Стоящая отдельно трехъярусная колокольня сооружена позже храма, где-то во второй половине XIX века. В ее оформлении улавливаются отголоски классицизма. Декор колокольни также весьма скромный. В одном из документов (от 1853 года) говорится, что церковь Троицы имеет две колокольни. В настоящее время это выяснить не удается. Говорится также, что служба в храме ведется только в Никольском приделе, так как весь храм не освящен. Современное положение церкви св. Троицы близко к руинному: кровля с трапезной содрана, полностью обсыпалась штукатурка. Но кладка остается еще крепкой, что дает возможность надеяться, что если реставрационные работы начнутся здесь в ближайшее время, храм еще можно будет спасти. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 г. Существовавшая ранее церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком. Троицкая церковь построена вновь деревянная в 1677 г. По книгам Патриаршего казенного приказа 1677 г. записано: «прибыла вновь церковь Живоначальной Троицы, в Доблинском стану, в вотчине князя Федора Семеновича Борятинского, в селе Троицком, а по сказке той церкви попа Александра, положено дани с попова, с дьячкова, с пономарева. с вотчинникова да с 5 дворов деловых людей, по указной статье, 2 алтына 5 денег, заезда гривна. Апреля в 10 день те деньги на нынешний 1677 г. платил князя Борятинского человек Мишка Михайлов». В 1680 г.: «церковь св. Троицы деревянная, у церкви во дворе поп Александр Сисоев, во дворе диакон Иван Лаврентьев, во дворе пономарь Алешка Иванов, во дворе просвирница; в той церкви пашни и сенных покосов нет, а учинена ему, попу, с причетники руга». В селе Троицком, вотчине дьяка Андрея Ратманова, вместо ветхой церкви построена была новая деревянная церковь во имя Св. Троицы и ко дню ее освящения, по благословенной грамоте, 1 ноября 1707 г. выдан антиминс Покровского собора церкви Св. Троицы попу Федору. В 1709 – 24 гг. церковь деревянная Живоначальной Троицы, при ней были священники: Григорий Алексеев 1704 – 10 гг., Семен Яковлев 1715 г., Алексей Данилов 1726 – 31 гг.; дьячки: Иван Александров 1704 г. и Никифор Аврамов 1715 – 26 гг.

http://sobory.ru/article/?object=01961

25 марта 1990 г. храм был передан общине верующих. В мае был назначен настоятелем священник Николай Лопухович, зять глубоко уважаемого в Павловском Посаде протоиерея Василия Бащука. Первая Божественная Литургия, а накануне Всенощное Бдение с чтением акафиста Святителю и Чудотворцу Николаю совершена 22 мая 1990 г., на престольный праздник храма. С этого времени регулярно совершаются Богослужения. С 1990 г. началось восстановление храма. Источник: Орехово-Зуевское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви Современный Ильинский Погост как центр древней Гуслицкой волости известен ещё с первой трети XIV века, когда московский князь Иван Калита завещал Гуслицу княгине " с меньшими детьми " , а в конце века великий князь Дмитрий Донской завещал Гуслицу своему сыну Петру. Издавна известны были в селе деревянные храмы - это Ильинская и Никольская церкви, а позже и остроенная Казанская. Известно, что в 1628 году в Гуслицком Погосте стояли две дервянные клетские церкви - Пророка Илии и Святителя Николая, построенные неизвестно когда и кем. О первой из них говорит описание 1631 года: " Церковь небольшая - деисус 7 образов - то есть ряд икон во всю ширину храма был не более 10 метров. Венцы на иконах серебряные с позолотой. Церковь небогата убранством. Крест деревянный, сосуды оловянные. В церкви книги: Апостол, Минея общая, Триодь цветная, Шестоднев, Потребник, Служебник, Псалтырь, Часослов " . В 1677 году при священниках Григории и Иване была выстроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В дозорной книге Патриаршего казённого приказа от 1680 года записано: " В Гуслицкой же волости погост на речке Околице. На погосте церковь во имя Илии Пророка, да в приделе Николая Чудотворца, да на том же погосте другая церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. У церкви во дворе поп Афанасий Григорьев, во дворе поп Михайле Ассонов, во дворе дьячок Сергушка Григорьев, во дворе пономарь Петрушка Иванов, во дворе просвирница Марья Андриева дочь. И попы Афанасий и Михайле сказали: церковь Илии Пророка построена изстара и данью обложена, а другая де церковь построена вновь во 185-м году (1677), церковною де пашнею и сенными покосами к церкви Илии Пророка они владеют, а на сколько де четей пашни и что сенных покосов владеют, и то написано в писцовых книгах, а выписи де у них на тое церковную землю нет... с писцовых книг 1631-1633 гг. написано: к церкви Илии Пророка что на р. Околице, пашни паханныя церковныя земли три чети с осминою, да лесом поросло 16 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж: сена 30 копен, лесу десятина... " .

