Храм, освящённый в 1600 г. в честь Живоначальной Троицы, после 1702 г. был переименован во имя Преображения Господня. Крупный, четырёхстолпный четверик здания с тремя апсидами вытянут по вертикали. Большие, гладкие поверхности его стен расчленены лопатками на три неравноценных прясла и завершены полукружиями закомар. По бокам храма, с юга и севера, одноглавые приделы, объединённые между собой гульбищем на аркадах, которое как бы обтекает здание с востока. С запада - апсиды приделов и главного храма образуют единый стройный ряд. Вертикальную композицию сооружения завершает выразительное пятиглавие с шлемовидными куполами на световых барабанах. Преображенская церковь при скромности декоративных приёмов поражает своей изысканностью и поистине царственной статью. Этот тип храма получил название годуновского. После длительной, почти двадцатилетней реставрации, храм возвращён верующим. Кирпичная ограда середины XIX века с арочными пролётами, заполненными чугунными решётками, так же очень своеобразна. Она оказалась достойной оправой для бывшей усадебной церкви Преображения Господня со звонницей. В селе Вяземах-Никольском в конце XVI ст. существовала церковь каменная во имя Живоначальной Троицы, построенная неизвестно когда. Село Вяземы Московского уезда Вяземского стана принадлежало царю Борису Федоровичу Годунову, потом оно было причислено к дворцовому ведомству. О Троицкой церкви, как «жилой», находим сведение в приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г.: «церковь Живоначальной Троицы в государеве дворцовом селе Никольском, по жалованной грамоте вдвое дани 14 алтын 4 деньги, наместнических 2 алтына, заезда 4 деньги, в корм и в московский проезд 6 алтын 4 деньги, января во 2 день нынешнего года те деньги взято, платил поп Иван». В 1677 г., «по переписным книгам из г. Дмитрова Борисоглебского монастыря архимандрита Питирима, на Троицкую церковь положено дани 29 алтын 2 деньги, заезда гривна». В 1680 г. церковь причислена к Загородской десятине. В селе Вяземах, кроме Троицкой церкви, находились в XVI в. храм во имя Николая чудотворца с приделами Афанасия Александрийского, Сергия Радонежского и благоверных князей Бориса и Глеба и монастырь Иоанна Богослова, уничтоженные вместе с крестьянскими дворами в начале XVII ст. Литвою…

http://sobory.ru/article/?object=00606

Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году. Церковь названа деревянной, и записано, что «по окладу дани 18 алтын 2 деньги платил поп Иван». Та же запись повторяется и в 1628 году. В 1631–1632 годах в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора — в том числе двор попа Агафоника, дворы стольника Семена Яковлева сына Вельяминова, князя Феодора княж Васильева сына Долгорукова, князя Василья княж Григорьева сына Козловского, его сына стольника князя Алексия, Микиты княж Левонтьева сына Шаховского, стольника Микифора Иванова сына Плещеева, стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского и других. Какой вид имела церковь в первой половине XVII века, мы можем приблизительно представить по плану Мериана, относящемуся к 1638 году. На нем изображена шатровая деревянная церковь. В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает Строельная книга 1657 года. В 1677 году церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой. При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела — неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся вкладной колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

