41. Филипп 7 марта 1625–1628 г. 42. Серапион II Травин, с 12 июля 1628 г. по 13 февраля 1631 г. 43. Феодосий II Волоцкий, 1631–1637 г.; 17 июля уволен, потом архимандрит Калязинский. 44. Антоний Москвитин, 2 сентября 1637–1648 г., 29 апреля уволен на покой. Архимандриты 45. Афанасий Кононицын с 1 июня 1648 г.; архимандрит с 8 июля 1649 г. по 1651 г. 46. Антоний (вторично) определен 10 марта 1651–1652 г. 47. Митрофан определен 17 мая 1652 г. по 1657 г.; 30 декабря уволен, а с 4 марта 1659 г. настоятель Кириллова Новоезерского монастыря. 48. Авраамий 1658–1661 г., в июне уволен, скончался 18 ноября. 49. Никита определен 21 июня 1661–1664 г., 19 августа уволен; а с 27-го апреля 1665 г. настоятель Кириллова Новоезерскаго монастыря. 50. Моисей определен в январе 1663–1667 г. 51. Никита (паки) из Новоезерского монастыря 26 декабря 1667 г., а в ноябре 1681 г. хиротонисан во епископа Звенигородского. 52. Тимофей 11 ноября 1681 г. переведен из Спасо-Каменского монастыря, a 9 июля 1687 г. уволен. Скончался в июле 1690 г. 53. Иосиф Андреяновский 9 июля 1687 г. переведен из Спасо-Прилуцкого монастыря; скончался 31 декабря 1690 г. 54. Геласий 1691–1698 г. 55. Герасим определен из казначеев в декабре 1698; скончался 26 сентября 1690 г. 56. Сергий определен 31 октября 1699–1705 г., 20 сентября уволен на покой. 57. Иринарх с 6 декабря 1705 г.; скончался 4 апреля 1732 г. 58. Феофилакт 9 сентября 1732 г. переведен и Вологодского Корнилиева монастыря, a 27 ноября 1733 г. отрешен от должности, с 1738 г. опять переведен в Корнилиевский монастырь. 59. Вавила в 1734 г. переведен из Корнилиева монастыря; скончался в 1761 г. 60. Симон Лагов в августе 1761 г. переведен из Новогородского Антониева монастыря, a 28 октября 1764 г. в Новоспасский монастырь. 61. Товия с 1765 г. по 1774 г. 28 августа уволен на житие в Харьков. 62. Иоакинф Карпинский 28 августа 1774 г. переведен из Вяжицкого монастыря, a 27 июня 1792 г. в Юрьев монастырь. Этот настоятель перестроил малую церковь , что над могилою препод. Кирилла во имя Угодника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Никон (Минин -Ларионов Никита Минич; 1605–1681), шестой Патриарх Московский и всея России (1652–1666), имел титул «Великий Государь». Родился в мордовской крестьянской семье. В 1635 г. принял постриге именем Никон в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1646 г. отправился в Москву, где явился, по обычаю новопоставленных игуменов того времени, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу; произвел на него хорошее впечатление. Царь велел игумену Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу – посвятить его в архимандрита Новоспасского монастыря. В 1649 г. хиротонисан в митрополита Новгородского и Великолуцкого. В 1652 г. был возведен на престол Патриархов Московских и Всероссийских. Многие годы собиравший греческие и византийские тексты, Патриарх Никон считал важным привести русские церковные обряды и книги в соответствие с греческими. Укорененность как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского – над киевским, а также резкость самих реформаторов привели к расколу в Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»). Патриарх Никон играл большую роль в делах государственного управления, что вызвало недовольство как бояр, так и многих духовных лиц. Охлаждение отношений между царем и Патриархом привело его к самовольному оставлению кафедры. В 1658 г. он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который сам основал в 1656 г. В 1660 г. на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд Восточных Патриархов. В ноябре 1666 г. открылся так называемый Большой Собор с участием двух Восточных Патриархов, на котором Патриарх Никон был лишен не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, а потом под надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 г. Никону, тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался. Погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (Более подробно см.: Каптерев Н. Ф. Патриах Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1–2. М., 1996; Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931–1938. Т. I–III ). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Относительно России Пальмер говорит, что «если мы подумаем только об общественных актах, то, так как все делалось в деле Никона во имя царя, и не боярам, как классу, (хотя на них лежит главная вина в преследовании Никона), а царю была порабощена Церковь , то для короны и надо было ждать главных наказаний. «Если бы ты только боялся Бога», – сказал Никон царю на суде после взрыва гнева на него, во время чтения некоторых мест из его конфиденциального письма к Патриарху Дионисию, «ты бы не поступил со мной так» (V, 902), а после чтения его сказал: «Бог да будет тебе судьей» (V, 704). А в столовой палате дворца, когда Никон выходил с собора, он встал посредине и, обернувшись к царю, отряс прах от ног своих в третий раз (1-ый в 1658 году, 2-ой в 1664 г.) и сказал царю: «Моя кровь и общий грех да будет на твоей голове» (V, 902). Об исполнении этих пророчеств Пальмер уже отмечал, говоря о судьбе детей царя Алексея. Он видит исполнение и предсказаний Никона, сделанных им на суде, о разрушении Москвы, ибо это все исполнилось с уничтожением боярства, как класса, стрельцев, на царствующей династии и на духовенстве, и на пожаре 1812 г., уничтожившем старую столицу, совершившую апостасию (IV Введ. 50 стр.). Любопытны приводимыя Пальмером внешния параллели о сорока годах, о которых говорил Никон для исполнения пророчества о гибели Иерусалима. С Собора 1660 г., когда Собор утвердил восхищение на себя духовной власти царем, совершенное в 1658 г., до смерти последнего Патриарха Адриана в 1700 г., когда царь уничтожил и внешнюю форму канонического примата и взял в свои руки всю церковную собственность, прошло также 40 лет; от смерти Патриарха Никона в 1681 году до создания духовного коллегиума в 1721 году также 40 лет (IV Введ. 50). Но этого мало. Пальмер ждал дальнейшего исполнения пророчества. «Правительства, говорит он, которыя однажды пошли на апостасию, не легко идут обратно; они идут к разрушению (I, Введ. 9). А в IV Введ. 63 стр. Пальмер спрашивает: «Пойдет ли Россия к немецкому материализму и в конце концов утрате самого имени христианства… или произойдет православная реакция? И возможна ли реакция? Хвост не может вести голову, а голова и хребет у России – немецкие. Православная Церковь привязана к немецкому принципу светского верховенства, как хвост к хребту собаки. Хвост должен следовать за головой. Индивиды, хотя бы они сами, или их отцы, согрешили, могут покаяться, но история не знает примера нации, раз отступившей от более высокого религиозного положения к низшему, чтобы она возстановила сама себе своим собственным внутренним усилием покаяние… Но невероятное человеку возможно для Бога». h9 xviii) Смысл клятвы 22 июля 1652 г. в историческом освещении

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

с 30.06.1605 по май 1606 лишён святительского сана и монахом заключён в монастырь Ермоген свт., избран; бывший митр. Казанский и Свияжский с 3.07.1606 до 1611 17.02.1612 (скончался в заточении от голода) Игнатий (самозванец) (повторно) поставлен поляками с 1611 по 1612 бежал в Польшу, где принял унию; около 1640 Межпатриаршество с 1612 по 1619 год. В этот период первенствующими митрополитами были: Ефрем, митрополит Казанский с кон. 1612 нач. 1613 26.12.1613 Иона (Архангельский) митрополит Крутицкий (Сарский и Подонский) с 1614 по 1619 временно заведовал патриаршими делами Филарет (Романов) наречён, бывший митр. Ростовский с 29.06.1619 10.1633 Иоасаф I, поставлен, бывший архиепископ Псковский с 06.02.1634 28.11.1640 интронизован с 27.03.1642 15.04.1652 Никон (Минин) возведён; бывший митр. Новгородский и Великолукский с 25.07.1652по 10.07.1658 отрёкся от патриаршей власти и удалился в монастырь, в 1660 лишён священства, в 1666 простым монахом заточен в Ферапонтов Белозерский монастырь; 17.08.1681 Питирим митр. Крутицкий (Сарский и Подонский) с 10.07.1658 по 5.08.1664 местоблюститель патриаршего престола митр. Новгородский и Великолуцкий Иоасаф II поставлен с 10.02.1667 17.02.1672 Питирим возведён; бывший митр. Новгородский и Великолукский с 7.07.1672 19.04.1673 Иоаким (Савелов) избран; бывший митр. Новгородский и Великолукский с 26.07.1674 17.03.1690 Адриан бывший митр. Казанский и Свияжский возведён с 24.08.1690 16.10.1700 Далее управление Русской Церковью передано сначала местоблюстителю митрополиту Стефану (Яворскому) с 16.12.1701, а затем, с 1721 года, – Святейшему Синоду. Патриаршество было восстановлено только в 1917 году. Алфавитный список епископий А АБХАЗСКАЯ, см. ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ АЗОВСКАЯ кафедра (1700–1711) Аккерманская, см. MOЛДOBЛAXIЙCKYЮ кафедру (викарии) (1811–1821) Аккерманская, см. КИШИНЕВСКУЮ кафедру (викарии) (1869 и далее) Аксайская, см. ДОНСКУЮ кафедру (викарии) АЛАВЕРДСКАЯ, см. ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ (1811–1817) Алавердская, см. ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ (викарии Мцхетско-Карталинской епархии) (1886 и далее)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

