Малороссийскге и Переяславские: Сильвестр Лебединский 1799–1803. Полтавские и Переяславские: Сильвестр Лебединский 1803–1807. Феофан Шиянов 1807–1812. Анатолий Максимович 1812–1816. Мефодий Пишнячевский 1816–1824. Георгий Ящуржинский 1824–1830. Нафанаил Павловский 1880–1834. Гедеон Вишневский 1834–1849. Архп. с 1844. Иеремия Соловьев 1849–1850. Нафанаил Савченко 1850–1860. Александр Павлович 1860–1862. Иоанн Нетин 1862–1887. Архп. с 1878. Иларион Юшенов 1887–1904. Иоанн Смирнов 1904–1910. Назарий Кириллов 1910. Архп. Прилукское викариатство, учр. в 1884 г. Епископы (в Полтаве): Иларион Юшенов 1884–1887. Михаил Грибановский 1894–1893. Тихон Клитин 1895–1896. Менандр Созонтьев 1896–1897. Филипп Бекаревич 1897–1899. Гедеон Покровский 1899–1904. Гавриил Голосов 1904–1905. Феодосий Олтаржевский 1905–1908. Георгий Ярошевский 1908–1910. Сильвестр Ольшевский 1911. Псковская, учр. в 1589 г. Кафедра в Пскове Епископы Псковские и Изборские: Мисаил 1589–1592. Геннадий 1595–1609. Иосиф 1610. Сильвестр 1613–1615. Архп. Архиепископы Псковские, Изборские и Нарвские (до 1764 г.): Иоаким 1616–1623. Павел 1623–1626. Иоасаф 1627–1634. Левкий 1634–1649. Макарий 1649–1664. Арсений 1665–1681. Митрополиты: Маркелл 1681–1690. Иларион Смирного 1691–1698. Иосиф Римский-Корсаков 1698–1717. Архиепископы: Феофан Прокопович 1718–1725. Еп. до 1720. Рафаил Заборовский 1725–1731. Еп. Варлаам Леницкий 1731–1738. Еп. до 1732. Стефан Калиновский 1739–1745. Еп. Симон Тодорский 1745–1754. Еп. до 1748. Епископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1758–1761. Гедеон Криновский 1761–1763. Псковские и Рижские (с 1764 до 1799 г.): Иннокентий Нечаев 1763–1798. Архп. с 1770. Архиепископы Псковские, Лифляндские и Курляндские (с 1799 до 1833 г.): Ириней Клементьевский 1798–1814. Мефодий Смирнов 1814–1815. (С 1815–1816 упр. ед. Архп. Черниговский Михаил Десницкий) . Евгений Болховитинов 1816–1822. Евгений Казанцев 1822–1825. Мефодий Пишнячевский 1825–1834. Псковские и Лифляндские (с 1833 до 1850 г.): Нафанаил Павловский 1834–1849. До 15 июня 1836. г. Еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

с 23.12.1862 архиепископ с 16.04.1878 по 14.11.1887 на покое; 08.07.1889 Иларион (Юшенов), епископ бывший епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии с 14.11.1887 18.01.1904 Викарии Полтавской епархии Прилукские епископы Викариатство учреждено 31 марта 1884 года Имена Сведения Иларион (Юшенов), епископ рукоположен с 29.04.1884 по 14.11.1887 епископ Полтавский и Переяславский; 18.01.1904 ПСКОВСКАЯ Учреждена в 1589 году Псковская и Изборская Кафедра в Пскове Имена Сведения Мисаил, епископ рукоположен с апреля 1589 21.04.1592 Геннадий, архиепископ рукоположен с 16.02.1595 24.08.1609 Иосиф, епископ упоминается неизвестно Сильвестр, епископ бывший епископ Вологодский и Великопермский с 11.07.1613 01.12.1615 Псковская, Изборская и Нарвская С 1616 года Имена Сведения Иоаким, архиепископ рукоположен с 06.07.1616 24.04.1623 Павел, архиепископ рукоположен с 12.10.1623 по 31.12.1626 митрополит Сарский и Подонский Иоасаф, архиепископ рукоположен с 01.01.1627 по 06.02.1634 патриарх Московский и всея Руси Левкий, архиепископ рукоположен с 06.07.1634 по сентябрь 1649 отстранён; 04.08.1654 Макарий, архиепископ рукоположен с 04.11.1649 20.07.1665 Арсений, архиепископ рукоположен с 12.03.1665 по 1681 на покое; 01.05.1683 Маркелл, митрополит бывший архиепископ Суздальский и Юрьевский c 6.09.16Sl по 08.09.1690 митрополит Казанский и Свияжский Иларион (Смирнов), митрополит рукоположен с 01.02.1691 22.06.1698 Иосиф (Римский-Корсаков), митрополит рукоположен с 18.09.1698 (17.09.1699) по январь 1717 на покое; 22.06.1717 рукоположен; с 07.02.1718; архиепископ с 31.12.1720 по 25.06.1725 архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феофилакт (Лопатинский), архиепископ бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 25.06.1725 по 15.07.1726 архиепископ Рязанский и Зарайский Рафаил (Заборовский), епископ рукоположен с 15.08.1726 по 13.04.1731 архиепископ Киевский. Галицкий и всея Малыя России (Руси) Варлаам (Леницкий), епископ бывший епископ Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской епархии, с 13.04.1731;

