При игумене Ионе, упоминаемом (1660–1684) около 1677 года 38 , началось строение первого каменного храма во имя Преображения Господня, как надобно полагать, на месте трех – святительской церкви, в которой почивали под спудом мощи Преподобного Тихона; храм этот в последствии наименован соборным, а вместо соборной Успенской, спустя несколько лет позже (после 1684 года), была построена каменная в то же наименование, не на прежнем месте, а на святых вратах (об ней упоминается в одном из актов обители под 1736-м годом, как уже обветшавшей). В построении соборной Преображенской церкви участвовали своими вкладами люди всякого чина, деньгами и копями, которые шли более на продажу, и разными вещами; так, например, во вкладной книге под 1677 годом записано: „Калужанин, посадской человек, Козьма Юрьев дал кобылу, цена 10 рублей, да дядя его Феодор с братьями дали на церковное каменное строение денег 5 рублей при игумене Ионе и при келаре Авраамии, и при прочей братии». «Калужанин, посадской человек, Арсений Иванов сын Долгой, во иноцех Авраамий, дал на церковное строенье денег 5 рублей». Под 1680 годом: «Стряпчева Кирьяка Ивановича Самарина человек его, Иаков Иванов, во иноцех Иосаф, на церковное строенье 4 рубля». «Ярославецкого уезда малого церкви Косьмы и Дамиана, что на взлому, священник Епифаний Давыдов, по прозванью Сахар, с детьми своими, коня гнеда ногайского, цена 6 рублей, да полтину денег, да стол ценою 20 алтын, да пчелы. Да сын его, Архангельского собора священник Власий, дал в иконостас полтину». Под 1681 годом: «Мещевского уезда Матфей Иванович Барышников на церковное каменное строение денег 10 рублей». «Филипп Васильев сын, портной мастер, денег 10 рублей " . 1683 года записано: «Дал вкладу стольник Иван Сименович Кондырев в церковь каменную Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (значит, к этому году церковь уже была оконченной вчерне) царские двери на золоте, с сенью, все резные, а на затворах Евангелисты письменные, а промену те царские двери даны 45 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Над карнизом колонн первого яруса второй возвышает свои гладкие коринфские колонны, спирально перевитые цветной резьбою. Здесь каждое пространство между колонн заключает уже две иконы, удлиненные, с полукруглыми верхами, разделенные тонким пилястром. Над карнизом второго яруса - третий, не столь высокий, состоит из бороздчатых колонн и между ними иконы, разделенные уже не пилястром, а лиственным кронштейном, поддерживающим карниз; в нем помещены дванадесятые праздники. Четвертый ярус есть, так сказать, повторение третьего и в нем помещены четырнадцать икон праотцев. Иконостас заканчивается Животворящим крестом, который верхнею своею частью упирается в пяту купола. Из икон, украшающих соборный храм, три заслуживают особенного внимания. Икона Св. и Живоначальной Троицы, на правой стороне иконостаса, местная, с золотыми украшениями и низанными жемчугом ожерельями. Под иконою св. Троицы сделана надпись: " Лета 7185 (1677 от Рожд.. Хр.) писал сей образ иконописец Михаил Корнилиев " . Икона Сошествия Святого Духа на св. апостолов, на левой стороне иконостаса. Как на прекрасное свидетельство старинного иконописания можно указать на икону Преображения Господня, за правым клиросом, на правом столпе. Все три иконы, описанные выше, действительно принадлежат к глубокой старине и составляют неоспоримо предмет редкости. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. 