Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Основные понятия ВКЛАДНЫЕ КНИГИ разновидность документов, велись в крупных рус. мон-рях и нек-рых соборах в сер. XVI - нач. XX в. ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения ДЕСЯТИНА в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению ЕДИНОНАЧАЛИЕ порядок управления, предполагающий сосредоточение адм. властных полномочий у одного должностного лица МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ объединение епархий, возглавляемое митрополитом и обладающее ограниченной внутренней самостоятельностью МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. НАГРАДЫ ЦЕРКОВНЫЕ один из видов поощрения клириков и мирян, в исключительных случаях также лиц, не принадлежащих к Церкви, за их заслуги в служении Церкви на разных поприщах НАМЕСТНИК должностное лицо в России в разные периоды ее истории, в Великом княжестве Литовском и нек-рых др. гос-вах, а также в РПЦ НЕСТЯЖАТЕЛИ представители внутримонашеского течения, к-рые рассматривали монашеский обет нестяжания не только как индивидуальный, личный обет каждого монаха, но и переносили его в сферу социального бытия мон-ря ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ (до авг. 2000 - Отдел внешних церковных сношений; ОВЦС) Московского Патриархата, учреждение Русской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/354252.html

Положения, извлеченные из магистерской диссертации свящ. М. Горчакова о Монастырском Приказе 1. Подсудность по гражданским делам духовенства и подведомственных ему по владельческим и служебным отношениям лиц в древней России определялась не по предметам, а по лицам. 2. Отношения владельцев к земле в древней России содействовали образованию в церковных землях особой судебно-гражданской юрисдикции, независимой от общих областных государственных судов. 3. Сосредоточение судебно-гражданской подсудности церковных владений в непосредственном ведении великих московских князей и царей было средством к собиранию Руси около ее центра, Москвы, и к развитию русского государства. 4. Это сосредоточение было вызываемо не только политикой государей, но и условиями церковной администрации. 5. Первоначально Приказ Большого Дворца был местом означенного сосредоточения. 6. Монастырский Приказ 1649 г., выделившийся из Приказа Большого Дворца, как «особое» учреждение, явился исторической необходимостью. 7. Идея Монастырского Приказа 1649 г. – введение нового, государственного начала судебно-гражданской подсудности духовенства и лиц, подведомственных ему по служебным и владельческим отношениям. 8. Закрытие Монастырского Приказа в 1677 году надобно объяснять недостаточностью законов, его установивших. 9. Идея, выразившаяся в учреждении Монастырского Приказа по Уложению, имела в исторической жизни народа и государства все задатки для своего развития и после 1677 г. 10. Петровский Монастырский Приказ есть возобновление прежнего Приказа, но в видах, главным образом, финансовых: в его восстановлении выражалась идея перевода церковных вотчин в безусловное ведение государства. 11. Переписи 1701, 1710, 1715 и след. годов приравняли разные виды крестьянства в церковных вотчинах к одинаковому состоянию. 12. Как произведение приказной системы государственных учреждений, Петровский Монастырский Приказ не мог твердо и особно стоять рядом с областным общегосударственным устройством и с учреждением Коллегий должен был закрыться. 13. Восстановление его под ведомством Св. Синода состоялось для вотчинного управления церковными землями, но с характером государственным. 14. Монастырский Приказ 1721–1724 г. не мог порешить окончательно вопроса о церковных вотчинах в России: переименование его в Камер-контору, между прочим, служит тому доказательством. Читать далее Источник: Монастырский приказ. (1649-1725 г.) : Опыт ист.