В 1657 г. Алексей Михайлович в общем ведет себя с Никоном еще как друг. 18 октября он приезжает к Патриарху на освящение Воскресенского деревянного храма в новом монастыре на Истре, где инсценируется «неожиданное» усвоение этому месту названия Нового Иерусалима, что на самом деле давно было решено между Никоном и царем. Уехав оттуда, царь посылает Патриарху письмо, в котором между прочим пишет: «Ты ж жалуешь пишешь, тужишь о нас, и аще Бог даст живы будем, за твоими пресвятыми молитвами, и паки не зарекалися, и не зарекаемся и паки приезжать» 108 . Значит, были какие-то действия или высказывания царя, которые давали Никону повод тужить, что царь «зарекается» приезжать к Патриарху… Наступил 1658 год. Он был знаменателен тем, что оканчивал собою вторую третицу лет пребывания Никона на престоле. Еще в 1652 г., когда царь умолял Никона стать Патриархом, он согласился при условии, что пробудет у власти не более трех лет. Вероятно, Никон усматривал неслучайный, мистический смысл в троичных этапах своей предыдущей жизни: в Анзерском скиту он пробыл три года, игуменом в Кожеозерской пустыни – 3 года, архимандритом Новоспасского монастыря – 3 года, Новгородским митрополитом – 3 года… Пробыв Патриархом тоже три года, Никон в 1655 г. просил об уходе. Впоследствии он напоминал об этом царю: «Бил челом я тебе, великому государю, чтоб ты, великий государь, пожаловал мне, отпустил в монастырь; и ты… изволил и еще другую три года быти; и по прехожденин других триех годов (т. е. в 1658 г. – Прот. Л.) паки бил челом тебе, великому государю, чтоб ты… отпустил меня в монастырь, и ты, великий государь, милостивого своего указу не учинил» 109 . Итак, святитель Никон даже до своего разрыва с царем дважды за время правления просил освободить его от этой власти! Этим еще раз разрушается миф о непомерном властолюбии Никона и подтверждается истина: Никон был властен, пока вынужден был править делами, но совсем не властолюбив. Если отказ царя Никону в просьбе об уходе от патриарших дел в 1655 г. может быть в общем понятен, то отказ в такой же просьбе в 1658 г., накануне совершенного разрыва с Никоном, требует объяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

– В церковных делах церковный закон и Епископ выше Царя. – Каждая власть имеет свой порядок и права от Бога и должна их защищать. – Юридическое равенство властей, духовное превосходство власти духовной. – Никон о мерах самозащиты Церкви. Заявление протеста и духовные наказания. – Не должно повиноваться закону, противоречащему канону. – Возмездие за нарушение прав Церкви от Бога. – Никон и сам отказывается исполнять государственный закон, противоречащий церковному. – Духовное оружие царя в борьбе со злом – христианские добродетели: смирение – прежде всего. – Праведность царя – основа прочности царской власти. – Смысл ухода Никона в Воскресенский монастырь в 1658 г. – Патриарх – нравственная сдержка для царя. – Лигарид и Никон о праве обличения царя. – Об обязанностях царя к Церкви и её представителям. – Значение отказа Никона в прощении Царю Алексею Михайловичу, как царю. – Никон обвиняет Царя Алексея Михайловича в том, что он перестал поступать, как подобает православному Царю. – О времени Божиего наказания за нечестие. – Никон указывает на современные несчастия, как на Божия наказания и предостережения. – Уход Никона как мера протеста. – Источник Никоновой теории соотношения властей: Св. Отцы – Предшественники Никона (в России) в учении о превосходстве священства. – Юридическая природа участия Никона в государственных делах. – Чисто русское восприятие христианства Никоном. – Мнение Каптерева о Никоне в отношении учения о царской власти. – Никон в делах смешанного характера, т. е. касающихся и Церкви и государства. – Никон прибегает к содействию царя и в чисто церковных делах. – Теория симфонии властей (духовной и светской). Никон обеим властям отводит доминирующее значение каждой в своей сфере. – Нарушение симфоний в 1658 и 1660 г.