Коломенская Основана ок. 1350 г. (встречающиеся в литературе варианты даты основания маловероятны: 1328 г., 1340 г., 1353 г.) Выделена из Рязанской епархии по присоединении Коломны к Москве. Местопребывание – в г. Коломна (ныне – Московская область). В 1657 г. присоединена к Патриаршей Области, но в 1667 г. возобновлена как самостоятельная. Архиепископия с 1672 г. С 1731 г. замещалась епископами. С 1727 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена 16.10.1799. Возобновлена 16.01.1918. Московское викариатство. Упразднена в 1934 г. Именовалась: Коломенская; в 1565 г. – Коломенская и Каширская; 06 .05.1788 – Коломенская и Тульская (указом имп. Екатерины от 06.05.1788 намечающаяся к ближайшему открытию Тульская епархия временно причисляется к епархии Коломенской, отсюда епископы последней титулуются отныне Коломенскими и Тульскими); Коломенская; с 16.01.1918 – Коломенская и Можайская. Ныне о кафедре сохранилось историческое воспоминание в титуле митрополитов «Крутицких и Коломенских». 1350 11.04.1389 13.02.1405 26.08.1406 09.03.1408 Иоаким (Иоанн, Иов) Филимон II 04.06.1473 25.07.1473 05.1480 29.07.1481 16.05.1489 18.11.1490 09.1501 Авраамий II 01.05.1502 01.1504 07.02.1507 01.07.1518 28.02.1520 (Василий) 02.04.1525 06.1542 02.07.1542 Евфимий Герасим IV 21.10.1564 Варлаам II 18.03.1565 11.1569 Иосиф II Савватий 16.04.1581 09.01.1586 27.01.1615 Иосиф III 17.12.1617(1618?) Рафаил Журавлев 17.10.1652 Павел II 03.06.1655 05.12.1657 09.06.1658 09.06.1667 14.09.1671 Мисаил Иосиф IV 02.04.1676 06.09.1681 Павел III Моравский 24.12.1681 07.1704 Никита II Тотемский 18.03.1705 01.06.1716 Антоний Одинович 24.03.1724 19.04.1724 22.05.1727 22.05.1727 02.12.1730 25.07.1731 18.05.1739 Вениамин Сахновский Серб 18.05.1739 16.06.1740 30.06.1740 29.07.1749 17.09.1749 08.10.1755 09.10.1755 29.10.1763 Порфирий Крайский 28.12.1763 30.01.1787 06.05.1788 12.09.1788 12.11.1788 10.04.1799 Афанасий III Иванов 10.04.1799 31.12.1799 Мефодий Смирнов 16.01.1918 28.09(11.10).1919 05(18)05.1920 12(25)09.1929 |
Книга II Отделение I. О Патриархах и Митрополитах Всероссийских Глава I. О Патриархах Всероссийских Всероссийское Патриаршество началось в конце XVI столетия, с согласия Вселенских Восточных Патриархов, при Государе Царе и Великом Князе Феодоре Иоанновиче, и прекратилось вместе с XVII столетием. Патриархи Российские именовались, так как восточные Патриархи, по местопребыванию APXIENUCKONAMU МОСКОВСКИМИ, а ПАТРИАРХАМИ всея России, но с половины XVII века ПАТРИАРХАМИ всея России и всех Северных стран. 1 . ИОВ избран из Митрополитов Московских и хиротонисан в 1589 году Января 26 дня, изгнан от Лжедимитрия в 1605 году, Июня 24, скончался в 1607 году Марта 8 в городе Старице, будучи заточён в тамошнем монастыре, правительствовал 16 лет. В 1653 году по Указу Царя Алексея Михайловича тело его принесено в Москву. Примечание. На место Патриарха Иова Лжедимитрий в 1605 году поставил Патриархом Игнатия, Архиепископа Рязанского, родом Грека; но он посвящён не был и в 1606 году, изгнан будучи, бежал в Рим. 2 . ЕРМОГЕН хиротонисан в 1606 году Апреля 11 из Митрополитов Казанских, уморён голодом в Москве Поляками в 1612 году, Февраля 17, правительствовал 6 лет и 9 месяцев. Междупатриаршество с 1612 по 1619 годы. 3 . ФИЛАРЕТ НИКИТИЧ Романов хиротонисан в 1619 году, Июня 24, из Ростовских Митрополитов, скончался в 1633 году, Октября 1 дня, правительствовал 14 лет. 4 . UOACAФ I хиротонисан в 1634 году Февраля 6 дня из Архиепископов Псковских, скончался в 1641 году Ноября 28 дня, правительствовал 6 лет и 9 месяцев. 5 . ИОСИФ хиротонисан в 1649 году, Марта 27, из Архимандритов Симоновских. Скончался в 1652 году, Апреля 15, правительствовал 10 лет. 6 . НИКОН хиротонисан в 1659 году, Июля 25 дня из Митрополитов Новогородских. Сам оставил престол в 1658 году Июля 10, и отъехал в Воскресенский Ново-Иерусалимский, им построенный монастырь. А в 1667 году, Декабря 12, соборно восточными Патриархами лишён сана и послан под начало в Ферапонтов Белоезерский, а оттуда переведён в Кирилло-белоезерский монастырь. По кончине Государя Царя Алексея Михайловича, сын его Государь Царь Феодор Алексеевич в 1680 году возвратил его паки в Москву; но он, ещё до того сделавшись отчаянно болен, принял схиму в оном Кирилло-белоезерском монастыре, а едучи в Москву, скончался на пути в Ярославле в 1681 году, Августа 17 дня. Правительствовал 6 лет. |