-юрид. исслед./[Соч.] Свящ. М. Горчакова. - Санкт-Петербург : тип. А. Траншеля, 1868. - 296, 159 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XIII (2.02.1649, Гравина, Италия - 21.02.1730, Рим; мирское имя - Пьетро Франческо Орсини), папа Римский (29 мая 1724 - 21 февр. 1730). Происходил из древнего рода герцогов Гравинских и, будучи наследником, вопреки воле отца вступил в орден доминиканцев (февр. 1668). В 1672 г. папа Климент X назначил его кардиналом, в 1675 г. возвел в сан архиепископа Манфредонского в Неаполитанском королевстве. С 1680 г.- епископ Чезенский, в 1686 г. папой Иннокентием XI был назначен архиепископом Беневента, где провел 2 поместных Собора (1693 и 1698) и прославился пастырским служением. После смерти Иннокентия XIII (март 1724) избран папой Римским. Согласно первым папским посланиям, начал свой понтификат под именем Бенедикта XIV, но, поскольку кард. Педро де Луна, ставший папой в Авиньоне под именем Б. (1394-1417), был признан схизматиком и антипапой , Орсини принял имя «Бенедикт XIII». Скромный и аскетичный Б. отказался жить в Папском дворце и выбрал себе маленькую келью. Будучи скорее духовным пастырем и монахом, он заботился об утверждении мира и согласия в католич. Церкви и много времени отдавал пастырской деятельности, в т. ч. дважды посетил приходы своей бывш. епархии. Провел неск. канонизационных процессов, возведя к лику святых католич. Церкви Алоизия Гонзагу , Хуана де ла Крус , Станислава Костку и др. Большое внимание уделял образованию священников, буллой «Creditae nobis coelitus» (1725) обязал епископов учреждать семинарии в своих епархиях, а также образовал Конгрегацию семинарий (в наст. время Конгрегация католического образования). В 1727 г. Б. подтвердил буллу «Unigenitus» папы Климента XI, осудившего янсенизм . Бреве от 1729 г. Б., обратившись к фигуре Григория VII , подтвердил также примат папы над светскими государями, что вызвало недовольство франц. галликанского духовенства. В решении политических вопросов Б. полностью находился под влиянием своего секретаря кард. Николая Косция. Его злоупотребление доверием престарелого понтифика стало причиной вспыхнувшего после смерти Б. народного восстания в Риме. Новый папа Климент XII (1730-1740) предал суду кардинала, и тот был приговорен к 10 годам заключения в замке св. Ангела и к уплате 100 тыс. скудо штрафа. Соч.: Opere tutte latine et italiane di Benedetto XIII. Ravenna, 1728-1734. 3 vol. Лит.: Pittori G. B. Vita del sommo pontifice Benedetto XIII. Venezia, 1730; Pastor L. von. Geschichte der Päpste. Fribourg, 1930. S. 461-604; Cardillo G. Benedetto XIII e il giansenismo//Memorie Domenicana. 1941. Vol. 58. P. 217-222; 1942. Vol. 59. P. 38-43; Vignato G. B. Storia di Benedetto XIII dei Frati Predicatori. Mil., 1952-1976. 9 vol. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78052.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) МЕЛЕТИЙ (Смотрицкий Максим Герасимович; ок. 1577 - 1633), правосл. архиеп. Полоцкий, с 1631 г. униат. архиеп. Иерапольский, писатель-полемист, богослов, филолог МЕФОДИЙ (Филимонович Максим; † нач. 1690), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, местоблюститель Западнорусской митрополии МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († не ранее 26.12. 1660), архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, игум. Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова мужского монастыря МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в. - нач. марта 1609), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии МИХЕЙ († кон. XIV - нач. XV в. (?), Троице-Сергиев мон-рь), Радонежский, мон. Троице-Сергиева мон-ря, ученик, келейник и собеседник прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. МЦЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь, располагался на сев.-зап. окраине г. Мценска НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии) НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.)