г. – О причинах ухода Никона. Мнение Соловьева, Пальмера, Горчакова и Беляева. – О поводе к уходу Никона в Воскресенский Монастырь. – Никон о своем уходе в Воскресенский Монастырь. – Царь и право Патриарха на обличение. – Сравнение обличений Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Но возвратимся к пребыванию Патриарха в своей Воскресенской обители. Прибыв в нее вечером 13 Июля, 1658 года, Святейший Патриарх прожил здесь до вечера 30 Ноября, 1666 года, следовательно 8 лет, 4 месяца, 17 дней. В течении этого времени он выезжал из обители всего три раза, а именно: в первый раз в 1659 году в Москву, когда, по поводу распространившегося слуха о нашествии Крымского Хана, предложено было ему от Царя избрать безопаснейшее место, но Патриарх, отказавшись от предложения переселиться в Калязинский монастырь, поспешил возвратиться в Воскресенский монастырь. Спустя два месяца после сего Патриарх предпринял (с соизволения Царя) поездку в монастыри своего строения, Иверский и Крестный, откуда возвратился в Феврале месяце 1660 года, и наконец в третий раз выезжал в Москву в 1666 году, по известному письму Боярина Никиты Зюзина, где пробыл несколько дней. В течение лета 1658 г. в Воскресенском монастыре, по распоряжению Патриарха, построен, в 150 саженях от монастыря, на берегу реки Истры, Скит или «Отходная пустынь», по образцу подобных зданий на Св. Афонской Горе, в виде пирга (башни) о четырех ярусах с кельями и церквами: во имя Богоявления Господня в третьем ярусе и Св. Первоверховных Апостол Петра а Павла в главе или трибуне над плоскою кровлею, помощенною белым камнем и огражденною каменною балюстрадою; позади верхней церкви колокольница с одним колоколом, замурованным в столбе; вход весьма тесный, вьющийся спирально вокруг среднего основного столба, а против верхней церкви на крыше малая летняя келья (в сажень длиною) с каменным ложем, накрытым тростниковою рогозиною. Богоявленская церковь освящена (по надписи на под престольном кресте) 22 Июня, 1658 года, а церковь Св. Апостол Петра и Павла 29 числа того же месяца и года. В это тесное здание, по свидетельству Шушерина, Патриарх уединялся для молитвы и богомыслия во все св. посты из обители, которая в его время по справедливости должна быть названа Патриаршею уже и по одному своему многолюдству; ибо в ней в 1665 году собралось до 500 человек братии (монашествующих и бельцов), пришедших под начальство Патриарха со всех концов не только России, но и из-за рубежа.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

отмечали А. Горский и К. Невоструев . 330 Всё сказанное позволяет предположить, что именно синодальный список, взятый из патриаршей ризницы, использовался при составлении печатного требника. Другая рукопись рубежа XVI–XVII вв. находится в собрании Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В ней записан, с некоторыми разночтениями, вопросник женщинам Ж-Печ. тр. 331 Рукопись необычна по составу; в ней также присутствуют вопросник дьяконам Дьяк-ТСЛ 298 и ряд поучений и поновлений, обращённых к вельможам, их жёнам и детям. Появление печатного требника стало переломным моментом для рукописной традиции покаянных текстов. В позднейших рукописях чаще всего копировались тексты из печатного требника. Хотя далеко не всегда переписчики списывали все тексты, находившиеся в печатной книге (например, вопросники для патриархов копировались крайне редко), книжники мало редактировали тексты из печатного требника. Вслед за филаретовским печатным требником, сохранявшим свою актуальность до 1658 г., появлялись и другие печатные издания чинов исповеди, содержащие свои варианты покаянных текстов. В 1658 г. появился требник, составленный при патриархе Никоне , исправленный по греческим книгам. 