Значительные изменения в жизни Г. произошли в царствование Феодора Алексеевича . К 8 июня 1678 г. (память вмч. Феодора Стратилата, именины государя) Г. написал гимн «Феодор, славный воевода» с тройным акростихом. Один акростих, рифмованный, был обращен к небесному покровителю юного самодержца: «Феодора восхваляю,/да защищает, умоляю,/царя тезоименнаго/Феодора благовернаго». Другой содержал подпись: «Убоги чернец Герман», 3-й - дату. Творение Г. было оценено царем. Вскоре в Воскресенский мон-рь пришли 2 царских указа: 24 июля - с повелением молиться о победе над турками, 10 авг.- с известием о победе под Чигирином. 5 сент. 1678 г. царь с семьей посетил Воскресенский мон-рь, и с этого времени Г. стал одним из самых значительных лиц обители. Он участвовал в составлении Устава церковного и Чина монастырского, где были описаны богослужебные особенности монастырского уклада, сложившиеся при патриархе Никоне (в 1-й пол. 60-х гг. в Новоиерусалимском мон-ре богослужение иногда совершалось «греческими глаголы, согласием киевским»; ежедневно после литургии пред иконой Божией Матери «Троеручица», привезенной с Афона, пелся молебен Пресв. Богородице «греческим речением и согласием»). В 1679 г. Феодор Алексеевич возобновил строительство Воскресенского собора в Нов. Иерусалиме, начатое патриархом Никоном. Последовали царские указы об отставке строителя Феофилакта и о Г., к-рый был назначен строителем. В янв. 1680 г. был уволен «за старостью» настоятель Новоиерусалимской обители архим. Филофей, место к-рого заступил переведенный из Тихвинского мон-ря архим. Варсонофий. В том же году к Воскресенскому мон-рю был вновь приписан Афанасиевский на р. Мологе мон-рь, и в июне Г. был назначен туда строителем. (Вероятно, Г. и ранее нес послушания за пределами своей обители: его имя отсутствует в перечне братии в монастырской описи 1679 г.) 18 сент. 1680 г. Г. вместе с настоятелем и казначеем встречал в Новоиерусалимском мон-ре царя Феодора Алексеевича. После кончины 25 окт. того же года архим. Варсонофия Г. вступил в управление Воскресенским мон-рем, в февр. 1681 г. был возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/164753.html

Колокола Федора Дмитриева М., сохранившиеся и известные по различным источникам, были созданы в 1651-1686 гг. Отлиты для мон-рей: Валдайского Иверского (1651, 1656); Саввина Сторожевского - вседневный благовестник (1672), зазвонный (1676; с упоминанием в надписи прозвища Моторин); Троицкого Данилова в Переславле-Залесском (1678; ныне находится на Ивановской колокольне Московского Кремля); Троице-Сергиева - колокол Карноухий, более 1200 пудов (1683); Николо-Шартомского (1684); московского Данилова (1684); московского Новодевичьего (1684). Для городских соборов: в Смоленске благовестник весом 100 пудов и набатный весом 50 пудов (1668); для звонницы собора Св. Софии в Вел. Новгороде (вместе с Александром Григорьевым Лыковым) весом 1000 пудов (18 т) (1654; перелит в 1659); для собора Св. Софии в Тобольске (1678, 1682); для Успенского собора Москвы - Новый Успенский (1679, на колокольне «Иван Великий»), Набатный (1680). Для городских церквей Москвы: ц. св. Симеона Столпника на Поварской (1678), ц. в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянской пл. (1681-1682), ц. в честь Введения Пресв. Богородицы во храм на Б. Лубянке (1683; ныне находится на колокольне Покровского собора на Рву), ц. арх. Гавриила на Чистых прудах (1684). Сохранился колокол 1675 г. в музее-заповеднике «Коломенское» (ГМЗК). Известно, что в 1679 г. колокола неск. раз покупал Рейтарский приказ; в 1680 г. были отлиты, возможно, 7 колоколов весом от 15 до 27 пудов. В 1686 г. сделан часовой колокол для Троицкой башни Московского Кремля. Позже он был перенесен на открытый ярус Боровицкой башни, где стал благовестником для размещенной в башне ц. св. Иоанна Предтечи (уничтожен в 1929). Дмитрий Федорович (60-е гг. XVII в.- 1690). В 1686-1690 гг. был мастером Пушечного двора, имел ученика В. Денисова. Сведения о работах мастера не сохранились. Оценить его талант можно по единственному прорезному колоколу, отлитому в 1687 г. (ГМЗК), к-рый происходит из Покровской ц. в с. Медведкове. Колокол был изготовлен для продажи в колокольном ряду, где его заметили посыльные кн. В. В. Голицына. После покупки на колоколе была вырезана надпись, повествующая о вкладе Голицына в Покровский храм. Сохранились документы за 1688 г. об уплате пошлины за наследство, полученное Дмитрием Федоровичем М. в 1689 г., и «здаточная запись» его жены Анны Егоровны Ивану М. от 26 мая 1691 г. (РГИА. Ф. 1101. Оп. 1. Д. 32. Л. 73). Иван Федорович