35. Сергей Аркадьевич Иванов, современный российский историк, филолог, исследователь древнейшей истории славян и византийской культуры. Автор множества научных работ по теме юродства: «Славяне и Византия в VI в. по данным Прокопия Кесарийского», «Византийское юродство», «Блаженные похабы: Культурная история юродства» и др. 36. Павел (+1654, низложен), епископ Коломенский и Каширский, единственный из иерархов Русской Православной Церкви, принявший во время раскола сторону старообрядцев. В 1913 году постановлением нижегородско-костромского епархиального съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии было положено поминать епископа Павла в молитвах как священномученика. 37. Преподобный Иоанн Лествичник (535–602/649), христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Почитается святым Православной и Католической церковью. Память 1/14 апреля и 30 марта/12 апреля. 38. Никон, Патриарх Московский и всея Руси, в миру Никита Минич Минин (1605 - 1681), русский патриарх с 1652 года. По инициативе правительства в соответствии со своими убеждениями в 1653 г. стал проводить церковную реформу по поправлению книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, унификации обрядов и встраивании церкви в общегосударственную структуру. Реформы встретили неприятие значительной части духовенства, в церкви возник раскол. Последователей Никона стали называть «никониане», его противников, среди которых было много его единомышленников по Кружку ревнителей благочестия, назвали «старообрядцы», или раскольники. Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Это, а также произвол и властность патриарха привели к разрыву с царем. В 1658 г. Никон удалился в построенный по его воле Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Царь не только не попросил его вернуться, но выслал обратно. Церковный собор (1666—1667) подтвердил реформы Никона, но снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 г. Алексей Михайлович разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре.

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

… неуступало сочинениям епископа Иннокентия Борисова , считавшегося первым российским проповедником.— Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800—1857), знаменитый русский богослов и церковный оратор. Был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем ректором Киевской духовной академии. С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове, умер архиепископом херсонским и таврическим. Он ввел новый метод изложения богословия” — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы и самостоятельно работая по первоисточникам. Ввел много нового в преподавание богословия, оживив интерес учащихся к своему предмету, воспитал целое поколение русских богословов и ученых. Однако его новаторство в богословии многими было встречено враждебно, было даже возбуждено «секретное дознание» о его образе мыслей, закончившееся его полным оправданием. Церковно-исторические сочинения Иннокентия положили начало его широкой известности. Был знаменит и как проповедник, произносил проповеди, которые потом, будучи напечатанными, расходились по всей России. В течение четверти столетия имел влияние на общий ход церковных дел. Большое мужество и энергию проявил в Крымскую кампанию часто находился в огне, утешая умирающих и ободряя солдат. Называет Никона великим и святым человеком.— Никон (в миру Никита Минов; 1605—1681) — русский патриарх с 1652 г. Проводил церковные реформы, вызвавшие раскол. Выдвинув тезис «священство выше царства», пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Как некогда и Филарет (Романов), пользовался титулом «великого государя» наравне с царем Алексеем Михайловичем. Разрыв его с государем произошел в 1658 г., когда Никон, оставив патриаршество, уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 г.