д. Таким образом растягивать время соборных заседаний по предложениям царя Феодора Алексеевича на шестнадцать месяцев и приурочивать их к трем годам, как это сделал в своем исследовании Гр. Воробьев, не представляется никакой нужды и никаких оснований. С другой стороны, помеченное в 5 томе Актов Исторических ноябрем 1681 года соборное деяние, сохранившееся от заседаний этого собора, как их результат, правильнее было-бы пометить февралем 1682 года, так как записанные в нем постановлении выработаны в числа 8-е, 10-е и не позже 14-го именно этого месяца, и не 1681-го, а 1682-го года. Названный документ при издании его в 5 т. Актов Исторических помечен, ноябрем 1681 года по недоразумению, а между тем именно эта помета и была, очевидно, главным основанием, почему некоторыми исследователями русской истории этот собор приурочен к 1681 году. Недоразумение у издателей 5 т. Актов Исторических, как кажется, произошло оттого, что самый текст этого документа, по-видимому, прямо относить время заседаний собора на числа ноября 1681 года: «Егда написанный свиток (в нем же разные подлоги суще, требующые соборного суждения)», говорится здесь от лица патриарха, «нам принесеся нынешнего 7190 лета месяца Ноемврия ... дня, тогда мы приемше. ... и соборне оные судивше... на всякое вопросительное предложение сотворихом отвещание, иже суть написаны ниже сего особыми разделении»... Но что это указание документа не точно, показывает, прежде всего, тот, установленный сейчас, факт, что царские собору предложения, на которые ниже в соборном деянии написаны ответы, переданы были на соборное обсуждение лишь 6-го и 8-го февраля 1682 года и никак не ранее, а затем тоже предисловие к соборному деянию своим дальнейшим текстом, как мы уже видели, само выдает неточность этой своей хронологической даты, или по крайней мере, сообщает ей совсем другой смысл: – Рассказывая те обстоятельства, при которых состоялись соборные постановления по предложениям Феодора Алексеевича, предисловие представляет дело так, что соборные постановления, записанные «ниже» его «особыми разделении», состоялись лишь после получения патриархом особого, приведенного здесь же, царского письма 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сравнение же текста этого письма с (письмом) присланным на собор 6 февраля 1682 года, указывает на их совершенное тожество. Следовательно, само же предисловие ясно говорит, что записанные «ниже» его соборные постановления выработаны не ранее 6 февраля 1682 года. Под ноябрьским «свитком с подлогами» нужно, следовательно, разуметь нечто другое, а не письменное изложение всех царских предложений собору. А что такое представлял собою «ноябрьский свиток», дает отчасти понять история первого царского собору предложения, которую оно имело задолго до изучаемого собора еще в 1681 году и с которой мы подробнее ознакомимся в следующей главе. Из нее между прочим видно, что, «ноября в 27 день 1681 (7190) года от Великого Государя, Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малые и Белые Росии Самодержца, послан к Великому Господину Святейшему Иоакиму, патриарху Московскому и всеа Росии, лист» с указанием, где назначить вновь архиереев; т. е. в ноябре 1681 г, был представлен чрез патриарха на обсуждение освященного собора проект Феодора Алексеевича о переустройстве епархиального управления на Руси и увеличении количества архиереев, тот самый проект, который, не быв тогда одобрен, на изучаемом соборе является первым предложением царского благоволения. В этом проекте, как показывает его текст 37 , содержится несколько пунктов, предложенных на обсуждение освященного собора. Возможно, что