36). Митрополит Корнилий был неутомимым строителем - в 1680-х годах его заботами в Новгородской епархии выросли три грандиозных новых собора: Никольский в Вяжищском монастыре, Знаменский в Новгороде, что на Ильине улице и Троицкий в Зеленецкой обители. Все они связаны не только в стилистическом отношении, но и, если можно так выразиться, идеологически - эти храмы являлись вместилищем крупнейших новгородских святынь: мощей святителя Евфимия, чудотворной иконы Божией Матери " Знамение " и мощей преподобного Мартирия Зеленецкого. Впрочем, если даже допустить, что святой Мартирий в те времена не был слишком известен, то неоспоримой святыней для архипастыря-строителя был сам Зеленецкий монастырь. В указанных трёх постройках сильно эхо московского зодчества XVI-XVII веков; к XVII столетию историю самобытной новгородской архитектуры можно считать завершённой. Не забудем, что 1680-е годы - это эпоха борьбы со старообрядчеством, и ещё шире - окончательное утверждение идей Патриарха Никона (в том числе и в области архитектуры), чьим верным последователем выступал митрополит Корнилий. Неслучайно все храмоздательные грамоты новгородского архирея содержат неизменную формулу: " А верх бы на той церкви был не шатровой... "

http://sobory.ru/article/?object=05245

128. Сборник, в 4-х частях, под названием: «Праздники большие», в ¼ листа; по листам внизу подпись: «1715 года сия книга двунадесятых Господских праздников, дванадесять канонов греческого напева, написана за благословением отца Архимандрита Антония, и отдана в церковь Живоносного Христова Воскресения в обители Воскресенской в строение Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, зовомый Новый Иерусалим, а подписал по его, отца Архимандрита, приказу, той же обители постриженник, головщик Аарон Каменев.» Из архивных рукописей заслуживают особого внимания: а. Опись 1680 года полная всему монастырскому имуществу, составленная при переходе Воскресенского монастыря в Дворцовое Ведомство (Государевой Мастерской Палаты), по случаю последовавшего от Царя Федора Алексеевича (в 1679 г.) повеления продолжать начатое Патриархом Никоном церковное строение на счет Царской казны. Рукопись в д. листа. б. Две книги актов: жалованные (Царские), правые купчие, дарственные, закладные и меновные грамоты на владения Воскресенского монастыря в 17 столетии. ПРИМЕЧАНИЯ К ОПИСАНИЮ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ. 1. Из монастырских актов, видно, что в Воскресенской обители было намерение завести свою собственную типографию, для чего и были уже приготовлены «книжные заводы и слова отлитые» ; но, как видно из грамоты Патриарха Иоакима 1676 г. От 4 Ноября (из Патриаршего Приказа), повелено все это взять к Москве, во исполнение чего оные и были тогда же сданы под расписку Патриаршему Ризничему, Иеродиакону Иакинфу, а в следующем 1677 году, грамотою из Патриаршего же Приказа, от 4-го Марта, велено: «старца Каллистрата, который вырезывал икосы и в чем отлиты слова были, прислать к Москве.» Из этого очевидно одно, что в Воскресенском монастыре при Патриархе, кроме книгочеев и грамотеев, были и знатоки типографского дела, и было намерение, по примеру Иверского Валдайского монастыря, основать свою собственную типографию; но относится ли это намерение ко времени проживания здесь Патриарха (с 1658 по 1667), или намерение это надобно почитать современным выше упомянутым грамотам и их вызвавшим, о сем, по неимению подлинных грамот (отобраны в Мастерскую Палату, в ведении которой состоял Воскресенский монастырь с 1679 года), определенного заключения сделать нельзя. С своей стороны мы полагаем, что как типография, так и «книжные заводы и отлитые слова» Воскресенской обители суть остаток Типографии Иверской Валдайской обители, и что Типография эта была перевезена в Воскресенский монастырь по воле Патриарха Никона , и с предположением возобновить ее в своей Воскресенской обители, чему помешали известные обстоятельства, предшествовавшие Московскому Собору 1667 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1968. Σ. 781-813). Собор подтвердил осуждение «Восточного исповедания...», но вместе с тем заявил, что патриарх Кирилл Лукарис не являлся его автором, сняв с него обвинения в кальвинизме. В 6-ю гл. актов было включено «Исповедание православной веры» Досифея Нотары, получившее впосл. всеобщее церковное признание и статус офиц. вероучительного документа Восточной Церкви (подробнее об Иерусалимском Соборе 1672 г. и о противостоянии во Франции между кальвинистами и янсенистами см.: Горский. 