Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗМИН Иван Артемиевич (1653-1696), московский живописец и иконописец, дворянин; сын оружейного мастера Артемия Безмина, переведенного в 1660 г. в Москву из Устюжны-Железнопольской. В 1661 г. был определен в Оружейную палату учеником живописных дел мастера Станислава Лопуцкого, в 1667 г. ученик Даниила Вухтерса. За время службы в Оружейной палате (с 1670) воспитал 37 учеников. С 1668 г. Б. активно работал как придворный живописец-декоратор над украшением царских покоев, нередко вместе с Дорофеем Золотарёвым и Богданом Салтановым . Первой его самостоятельной работой такого рода были росписи столовой палаты царевича Алексея Алексеевича в 1668 г., последней - росписи хором царицы и царевен в 1684-1685 гг. Б. принимал участие в храмовых стенописных работах. Иногда это были орнаментальные росписи «под аспид» (ц. Спаса Нерукотворного и ее придел в честь Зачатия Иоанна Предтечи (ранее Иоанна Белградского) в Московском Кремле, 1679), в др. случаях - сюжетные композиции (росписи и починка стенописей в дворцовой ц. прмц. Евдокии, 1678). В 1685 г. мастер участвовал в выполнении стенописи в традиц. технике фрески при зап. входе в собор кремлевского Вознесенского мон-ря. Б. украшал также царские хоромы в подмосковных селах - в Нов. Воскресенском на Пресне и в Алексеевском (80-е гг. XVII в.?). Для хором членов царской семьи (гл. обр. для царя Феодора Алексеевича) Б. с кон. 70-х гг. XVII в. писал иконы на холсте живописным письмом, напр., в 1683 г. образы Божией Матери «Живоносный Источник» и «Всех скорбящих Радость» (первая композиция такой иконографии в рус. практике), а также на металлических и традиц. деревянных досках. Б. оформлял храмовые интерьеры, участвовал в изготовлении, росписи и золочении деревянных иконостасов и клиросов (церкви Спаса Нерукотворного и прмц. Евдокии в Московском Кремле). В 1679 г. для Покровской ц. в царской загородной резиденции в Измайлове он написал на полотне «Распятие Господне». В 1680 г. вместе с Богданом Салтановым выполнил живописью на холсте цикл евангельских притч для придворной ц. Спаса Нерукотворного, а также композиции «Страшный Суд», «Снятие с Креста», «Воскресение Христово», «Вознесение» и «Мария Магдалина» для дворцовой молельни, где была устроена Голгофа. Известно, что у Б. была западноевроп. лицевая Библия, к-рую в 1677 г. у него выкупили для государя.

http://pravenc.ru/text/77812.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЛИНДИН [Билигдин] Петр Федоров († после 1716), один из ведущих иконописцев Оружейной палаты посл. трети XVII - нач. XVIII в.; ученик Ивана Кириллова , затем Симона Ушакова , к-рый в 1678 г. рекомендовал его, кормового мастера, на вакантное место жалованного иконописца (с 1689). Участник мн. коллективных работ мастеров Оружейной палаты: по росписи Успенского собора Московского Кремля (1674 и 1680), по поновлению икон местного ряда иконостаса в дворцовой Сретенской ц. (1677), по написанию икон праотеческого ряда иконостаса в дворцовой ц. вмц. Евдокии (1678), по росписи стен на сюжет «Видение царя Константина» в сенях Грановитой палаты в Кремле (1678), дворцовой ц. Спаса Нерукотворного (1679), по изготовлению изображений херувимов на холсте для дворцовой ц. св. Иоанна Предтечи (ранее ц. Иоанна Белградского, 1679), по написанию икон для московского Новодевичьего мон-ря (1683 и 1685) и росписи стен у зап. входа собора Вознесенского мон-ря в Московском Кремле (1684). Самостоятельно мастером были выполнены сев. и юж. двери иконостаса дворцовой ц. Рождества Богородицы (1682; не сохр.), иконы «Благовещение» и «Рождество Христово» для праздничного ряда иконостаса в московский Высокопетровский мон-рь (1691; не сохр.), поновлена композиция «Покров Богородицы» на въездных Пречистенских вратах за Белым городом (1695; не сохр.), написано «Распятие с предстоящими» на стене над юж. входом собора Крестовоздвиженского мон-ря на Знаменке (1697; не сохр.). В 1688 г. вместе с Кириллом Улановым им были созданы иконы «Воскресение со страстями и праздниками», «Свт. Николай Чудотворец в житии», «Прп. Сергий Радонежский в житии» (не сохр.) местного ряда для ц. Живоносного Источника в Богородицком городке (совр. г. Богородицк, Тульская обл.). Б. писал иконы для домашнего обихода членов царской семьи: царевны Татианы Михайловны («Ап. Иоанн Богослов в молчании», «Богоматерь Страстная», «Богоматерь Иверская», 1688), царицы Марфы Алексеевны (12 икон праздников, «Прп. Марфа», 1688), царевича Алексея Петровича («Свт. Амвросий Медиоланский, еп. Василий Парийский, мч. Памфил, вмц. Анастасия Узорешительница, мученицы Марина и Евгения, прп. Иоанн Дамаскин», 1697).