эти пункты проекта и названы «подлогами свитка». Но так как освященным собором в 1681 году не было дано, как увидим ниже, полного ответа на все пункты представленного ему в ноябре проекта о церковном управлении, а выработан он был лишь в феврале 1682 года, то предисловие к соборному деянию и соединило в одно целое эти, пополняющие друг друга, разновременные факта: факт поступления к патриарху в 1-й раз царского проекта и факт его окончательного обсуждения собором. Значит, упоминание означенного документа о принесении свитка с подлогами к патриарху в ноябре 1681 года должно понимать в смысле указания лишь того времени, когда в первый раз царь внес на соборное обсуждение первое свое предложение, а вовсе не в смысле точного указания времени заседаний собора, выработавших ответы по всем предложениям царя, записанным в этом документе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июле 1653 г. состоялся Собор против муромского протопопа Логгина , на к-ром Иоанн Неронов хулил патриарха и собравшееся духовенство. В авг.- сент. 1653 г. в ссылки были отправлены Неронов, Аввакум, Логгин. Кружок ревнителей распался. С 27 февр. по 2 мая 1654 г. в царских палатах в присутствии царя заседал первый церковный Собор по вопросам богослужебной реформы. В соборной речи Н. перечислил искажения древних обрядов в рус. богослужебной практике, ссылаясь на новопереведенную с греч. языка грамоту К-польского Собора 1593 г. об учреждении в России Патриаршества. Собор постановил привести богослужение в соответствие с древней рус. традицией и греч. образцами - «противу старых харатейных и греческих» книг и рукописей. Коломенский еп. Павел высказал несогласие с некоторыми решениями Собора. Вскоре он был лишен кафедры, сослан в Палеостровский монастырь и в 1656 г. умер. С целью закупки греческих и славянских книг, необходимых для реформы, на Афон и на Восток в 1653 г. был послан мон. Арсений (Суханов) . В марте 1655 г. состоялся новый Собор с участием Антиохийского патриарха Макария III и Печского патриарха сщмч. Гавриила I (Раича) , на котором было провозглашено начало сличения греч. печатных книг и рукописей с древними слав. харатейными и совр. печатными книгами. Собор одобрил текст 1-й правленной книги - Служебника и исправленный текст Символа веры. В том же году Служебник был напечатан и введен для всеобщего употребления в Русской Церкви. В Патриаршество Н. (до оставления им кафедры) Служебник был неоднократно исправлен и издан: в 1655, 1656, 1657 (дважды) и 1658 (дважды) гг. В 1656-1658 гг. Печатный двор также выпустил исправленные Триодь Постную (1656), Часослов (1656), Ирмологий (1657), Следованную Псалтирь (1658), Евангелие напрестольное и Апостол (1657), Требник (1658). По подсчетам Н. И. Сазоновой, в Требник и Часослов было внесено в общей сложности более 3 тыс. изменений, текст серьезно сокращался и дополнялся, из него удаляли целые чины ( Сазонова. 2008. С. 39-71). Значительная часть правки была связана с последовательным насаждением в текстах норм «Грамматики» Мелетия (Смотрицкого) (подробнее см. в ст. Книжная справа ). Наиболее острую реакцию противников реформы вызвали следующие изменения: написание имени Спасителя Iucyc (вместо Icyc), 4-конечный крест вместо 8-конечного, троеперстное крестное знамение, изменение числа просфор на проскомидии и начертания печати на просфорах, трегубая аллилуия, хождение против солнца, а не посолонь и др . В Неделю Торжества Православия (24 февр.) в 1656 г. во время богослужения в московском Успенском соборе патриархи Антиохийский Макарий, Сербский Гавриил и митр. Никейский Григорий провозгласили анафему приверженцам двоеперстия .