332 По соборному постановлению 1656 г. после появления нового требника следовало служить только по нему: «Егда же сия книга Потребник из печати издана будет, да не ктому, кто начнет разве сея исправленныя книги действовати церковных таинств». 333 На практике, однако, продолжали использоваться рукописи и требники, изданные в первой половине XVII в.; появлялись списки печатного требника 1658 г.; 334 составлялись новые, пусть немногочисленные, исповедные тексты. В XVIII в. появлялись новые печатные руководства для исповеди, с вопросными и епитимийными статьями, рассматривающими разные виды прегрешений. 335 2. Православные рукописные исповедные тексты вв. В XVII–XIX вв. существенно расширяется круг владельцев и читателей богослужебных книг. Рукописи с исповедными текстами принадлежали приходским церквам, 336 продавались и покупались священниками, дьяконами и монахами, 337 вкладывались в монастыри, причём монах одного монастыря часто вкладывал рукопись в другой монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Господа ради, помилуй, великий ,//(л. 82) изволь приказать извести изжечь в Звенигороде с тысечю бочок или з две, дабы оная божественая и велика вещь совершилась во святое царство. Ей ей, верую, яко такожде прославит м , напишет Святый Бог и твое святое имя в книге животныя, и Великаго Констянтина, перваго царя, создавшаго храм Святаго того ради помилуй. И еще уже стыжуся кротости помянуть, яко уже тебе, великому, вещи моя худыя, иже есть в полате, ; аще коими Н достойно отдатися, – ради, великий государь, отдать, аще и худы, но вельми потребны по есть слуда и купить не < добыть, а окоичин> делать не в чом, ведаешь, , без окончин быть нельзе. Примечание а Перед началом текста нарисован четвероконечный крест. На обороте первого столбца (л. 79 об.) записи двух рук: первая об адресате почерком патриарха Никона Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу; вторая почерком, отличным от основного 167 (1658)-й год. Б Испр. мной: в ркп. распронил. В Г В ркп. слова испр. из вечными влеными. Д Слово испр. в ркп. из какого-то другого, неразборчиво. е В ркп. слово между строк. ж_3 В ркп. слова между строк. И Испр. мной; в ркп. милости. К В ркп. слово между строк. Л В ркп. слово между строк; восстановлено мной по первой сохранившейся букве. М В ркп. слово между строк. Н В ркп. слово между строк. ...и убогую сию пустыню, в ней же нынб обретаемся. – «Убогой пустынью» патриарх Никон мог назвал Богоявленский скит («Отходную пустыню»). На берегу реки Истры (переименованной Никоном в Иордан) в 150 саженях на северо-западе от монастыря патриарх Никон устроил себе скит, куда он удалялся во время постов и проводил их среди избранных учеников в самых строгих молитвенных подвигах – Леонид 1876, 13; Колотий 2000, 56; Даркевич 2000, 106, 109. 22 июня 1658 г. был заложен престол церкви Богоявления и водружен крест с надписью: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен Честный Крест сей в церкви Боголепнаго Его Богоявления в лето 7166 (1655)-го месяца июня в 22-й день, при благоверном государе царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержце и при святейшем Никоне, архиепископе царствующего града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

