Иона , 1585–89. Варлаам [строитель 1582], 1593. Феогност , 1598. Тихон , в нояб. 1611. Леонид , 1623–27. Евфимий , 1641. Алимпий , 1646. Геннадий , 1649–52; уволен. Архимандриты Иаков июля (sic) 1652]; в янв., июне 1656. [Акт. Ист., IV, 60.] Киприан , в июле 1658, 1664. Мисаил , 1673–78, нояб. Александр , в февр. 1681. После в Беседном. Антоний , 1683–88. Никодим , 1688–94; † в мае. Маркелл , в июне 1694 перев. из Деревяницкого. Иона , 1714. Серафим из Бежецкого Антониева 1728–32, перев. в Иверский. Макарий , 1733 и 34 (не в Старорусский ли?). Артемий 14 июля 1736 перев. из Антониева. Ефрем , строитель, в февр. 1737. Виссарион , 1746 и 47. Леонид 11 авг. 1751 перев. в Тихвин. Пахомий Левицкий произведён 2 февр. 1756. Павел , 1763–1765, 26 мар. перев. в Ростовский Яковлевский. Варсонофий , 1765, а 10 нояб. 1767 перев. в Белониколаевский. Герман , из Отеньского, 1768–72. (3 янв. 1768 на погреб. митр-та Димитрия Сеченова). Макарий , игум., 1772–79, перев. в Крестный. Игнатий , игум., 13 авг. 1779 перев. из Отеньского. Игуменьи Павла Щепотова в 1786 перев. из Сокольницкого; † 1799. Вриеина Лукина определена 1 янв. 1800; до 1810. Максимилла Шишкина в 1821 перев. из Десятина; † 1841. Людмилла перев. 1841 из Зверина; до 1852. Сосипатра , 1853–66. 21 Мостищский, на реке Веряжи, близ Новгорода, существовал в XV веке; упразднён. С 1651 был приписным к Тихвинскому. [V, 108.] Игумены Геннадий , 1496. Трифон , 1592. Строители Сергий , 1651–53. Мисаил , 1666 и 67. Боголеп , 1667 и 68 Мисаил , с апр. 1668. Филарет , 1669. Боголеп , 1670. Савватий , 1670. Пафнутий , 1671. Иов , 1672 и 73. Христофор , 1674 и 75. Александр , 1676. Сергий определён в июле 1676 и 77. Савватий определён 1 мар. 1679 и 80. Иова определён 1 апр. 1680, окт. Афеоний , 1680–83. Герасим Трусов , 1685. Парфений определён 19 дек. 1685–87. Неофит определён в дек. 1687–89. Никон определён в янв. 1689 и 90. Герасим (вторично), 1690. Иов Харламов , 1693. Парфений , 1697 и 98. Дионисий , 1699–1701. Феодорит определён в июле 1720–1722.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уход Никона из Москвы в 1658 г. – церковный факт его деятельности. – С. М. Соловьев об уходе Никона. – Критика Соловьевского изображения ухода Патриарха Никона из Москвы и его объяснения этого события. – Фактическая сторона ухода Патриарха Никона изложена Соловьевым не верно. О свидетельских показаниях 1660 г. – О природе ухода Никона из Москвы в 1658 г. – Прощальная речь Никона в Успенском соборе 10 июля 1658 г. – Толкование речи Никона Пальмером. – Поучение Златоуста, читанное Никоном 10 июля 1658 г., как ключ к пониманию отдельных выражений его речи и его объяснений с боярами, присланными в собор. – Никон не отрекался от патриаршества. – Дополнительная характеристика свидетельских показаний на Соборе 1660 г. – Уход Никона – протест против нарушения царем клятвы и мера архипастырского воздействия. – Ответ Никона Лигариду на обвинение его в гордости по поводу его ухода. – Центральная идея Никона – борьба с секуляризационным духом времени во всех его проявлениях. – Никон о грехе, как причине всех несчастий; в частности о клятвопреступлении. Никон о наказаниях уже ниспосланных Богом. – Неизбежность Никоновского ухода. – Стремление опорочить Никона в сочинении Лигарида и влияние его сочинений на мнение Соловьева и Каптерева о Никоне и в частности об уходе Никона в 1658 г. – Разъяснение мнимых противоречий в показаниях Никона о своем уходе, находимых профессором Каптеревым. Суждения Каптерева базируются на опороченных показаниях врагов Никона. – Показания личных врагов Никона: Александра Епископа Вятского, Ивана Неронова и Лигарида о характере Никона, восприняты Каптеревым, как истинное объяснение. – Личные отношения к Никону со стороны Епископа Александра, Ивана Неронова. Невозможность принимать их свидетельства о Никоне. – О невозможности принимать свидетельства Лигарида о Никоне, в виду стремления Лигарида построить свою карьеру на обвинении Никона. – О вопросе