Тирасполь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Когда в 1792 году А.В. Суворов, по Высочайшему повелению императрицы Екатерины II, заложил на месте бывшего казачьего поселения Суклея крепость Срединную, одновременно с ее возведением в будущем Тирасполе стали строить и храмы. Вначале, еще в 1792 году, была построена Никольская церковь. С 1795 года, когда форштадт при Срединной крепости стал именоваться уездным городом Тирасполь, его население начало быстро увеличиваться. Возникла необходимость в возведении еще одного храма. В декабре 1798 года Его Высокопреосвященство Гавриил (Бонулеску-Бодони), митрополит Новороссийский и Днепровский, дал разрешение на строительство в Тирасполе единоверческой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 10 декабря 1798 года Тираспольское духовное правление получило соответствующий указ Новороссийской духовной консистории. Он был послан на имя священника Артемия Телятникова, с поручением заложить храм. Вначале Покровская церковь была деревянной, на каменном фундаменте, крытой камышом. Находилась она в центре города и просуществовала в первоначальном виде до 1816 года. Немного раньше, в 1813 году, была заложена новая каменная церковь рядом со старой. Благословение на ее строительство было получено от архиепископа Иова (Потемкина). Новая Покровская церковь была построена тираспольским купцом 2-й гильдии Иваном Растригиным на собственные деньги. В храме находился антиминс, выданный при освящении деревянной церкви митрополитом Гавриилом. Кроме того, имелся и древний антиминс, освященный еще в 1600 году и переданный Киевским митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). В Покровской церкви хранились такие реликвии, как Евангелия, напечатанные в Москве при Патриархе Филарете (1619-1633), в 1658 году при Патриархе Никоне (1652-1681), во Львове в 1665 году, а также богослужебные книги, изданные в начале XVIII века. С 1812 года школа грамоты действовала и при Покровской церкви. Известны только имена и фамилии духовенства, окормлявшего паству в последние два десятилетия XIX века и в первые два десятилетия ХХ-го. Одним из них был о. Афанасий Телятников (возможно, состоявший в родстве с первым настоятелем храма). Сразу четверо служителей Покровской церкви происходили из рода Коробкиных – священник Ермил, псаломщики и позднее диаконы Димитрий и Петр, псаломщик Иоанн. Примерно с 1904 года несколько лет в клире храма состоял священник Илия Серокуров. Был хорошо известен в Тирасполе и пользовался большим уважением горожан о. Иоанн Кирица, происходивший из священнической семьи. В начале XX века в Покровской церкви служили псаломщиками три представителя семьи Анпилоговых – Григорий, Фома и Константин. В годы Первой мировой войны прихожан окормляли о. Иосиф Егоров и о. Иоанн Кожевников. |
Никон, Патриарх Московский и всея России Никон. Сей Патриарх Всероссийский родился в 1605 году близ Нижнего Новгорода. Он постригся на Белом море в Анзерском Ските, и потом был Игуменом на Белозерской Пустыне. Царь Алексей Михайлович повелел посвятить его в Архимандриты Москов. Новоспасского монастыря. В 1648 году был посвящен в Митрополиты Новгородские. Здесь, в 1650 году, он укротил мятеж, и с опасностью жизни спас Воеводу – Князя Хилкова. В 1652 году Никон был возведен на Патриаршество. В 1654 и в 1655 годах созывал Соборы для исправления церковных книг. В 1654 году начал строить Воскресенский монастырь. Во все это время он пользовался неограниченною доверенностью Царя. Возвратясь после долгого отсутствия в Москву в 1658 году, он заметил явное охлаждение Царя, и удалился в Воскресенский монастырь. Причины неудовольствия царского достоверно неизвестны. В 1660 году был начат над ним суд, но дело перенесено на рассмотрение Восточ. Патриархов. В 1637 году Александрийский и Антиохский Патриархи открыли в Москве вместе с Российским духовенством, Соборный суд над Никоном. Он был обвинен, лишен Патриаршества и сослан на Бело-Озеро. Царь Феодор в 1680 году повелел возвратить его в Воскресенский монастырь, но Никон скончался на пути в 1681 году. Тело его погребено в Воскресенском монастыре погребением Патриаршим, а в 1763 году получены разрешительные грамоты Восточ. Патриархов, в которых он снова был признан Патриархом. Обстоятельное жизнеописание его сочинено клириком Иваном Шушериным, издано в Москве О.П. Козодавлевым. Никоном составлена летопись Русская, известная под его именем. Важнейшие из его ученых трудов – исправление Церковных книг. Читать далее Источник: Портреты именитых мужей российской церкви с приложением их краткого жизнеописания : [Сост. П.П. Бекетов ; Посмертное изд. Н.В. и П.В. Кириевских]. - Москва : В тип. Августа Семена при Имп. Мед.-хирург. акад., 1843. - л., 40 л. портр. (Авт. в кн. не указан; установлен по Рус. биогр. словарю). Поделиться ссылкой на выделенное |