86 Согласно «Слову благополезну», вошедшему в сборник «Рай мысленный», изданному патриархом Никоном в типотрафни Иверского монастыря в 1658 – 1659 гг., 3 июля 1653 г., «на память пренесения мощей иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа митрополита», на всенощной службе в Успенском соборе патриарх Никон принял решениео строительстве монастыря на Валдае, на месте, мимо которого новгородским митрополитом он ездил в Москву (Никон 1658 – 1659, 52, 53 об.). Для постройки деревянного монастыря Никоном был вызван на год из новгородского Свято-Духовского монастыря архимандрит Иаков, «муж в сем деле опытный и благоискусный», однако проработал он в монастыре всего около полугода – Леонид 1878, 33 – 35; Алферова 1969, 31. Летом по приказу Никона его люди (старец-строитель с боярским сыном) побывали на месте будушего монастыря для составления плана и закладки церкви. С патриаршими людьми были отправлены на Валдай церковная утварь, книги, подарки для новой обители – Шушерин 1997, 52 – 53. Поздней осенью, ближе к зиме («уже бо лету преходящу и есени настоящи и зиме приближившися»), когда было расчищено место для будущей церкви во имя Богородицы Иверской (Никон 1658 – 1659, 53 об.), строители «взяша церковь в селе Едрове древяну и превезоша, и поставиша, и монастырь возградиша, бе же в тое время осень и заморозие» – Тихомиров 1979, 294. 90 При издании текста этого письма архимандрит Аполлос (Алексеевский) сделал помету на нижнем поле: «Без означения года, февраля 27, следует быть в 1653 году» – Аполлос 1859, 142. Привлечение дополнительных источников показывает, что эта датировка неверна. 95 Кагггерев 1, 151. Макарийуехал из Москвы 25 марта 1656 г. (Николаевский1882, 761, 768), однако9 апреля из-за ссоры патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем в связи с решением патриарха совершать лишь одно освяшение воды в праздник Богоявления – накануне (П. Алеппский 4, 166 – 167, 169; Николаевский 1882, 761) Макарий был возвращен в Москву, где пробыл еще до конца мая, когда окончательно покинул столицу (П. Алеппский 4, 182).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Площадь св. Петра в Риме. Гравюра Дж. Б. Пиранези. 1748 г. Площадь св. Петра в Риме. Гравюра Дж. Б. Пиранези. 1748 г. Бернини в работе над проектами храмов отталкивался не только от схем, созданных в эпоху Контрреформации, но и от более ранних, восходящих к эпохе итальянского Возрождения. Реконструируя древнюю ц. Санта-Бибиана (1624-1626), он завершил боковые нефы 2 большими капеллами, построил новый пресвитерий на месте старой апсиды, перестроил фасад, используя в его нижней части мотив триумфальной арки, 3 пролета к-рой разделены наложенными друг на друга пилястрами. Перестраивая интерьер ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме (между 1655 и 1660), он приблизил его к новому пониманию пространства: широкий центральный неф ведет к просторному средокрестию, перекрытому куполом на световом барабане и обильно украшенному скульптурой. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658-1670) является барочным инвариантом овального храма эпохи Возрождения (Сант-Анна-деи-Палафреньери и Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиния - обе в Риме, архит. Виньола). Но Бернини трактовал этот тип по-своему: поперечная ось стала главной наперекор смысловой оси «вход-главный алтарь», которую он в свою очередь выделил более глубокими и более пластично декорированными, чем остальные, нишами. Бернини подчеркнул контраст между нижним и верхним ярусами, используя для первого достаточно темный мрамор, в то время как барабан и купол изнутри декорированы белым мрамором и позолотой, теряющими материальность в потоках света, обильно льющегося из окон в основании купола. Стремительное вертикальное движение подчеркивают ребра купола и скульптура: статуя ап. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. 1658–1670 гг. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. 