http://sobory.ru/article/?object=01799

В 1665 г., во время русско-польск. войны (1654-1667), польск. войска разорили и разграбили Н. Б. м., монахи были убиты, игумен взят в плен, где находился ок. года. Для обустройства Н. Б. м. по просьбе игумена царем Алексеем Михайловичем в 1667 и 1677 гг. мон-рю были пожалованы земли. Щедро «жаловал обитель» и царь Феодор Алексеевич . Во время пожара 2 февр. 1673 г. «погорели церкви Святыя Троицы и Пречистыя Богородицы и преподобных чюдотворцев Александра [Свирского] и Никандра» вместе с монастырской казной, иконами, книгами и ризами ( Охотникова. 2007. С. 596-597). После пожара над гробом преподобного поставили часовню, в к-рой насельники служили молебны святому. В 1676 г. настоятель (1676-1680) Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря архим. Макарий (постриженик и бывш. игумен Н. Б. м.) обратился к митр. Новгородскому и Великолуцкому Корнилию с челобитной о перенесении мощей прп. Никандра в новую строящуюся каменную церковь. В мае 1677 г. митрополит ответил, что одним из условий переложения мощей является завершение строительства в Н. Б. м. храма (РНБ. Солов. Копии с грамот Соловецкого мон-ря, 127; Охотникова. 2007. С. 605). 29 июня 1687 г. по указу патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) состоялось освидетельствование обретенных мощей прп. Никандра, в котором приняли участие еп. Тамбовский и Козловский Леонтий, архим. Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря Евфимий, игум. Лисицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Герман и ключник новгородского Софийского собора свящ. Никита. Нетленные мощи переложили в новый гроб, помещенный у южной стены собора, покрыв его простой доской; иерархи велели построить над мощами каменную гробницу (см.: Серебрянский. 1908. С. 568; Охотникова. 2007. С. 705-706). Вероятно, к этому времени завершилось строительство каменного Благовещенского собора. В 80-х гг. XVII в. вся пустынь была заново отстроена. В Соборной редакции Жития прп. Никандра дано описание обновленного Н. Б. м.: «…поставлены бысть вместо древяных каменные церкви и притворы над гробом преподобнаго Никандра, иконами, и книгами, и служебными ризами, и сосуды исполнися паче прежняго. И колоколня устроися каменная же, и службы, и кельи построишася». ( Охотникова. 2007. С. 635, 706-707). XVIII - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2565290.html

В Верейских писцовых книгах " письма и меры Микифора Неплюева для подъячего Алексея Берестова 7135 (1627) и 7136 (1628) годов " есть упоминание о Входо-Иерусалимском монастыре и его владениях: " Монастырь Вход Иерусалимской на реке на Протве. А на монастыре церковь Вход во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки. А в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение монастырское. Да на монастыре ж келья, а в ней черной поп Корнилей, А около монастыря ограды нет, все пусто, да под монастырем пустошь, что была слободка Служня " . В 1677 году старую монастырскую деревянную церковь снесли, а на её месте монахи начинают возводить каменный собор. Строительство его благословил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов)(1620-1690), которому эти места не были чужды - его род владел сельцом Сивково близ Вереи. Закончилось возведение нового каменного храма в 1679 году. Точную дату начала строительства храма можно увидеть на закладной доске, вмурованной в одну из стен западного портала. Надпись на закладной доске гласит: " Божией милостью и благословением Великого Господина и Святейшего Иоакима - Патриарха Московского и всея Руси, при благочестивом Государе, Царе и Великом князе федоре Алексеевиче всея Великая, Малыя и Белые России самодержце, зачата сия Богом созданная церковь Входа Спаса во Иерусалим лета 1677, а строена сия церковь при игумене Андриане и при келаре старце Захарии и при казначее старце Иосифе " . Выстроенный монастырский храм стал самым большим каменным сооружением в Верее, которая в начале XVII века, накануне Смутного времени, насчитывала девять православных церквей. Однако у новой церкви имелся один существенный недостаток - она была холодной, как и большинство храмов в те времена. Системой отопления Входо-Иерусалимская церковь обзаведётся гораздо позже. Спустя приерно четыре десятилетия после освящения, которое состоялось в сентябре 1680 года, игумен Спасского монастыря Павел " с братию " обратился в патриарший Казённый приказ с прошением решить проблему холоного храма.

