Глава III Чрез 23 года после закрытия в 1677 году Монастырский Приказ, как мы увидим ниже, снова открылся с многосторонними правами и уполномочиями, ему дарованными Петром. Главная деятельность возобновленного Приказа обращена была к вопросу о переводе церковных вотчин и доходов в заведывание государства. Это была главная его деятельность, но не исключительная, подобно тому, как в эпоху Уложения он был по преимуществу судебным учреждением, но не исключительно заведовал судебной частью. Чтобы объяснить исторически происхождение, права и деятельность петровского Монастырского Приказа, считаем необходимым предварительно указать предшествующая восстановлению его явления в истории русского права и государства, которые подготовили его восстановление и его новую деятельность и которые объясняют широкие права, ему данные, и безграничную распорядительность, на которую он был уполномочен государством. В XVI и особенно в XVII веке Московское государство, как говорено было, во всех сторонах своей жизни и деятельности стремилось к самососредоточению, к собиранию и усилению своих сил и прав. Такое стремление его обнаруживалось и в отношениях его к Церкви. Здесь оно проявлялось в бесчисленных фактах; касалось многих сторон и отношений поддерживалось разнообразными целями, – и нравственными, и финансовыми, и судебно-гражданскими, и политическими в тесном значении слова; подходило к ограничению гражданских и государственных преимуществ и прав церковных учреждений с различных пунктов, различными путями и с разных сторон. Мы видели, как государство сосредоточило – было в своем ведомстве судебно-гражданские привилегированные права церковных учреждений и выразило такое сосредоточение чрез учреждение Монастырского Приказа. К той же цели самою средоточения государство стремилось и в других отношениях к Церкви. Вследствие того накопилось в течение двух столетий множество явлений, в которых обнаружилось это стремление. Некоторые из них были формулированы законодательством; другие же, и большая часть их, представлялись как отдельные факты, временные распоряжения, случаи, вызванные временными государственными нуждами. Короче, – цель государства к сосредоточению ясно выражалась в общей внутренней его политике, но общих и окончательные средств к достижению ее оно не формулировало до XVIII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Глава II Уложение царя Алексея Михайлова составляет эпоху в развитии русского законодательства и понятий о государстве и различных частях права 141 . В нем ясно обнаруживается сознание необходимости единого цельного государственного законодательства для всей России не для целей отдельных лиц или сословий, но для пользы и блага московского государства и всего Российского царства. Уложение стремится установить «равный суд и расправу» для всех лиц «всяких чинов» 142 . Судебно-гражданские привилегированные права разных сословий, в особенности духовенства 143 , им или совсем уничтожаются, или ослабляются. Оно вводит единство основания и общность порядка в судоустройстве и судопроизводстве. Влияние правительства везде усиливается против прежнего. Является крепкая централизация с упрощенным иерархическим устройством и подчиненностью высшим инстанциям низших. Наконец достигают определенности начала подсудности. Но, нельзя сказать, чтобы Уложение строго и последовательно до конца проводило свои основные начала. Законодательство страны не могло вдруг изменить весь свой прежний характер. Оно, вводя новые общие основания для всего государства, оставляет еще следы прежних привилегий; потому в Уложении являются ограничения тех же оснований, которые оно устанавливает, как общие для всего государства. Отсюда в законоположениях Уложения недомолвки, неопределенности, противоречия и какая-то двойственность в началах. 