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

6. Афоний хирот. 1635, по 14 летн. правлении 1649 оставил престол и 1652 престав. 7. Никон хирот. 1648, правит. по 1652, и по 3 летнем правлении поставлен Всероссийским Патриархом. 8. Макарий II, хирот. 1652, по 10 летн. правлении в 1662 году престав. 9. Питирим переведён из Крутиц 1664, в 1672 году по 8 летн. правлении возведён в Патриаршество Всероссийское. 10. Иоаким хирот. 1673, по 7 месячном правлении в 1674 году возведён на Патриаршество Всероссийское. 11. Корнилий переведён из Казани 1674, по 22 летнем правлении оставил престол 1696, и преставился 1698 года в Зеленецком монастыре. 12. Евфимий переведён из Крутиц 1695, преставился 1697, прав. 1. 13. Иов хирот. 1697, по19 летнем правлении 1716 преставился. По сем были паки Архиепископы 1. Феодосий Яновский хирот. 1721, по 4 летнем правлении 1725 извержен и сослан в заточение. 2. Феофан Прокопович 1725 года переведён из Пскова, и по 11 летнем правлении 1736 преставился. 3. Амвросий Юшкевич переведён из Вологды 1740, по 4 летнем правлении 1745 года преставился. 4. Стефан Калиновский, переведён из Пскова 1745 года, по 8 летах правления преставился 1753 года. 5. Димитрий Сеченов, переведён из Рязани 1757 Архиепископом, а потом пожалован Митрополитом, и по 10 летнем правлении преставился в 1767 году. По нем до ныне были. Митрополиты Новогородские и Санкт-Петербургские 1. Гавриил Петров, переведён из Тверских с 1775 года, и был по 1783 Архиепископом Новгородским и Санкт-петербургским. А потом пожалован Митрополитом. По 26 летнем правлении 1801 преставился. 2. Амвросий Подобедов из Казанских Архиепископов с 1799 по 1801 год был Санкт-петербургским Архиепископом, а с того времени Митрополитом Новгородским, Санкт-петербургским, Эстляндским и Финляндским. Список преосвященных Архиереев Викариев Новогородских Викарные Архиереи Новогородской Митрополии начались в конце XVI века при Царе Великом Князе Феодоре Иоанновиче, по установлении в России Патриаршества, а в Новгороде Митрополии. I. Епископы, именовавшиеся Корельскими и Ладожскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1992 г. жители пос. Нов. Быт организовали православную общину, к-рой был передан собор Всемилостивого Спаса. 1 июня 1995 г. Д. п. была возобновлена, настоятелем назначен иером. (впосл. архим.) Герман (Хапугин; † 26 июля 2005), 6 окт. 2005 г.- архим. Роман (Гаврилов), 10 авг. 2006 г. хиротонисанный во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 6 окт. 2011 г. решением Свящ. Синода настоятелем был назначен иером. Сергий (Куксов). В сент. 2006 г. в Д. п. проживали архимандрит, игумен, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха. 23 мая 1997 г. в Д. п. были обретены мощи прп. Давида, находящиеся ныне в Знаменском храме, слева от царских врат. Братия составила службу с акафистом прп. Давиду Серпуховскому. Благоустроено монастырское кладбище, в 2002 г. найдено и восстановлено захоронение ген. Дохтурова. Обитель имеет подворья при Преображенском храме в дер. Ст. Спас и при храме прп. Давида Серпуховского близ дер. Талеж. Арх.: РГАДА. Ф. 1447. Оп. 1 (1725-1885). Ист.: Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 350; Горчаков М. , свящ. Монастырский приказ (1649-1725). СПб., 1868. 17; ПСиР. 1869. Т. 1. 58; 1889. Т. 5. 1892; Холмогоровы В. и Г. Ист. материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1889. Вып. 7; 1896. Вып. 9; Клейн В. К. Царские жалования церквам в XVII в.//Моск. церк. старина: Тр. Комиссии по осмотру и изучению памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. М., 1911. Т. 4. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание... Воскресенского мон-ря. М., 1876; Симсон П. Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественной историей. М., 1880; Токмаков И. Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892; Виноградов Н. П. , диак. Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Моск. губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1975. Т. 2; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988; Прокин А. Давидова пуст.//Лопасненские страницы. Чехов, 1991. С. 8-13; Ефремов А. Обитель прп. Давида//Моск. журнал. 1992. 1. С. 42-44; Воропаева Е. Пробуждение Давидовой пуст.//Народная газ. 1999. 4 нояб.; Васильева М. Давидова пуст., чистый родник//Моск. ЦВ. 2000. 3/4. Март. С. 6; Зырянов П. Н. Русские мон-ри и монашество в XIX и нач. XX в. М., 2002. С. 288; Архиерейское богослужение в Давидовой пуст.//Моск. ЕВ. 2003. 11/12. С. 41-43; Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: К 400-летию ее основания, 1515-1915/Изд. Давидовой пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность//Моск. ЕВ. 2004. 6/8. С. 120-125; Вознесенская Давидова пуст. Чехов, 2004; Мон-ри в окрестностях Москвы. М., 2004. С. 198-218; Яковлев И. Вознесенская Давидова пуст.//ЖМП. 2004. 5. С. 12-33.

http://pravenc.ru/text/168568.html

Итак, необходимо было преобразование в положении привилегированных судебно-гражданских отношений духовенства и лиц, ему подвластных по служебным и владельческим отношениям. Нужда в преобразовании чувствовалась всеми – и самим духовенством, и народом, и боярами, и государством. Вот почему при составлении и обнародовании Уложения 1649 г. «Государь царь и Великий Князь Алексей Михаилович всея России, по челобитью стольников и стряпчих и дворян московских и городовых дворян и детей боярских и гостей и гостиные и суконные и иных разных сотен и слобод и городовых торговых и посадских людей, указал Монастырскому Приказу быти особно» 140 , как общему судебно-гражданскому государственному учреждению для лиц духовных и подвластных им, по служебным и владельческим отношениям, людей. Замечательно, что XIII глава Уложения о Монастырском Приказе облечена в особую торжественную форму: в ней указывается на челобитье всяких людей, в начале ее поставлено с особенной обстановкой имя Государя с титулом; притом с особенною ясностью указывается, что происходит, по указу Государя, реформа в положении подсудности духовенства в гражданских делах. Все показывает, что реформа была очень важная, хотя все дело, по-видимому, состояло только в том, что Монастырский Приказ, уже существовавший в виде особого отделения при Приказе Большого дворца, но неразлучно с ним, учреждается особым, самостоятельным судебным местом для дел гражданских. Мы теперь и приступим к рассмотрению Приказа Монастырского по Уложению и за первое почти тридцатилетнее его существования. 11 Это положение бесспорное. См. Уставы св. Владимира и Ярослава. Доп. к А. И. Т. I. 1. Ист. Росс. Госуд. Карамзина. Т. II. пр. 108. Описание Киев. Соф. Соб. стр. 235–244, изд. 1825. Обозрение Кормчей книги Розенкампфа изд. 1-е стр. 51. «О значении Кормчей книги». Калачева. М. 1852. 15 См. Правила Собора Владимирского на Клязьме в 1274 г. I ч. «Русск. Достопамятности».Опис. Киево-Соф. Соб. преосв. Евгения, изд. 25 г. стр. 250. 16 Полное Собр. Русск. Лет. Т. I, стр. 192, под 1229 г. У епископа Ростовского Кирилла было отнято все его богатство «некою тяжею, судившю Ярославу тако, ту сущю ему на сонме». А. А. Э. I. 9. В уставной грамоте вел. кн. Василия Дмитриевича (1390–1402): «а будет кто ударит челом мне, Великому князю на митрополича наместника, или на десятильника, или на волостеля, и мне князю великому судити самому».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Он же. Собрание славяно-русских рукописей В. М. Ундольского. М., 1870. Он же. Собрание рукописей И. Д. Беляева (Московский Публичный и Румянцевский музеи). М., 1881. Вицин А. Третейский суд по русскому праву. М., 1856. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1886. Вып. 1. Востоков А. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. Гальковский И. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1; М., 1913. Т. 2. Главные вопросы по преобразованию духовного судопроизводства. Материалы к деятельности Комитета по преобразованию духовно-судебной части в 1870–1873 гг. СПб., 1870–1873. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. 1. Первая половина тома. 2-е изд. М., 1901; Вторая половина тома. 2-е изд. М., 1904; Т. 2. Первая половина тома. М., 1900. Горчаков М. И. прот. Была ли учреждена инквизиция в Восточной Церкви. СПб., б. г. Он же. К истории эпитимийных Номоканонов (пенитенциалов) Православной Церкви. СПб., 1874. Он же. Монастырский Приказ (1649–1725 гг.). СПб., 1868. Он же. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Святейшего Синода. СПб., 1871. Он же. О тайне супружества. Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й (по спискам патриархов Иосифа и Никона – 51-й) главы печатной Кормчей книги. СПб., 1880. Он же. Церковное право. СПб., 1909. Греков Б. Д. Новгородский дом святой Софии: Опыт изучения организации внутренних отношений крупной церковной вотчины. СПб., 1914. Ч. 1. Григоровский С. Причины и последствия развода и бракоразводный процесс на суде духовном. СПб., 1898. Он же. О разводе. Причины и последствия развода и бракоразводное судопроизводство: Историко-юридические очерки. СПб., 1911. Григорьев В. О. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. М., 1842. Громогласов И. Определения брака в Кормчей и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения. Сергиев Посад, 1908. Вып. 1. Демченко В. Историческое исследование о показаниях свидетелей, как доказательстве по делам судным, по русскому праву до Петра Великого. Киев, 1859.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Он много раз говорил царскому величеству, что Уложенная книга не согласна с правилами св. апостол и св. отец и градскими законами греческих государей, хотя Уложение должно было опираться на эти основания 187 . Сделавшись в 1649 г. митрополитом Новгородским, Никон находил для себя и своей епархии невозможным стоять под зависимостью Монастырского Приказа и светских судей. По его просьбе царь Алексей Михайлович пожаловал ему несудимую грамоту 188 . Но несудимая грамота не избавила Никона от вмешательства новгородского воеводы в дела новгородской митрополии. Потому Никон, при личном свидании с государем в Москве, горько жаловался на вмешательство светских властей в дела церковные. В 1652 г. Никон избран в патриарха всероссийского. Во вступительной в патриаршество речи он поставляет условием своего согласия на избрание послушание паствы заповедям Христовым и правилам церковным. В этом усматривают намек Никона на Монастырский Приказ и на подсудность духовенства гражданским властям 189 . В период своего благополучного патриаршества он много раз говорил государю, чтобы «искоренить уложенную книгу», как бы взамен ее издал Кормчую книгу в печати и убедил царя разослать по всем воеводам выписки из греческих Номоканона законов и повелеть им судить по этим законам дела уголовные. Несмотря на все старания Никона ограничить суд светских лиц над духовенством, он видел, что «мирские люди вступаются постоянно в духовные дела и святительские суды, делают всякие дела в Монастырском Приказе и служить духовных заставляют». Видя это, он дозволял себе резкие суждения о Монастырском Приказе. За эти суждения он подвергал себя нерасположению бояр и даже опасности. Чтобы обезопасить от непосредственного суда их, Патриарх исходатайствовал себе подтверждение несудимой грамоты, данной Михаилом Феодоровичем патриарху Филарету Никитичу 190 – Так Никон в течение благополучного своего патриаршества защищался по возможности от Монастырского Приказа, хотя и не совсем успешно. Но с 1656 года начинается печальная судьба Никона на патриаршем престоле. Бояре умели расстроить долголетнюю дружбу Никона с Алексеем Михайловичем. Между друзьями открылись недоумения, недоверчивость и, наконец, явный разрыв. Никон неожиданно оставляет патриарший престол и удаляется в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

