В подлинной Грамате подпись такова: Фельдмаршал князь Долгорукой. Князь Иван Трубецкой, Генерал–Фелдьмаршал и Кавалер. Генерал Граф Григорий Петров сын Чернышев. Генерал и гвардии Подполковник и Кавалер Ушаков. Обер–Шталмейстер и Кавалер Князь А.Куракин. Вицеканцлер Действительный Тайный Советник и Кавалер Граф Алексей Безстужев–Рюмин. Действительный Тайный Советник и Кавалер Александр Нарышкин. Генерал–Лейтенант и Сенатор Князь Михайло Голицын. Генерал–Лейтенант и Сенатор Князь Григорий Урусов. Генерал–Лейтенант Сенатор и Кавалер Иван Бахметев. Тайный Советник и Кавалер Василий Новосильцов. Статской Действительной Советник Князь Алексей Голицын. Обер–Секретарь Павел Серергин. Секретарь Михайло Новоторжцов. Печать Государственная вислая с варворками. 50. Список Митрополитов Униатских от введения Унии до упразднения Митрополии ее в 1795 году Примечание. Уния, на Флорентинском Соборе 14З9 года принятая некоторыми из Восточной Церкви, не имела ни в Великой, ни в Малой России успеха, и первый из Российских Митрополитов, согласившийся на оную, Исидор, изгнан в 1441 году; а преемник его Григорий Болгарянин не принят, и без власти оставался в Литве до смерти своей. Вторично Уния введена была в одной Киевской Иерархии уже в 1596 г. и с тех пор Митрополитами Униатскими были: 1. Михаил Рогоза в 1596 г. принявший Унию, был Униатским Митрополитом до 1500 года. 2 . Ипатий Потей или Поцей, Литвин, бывший вместе и Епископ Владимирский и Брестский, с 1500 до 1613 г. 3 . Иосиф Велямин–Рутский, Литвин, из Епископов Администраторов Митрополичьих, с 1613 до 16З7 г. 4 . Рафаил Корсак, Литвин, из Епископов Пинских и Галицких, с 1637 до 1642. 5 . Антоний Селява, Литвин, из Архиепископов Полотских, с 1642 до 1666 г. 6 . Гавриил Коленда, Литвин, бывший вместе и Архиепископом Полотским, с 1666 до 1674 г. 7 . Киприан Жоховский, Литвин, из Архиепископов Полотских, с 1674 до 1694 г. 8 . Лев Жаленский, Волынец, из Епископов Владимирских и Брестских, с 1694 до 1708 г. 9 . Георгий Винницкий, Русин, из Епископов Перемышльских и Самборских, с 1708 до 1715 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Итак, после введения петровского указа из монастыря было изъято более трети колоколов (ср. описи 1641 и 1701 гг.) 268 . Особого внимания заслуживает упоминание в описи о «новопостроенном колоколе» весом в 3555 пудов. По-видимому, к нему относится приписка во вкладной книге монастыря 1639 г.: «В нынешнем 7200 году ноябре в 16 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец молился в дому живоначальные Троицы и пожаловал вкладом в колокол денег 1000 рублев». И далее: «В нынешнем 7201 году генваря в 13 день великие государи цари л великие князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы пожаловали в дом живоначальные Троицы вкладом в новой большой колокол денег 1000 рублев» 269 . Вероятно, этот неудавшийся колокол в употреблении был недолго, так как в описи 1735 г. он значится уже поврежденным 270 . По-видимому, он был отлит в монастыре на рубеже XVII–XVIII вв. по замыслу Петра I» 271 . В 1708 г. для Троице-Сергиева монастыря был отлит еще один колокол, получивший прозвище «Баран». На нем была следующая надпись 272 : «В славу святые живоначальныя Троицы и пресвятые Богоматери и великаго Иоанна Крестителя совершися сей колокол в лето благочестиваго Великаго князя Василия Васильевича и Архиепископа Феодотия [Фотия] Киевского и всеа России во обитель преподобнаго отца нашего Никона игумена, в лето 6935 индикта 4, месяца июля 20 дня. И по указу Великаго государя взят к Москве в Троицкой Богоявленской монастырь, и тут от пожару [случившегося, помогает установить Арсений, 19 июня] 1700 г. повредися, и по его же указу Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича, и при сыне его благородном царевиче и Великом Князе Алексее Петровиче, перелит сей колокол в пречестную обитель Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам, и прибавлено меди 40 пуд, а лето от сотворения мира 7216, от рождества по плоти Бога Слова 1708 марта мес. 1 день. А весу в нем 161 пуд. Лил сей колокол мастер Иван Моторин».