144 Общий характер Уложения отражается и на вопросе о подсудности духовенства и лиц ему подвластных по делам гражданским. Так как этот вопрос Уложением поручен новоучрежденному судебному месту, Монастырскому Приказу, то и в законах, определяющих ведомство этого приказа и установленных вместе с ним новых судей для лиц, состоявших доселе под ведением церковного суда, замечается раздвоенность, имевшая свои исторические последствия. Характер подсудности, вверенной Монастырскому Приказу и в тоже время новым судьям для духовенства, ясно открывается из рассмотрения предметов ведения их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Глава IV По случаю смерти патриарха Адриана в 1700-м году Курбатов, знаменитый петровский «прибыльщик», изобретатель гербовой бумаги в России, оберегатель государевой казны, надсмотрщик «как бы учинить прибыток государевой казне», писал «великому государю Царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея России самодержцу»: «больному патриарху трудно было смотреть за всем; отчего происходили беспорядки по духовному управлению... Избранием патриарха думаю повременить. Определение в священный чин можно поручить хорошему архиерею с пятью учеными монахами. Для надзора же за всем и для сбора домовой казны надобно непременно назначить человека надежного: там большие беспорядки. Необходимо распорядиться монастырскими и архиерейскими имениями, – учредить особливый расправный приказ для сбора и хранения казны, которая теперь погибает по прихотям владельцев... Из мирских для смотрения за казной и для сбора ея очень хорош Иван Алексеевич Мусин-Пушкин и стольник Дмитрий Протасьев 257 . – Января 24-го дня 1701-го года издан Именной указ, в котором повелевалось: «Дом святейшего патриарха и домы ж архиерейские и монастырские дела ведать боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, а с ним у тех дел быть дьяку Ефиму Зотову, и сидеть на Патриарше дворе в палатах, где был Патриарший Разряд, и писать Монастырским Приказом, а в Приказе Большого Дворца монастырских дел не ведать и прежние дела отослать в тот же Приказ 258 . – Из сопоставления этого именного указа с письмом прибыльщика Курбатова можно видеть, что Петр давно уже намеревался взять от церковных учреждений управление их имуществами в ведение государства и что Курбатов указал государю удобный момент для предположенной передачи. Так восстановлен был Монастырский Приказ в 1701-м году. За первым указом о его восстановлении скоро последовал ряд именных указов, которыми предписывалась ему деятельность. С каждым указом права его возрастали; сила увеличивалась; деятельность усложнялась; предметы ведомства умножались; наконец, в общем итоге Монастырской Приказ является таким учреждением, в котором совмещалось странное разнообразие дел, какого не было ни в одном современном ему государственном учреждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Псковская Учреждена в 1589 году Псковская и Изборская Кафедра в Пскове Мисаил епископ, рукоположен с апреля 1589 † 21.04.1592 Геннадий архиепископ, рукоположен с 16.02.1595 † 24.08.1609 Иосиф епископ, упоминается † неизвест. Сильвестр епископ, бывший еп. Вологодский и Великопермский с 11.07.1613 † 1.12.1615 Псковская, Изборская и Нарвская С 1616 года Иоаким архиепископ, рукоположен с 6.07.1616 † 24.04.1623 Павел архиепископ, рукоположен с 12.10.1623 по 31.12.1626 митр. Сарский и Подонский Иоасаф архиепископ, рукоположен с 1.01.1627 по 6.02.1634 патриарх Московский и всея Руси Левкий архиепископ, рукоположен с 6.07.1634 по сентябрь 1649 отстранен; † 4.08.1654 Макарий архиепископ, рукоположен с 4.11.1649 † 20.07.1665 Арсений архиепископ, рукоположен с 12.03.1665 по 1681 на покое, † 1.05.1683 Маркелл митрополит, бывший архиеп. Суздальский и Юрьевский с 6.09.1681 по 8.09.1690 митр. Казанский и Свияжский Иларион (Смирнов) митрополит, рукоположен с 1.02.1691 † 22.06.1698 Иосиф (Римский-Корсаков), митрополит, рукоположен с 18.09.1698 (17.09.1699) по январь 1717 на покое, † 22.06.1717 Феофан (Прокопович) епископ, рукоположен с 7.02.1718 архиепископ с 31.12.1720 по 25.06.1725 архиеп. Новгородский и Великолуцкий Феофилакт (Лопатинский) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 25.06.1725 по 15.07.1726 архиеп. Рязанский и Зарайский Рафаил (Заборовский) епископ, рукоположен с 15.08.1726 по 13.04.1731 архиеп. Киевский, Галицкий и всея Малыя России (Руси) Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской епархии с 13.04.1731 архиепископ с 10.08.1732 по 9.08.1738 на покое; † 8.01.1741 Стефан (Калиновский) епископ, рукоположен с 17.01.1739 по 18.08.1745 архиеп. Новгородский и Великолуцкий Симон (Тодорский) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский с 18.08.1745 архиепископ с 15.03.1748 † 22.02.1754 Вениамин (Пуцек-Григорович), епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский со 2.04.1758 по 15.09.1761 архиеп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Казанская Учреждена в 1555 году Казанская и Свияжская Гурий (Руготин) первый епископ, свт., рукоположен с 3.02.1555 †5.12.1563 Герман (Садырев-Полев) архиепископ, свт., рукоположен с 12.03.1564 †6.11.1567 в Москве Лаврентий архиепископ, рукоположен с 9.02.1568 †13.07.1574 Вассиан архиепископ, рукоположен с 14.02.1575 †21.05.1575 Тихон (Хворостин) архиепископ, рукоположен с 5.07.1575 †14.06.1576 Иеремия архиепископ, рукоположен с августа 1576 Косма епископ, рукоположен с 29.12.1581 Тихон архиепископ, рукоположен с 1583 митрополит с 22.02.1589 с 13.05.1589 по 3.07.1606 патриарх Московский и Всея Руси Ефрем митрополит, рукоположен с августа 1606 †26.12.1613 Матфей митрополит, рукоположен с 7.02.1615 †13.01.1646 Симеон митрополит, бывший митр. Сербский, возведен с 7.02.1646 †26.09.1649 Корнилий митрополит, рукоположен с 13.01.1650 †17.08.1656 Лаврентий митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 26.07.1657 †11.11.1672 Корнилий митрополит, рукоположен на место не прибыл с 16.03.1673 по 6.08.1674 митр. Новгородский и Великолуцкий Иоасаф епископ, рукоположен с 6.09.1674 †30.01.1686 Адриан митрополит, рукоположен с 21.03.1686 по 24.08.1690 патриарх Московский и всея Руси Маркелл митрополит, бывший митр. Псковский и Изборский с 8.09.1690 †21.08.1698 Тихон (Воинов) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 25.03.1699 †24.03.1724 Сильвестр (Холмский) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 25.07.1725 архиепископ с 7.08.1725 митрополит с 15.03.1727 по 1730 сослан в монастырь, 19.10.1732 лишен сана †31.05.1735 Иларион (Рогалевский) архиепископ, рукоположен с 26.03.1732 по 29.03.1735 архиеп. Черниговский и Новгород-Северский Гавриил (Русской) архиепископ, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 17.09.1735 по 9.03.1738 архиеп. Устюжский и Тотемский Лука (Коношевич) епископ, бывший еп. Устюжский и Тотемский с 9.03.1738 по 9.10.1755 еп. Белгородский и Курский Гавриил (Кременецкий) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 8.10.1755 по 25.07.1762 архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви МОЛДАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МОЛДОВЫ И БУКОВИНЫ МИТРОПОЛИЯ (с 1 июля 1990; 3 дек. 1864-1948 - Молдавская митрополия; 1948 - 1 июля 1990 - Молдовы и Сучавы митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. МОНАСТЫРЬ форма организации монашеской общины (киновии), живущей по определенному уставу; также М. называется комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, служащих местом поселения монашеской братии

http://pravenc.ru/rubrics/121236_174.