Древняя резиденция патриарха, стоявшая рядом с кафедральным собором, была полностью перестроена в конце 1650-х гг., по возвращении из Москвы патриарха Макария с богатыми царскими дарами. Часть этих средств пошла на реконструкцию патриаршего двора, который стал одним из самых роскошных зданий Дамаска. 389 Наиболее подробное описание патриарших палат с садами и фонтанами принадлежит Павлу Алеппскому, который сам руководил их строительством. 390 Многие десятилетия спустя паломники, проходившие через Дамаск, отзывались о дворце патриарха в самых восторженных тонах: «у святейшего дворе келий шесть, прекрасных зело, в каждой келии учинено источник из мрамуру, вода завше живая, чопик одоткнувши, наточи води свежой, колко потреба... Помаранчи зелени, лимонии, едни зривают, а другие растут, виноград хороший, птахов много, горлици на плечах садятся, у трапезе горлици крошки збирают», – писал Ипполит Вишенский в начале XVIII века. 391 Через двадцать лет Григорович-Барский оставил свое описание: «Внутрь в палатах покров цветами различными упещрен, и мраморами дробными, такожде подножие от черных, червленных и белых мраморных досок насажденное и углажденное сице блещется яко зеркало. обретается же и баня ради Патриарха устроенная лепо с текущею хладною и теплою водою. И во всех зданиях у поварни проходит текучая вода». 392 В 1648 г. в православной общине города насчитывалось 30 священников; число их, впрочем, сильно колебалось. 393 Ипполит Вишенский, посетивший Дамаск в 1708 г., писал, что при патриархе состоит десяток монахов, а в церкви поочередно служат сорок городских священников и пятнадцать диаконов. 394 Среди имен выборщиков униатского патриарха Кирилла Таноса в Дамаске в 1724 г. стоят подписи 29 священников и трех диаконов, 395 впрочем нет уверенности, что все они жители Дамаска. Григорович-Барский упоминает, что в Дамаске в 1728 г. насчитывалось 15 священников, но православная община к тому времени сильно сократилась, ввиду массовых переходов в унию. 396 В 1754 г. патриарх Сильвестр варил св. миро в присутствии двух архиереев, 17 иереев и 9 диаконов, явно дамаскинцев. 397

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С раздроблением Киевской Руси на ряд удельных княжеств, усилившимся в XII в. и приведшим к упадку Древнерусского государства, Киев утратил значение политического центра Древней Руси. Во 2-й пол. XII в. Киев стал центром Киевского удельного княжества. В декабре 1240 Киев после упорной обороны, возглавлявшейся воеводой галицко-волынского кн. Даниила Романовича Дмитрием, был захвачен и разрушен монголо-татарскими завоевателями. С 1240 Киевское княжество было в вассальной зависимости от Золотой Орды. Около 1362 Киев захватил литовский кн. Ольгерд, передавший Киевское княжество в удельное владение своему сыну Владимиру. Во 2-й пол. XIV–XV вв. население Киева вело борьбу как против литовских захватчиков, так и против татарских набегов. В 1399 Киев выдержал осаду татарского войска, в 1416 татарский хан Едигей, захвативший город, не сумел взять княжеский замок, оборонявшийся населением. Окончательная ликвидация удельного княжества литовским правительством (1470) вызвала восстание в городе против литовского наместника Гаштовта в н. 1471. С 1471 Киев стал центром Киевского воеводства Литовского государства. В 1482 Киев был захвачен и разграблен войсками татарского хана Менгли-Гирея. Но вскоре город был восстановлен. В 1494–97 литовское правительство, стремясь привлечь на свою сторону зажиточные слои населения Киева, ввело в городе магдебургское городское право. Оживление экономической жизни вызвало рост населения Киева, составлявшего к к. XVI в. ок. 7 тыс. чел., в 1-й четв. XVII в. – до 15 тыс. После заключения Польшей и Литовским государством Люблинской унии 1569 Киев был захвачен Польшей. В к. XVI – 1-й пол. XVII вв. население Киева активно выступало против оккупантов, которые были изгнаны из города в 1648 крестьянским казацким войском во главе с Богданом Хмельницким. 