http://pravenc.ru/text/149183.html

Глава V. Царские посещения Воскресенской обители в XVII столетии Воскресенский монастырь, в течение первых 50 лет своего существования, неоднократно удостаивался посещения Царственной Семьи, о чем сохранились подробные записи во вкладной монастырской книге; подробности приведены нами в «Историческом обзоре», а здесь остается ограничиться кратким исчислением таковых посещений: 1 . 1657 г., 18 Октября, Царь Алексей Михайлович с семейством, по случаю освящения первого соборного деревянного храма во имя Воскресения Христова. 2 . 1678 г., Сентября 5, Царь Феодор Алексеевич, Царица и Великая Княгиня Наталья Кирилловна с Царевичами и с Царевнами, пробыли три дни (до 8 Сентября). 3 . 1678 г., Декабря в 5 день, Царь Феодор Алексеевич один. 4 . 1679 г., Ноября 29 день, Царь Феодор Алексеевич с Царевнами Татьяною Михайловною и Евдокиею Алексеевною. 5 . 1680 г., Сентября 14, Царь Феодор Алексеевич с Царицею Агафиею Семеновною и с Царевнами на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 6 . 1680 г., Декабря 2, Царь Феодор Алексеевич с Царицею Агафьею Семеновною и с Царевнами. 7 . 1681 г., Августа 25, Царь Феодор Алексеевич со всем своим Царским Семейством, по случаю погребения в сей обители основателя ее, Святейшего Патриарха Никона . 8 . 1681 г., Ноября 30, Царь Феодор Алексеевич в последний раз один. 9 . 1682 г., Сентября 11, Царевны Татьяна Михайловна и София Алексеевна, при чем избрано ими место для построения теплого соборного храма во имя Рождества Христова. 10 . 1683 г., Декабря 4, Царь Иоанн Алексеевич с Царевнами Татьяною Михайловною, Софиею и Марьею Алексеевнами. 11 . 1685 г., Генваря 18, Царь Иоанн Алексеевич с теткою своею, Царевною Татьяною Михайловною, с обоими Царицами, и со всеми Царевнами, по случаю торжественного освящения Патриархом Иоакимом соборного храма Воскресения Христова, построенного по Иерусалимскому образцу. 12 . 1685 г., Мая 15, Царь Иоанн Алексеевич с Царицею Прасковьею Феодоровною и Царевнами Татьяною Михайловною и Софьею Алексеевною.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вятка (Киров). Собор Богоявления Господня. Богоявленский Собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Богоявленский собор был построен в 1698 - 1710 гг. с северной стороны от старого Свято-Троицкого кафедрального собора. По преданию именно на этом месте в 1181 году при основании г.Хлынова была возведена первая деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня (см. " Повесть о стране Вятской " ). Разрушен в 1935 г. вместе с Кафедральным собором. С сайта: Богоявленский Собор был приписным к Александро-Невскому Собору Вятки. Храм имел 3 престола: " Престолов в ней 3 : в холодном храме в честь воздвижения честного и животворящего креста Господня, в теплом на правой стороне в честь Богоявления Господня, а на левой в честь св.мч. Георгия. " По информации с сайта Богоявленская церковь считается одной из древнейших церквей г. Хлынова. Она уже упоминается в описании г. Хлынова 1615 г. Первоначально церковь была деревянная. В 1679 г. при Богоявленской церкви построена новая церковь в память Воздвижения Честного Креста Господня и освящена 25 ноября 1680 г. 6 июня 1698 г. заложена каменная церковь, окончена постройкой в 1710 г. В 1746–1756 г.г. каменная Богоявленская церковь перестроена. В 1777 г. значится при соборе придел Воздвиженский. В 1777 г. в трапезе по левую сторону устроен придел во имя Св. Георгия Великомученика и освящен в 1778 г. В настоящее время в сем соборе, построенном в 1710 г., как сказано в клировых ведомостях, три престола: в холодной церкви – во имя Воздвижения Креста Господня, в теплой церкви – Георгиевский и Богоявленский. В.И. Шабалин «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии» Богоявленская церковь: до присоединения к Александро-Невскому собору, бывшая также собора, построена около 1710 г. усердием прихожан, по свидетельству хранящейся в ней рукописи. Зданием каменная с таковой же колокольней. Престолов в ней три: в холодном храме в честь воздвижения честного и животворящего креста Господня, в теплом на правой стороне в честь Богоявления Господня, а на левой в честь св. мч. Георгия. Утварью достаточна. Причта по штату не положено.