25 июля 1652 года митрополит Никон торжественно возведен в сан патриарха Московского и всея Руси митрополитом Казанским Корнилием († 1656) и другими архиереями в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии самого государя. С весны 1653 года патриарх Никон при поддержке царя начал проведение в жизнь задуманных им церковных реформ. В 1654 году созвал Собор, признавший необходимость исправления церковных книг. В 1656 году вторично созвал Собор с участием патриархов Антиохийского Макария и Сербского Гавриила. Этот Собор одобрил новоисправленные книги и постановил ввести их по всем церквам, а старые книги сжечь. 10 июля 1658 года всенародно отрекся от патриаршей власти и удалился в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить патриарха Никона чести архиерейства и даже священства. Дело патриарха Никона было передано на суд Вселенских патриархов. 12 декабря 1666 года на Соборе в Москве осужден, лишен сана и простым монахом заточен в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1676 году переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 году после многочисленных прошений получил разрешение от царя поселиться в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, но не доехал до места и скончался около Ярославля в дороге 17 августа 1681 года. Разрешительные грамоты патриархов не застали его в живых. Погребен по чину патриаршему в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, в приготовленной им самим могиле под «Голгофой». Патриарх Никон – великая (хотя и не всегда безупречная) личность в истории Русской Церкви. Человек с блестящим умом, с необыкновенной энергией духа, с неутомимой деятельностью, непоколебимой твердостью характера, замечательным даром слова, в то же время был суров до излишества, взыскателен, горд, высокомерен и чрезмерно властителен. Все время своего недолгого патриаршества Никон посвятил трудам и заботам по исправлению богослужебных книг, согласованию обрядов Русской Церкви с обрядностью Греческой. |
В декабре 1798 года святитель Гавриил (Бэнулеску-Бодони), в то время митрополит Новороссийский и Днепровский, дал разрешение на строительство в Тирасполе единоверческой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Единоверческие православные храмы, по сути, ничем не отличаются от обычных, за исключением того, что прихожане их – старообрядцы, которые при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада преодолели раскол и признали духовную власть Патриарха Московского. 10 декабря 1798 года Тираспольское духовное правление получило соответствующий указ Новороссийской духовной консистории. Первая Покровская церковь была деревянной и крытой камышом, но на каменном фундаменте. Находилась она в центре города и просуществовала в первоначальном виде до 1816 года. Немного раньше, в 1813 году, рядом с ней была заложена новая, каменная Покровская церковь. Благословение на ее строительство было получено от архиепископа Иова (Потемкина). Вторая Покровская церковь была построена тираспольским купцом 2-й гильдии Иваном Растригиным на собственные деньги. В храме находился антиминс, выданный при освящении деревянной церкви святителем Гавриилом. Кроме того, имелся и древний антиминс, освященный еще в 1600 году и переданный Киевским митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). В Покровской церкви хранились такие реликвии, как Евангелия, напечатанные в Москве при Патриархе Филарете (1619–1633), в 1658 году при Патриархе Никоне (1652–1681), во Львове в 1665 году, а также богослужебные книги, изданные в начале XVIII века. С приходом советской власти в Приднестровье, как и по всей России и Украине, стали повсеместно закрывать храмы. Лишь Никольский собор и Покровская церковь действовали до начала 30-х годов. Однако уже в конце марта 1931 года руководством МАССР было принято решение о сносе Покровской церкви. Ее начали разрушать весной 1932 года. Полностью храм был уничтожен в 1934 году – взорван. На его месте был построен летний театр, впоследствии преобразованный в городской Дом культуры. |