http://pravenc.ru/text/2564246.html

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря. Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х — 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года. 11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора. 19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря. Состав и архитектура, престольные праздники [ править править код ] Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56) Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69) Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е, верх перестроен в конце XVIII в.) Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хонех), 21 ноября (собор) Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874) Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке) Шатровая колокольня (1679-89) Наместнический корпус (XVII в.) Казначеский корпус (1680-е гг.) Братский корпус (нач. XVIII в.) Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.) Каменная ограда с башнями XVIII в. Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.) Часовня с успыпальницей Панаевых (1870) Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г. «церковь Рождества Христова писалась под Сурожскою десятиною, в селе Юркине, в вотчине окольничего Федора Леонтьевича Бутурлина, дани 3 алтына 4 деньги, в корм и в московской проезд гривна». В 1680 г. Рождественская церковь перечислена из Сурожской в Загородскую десятину. В 1678 г. «на церковь Рождества Христова, что в селе Юркине, по переписным книгам архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря Питирима» положено вновь дани 29 алтын 3 деньги, заезда гривна, платил думного дворянина Василия Яковлевича Голохвастова человек Петр Колокольцев августа в 24 день». В 1679 г. В. Я. Голохвастов сельцо Татищево с погостом продал двоюродным братьям Иову и Ивану Голохвастовым и в 1685 г. эта вотчина досталась Иову Голохвастову. В дозорных книгах 1680 г. написано: «августа в 9 день, по сказке вотчины думного дворянина Иова Демидовича Голохвастова и церкви Рождества Христова попа Григория Киприянова служит он, поп, у той церкви с полгода из руги, а руги дает думный дворянин Иов Демидович Голохвастов в год по 8 руб. с полтиною, да хлеба – ржи и овса со всеми причетники, а церковная пашня той церкви есть ли – того он не ведает». После И.Д. Голохвастова его сын Иван сельцо Татищево с Рождественским погостом и дер. Пироговою в 1698 г. продал князю М.Г. Ромодановскому, а тот в 1703 г. отдал в приданое своей дочери Настасье Михайловне при выходе ее замуж за А.Ф. Салтыкова. В деревнях Татищевой и Пироговой в 1704 г. числилось 32 двора крестьянских, бобыльских и кабальных, в них 106 человек. В переписных книгах 1710 г. записано: «Алексей Федоровича Салтыкова Вотчина, погост на речке Малой Истрице, что слывет село Юркино, близ его вотчины сельца Татищева, а на погосте церковь Рождества Христова…». После А.М. Салтыковой село Татищево с деревнями досталось ее родной племяннице Марфе Андреевне, урожденной княжне Ромодановской, жене П.И. Вельяминова-Зернова, по разделу с родными ее сестрами Прасковьею и Екатериною. В 1755 г. Сергей Петрович Вельяминов-Зернов село Юркино с деревнями, доставшееся ему после матери его Марфы Андреевны, продал князю В.С. Долгорукову, а в 1760 г. оно куплено князем Н.П. Оболенским.