http://sobory.ru/article/?object=32483

Емельян Давыдович Никита Родионович Пётр Никитич Аким Никитич Семён Иванович Иван Иванович КОЛЕНО XIV: Иван Иванович, действительный тайный советник и Святого Андрея кавалер, рождение 1693 † 11 ноября 1773; женат: 1) на NN; 2) на Анне Ивановне Паниной, рождение 1717 † 12 июня 1745 (от каждого брака сын и дочь) Яков Петрович КОЛЕНО XV: Андриан Иванович, статский советник Николай Иванович , сенатор и Святого Александра Невского кавалер, женат: 1) на княжне Татьяне Фёдоровне Мещерской; 2) на Аграфене Александровне Нарышкиной (от 2-го брака сын) Мария Ивановна, за вице-адмиралом Воином Яковлевичем Римским-Корсаковым Анна Ивановна, за тайным советником Михаилом Киприановичем Луниным Семён Александрович, действительный тайный советник и Святого Александра Невского кавалер Сергий Александрович, премиер-майор, женат на Елене Леонтьевне NN КОЛЕНО XVI: Иван Николаевич, государственного совета член и Святого Александра Невского кавалер, женат на Анне Васильевне Самариной Николай Сергеевич Григорий Андреевич 22) и сын его Назарий Григорьевич служили воеводами в войсках Царя Uoahha IV , в разных походах. Степан Иванович 34), брат его Фома Иванович и двоюродный брат Данило Иванович убиты при осаде Смоленска, в 1634 году. Родион Сергеевич 75) был воеводою в Угличе в 1679 и 1680 годах. Семён Протасьевич был постельничий при Царе Алексее Михайловиче, и думным дворянином в начале царствования Петра Великого. Леонтий Романович был окольничим при Царе Феодоре Алексеевиче и боярином при Петре Великом. Двенадцать Неплюевых владели населёнными имениями в 1699 году. Иван Иванович был, при Императрице Анне, тайным советником, посланником в Цареграде, следователем и судьёю по делу кабинет-министра Волынского; при Императрице Елисавете он был Оренбургским губернатором, сенатором и действительным тайным советником, а при Екатерине Великой получил андреевскую ленту. Из сыновей его, Андриан Иванович был посланником в Цареграде, при Императрице Елисавете Петровне; Николай Иванович сенатором при Императоре Павле, а внук, Иван Николаевич, сенатором и членом государственного совета при Императоре Александре I. Александр Иванович 98) был, при Императрице Елисавете, генерал- майором и генерал-кригс-коммисаром армии, а сын его Семён Александрович был сенатором при Императоре Павле, и награждён чином действительного тайного советника при увольнении от службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Маркелл, митрополит Казанский и Свияжский Родился на юге России, год рождения неизвестен. До пострижения в монашество служил писцом в Посольском приказе. В 1672 году переписывал подносные экземпляры сочинений Николая Спафария и Петра Долгова: «Книга избраная вкратце о девятих мусах и седмих свободных художествах» (ГИМ, Синод, собр., 527) и «Хрисмологион» (ГПБ, Эрмитаж собр., 27). После пострижения был назначен судьей на патриаршем дворе. С 1679 года – архимандрит Свенского Успенского монастыря в городе Брянске Орловской епархии. 