Корнилий (с 1649), по др. сведениям, старец Иона (ок. 1648). Затем обитель возглавляли настоятели в сане игуменов: Трофим (ок. 1650), Исаия (1652-1655), Никон (1656-1677), Иаков (1678-1680), Никон (1682-1684), Амвросий (1685-1687), Сергий (1687-1688), Авраамий (1688-1691), Павел (Сниторцев). В 1719 г. в К. м. была введена архимандрития. Когда в 1725 г. архим. Иоасаф (Шамаев) был переведен в донецкий во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , обитель возглавил игум. Сергий. По настоятельному ходатайству братии и вкладчиков (87 чел.) он был возведен в сан архимандрита (ОДДС. Т. 8. С. 140). Одним из достойнейших настоятелей (1738-1748; 1753-1760) К. м. был архим. Варлаам, 13 сент. 1748 г. переведенный в московский Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-рь . В 1751 г. по ходатайству Синода он был награжден имп. Елизаветой Петровной правом ношения панагии, архиерейским жезлом и правом служения литургии с отверстыми царскими вратами до Великого входа. Нек-рое время архим. Варлаам являлся наместником московского Донской иконы Божией Матери мон-ря , затем вновь возглавил К. м., где и скончался. В 1751-1753 гг. настоятелем К. м. был архим. Феодосий, в 1763-1774 гг.- архим. Исаакий, сын священника г. Шацка Тамбовской губ., принявший постриг в Саровской пуст. В 1764 г. мон-рь был причислен ко 2-му классу, в 1774 г. подвергнут разграблению участниками Пугачёвского восстания. По легенде, насельники спрятали в монастырских подвалах самые ценные предметы церковной утвари. За встречу Пугачёва в обители архим. Исаакий был лишен сана, монашества и сослан в Сканов во имя Св. Троицы мон-рь , где вскоре скончался. В 1779 г. настоятелем К. м. был назначен архим. Иоанникий (Никифорович-Полонский) , переведенный из владимирского Константино-Еленинского монастыря. «За усердие к просвещению» архим. Иоанникий был награжден архиерейским жезлом; он первым из настоятелей К. м. стал обладателем мантии со скрижалями. Последующие настоятели К. м. назначались из ректоров семинарии, имели право носить мантию со скрижалями и служить до Херувимской песни при открытых царских вратах и с архиерейским жезлом.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

На протяжении XVI-XVII вв. в А. С. м. велось интенсивное строительство. Древнейшая постройка мон-ря - каменная Покровская ц. с трапезной палатой - сооружена в 30-40-х гг. XVI в. московским мастером Игнатием. До 1918 г. под Покровской ц. находилось помещение, где хранились святыни обители: ручные жернова прп. Александра, 2 печи и место ночного отдыха святого. К 2000 г. сохранились только печи. Существующий в наст. время Троицкий собор (освящен в 1699) сменил находившиеся на его месте одноименные деревянную церковь, построенную прп. Александром в 1508 г., и каменную, построенную ок. 1526 г.; фресковая роспись в соборе сделана в 1709 г., придел в диаконнике во имя апостолов Петра и Павла устроен в нач. XIX в. Под Троицким храмом находились захоронения Генатского митр. Евфимия и Олонецкого еп. Аркадия (Федотова; † 1870), ныне не сохранившиеся. Трехъярусная многопролетная колокольня между Троицким собором и Покровской ц. сооружена в 40-х гг. XVII в. Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи построен над Св. (юж.) вратами А. С. м. в 1676-1677 гг., упразднен в 1869 г. В 1716-1718 гг. к сев. корпусу жилых покоев мон-ря, где размещались больничные кельи, была пристроена ц. во имя прп. Иоанна Дамаскина. Спасо-Преображенская деревянная ц. в Преображенской пуст. была поставлена прп. Александром Свирским около своей кельи и монастырского кладбища, возобновлена в 1623 г., после польско-литов. разорения обители, с приделом во имя прп. Александра, где покоились мощи преподобного. В 1641-1644 гг. выстроен каменный собор с приделами прп. Александра Свирского и свт. Николая Чудотворца (упразднен в 1680). Храм во имя прор. Захарии с колокольней, сооруженный в 1660-1668 гг. иждивением московского дьяка Захария Богдана Силина, сев. фасадом примыкает к Преображенскому собору. Братские кельи, настоятельские покои, ограда строились на протяжении XVIII-XIX вв. Собор Св. Троицы Александрова Свирского монастыря Собор Св. Троицы Александрова Свирского монастыря С сер. XVI в. А. С. м. стал крупным земельным вотчинником. Помимо земель, сопредельных мон-рю, к кон. XVII в. ему принадлежали 34 деревни и 24 пустоши, а также рыбные ловли на Ладожском оз. А. С. м. имел подворья в С.-Петербурге, Москве, Новгороде, Олонце, Белозерске; в обители 2 раза в год проводилась Троицкая ярмарка.