1658–1670 гг. Андрея буквально разрывает фронтон эдикулы, обрамляющей нишу главного алтаря, возносясь в зону сияющего верхнего яруса. Интерьер ц. Сант-Андреа - один из самых ярких образцов архитектурно выраженного противопоставления земного и горнего миров. Вход в церковь впервые в архитектуре барокко отмечен выступающим вперед полукруглым портиком на 2 колоннах, увенчанных полукруглым раскрепованным фронтоном.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В 1643 г. в ее интерьере производились художественные работы, о чем свидетельствует «Рядная запись» иконника Макария Огафонова, который «... подрядился у дмитриевского попа Ивана Вакулова... написать... к страстотерпцу христову Дмитрию Солунскому В НОВУЮ церковь Спасов образ на круглой иконе мерою как у Ильи Пророка в холодной церкви в подволоке...». Не простояв и 20 лет, вновь отстроенный и украшенный живописью Дмитриевский храм, так же как и Похвальская церковь, сгорел в огне «великого» ярославского пожара 1658 г. Причем в этот период в Дмитриевской церкви уже имелись два престола. Не упоминаемый в документах второй алтарь в честь иконы Богоматери Смоленской появился в храме скорее всего около 1643 г. - после перестройки здания. Об этом в косвенной форме свидетельствует «Благословенная грамота» ростовского митрополита Ионы, посланная дмитриевскому попу Иоаникию в 1671 г. Из грамоты следует, что до 1658 г. Одигитриевский престол в приходе уже существовал. В то же время считать, что данный алтарь был посвящен иконе Богоматерь Шуйская, нельзя, поскольку образ Одигитрии Шуйской был канонизирован церковным собором лишь в 1667 г. Появление же данного извода Одигитрии относится к 1654 г. Со стороны церковных властей устройство в одном из храмов прихода, сформировавшегося на месте древнего воинского кладбища, престола, посвященного Богоматери Смоленской было шагом продуманным и логичным. Появление нового алтаря значительно усиливало мемориальное звучание ансамбля. С начала XVI в., с того времени, когда войска Василия III (29 июля 1514 г.) овладели Смоленском, образ Смоленской Одигитрии почитался русскими людьми как чудотворное знамя, как символ победы истинного христианства над католическим Западом. В Москве постоянным напоминанием об этой победе являлся величественный собор Смоленской Богоматери (1524-1525 гг.), возведенный великим князем в Новодевичьем монастыре. В огне пожара 1658 г. деревянные церкви Дмитриевского прихода погибли. Однако уже следующим летом «трудами» прихожан очередной раз были восстановлены. Кирпичное строительство развернулось на территории прихода во второй половине XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=38075

Вероятно, еще до 1658 г. здесь были уже какие-либо греческие рукописи или книги, поступившие сюда в период времени с 1650 г. по 1658-й год. По описи 1679 г. на нем кроме тех греческих книг и рукописей, которые были ок. 1658 г. переданы из приказа Большого Дворца, были еще: «трефолой греческой в десть, в переплете, с патриархова двора» и «служебник греческой в коже», каковые две книги могли находиться на Печатном дворе и до 1658 г., 232 т.е. поступить туда в 50-х годах сего столетия. В 1658 году, когда после оставления Никоном патриаршеского престола описывалась патриаршая казна и в том числе книги и рукописи греческие, привезенные старцем Арсением Сухановых с Востока в 1655 г., часть последних, как выше было сказано, отделена была на Печатный двор: по указу царя Алексея Михаиловича дьяк Печатного двора Иван Щепоткин и справщик старец Арсений грек отобрали несколько рукописей, в которых, вероятно, могла представиться надобность для Печатного двора 233 . По составленной тогда описи всего ими было отобрано 48 книг, почти исключительно богословских (толкования