченным) с 1680 по 1685 годы. Был игуменом монастыря Святого Духа в Вильне. В 1680 году православные белорусы избрали на могилевскую епископскую кафедру архимандрита Виленского Свято-Духова монастыря Климента (Тризну). Польский король Ян Собесский не утвердил его на епископии. Причиной послужило то, что король вел тайные переговоры с администратором Киевской митрополии епископом Львовским Иосифом (Шумлянским, † 1708) и епископом Перемышльским Иннокентием (Винницким) о присоединении православных к Римской Церкви. Оба эти епископа уже дали свое согласие на унию и тайно присягнули ей перед получением своих епископских кафедр. Официально же они выступали как православные епископы. «Когда таким образом уния приобрела два важнейших епископских престола, – пишет И. Чистович , – казалось возможным возобновить попытку соединения всех православных русских польской короны в одну униатскую церковь ». Король Ян Собесский надеялся на осуществление униатской идеи и созвал в Люблине съезд православных и униатов. О созыве съезда он объявил своим универсалом от 19 октября 1679 года под видом решения споров между православными и униатами, но на самом деле «по своему усердию и униатскому желанию хотячи Русь православную, под державою короны польской обретаючуся, на унию преформовати». Православные прибыли в Люблин на съезд, открывшийся 14 января 1680 года. Униаты и римо-католики прилагали все усилия, чтобы уловить в свои сети православных. Проповедник-иезуит восхвалял Восточную Церковь и льстил православным. Но это не помогло: православные остались твердыми и непоколебимыми исповедниками своей веры, а от унии отказались. Архимандрит Климент (Тризна), не получив королевской привилегии на Могилевско-Белорусскую епископию, управлял ею со званием «нареченного епископа» до своей кончины. Литература: Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., 6. г. – Т. 2. – С. 1362–1363. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. – Минск, 2000. – С. 226, 227. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОВЫКИН Никифор ( 15.05.1690), жалованный иконописец Оружейной палаты. Проживал своим двором на Тверской ул. в Белом городе в Москве. Был принят на службу в 1671 г. Участвовал в работах по украшению дворцовых храмов Московского Кремля: Спаса Нерукотворного (1676, 1679, стенопись), прмц. Евдокии (1678, иконостас). В 1684-1685 гг. принимал участие в украшении дворцовой ц. во имя апостолов Петра и Павла: написал царские врата с сенью и столбцами, боковые двери иконостаса с изображением архидиаконов Стефана и Филиппа, расписал клиросы и др. В 1679 г. оформлял интерьер ц. Иоасафа царевича в с. Измайлове. В 1680 г. написал для местного ряда иконы Спасителя и Благовещения в церкви подмосковного дворцового с. Братовщина. В дек. 1687 г. был направлен в г. Севск для починки гетманского знамени. Писал иконы для обихода царицы Наталии Кирилловны: киот со створками к иконе Божией Матери (1672), богородичные иконы (1674 и 1675), «Семь спящих отроков Эфесских» (1676), «Ангел-хранитель» (1684) и др. С Андреем Ильиным написал икону «Страшный Суд» для царевен (1676), с Тихоном Филатьевым - Деисус на 3 досках для царевны Марфы Алексеевны (1688). Подписные работы не сохранились. Неоднократно участвовал в реставрационных работах: поновлял после пожара иконостас, в т. ч. Страстную икону Божией Матери в соборе Страстного мон-ря (1673), вместе с др. мастерами чинил в Московском Кремле иконостас Успенского собора (1675), иконостасы в дворцовой ц. Спаса Нерукотворного (1677, 1686) и в ее приделе в честь св. Иоанна Белградского (с 1681/82 св. Иоанна Предтечи) (1676), а также иконостас ц. Спаса Преображения на Бору (1688). Занимался поновлением стенописей Успенского собора Московского Кремля (1676) и Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1685). Лит.: Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов, 1584-1725 гг. М., 1883. Вып. 2. С. 442-447, 452; Забелин И. Е. Перечень иконописных и живописных работ моск. дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 120; Вып. 3. С. 165, 171; Успенский А. Царские иконописцы. Т. 1. С. 282; Т. 2. С. 34-36, 156; Извеков Н. Д. Верхоспасский собор в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912; Молева Н. М. , Белютин Э. М. Живописных дел мастера. М., 1965. С. 190. Н. И. Комашко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149439.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010