http://pravenc.ru/text/82035.html

На рубеже XVIII–XIX веков в усадьбе возводится дом с флигелями, которые частично дошли до нашего времени. Тогда же к Троицкому храму пристроили новую двухъярусную колокольню, нижний ярус которой – вход в храм, а верхний – открытый звон. С упадком имения во 2-й половине XIX века приходит в запустение и церковь, богослужения в ней проходят редко. В 1905 г. произвели реконструкцию художественного оформления церковного здания. В 1938 г. храм закрыли, обезглавили, внутреннее убранство уничтожили. Здание занимали производственные мастерские. В апреле 1995 г. богослужения возобновились. В настоящее время храм отреставрирован и имеет статус Патриаршего подворья. Его святыни – особо чтимые иконы Божией Матери «Иверская» и «Милующая». Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Церковь во имя св. Троицы, существовавшая в XVI ст. в селе Свиблове, вероятно, была уничтожена в начале XVII ст. в литовское смутное время. В писцовых книгах 1623-24 гг. написано: «за стольником Андреем Плещеевым в вотчине, что ему дал отец его Лев Плещеев, а отцу его Льву та вотчина дана за московское осадное сиденье королевичев приход, село Свиблово, на реке Яузе, а в нем был храм во имя Живоначальной Троицы, да церковной земле четыре места: попово, дьячково, пономарево, да просвирницыно; пашни церковные земли 20 четвертей в поле, сена на реке Яузе 10 копен; в селе двор вотчинников, живут деловые люди, 2 двора людских задворных; а пашет церковную землю стольник Андрей Плещеев». В 1658 г. владел селом его родной брат Михаил Львович Плещеев, при котором и была построена в селе Свиблове около 1677 г. новая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Алексея митрополита и обложена данью. В переписных книгах 1678 г. значится: «за стольником Михаилом Львовичем Плещеевым в вотчине село Свиблово, на реке Яузе, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да придел Алексея митрополита, у церкви во дворе поп Яков, во дворе дьячок Ворфоломейко, да в селе двор вотчинников и двор скотный, в них 9 семей деловых людей, 4 двора конюхов и 4 двора поваровых, в них 11 человек». В 1680 г. при церкви священника не было.