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Этот каменный храм в Новом Иерусалиме Никон задумал создать по образцу той величественной церкви Воскресения Господня, которая находится в древнем Иерусалиме и модель которой будто бы принес оттуда в Москву старец Арсений Суханов . Но постройка заложенного Никоном каменного храма, продолжавшаяся много лет, будет предметом дальнейшей истории. А здесь нам остается сказать только, какими материальными средствами наделили новую обитель и царь и сам Никон. Царь пожаловал «в Новый Иерусалим, в монастырь Живоносного Воскресения», как сам выражался в жалованных грамотах, половину села Ивановского с крестьянами и всеми угодиями в Московском уезде (18 декабря 1657 г.), село Еднево с пустошами в Рузском уезде (16 марта 1658 г.), половину оброчных погостов Поноя и Еконги, равно как половину рек Поноя и Лахты с рыбными ловлями в Кольском уезде (27 марта 1658 г.), и велел приписать к этому монастырю Пятницкую Берендееву пустынь в Дмитровском уезде (1658). А патриарх Никон купил для этого монастыря село Юркино и деревню Козлобородово с пустошами в Звенигородском уезде (6 марта 1658 г.) и отдал монастырю в Москве бесприходную церковь Воскресения в Панех с принадлежавшею ей землею и лавками для устройства здесь монастырского подворья (октябрь 1657 г.). Но надобно присовокупить, что кроме девяти вотчин, купленных Никоном на имя то одного, то другого, то третьего из его монастырей, он накупил в тот же промежуток времени еще до двадцати вотчин на свое собственное имя и что купчие на все эти вотчины записаны были в актовую книгу Воскресенского монастыря, вероятно потому, что для него преимущественно вотчины и назначались, вследствие чего за ним, как увидим, зачислены почти все эти вотчины и на Соборе 1667 г. А если так, то следует заключить, что монастырь Воскресенский, или Новый Иерусалим, с первых лет своей жизни был обеспечен имениями едва ли даже не более, чем монастыри Иверский и Крестный, и во всяком случае, подобно им, принадлежал к числу монастырей самых богатых . Три монастыря патриарха Никона — три памятника его чрезвычайного могущества.

http://sedmitza.ru/lib/text/436176/

9. 1658–1660 г., февраль–март. Сказки лиц, присутствовавших 10 Июля 1658 г. в Успенском соборе на обедне, по окончании которой патриарх Никон отказался от патриаршего престола и в простом монашеском одеянии ушёл на Воскресенское подворье 1660 г., февраль. Сказка Крутицкого митрополита Питирима о том, что 10 июля 1658 г., по окончании в Успенском соборе обедни, патриарх Никон в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола и, несмотря на увещание князя Алексея Никитича Трубецкого, присланного к нему от царя, оставил церковь и в простом одеянии ушёл на Воскресенское подворье 166 года, Июля в 10 день, праздновали многоцелебной ризы нашего Бога Иисуса Христа; стали благовестить ко всенощной. Власти пришли в патриаршую крестовую палату и многое время ждали выхода патриарха. И патриарх не вышел, а выслал ризничего своего диакона Иова, и велел властям идти в соборную церковь и петь всенощное; и власти всенощное пели. И в третьем часу дня стали благовестить к обедне; и власти пришли в патриаршую крестовую палату, и патриарх велел прийти подьдьяконам и подьякам в новых больших стихарях, и говорил, чтоб де меня проводили последние. И взял патриарх посох Петра чудотворца и пошёл к обедне в соборную церковь , и придя в церковь, стал облачаться и велел принести чудотворца Петра сак да омофор шестого собора; а сак и омофор в то время был на Царёве Борисовском дворе в палатах развешан, и многожды подьяконы по сак и по омофор ходили и приносили не тот сак и омофор, а власти в то время ждали. И как принесли сак чудотворцев и омофор шестого собора, и патриарх облачился и служил божественную литургию; и по заобвоней молитве вышел из алтаря на анбон и чел поучение в беседах апостольских нравоучение двадесят девятое; а в поучении своём речью говорил; ленив де я учить вас был, и не стало де меня столько, и лености де моя ради окрастовелся; и вы, видя моё к вам неучение, от Мене окрастовели; и говорил с клятвой: от сего де времени не буду вам патриарх; аще де и помыслю быть патриархом, и я де анафема буду. И сан с себя святительский сложил, а говорил; уже де я вам не пастырь. И собором его стали молить со слезами: кому де ты нас сирых оставляешь?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