Никон (Минин -Ларионов Никита Минич; 1605–1681), шестой Патриарх Московский и всея России (1652–1666), имел титул «Великий Государь». Родился в мордовской крестьянской семье. В 1635 г. принял постриге именем Никон в Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1646 г. отправился в Москву, где явился, по обычаю новопоставленных игуменов того времени, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу; произвел на него хорошее впечатление. Царь велел игумену Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу – посвятить его в архимандрита Новоспасского монастыря. В 1649 г. хиротонисан в митрополита Новгородского и Великолуцкого. В 1652 г. был возведен на престол Патриархов Московских и Всероссийских. Многие годы собиравший греческие и византийские тексты, Патриарх Никон считал важным привести русские церковные обряды и книги в соответствие с греческими. Укорененность как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского – над киевским, а также резкость самих реформаторов привели к расколу в Русской Церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников («раскольников», или «старообрядцев»). Патриарх Никон играл большую роль в делах государственного управления, что вызвало недовольство как бояр, так и многих духовных лиц. Охлаждение отношений между царем и Патриархом привело его к самовольному оставлению кафедры. В 1658 г. он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который сам основал в 1656 г. В 1660 г. на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд Восточных Патриархов. В ноябре 1666 г. открылся так называемый Большой Собор с участием двух Восточных Патриархов, на котором Патриарх Никон был лишен не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, а потом под надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 г. Никону, тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался. Погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (Более подробно см.: Каптерев Н. Ф. Патриах Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1–2. М., 1996; Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931–1938. Т. I–III ). – Примечание. |
35. Сергей Аркадьевич Иванов, современный российский историк, филолог, исследователь древнейшей истории славян и византийской культуры. Автор множества научных работ по теме юродства: «Славяне и Византия в VI в. по данным Прокопия Кесарийского», «Византийское юродство», «Блаженные похабы: Культурная история юродства» и др. 36. Павел (+1654, низложен), епископ Коломенский и Каширский, единственный из иерархов Русской Православной Церкви, принявший во время раскола сторону старообрядцев. В 1913 году постановлением нижегородско-костромского епархиального съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии было положено поминать епископа Павла в молитвах как священномученика. 37. Преподобный Иоанн Лествичник (535–602/649), христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Почитается святым Православной и Католической церковью. Память 1/14 апреля и 30 марта/12 апреля. 38. Никон, Патриарх Московский и всея Руси, в миру Никита Минич Минин (1605 - 1681), русский патриарх с 1652 года. По инициативе правительства в соответствии со своими убеждениями в 1653 г. стал проводить церковную реформу по поправлению книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, унификации обрядов и встраивании церкви в общегосударственную структуру. Реформы встретили неприятие значительной части духовенства, в церкви возник раскол. Последователей Никона стали называть «никониане», его противников, среди которых было много его единомышленников по Кружку ревнителей благочестия, назвали «старообрядцы», или раскольники. Никон выдвинул тезис «Священство выше царства». Это, а также произвол и властность патриарха привели к разрыву с царем. В 1658 г. Никон удалился в построенный по его воле Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой. Царь не только не попросил его вернуться, но выслал обратно. Церковный собор (1666—1667) подтвердил реформы Никона, но снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой. В 1681 г. Алексей Михайлович разрешил Никону вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. В дороге он умер. Похоронен в Ново-Иерусалимском монастыре. |