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организация и внутренняя жизнь Русской Православной Церкови ДЕСЯТИНА в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению ЕДИНОНАЧАЛИЕ порядок управления, предполагающий сосредоточение адм. властных полномочий у одного должностного лица ИОСИФЛЯНЕ Иосифляне, постриженики Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря; сторонники последователей прп. Иосифа Волоцкого ИСМАЙЛОВ Филипп Филиппович (1794-1863), секретарь канцелярии Святейшего Синода РПЦ, обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Грузинского Экзархата РПЦ КАЗЕМ-БЕК Александр Львович (1902-1977), лидер эмигрантских союза «Молодая Россия» и партии «Союз младороссов» в 20-40-х гг. ХХ в., церковный публицист КИЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ 1922 ГОДА собрание архиереев, клириков и мирян правосл. епархий Украины, состоявшееся в Киеве 2-4 сент. 1922 г. МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ объединение епархий, возглавляемое митрополитом и обладающее ограниченной внутренней самостоятельностью МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ РПЦ, неканонично провозглашенный самоуправляемым в 1924 г. с 1970 г.- автокефальная Православная Церковь в Америке МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. НАГРАДЫ ЦЕРКОВНЫЕ один из видов поощрения клириков и мирян, в исключительных случаях также лиц, не принадлежащих к Церкви, за их заслуги в служении Церкви на разных поприщах НАМЕСТНИК должностное лицо в России в разные периоды ее истории, в Великом княжестве Литовском и нек-рых др. гос-вах, а также в РПЦ

http://pravenc.ru/rubrics/121662_2.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) V. Епархия Казанская Казанская епархия учреждена в 1555 г. Первая из второклассных. I. Архиепископы Казанские и Свияжские 1. Гурий Руготин хирот. 3 февр. 1555, из игум. Селижарова монастыря; † 5 дек. 1563. В лике святых с 4 окт. 1595. 2. Горман Садырев и Полев хирот. 12 мар. 1564, из архим. Свияжского Богородицкого монастыря; † 6 нояб. 1567, в Москве, в мор. В лике, святых с 1595. 3. Лаврентий хирот. 2 февр. 1568, из игум. Волоколамского Иосифова монастыря; † 13 июля 1574. 4. Вассиан , из архим. Новоспасских, хирот. 14 февр. 1575 и 21 мая †. 5. Тихон Хворостинин хирот. 5 июля 1575, из игум. Иосифова монастыря; † 14 июня 1576. 6. Иеремия в 1576 хирот. из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; † в 1581. 7. Козма хирот. 29 дек. 1581, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря; † в 1583. 8. Тихон в 1583 хирот. из игум. Псково-Печерского монастыря; † в 1589. II. Митрополиты Казанские и Свияжские 9. Гермоген хирот. 13 мая 1589 из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; 3 июля 1606 возведён на патриаршество Всероссийское. Он именовался «Казанский и Астраханский». 10. Ефрем хирот. в авг. 1606; † 26 дек. 1613. 11. Матфей хирот. 7 февр. 1615, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря; † 13 янв. 1646. 12. Симеон , митр. Сербский, определён 7 февр. 1646; † 26 сент. 1649. 13. Корнилий хирот. 13 янв. 1650, из игум. Московского-Богоявленского монастыря; † 17 авг. 1656. 14. Лаврентий 26 июля 1657 перев. из Твери; † 11 нояб. 1672. 15. Корнилий , из игум. Зеленецкого монастыря, хирот. 16 мар. 1673; а 6 авг. 1674 перев. в Новгород. 16. Иоасаф хирот. 6 сент. 1674, из архим. Спасо-Евфимиева монастыря; † 30 янв. 1686. 17. Адриан хирот. 21 мар. 1686 из архим. Чудовских; 24 авг. 1690 возведён на патриаршество Всероссийское. 18. Маркелл 8 сент. 1690 перев. из Пскова; † 21 авг. 1698. 19. Тихон 25 мар. 1699 перев. с епархии Сарской; † 24 мар. 1724. 20. Сильвестр Холмский (Волынец) , архиеп., в авг. 1725 перев. из Рязани; 15 мар. 1727 пожалов. в митрополиты; 30 дек. 1731 уволен в Александро-Невский мнтрь, а в мар. 1732 – в Псковский Крыпецкий; 19 окт. 1732 лишён сана и сослан в Выборг, где и † 31 мая 1735. III. Архиепископы Казанские и Свияжские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Михаил Горчаков (20.05.1838–05.08.1910) Жизнеописания Церковное право протоиерей Михаил Горчаков Митрофорный протоиерей, профессор церковного права в Петербургском университете. Член-корреспондент Петербургской академии наук. Был трижды удостоен Уваровской премии. Биография Родился  в селе Палкино Галичского уезда Костромской губернии, в семье дьякона Ивана Петровича Горчакова. В 7 лет Михаил поступил в Галичское духовное училище и окончил курс первым учеником. Затем учился в Костромской семинарии, где юноша обратил на себя внимание знанием