С.К. Севастьянова Приложение 4. Переписка патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем в 1658–1666 гг. (Воскресенский период) Тексты Ниже публикуются 17 посланий и писем патриарха Никона царю Алексею Михайловичу, составленные в 1658 – 1666 гг. Издаваемые тексты хранятся в РГАДА, в фонде приказа Тайных дел (ф. 27, оп. 1) и ОР ГИМ в Синодальном собрании грамот. В XIX в. многие из этих текстов издавались как исторические источники в составе документов «дела» патриарха Никона . Сравнение изданий с оригиналами выявило неточности в передаче подлинников, что объясняет необходимость нового издания текстов. Письма публикуются по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Издаваемые рукописи, как правило, плохой сохранности; при публикации курсивом выделены слова и части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги; а части слов, добавленные мной при раскрытии сокращений, принятых писцом (типа: «г» – год и т. п.), выделены курсивом и заключены в квадратные скобки; при помощи угловых скобок и многоточия внутри ( ) показаны фрагменты текста, восстановить которые не представляется возможным: текст утрачен из-за механических повреждений бумаги; слова и части слов, добавленные мной по смыслу, выделены курсивом и заключены в угловые скобки; в том случае, если добавления осуществляются по прежним публикациям вновь издаваемого текста, то их источник обозначен перед изданием. Мной не отмечаются случаи употребления издателями – – на месте -е-; не различаются: окончания прилагательных -ой (-ей, -ый), -ему (-ому), -ым (-им), -ого (-аго); существительных -ем (-ям), суффикс -енн- (-ен-), окончания дат. п. ед. ч. -у (-ю) в отчествах Михайлович и Алексеевич; прилагательных -ого (-ово), суффикс -енн- (-ен-), предлоги з/с, из/ис; чередование -у (-ю) после шипящих в корне и в окончании существительных, варианты написания слов типа: Росия – Россия, всеа – всея. Звездочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях. 1658 г 1.Челобитная патриарха Никона царской семье с просьбой о прощении за отъезд в Воскресенский монастырь (конец июля)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андроникова монастыря архимандрит Дионисий сказал и руку приложил. 1660 г., февраля 11. Сказка игумена домового Новинского монастыря Боголепао том, что он не слыхал, отказывался ли патриарх Никон от патриаршего престола по окончании обедни в Успенском соборе, 10 июля 1658 г. 168 года, Февраля в 14 день, домового монастыря игумен Боголеп сказал: в прошлом де во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Положения Ризы Господни, я Боголеп служил с патриархом Никоном . А что он отставил ли патриаршество или нет, того я не слыхал, в те поры я игумен разоблачался. Игумен Боголеп сказал и руку приложил. 1660 г., февраля 14. Сказка игумена Знаменского монастыря Иосифа о том, что после обедни в Успенском соборе, 10 июля 1658 г., патриарх Никон, в речи, обращённой к народу, отказался от патриаршего престола 168 года, Февраля в 14 день, Знаменского монастыря игумен Иосиф сказал: в прошлом де в 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, служил он, Иосиф, въ соборе Пречистой Богородицы Успения с патриархомъ Никономъ литургию, и после литургии чёл он патриарх Никон поучение в беседах о учителях. И после поучения, на амвоне стоя, начал благословлять людей и говорил: не буду я вамъ пастырь и зваться патриархом Московским; и сдавал де с себя сан подьяконам и подьякам. А больше де того он, Иосиф, не помнит. К сей сказке игумен Иосиф руку приложил. 