16 января 1654 население Киева торжественно встретило русских послов и принесло присягу на верность России. С 1654 Киев стал центром Киевского воеводства, входившего в состав России (с 1708 – Киевской губернии, с 1781 – Киевского наместничества, с 1797 – Киевской губернии). «Мать городов русских» снова стала одним из главных духовных и культурных центров русского государства, местом поклонения общероссийским святым – печерским чудотворцам. Кизяк, или кизик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тихвин Успенский, в городе Тихвине, учреждён царём Иоанном Васильевичем 1560 г. (Новг., II, 159). Архимандрия с 1651 г. Ныне второклассный. В 1853 возведён в первый класс. [VI, 367.] Игумены Кирилл произведён 11 февр. 1560; † 22 окт. 1571. Герман , с 1 нояб. 1571. Сильвестр … Ксенофонт в 1581 перев. в Новгородский Кирилов. Иосиф , в 1582–1611. Онуфрий 22 , 1612–15, 15 февр. хирот. в архиеп. Астраханского. Макарий [упом. в июле 1614] 1615–1617, 9 февр. хирот. в архиеп. Вологодского. Трифон , 1617–21. Александр , 1621–23. Вассиан , 1624–32. Сергий , 1632–34. Герасим Кремлев определён 12 июля 1634, а 31 мая 1640 хирот. в архиеп. Сибирского. Сергий (вторично) в 1640–48. Синеок , в 1648 и 49. Архимандриты Пимен , игум., с окт. 1649; произведён в архим. 14 июля 1651. В 1653 уволен на покой; † 1666 … Иосиф , в 1653–56. Никон определён 22 февр. 1657, а 10 окт. 1659 отставлен; † 1660 … Иаков , 1660 (sic) и 1661. Иосиф 20 окт. 1661 перев. из Деревяницкого, а 22 дек. 1664 – в Новоспасский. Корнилий , в 1665–68, перев. в Зеленецкий. Иона Баранов произведён из келарей Колязинских, в 1668, а 23 авг. 1674 хирот. в еписк. Вятского. Макарий 17 янв. 1675 перев. из Клопового, а в мар. 1676 – в Соловецкий мнтрь. Ефрем , с апр. 1676–78. Варсонофий , с февр. 1678–80, в февр. перев. в Новый Иерусалим. Макарий (вторично), из Соловков, 1680 (упом. в мар.), а. 29 дек. 1689 перев. в Хутынь. Евфимий 29 дек. 1689 перев. из Хутыня, а 4 сент. 1694 утонул в Ладожском озере. Макарий (третично), 29 дек. 1694, из Хутыня; до 1696. Боголеп 1697 перев. из Иверского, а 1708 уволен в Спасо-Нередицкий, на покой; † 1710. Павел , в 1708–17; †… Рувим перев. из Великолуцкого Троицкого в 1717 и 18. Варлаам Ванатович , из обер-иеромонахов флотских, определён 2 февр. 1719, а 14 мая 1722 хирот. в архиеп. Киевского. Павел , в 1722–26, перев. в Спасо-Евфимиев. Феодосий 8 мар. 1727 определён из казначеев Новгородского архиерейского дома; в 1743 уволен на покой; † 28 сент. 1744. Адриан , игум., из наместн. монастырских, 1743 и 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А подписал Государев Царёв и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии Дьяк Иван Фёдоров; справил с прежней грамотой подьячий Никифор Кошикулин. В 1624 году, Января 26, от Государя Царя Михайла Феодоровича дана была грамота на Александрийском листе, за подписанием Его Царского имени на обороте, на вотчины и угодья в Грузинском погосте. У этой грамоты печать красного воска на красном шёлковом шнуре. Припись Дьяков: Прокофья Пахирева, и на обороте к подтверждению Фёдора Титчена и Тимофея Литвинова, справа Василия Калинина. Список Настоятелей Деревяницкого монастыря А) Игумены: 1 . ИОАНН I. 2 . АВРАМИЙ. 