13) О прочем же ему, что в его деле прилучиться может, чего в сей инструкции не изъяснено, а сам исправить не может, а оное будет к повреждению и убытку Его Величества интересу, то надлежит ему заблаговременно объявлять и между тем стараться по крайней возможности, чтоб то упредить и до вреду не допустить и иметь все вышеписанное по крайней верной справедливости с принадлежностью исполнить и в прочем по данным настоящим и впредь изданным Его Императорского Величества регламентам и уставам, в чем ежели оные их делу касаются, подданнейше поступать. 14) Ему же у вышеписанных сборов о всех указных сборах чинить, как выше сего означено и сбирать сборы со всяким поспешением, не норовя нимало никому и не упущая ничего в доимку, и в рентерею отдавать без умедления, а подданным синодальной команды обид налог не чинить и взятков с них никаких ни за что не имать и подчиненных своих, которые под его командой при тех сборах будут кто б они какого звания не были, до того отнюдь не допущать под опасением за преступление самому и за несмотрение над подчиненными по указам Его Императорского Величества и по генеральному регламенту штрафа о всех сборах, какого б они звания не были, присылать в Москву в Монастырской Приказ все месячные рапорты по сборам, что каких порознь собрано и в рентереи отдано будет, и что за тем донять означая именно, как о том объявлено выше сего в 9-м пункте. Ему ж будучи при вышеписанных сборах взять из всех монастырей от начальствующих ведомости, что за которым монастырем земель, дворовых мест, пустошей и сенных покосов и других угодий, которые от них отдаются посторонним в отдачу из оброку, також и их монастырским крестьянам мельниц и рыбных ловель, и кто чем владеет и из какового оброку и откуда по отдаче и с которого году и куда те оброчные деньги платят, и из тех ведомостей учиня обстоятельную выписку, и ту выписку и означенные собранные ведомости закрепя своей рукой прислать в Монастырской Приказ. 16) В той же провинции всех монастырей заопределенных вотчин осмотреть и учинить повотчинно описные книги, что в которой вотчине дворового числа и поименно мужеска пола людей и сверх государственных доходов по чему каких оброков на монастырь платили или ныне платят, тако ж по скольку десятинной пашни прежде сего на монастырь было и кому какова порознь сеяно и ныне сеется хлеба и сена в укосе бывает и с 710 году кому то все они платили, в казну ли Императорского Величества или в монастыри, и есть ли в тех платежах отписи и исследовать тех вотчин со сказками крестьянскими – кто для взятья с них вышепоказанных оброков и доходов кроме государственных сборов и откуда присылан, також в тех всех заопределенных вотчинах, что какова где монастырского строения дворов и прочего и налицо всякого хлеба молоченого, гуменного сена и прочего, лошадей, рогатого порознь скота и всяких птиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1723 г. 401 Из присланных из Сената в Синод генваря 24 числа сего 1724 года пунктах говорится: 1) «Что останется во всем государстве денег и хлеба за осмигривенными у монастырей, дабы потому разложить, где сколько содержать нищих и сирот и монахов, им служащих и для службы Божией, также училища яко семинарии и прочее». Синодское мнение. Во всем государстве останется денег и хлеба за осмигривенными сборы в домах архиерейских и в монастырях определенных, кроме домов архиерейских и монастырей неопределенных, по прежде состоявшейся Монастырского Приказа табели денег 515000 р. 