-самовольно приехал в Москву и пытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церковный собор 1666—1667 гг., подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха, и он был сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. В 1681 г. царь разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Патриарх Никон основал три монастыря: Новый Иерусалим близ Москвы (1655 г.), Иверский близ г. Валдая (в 1652 г.) и Крестный близ Онеги в 1656 году. Монастыри эти очень скоро по своей славе превзошли древнейшие обители. Ранее по настоянию Патриарха Никона в 1648 году в Москву была перевезена икона Иверской Божией Матери, сделавшейся главнейшей святыней Москвы. Под влиянием интриг ничтожных современников Царь впал в немилость к Патриарху, а последний, убедившись в этом, 10 июля 1658 г. сложил с себя патриаршую власть и через три дня уехал в Воскресенский монастырь. В 1660 году в Москве был собран незаконный собор, который решил лишить Никона патриаршего сана, архиерейства и священства. Однако, Царь воспротивился этому приговору. Наконец, 13 декабря 1666 г. после нового незаконного суда, Никон был сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь, а с июля 1676 г. был переведен в более тяжелое заключение, в Кирилло-Белозерский монастырь, где жил до августа 1681 г. Царь Алексей Михайлович, перед своей кончиной, просил у Никона отпустительной грамоты, а в завещании просил у него прощения. Никон передал на словах свое прощение. Царь Феодор Алексеевич разрешил Никону возвратиться в его любимый Воскресенский монастырь, по пути в который великий Патриарх почил 17 августа 1681 года, и погребен в своем монастыре, как Патриарх. Над его гробницей произошло много чудес, и многие почитают Патриарха Никона, как святого, ожидая его прославления. Так был не понят и оклеветан величайший человек Русской истории. Между тем он упреждал Петра Великого в реформировании России с той лишь разницей, что он открывал широкие врата на Восток с тем, чтобы, усвоив его, духовные ценности, подчинить России Запад, сделав ее такой державой, какой была Византия или Рим. Петр же пошел другой дорогой: он прорубил пресловутое окно на Запад, через которое к нам пришла зараза, разложившая Россию. Для того, чтобы проверить эту истину, понадобилось 300 лет исторического пути. Теперь ближайшая задача России – прославить великого Патриарха Никона и продолжить его великое дело, подкрепленное громадным историческим опытом. Другие проповеди

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (СТАРОВЕРСТВО) – следование церковной старине в области, касающейся не существа веры, но внешней церковной жизни, церковных обычаев. Общее обозначение всех толков и общин, не признавших реформы патриарха Никона, который в 1654 г. созвал собор, принявший решение приступить к исправлению богослужебных книг. Исправленные книги патриарх повелел разослать по всем Церквам, а старые отобрать и сжечь. Среди прочего было осуждено двуперстное крестное знамение. Действия Никона вызывали сопротивление как со стороны лиц, не сочувствовавших исправлению богослужебных книг, так и со стороны прежних справщиков, ученость которых подверглась сомнению. Патриарх жестоко расправлялся с недовольными, среди которых признанным авторитетом пользовался протопоп Аввакум († 1681), участвовавший в «книжном исправлении» при патриархе Иосифе († 1652). В 1653 г. протопоп Аввакум был заточен в тюрьму, затем сослан в Тобольск, а впоследствии перемещен в Даурию и Мезень. Поначалу патриарх Никон пользовался непререкаемым авторитетом в глазах царя Алексея Михайловича. Но со временем независимость властолюбивого патриарха в церковных вопросах и его влияние на государственные дела стали раздражать царя. В 1658 г., после размолвки с царем, патриарх Никон сам снял патриарший куколь и оставил патриаршество. Собор 1666 г., в котором принимали участие патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, осудил патриарха Никона за гордыню и непочтение к государевой власти. На соборе патриарх Никон был низложен и сослан простым монахом в Ферапонтов, а в 1676 г.– в Кирилло-Белозерский монастырь. Доставленный на собор протопоп Аввакум не поддался увещаниям и не раскаялся, за что был расстрижен, предан проклятию и сослан в Пустозерск, где его сожгли в 1681 г. Собор 1667 г. утвердил постановления прежних соборов о церковных обрядах и исправлении богослужебных книг и проклял всех, кто противился этим решениям. Сторонники старых книг и обрядов – старообрядцы – ощущали себя хранителями древнего благочестия, древних икон и враждебно относились ко всем новшествам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