http://pravenc.ru/rubrics/121748_11.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) IX. Епархия Псковская Псковская епархия учреждена в 1589 г. Пятая из второклассных. I. Епископы Псковские и Изборские 1. Мисаил хирот. в апр. 1589 из архим. Юрьева монастыря; † в мор 21 апр. 1592. (Не 1593 ли? Новг. Лет., 293). 2. Геннадий хирот. 16 февр. 1595 из архим. Чудова монастыря; † 24 авг. 1609. 3. Иосиф , архиеп. упом. в окт. 1610 (Акт. Ист. II, 360). 4. Сильвестр , еписк. Корельский, потом Вологодский, с 11 июля 1613; † 1 дек. 1615. II. Архиепископы Псковские и Изборские 5. Иоаним хирот. 6 июля 1616 из архим. Псково-Печерского монастыря; † 24 апр. 1623. 6. Павел хирот. 12 окт. 1623, из игум. Антониевских, а 31 дек. 1626 перев. на епархию Крутицкую. 7. Иоасаф хирот. 14 янв. 1627 из архим. Псково-Печерского монастыря, а 6 февр. 1634 возведён в патриарха Всероссийского. 8. Левкий хирот. 6 июля 1634 из архим. Симонова монастыря; в 1649, лишённый епарх. вызван в Москву; † 4 авг. 1654 (в мор). 9. Макарий хирот. 4 нояб. 1649 из архим. Псково-Печерских; в 1664 отошёл в Гремячий мнтрь и † 20 июля 1665. 10. Арсений хирот. 12 мар. 1665, из игум. Московского Вздвиженского монастыря в 1681 отошёл в Сереткин мнтрь и там † 1 мая 1683. III. Митрополиты Псковские и Изборские 11. Маркелл 6 сент. 1681 перев. из Суздаля, а 8 сент. 1690 в Казань. 12. Иларион Смирного хирот. 1 февр. 1691 из архим. Спасо-Ярославского монастыря; † 22 июня 1698. Погребён в Троицком соборе. 13. Иосиф Римский-Корсаков хирот. 18 септ. (sic) 1698 из архим. Московского Высокопетровского монастыря; в янв. 1717 отошёл в Серпуховский Высоцкий и 22 июня †. IV. Епископы Псковские и Нарвские 14. Феофан Прокопович [ " Псковский, Изборский» и Нарвский] хирот. из игум. Киевобратских 7 апр. 1718; 31 дек. 1720 пожалован в архиепископа; 25 июня 1725 перев. в Новгород. 15. Рафаил Заборовский хирот. 15 авг. 1725 из архим. Колязина монастыря, а 13 апр. 1731 перев. в Киев. 16. Варлаам Леницкий в 1732 перев. из викариев. Киевских и 10 авг. пожалован в архиепископа; 9 янв. 1739 уволен на покой в Киевскую Лавру и там † ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Викарные кафедры: Старорусская, Кирилловская, Тихвинская, Крестецкая, Валдайская, Боровичская, Маловишерская, Демянская, Хутынская. 991/992 10.02.1030 15.10.1059 31.01.1109 1109(1110) 21.04.1156 10.08.1158 в/у св. Аркадий, нареченный 10.08.1158 19.09.1163 28.03.1165 в/у св. Илия, нареченный 28.03.1165 07.09.1186 29.03.1187 29.03.1187 24.05.1193 Св. Григорий 10.12.1193 24.08.1199(1200) 1199(1200) 03.07.1201 в/у Митрофан, нареченный 03.07.1201 22.01.1211 03.07.1223 Митрофан, паки 03.07.1223 25.02.1230 25.02.1230 20.07.1249 Спиридон 25.05.1251 в/у Далмат, нареченный 25.05.1251 21.10.1274 11.1276 11.1276 22.05.1299 Климент 05.1299 29.06.1300 в/у св. Феоктист, нареченный 29.06.1300 12.1308 05.06.1309 в/у Давид, нареченный 05.06.1309 05.02.1325 02.1326 в/у св. Моисей , нареченный 02.1326 05.1329 31.08.1330 03.07.1352 Св. Моисей III, лаки 15.09.1359 в/у Алексий, нареченный 07.05.1388 17.01.1389 в/у Иоанн III Порфирьев, нареченный 17.01.1389 11.08.1415 22.03.1416 22.03.1416 15.06.1421 Св. Симеон Хутынский 01.09.1421 30.08.1423 9.1423 09.1424 09.1424 01.11.1429 Евфимий Брадатый 13.11.1429 26.05.1434 в/у св. Евфимий II Михеев Вяжицкий, нареченный 26.05.1434 11.05.1458 19.03.1458 02.1459 в/у св. Иона Отенский, нареченный 02.1459 05.11.1470 15.11.1470 15.12.1471 в/у св. Феофил , нареченный 15.12.1471 07.1483 04.09.1483 24.06.1484 12.12.1484 26.06.1504 15.01.1506 04.1509 04.03.1526 19.03.1542 18.06.1542 06.1551 14.06.1551 29.10.1552 Серапион II Курцов (Курцев) 20.11.1552 24.02.1570 06.12.1571 20.10.1575 12.09.1576 26.06.1591 20.02.1592 