http://sobory.ru/article/?object=29727

Деятельность К. как духовника нескольких обителей была направлена на поддержку осуществлявшихся в сер. XVII в. богослужебных реформ. В 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа II К. и старцу Феофану было велено «Феодоровский девичь монастырь строить» и ввести там общежительный устав. В Феодоровской обители тогда находилось 150 монахинь. К. жаловался в приказ Большого дворца, что монахини не ходят к нему на исповедь, отказываются приобщаться Св. Христовых Таин, самовольно покидают обитель и подолгу живут в домах мирян, где молятся по старым, неисправленным книгам. В указе от 12 дек. 1667 г. патриарх велел непокорных монахинь отправлять в Успенский монастырь и держать их там «под крепким началом» (ГИМ ОПИ. Ф. 17 (Увар.). Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 61-64). Кроме того, К. был поручен благочинный надзор за приходской Троицкой ц. в Александровской слободе. Архим. Иосиф, настоятель Симеоновского мон-ря близ слободы, также просил К. взять обитель под свое начало, но он отказался. К. продолжал заботиться и о благополучии Лукиановой пуст. Царь Феодор Алексеевич дал пустыни 4 жалованные грамоты, пересказ которых представлен в Житии. Согласно грамоте от 6 февр. 1677 г., обители была пожалована «пустошь Аминево с пашнею и съ лесы и съ сенными покосы безоброчно» (список от 13 фер. 1677: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Карт. 6 а. Ед. 32. Л. 1-2); по грамоте от 26 мая 1678 г., пустыни переходили 3 пустоши (Бекирево, Шадрино, Заглядкино) и мельница на р. М. Киржач; по грамоте от 2 июня 1680 г.- 17 пустошей; в 1681 г.- 14 пустошей (эти грамоты подтверждены 24 дек. 1685 царями Иоанном V и Петром I Алексеевичами ). В Летописи Лукиановой пуст. отмечено, что при К. в монастырской церкви появились 2 новых напрестольных Евангелия в серебряных окладах, серебряные сосуды, 2 серебряных кадила, 3 медных паникадила, ризы, покровы, пелены, на колокольне - 7 колоколов и часы. Для отшельника схим. Павла, жившего более 40 лет на нек-ром расстоянии от мон-ря, настоятель построил часовню (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 616. Л. 44 об.- 45).

http://pravenc.ru/text/2458671.html

Источник: Подъяпольская Н.Н. " Памятники архитектуры Московской области " , 1975. Церковь Николая Чудотворца в Полтево — самый древний в Балашихинском благочинии храм. Белокаменный ярусный Никольский храм «иже под звоны», построенный в 1706 году, является памятником архитектуры и представляет исключительный историко-архитектурный интерес. Богатая история села Полтево началась еще в XVI веке. Село в разное время находилось во владении разных именитых деятелей. Ранее село называлось как Сущево, Агафоново, Никольское. Никольская церковь, заложенная при графе Ф.М. Апраксине, при последующих владельцах постепенно ветшала и периодически восстанавливалась. В советское время храм был закрыт и использовался в качестве хранилища зерна. Второй домовой деревянный Рождественский храм, построенный в селе Полтево в 1722 году, не сохранился. В 1990 году в аварийном состоянии Никольский храм был передан православной церковной общине и начались восстановительные работы. 7 июля 1994 года состоялось освящение храма иерейским чином. Чин великого освящения храма 11 ноября 2012 года возглавил Епископ Балашихинский Николай. http://poltevo-hram.ru/ Церковь Николая чудотворца построена вновь деревянная в селе Никольском около 1660 г. Первое сведение о существовании сей церкви находим в книге Патриаршего приказа за 1677 г.: «прибыла вновь церковь Николая чудотворца, по челобитью думного дворянина Федора Алексеевича Полтева, в подмосковной его вотчине, в селе Никольском; а по сказке человека его Фильки Минина, положено дани с попова, с дьячкова, с вотчинникова, с 8 крестьянских и 10 дворов бобыльских, по указной статье, 7 алтын 2 деньги, заезда гривна. Марта в 26 день те деньги за нынешний и прошлый 1677 и 1676 года всего дани и заезда 21 алтын 2 деньги взято». В дозорных книгах казенного приказа 1680 г. говорится: «в Каменном стану Московского уезда, в вотчине стольника Василия Федорова сына Полтева, в селе Никольском церковь во имя Николая чудотворца деревянная, у церкви во дворе поп Аверкий Федотов, да дьячок Евсютка Аверкиев, и поп Аверкий сказал, что построена та церковь тому ныне лет с 20, а земли де церковной пашни и сенных покосов нет».