http://sobory.ru/article/?object=00452

Использованы материалы сайта Московской епархии Церковь Собор Архангела Михаила, построенная исстари в селе Михайловском, в 1627 г. была «деревянная, клетцки, а в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение приходных людей; у церкви во дворе поп Артемий Иванов, во дворе пономарь Федка Гурьев, во дворе просвирница Марьица Иванова». В окладных книгах Патриаршего казенного приказа пишется: за 1628 г. церковь Архангела Михаила в Лужках, дани 15 алтын, заезда гривна, кормовая гривна, за 1635 – 39 гг. – в вотчине Георгиевского девича монастыря, в селе Михайловском, в Лужках, дани 2 руб. 14 алтын 4 деньги, заезда гривна». В записной книге печатных пошлин, собираемых в Патриаршем казенном приказе с благословенных грамот, выданных на построение церквей, за 1651 г. значится: «29 сентября запечатана благословенная грамота, по челобитью Георгиевского девичья монастыря, что на Дмитровке, игуменьи Анны с сестрами, в Московском уезде, в их монастырскую вотчину, село Михайловское, на один престол Михаила Архангела; пошлин гривна взято». Того же года 4 ноября «запечатана благословенная грамота, по челобитью вотчины Георгиевского девичья монастыря, села Михайловского, попа Терентия Андреева, на один престол во имя св. мученика Георгия; пошлин гривна взято». В 1680 г. церковь Михаила Архангела построена вновь, деревянная, а старая в 1679 г. сгорела. По писцовым книгам 1627 – 28 гг. значится: в селе Михайловском к церкви Михаила Архангела пашни церковной 24 чети в поле, сена 40 копен; а по осмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского 1680 г. 26 июля и по сказке попа той церкви Моисея Афанасьева «церковной земли во владении у него, попа, только 5 десятин в поле, сена 30 копен. 23 ноября 1694 г. Большого Успенского собора диакон Панкратий взял антиминс ко освящению церкви великомуч. Георгия в село Михайловское, Слободка тож». В 1704 г. церковь Михаила Архангела в селе Михайловском, Слободка тож, каменная, построенная, вероятно, в 1694 г. Село Михайловское, на реке Москве, в 1627 г. Московского уезда, Молоцкого стана, «вотчина Георгиевского девичьего монастыря, что в Москве на Дмитровке, в селе на взгорье двор монастырский ставят новый». При селе находилась Слободка с 31 двором крестьян и бобылей, которые платили за свои дворы оброк в монастырь. К тому же селу принадлежали 4 озера: Михайлова заводь, Ворон, Косное и Стреясень. В 1646 г. в селе Михайловском числилось 48 дворов крестьянских; в 1678 г. – 87 дворов крестьянских и в 1704 г. – 86 дворов крестьянских с 272 чел., дворы монастырский, скотный, садовников и 2 двора нищих.