15.04.1601 06.02.1603 10.04.1619 22.07.1619 12.09.1626 Макарий II 20.10.1626 17.12.1634 08.03.1635 07.01.1649 11.03.1649 25.07.1652 08.08.1652 14.11.1663 Макарий III 06.08.1664 07.07.1672 22.12.1672 26.07.1674 06.08.1674 03.03.1695 Корнилий 14.04.1695 06.12.1696 Евфимий III 06.06.1697 03.02.1716 03.02.1716 06.01.1721 06.01.1721 12.05.1725 24.05.1725 25.06.1725 25.06.1725 08.09.1736 29.05.1740 17.05.1745 18.08.1745 16.09.1753 22.10.1757 14.12.1767 01.01.1775 19.12.1800 19.12.1800 06.04.1818 26.06.1818 24.03.1821 24.03.1821 19.06.1821 29.06.1821 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 04.11.1848 17.09.1856 17.09.1856 01.10.1856 01.10.1856 17.06.1860 17.06.1860 11.08.1860 01.07.1860 07.09.1892 08.09.1892 21.11.1892 21.11.1892 13.08.1900 13.10.1900 17.10.1910 05.11.1910 29.07(11.08)1933 17(30)08.1923 01(14)05.1924 30.05(12.06)1924 20.08(02.09)1926 29.07(11.08)1932 29.07(11.08)1932 22.09(05.10)1933 Алексий II Симанский 22.09(05.10)1933 23.08(05.09)1936 (08.1941 16(29)04.1944 15(28)11.1955 09(22)10.1956 09(22)11.1956 10(23)08.1959 10(23)08.1959 24.09(07.10)1967 10(23)10.1967 23.08(05.09)1978 (24.08)06.09.1978 16(29)05.1986 в/у Антоний Мельников 16(29)07.1986 25.05(07.06)1990 в/у Апексий Ридигер 07(20)07.1990 Новгородская, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1893. С. 15). В 1608 г. царь Василий Иоаннович Шуйский пожаловал К. м. право «ходить одинова в год судном в Астрахань и класть по 20 тысяч пуд соли или рыбы»; царь Михаил Феодорович разрешил мон-рю владеть мостом и перевозом через р. Мёшу близ монастырской дер. Бима, а также дозволил беспошлинно ввозить в Москву 10 возов рыбы. В 1649 г. царь Алексей Михайлович писал нижегородскому таможенному голове: «...не велено с посылаемых из Спасского монастыря к Москве хлебных и всяких запасов пошлин, головщин и полозоваго брать». С 1699 г. указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей на имя архим. Алексия К. м. владел перевозом на р. Каме (Там же. С. 16-17). Со времени основания К. м. монастырскому хозяйству были дарованы особые права и привилегии. В 1555 г. царь Иоанн IV выдал архим. Варсонофию «несудную» грамоту, подтвержденную в 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем. Грамотой царя Алексея Михайловича 1649 г. повелевалось, чтобы «Митрополиту Казанскому Симеону Преображенскаго монастыря старцов и слуг за ссорою о вотчинной спорной Салманчинской земле ни в каких делах судом и расправою, кроме духовных дел, не ведать». В 1647 г. монастырские крестьяне получили некоторые льготы «в подворных сборах», в 1649 г. освобождались от привлечения по исковым делам, в 1696 г.- от взноса «стрелецкаго хлеба» (Там же. С. 18-19). В нач. 1725 г. настоятель К. м. и судья Казанского архиерейского дома архим. Иона (Сальников или Сальникеев) без ведома Синода «сам собою» приписал к К. м. казанский во имя Святой Троицы Феодоровский , казанский Кизический в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и Мусерский мон-ри со всеми угодьями, что стало предметом особого судебного разбирательства. Архим. Иона перевел в К. м. как братию, так и имущество приписных обителей. Но вскоре по инициативе Казанского архиеп. Сильвестра (Холмского) и кизического игум. Иакова самочинно приписанные мон-ри были отобраны у К. м. и приписаны к Казанскому архиерейскому дому (ОДДС. Т. 7. Стб. 16-18). Впосл. архим. Иона по неоднократным обвинениям в лихоимстве и др.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