http://sobory.ru/article/?object=03619

Новоспасский монастырь служил усыпальницей ныне царствующего дома Романовых, из которых здесь погребены: Роман Юрьевич, Никита Романович, Долмат Романович; также родственники бояр Романовых, как-то: Сицкие, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие и другие; здесь погребены настоятели этого монастыря и многие другие лица. Ризница Новоспасского монастыря замечательна церковною утварью и священными облачениями, пожертвованными, большею частью великими князьями, царями и некоторыми иерархами. Так, в ней хранятся: драгоценные напрестольные кресты, Евангелия, потиры, митры, священнические облачения и надгробные покровы. Замечательнейшие из этих предметов: 1) Золотой’ крест, напрестольный, с Распятием и частицами мощей разных святых, украшенный драгоценными каменьями Он пожертвован был царём Феодором Алексеевичем, в 1680 году; 2) Крест из пальмового дерева, напрестольный, искусной греческой работы. Он обложен сканным серебром с финифтью. На нём вырезаны двенадцать Господских праздников с греческими надписями. Полагают, что это вклад патриарха Филарета Никитича; 3) Золотой крест, на серебряном поддоне, с литым Распятием, украшенный драгоценными каменьями и жемчугом. Над главою Распятого надпись: «Святая правдивая Кровь Христова»; в нём находятся частицы мощей разных святых. Этот крест дан был в монастырь Павлом, митрополитом Сарским и Подонским; 4) Шесть напрестольных Евангелий, в богатых окладах. Замечательны из них: Евангелие царевны Татианы Михайловны, напечатанное в Москве в 1677 году, обложенное золотом с драгоценными каменьями; другое Евангелие, напечатанное в 1689 году, оно обложено вызолоченным серебром и украшено драгоценными каменьями и жемчугом; третье Евангелие патриарха Иосифа, обложенное серебром и украшенное драгоценными каменьями; 5) Семь серебряных золочёных потиров с принадлежностями,– вклад разных князей и бояр; 6) Десять митр, обнизанных жемчугом и драгоценными каменьями. Самая драгоценная из них,– пожертвованная царём Феодором Алексеевичем. Всего более ризница Новоспасского монастыря замечательна священными облачениями, из которых драгоценнейшими почитаются: фелонь, епитрахиль, поручи, стихарь дьяконский и орарь, пожертвованные царём Михаилом Феодоровичем. Все эти облачения обнизаны жемчугом и драгоценными каменьями и составляют собою самое драгоценное сокровище ризницы Новоспасского монастыря 88 . Донской монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Нравственное очищение, очищение от греха Истолковывая стих евангелиста Иоанна (9,31): «грешников Бог не слушает», комментатор объясняет, как грех огрубляет разум, лишая его понимания, и ожесточает сердце, которое не может вознестись ко Господу. Присутствие греха в нашей душе Ориген символически сравнивает с царством Осии, которое мешает Исаии (символу нашего духа) отдаться божественному вдохновению 1673 . В начале своего первого послания преп. Аммон Египетский объясняет необходимость коренного очищения: «Вы, возлюбленнейшие братья мои, знаете, что со времени преступления [заповеди] душа не может познать, как должно, Бога, если не удалится от людей и всякого развлечения. Тогда узревает она брань сражающихся с ней...» 1674 . Апатейя Во время молитвы, предупреждает преп. Питирион, ученик св. Антония Великого , бесы стараются возбудить страсти, чтобы «изменить нашу добрую устремленность на злую» 1675 . Эти страсти, ослепляющие дух, суть желания, противостоящие молитве. Порочные помыслы, говорит Евагрий, стремятся «осрамить смиренный и блаженный ум, погасить его свет» 1676 . Страстный человек подобен тому, кто, страдая болезнью глаз, не может без прикрытия смотреть на палящее солнце в самый полдень 1677 . Апатейя, совершенное очищение от страстей, равнозначно «Царству Небесному», где молитва становится навыком бесстрастия 1678 . В этом состоянии, утверждает св. Исаак Сирин , разум обретает особую силу для защиты: когда какая-либо страсть начинает приходить в движение, ум сразу же встает на стражу благодаря определенному мыслительному процессу, возникающему в нем; и страсть бесследно исчезает 1679 . Забвение обид, амнесикакия Среди разных страстей именно гнев в наибольшей степени подрывает нормальную деятельность ума 1680 . Вот почему μνησικακα, память об обидах, препятствует молитве. И потому «мирской человек, если он добр, лучше чем вспыльчивый и гневливый монах» 1681 . «Никто не может избежать упрека, когда при любви к истинной молитве человек впадает в гнев или памятозлобие. Ибо такой человек уподобляется тому, кто желает быть зорким и повреждает собственные очи» 1682 . Таков вывод Евагрия, подобный многим другим сентенциям на эту же тему. Но не следует забывать и о противоположном: «когда взбаламучивается яростное начало души, то его успокаивают псалмопение, долготерпение и милосердие» 1683 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Основные источники Писания, которые следует отметить – это Книга Притчей Соломоновых ( 8 : 22–31), Книга Премудрости Соломона ( 7 : 25–28) и Псалтирь ( 103 : 23). Что же касается патристических текстов, то число их велико; но любопытно, что софиологи редко цитируют Отцов, чаще они обращаются к иконографии. В России, напоминает о. С. Булгаков , в церквах культ Софии выделяется очень рано, и иконы Софии тесно связаны с культом Богородицы 1674 . Он выявляет софиологический смысл во многих иконах: Пресвятой Троицы, Христа Распятого, Богородицы, Огненного Ангела, Предтечи, Апостолов. Обычно на этих иконах можно найти надписи, содержащее несколько строк из книг Премудрости Соломона или Притчей Соломоновых 1675 . Георгий Федотов приводит свидетельства софийного милосердия в Духовных стихах, особенно проявлявшегося в культе матери-земли 1676 . В духовных стихах расстояние между Творцом и тварным миром настолько сокращено, что даже когда говорится о естественных космических явлениях, то используются понятия творения, деяний Божиих, Логоса, Духа 1677 . В них можно встретить такое исповедание веры: А я верую «Сымому Христу, Царю Небесному, Ищо Матери Быгородицы, Святой Софеи Премудрыя, Ищо Троицы Нераздельный» 1678 . Согласно Булгакову, софиология вырастает непосредственно из паламитского учения, из различения, проводимого им между Божественной сущностью и energeia. Два этих понятия, божественной энергии и Божественной Софии, выражают одно и то же 1679 . А Павел Евдокимов еще более категоричен: от св. Василия Великого и до святителя Григория Паламы традиция единодушна и тверда: она проводит различение между безусловной трансцендентностью Бога в Его сущности и имманентностью Его проявлений в мире. Бог сообщает Себя «вовне» в Своих энергиях, полностью при этом присутствуя. «Энергия» не является «частью» Бога, она есть Бог, сообщающий Себя в Своей благодати, ничего не теряя из безусловной «сокрытости» Своей сущности. Сущность и энергия – это два различных модуса бытия Божия – в Своей природе и вне Своей природы 1680 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