http://sobory.ru/article/?object=01687

Мужской упразднённый, находился в Псковской Епархии близ города Новоржева к северу от оного в 5 вёрстах, при озере Хвоинском, и был до Штатов 1764 года приписан к Рденской пустыни, а потом к Великолуцкому Сергиеву монастырю. По Штатам же обращён в приходскую церковь . Хергозерская пустынь Мужская упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде на восточном берегу озера Херго или Хергозера, от чего и название своё получила, расстоянием от Каргополя к северо-западу в 75, от Ошевенского монастыря к юго-западу в 40, от Новгорода к северо-востоку в 775 вёрстах и до Штатов 1764 года была приписана к Александро–Ошевенскому монастырю. По Штатам же обращена в приходскую церковь , и определён к ней священник с причётниками. Ныне на этом месте находятся две ЦЕРКВИ: 1) деревянная шатровая во имя Св. Троицы с приделом Преп. Макария Желтоводского; 2) каменная пятиглавая с двумя престолами: а) в имя Введения во храм Божьей Матери, б) Св. Николая. К церквам сим приписана ещё 3) в Порженском десятке во имя св. Георгия деревянная. Хлавицкий Троцкий монастырь Мужской упразднённый, находился в Новгородской, а потом в Псковской Епархии близ города Холма, к северу от оного в 10 вёрстах, на правом берегу реки Хлавицы. В 1674 году, Марта 21, приписан был к Новгородскому Архиерейскому дому, что подтверждено и грамотой Царской от 1678 года в Ноябре. А грамотой 1679 года Сентября 27 велено Архиерейскому дому вечно владеть этим монастырём. В 1680 году, Июня 10, воспрещено Луцкому Воеводе ведать монастыря сего крестьян и бобылей и посылать для сборов денежных от вотчины и за прочими делами. В 1683 году, Марта 23 грамотой Царской же велено ведать крестьян этого монастыря не в Торопце, а в приказной Палате. В 1685 году, Апреля 26, подтверждены грамоты 1680 и в 1683 годов. В 1687 году, Октября 18, не велено Воеводе посылать в вотчины этого монастыря из Заволочья служилых людей для правежа рублёвых денег. В 1699 году, Марта 17, не велено крестьян Хлавицких ведать в Торопце и Великих Луках, но в Новгороде. Ныне тут приходская церковь . На Хлибу Дмитриевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Спустя всего год после этого назначения, 21 марта 1680 г., М. в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии царя Феодора Алексеевича был хиротонисан патриархом Иоакимом «со всем освященным собором» во архиепископа Суздальского и Юрьевского (Дворцовые разряды. 1855. Стб. 140-141). Кафедра была вакантна с июля 1679 г., после того как Суздальского архиеп. Стефана лишили сана. 26 авг. 1680 г. М., по свидетельству Сильвестра (Медведева) , находился в Москве и присутствовал на похоронах Симеона Полоцкого . 6 сент. 1681 г. М. был переведен на Псковскую кафедру с возведением в сан митрополита. М., таким образом, стал 1-м Псковским митрополитом. 21 февр. 1682 г. вместе с патриархом Иоакимом и другими «властьми» был «у руки» новой царицы Марфы Матвеевны Апраксиной (ДАИ. Т. 9. 93. С. 202). 25 июня 1682 г. участвовал в церемонии венчания на царство Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича (принимал шапку Мономаха). В качестве Псковского митрополита М. много усилий приложил к тому, чтобы, по выражению Шляпкина, «поднять свою паству» ( Шляпкин. 1891. С. 167). В янв. 1683 г. он добился в соответствии с древними жалованными грамотами псковских архиереев освобождения своих людей от наложенной на них повинности по строительству воеводского двора. 20 марта 1685 г. М. жаловался царям о «великом преобидении и безчестии» архиерею от того, что 160 церквами Псковского уезда «владеют мужики, а церкви все вотчинные, и теми вотчинами владеют и себя полнят и корыстуются сами, а архиерею непослушны… и то противно правилом»; на малую ругу нанимаются священники из «пианиц и безчинников». Главная проблема, на которую М. обращает внимание,- «нужда великая на книги, священником нужд церковных исправлять не по чему, все книги по церквам старинные рукописные и те от древности обветчали и розвалилися, а новоисправных книг искупить не хотят, а все для раскола церковнаго, чтоб новоисправным книгам не быть, и от того расколы церковные умножилися» (АИ. Т. 5. 122. С. 200-201). В ответ на челобитную последовал царский указ об описи храмов и церковных строений в епархии. Однако проблема решена не была. В 1688 г. М. снова направил царю челобитную с просьбами о помощи и облегчении налогового бремени. Ситуацию в епархии он описывал так: собрать деньги с епархии не может, поскольку «священники и посадские люди, церковные старосты… чинятся ему… противны… непослушны, и данных денег с дворового числа и с угодий давать не хотят», а епархия его «малая и скудная», «крестьяне… домовые… и те в порубежных местех, и в воинское время от Польских и от Немецких людей все разорены и позжены без остатку» (Там же. 172. С. 301-302). Архиерейская казна оказалась на грани разорения.