1871; Todt. 2002. P. 662-663 [библиогр.]). В 1673 г. посол Олье де Нуантель оказался противником Досифея Нотары, поскольку предпринял попытку добиться от тур. правительства передачи палестинских святынь латинянам. Напряженная обстановка в Иерусалиме привела к столкновениям между членами Святогробского братства и иезуитами, в ходе которых был тяжело ранен и 3 марта 1674 г. скончался агиотафит Климент (Каптерев. 1891. С. 286-289). Однако Досифей Нотара отстоял права Иерусалимской Церкви, и результатом требований Олье де Нуантеля стало лишь обновление мирного договора от 1604 г. между Францией и Турцией. После долгих тяжб великий везир Фазыл Ахмет Кёпрюлю подтвердил право владения палестинскими святынями за Иерусалимским Патриархатом, что было утверждено в окт. 1675 г. изданием фирмана (οσθεος. Ιστορα. XII 5. 6; 6. 4; 8. 2-6; Todt. 2002. P. 663-664). 3 покушения на жизнь Досифея Нотары побудили его покинуть Иерусалим и 20 мая 1676 г. отправиться в Константинополь. В последующие десятилетия он пребывал преимущественно в Валахии и Молдавии (1677-1678, 1680, 1686-1687, 1689(?)-1692, 1697-1698, 1702, 1704-1705), большую часть 1681 г. провел в Грузии, с конца 1681 до сентября 1684 г. жил в Константинополе и Адрианополе (подробный обзор поездок см.: οσθεος. Ιστορα. XIII 6). За счет многочисленных дарений молдав. господарей и церковных иерархов - монастыри Кэлуй и Кирою-Унгурени в Валахии (1673), св. Апостолов в Бухаресте, Мэрджинени, Хлинча (1670), Кашин (1676), Пробота (1678), Бистрица в Молдавии, приходская церковь в Калинешти в Валахии - Досифей Нотара приумножил земельные владения Иерусалимского Патриархата (Todt.

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

В 6-ю гл. актов было включено «Исповедание православной веры» Д. Н., получившее впосл. всеобщее церковное признание и статус офиц. вероучительного документа Восточной Церкви (подробнее об Иерусалимском Соборе 1672 г. и о противостоянии во Франции между кальвинистами и янсенистами см.: Горский. 1871; Todt. 2002. P. 662-663 [библиогр.]). В 1673 г. посол Олье де Нуантель оказался противником Д. Н., поскольку предпринял попытку добиться от тур. правительства передачи палестинских святынь латинянам. Напряженная обстановка в Иерусалиме привела к столкновениям между членами Святогробского братства и иезуитами, в ходе к-рых был тяжело ранен и 3 марта 1674 г. скончался агиотафит Климент ( Каптерев. 1891. С. 286-289). Однако Д. Н. отстоял права Иерусалимской Церкви, и результатом требований Олье де Нуантеля стало лишь обновление мирного договора от 1604 г. между Францией и Турцией. После долгих тяжб великий везир Фазыл Ахмет Кёпрюлю подтвердил право владения палестинскими святынями за Иерусалимским Патриархатом, что было утверждено в окт. 1675 г. изданием фирмана ( οσθεος. Ιστορα. XII 5. 6; 6. 4; 8. 2-6; Todt. 2002. P. 663-664). 3 покушения на жизнь Д. Н. побудили его покинуть Иерусалим и 20 мая 1676 г. отправиться в К-поль. В последующие десятилетия он пребывал преимущественно в Валахии и Молдавии (1677-1678, 1680, 1686-1687, 1689(?)-1692, 1697-1698, 1702, 1704-1705), большую часть 1681 г. провел в Грузии, с кон. 1681 до сент. 1684 г. жил в К-поле и Адрианополе (подробный обзор поездок см.: οσθεος. Ιστορα. XIII 6). За счет многочисленных дарений молдав. господарей и церковных иерархов - мон-ри Кэлуй и Кирою-Унгурени в Валахии (1673), св. Апостолов в Бухаресте, Мэрджинени, Хлинча (1670), Кашин (1676), Пробота (1678), Бистрица в Молдавии, приходская церковь в Калинешти в Валахии - Д. Н. приумножил земельные владения Иерусалимского Патриархата ( Todt. 2002. P. 664). Понимая, что для успешной полемики с католиками и протестантами православным необходимо повышение уровня образования, Д.