По писцовым книгам 1680-1681 гг.: «в селе Пахрине у церкви под 5 дворами священнослужителей и огородами усадебной земли одна десятина без трети» (Писц. кн. 690). В 1682 г. марта 30, по указу великого государя велено в селе Пахрине около государева двора огородить забором в скобель на бело с обе стороны, а в звено класть по тридцати бревен» (И.Е. Забелин, «Домашний быт русских царей». - М., 1872 г.) В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа записано: «во 1684 г. июня в 5 день, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, в Московском уезде, в Пехрянской десятине, великих государей в дворцовом селе Пахрине обложена вновь данью церковь Пресв. Троицы, по сказке той церкви попа Матвея, с дворов: с его попова, с дьяконова, с дьячкова, с просвирницына по указным статьям, да с приходских - с одного двора прикащикова 6 денег, с одного двора подьяческого 4 деньги, о 5 дворов стадных конюхов, с садовников, да с Кузнецова, да с 2 мельниковых дворов, с 10 дворов крестьянских, по 2 деньги со двора, всего 9 алт. 2 ден., заезда гривна и те деньги велено взять по сему окладу, по сказке попа Матвея с 1676-1677 гг., как он начал утой церкви служить, и на нынешний год». «1700 г. июля 11, великий государь, слушая сей выписки, указал: того села Пахрина попу с причетники денежную и хлебную ругу не давать, а довольствоваться подаянием приходских людей» (Дворц. прик. кн. 96). В 1710-1722 гг. село Пахрино принадлежало князю А.Д. Меншикову, а после вновь было причислено к дворцовому ведомству. В Пахрине в семнадцатом веке был конный завод, при Меншикове он был закрыт, в 1796 г. царь Павел I приказал конный завод восстановить, завод существовал до 1829 года, затем он был переведен в Бронницы. В 1829 году в Пахрине оставалось 7 крестьянских дворов. В селе Пахрино в 1912 году оставалось всего 3 двора, а к 1917 году были снесены и последние дворы. В селе Пахрино многие годы существовала церковно-приходская школа, которую в начале двадцатого века окончили многие крестьянские дети.