Кроме перечисленных отдельных дел и лиц, в зависимости от Посольского приказа во второй половине XVII в. находились другие приказы: а) Новгородская четверть, продолжавшая состоять в ведении его до самого конца столетия, за исключением 1677–1680 гг., когда она была отделена от Посольского приказа; в XVII веке она заключала в себе земли, входящие ныне в состав Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Вятской, Пермской, Новгородской и Нижегородской губернии, т. е. почти весь север России 42 . б) Галицкая четверть – обнимавшая те или другие части Костромской, Ярославской, Владимирской, Калужской, Орловской, Тверской и Тульской губерний, с 1667 г., (за исключением тех же 1677–1680 гг.; ежегодный сбор с городов четверти простирался до 4 000 рублей) 43 . в) Устюжская с 1680 г., в состав коей входили некоторые города Вологодской, Ярославской, Московской, Тверской, Смоленской и Тульской губерний; c них собиралось около 22 000 руб.) 44 и г) Владимирская четверть с 1667 г. (последняя за исключением тех же 1677–1680 годов; в этой четверти находились города Владимирской, Костромской, Тверской, Московской, Калужской, Рязанской, Тульской, Ортовской и Курской губерний; сбор с них равнялся 5000 руб.) 45 Назначением всех этих четвертей, как уже отмечено выше, был сбор с тяглого населения известных округов податей, расходовавшихся на жалованье боярам и другим служилым людям по их окладам. Далее, Посольскому приказу подчинены были: 1) Малороссийский приказ, ведавший Малую Россию, города ее 46 , войско Запорожское и все сношения с нею (учрежден ок. 1665 г., до 1667 г. его ведает боярин И. М. Салтыков; в июле 1667 г. во главе его и других приказов поставлен был А. И. Ордин–Нащокин; после измены Брюховецкого приказ тот велено было ведать в Разряде, 1667 г. в апреле 1669 г. начальником его назначен был А. С. Матвеев, оставшийся здесь и по назначении в Посольский приказ); 2) приказ княжества Смоленского с городами: Смоленском, Дорогобужем, Белой, Рославлем, Велижем, Себежем и Красным – с 1680 г. 47 ; 3) Литовский приказ с городам Вильно и друг. в 1655–1667 г; 4) Великороссийский приказ, ведавший дела Ахтырского, Сумского, Харьковского и Изюмского слободских полков (с 1689 г.) 48 ; 5) Печатный приказ и 6) Полоняничный приказ, заведывавший сбором «полоняничных денег (на выкуп пленных) и ранее, до его учреждения, поступавших в Посольский приказ 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Управляя Рязанской епархией, И. заботился о строительстве и украшении храмов, об обновлении гражданских построек, в первую очередь кремля в Переяславле Рязанском. В 1677 г. И. доносил царю, что крепостные сооружения Переяславля Рязанского разушаются: проезжие башни подмыты р. Трубеж, некоторые рухнули, городские стены во многих местах обвалились. В таком же плачевном состоянии находился примыкавший к кремлю городовой острог. 30 марта 1677 г. царь приказал ехать в Переяславль Рязанский для составления сметы восстановительных работ Г. З. Вельяшеву, прибывшему в город 15 июля. И., по-видимому, был неудовлетворен работой Вельяшева, потому что 6 сент. 1677 г. митрополит вновь бил челом царю Феодору Алексеевичу о необходимости ремонта и о возведении в кремле нового, просторного собора; вместе с челобитной И. прислал в Пушкарский приказ чертеж и роспись строительных работ. 30 окт. по указу царя бояре слушали челобитную И. и «приговорили» послать в Переяславль Рязанский «дворянина добра» обследовать состояние кремлевских укреплений и определить место для строительства собора. 7 нояб. И. опять обратился к царю, прося рассмотреть присланные им раньше планы, и доложил, что денег «на то городовое дело с уездных людей собрано было 9710 рублев 18 алтын 2 денги. И из того числа на городовое и острожное дело в расходе 8051 рубль 18 алтын 2 деньги. Да тех же остаточных денег прислано к Москве в Пушкарский приказ 1659 рублев, и те денги в Пушкарском приказе вышли в росход на всякие дела» (Свод письменных источников. 2005. Т. 3. С. 285-288). В том же году И. ходатайствовал перед царем Феодором Алексеевичем о расширении старого Успенского (ныне Христорождественский) собора в Переяславле Рязанском и об устройстве в нем отопления, а также о возведении в кремле на месте, где стояла пороховая («зелейная») палата, нового большого летнего собора. По указу царя Феодора Алексеевича и по грамоте из Рейтарного приказа, присланным И. 25 июня 1679 г., пороховая палата была разобрана, на ее месте началось строительство нового Успенского собора. В мае 1680 г. царь распорядился укрепить Рязанский кремль, часть работ была оплачена из епархиальной казны. В 1681 г. по благословению И. шли строительные работы в Рязанском архиерейском доме: были сооружены каменные ворота и ограда, 2 жилых корпуса, 2 каменные поварни и квасоварня с кельями.