http://pravenc.ru/text/180353.html

и целителя Пантелеимона. Информация с официального сайта Видновского благочиния Московской епархии. Оригинал статьи находится здесь . Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тарычеве. Церковь Рождества Богородицы деревянная построена в селе Тарычеве в 1677 г. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. говорится: «августа в 14 день князь Андрей Иванович Шелешпальский приехал Пехрянской десятины, Ратуева стана, в вотчину боярыни вдовы Марии Ивановны Хитрово, в село Рождественское, Тарычево тож, а в том селе по наезду церковь древянна во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да в том же селе двор боярский, двор приказчика, да у церкви поповых дворов: двор попа Михаила Герасимова, двор попа Василия Афанасьева, двор дьячка Ивашки Алексеева, да приходских к оной церкви дворов в том селе 5 дворов деловых людей, да крестьянских в дер. Тарычеве 10 дворов, в дер. Прудищах 18 дворов и в дер. Тамуховой 12 дворов; попам и дьячку руги дается по 18 руб. с полтиною в год, хлеба – ржи и овса по 47 четвертей, а пашни сенных покосов и никаких угодий нет, а строение церковное боярина дворецкого и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово и та церковь в дани не обложена». В 1709 г. в селе Рождественском, Тарычево тож, церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная. Село Тарычево по писцовым книгам 1627 – 28 гг. значится «деревня, что была пустошь Тарычева, на враге, Московского уезда, Ратушева стана, поместье князя Ивана Петровича Львова, что досталось ему по разделу с Иваном, Федором и Иваном Стрешневыми; в деревне вновь двор помещиков, двор крестьянский и двор бобыльский». В 1632 г. поместье, принадлежавшее князю И. П. Львову, продано из Поместного приказа ему же в вотчину. В 1646 г. в деревне Тарычевой, в вотчине вдовы князя И. П. Львова княгини Дарьи, находились: двор вотчинников, двор деловых людей и 6 дворов крестьянских и бобыльских. Вдова княгиня Дарья отдала свою вотчину в 1663 г. дочери своей княжне Марье Ивановне в приданое, при выходе ее замуж за князя А.

http://sobory.ru/article/?object=04082

Иконописные работы: в 1663 г. Ф. Е. вместе с другими жалованными иконописцами «был с рукодельем у руки государя» и подносил икону Богоматери; «чинил Большой Деисус в Благовещенском соборе»; в 1664 г. писал иконы для иконостаса в дворцовую ц. прмц. Евдокии; в 1665 г. участвовал в написании 7 икон цикла Триоди Цветной; в 1666 г. писал иконы для иконостаса в ц. вмц. Екатерины, «что у царицы на сенях»; в 1667 г. создал икону «Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими» для Николо-Коряжемского мон-ря (СИХМ); в 1669 г. для иконостаса ц. арх. Михаила Чудова монастыря написал иконы «Свт. Николай Чудотворец» (не сохр.) и «Ап. Андрей Первозванный» (ГММК); в 1672 г. написал по заказу Улиты Скрыпиной икону «Прор. Илия» для Илиинской ц. в Ярославле (ЯХМ); в 1673 г. вместе с Никитой Павловцем писал 2 иконы Божией Матери «Живоносный Источник» «государю в хоромы»; в 1677 г. по заказу Б. М. Хитрово писал иконы для ц. Св. Троицы в его подмосковном владении - с. Ознобишине (сохр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (ГМЗК)) и для Архангельского собора Московского Кремля с изображением царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, предстоящих в молении Нерукотворному образу Спасителя (ГИМ, под записями XVIII и XIX вв.); в 1678-1679 гг. возглавлял работы по созданию икон праотцов для дворцовой ц. прмц. Евдокии и икон для ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в с. Измайлове, для местного ряда иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Верхоспасском соборе писал «с товарищи» раму к иконе Спаса Нерукотворного с клеймами легенды (ГММК); в 1680 г. «с товарищи» писал для ц. мч. Иоанна Белоградского, «что у Великого Государя в Верху», Деисусы, праздники и местные иконы, в числе к-рых - страсти