http://sobory.ru/article/?object=54608

Полностью уничтожены алтарь, барабан и глава, колокольня, трапезная, все служебные помещения и прицерковное кладбище. Здание церкви использовалось под кузницу и склады, затем много лет находилось в запустении и поругании: здесь происходили пьянки и бесчинства комсомольцев и пионеров. Также рядом с храмом сваливали мусор и нечистоты. А из церковного кирпича и белокаменных плит строили колхозные сараи. В 1991 г. в храме возобновилось богослужение. Затем начались строительные работы. К настоящему времени восстановлены: алтарь, барабан и главы, трапезная, колокольня, построены: дом причта и хозяйственные помещения, церковная ограда. На храме и на колокольне водрузили позолоченные кресты. В 2001 г. установили звонницу из девяти колоколов, а летом 2005 г. освятили и подняли большой колокол-благовестник. Теперь он своим торжественным звоном напоминает людям о начале богослужения, призывает на молитву. В 2009 г. завершено возведение иконостаса. Стены храма расписаны в 2010-2012 гг. В 2012-2013 гг. изготовлен большой храмовый светильник. http://stanislavl1696.cerkov.ru По писцовым книгам Московского уезда, Сосенского стана, 1627 – 28 гг.: «вотчина Чудова монастыря село Станиславль, на речке Десне, по обе стороны врага, в селе церковь Собор Архистратига Михаила, да придел Собор Пресвятой Богородицы каменная, а в церкви образы, и книги, и свечи, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение монастырское, у церкви во дворе поп Фома Ананьин, во дворе пономарь Ивашко Никитин, во дворе проскурница Пелагеица Клементьева, да в селе двор монастырский пуст, 3 двора монастырских детенышей и 5 дворов крестьянских и бобыльских; под селом на речке Десне мельница, колесо немецкое, у мельницы двор мельника». В окладных книгах Патриаршего казенного приказа под 1677 г. записано: «по книгам Чудова монастыря уставника иеродиакона Моисея, прибыла вновь церковь Архистратига Михаила в селе Станиславле, в вотчине Чудова монастыря, дани положено 2 руб. 18 алтын, заезда гривна». По дозорным книгам того же казенного приказа под 1680 г.