http://pravenc.ru/text/2562304.html

1659 – Конотонская воина. 1660 – Воина Чудновская, и Шеремет взят. 1662 – Писати училемся. 1664 – Казимер корол полскии Глухова недел 4 добывал и не добыл. 1668 – июля 9 пострижен есм в чин иноческии в Киеве в монастыру Кирилском, а постригал игумен Мелети Дзек. Сего року убито Ивана Бруховецкого гетмана. 1669 – На благовещение пресвятой Богородици в дияконы поставлен бех преосвященным митрополитом киевским Иосифом Тукалским в граде Каневе (л. 127 об.). 1672 – Турки Каменец Подолскии взяли августа 12. 1674 – Ладижин и Уман от турков здаван. 1675 – На сошествие Святого Духа во священничество поставлен есм преосвященним архиепископом чернеговским Лазарем Барановичем в монастиру Густинском. 1676 – Благочестивыи цар Алексии Михайлович преставился януариа 30. 1677 – На успение пресвятои Богородицы былем в Новом Двору на поклонении чудовному пресвятои Богородици образу. Того ж року ехалем до Вилна з небожчиком отцем Тризною старшим виленским. Тогож року пред рождеством Христовым приехал до Слуцка и почалем жити в брацтве (л. 128). 1678 – марта 1 преставися епископ белорускии Феодосии Василевич в местности своеи в Люлине под Новым Двором. Чигирин турки взяли августа 11. 1679 – На всееднои прибылем до Батурина до гетмана Ивана Самоиловича и почалем в Батурине жити. 1680 – декавриа 16 комета великая на небе указалася и трвала аж за Богоявление. 1681 – июня 28 в монастыру Батуринском церковь мурована засклеплена за игуменство Феодосия Гугуревича. Августа 9 земля тряслася в полночи. (Зачеркнуто: декабриа 16 указалася на небе комета великая и трвала аж за Богоявление, але то прошлого году а не сего). Сегож року сентемвриа я зосталем игуменом Максаковским. 1682 – Сего року цар Федор Алексеевич преставися април 27. Февраля 7 во вторник по утрени преставился игумен мои Мелетии Дзек в монастиру киевском Михаила Золотоверхого. Там же и погребен в церкве под святою Варварою. На его месце взято Феодисия Гугуревича, а мене учинено Батуринскаго монастыра игуменом марта 1 на с. Евдокию. 1683 – декавриа (д. б. октября) 26 на святаго Димитриа патрона моего оставилем игуменство. Сего лета преставися Иннокентии Гизель архимандрит печерски ноевриа 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

19 дек. 1679 г. И. начал новое вторжение в Ласту. 16 янв. 1680 г. он одержал крупную победу над повстанцами на равнине Гош-Маугия, но это не привело к прекращению мятежа. В военных походах И. стал использовать отряды галласов (оромо), положив начало их постепенной христианизации. 17 окт. 1681 г. по жалобе конгрегации мон-ря Дэбрэ-Либанос И. созвал в Аринго очередной Собор, в ходе к-рого прения вели родные братья авва Николай и авва Акала Крэстос. Выступив от имени сторонников соединения, Николай провозгласил тезис о том, что «прославилась плоть соединением» во время соединения Слова с плотью во чреве Богоматери; его оппонент указал, что плоть прославилась, «когда была помазана Духом Святым и стала Сыном по природе». И. принял т. зр. Николая и покарал его противников: Акала Крэстос и его единомышленники, присутствовавшие на Соборе, были отлучены от Церкви, а все «помазанники» были изгнаны из своих мон-рей. Так возникло дело о «годжамских изгнанниках», к-рое пришлось решать наследнику И. 3-му гондарскому царю Иясу I Великому (1682-1706). И. скончался после непродолжительной болезни в новом царском дворце Цада (Цадда), только что возведенном в Гондаре. В дек. 1683 г. Иясу I, следуя завещанию отца, перенес его прах на о-в Мэцраха на оз. Тана, где были погребены его мать и нек-рые дети. Там образовалась фамильная усыпальница т. н. гондарской династии. Офиц. хроника И. осталась незавершенной: события последних месяцев его царствования и его кончина в ней не отражены. Эфиопская Церковь канонизировала И. в лике праведных: в заслугу ему были поставлены изгнание «франков», распространение христианства среди племен агау, а также борьба с теми, кто приписывали Иисусу Христу два естества. О каких именно дифизитах здесь идет речь, остается неясным; возможно, сторонники доктрины соединения называли так своих противников. Сохранилось синаксарное Житие И., к-рое детально проанализировал Б. А. Тураев. Ист.: Duensing H. Liefert das äthiopische Synaxar Materialien zur Geschichte Abessiniens?: Für den zweiten, die Monate Magâbît bis Pâguemn enthaltenden Teil des Synaxars untersucht: Diss. Gött., 1900. S. 43-46 [нем. пер. синаксарного Жития И.]; Annales Iohannis I, Iyâsu I, Bakâffâ/Ed., interpr. I. Guidi. P., 1903. Vol. 1. P. 1-55 [эфиоп. текст]; Vol. 2. P. 1-56 [лат. пер.]. (CSCO; 22-23. Aeth. Ser. altera; 5-6); Эфиопские хроники XVII-XVIII вв./Введ. и заключ., пер. с эфиоп. и коммент.: С. Б. Чернецов. М., 1989. С. 4-63.