… неуступало сочинениям епископа Иннокентия Борисова , считавшегося первым российским проповедником.— Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800—1857), знаменитый русский богослов и церковный оратор. Был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем ректором Киевской духовной академии. С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове, умер архиепископом херсонским и таврическим. Он ввел новый метод изложения богословия” — исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы и самостоятельно работая по первоисточникам. Ввел много нового в преподавание богословия, оживив интерес учащихся к своему предмету, воспитал целое поколение русских богословов и ученых. Однако его новаторство в богословии многими было встречено враждебно, было даже возбуждено «секретное дознание» о его образе мыслей, закончившееся его полным оправданием. Церковно-исторические сочинения Иннокентия положили начало его широкой известности. Был знаменит и как проповедник, произносил проповеди, которые потом, будучи напечатанными, расходились по всей России. В течение четверти столетия имел влияние на общий ход церковных дел. Большое мужество и энергию проявил в Крымскую кампанию часто находился в огне, утешая умирающих и ободряя солдат. Называет Никона великим и святым человеком.— Никон (в миру Никита Минов; 1605—1681) — русский патриарх с 1652 г. Проводил церковные реформы, вызвавшие раскол. Выдвинув тезис «священство выше царства», пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Как некогда и Филарет (Романов), пользовался титулом «великого государя» наравне с царем Алексеем Михайловичем. Разрыв его с государем произошел в 1658 г., когда Никон, оставив патриаршество, уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 г.-самовольно приехал в Москву и пытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церковный собор 1666—1667 гг., подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха, и он был сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. В 1681 г. царь разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер. |
СТАРООБРЯДЧЕСТВО (СТАРОВЕРСТВО) – следование церковной старине в области, касающейся не существа веры, но внешней церковной жизни, церковных обычаев. Общее обозначение всех толков и общин, не признавших реформы патриарха Никона, который в 1654 г. созвал собор, принявший решение приступить к исправлению богослужебных книг. Исправленные книги патриарх повелел разослать по всем Церквам, а старые отобрать и сжечь. Среди прочего было осуждено двуперстное крестное знамение. Действия Никона вызывали сопротивление как со стороны лиц, не сочувствовавших исправлению богослужебных книг, так и со стороны прежних справщиков, ученость которых подверглась сомнению. Патриарх жестоко расправлялся с недовольными, среди которых признанным авторитетом пользовался протопоп Аввакум († 1681), участвовавший в «книжном исправлении» при патриархе Иосифе († 1652). В 1653 г. протопоп Аввакум был заточен в тюрьму, затем сослан в Тобольск, а впоследствии перемещен в Даурию и Мезень. Поначалу патриарх Никон пользовался непререкаемым авторитетом в глазах царя Алексея Михайловича. Но со временем независимость властолюбивого патриарха в церковных вопросах и его влияние на государственные дела стали раздражать царя. В 1658 г., после размолвки с царем, патриарх Никон сам снял патриарший куколь и оставил патриаршество. Собор 1666 г., в котором принимали участие патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, осудил патриарха Никона за гордыню и непочтение к государевой власти. На соборе патриарх Никон был низложен и сослан простым монахом в Ферапонтов, а в 1676 г.– в Кирилло-Белозерский монастырь. Доставленный на собор протопоп Аввакум не поддался увещаниям и не раскаялся, за что был расстрижен, предан проклятию и сослан в Пустозерск, где его сожгли в 1681 г. Собор 1667 г. утвердил постановления прежних соборов о церковных обрядах и исправлении богослужебных книг и проклял всех, кто противился этим решениям. Сторонники старых книг и обрядов – старообрядцы – ощущали себя хранителями древнего благочестия, древних икон и враждебно относились ко всем новшествам. |
| |