http://pravenc.ru/text/578477.html

Как сын богатых родителей, он должен был получить хорошее общее образование, и это подтверждается некоторыми данными. Блж. Иероним причисляет его к образованнейшим церковным писателям своего времени 1675 . Блж Августин, объясняя повествование Книги Исход о присвоении евреями золотых и серебряных сосудов в смысле заимствования ими египетской мудрости, использованной потом для построения скинии Божией, сравнивает с ними Киприана, Лактанция , Викторина и Илария, которые, получив образование от язычников, принесли его на служение Богу 1676 . Сочинения Илария подтверждают эти отзывы. Хотя на Западе в IV в. уже не было распространено знание греческого языка, однако Иларий обладал им в некоторой степени еще до своей ссылки на Восток В этом убеждают его обращения к греческому тексту Св. Писания не только в позднейших экзегетических трудах, но и в комментариях на Евангелие Матфея, составленных ранее ссылки 1677 . Но еврейского языка он не знал, и все справки с еврейским текстом Писания, как сам он говорит, взяты им из вторых рук 1678 . Несомненно, он не чужд был знакомства с греческой философией, но знания эти не были глубоки и мало влияли на его воззрения. Его сочинения всецело проникнуты библейским духом и духом церковной традиции и не обнаруживают следов философского образования. За исключением нескольких положений, которые могли быть навеяны Цицероном 1679 , в его сочинениях не заметно отражения древней философии. По-видимому, Иларий, подобно Иерониму, получил не столько философское, сколько литературное образование. Иероним превозносит его главным образом за его красноречие 1680 и утверждает, что в своем сочинении «De Trinitate» он подражал Квинтиллиану и стилем, и количеством книг 1681 . На это же указывают и его стихотворные опыты – его гимны. По обычаю того времени Иларий крестился уже взрослым и, по-видимому, незадолго до своего избрания во епископа. Но будучи еще мирянином, он обращал на себя внимание строгостью христианской жизни. Всецело подчинив себя церковной дисциплине, он предавался изучению Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Это стало важным прецедентом, который помог сформировать концепцию независимого суда присяжных в англ. и амер. правосудии (т. н. Bushel " s Case). В 1671 г. П. снова был арестован и провел неск. месяцев в тюрьме Ньюгейт. После освобождения он покинул Англию и проповедовал в Германии и Голландии. После возвращения в 1672 г. женился на Джулии Марии Спрингет, к-рая родила ему в браке 8 детей (четверо умерли в раннем детстве). В этот период в квакерской среде началась дискуссия о том, является ли переезд в Новый Свет бегством от «креста» или «божиим делом», возможностью устроить жизнь согласно Божиим заветам. В 1675 г. группа квакеров приобрела землю в Нью-Джерси и П. стал их доверенным лицом. В 1676 г. он вошел в состав арбитражной коллегии, которая рассмотрела конфликт между собственниками колонии Нью-Джерси в Сев. Америке и присудила квакерам половину - Зап. Джерси. В нач. 1677 г. П. составил хартию, определившую устройство этой колонии: «Концессии Западного Джерси» (West Jersey Concessions). Весной 1680 г. он обратился к кор. Карлу II с просьбой вернуть долги его семье не деньгами, а пожалованием земель в Сев. Америке. В новой колонии квакеры, страдающие от претеснений в Англии и Уэльсе, смогут принести доход и славу королевству, а также доказать свою лояльность к короне, т. к. они такие же протестанты, как и большинство британцев. Заключение договора между У. Пенном и индейцами. 1771–1772 гг. Худож. Б. Уэст (Пенсильванская академия изящных искусств, Филадельфия, США) Заключение договора между У. Пенном и индейцами. 1771–1772 гг. Худож. Б. Уэст (Пенсильванская академия изящных искусств, Филадельфия, США) 28 февр. 1681 г. кор. Карл II в порядке покрытия долга правительства семье Пенн (траты на королевские нужды) выдал П. хартию на территорию севернее колонии Мэриленд. Новая колония была названа в честь У. Пенна - Старшего - Пенсильвания (лат.- «Лесная [страна] Пенна»), хотя сам П. выбрал для нее название Нов. Уэльс. По хартии, которая действовала до 1776 г., П., именуемый в документах У.