19 алт. 5 д. с полпол 1 д.; десятинной пашни 4937 десятин с полу, да 3 жеребя. И сие расположить бы на содержание Синода и кантор, до него надлежащих, и нищих, госпиталь, и училища, и семинарии; а монахи для того зде не прилагаются, что они по прежнему табельному окладу жалованьем обложены; а ныне которые монахи убавляются в монастырях, а вновь не будет на их места постригать, и тех убывших жалованьем подвышить жалованье священнослужителям церковным; а сколько по убавлении в каком монастыре содержать священнослужителей и монахов, тому число положить; так же и во архиерейских домах певчих и прочих служителей по пропорции домов положить. С вышеписанных десятин по табелю показано хлеба 1921 четверть пол 4 четверика. 2) «В Синоде учинить Коллегию подобно Камер-коллегии, где все расположения сборов всех их домашних (кроме генеральных на войско сборов, которые у земских комиссаров будут), кому почему доведется брать и что в госпитали». Синодское мнение. В Синоде мнится лучше учинить Кантору для расположения сборов и для дачи жалованья служителям синодальной команды, а не Коллегию, понеже на Коллегию для множества судей и приказных людей немалая сумма исходить будет на жалованье. К ней же совокупить и Дворцовый Приказ. А что в сем же пункте чрез домашние доходы разумеется, требовать ясного известия. 3) «И учинить казначея и цалмейстеров в таком образе, как в Адмиралтейском Уставе определено, которые по учиненной табели должны давать деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

175 В описи монастыря 1641–1643 годов содержится поименный список монахов монастыря. Между духовным завещанием Варсонофия Якимова и описью монастыря 1641–1643 годов имеем известие о числе монахов монастыря в описании осады его Поляками, принадлежащем Аврамию Палицыну. Палицын говорит, что во время осады монастыря Поляками от свирепствовавшей в нем цинги умерло 297 братов (гл. 37), так что все количество монахов монастыря должно было бы полагать, по нему, не менее как в 350 человек. Но или цифра у Палицына совершенно ошибочна, или должно разуметь у него не одних собственных монахов монастыря, но и пришлых (каковыми могли быть, например, монахи Переяславских и Ростовских монастырей), ибо иначе увеличение числа монахов монастыря между годами 1595 и 1609 (время свирепствования в монастыре цинги) на целые 150 человек было бы совершенно необъяснимым для нас и совершенно невероятным. Есть сведения о числе монахов в монастыре у иностранных писателей, но они имеют то значение, что показывают, насколько Русские увеличивали число монахов монастыря пред иностранцами и насколько иные из иностранных писателей сами способны были к преувеличениям. Первого класса писатели суть Фабри, писавший в 1525 году и говорящий, что в монастыре почти всегда бывает 300 человек братии, и Олеарий, писавший в половине XVII века и говорящий, что в его время монахов в монастыре было более 300 человек; второго класса писатель есть Павел Алеппский, писавший во второй половине XVII века, который утверждает, будто монахов в монастыре было в его время 500 человек (Антоний Поссевин, писавший между 1581–1586 годами, говорит, что монахов в монастыре около 200 человек, и это должно быть понимаемо или так, что, не доверяя показаниям Русских, он сократил число монахов по своим соображениям, или так, что ему удалось получить относительно числа монахов настоящие сведения). 176 О числе монахов монастыря в 1715 году сообщает сведения Ландратская сего года книга по Московской губернии, которые заимствуются нами не непосредственно из нее самой, а через посредство «Путеводителя из Москвы в Троице-Сергиеву лавру» И. М. Снегирева (М., 1856, с. 28); о числе монахов монастыря, определенных Монастырским приказом, см. у свящ. М. Горчакова в исследовании «Монастырский приказ (1649–1725 гг.)» (Спб., 1868, прилож., с. 43, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010