Каптерева, оставил ли Никон патриаршество, или это было притворство. О мнимых противоречиях в заявлениях Никона. – Каптерев игнорирует важное каноническое правонарушение: царь поручает Митрополиту Питириму управлять патриархией, не обращаясь к Никону и не поминая его, как Патриарха. – Причины изменений в тоне Никона – каноническое правонарушение – поставление Митрополита Питирима на самостоятельное управление Церковью, независимо от него. – Произвольность предположений Каптерева об изменении настроения Никона относительно природы оставления престола. Объяснение перемен Никона – в окружающих его событиях. – Как Никон смотрел на возможность своего возвращения на патриарший престол в Москву. – Взгляды Каптерева на «отречение Никона. – Средства, которыми отстаивал Никон свое каноническое миросозерцание. i) Уход Никона из Москвы в 1658 году – центральный факт его деятельности

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Годичное же время, протекшее от освящения деревянной церкви Воскресения до заложения каменного соборного храма (1 Сентября, 1658 года), было необходимо не для одной посылки Арсения Суханова в Иерусалим за моделью и планами, но еще более для приготовления материалов, потребных для столь громадной постройки: белого камня, кирпича, извести, леса, не говоря уже о созвании и распределении рабочих и мастеров разного рода. Вскоре по освящении храма Воскресения Господня в ново созданной обители (18 Октября, 1657 г.), Патриарх должен был расстаться с нею и уехать в Москву, куда требовали его дела его высокого звания, как Патриарха Московского и всея России. Управление ново созданною обителью было поручено одному из приближенных к Патриарху лиц, Игумену Стефану, который в жалованной грамоте к Воскресенскому монастырю на место в Москве для подворья, от 9 Октября, 1657 года, еще значится Игуменом, а в Январе 1658 года уже называется Архимандритом; из сего следует заключить, что он возведен в этот сан во время торжества освящения деревянной церкви Воскресения Христова, 18 Октября, 1657 года. Из Москвы Патриарх не переставал сноситься с монастырем посредством грамот, которых в монастырском архиве упоминается пять (уцелело же в копиях две): две относятся к 1657, и остальные три к 1658 году. Содержание их следующее: а) первая грамота к Архимандриту Стефану да к Наместнику старцу Зосиме с братьею, что посланы в Воскресенский монастырь крестьяне Анкудинко Карпов с товарищи, и что велено им жить за Воскресенским монастырем, 166 года, Ноября в 27 день (1657 года); б) вторая грамота к ним же, что куплено село Рожествено с деревнями, и крестьян, Анкудинку Карпова с товарищи, велено перевести в то село Рожествено и деревни, 166 года, Декабря в 18 день (1657 г.), за приписью Дьяка Ивана Калитина; в) третья грамота в Воскресенский монастырь к Архимандриту Стефану с братиею (1658 г.), что посланы в Воскресенский монастырь с детьми Боярскими 32 семьи Белорусцов с женами и детьми, и велено им жить в разных деревнях, и под тою грамотою тем Белорусцам именная роспись, Марта в 1 день, за приписью Дьяка Ивана Калитина; г) четвертая грамота к Архимандриту же Стефану с братией о вымененной вотчине в Рузском Уезде, селе Казанове, с деревнями и с пустошьми, пересмотря велено принять на лицо 166 (1658 г.), Апреля в пятый день, за приписью Дьяка Ивана Калитина; д) пятая грамота (того же 1658 года, без означения месяца и числа) Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, в Новый Иерусалим Живоносного Христова Воскресения, Архимандриту Стефану, да Наместнику Старцу Зосиме с братиею, по той грамоте велено быть в Воскресенском монастыре в портных мастерах Ипатке Вонифатьеву, и под тою грамотою подклеена его, Ипатова, отпускная грамота; за приписью Дьяка Ивана Калитина. Из сих грамот уцелели в списках лишь две, которые и приводятся в приложениях к сей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Гераклитов, 1394 (1697 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка ID – Гераклитов, 1389 (1692 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка IDM – Дианова и Костюхина, 479 (1684 г.), Гераклитов, 1386 (1689 г.); Герб Амстердама, контрамарка CS – Клепиков, 962 (1709 г.); Герб Амстердама, контрамарка PIOLLY – Клепиков, 1307 (1706 г.). Между Похвальным словом и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. Текст редакции по Мазуринскому списку издан в приложении к книге Г. Ленхофф (с. 298–366). 2) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 1126. Сборник (л. 211– 227), 40-е годы XVIII в. Филигрань: Лигатуры ФТ и РФ – Клепиков, 547 (1739 г.). Между описанием чудес и Словом о «жительстве» Давида и Константина помещено Сказание о пожаре 1658 г. 3) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 1035 (4 ). Сборник (л. 171–240), 40-е годы XVIII в. Филигрань: Герб Ярославской губернии и литеры ЯФЗ – Участкина, 19 (1741 г.), 20 (1747 г.). Написан писцом Михаилом при Ростовском митрополите Иоасафе, для игумена Толгского монастыря Гордиана. Между Похвальным словом и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. § 12. Редакция 1704 г. Образовалась путем присоединения к редакции 1658 г. Сказания (или грамоты митрополита Димитрия Ростовского ) об установлении празднества переложения мощей ярославских чудотворцев в новую раку 22 июня 1704 г. 1) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 2782. Сборник (л. 33–117), 1-я четв. XVIII в. Филигрань: Герб Амстердама и лигатура из букв PL – Клепиков, 1310 (1721–1724 гг.); Герб Амстердама, под ним литеры IGL – Клепиков, 1125 (1716–1720 гг.). Рукопись написана при царе Петре I и царевиче Алексее Петровиче. Между описанием чудес и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. После Поучения на память святых читается Сказание о переложении мощей в 1704 г. После Молитвы ярославским чудотворцам в рукописи помещены уникальные Тропарь, Кондак и Молитва святителю Трифону Ростовскому. 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 281. Сборник (л. 27– 65 об.), 50–60-е годы XVIII в. Филигрань: Герб Ярославской губернии (тип 3) и литеры ЯМАЗ (1756–1765 гг.). После описания чудес помещено Сказание о переложении мощей в 1704 г. 3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 793. Сборник (л. 32–111), XVIII в. В конце читается грамота 1704 г. Димитрия Ростовского об установлении праздника перенесения мощей. 4) ЯМЗ, 17649. Сборник (л. 1–80), посл. четв. XVIII в. Филиграни: Герб Ярославской губернии (тип 3) и литеры ЯМАЗ (1756– 1765 гг.); Орнамент в картуше – Клепиков, 542 (1776 г.); Буквы ВФСТ в волнистом прямоугольнике – Клепиков, 152 (1780 г.). В текст редакции XVII в. дополнительно вставлена статья о проявлении мощей ярославских чудотворцев (из Переработанной редакции). После Слова о «жительстве» Давида и Константина читается Сказание о пожаре 1658 г. В конце помещены Сказание о переложении мощей и грамота Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иона (Собина) епископ рукоположен с 21.02.1544 Трифон (Ступишин), епископ рукоположен с 10.03.1549 по май 1551 оставил кафедру; архиепископ Полоцкий и Великолуцкий с 06.04.1563 Афанасий (Палецкий), епископ рукоположен с 18.06.1551 по 1564 на покое; с 11.08.1566 Елевферий, епископ рукоположен архиепископ Полоцкий и Великолуцкий Пафнутий, епископ рукоположен с 1566 (1567) 26.11.1570 (1569) Варлаам, епископ рукоположен 21.07.1586 Григорий, епископ упоминается около 1616 Иов, епископ рукоположен архиепископ с мая 1589 по 1592 на покое; 24.06.1594 Галактион, архиепископ с 1593 по 1608 удалён с кафедры тушинцами; 13.07.1610 (1609, 1613) Кафедра пустовала около четырёх лет. Герасим, архиепископ рукоположен в 1612 (Великим постом) 20.02.1617 Арсений (Апостол), архиепископ свт., бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 1615 по начало 1626 на покое; 29.04.1630 Иосиф (Курцевич), архиепископ бывший епископ Владимиро-Волынский и Брестский с августа 1626 по 21.03.1634 отлучён и сослан в Сийский монастырь; 15.06.1642 Софроний, архиепископ, свт. рукоположен