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

13 . ФЕОФАН Прокопович, Ректор и Богословия учитель, родной дядя и воспитатель Феофана, Архиепископа Новгородского, бывший Наместник Киево-братский, в 1675 году заступил по Сильвестру на Ректорское место и был до 1684. Но где и когда скончался, неизвестно. 14 . ИЕЗЕКИИЛЬ Филипович, в 1684 году Апреля 28 определён Лазарем Барановичем, Архиепископом Черниговским, блюстителем Митрополии Киевской и утверждён Универсалом Гетмана Ивана Самойловича. 15 . ФЕОДОСИЙ Гугуревич был в 1687 году. Скончался в 1689 году, Апреля 3. 16 . ПАХОМИЙ Подлузский был в 1691 году, но где и когда скончался, неизвестно. 17 . ИОАСАФ Кроковский в 1693 и 1694 годах был вместе Игуменом Пустыно-Николаевского и Киево-братского монастырей, а в 1697 году, Марта 26, избран в Архимандрита Киево-Печерской Лавры, потом, в 1707 году, Октября 19 – на Митрополию Киевскую. Хиротонисан в 1708 году, Августа 15. Скончался и погребён в Твери в 1718 году. Продолжение ректоров и префекты Продолжение РЕКТОРОВ ПРЕФЕКТЫ 18. ПРОКОПИЙ Колачинский был в 1700 и 1703 годах, но где и когда скончался, неизвестно. 1. СТЕФАН Яворский; был потом Киево-Николаевским Игуменом, и в 1700 году, в Апреле посвящён в Москве в Митрополита Рязанского (см. Рязанских Архиереев). 19. ГЕДЕОН Одорский был в 1703 и 1704 годах; потом произведён в Архимандрита Крупицкого Батуринского монастыря; но где и когда скончался, неизвестно. 2. ИНН0КЕНТИЙ Половский, около 1700 года, по 1705 год. 20. ИННОКЕНТИЙ Половский, пожалован Ректором в 1705 году из Префектов, и был в 1706 году. Более известий о нём не находится. 3. ХРИСТОФОР Чарнуцкий, около 1705 года; потом определён Ректором. 21. ХРИСТОФОР Чарнуцкий определён из Префектов; в 1709 году переведён в Пустынно-Николаевский монастырь Игуменом же. О прочем не известно. 4. ФЕОФАН Прокопович, с 1708 по 1711 годы, а в 1711 году определён Ректором той же Академии. 22. ФЕОФАН Прокопович, с 1715 года, а потом Епископ Псковский, наконец, Архиепископ Новгородский. 5. ИОАСАФ Томилович. 23. СИЛЬВЕСТР Пиковский, Вице-ректор и Богословия учитель, с 1716 по 1721 год, в котором и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

996 По-видимому, речь идет о CPG 1560. Еще одно письмо к Сиксту, дошедшее на сирийском языке под именем Дионисия (Твор. 178–181, CPG 1611), неподлинно. – Изд.   1002 CPG 1564. Рус. пер.: ПС. 1900. Ч. 1. 5. С. 504–508; Твор. С. 70–74 («КЭрмаммону»). – Изд.   1003 CPG 1568. Рус. пер.: ПС. 1900. Ч. 1. 5. С. 514; Твор. С. 80–81. В Sacra Parallela имеется еще фрагмент из второго праздничного послания: CPG 1567. Рус. пер.: Там же. С. 513–514; Твор. С. 80 (по изд.: Pitra. Analecta sacra 2. P. XXXVII, согласно Coisl. 276, f. 170). – Изд.   1004 Два отдельных послания (Euseb., Hist. eccl. VII, 26.1: και προς ТеЯеофороу κα προς Εφρνορα). – Ред.   1005 Евсевий не указывает, какое именно из перечисленных посланий вызвало реакцию Дионисия Римского; св. Афанасий, как было сказано выше, называет послание «К Евфранору и Аммонию». – Ред.   1008 CPG 1569. Рус. пер. (с учетом разночтений по изд. Routh. Reliquiae sacrae 2. P. 412–423): ПС. 1900. 