http://pravenc.ru/text/469790.html

55 и 72) 173 г. ноября в 25 день по указу великого государя приказал окольничей и оружейничей Богдан Матвеевич Хитрово… велел быть у книжного чтения в правильне вдовому священнику Никифору» 66 и 4). Чтец и писец были большей частью люди светские, но справщики, за немногими исключениями, выбирались из монахов и вдового белого духовенства. При первых патриархах попадаются между ними и мирские люди, но со времени Никона, справщики постоянно называются старцами. При патриархе Иоакиме, для правления служебных миней, назначена была особая комиссия в составе трех справщиков, которые занимались этим делом, особо от прочих, в Чудовом монастыре. Была еще комиссия, ведавшая исправлением нотных книг или «наречного пения», во главе которой стоял известный Александр Мезенец. Он и его сотрудники расписываются в получении жалованья отдельно от прочих справщиков и составляют особую корпорацию. В бумагах архива сохранились просьбы о переводе некоторых членов этой комиссии в правильню при книгопечатном дворе. Следовательно, это были учреждения разные. Работы по исправлению устава, изданного в 1682 г., были ведены в кельях патриарха Иоакима, под его наблюдением. Постоянным же местом деятельности справщиков было помещение печатного двора, где для этой цели устроена была палата, называвшаяся правильней или правиленной. Вот как описывается обстановка ее г. Румянцевым по указаниям расходных книг 1679–1680 г. В правильной палатке было 12 окон; над ней высокая двоетесная кровля с точеными столбиками; между обеими палатами, правильной и книгохранительной, сделан вход с рундуком и каменными лестницами. Над входом сводец и каменный киот, расписанный красками, а в нем икона распятия Господня под полукруглым навесом. Кроме того, над входной лестницей в правильню поставлен был образ: проповедь святых апостолов… В книгохранительной палате чуланы, где помещались книги, были также расписаны; для книг раритетных были устроены особые ящики резные, с позолотой и гладкие расписанные. В таких ящиках хранились тогда: греческое евангелие и лексикон большой. Еще с большим великолепием была отделана соседняя правильная палата. Печь сделана в ней изразчатая, полы выстланы муравленой черепицей, а подоконники цветными ценинными кирпичами. Иконописец Семен Михайлов Облазнин, вместе с Леонтием Ивановым, написали для этой палаты вновь три иконы деисус в резном позолоченном киоте. Стол, скамьи и стены или панели были обиты светло-зеленым и светло-лазоревым сукном. (Труды М. А. Общ. 15). По описи 1649 г., она описывается так: «палата правильная против приказа, где сидят книжные справщики, а в ней деисус; образ спасов, образ пречистой богородицы, образ Иоанна предтечи на прозелени без киота. Стол дубовый большой с ящиком. У той же палаты казенка досчатая, перегорожена на двое. У той же палаты две палатки задние каменные. В правильной палатке в окнах три оконницы слюдяных» 44, л. 61 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010