с 05.10.1634 Серапион, епископ рукоположен с 29.01.1654 13.09.1654 Иосиф, архиепископ рукоположен с 1655 по апрель 1656 на покое; в начале 1657 Филарет, архиепископ рукоположен с 10.08.1656 по 1658 архиепископ Смоленский и Дорогобужский Стефан, архиепископ рукоположен с 09.05.1658 по 1661 по доносу вызван в Москву в 1661–1666 состоял при Архангельском соборе в Москве Суздальская и Юрьевская С 1672 года Имена Сведения Стефан, архиепископ повторно с 1666 по 02.07.1679 лишён сана и сослан в Новгородский Лисицкий монастырь; 1679 Маркелл, архиепископ рукоположен с 21.03.1680 по 06.09.1681 митрополит Псковский и Изборский Павел (Моравский), архиепископ бывший архиепископ Коломенский и Каширский с 06.09.1681 по ноябрь 1681 митрополит Рязанский и Муромский Иларион, архиепископ, свт. рукоположен с 11.12.1681 митрополит с 25.03.1682 по 28.02.1705 на покое; 14.12.1708 (1707) Ефрем (Янкович), митрополит бывший митрополит Сербский 18.03.1712

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таково было отношение освященного собора к проекту царя Феодора, когда он вынес его на обсуждение в 1-й раз в Ноябре 1681 г. Но царь так был уверен в одобрении собором своего проекта и так был проникнут сознанием неотложности проведения его в жизнь, что ограничившись, видимо, лишь согласием патриарха, приступил было к проведению его в жизнь еще до рассмотрения его освященным собором. По крайней мере так можно думать на основании следующего известия: Автор того же «Созерцания Краткого лет 7190–91–92» говорит, что в 7190 (1681) г. было на самом деле приступлено к разделению области русской церкви на 12 митрополий и наименованию митрополитов по главнейшим городам в государстве, для чего некоторые самостоятельные доселе епархии закрывались, другие, бывшие доселе только архиепископиями или епископиями, возводились на степень митрополий. «В лето 7190 г. митрополия Сарская и Подонская», пишет он, «отставлена была и Варсанофий, митрополит Сарский переведен в новоучиненную митрополию, что прежде архиепископия была Тверская....... такожде и Коломенская архиепископия отставлена была и архиепископ Павел переведен бысть с Коломны в Суждаль»... «того же лета его государевым повелением учинишася из архиепископий митрополии; Псковская, Смоленская» 61 .... Вернее всего, что во исполнение того же царского предначертания в конце 1681 г. была вновь открыта и кафедра Звенигородская, – одна из 34, намеченных в ноябрьском проекте царя, куда 6 Ноября 1681 года поставлен епископом Кирилло-Белозерский архимандрит Никита. Но начинание царя Феодора, по выражению того же автора, «в совершенное действо за некими препятии не произведеся». Никита Звенигородский уже 24 Декабря того же 1681 года был переведен в Коломну и Звенигородская епархия «упразднися», «митрополии Сарской и Подонской паки повелено быти».... «в Тверь паки поставиша архиепископа», восстановлена митрополия Суздальская 62 . и т. д. Легко понять откуда шли эти «препятия»: Несомненно, главнейшим из этих «препятий» был отказ освященного собора в Ноябре 1681 года дат проекту свое одобрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 27. Деревня Гурылево с деревнями, озера Велье и Уклейно (Новгородского Уезду, Деревской пятине) 1658 г. (Март). Куплено Патриархом на свое имя. У Алексея Оничкова с детьми, за 2000 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 28. Сельцо Юркино и деревня Козлобородово с пустошми (Звенигородского Уезда) 1658 г. (Май). В Воскресенский монастырь. У Княгини Марфы Никитиной Егуновой-Черкасской, за 500 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 29. Жеребей села Красного (Волод. Уезду, Юрьевской приписи) 1658 г. (Май). Куплено Патриархом на свое имя. У Князя Юрия Никитина Борятинского, за 2000 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. 30. Деревня Дорна с пустошми (Московского Уезда в Сурожском стане) 1658 г. (Май). Куплено Патриархом на свое имя и записано за ним же в Поместном Приказе. У Ивана Иванова Чаадаева, за 2000 руб. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. Куплено Патриархом на свое имя и записано за ним же в Поместном Приказе. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем. Вкладная: 1657 г. (Ноябрь) Сельцо Еднево с пустошми (в Рузском Уезде) Государева отказная грамота на сию вотчину к Воскресенскому монастырю, 1658 г. (Март). Бывшая вотчина Дьяка Василия Пустынникова, отдав по его смерти на помин души его, по челобитью душеприказчика его, Федора Торопова, да Анндрея и Василия Нечаевых. Эта вотчина осталась за Воскресенским монастырем по Соборному изложению 1667 года. Закладная: 1657 г. (Июль) Сельцо Новое (Московского Уезда в Горетове стану) По просрочке вотчина эта в Поместном Приказе записана за Патриархом. Боярина Князя Алексея Никитина Трубецкого, взял из келейные Патриаршие казны денег 500 руб. на поминовение жены своей, дочери и внучат, заложил вотчину жены своей и просрочил. 1654 г. По Соборному изложению 1667 года зачислено за Воскресенским монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

3) Как филолог, а) составил филологический словарь, объясняющий слова церковные употреблением их у отцов церкви (Библ. Общ. ист. 238); это труд нескольких годов и плод обширного знакомства с литературою Греческой церкви. Другой лексикон его, требовавший также усиленных трудов и обширной учености, лексикон греко-славяно-латинский, в котором объяснено до 7.000 слов (рукоп. Синод. библ.; Ундольского Библиогр. разыскания стр. 10). Епифаний писал и наставление об изучении греческого языка. б) Перевел с греческого: Афанасия Александр. 4 слова против ариан (изд. М. 1665 г.); его же пятое слово против ариан; его же о Божестве; ответы кн. Антиоху (подложные); евангельские притчи (также не Афанасиевы); Григория Богослова 50 слов (по Парижскому изданию 1630 г.) изд. М. 1665 г.; Василия великого шестоднев (по Базельск. изд. 1551 г.) изд. М. 1665 г.; Иоанна Златоуста беседу на пятидесятницу (в 1658 г.) и литургию (в 1649 г.); Иустина философа против Еллинов (по Пар. изд. 1636 г.); Иоанна Дамаскина книгу о вере, изд. в 1656 г.; слова о поклонении иконам; Арменопулову синтагму законов в 1659 г. (Царского. 17); соборное деяние о Русском патриаршестве в 1652 г.; наконец ирмолог. в) С латинского языка переведены: Афанасия Алекс. о псалмах 1649 г. (изд. при Моск. псалтыри 1650 г.); три слова Бернарда на Рождество Христово в 1650 г. (так говорят и Евфимий и Медведев, потому митр. Евгений ошибочно показывает, будто бы Епифаний сочинил слово на Рождество Христово); гражданские законы из Плиниева панегирика Траяну и Фукидидовой истории; Географию Европы и Азии (Библ. Общ. ист. 116); Венелеву Анатолию 1658 г.; о убиении короля Английского в 1649 г.; Лексикон Каленина в 1643 г. (след. еще в Киеве); перевод Каленинова словаря поправляем и дополняем был в Москве Епифанием вместе с Арсением Сатановским, в 1650 г. (см. Сергия Строева Памятники Славяно-Русские в заграничных библ. 57; Царского 554). Кроме того, Епифаний был главным помощником патр. Никону при исправлении церковных книг. 4) Для истории Евфимий упоминает об одном сочинении Епифания: «Об отшествии со престола Никона патриарха ». Вероятно, здесь разумеются деяния собора 1660 г., которые записывал Епифаний, подававший и особый голос свой о Никоне. Предисловия к книгам, издававшимся под особенным надзором Епифания, писаны Епифанием; они написаны умно, слогом прекрасным, и очень важны для истории. Таковы предисловия к Служебнику 1655, 1656, 1658 г., к Скрижали 1656 г., к Шестодневу 1650, 1660 г., Часослову 1653 г., Триоди постной 1656 г., Псалтыри следованной 1653, 1658 г., Цветной триоди 1658 г., Общей минее 1660, 1663 г., Каноннику 1662 г., Библии 1663 г., Служебной минее на сент. четверть 1666 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1 «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Отд. 5-й «Царь Феодор Алексеевич», стр. 467. С.-Петербург 1874 г. 4 «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Отд. 5-й «Царь Феодор Алексеевич», стр. 467–469. 