1. С. 32–39; Твор. С. 39–46. См. также: Правила святых отец. С. 1–9 (греч. и церковнослав. тексты), 9–12 (древние толкования); Правила Православной Церкви. С. 323–326 (рус. пер. с коммент.). Греч, текст и древнеслав. пер. см. в изд.: Бенешевич. Кормчая 1. С. 570–577. Схолии: Бенешевич. Канонический сборник. С. 54, 485–491. См. также: Заозерский Н. А. Церковно-правообразующая деятельность святых Отцов: На каком основании составленное единолично св. отцом правило могло быть признано в силе правила церковного? [Жизнь и правила св. Дионисия Александрийского , св. Григория Неокесарийского , св. Петра Александрийского ]//ПрТСО 48.1891.374–416. – Изд.   1009 Послание, переведенное в Твор. на с. 112–123 (CPG 1708), признается подложным (ср.: Твор. С. 112, примеч. 2). Фрагмент против Павла Самосатского, переведенный в Твор. на с. 175 по изданию Питры (Pitra. Analecta sacra 4. Р. 175 текст, 417 пер.), CPG 1708 (сир. версия, фрагм. VIII) среди подложных сочинений Антиохийского собора 268 г., – неизвестного происхождения. – Изд.   1011 » CPG 1595. Рус. иер.: ПС. 1900. 4. 1. 5. С. 515–516; Твор . С. 81–82 (из послания к Афродисию, пер. по изд.: Mai А. Scriptorum veterum nova collectio. Т. 7. Romae, 1833. P. 96, 98, 99, 102, 170; первый фрагмент имеется также у Иоанна Дамаскина в Sacra Parallela). – Изд.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Борисоглебский. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Троицы в селе Троица-Бор Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1708. Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, п. Борисоглебский, ул. Троица-Бор. Координаты: 57.251314, 39.123989 Проезд:От Борисоглеба 3 километра на любом пригородном автобусе этого направления до остановки " Троица-Бор " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Борисоглебские слободы, бывшие графа Панина, при реке Устье, в 18 верстах от Ростова, в них числится 165 дворов, 472 души и 472 надела. Борисоглебские слободы принадлежали Борисоглебскому монастырю, но по учреждению штатов, императрица Екатерина II подарила слободы графу Орлову вместе с с. Поречьем, а затем они перешли в род графа Панина. Борисоглебские слободы, число которых доходит до 12, прихожи к церкви Троицы на Бору. Относительно этой церкви Ф. Я. Никольский пишет следующее: « Верстах от 20 от Ростова и в 2 от Борисоглебского монастыря стоит погост Троицкий на Бору, называемый Троица-на-Бору. Ныне это приходская сельская церковь, обращенная при учреждении штатов из женского монастыря. Название «на бору» объясняется уцелевшим большим сосновым лесом на южной и западной сторонах погоста». Во времена св. Димитрия, митрополита Ростовского, обитель монастыря пришла в видимо цветущее состояние при живом и деятельном участии Праск. Алекс. Нарышкиной, которая построила в монастыре существующую церковь, снабдила ее утварью и обогатила вкладами. Это было в 1708 г. Св. Дмитрий по просьбе храмоздательницы сам освящал новосозданную церковь во имя Св. Троицы. До этого времени в Троицкой обители была только деревянная церковь Николая чуд. Кроме креста и евангелия, в Троицкой церкви хранится много и других ценных вещей, пожертвованных Нарышкиною: сосуды, дискосы и т. п., многие из них с надписями». От прежней деревянной церкви остались следующие памятники: икона Николая чуд., икона Знамения Божией Матери, чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы небольшого размера…, еще икона Знамения Божией Матери, с признаками глубокой древности, древняя икона Михаила архангела и ризы белого полотна с бордюрами и крестами из лент другого цвета.