3 . ТАРАСИЙ. 4 . СЕРАПИОН. 5 . ЕМЕЛИАН. В 1424 году хиротонисан в Архиепископа Новгородского и наименован Евфимием. 6 . ААРОН. 7 . ГЕРАСИМ I. 8 . ТРИФИЛЛИЙ. 9 . ПИМЕН. 10 . МАТФЕЙ. 11 . ИОАНН II. 12 . ГЕДЕОН I. С 1583 по 1593 год. 13 . АЛЕКСАНДР I. С 1605 по 1609 год. 14 . ДИОНИСИЙ. С 1609 по 1610 год. 15 . ЛЕОНТИЙ. С 1611 по 1615 год. 16 . ГЕРАСИМ II. С 1615 по 1620 год. 17 . ВАРЛААМ I. С 1624 по 1643 год. 18 . ФЕОДОСИЙ I. С 1643 по 1648 год. 19 . ИОСИФ I. С 1651 по 1654 год. 20 . СЕРГИЙ I. С 1654 по 1661 год. 21 . ГЕРАСИМ III. С 1661 по 1670 год. 22 . ИОНА. С 1670 по 1671 год. 23 . ИОАСАФ I. С 1671 по 1676 год. 24 . КОРНИЛИЙ. С 1677 по 1678 год. 25 . АЛЕКСАНДР II. С 1678 по 1679 год. 26 . НЕВФАЛИМ. С 1679 по 1681 год. 27 . ПАИСИЙ. С 1681 по 1682 год. 28 . ФЕРАПОНТ. С 1683 по 1685 год. 29 . СЕРГИЙ II. С 1685 по 1688 год. 30 . НИКОДИМ. С 1688 по 1689 год. 31 . МАРКЕЛЛ. С 1690 по 1695 год, из ризничих Архиерейского дома. 32 . АНТОНИЙ I. С 1695 по 1699 год. Б) Архимандриты: 33 . СИЛЬВЕСТР I. В Декабре 1700 года, из Казначеев Архиерейского дома, и был по 1701 год. 34 . ФЕОДОСИЙ II. В 1701 году, Июля 30, из Иеромонахов Архиерейского дома, и был по 1705 год. 35 . АФАНАСИЙ. С 1705 по 1708 год. 36 . СЕРАФИМ. С 1709 по 1717 год. 37 . ИОАННИКИЙ. Переведён в Феврале 1717 года из Старо-Русского Спасского монастыря и в 1737 году скончался. 38 . ВЕНЕДИКТ. Игумен. С 1738 по 1739 год. 39 . ЕВФИМИЙ. С 1739 по 1741 год. 40 . АНТОНИЙ II. С 1742 по 1743 год. 41 . ДАМАСКИН Аскаронский. С 1743 по 1747 год. Наконец был Епископом Костромским. 42 . ВАРСОНОФИЙ. С 1748 по 1757 год. 43 . ФЕОКТИСТ. С 1757 по 1760 год. 44 . СИЛЬВЕСТР II. С 1760 по 1761 год. В) Игумены: 45 . ИОАНН III. С 1762 по 1763 год. Наконец был Епископом Олонецким. 46 . ИОСИФ II. С 1763 по 1774 год. 47 . ПАВЕЛ I Можайский. Новгородской Семинарии учитель с 1775 года; в том же 1775 году выбыл в Тверской Отроч монастырь Архимандритом. 48 . ИЛАРИОН Копьев. Той же Семинарии учитель. С 1775 года; в 1776 году переведён в Тверской Борисоглебский монастырь Архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Антоний определён 25 февр. 1624; упом. до 1639. Иона упом. в 1648–50. Филофей упом. в 1668–71. Авраамий упом. с 1680; в 1685 перев. в Спасо-Андрониев мнтрь архимандритом. Лаврентий упом. в 1686 и 87. Савватий , в 1691–99, 1706. Павел , в 1708. Кирилл определён в июне 1709; до 1711. Иезекииль , в 1712–19. Митрофан упом. в сент. 1719. Димитрий в окт. 1721 перев. в Московский Новинский мнтрь. Иаков упом. с 1727; † в 1733. Филарет , в 1734–39. Иосиф , в 1743–45. Иерофей , в 1745–48. Пахомий , бывший строитель Полбиной пустыни, определён 30 мая 1754. Гедеон , с 1760; упом. 26 авг. 1761. Никон , в 1762–64. Паисий , архим., бывший Орловского Столбенского монастыря, упом. в мар. 1765. Строит. Мисаил , наместн. Чудовский, 1768. – Варнава , вместе наместн. Чудовский, 1775–77. (См. Чудов). Строители Ираклий Евреинов произведён в 1777 из Чудовских ризничих; 13 янв. 1788 перев. в Московский Знаменский мнтрь игуменом. Иоасаф 29 янв. 1789 перев. в Оптину пустынь. Павел в 1798 перев. в экономы Троицкой Сергиевой Лавры. Арсений , 1819. Игум.? Игум. Кирилл 182.1 перев. в … Паисий Соколов с ? г.; в 1854 перев. в Можайский Лужецкий. Варлаам , бывший строитель Махрищский, определён в июле 1854; † … Иосиф , игум., в 1865–68. 