http://sobory.ru/article/?object=01253

Существует только одно полное издание Филоксенова перевода Jos. White. Oxon. 1778–1803. 4 Yoll. 4 (Евангелия 1778. 2 Voll. 4., книга Деяний и соборные послания 1799. 4., Павловы послания 1803 1675 . Наконец в южной части Сирии в Палестине, угнетаемой со вне бедствиями войны, изнутри фанатическими иудействующими сектами, христиане, не имея перевода Нового Завета, долго терпели недостаток в полном библейско-христианском научении, так как они не говорили по-гречески и не могли довольствоваться единственною новозаветною книгою 1676 , терпели до тех пор, пока, быть может незадолго до нападения Арабов, не было переведено на одичавший арамейский народный говор самое по крайней мере необходимое – церковные чтения из Евангелий. Это иерусалимский или палестинско-сирский перевод Нового Завета на халдейско-сирское наречие, сходный с языком иерусалимского Талмуда и написанный своебразными, приближающимися к еврейским, письменами 1677 . 2. Другие древние переводы (Египетский (коптский), ефиопский, армянский, грузинский, арабский, персидский) Не много позднее, чем в Сирии, появился в Египте свой перевод Нового Завета. В Египте, со времени Александра Великого, значительно распространился греческий язык 1678 . Однако же он не был в состоянии совсем вытеснить коренного народного языка. Впрочем язык этот тем не менее воспринял в себя немало греческих слов и усвоил, во многих случаях, строение, сообразное с духом греческого языка. Так. обр. возник коптский (т. е. египетский) язык, который, по низвержении Птоломеев, сделался национальным языком Египтян и вместе с собою возвысил христианство на степень господствующей религии 1679 . На оба главные коптские диалекта (верхнеегипетеский, сахидский, т. е. диалект верхней страны, или фивский, и нижнеегипетский, или мемфисский) был переведен Новый Завет 1680 . Оба перевода сделаны были с греческого языка, последний в начале 4-го в., первый, по всей вероятности, еще ранее. – Кроме того существуют еще остатки третьего египетского или коптского перевода на диалекте басмурском 1681 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

[Троицк. 1700 (?).] Астраханского Вознесенского: Игум. Сильвестр , 1670, 1671 (1675). – Иоаким , в сент. 1680. – Сергий ; 15 февр. 1790. III, 334. Астраханские четыре. III, 356. Астраханского Благовещенского: Иг-нья Анастасия , 1738 и 39. – Евпраксия , 1840–47. – Аполлинария , 1848–57. – Евгения , 1857–66. III, 412, 614. Болдин. IV, 365. Кизлярский. V, 560. Астраханского Покровского игум. Иннокентий , 1809. VI, 718. Чуркинская пустынь. VI, 1025. Моздокские два. Архим. Никанор Николев произведён 22 авг. 1793 из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры. III, 334. Астраханского Троицкого, учреждённого 1568. VI, 455. (То же и Николаевского) в 1700 приписанного к Троицкой Сергиевой Лавре, после упразднённого: Игумены Кирилл , 1568–75. Иосиф , 22 дек. 1588. Феодосий перев. из Тольгского; упом. 1600, а 1602 хирот. в еписк. Астраханского. Иона , в апр. 1606. Иосиф , 1615 (?) сент. 1618. Рафаил упом. с 1620, а 1632 перев. в Соловецкий. Архимандриты Мисаил , в окт. 1635. Варлаам , в дек. 1637. Гермоген , 1645–48. Иосиф 3 мая 1656 хирот. в архиеп. Астраханского. Никифор определён 30 июля 1659; упом. в апр. 1662; упом. отставленным в мае 1671. Пахомий , бывший в сент. 1672. Варсонофий , 1673–77, мая. Сильвестр , 1677–80, сент. Ефрем , в авг. (sic) 1684. После в Иосифове? Сергий , игум., † в язву в исходе 1692. Рувим , в янв. 1693 (1700). Евфимий , 1700. Строители Феофилакт , в февр. 1705. Иона Сальников , в февр. 1706. После в Спасском Казанском. Георгий Дашков , 8 мар. 1706. После в Троицкой Сергиевой Лавре келарь и архимандрит. Севериан Прилуцкий , строитель, 1743. После в Белопесоцком. VII. Епархия Тобольская Тобольская епархия учреждена в 1620 г. Третья из второклассных. I. Архиепископы Сибирские и Тобольские 1. Киприан хирот. 8 сент. 1620 из архим. Новгородского Хутыня монастыря; с 14 нояб. 1624 митр. Сарский. 2. Макарий Кучин хирот. 16 дек. 1624, из игум. Костромского Богоявленского монастыря; † 24 июля 1635. 3. Нектарий Теляшин хирот. 7 февр. 1636, из строителей Нилова Столбенского монастыря; 7 янв. 1640 уволен туда-же на покой; † 15 янв. 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010