http://sobory.ru/article/?object=06815

В 1704-1706 гг. подвизался в Киево-Печерской лавре , перенимал духовный опыт насельников лавры и посещал занятия в Киево-Могилянской академии ( Voicescu. 1972. P. 599). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) подарил ему рукописный Патерик (хранится в б-ке Покровского скита). На полях рукописи П. из Г. оставил запись, из к-рой известно, что свт. Димитрий был в тот период его духовником и благословил его «провести жизнь в молчании в пустыни»; они много беседовали, П. из Г. называл святителя новым учителем отшельничества и аскетической жизни. Также П. из Г. часто общался с архиеп. Черниговским свт. Иоанном (Максимовичем), который подарил ему сочинение свт. Димитрия «Руно орошенное» (М., 1696). Согласно записям в «Большом помельнике» (синодике) Покровского скита, в 1706 г. П. из Г., получивший «большую пользу» от свт. Димитрия, вернулся в Нямецкий мон-рь. С собой он привез также рукопись слав. Архиератикона, скопированную в сер. XVII в. в Черниговской епархии, и Пролог митр. Молдавского Досифея (куплен в Киево-Печерской лавре) ( Bobulescu. 1943. P. 8). С одобрения настоятеля Нямецкого мон-ря игум. Макария П. из Г. удалился в местность в Пояна-Раюлуй, в 4 км от Нямецкого мон-ря, расположенную около горы Кириаку, где основал Покровский скит, к-рым руководил согласно правилам свт. Димитрия Ростовского (в сборнике документов Покровского скита за XVIII-XIX вв. сохр. запись П. из Г. о создании скита: Bucur. Acad. Român. Rom. 953. Fol. 63-63v). Исследователи определяют устав, введенный в скиту, как исихастский, предшествующий уставу, введенному прп. Паисием (Величковским) ( Porcescu. 2008. P. 220). Осенью 1706 г. придворные сановники рекомендовали П. из Г. молдавскому господарю Антиоху Кантемиру (1696-1700, 1705-1707) и митр. Молдавскому Мисаилу (1701/02-1708) как кандидата на Романскую кафедру. 18 дек. 1706 г. он был избран епископом Романским (избрание иеромонаха нарушало традицию, согласно к-рой на Романский престол назначали только Рэдэуцких архиереев), 18 янв. 1707 г. была совершена хиротония и П. из Г. стал 2-м по значимости архиереем в Молдавской митрополии ( Melchisedec ( tef nescu). 2008. P. 302; Porcescu. 2008. P. 217-218). 8 нояб. 1711 г. в ц. свт. Николая в Яссах он совершил помазание на царство господаря Николая Маврокордата (1709-1710, 1711-1715), поскольку митр. Молдавский Гедеон (1708-1722) впал в немилость из-за того, что поддержал Дмитрия Кантемира (господарь Молдавского княжества в 1693, 1710-1711), заключившего союз с рус. царем Петром I Алексеевичем (13 апр. 1711, Луцк).

http://pravenc.ru/text/2579866.html

401 Раскольники так, действительно, и делали, нося при себе запасные дары в особых мешочках, как это видно из примера олончанина Марка (Евфросин, стр. 68). 403 Игнатий, посл. 3, стр. 170. – Собр. пост. по в. п. и. V, 135, 136. – Неизвестно также, откуда брал «причастие» чернец Тимофей рогозерский, о котором шел слух, что он, «пересвятив» по своему церковь в Пудожском погосте 21 июля 1693 года, – будто бы в ней и «литургию служил» (А. И. V, 386–9). 404 Розыск, стр. 604. М. 1847. – Хотя свидетельство это записано около 1708 или 1709 года, но оно важно и для истории раскола XVII века, ибо говорит не о раз бывшем случае, а об обычае, который установился издавна. И само собою разумеется, что раскольники не могли пробавляться остатками дониконовских запасных даров десятки лет. По всей вероятности такой же смысл следует придавать и известию об одном из сибирских расколоучителей – чернеце Иване кодском, который «да надолзе пребудет причастие» – к нему «примешивал овсяную муку». (Игнатий, посл. 3, стр. 60–1). 410 «Сказание о московском поповщинском соборе 1779–80 года» говорит, что в первые времена раскола была случаи перевенчивания полным венчанием брачившихся в церкви в случае их присоединения к расколу (М. 1888, стр. 13–14). 411 На Яике поп Петр венчал, как и вообще «службы отпускал, в неосвященной церкви» (Доп. А. И. XII, 215, 217). 414 «Житие» Феодосия Васильева: Н. Попов – «Мат. для ист. безпопов. соглас. в Москве». М. 1870, стр. 5. 