21 марта 1680 года хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского с возведением в сан архиепископа. С 6 сентября 1681 года – митрополит Псковский, Изборский и Нарвский. С 8 сентября 1690 года – митрополит Казанский и Свияжский. Скончался 21 августа 1698 года в Казани. Погребен в кафедральном соборе. Митрополит Маркелл был хорошо образован, он знал греческий, латинский, французский, итальянский, немецкий, польский и татарский языки. После смерти патриарха Иоакима выдвигался кандидатом на патриарший престол царем Петром I, а царица Наталья Кирилловна с архимандритами, игуменами и низшим духовенством выдвигала митрополита Казанского Адриана. Окружению царицы не нравилась образованность владыки Маркелла, они боялись, что ученый патриарх будет покровительствовать иноверцам. А архимандрит Московского Новоспасского монастыря Игнатий обвинил владыку Маркелла в ереси. Митрополит Казанский Адриан был избран патриархом, а митрополит Маркелл переведен в Казань. В 1686 году 1 мая митрополит Маркелл освящал восстановленную в Ревеле Николаевскую церковь . Он же достроил Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 592. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1401, 1410. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 289, 380, 656, 907. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 44, 49, 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРХНЕТЕЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВЕРХНЕТЕЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в с. В. Теча Катайского р-на Курганской обл. Основан в 1680 г. по благословению Сибирского митр. Павла настоятелем Далматова муж. мон-ря старцем Далматом Пермским на берегу р. Исети, в 100 м к юго-востоку от Далматова мон-ря. В 1681 г. в В. м. были устроены кельи, погреб, мучной амбар, ограда с воротами, в кон. 1702 г. на пожертвования Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) и др. построена и далматовским архим. Исааком освящена деревянная Введенская ц. с трапезной и 16 колоколами над крыльцом (ранее насельницы молились в Успенской ц. Далматовой обители). До 1764 г. В. м. был приписан к Далматову мон-рю, подчинялся его уставу и находился на его содержании. Первой настоятельницей В. м. стала Е. И. Друганова, в 1679 г. принявшая постриг в Далматовом мон-ре с именем Ирина. Среди насельниц В. м. в кон. XVII - нач. XVIII в. известны инокини Вера (Вахова), Варвара (Хомякова), Анна, Анастасия, а также жившая в обители как простая монахиня игум. Параскева, мать архиеп. Афанасия (Любимова), ее игуменский посох до нач. XX в. хранился в Далматовом мон-ре. В кон. XVII в. в В. м. подвизались 27 сестер, в 1732 г.- 80, в 1738 г.- 38, в 1750 г.- 46 монахинь. В 1735 г. настоятельница В. м. была возведена в сан игумении. В мон-рь присылали на исправление провинившихся монахинь из др. обителей и «колодниц». После пожара в В. м. в 1742 г. монахини переселились в кельи близ Далматова мон-ря, в следующем году вместе с игум. Тарсиллой перешли в помещения Далматовского подворья в Верхтеченском поселье на р. Тече, в поселье существовала Иоанно-Предтеченская ц. К кон. 40-х гг. XVIII в. монастырские постройки обветшали, и архим. Далматова мон-ря Иакинф обратился к Тобольскому митрополиту с ходатайством о возвращении жен. обители на прежнее место или переводе на новое, более удобное, однако эти намерения не осуществились. В 1764 г. В. м. был передан в ведение духовного правления и оставлен на собственном содержании, затем упразднен. В 1769 г. часть монахинь поселили в иркутском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре . Жившие в Верхтеченском поселье инокини в 1778 г. были приписаны к обителям Вятской, Костромской и Енисейской епархий, однако многие остались жить при Предтеченской ц.