48 Екатерининская пустынь, что в Ермолинской роще, заштатная. [IV, 80.] Строители Варлаам , 1690. Иоасаф , в сент. 1713. Гавриил определён 19 нояб. 1713. Савватий , в окт. 1715. Пётр определён в сент. 1742. Сергий , 1743–45. Нифонт определён в мар. 1753. Мельхиседек 6 июня 1802 перев. в Серпуховский Высоцкий. Дорофей определён 1802–23; † … Назарий , строитель, потом игум., в 1823–1829, перев. в Бобренев Голутвин. Мисаил определён 1842; † 15 окт. 1854. Арсений , 1873. 49 Махрищский, от Троицкой Сергиевой Лавры в 35 верстах; основан в исх. XIV века св. Стефаном. При царе Михаиле приписан к Троицкой Лавре и от неё зависит. [V, 55.] Игумены Св. Стефан Махрищский † 14 июля 1406. В лике святых с 1558. Илия , ученик его, с 1406; † вскоре. Николай , преемник. Феогност , прежде 1434.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Иона , 1703. – Герасим , 1711–13; 30 янв. отставлен. – Илия , 1714–1720. Игум. Гурий 15 янв. 1720 перев. из Спасо-Геннадиева, а 9 мая 1721 оставлен за болезнью. Строит. Савватий , бывший Рябининой пустыни, определён 17 июля 1722, а 6 февр. 1732 отказался. Игум. Гурий , опять, 1732–34; 11 сент. отрешён. (Жил в Угрешском 1737). – Мирон определён 2 апр. 1736, а 2 июля 1739 перев. в Череповецкий. 81 Иов , 1749. Серапион 1753 перев. из Яковлевского. Мартиниан , 1762–64, перев. в Ростовский Петровский. 20 Ройская Златоустовская пустынь, в Моложском уезде; в июне 1690 приписана к Череновскому Воскресенскому мнтрю; упразднена 1764 г. [V, 716.] Игумены Иоанн в XV веке. Арсений в XV веке. Ефрем , 1622. Никодим , 15 дек. 1631. Строители Мисаил 1648–54. Игум. Иаков 1659–62. Игум. Корнилий , в июле, авг. 1665, в февр. 1666, 1667. – Иона , 1679–82. Иов , 1690. Иосиф , 1699 и 1700. Варфоломей , 1708–13; † ... Карион определён 11 сент. 1713. Сергий определён 18 февр. 1723. Геннадий , бывший игум., определён в Выксинский 29 авг. 1723. Тихон , 1728–36, уволен, за старостью. Филарет определён 1 июня 1736. Досифей , 1749. Иоиль , игум., в мар. 1765. 21 Дорофеева Южская пустынь, от Рыбинска в 15 верстах; основана преподобным Дорофеем около 1615 г. Заштатная. [IV, 55; VI, 733.] Игумены Св. Дорофей † 1622. Игнатий , строитель, 1701. Гурий , 1716. Варлаам , 1720, 36–40. Иосиф , 1742–44. Вонифатий , архим., в нояб. 1759. Павел 30 сент. 1763 перев. в Яковлевский. Лука 30 сент. 1763 перев. из Яковлевского. Строит. Иларион , до 1786. – Игнатий , 1786–95. – Арсений , 1795–1820. – Евгений , 1820–1826. Игум. Никанор , 1826–32. Архим. Поликарп , 1864–69. Игуменьи Мария , 1632. Парасковия , 1653. Ираида , 1667–69. Наталия , 1683–89. Христофора , 1731. Евдокия , 1736–54. Измарагда , 1754–80. Павла , 1845–66. 23 Акакиева пустынь, в Ростовском уезде, приписная к Белогостицкому; в 1764 упразднена. [III, 73.] Игумены Феодосий , строитель, определён 5 февр. 1663. Григорий , 1696. Павел , строитель, 1738.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Место погребения князей Воротынских (вход в ц. св. кн. Владимира). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) Место погребения князей Воротынских (вход в ц. св. кн. Владимира). Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г. (Б-ка Конгресса США) В 1480 г. в К. Б. м. скончался сосланный вел. кн. Иоанном III опальный Федор Басёнок. В 1499 г. в обители был насильно пострижен («в железах») кн. Василий Иванович Патрикеев (инок Вассиан ). Духовным наставником инока Вассиана в К. Б. м. был прп. Нил Сорский. Вероятно, после 1502 г. в К. Б. м. проживал бывший митр. Московский и всея Руси Зосима (Брадатый) . В 1535 г. скончался сосланный в монастырь полководец Иван Михайлович Воротынский. В 1561 г. в К. Б. м. был в ссылке еп. Крутицкий Матфей (Летопись событий. 