1660 г., февраля 14. Сказка протопопа Успенского собора Михаила о том, что по окончании обедни в соборе, 10 июля 1658 г., патриарх Никон, в речи, обращённой к властям и народу, отказался от патриаршего престола. О том же, какой был разговор между патриархом и присланным к нему от царя князем Трубецким, он не знает 168 году, Февраля в 14 день, большого собора протопоп Михайла сказал: в прошлом во 166 году, Июля в 10 день, как праздновали многоцелебной ризе Спасителя нашего Господа Бога Иисуса Христа, и служил патриарх Никон божественную литургию с властями, и как во время святого причащения патриарх Никон целовал властей и служащих всех во уста, и по заамвонной молитве вышел из алтаря на амвон и чёл поучение в беседах зачало двадцать девятое нравоучение, и после поученья начал говорить властям и всему народу: уж де я вам к тому не буду учителем и не нарекусь Московским патриархом, и снял с себя панагию и омофор и сак.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Так под 1674 годом находим грамоту Архимандриту Филоеею с братиею, коей велено: «книги письменные, и харатейные, и Латинские, и Греческие, пересмотря, взять к Москве». (Грамота из Патриаршего Приказа, Октября в 10 день, за приписью Дьяка Титоеея Симоновского). Подлинной грамоты не сохранилось, но в известном «Описании Московской Патриаршей Синодальной Ризницы» читаем, что, в следствие сей грамоты, взято из Воскресенского монастыря и его Московского подворья в Патриаршую ризную казну 500 книг, которым тогда же была составлена Опись в азбучном порядке Печатного Двора Справщиком монахом Евеимием с Ризничим Иеродиаконом Иакиноом. Из переписных же книг домовой казны Патриарха Никона 1658 года видно, что в собственной библиотеке Патриарха находилось всего около 1300 рукописей и печатных книг, которые в том же 1658 году, по Царскому приказанию, и были препровождены в Воскресенский монастырь; впрочем, из того числа некоторые книги и рукописи остались на монастырском подворье (в последствии все почти поступили в Московскую Патриаршую ризную казну). Однако, нет причин полагать, чтобы выше упомянутая Патриаршая библиотека, по привезении своем из Москвы в Воскресенскую обитель, в 1658 году, была тотчас же присоединена к монастырскому книгохранилищу; напротив, можно утвердительно сказать, что во все время пребывания Патриарха в Воскресенском монастыре (1658–1667) года, собственная Патриаршая библиотека не была отнюдь смешиваема с монастырской. Собственноручные надписи сего Патриарха на некоторых рукописях (число подписанных составляет около половины уцелевших из числа значащихся в Описи 1680 года), относятся почти все к 1664 году. Это ведет к догадке, что в сем году была произведена новая опись собственной Патриаршей библиотеке, и при сем случае значительная часть ее перечислена навсегда в монастырскую библиотеку, с соизволения самого Патриарха; а для монастыря на все предбудущие времена, Святейший Патриарх при сем случае, как бы в предчувствии грядущих событий, рукописи, назначенные к передаче из собственного книгохранилища в монастырское, скрепил по листам своеручной подписью следующего содержания: «Лета 7169 (1661) года сию книгу (следует название) положил в дом святого живоносного Воскресения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, Нового Иерусалима, смиренный Никон, Божиею милостью Патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вообще заботились, чтобы истины православной веры и церковные обряды в исправленных богослужебных книгах были переданы в древней их целости и чистоте. 37. В 1658 году Никон отказывается от управления патриаршими делами и удаляется в Воскресенский монастырь Патриарх Никон исправлял Богослужебные книги, а прежние справщики употребляли все способы, как бы погубить его. В духовенстве они усиливали ропот на Никона за его строгость и взыскательность. Простой народ уверяли, что Никон, переправляя книги, делает перемены в православной христианской вере. В лицах близких царю они нашли самую усердную поддержку себе, так как эти лица давно ненавидели Никона, первейшего царского друга, первейшего царского советника. Никон продолжал служить церкви и государю всеми силами великого ума своего. Но с 1658 года он увидел, что обстоятельства совершенно изменились. Царь не хочет видеть его. Некоторые из бояр самым наглым образом оскорбляют его, ничем не стесняясь. Восстановляемую