языков. После окончания семинарии (1857) он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. По окончании Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия (за работу «Шлейермахер, протестантский реформатор новейшего времени») 3 октября 1861 года он был назначен преподавателем Костромской семинарии, а уже с 22 (или 28) января 1862 года занял место псаломщика русской церкви в Штуттгарте. Посещал лекции в германских и швейцарских университетах. По возвращении в Петербург, в январе 1865 года поступил вольнослушателем на юридический факультет Санкт-Петербургского университета; 15 февраля 1865 года назначен законоучителем Мариинского женского института, в церкви при котором 9 мая того же года был рукоположен во иерея. В конце этого же года признан заслуживающим степени магистра богословия за обзор раннехристианской церковно-исторической литературы «О церковных историках первых восьми веков христианства», удостоен серебряной медали за сочинение «О происхождении и системе преторского эдикта». Выдержав в мае 1866 года экзамен на кандидата права окончил университет и в 1867 году был назначен законоучителем 2-й Санкт-Петербургской прогимназии (до 1869). В 1868 году, после защиты диссертации «Монастырский приказ: 1649—1725», М. И. Горчаков получил степень магистра государственного права и стал доцентом университета по кафедре церковного законоведения. Диссертация была отмечена Уваровской премией. В 1870 году был назначен священником в Карлсбад (Карловы Вары). В 1871 году за диссертацию «О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Святейшего Синода: 988—1738» получил степень доктора государственного права и был избран профессором. Диссертация вновь была отмечена Уваровской премией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Ростовский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ростовский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы основан в XIV веке святым архиепископом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского. Содержание История [ править править код ] 1390-1395 — Основан святителем Феодором, архиепископом Ростовским (-1395). 1649 — В обитель прислана грамота царя Александра Михайловича о выдаче хлебной руги Рождественскому монастырю из дворцового села Вощажниково. 1653 — В обитель прислана грамота царя Алексея Михайловича о том, чтобы выдавать жалование игумений Прасковий 16 алтын и 4 деньги, сестрам по 10 алтын из таможенных доходов ежелетно. 1668 — В обитель прислана грамота царя Алексея Михайловича о выдаче игумении Ираиде с сестрами и церковными причетниками хлебной руги не из села Вощажникова, как прежде, а из села Великого. 1684 — В обитель прислана грамота царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича об увеличении территории монастыря. 1686 — В обитель прислана грамота царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софии Алексеевны, по которой монастырю пожалована на реке Могзе мельница со многими угодиями близ дворцового села Вощажникова. 1687 — В обитель прислана грамота царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софии Алексеевны, по которой монастырю пожалован остров на озере Неро в числе двух десятин удобной сенокосной земли и одной неудобной. 1680-е — На месте деревянного здания собора Рождества Пресвятой Богородицы митрополитом Ростовским Ионой (Сысоевичем) построено каменное. 1690 — Обители пожаловано 13 пустошей в Ростовском уезде. 1702 — В монастыре 90 монахинь. 1707 — 21 декабря святитель Димитрий, митрополит Ростовский, сделал вклад в обитель — «Жития святых». 1715 — При игумений Наталии (Тяпкиной;1682— 1723) расписаны стены и своды Рождественского собора. 1725 — По резолюции архиепископа Георгия (Дашкова) монахини Рождественского монастыря перемещены были в Ростовский Троицкий, что у Варниц, монастырь, обращенный тогда на несколько лет в девичий монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовский_жен...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010