Св. Писания, творения св. отцев, канонические и др.), причем опись не говорит, были-ли все эти книги – рукописи или в числе их было какое-либо число греческих печатных книг. В описи библиотеки Московского Печатного двора 1679 г. мы встречаем особый список «греческих книг, взятых по указу великого государя из приказа Большого Дворца на Печатный двор» 234 . Когда и по какому случаю эти книги были переданы на Печатный двор, опись не говорит; но судя по тому, что почти все греческие книги, отобранные дьяком Щепоткиным и старцем Арсением греком в 1658 г., мы находим здесь 235 , – следует вывод, что передача эта состоялась в 1658 году или после этого года, во всяком случае до 1668 г., когда оне, как говорит опись 1679 г., уже были на Печатном дворе 236 . Но из приказа Большого Дворца поступило на Печатный двор более, чем отобрали Щепоткин и Арсений грек; откуда были взяты остальные рукописи и книги – неизвестно. Судя по тому, что несколько из этих последних книг указываются в числе бывших у старца Арсения грека и купленных патриархом Никоном в Новгороде 237 , можно думать, что и остальные, присланные на Печатный двор из приказа Большого Дворца сверх отобранных Щепоткиным и Арсением греком, были из числа купленных патриархом Никоном в Новгороде 238 или привезенных Арсением Сухановым с Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

21.08(03.09)1927 10(23)08.1928 Сщмч. Никита Прибытков КУЗНЕЦКАЯ 10(23)01.1924 РУБЦОВСКАЯ 1927(?) БИЙСКАЯ 26.01(08.02)1931 МАЛМЫЖСКАЯ 25.10(07.11)1934 09(22)05.1935 БЕЛЕВСКАЯ 09(22)05.1935 12.1937 Никита Семешков КОЛОМЕНСКАЯ 25.07.1473 05.1480 Никита Стягов БОРОВИЧСКАЯ 23.11(06.12)1923 24.07(06.08)1936 Никита Тотемский СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 06.11.1681 24.12.1681 (ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 06.11.1681 24.12.1681) КОЛОМЕНСКАЯ 24.12.1681 07.1704 Никифор АСТРАХАНСКАЯ 27.06.1681 28.10.1682 Никифор ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Никифор ЛУЦКАЯ Никифор ХОЛМСКАЯ Никифор Асташевский (Осташевский?) НОВОСИБИРСКАЯ 12(25)09.1924 04(17)04.1937 Никифор Богословский (?) ГОРОДНЯНСКАЯ (?) ГОРОДНЯНСКАЯ, обн. Никифор I Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 06.12.1104 04.1121 Никифор II Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 1198(1182) Никифор кн. Джорджадзе ГОРИЙСКАЯ 05.04.1842 03.12.1851 Никифор Ефимов ХАБАРОВСКАЯ 08(21)03.1926 12(25)04.1928 КОТЕЛЬНИЧЕСКАЯ 12(25)04.1928 18(31)01.1929 в/у ВЯТСКАЯ 08(21)01.1929 18(31)01.1929 ПЯТИГОРСКАЯ 18(31)01.1929 02(15)12.1930 Никифор Никольский ВОЛОКОЛАМСКАЯ 08(21)06.1931 03(16)09.1931 КИМРСКАЯ 03(16)09.1931 24.11(07.12)1932 ТВЕРСКАЯ 24.11(07.12)1936 Никифор Сатанило (Станило) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 1266(?) Никифор гр. Феотоки Грек ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 06.08.1779 28.11.1786 АСТРАХАНСКАЯ 28.11.1786 16.04.1792 Никодим Белокуров СТАРОРУССКАЯ 06.04.1875 17.06.1876 ДМИТРОВСКАЯ 17.06.1876 14.10.1877 Никодим Боков САРАПУЛЬСКАЯ 23.07.1895 17.12.1900 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ 17.12.1900 03.11.1906 РЯЗАНСКАЯ 03.11.1906 25.07.1911 ВИТЕБСКАЯ 25.07.1911 08.03.1913 АСТРАХАНСКАЯ 08.03.1913 13.03.1914 Никодим Быстрицкий ОРЛОВСКАЯ 15.07.1828 30.12.1839 Никодим Воскресенский БАРНАУЛЬСКАЯ 08(21)11.1924 ДЕМЯНСКАЯ Никодим Гонтаренко ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 18(31)08.1942 Никодим Грек БАТУРИНСКАЯ, самозв. (Казак.) (1693) Никодим Казанцев ЧЕБОКСАРСКАЯ 14.02.1854 18.09.1861 в/у ВЯТСКАЯ 18.05.1859 25.03.1860 КРАСНОЯРСКАЯ 18.09.1861 06.04.1870 РЫЛЬСКАЯ 09.01.1911 15.11.1913 БЕЛГОРОДСКАЯ 15.11.1913 28.12.1918 10.01.1919) Сщмч. Никодим Кроткое БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010