http://pravenc.ru/text/2579954.html

Немало было сделано В. и в деле католич. миссии в Китае. В 1677 г. он был назначен вице-провинциалом всех иезуитских миссий в стране. Занимая этот пост, он ходатайствовал перед Папской курией о рукоположении в священнический сан верующих китайцев и разрешении на служение мессы, отправление таинства исповеди и совершение Евхаристии на кит. языке. Однако его предложения Ватикан оставил без внимания. В 1669 г. в Пекине В. издал однотомное соч. «Цзяо яо сюй лунь», посвященное изложению основ католич. вероучения, а также нек-рые др. работы. Во время его похорон по повелению Канси со стороны Либу (Палаты церемоний) ему оказали гос. почести, приличествующие сановнику 2-го класса в цинской табели о рангах. Во многом благодаря влиянию В. маньчжурское правительство уже после его смерти издало в 1692 г. имп. эдикт о веротерпимости. Имя В. высоко почитается совр. Римско-католической Церковью и научной общественностью всего мира. При Католическом ун-те в Лёвене действует фонд В., периодически выступающий организатором проведения представительных международных научных конференций, создан центр синологических исследований, к-рому также присвоено его имя. Ист.: Арсеньев Ю. В. Статейный список посольства Спафария в Китай: 1675-1678//ВАИ. 1906. Т. 17. С. 162-339; Correspondance de Ferdinand Verbiest de la Compagnie de Jésus (1623-1688), dir. de l " observatoire de Pékin/Par H. Josson, L. Willaert. Brux., 1938; Рус.-китайские отношения в XVII в.: Мат-лы и док-ты. М., 1969. Т. 1: 1608-1683; Bibliography of the Jesuit Mission in China (ca. 1580 - ca. 1680)/Ed. by E. Zürcher, N. Standaert S. J., A. Dudink. Leiden, 1991; Golvers N. The «Astronomia Europaea» of Ferdinand Verbiest, S. J. (Dillingen, 1687): Text, Transl., Notes. Nettetal, 1993. Лит.: Федосий (Сморжевский), иером. Об иезуитах в Китае//Сибир. вестн. СПб., 1822. Ч. 19. С. 169-252; Ч. 20. С. 253-324; Алексий (Виноградов), иером. Обзор деятельности зап. христ. миссий в Китае. Каз., 1886; Лю Лу. Канси-ди юй Сифан чуаньцзяоши=[Имп. Канси и миссионеры с запада]. Пекин, 1981; Ferdinand Verbiest (1623-1688): Jesuit Missionary, Scientist, Engineer and Diplomat/Ed. by J. W. Witek. Nettetal, 1994; Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае: Маттео Риччи и др. (1552-1775 гг.). М., 2000; The Christian Mission of China in the Verbiest Era: Some Aspects of the Missionary Approach/Ed. by N. Golvers. Leuven, 2000.

http://pravenc.ru/text/150379.html

Богородице-Введенская церковь каменная, одноэтажная, построена в 1743 г. В ней пять престолов: Введения во храм Пресвятой Богородицы, св. Николая Чудотворца, во имя Входа Господня в Иерусалим, св. великомученика Димитрия Солунского и св. великомученика Георгия Победоносца. В приходе деревни: Завальная (1 верста), Защитина (7 верст), Поварня (10 верст), Козлова (11 верст), Филатова (10 верст), Зырянова (12 верст), Саргина (13 верст), Маркова (10 верст), Волгина (11 верст), Савина (12 верст), Редькина (15 верст), Кондрахина (16 верст), Веснина (19 верст), Самохвалова (20 верст), всего 324 двора, прихожан 810 муж. пола и 778 жен. пола. Церковный капитал 2540 руб. Причтового капитала 2240 руб. 85 коп. Жалованье священнику 300 руб., псаломщику нет жалованья. Дома для причта имеются. Штат: священник, диакон и псаломщик. В приходе три школы Министерства Народного Просвещения. Приписная к сей церкви Спасская церковь города Тобольска. каменная, построена в 1713 г. В церкви 4 престола: во имя св. Животворящей Троицы, св. Нерукотворенного образа Спасителя, св. Предтечи Иоанна, св. Иоанна Милостивейшего, патриарха Александрийского. В приходе имеется часовня в дер. Весниной во имя св. Чудотворца Николая. В деревне Защитиной и деревне Филатовой находятся молитвенные дома. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Первый Никольский храм был построен в 1602 г. в течение 10 дней, по случаю явления Святителя Николы и чтобы прекратить в городе падеж скота. 29 мая 1677 г. церковь погибла в пожаре, возникшем от попадания молнии в Знаменский монастырь. В следующем 1678 г. был заложен новый деревянный храм святителя Николая, епископа Мирликийского с приделом великомученика Димитрия Солунского. Новый храм был освящен 3 декабря 1680 г. В 1685 г. в церковь попала из тучи «громовая стрела» (метеорит), пробила верх большой главы и упала внутрь церкви в придел. После того, как прихожане немного оправились, камень начали передавать из рук в руки. Камень долгое время находился в приделе Димитрия Солунского, дальнейшая судьба метеорита неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=35580