415 Евфросин, стр. 57. – На Керженце проживал расколоучитель диакон Стефан. Его последователя «брак блудом нарицали, себя называли девственниками», случаи блудного падения «не ставили в грех». Хотя это свидетельство записано около 1708 или 1709 года, но Стефан тогда уже умер и, может быть, он «учил» еще в XVII веке («Розыск», 605–6. М. 1847). 416 Несколько позднее сам Феодосий явился нарушителем правил собора 1694 года. Легко было определить, чтобы присоединяющиеся к расколу супруги расходились на девственное житие, по гораздо труднее оказалось применить это определение к делу. Всякому было понятно, что толк впредь не может рассчитывать на большое число новых последователей. В то же время и тем, которые уже состояли в расколе и вели брачную жизнь, приходилось или нарушать заповедь безбрачия, подвергаясь и епитимьям и отлучениям, или же разорвать узы семейной жизни, что, конечно, было не легко. В виду этих затруднений Феодосий Васильев стал учить, что брак, заключенный до перехода в раскол есть брак законный и расторжению не подлежит. Это было прямым нарушением четвертого правила собора 1694 года. Тогда Феодосий со своими единомышленниками жил уже в Польше, куда он ушел в 1699 году. Протест последовал со стороны поморских ревнителей «чистого жития», скоро кончившийся разделением между поморцами и федосеевцами. Памятниками этой борьбы служат послания начала XVIII века: а) с Выга в Польшу и б) из Польши на Выг (Ркп. Публ. библ. О. I. 358).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Монастыри . Упраздненные: Макариевская Болдырева в честь Богоявления пуст. (мужская, близ г. Лух, основана в нач. XV в., упразднена после 1716); в честь Преображения Господня (мужской, в Кинешме, основан ранее 1452, упразднен в 1764); в честь Покрова Пресв. Богородицы (мужской, в Иванове, основан в 1579, упразднен в 1754); в честь Вознесения Господня (мужской, в г. Пучеж, основан в кон. XVI в., упразднен в 1764); в честь Богоявления (мужской, в Юрьевце, существовал в XVI в., упразднен предположительно на рубеже XVII и XVIII вв.); в честь Вознесения Господня (женский, в Кинешме, основан в 1609, упразднен в 1764, с 1869 община, с 1896 мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.); Дорофеева в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ранее 1613, в 1655 приписана к Саввину Сторожевскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю , упразднена в 1708), Золотниковская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (мужская, в Тейковском р-не, основана в 1-й четв. XVII в., закрыта в 1924, восстанавливается с 2008 как подворье Успенского муж. мон-ря в с. Кузнецове); Кривоезерская во имя Св. Троицы пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ок. 1634-1641, закрыта в 20-х гг. XX в.); Борковская Троице-Николаевская пуст. (мужская, основана в 1650, упразднена в 1764, возобновлена в 1768, закрыта после 1917); Пищугова во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, пуст. (мужская, в Шуйском р-не, основана ранее 1654, упразднена в 1764); Мячева в честь Тихвинской иконы Божией Матери пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ранее 1660, последнее упоминание в 1744); в честь Преображения Господня пуст. (мужская, в Плёсе, основана ранее 1689, упразднена в 1764); Сендегская в Подлесье во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, пуст. (мужская, близ Кинешмы, основана в 1689 или ранее, упразднена в 1764); Рождественская на Нодоге пуст. (мужская, близ Кинешмы, основана ранее 1708, упразднена после 1735); Поволгский в честь Сретения Господня (женский, в Юрьевце, упом. в 1726 и 1740); Пупковский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (женский, близ Шуи, основан ранее 1733, упразднен в 1764); в честь Воздвижения Креста Господня (женский, в Иванове, упом. в XVIII в.); во имя Всех святых, единоверческий (женский, в Шуе, основан как община в 1871, преобразован в мон-рь в 1886, закрыт в 1918); в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в Кинешме, основан как община в 1868, преобразован в мон-рь в 1896, закрыт в 1924).