им церковную древность считают в народе за нововведение. Не смотря на все это Никон не согласился изменить предпринятых дел своего патриаршества: он решился отказаться от них. Отслужив 10-го июля 1658 года в Успенском соборе литургию, он объявил, что от патриаршеского управления отказывается; донес о том Государю и удалился из собора не в патриарший дом, а в находившееся в Москве подворье Воскресенского монастыря. Здесь Никон три дня ожидал последствий своего донесения Государю. За тем, впредь до особого решения, поручил заведывание патриаршими делами помощнику своему, Крутицкому митрополиту, приказал сноситься с собой и удалился в Воскресенский монастырь, за сорок семь верст от Москвы. Отсюда он просил избрать преемника себе. 38. Положение патриарха Никона с 1658 по 1664 год Прошел год с тех пор, как Никон удалился из Москвы в Воскресенский монастырь. Решения по этому делу никакого не последовало. Однако ж митрополит, вступивши в управление, не делал с патриархом никаких сношений. В это время прошел слух, что крымские татары вторглись в Малороссию и подвигались по направлению к Москве. Царь чрез одного боярина предложил патриарху перейти в более безопасное место, в укрепленный Колязинский монастырь нынешней Тверской губернии. Никон резко отвечал: «меня хотят сослать в заточение». Он вскоре поехал в Москву к Государю, но допущен быль к нему на третий день, притом же в присутствии бояр. Искренней беседы между ними не было. Ни слова не было сказано об удалении патриарха в Воскресенский монастырь. Никон просил, Государя и получил дозволение съездить в основанные им монастыри: в Иверский на озере Валдайском и в Крестный на острове Кие. В Крестном монастыре, в 1661 году, он освятил церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

И тебе бы думному дворянину и наместнику шацкому 104) Афанасью Лаврентьевичю о наших государских делах радеть и выше прежнего; а служба твоя пред нами, Великим Государем, забвена никак не будет» 105 . Хлопотами Ордина-Нащокина заключено было с шведами 20 декабря 1658 г. перемирие на три года, причем остались за царем все завоевания русских в Ливонии. – Независимо от Швеции, но одновременно с нею, заботила царя и Малороссия, где Богдан Хмельницкий, в 1657 г., договаривался, без ведома Москвы, с Швецией и Трансильванией, потом помогал Польше, и умер, оставив гетманское достоинство сыну своему Юрию, у которого на время его несовершеннолетия и обучения перенял гетманство Выговский 105) в 1658 г. открыто изменивший Москве заключением так называемого Гадячского договора с Польшей, приобретавшей прежние права на Малороссию. Наконец, в том же 1658 г., по свидетельству очевидца, «нача быти безсовестиеи раздор между благочестивейшим царем и святейшим патриархом Никоном » 106 . Виновниками этого «бессоветия» были главным образом бояре: своевольные и корыстолюбивые советники царя, завидовавшие влиянию патриарха и негодовавшие на его суровость со стороны церковной. Строгий блюститель древних преданий православия Никон, по своему обычаю, ревновал о вере до увлечения и, впадая в односторонность, отбирал у бояр-западников латинские органы и фряжские иконы 106) , преследовал даже немецкое платье 107 . Бояре мстили Никону, чем могли, и один из них, «боярин Семен Стрешнев» – рассказывает сам Никон – «научил некоего пса, себе подобного, седети, и коже при вознесении Господь наш воздвиг руце, и благослови своя ученики, тако и того пса изучил обоими передними ногами ругатися благословению Божию и назвали того пса Никоном патриархом » 108 . Никон жаловался на это царю, но управы не было: раздраженный неудачами русского оружия против шведов, царь охладел к патриарху, главному внушителю шведской войны, и бояре воспользовались удобным моментом разъединить знаменитых друзей. Царь перестал ходить в собор, когда служил патриарх, не приглашал Никона на официальные обеды во дворец, оставил без внимания жалобу Никона на оскорбление его боярина, побитого палкой боярином царским, и Никон, 13 июля 1658 г., удалился в свой Воскресенский монастырь, в 1659 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010