5 «История русского раскола, известного под именем старообрядчества» 2 пер. гл. 5 стр. 328. С.-Петербург 1855 г. 6 протоиерей П. Ф. Николаевский. «Патриаршая область и русская епархия в XVII в.» 1888 г. «Христианское чтение». 1–2. (январь-февраль), стр. 150–189. 9 «Руководство к русской церковной истории» 2-е изд., стр. 242 сравн. 273 и др., Казань 1876 г. 11 Если считать год по современному с января по январь, то по Воробьеву выходит, что деяния собора начались в Ноябре 1680 года, а не 1681 года и окончились в апреле 1682 г., т. е. должны быть приурочены им к трем годам: 1680, 1681 и 1682-му. Относя-же 16 месяцев время заседаний собора – на 1681–1682 гг.., Воробьев, очевидно, имел в виду здесь, к большому недоумению современного читателя, сентябрьские годы, а не современные нам – январские. По-современному нам счету годов заголовок его сочинения нужно прочитать так: «О Московском соборе 1680 1681 и 1682 годов», а не 1681–82, как значится у него. 13 «Патриаршая область и русская епархия в XVII в.», «Христианское чтение». 1888 г. кн. I стр. 186 примеч. 1. 14 В 4-й долю листа на 79 страницах, вставлено в рукописный сборник принадлежавший П. М. Строеву. 17 Текст этого документа в сравнении его с черновым рукописным подлинником помещен в приложениях к настоящему исследованию 10. 18 Эти надписи, как вполне выражающие предмет содержания каждой тетради, удержаны и при напечатании этих тетрадей в приложениях к настоящему исследованию. 19 При нижеследующем описании документов автор имеет в виду читателя, ознакомившегося предварительно с текстом их по приложениям. 20 По листам скреплена роспись Тверская, но разобрать имя и фамилию стряпчего невозможно, так как листы на местах скрепы отрепаны. 24 Московский архив Министерства Юстиции. Сибирский приказ столбец 592 Грамота цари Алексея Симеону, архиепископу Тобольскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти царя Алексея Михайловича († 29 янв. 1676) патриарх Иоаким (Савёлов) , противник Н., начал новое следствие против бывш. патриарха. Приставы обвинили Н. в использовании обращения «святейший патриарх», жестокости и битье палками стрельцов, лечении мирян, многие из которых умерли, в строительстве богатых келий и т. п. Выяснилось, что в нояб. 1668 г. к Н. приходили казаки с Волги и уговаривали идти с ними, о чем приставы сообщили в Москву, а Н. не сообщил (Дело о патр. Никоне. 1897. С. 341-351). По результатам следствия Н. в июне 1676 г. был переведен в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , в к-ром пробыл до 1681 г. Его содержали под караулом, он не мог выходить за пределы мон-ря. Ситуация начала меняться в 1678 г., когда Н. стал благоволить царь Феодор Алексеевич , по-видимому, вследствие заступничества царевны Татьяны Михайловны, с детских лет почитавшей Н. (см.: Шушерин. 1871. С. 94). В мае 1678 г. Феодор Алексеевич и Татьяна Михайловна сделали богатый вклад в Белозерский мон-рь. 5-8 сент. 1678 г. царь ездил на богомолье в Новоиерусалимский мон-рь, это была первая после опалы Н. поездка царя в эту обитель. Феодор Алексеевич стал оказывать мон-рю покровительство, неоднократно посещал его в 1678-1681 гг., имел намерение завершить строительство монастыря. 5 дек. 1678 г. Феодор Алексеевич отправил Н. собственноручное письмо, посылал подарки, уговаривал патриарха Иоакима вернуть Н. из ссылки. Исследователи связывают изменение отношения к Н. не только с личной симпатией царя к бывш. патриарху, но и с намечавшейся царем церковной реформой ( Седов. 2006. С. 422-452). Летом 1681 г. Н. позволили покинуть место ссылки, и он отправился в Воскресенский мон-рь. 26 июня 1681 г. были посланы царские грамоты к вост. патриархам с ходатайством о прощении Н. и о возвращении ему сана патриарха. Посылка грамот была связана с тем, что Московский патриарх Иоаким не давал согласия на освобождение Н. 16 авг. 1681 г. Н. на стругах достиг Ярославля, 17 авг.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010