6) А ближние к монастырю и пашенные села расстоянием от монастыря в версте, в двух, в трех, в четырех, и в пяти и в семи, и другие села с лесными и сенными угодьи, в которых селах по переписи 186 года было две тысячи триста двадцать четыре двора, а по переписи Ивана Сурмина явилось тысяча четыреста одиннадцать дворов с полудвором, по свидетельству Генералитета седмь тысяч седмь сот двенадцать душ, десятинной пашни двести девяносто шесть десятин с полу и со второю на десять долею десятин, сена четыре тысячи двести тридцать три копны, оброчных денег платят по тысяче по сту по семидесят по осьми рублев по девяносто по четыре копейки с четвертью, овса по сту по девяносту по три четверти по три четверика в год оставлены и при них монастырских служителей две части отобраны в ведомство Монастырского Приказа и ведали ведомцы помянутой Сурмин и другие. 7) И с того 1710 г. по 1717 г. за неудовольством монастыря деньгами и хлебом и определенными вотчинами и скудостью во оных крестьян и за умалением к снабжению пашни скота и на содержание оного сена находился оный монастырь во всяких недостатках и по объявленному определению всего дано со оскудением, а написано святых икон, каковые по обыкновению обителей святых в подносы происходят и на пристройки монастырских ветхостей на покупку посуды лесных и прочих припасов железа, уголья, извести, кирпича, конской сбруи и для господских и торжественных дней и бываемых приезжих на приемы потребных припасов ни по одной копейки в год не определено, а и служителям во всех послушаниях велено быть только осмнадцати человеком, которыми надлежащие послушания исправить было не можно. 8) И в 1717-м году марта 21 дня по указу блаженной и вечнодостойной памяти Его Императорского Величества Петра Великого Самодержца Всероссийского из Монастырского Приказа означенные заопределенные вотчины и бывые при ведомцах монастырские служители отданы в ведомство паки монастырским властям и содержаны порядочно и крестьянам от монастыря хлебная и лошадьми ссуда и всякое снабдение производилось, и многие из бегов чрез ходатайства от монастыря возвращены, с тех вотчин государственные всякие подати и положенные в прежде бывший Монастырской Приказ. а по нем в Коллегию Экономии оброчные деньги и хлеб собираны и плачены бездоимочно, и приплодной с десятинной пашни хлеб по нарядом той Коллегии за дачами заопределенным служителем хлебного жалованья, каковое и в бытность из Монастырского Приказа ведомцов из того ж хлеба производилось, отправляют в Москву без изъятия, а те заопределенные крестьяне за ссуды от монастыря и за всякое им снабжение и обережение от сторон, в монастыре и на скотных дворах потребные работы и починки ветхостей исправляли, и ближние, а именно: сел святого Яковлевского малого, Никольского, Заворжи, примонастырскую пашню пахали, сено косили, назмы возили, потребной в монастырь дубовой на оси и дроги и на обручье и прочие потребности, на каковые указами позволено, из угод монастырских имеющийся при тех селах лес привозили.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

При суждении о нашем труде просим читателей помнить состояние наших архивов, трудность, с какой достается частным лицам доступ к ним, и недостаточную научную разработку многих сторон государственной и общественной жизни петровского времени, – а с такими сторонами (финансовое при Петре, областное управление и т. п.) нам и пришлось иметь дело в исследовании. Пользуясь материалами, добытыми нами в архивах и из печатных юридических и исторических сборников, и пособиями, очень скудными впрочем, литературной обработки предмета, мы желали бы, насколько возможно по современному состоянию научных исследований истории русского права, представить историко-юридическое значение, деятельность и положение в государстве Монастырского Приказа в историческом развитии выпавших на его долю вопросов о гражданской подсудности духовенства и лиц, подвластных церковным учреждениям в силу служебных и