http://sobory.ru/article/?object=06279

По переписным книгам 1646 г. значится: «дворцовое село Коломенское, на реке Москве, а в нем церковь каменное строение вверх шатром во имя Вознесения Господня, двор великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси да другой двор государев конюшенный; у церкви во дворе поп Артемий Мартынов, во дворе поп Гаврило Михайлов, во дворе дьякон Давид Мартынов, во дворе земской дьячок Ортюшко Дмитриев, во дворе пономарь Федоско Алексеев, во дворе просвирница Анна Петрова; церковных бобылей 3 двора, да в селе ж крестьян и бобылей 52 двора». С 27 января 1650 г., по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича указу и по выписке за пометою думного дьяка Семена Заборовского, с церкви Вознесения Господня данных «денег имать не велено». По указу св. патриарха и по выписке за пометою дьяка Перфилия Семенникова с 1677 г. великого государя дворцового села Коломенского, что у реки Москвы, церкви Вознесения Господня велено данные деньги с 1677 г. впредь имать, по сказке той церкви попов Максима и Парфения с причетники, с приходских дворов и с сенных покосов по 2 руб. 14 алтын с деньгою, заезда гривна. В 1680 г. при досмотре церквей и церковных земель, по указу патриарха, оказалось, что церковная земля при церкви Вознесения Господня взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге. В памяти из Патриаршего духовного приказа от 12 апреля 1701 г., за приписью дьяка Василия Русинова, написано: «в 1700 году 11 июля, по именному великого государя указу и по докладной выписке, за пометою думного дьяка Никиты Моисеевича Зотова, велено: села Коломенского вознесенским попам и дьякону с причетники денежную одну ругу давать по прежнему… и впредь сей Вознесенской церкви в дани в приходных окладных книгах не писать и из оклада выложить». Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г. Летописец XVI века отмечал: " Великий князь Василий поставил церковь камену Вознесения Господа нашего Иисуса Христа вверх на деревянное дело в своем селе Коломенском " .

http://sobory.ru/article/?object=03324

12713. Л. 3-7). В 1671-1673 гг. иконописцы Троице-Сергиева монастыря написали 12 икон по указу царя, однако некоторые пришлось переписать из-за ошибок в иконографии и не удовлетворившего заказчиков стиля письма (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ч. 9. 12829). В сент. 1657 г. Нифонт К. вместе с Симоном Ушаковым и нек-рыми царскими кормовыми иконописцами выполнил стенопись «на дорогах у внешних сторон на церкви» на патриаршем дворе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 43. Л. 82 об., 83 об.). В 1666 г. он «был у стенного письма» в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце и в Оружейной палате (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 8. 10629). Семен К. летом 1660 г. в составе иконописной артели во главе с Иваном Филатьевым «чинил стенное письмо» в Успенском соборе (Там же. Ч. 6. 7001). В кон. 60-х гг. XVII в. он участвовал в росписи некоторых зданий Московского Кремля, напр. «подзоров и рези около Грановитой палаты» (Там же. Ч. 8. 11162). Последнее упоминание о нем относится к 1679 г., когда он писал иконы для Покровского собора в с. Измайлове ( Забелин. 1894. С. 173). Федор московский кормовой иконописец 2-й статьи, упоминается в 1677-1680 гг. Он много работал для домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля: в числе др. иконописцев «был у письма» «Распятия, пророков и ангелов к жертвеннику» в ц. Нерукотворного образа Спасителя (апр. 1677; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11б. Т. 3. 16641) и участвовал в ее стенописи (1679); писал иконы праотцев в ц. прмц. Евдокии, а затем «икону стихиры Евангельския да в кругах 12 икон праотеческих» для той же церкви (1678; Там же. Ч. 12. Т. 1. 16932; Ч. 33. 959. Л. 363 об.); олифил иконы для ц. Воскресения Христова (1678; вместе с Исайей Ананьиным и Петром Фёдоровым - Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 6); писал Деисус, праздники и местные иконы для ц. св. Иоанна Белградского. Летом 1680 г. иконописец «был у стенного письма над задными дверьми» в московском Успенском соборе (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/1841700.html