мч. Иоанна Белоградского, для Сретенского собора Московского Кремля - иконостас, апостольские проповеди, для ц. Всех святых в с. Измайлове - местные иконы; в 1683 г. писал иконы для Новодевичьего монастыря (Страстной цикл, часть резных икон фигурного «Распятия с предстоящими» находятся в ГИМ - музей «Новодевичий монастырь»); в 1685 г. под рук. Ф. Е. осуществлялись работы по созданию иконостасов в приделы Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1687 г. под рук. и при участии Ф. Е. были написаны иконы Спасителя, Богородицы и св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса ц. Нерукотворного образа Спасителя над Воскресенскими воротами; 1688 г. датирована подписная икона «Рождество Пресв. Богородицы» (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Кирилл , в 1829–38. Аарон , в 1839–42. Никанор , 1842–45. Феофан Комаровский , игум., перев. из Староладожского Николаевского, 1846–1848. Варсонофий , игум., 1849–51. Архим. Иннокентий Немиров , 1852–55. – Иаков , 1856 (Адрес-Календарь). – Геннадий , из иеромонахов Александро-Невской Лавры, 1857–59. – Иларий , 1860–66. – Парфений , 1869. 4 Николаевский Старо-Ладожский, от города Новой Ладоги в 13 верстах; основан в XVI веке; в 1714г. был приписан в Александро-Невскому; в 1764 положен в 3-й класс; в дек. 1771 упразднён; в 1811 г. возобновлён. Ныне заштатный. [V, 3.] Игумены [В печатном «Описании» С-Петербурга, 1865, изложено так: Иов , строитель, 1616–32. Феодосий , 1632–62. Иона , 1662–68. Феодорит , 1668–78. Лука , строитель, 1678–86. Игнатий , 1686–89, 95, 96. Макарий , 1696–1701. Мисаил , с 1701.] Против этих лиц отмечено: «вздор??». Иона , 1588; убит в нашествие немцев (шведов). Феодосий , 1608–33. Корнилий , 1635, 46. Ферапонт , 1646 и 47. Филарет , 1649 и 50. Киприан , 1650–56. Феодорит , 1659–67. Иона , 1668–73. Евфимий , 1673–76. Лука (строитель), 1677–79. Сергий (строитель), 1680–82. Варлаам , 1683 и 84. Игнатий , 1684–91. Макарий , 1692–1700. Антоний , 1702. Исаия , 1703 и 4. Иаков , 1706–9. Варлаам , до 1714. Строители Иов , 1714 и 15. Герман , 1715–20. Гавриил Флорищенский , 1720–23. Варлаам Иворский , 1726–28. Афанасий Рождественский , 1728 и 29. Тихон Кирилловский , 1729–32. Феодосий Вологодский , 1732–38. Иннокентий Пузанов , 1738 и 39. Пимен Родкевич , 1739–42. Митрофан Домнин , 1742–45. Корнилий Томчевский , 1745–47. Варфоломей , 1747–50. Иаков , 1751 и 52. Варнава , 1752 и 53. Каллистрат , 1753 и 54. Порфирий , 1754; † в дек. Иерофей , 1755 и 56. Варлаам Пермский , 1756 и 57. Иларион Молчановский , 1757 и 58, перев. в Старорусский Спасский. Иларион Максимович , с 7 янв. 1759. Сергий Шпаковский определён 3 мар. 1761; до дек. 1763. Иларион Козакевич , в 1764 и 65. Архимандриты Исаия Гормановский , с 28 нояб. 1765, из ректоров Александро-Невской семинарии, а в 1770 перев. в Нежинский Назарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никогда прежде обычные посетители не видели еще одну редкую икону из того же монастыря — образ святого благоверного Димитрия Донского, которому на речном берегу является чудотворный образ Николая Угодника. «Сама икона конца XVIII века, - замечает Послыхалина. - Но, к сожалению, она под записью начала XIX века — менее качественной и выразительной. Видимо, мы так ее и оставим, потому что сохранность оригинала сомнительна». В премьерной публикации — и три редкие Троичные иконы. Одна из них — с заметными стилевыми нотками Ренессанса — написана в 1749 году на Сумском погосте «салдатам» Соловецкого монастыря Андреем Чалковым (+ до 1773), учеником знаменитого русского художника и иконописца Ивана Вишнякова (1699-1761). Вторая — также с Соловков (конец XVIII века): престол на ней насыщен литургическими сосудами и бытовыми деталями символической трапезы. Напротив, третья — еще XVI столетия — преисполнена средневековой сдержанности. И все же не они — подлинное сокровище этого экспозиционного ряда. Так с полным