гетманы считали своим долгом поддерживать древние правосл. святыни. Игум. Софроний умер между 1645 и 1648 гг., застав лишь начало этого процесса. После него кирилловскими наместниками были игумены-интеллектуалы, ректоры Киево-Могилянской коллегии: Иннокентий (Гизель ; ок. 1650-1652), при к-ром мон-рь был разорен вошедшими в Киев войсками коронного гетмана Януша Радзивилла; Лазарь (Баранович ; 1652-1657), при нем Богдан Хмельницкий издал универсал (18 окт. 1656), подтверждавший все владения и права обители и защищавший ее от магистрата; профессор поэтики и риторики Мелетий (Дзик; 1658-1677), на долю которого выпало много испытаний в период Руины. В 1662 г., когда татары из отрядов Юрия Хмельницкого грабили киевские околицы, мон-рь горел. В 1666 г. игум. Мелетий от имени духовных властей Киевской митрополии возил в Москву челобитную о возобновлении древнего права свободного избрания Киевского митрополита (Московский патриарх назначил местоблюстителем еп. Мефодия (Филимоновича), а К-польский - еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского)); игум. Мелетий описывал тяжелое состояние мон-ря, пребывавшего «в облоге» со всех сторон (АрхЮЗР. 1872. Т. 7. С. 73). С именем игум. Мелетия связано и 1-е известие о чуде: игумен посылал к мощам вмц. Варвары своего келейника Евстафия, к-рый получил исцеление; в обители была учреждена практика братского чтения молитв и акафиста вмц. Варваре, установлено совершение крестных ходов к мощам святой в Михайловский Златоверхий мон-рь. При игум. Мелетии ктиторами обители стали гетман М. С. Ханенко и его семья. Шиферная доска с памятной надписью о сооружении надвратной ц. Благовещения. 1760 г. Шиферная доска с памятной надписью о сооружении надвратной ц. Благовещения. 1760 г. Следующий игумен, Иннокентий (Монастырский ; 1681-1697), поставил подпись под актом избрания в гетманы И. С. Мазепы (25 июля 1687). Игумен пользовался его благосклонностью. Гетман выдал неск. универсалов с подтверждением старых и предоставлением новых владений К. м. (среди новых - богатые земли упраздненного ржищевского в честь Преображения Господня монастыря ).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Житие Ефрема Новоторжского сохранилось в поздней и плохой редакции, которая состоит из бессвязного ряда статей и всего менее говорит о жизни Ефрема. Биограф рассказывает предание, будто в начале XIV в. тверской кн. Михаил, разорив Торжок и обитель, увез древнее житие Ефрема в Тверь, где оно скоро сгорело; в 1584–1587 гг. при митрополите Дионисии установлено было празднование Ефрему и «благоискусные мужи града Торжка» сложили ему службу. Биограф передает смутные биографические черты и даже немногие известия о святом и его братьях в Киевском патерике и других древних памятниках заимствовал не прямо из источников, а из сообщения иеромонаха Юрьева монастыря Иоасафа, которое вставлено в житие без всякой литературной связи с ним. Сказание о перенесении мощей в 1690 году, приводя известия из этого жития, называет его «древним писанием» 515 . На время составления жития указывает последнее из приложенных к нему перед похвалой чудес XVI–X века, относящееся к 1647 году: автор описал его как современник. Похвальное слово сопровождается еще одним чудом 1681 г., которое, как видно из его предисловия, описано позднее тем же автором. В половине XVII в. составлена повесть о обретении мощей Геннадия костромского в 1644 г. с двумя чудесами, из которых одно любопытно по разсказу о борьбе за земельный вклад в монастырь между дворянином, хотевшим постричься, и его матерью 516 . Около того же времени написана повесть о обретении мощей Даниила переяславского с чудесами XVII в. – едва ли не тогдашним игуменом Данилова монастыря Тихоном, который в 1652 г. вместе с ростовским митрополитом Ионою свидетельствовал мощи святого 517 . К житию Антония Сийского прибавлен ряд статей о чудесах XVII в. до 1663 г., описанных в разное время разными авторами; из них повесть о чудотворной иконе в монастыре написана вскоре после пожара в 1658 г. Сийским игуменом Феодосием 518 . Краткие известии об Иродионе Иилоезерском с чудесами его в XVII в. были записаны по поводу церковного следствия о жизни и чудесах его, произведенного в 1653 г. архимандритом Кириллова белозерского монастыря Митрофаном (1652–1660). О сведениях, добытых следствием, в списках повести замечено: «и то им, архимандритом Митрофаном, зде вкратце изобразися» 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010