В 1680 г., после молитвы святому и панихиды у его гроба, исцелился житель Тотьмы Б. Т. Тарунин, полгода остававшийся недвижимым из-за паралича. В 1691 г. исцелился крестьянин Тотемского у. Окологородной волости Арефа Малевинский, 9 недель страдавший от «лихорадки». В 1705 г. святой явился во сне больной А. Я. Татауровой и повелел отслужить 2 панихиды у его гроба, женщина исполнила повеление М. и выздоровела. Крестьянин дер. Кокоревской Тотемского у. Ф. В. Мамотов 9 лет был поражен параличом. В ночь на 5 нояб. 1706 г. ему явился некий человек «во одежди во единой срачице» и сказал: «Федоре, скорбиши!» Взяв больного за плечо, он повел его в храм и повелел ему приложиться к образу блж. Максима и отслужить «панихиду звоном» у его гробницы. Наутро больной самостоятельно отправился в церковь, чтобы поклониться мощам святого. В 1708 г. прозрела слепая Анна Яковлева. Каждое чудо было заверено священником или исцелившимся. В конце рассказа о чуде 1680 г. подписано: «К сей скаске Воскресенской церкви священник Стефан вместо Бориса Тарунина по ево велению руку приложил» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723б. Л. 310). Под описанием чуда 1691 г. стоят подписи А. Малевинского, свящ. Воскресенской ц. Григория и диак. Алексия Васильева. Церковь Воскресения Христова в Варницах. 1772–1775 гг. Фотография. 2011 г. Церковь Воскресения Христова в Варницах. 1772–1775 гг. Фотография. 2011 г. После пожара 1676 г., в котором сгорели Воскресенская ц. и древний храм св. Параскевы Пятницы, над местом погребения святого возвели новый храм во имя вмц. Параскевы, он упомянут в писцовых книгах 1677-1678 гг. ( Григоров. 1995. С. 216). 20 февр. 1715 г. по благословению архиеп. Великоустюжского и Тотемского Иосифа в храме св. Параскевы Пятницы была установлена рака с изображением блж. Максима над его мощами. Свящ. Иоанн Рохлецов отслужил святому молебен. Т. о. была совершена канонизация блаженного как местночтимого святого. В церковной описи Воскресенского прихода за 1743 г. упомянут «образ святого Максима, Тотемского чудотворца, венец и гривна серебряные, золоченые» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2561590.html

Иларион , 1649–56, перев. в Нижегородский Печерский. Варлаам , 1656–59. Исаия , 1660–62. Архимандриты Пахомий , с 1662 игум.; 11. февр. 1666 произведён в архим-та; по 1672. Павел Моравский , из игум. Крестомаровских, 1672–75, 12 мая. (После архиепископ Коломенский). Тихон , 1675–77. (19 янв. 1680 определён по именному указу в Саввин Сторожевский келарем). Сергий перев. из Оранского монастыря, 1677–1701. † … Герман , в 1701, и перев. в Печерский. Авраамий , 1702. уволен. (Упом. в сент.). Филарет Тихомиров , из протопопов Нижегородского собора, 1703–29. Исаия Ичанов перев. из Оранского, 1729–34; 19 февр. сослан в Березов. Иона , 1734–40. Сергий , 1740–52; † … Софроний , 1753–58, перев. в Нижегородский Печерский. Амвросий Карцев , 1758–85; 19 мар. перев. в Переяславский Даниилов. Антоний Зыбелин , бывший архиепископ Казанский, управлял с мар. 1785; † 27 сент. 1797. Иоанн , 1802–1813. Афанасий , 1813 и 1814. Израиль в 1814 перев. из Нижеломовского; по 1818. Гавриил Городков в апр. 1818 перев. из Орловского Успенского, а в 1821 – в Нижегородский Печерский. Аристарх , из Московского Знаменского, в 1821; до 1844. Варлаам Денисов , бывший архим. Иркутского Вознесенского монастыря, определён 9 мар. 1844, а с 1853 архим. Кириллова Белоезерского. Иннокентий , 1853–61. Иларион , 1862–66. 3 Благовещенский, на Бечеве, в Нижнем-Новгороде, основан св. митрополитом Алексием около 1367 г. Ныне третьеклассный. [III, 358.] Архимандриты Иона , 8 дек. 1393. Малахия , 1399, 1417, 1423, 1438 и 1446. Сергий , 1476–78 173 . Исаия , 1554. Иона , 1565. Левкий , 2 сент. 1587. Максим , 31 мар. 1588. Иосиф , 1589–93 174 . Маркелл , 1614 и 15. Геннадий , 1621–25. Дионисий , 1625–32. Иона , 1632–35. Ануфрий , в нояб. 1635, в янв. (sic) 1636. Вениамин , 8 февр. 1636. Тимофей , в янв. 1638, в сент. (sic) 1640. Ферапонт , 1640–49. Антоний , 1649–51. После в Балахнинском Покровском. Сергий , 1651–54; † в окт. Пафнутий , в мар. 1659–80. Никифор , 1680–82. Иоасаф , 17 апр. 1684–86. Иринарх , 1687–94. Игнатий , 1694–98.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010