правом можно сказать о работе царских мастеров Симона Ушакова и Никиты Павловца для Троицкой церкви в подмосковном Ознобишине — вотчине возглавлявшего при государе Алексее Михайловиче Оружейную палату Московского Кремля боярина Богдана Хитрово (+ 1680). Икона написана в 1677 году как храмовый образ. Путешествия в пространстве и времени Из Николо-Угрешского монастыря происходит редкий образ предстоящего Пресвятой Троице преподобного Сергия. Основатель монастыря запечатлен на фоне Лавры двухвековой давности. Вместе с иконописцем посетитель смотрит на обитель снизу, с берега речки Кончуры, наблюдая монастырские стены и башни, Троицкий и Успенский соборы с колокольней и надвратной Иоанно-Предтеченской церковью, часовню над Пятницким колодцем... Настоящие жемчужины экспозиции – две большие житийные иконы. Одна - из столичного храма Николы-на-Щепах (вторая половина XVII века). Несмотря на солидный возраст, икона неплохо сохранилась. Образ московского митрополита Алексия с житийными клеймами значительно моложе. В 1878 году, когда отмечался пятивековой юбилей блаженной кончины первосвятителя, иконописец Федор Соколов изготовил точную копию оригинала кисти Дионисия (+ 1502) из Успенского собора Московского Кремля. Теперь она сама неплохо иллюстрирует эволюцию житийных памятников.

http://e-vestnik.ru/reports/yubileynye_s...

О снованием для этого стали сведения легендарного характера, изложенные в летописи Матвея Стрыйковского8. В ней, в частности, отмечается, что «поведение того рода из государства Римского ис королевства Неаполитанского ис княжества по древнему наречению Самницкого… от князя самницкого Понциуша Телезина. …Дал он, князь Понциуш, сроднику своему Понциушу ж… город Потенцию… на устье реки Потенции. И с того времени нача он зватися и при нем будучи ево сродники Потемтины, а по словенски Потемкины… Сродники их, отбыв из владетельства своего, жили в Полской земле и были в честях и даны им были от королей полских маетности великие»9. Легендарность сведений очевидна и объясняется стремлением как можно более «удревнить» свой род, что по тем временам являлось свидетельством статусности и обоснованности притязаний на различного рода привилегии. Как бы то ни было, но именно эта легендарная версия, в конечном итоге, обрела официальный статус. «Педро Иванович» (П.И. Потемкин). Худ. Х.К. де Миранда. Музей Прадо Большую роль в этом плане сыграл один из наиболее знаменитых до Григория Александровича представителей рода Потемкиных – дипломат второй половины XVII столетия Петр Иванович Потемкин. В 1654 – 1655 годах он участвовал в войне с Польшей, позднее неоднократно возглавлял посольские миссии. Наиболее длительные поездки он совершил в Испанию и Францию в 1667 – 1668 годах и во Францию, в Испанию и Англию в 1680 – 1682 годах. Его поведение, как отмечают современники, казалось европейским наблюдателям экзотическим и даже вызывающим. Так, в Испании во время аудиенции послам король Карл II плохо себя чувствовал и принимал дипломатов, лежа на диване. П.И. Потемкин потребовал, чтобы для него тоже вынесли диван, только в этом случае он соглашался разговаривать с монархом10. Помимо Петра Ивановича, на службе русскому государю в этот период состояли и два его брата: Федор Иванович (воевода в Сургуте) и полковник Василий Иванович. Их двоюродный брат Сила Семенович, прадед Григория Потемкина, значился в списках московских дворян, что засвидетельствовала боярская книга по Москве. В родословной же имеется указание на то, что ему дана жалованная грамота «быть воеводой на Коломне» в 1677–1678 годах. В 1685 – 1686 годах Сила Семенович и его сын Василий Силыч значились стольниками, «написанными из Смоленской шляхты». В 1692 году в «Списке служащих из смоленской шляхты в Москве» записан «Василий Силин, сын Потемкин»11.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/22/u_nego...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010