http://pravenc.ru/text/158204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ I [Иоанникий Зограф; греч. Ιωαννκιος Ζωγρφος], митр. Китийский (Ларнакский) (1679 или 1695 - 1 марта 1704). И. принял монашеский постриг в одном из мон-рей Кипра (возможно, в Амасгу Богородицы монастыре ) и вел строгую подвижническую жизнь. Он был талантливым иконописцем. Однажды некий иерей пришел к нему с просьбой написать икону св. Фирса. И. спросил заказчика о чине святости Фирса, но тот не знал этого. Когда настала ночь, И. обратился с горячей молитвой к св. Фирсу и тот явился ему во сне в святительских облачениях (речь идет, по всей видимости, о кипрском свт. Фирсе , еп. Карпасийском). Подпись «иеромонах Иоанникий» или «диакон Иоанникий» встречается на многих иконах XVII-XVIII вв., находящихся в различных кипрских храмах: Пресв. Богородицы на троне (1670) - в ц. Панагии в Трахони близ Китреи, «Распятие» (1671) - в храме с. Псимолофу, Христа Вседержителя (1672) - в ц. святых Вихиана и Номона в Анайе, Божией Матери «Одигитрия» (1676) - в ц. первомц. Феклы в с. Маркос, Божией Матери (1676) - в ц. св. Анны в Сиркании близ Китреи, св. Параскевы (1678) - в одноименной церкви в с. Нису, на царских вратах (1680) - в ц. Спасителя в Лефконико, вмч. Георгия Победоносца (1684) - в соборном храме монастыря вмч. Пантелеимона близ Агрокипьи, Божией Матери и ап. Иоанна Богослова (1684) - в ц. вмч. Евстафия в Колоси, Спасителя (1686) - в ц. св. Архангела в Лефконико, Божией Матери (1693) - в ц. Панагии Кафолики в Пелендри. По всей видимости, их автором является И. Кроме него известны одноименные кипрские иконописцы Иоанникий, диак. (впосл. иеромонах), работы которого датируются 1713-1720 гг., и иером. Иоанникий из Ираклидия монастыря , работавший в 30-60-х гг. XVIII в. Желая подражать древним подвижникам, И. удалился в горы и стал жить отшельником в пещере. Он вкушал лишь раз в неделю немного черствого хлеба. После смерти Космы (Маврудиса), митр. Китийского, жители, узнав о добродетелях монаха-аскета, решили избрать его своим архиереем. По словам мон. Акакия Карпасийского (ок. 1733), И., не желая оставлять подвига пустынножительства, «плакал как дитя, которое забирали от матери».

http://pravenc.ru/text/578006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат НИКОДИМ (Милаш Никола; 1845 - 1915), местночтимый священноисповедник (пам. 20 марта), епископ Далматинский (Далматинско-Истрийский); канонист НИКОДИМ (иногда упом. как Никодим I; в миру Цинционис Николай; 1827 - 1910), патриарх Иерусалимский (3/4 авг. 1883 - 30 июля 1890) НИКОДИМ (Мунтяну Николае; 1864 - 1948), патриарх Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (30 июня 1939 - 27 февр. 1948) НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ (Никола; 2-я пол. XIII в.- после 1329), игумен мон-ря Студеница (ок. 1329), серб. писатель и книгописец-каллиграф НИКОЛАЙ (Андроникашвили, Эндроникашвили), архиеп. Алавердский (алавердели, Амба Алавердский) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (между 1679 и 1683-1695) НИКОЛАЙ (Бэлан) (1882-1955), митр. Трансильванский (1920-1955) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), богослов, церковный публицист

http://pravenc.ru/rubrics/121368_46.html

Пертоминск. Пертоминский монастырь. Собор Спаса Преображения. /// Объект утрачен Деревянный собор.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1679 и 1680. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, п. Пертоминск, ул. Ленина. На территории бывшего Пертоминского монастыря Координаты: 64.791129, 38.418203 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1618 году (29 мая) по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, начали строить деревянный Спасо-Преображенский храм, который был освящен 24 сентября 1619 года (по другим данным 24 сентября 1623 года). В храме устроили раку над усыпальницами Вассиана и Ионы.  Пертоминская обитель долгое время была малолюдной и бедной: в 1621 году в ней было всего 12 монахов. В том году по указу царя Михаила Федоровича монастырь получил пахотную и сенокосную земли. Этим было положено прочное существование и началось возведение новых храмов – в 1637 году была выстроена Преображенская церковь с приделом Феодора Стратилата (очевидно, до этого она сгорела) и Успенского с приделом святого мученика Христофора, освященного 8 июня 1639 года. http://siya.aonb.ru/index.php?num=1857 Монастырь посетил император Пётр I, где в храме Преображения 5-го июня 1694 года принёс благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. Пертоминская обитель была тогда щедро награждена царём. В присутствии императора и архиепископа Холмогорского Афанасия тогда же состоялось обретение мощей святых соловецких иноков, которые были положены в Преображенском храме. На месте своего спасения, на берегу, Петр I поставил крест около трёх метров высотой, на котором собственноручно вырезал надпись: " DAT KRUIS MAKEN KAPTEIN PITER VAN А СНТ. 1694. (этотъ крестъ сдлалъ капитанъ Петръ въ лто Христово 1694) " .

http://sobory.ru/article/?object=48448

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010