http://pravenc.ru/text/200499.html

В 1690 году бояре Заборовские, владевшие тогда селом, продали Васильевское с деревнями думному дьяку Посольского приказа Емельяну Игнатьевичу Украинцеву (1641-1708) за 6000 рублей; он то и строит здесь каменную церковь Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, существующую и поныне. С горы и от реки церковь видна как на ладони на ровном и небольшом (62х50 м) месте; как плывущий корабль-крепость цвета зари, стоит храм. В одну линию, параллельно реке, выстроена была колокольня (ныне утрачена), трапезная и четверик, устремлённый ввысь восьмериком и шлемовидной главой на высокой шее. Сплошная кирпичная ограда толщиной около метра и высотой около 3,5 метра с четырьмя угловыми круглыми башенками и всего одними вратами, объединёнными с колокольней, делает церковь настоящей крепостью. Совсем недавно, у края леса в Васильевском, были обнаружены древние подземные кирпичеобжигательные печи. Рядом с ними найдены залежи красной глины и кирпичи-большемеры. Вероятно, кирпичи для храма изготавливались и обжигались здесь; было налажено местное производство. По переписи 1705 года: " да в селе двор вотчинников, двор скотный, людей в них три человека, всего в селе с двумя деревнями (Агафонова и Мышкина) 57 дворов, крестьянских людей в них 198 человек " . В 1762 году, на основании указа императрицы Екатерины II от 8 августа, село Васильевское перешло на 50 лет - до 1813 года - в вотчинное владение помещиков Яковлевых, генерал-майора Михаила Александровича (1708-1767) и супруги его Марии Петровны. Ближайшие к Васильевскому село Поречье, сельцо Кривошеино, деревни Полушкино, Михалево, Бережки, Воскресёнки, Мышкино, Агафоново также принадлежали им. Воскресенская церковь за время, прошедшее после думного дьяка Емельяна Украинцева, не претерпела изменений. Михаил Яковлев пишет " Доношение " члену Святейшего Синода митрополиту Тимофею от 12 мая 1764 года: " В Звенигородском уезде в вотчине моей в селе Васильевском имеется каменная церковь во имя Обновления Храма Восресения Христова, при которой церкви имеется два священника, а служба Божия совершается в оной одна в зимнее время за неимением тёплой церкви; как священники так и приходящие люди испытывают немалую тягость, а при той церкви при обширности трапезы можно в одной стороне сделать придел. Того ради прошу дозволить мне во упоминаемой трапезе сделать деревянный придел во имя Владимирской Богородицы " . На что и было получено им вскоре дозволение. Всё было устроено и готово к освящению 18 сентября того же года. Благодаря усердию Михаила Александровича, храм обрёл вместе с новым тёплым приделом сразу три летних престольных праздника - во имя Владимирской иконы Богородицы. Яковлевы построили при церкви богадельню.

http://sobory.ru/article/?object=06552

Таковые, почти непрерывные пожары заставили наконец помыслить о каменном устроении храмов, и Рафаил преосвященный, архиепископ Холмогорский и Важеский, вместо бывших церквей, также сгоревших 1708 года февраля 28 со всею утварью от находившихся близ них льняных амбаров, того же 1708 г. заложил каменную двухэтажную церковь , и притом на безопаснейшем месте, – внутри назначенного еще в 1644 году города, обведенного вокруг каналом на значительном возвышении. Чрез 7-мь лет нижняя теплая церковь окончена совершенно и в 1715 году сентября 27 дня освящена во имя Богоявления Господня преосвященным Варнавою, и в ней с южной стороны в алтаре устроен придел во имя Казанской Богоматери. Верхний же собор каменным строением окончен 1743 года, и по написании святых икон Устюжским мещанином Василием Холмогоровым, искуснейшим того времени иконописцем, освящен во славу Святыя Живоначальные Троицы 1765 года сентября 18 дня преосвященным Иоасафом, епископом Архангельским и Холмогорским. И как внизу, так и здесь в алтаре, с южной стороны устроен придел во имя Преображения Господня. Но и сей каменный двухэтажный храм 1793 года июля 26 числа в 8-мь часов по полудни, от учинившегося во время всенощного бдения пожара от дома мещанина Черепанова, вместе с городом и другими церквами, весь как внутри, так и снаружи, со всею утварью, кроме шести местных икон, обгорел так, что и самого имущества соборного соблюдена весьма малая часть. Преосвященный Вениамин, епископ Архангельский, скорбя о сем несчастном приключении, возымел, по долгу своему, бдительное старание о возобновлении собора, и положив твердое упование на промысл Божий, никого в несчастиях не оставляющий, по прошествии малого времени приступил к поправлению собора со всяким тщанием; и во-первых, своды и главы покрыл на время деревянною крышею, внутренность нижнего этажа отштукатурил, также и внешнюю сторону всего храма, сделал иконостас, как в большой, так и в предельной церквах. Иконы же, поскольку оных от пожара сохранилось только шесть местных, заимствованы были из других церквей градских, и таким образом, по приготовлении всего нужного, прежде придельный храм во имя Святителя Николая Чудотворца тоже же 1793 года декабря 11-го, а потом настоящий во имя Богоявления Господня декабря 18-го числа им же преосвященным Вениамином освящены.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010