владельческих отношений, и об отчуждении от церкви вотчин для передачи их государству. Соответственно указанной нами цели мы представим в I и III главах нашего исследования явления церковной, государственной и юридической жизни в России, вызывавшие, как историческую необходимость, учреждение Монастырского Приказа в 1649 и 1701 годах, а в остальных II, IV и V главах изобразим состояние, права, деятельность и историю его по эпохам важнейших перемен в его судьбе и в развитии вопросов, для которых он существовал. Этот план кажется нам наилучшим      для уяснения историко-юридического значения Приказа в истории русского права и государства. 7 В «Истории Судебных Инстанций», Троцины стр. 116 и в Государственном русском праве». Проф. Андреевского. Спб. 1866. стр. 262. 10 Настоящая монография образовалась из отдела приготовляемого нами сочинения «Русское Церковное Право в период патриарший». Если посчастливится нам на первом опыте наших исследований, мы, при помощи Божией, надеемся в непродолжительном времени издать другую монографию «О патриарших и синодальных приказах. Поэтому при дальнейших наших занятиях избранным нами предметом, быть может, и настоящее исследование будет дополнено новыми фактами и выводами. Читать далее Источник: Монастырский приказ. (1649-1725 г.) : Опыт ист.-юрид. исслед./[Соч.] Свящ. М. Горчакова. - Санкт-Петербург : тип. А. Траншеля, 1868. - 296, 159 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Все, «что при коллегиях чинится», должно содержаться в тайне и ни в каком случае преждевременно не должно быть оглашено; по этой части в особенности должны остерегаться и «удерживать себя от безвременных речей» «те, которым в канцеляриях отправления поверены» 1644 . II Каждая бумага, поступившая в Синод, имеет проставленный вверху первой страницы и дату, означающие порядок и время поступления бумаги, и канцелярскую отметку: «доложить со справкой», или «доложить немедленно», или 252. Подано и чтено 20 января 1725 года, записать в книгу», или: «записав в книгу, доложить» 1645 . На ходатайствах Холмогорского архиепископа и Тобольского митрополита об оставлении в их епархиях часовен сделаны надписи: на первом – «записав в книгу, взять к наряду и, выписав обстоятельно, доложить немедленно»; на втором: «записав в книгу, взять ко означенному определению и доложить обстоятельно в скорости» 1646 . На донесении Новгородского архиерейского дома об исполнении указа относительно разобрания часовен и киотов сделана надпись: «записав, взять к отпуску. И сообща все также о всесовершенном по указу исполнении рапорты под реестрами о отправлении указов отметить, и о всех ответствовавших и не ответствовавших учинить для разсмотрения табель и предложить немедленно» 1647 . На донесении Астраханского архиерея о том, что в одной из часовен, принадлежавших монастырю, изъятому в 1717 году бывшим патриаршим духовным приказом из ведения епархиального архиерея, над гробницею одного игумена, местно чтимого, отправляются панихиды с особым тропарем и кондаком, положена надпись: «по сему доношению о неведении архиерею онаго монастыря, что тому причина, взять достоверное известие из дикастерии, а о гробнице и мнимых мощах – из Троицкаго монастыря; и в самой скорости доложить, чтобы, негли есть, суеверие не продолжалось» 1648 . И т. п. Поступающие в Синод бумаги от подчиненных Синоду учреждений и лиц должны были обладать точностью и соблюдением форм. Дела, которые переносились в Синод из подчиненных ему учреждений, должны были представляться в форме обстоятельных докладов со справками, с выписками относящихся к делу законов и с мотивированным мнением учреждения, рассматривавшего дело 1649 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010