В 1675 г. патриарх Иоаким поставил М. игуменом Макариева Унженского мон-ря, к-рому покровительствовал царский дом. Царь Феодор Алексеевич и многие бояре (напр., Б. М. Хитрово) присылали М. на устроение мон-ря богатые дары. Известно о личном знакомстве М. с царем. В 1680 г. в обители был освящен каменный Благовещенский храм с трапезной и колокольней. М. пользовался доверием патриарха Иоакима: в 1677 г. по поручению предстоятеля он осуществлял «дозор церквей» в ветлужских селах, собирал старопечатные книги в храмах Галича и Юрьевца-Повольского и в уездах. В 1680 г. из состава Галичской десятины Патриаршей области была выделена Унженская десятина с 94 церквами, управлять ими патриарх поручил М. В 1681 г. М. был призван в Москву на заседания церковного Собора. Одним из решений Собора было учреждение новой Воронежской епархии (см. Воронежская и Борисоглебская епархия ). 2 апр. 1682 г. по желанию царя Феодора Алексеевича патриарх Иоаким с собором 16 архиереев рукоположил М. во епископа Воронежского. Следующие месяцы М. провел в Москве, присутствовал на похоронах царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), а затем стал свидетелем стрелецкого бунта. 25 июня 1682 г. М. принимал участие в чине венчания на царство Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича - подавал патриарху венец Петра (ДАИ. Т. 10. 15. С. 39). 5 июля того же года М. присутствовал в Грановитой палате на прениях о вере с известными расколоучителями Н. К. Добрыниным (Пустосвятом), Сергием и Савватием. М. прибыл в Воронежскую епархию в авг. 1682 г. Первые годы на новой кафедре были сложными: сначала М. с дворовыми людьми жил на постоялом дворе, поскольку архиерейский дом был непригоден для проживания. Больших усилий от святителя требовало создание домовой казны, епархиального двора и прочих служб. М. боролся с церковными нестроениями, с расколом, занимался строительством, уделял внимание просветительству. Свт. Митрофан Воронежский. Эмалевая икона. Сер. XIX в. (ЦАК МДА) Свт. Митрофан Воронежский. Эмалевая икона. Сер. XIX в. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Вид на Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. Вид на Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. С особым торжеством в Д. м. праздновали в 1675 г. именины 3-летнего царевича Петра Алексеевича, буд. имп. Петра I. 29 июня в мон-рь к литургии пожаловали государь с царевичем Феодором Алексеевичем в сопровождении бояр и всего двора (сам малолетний именинник оставался с матерью Натальей Кирилловной в царском дворце в с. Воробьёве). После окончания литургии, к-рую совершал патриарх Иоаким , государь пригласил все духовенство «к столу» в Воробьёво. Поэтому не случайно, что в том же году крестный ход наименован в дворцовых записках Большим: в нем участвовали патриарх, митрополит, 2 архиепископа, архимандриты, игумены и весь священнический чин. 18 и 19 авг. 1689 г. по случаю престольного праздника царь Иоанн и царевна Софья присутствовали в Д. м. на богослужениях. Когда спустя 20 дней сводный брат царевны Петр I отрешил ее от управления гос-вом, для Д. м. наступило неблагоприятное время - сократилась помощь казны и начатое строительство было приостановлено. Д. м. неоднократно посещали патриархи Московские: 7 авг. 1637 г. патриарх Иоасаф служил заупокойную обедню по своим родителям, в дни 19 авг. (1655, 1677, 1678, 1680, 1681, 1683, 1685, 1686, 1695) патриархи посещали обитель с крестным ходом, на пути раздавая милостыню нищим и денежное пожалование духовенству. В 1685 г. патриарх Иоаким после литургии в Д. м. заезжал в дворцовое с. Троицкое, что на Сетуни, в с. Дмитровское на Истре и в Новоиерусалимский в честь Воскресения Господня мон-рь , также раздавая милостыню. 5 сент. 1694 г. патриарх Адриан присутствовал при погребении в обители схим. Иова (Кириллова Якова Аверкиевича, думного дьяка, благотворителя Д. м.). Вид на Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. Вид на Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в. К 1650 г. Д. м. был приписан к новому, Андреевскому московскому мон-рю, 20 нояб. 1678 г. стал самостоятельным с игуменским управлением, в кон. 1683 г. по ходатайству царевны Софьи Алексеевны в обители введена архимандрития. 22 февр. 1721 г. Д. м. поступил в непосредственное ведение Синода, с 1 июля 1745 г. стал ставропигиальным. В лествице ставропигиальных мон-рей занимал 6-е место.

http://pravenc.ru/text/178962.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010