1997). В 1553 г. в мон-ре окончил свои дни опальный кн. Владимир Иванович Воротынский. В 1562 г. сюда вместе с семьей был выслан его брат Михаил Иванович Воротынский. В 1588 г. кн. Иван Петрович Шуйский, сосланный в обитель и насильно постриженный в монахи, скончался «нужною смертию» (ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 196). В К. Б. м. был вынужден принять постриг и кн. Иван Федорович Мстиславский. В 1606 г., при Лжедмитрии I , вел. кн. Симеон Бекбулатович был пострижен с именем Стефан. Кн. Иван Андреевич Хворостинин пребывал в ссылке в К. Б. м. с 1622 по 1624 г. В 1648 г. неск. месяцев скрывался от врагов в стенах обители боярин Борис Иванович Морозов. С 1676 по 1681 г. в К. Б. м. под строгим надзором пребывал низложенный патриарх Никон. В 1682 г. здесь был заточен и в 1691 г. скончался Кирилл Полуэктович Нарышкин, постриженный в монашество с именем Киприан. В 1708 г. в К. Б. м. был сослан «на смирение» Нижегородский митр. Исаия , к-рый «получал пищу против 4 братий, но не имел права без ведома настоятеля ни писать, ни получать писем: настоятель обязан был те и другие отбирать и присылать в Москву» ( Чистович И. А. Георгий Дашков: Мат-лы для истории 1-й пол. XVIII ст.//ПО. 1863. 1. С. 69). В переписи по Белозерскому у. за 1710 г. указывалось, что в обитель выдается «государева денежного жалованья... Исаию митрополиту по 20 рублев» в год. В 1720 г. он скончался и был погребен в обители. В 1730 г. в К. Б. м. был сослан «на неисходное жительство» архиеп. Киевский Варлаам (Вонатович ; в 1741 восстановлен в архиепископском сане). С 1777 г. в стенах К. Б. м., в Казанской башне, действовала городская тюрьма. В 1876 г. тюрьма была переведена в город, в башне устроили военную тюрьму, в 1877-1878 гг. в ней содержали пленных горцев. Позднее это помещение переоборудовали под жен. гостиницу (до 1897). 1917-2014 гг.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Астрахань. Покрово-Болдинский монастырь. Покровский мужской монастырь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1708. Адрес: Астраханская область, г. Астрахань, улица Покровская роща Координаты: 46.350586, 48.102694 Проезд:Из центра по улице Софьи Перовской, до поворота направо на улицу Покровская Роща. Далее прямо до ворот городской больницы. Проход на территорию свободный. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Покрово-Болдинский монастырь, заштатный, в 6 верстах от Астрахани. Основан в 1708 году митрополитом Астраханским Сампсоном. В 1823 году в него переведена была Болдинская пустынь, которая находилась на месте, где Волга раздвоилась с другими рукавами, называющимися Болдой. В монастыре находится особо чтимая икона Покрова Божией Матери, которая носится в Астрахань и окрестные селения для поклонения ей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Покрово-Болдинский монастырь, называвшийся прежде просто Покровским, основан в 1708 году Астраханским митрополитом Сампсоном. Земли, на которых находился монастырь, принадлежали крупному астраханскому откупщику дьяку Василию Кучукову. В январе 1708 года Кучуков обратился к митрополиту Сампсону с просьбой о денежной ссуде, дав ему закладное письмо: «Лета 1708 года в 25 день дьяк Василий Кучуков заложил свой сад с плодовитыми овощами, со всякими деревьями и виноградными кустами, с хоромными строениями и со всякими садовыми и дворовыми заводы, с пашенною землёю, с бугры и с сенными покосы и со всеми угодьями меж реки Кутумовой и притоки Луковки». Получив от владыки тысячу рублей и не имея возможности отдать эту сумму, Кучуков уступает ему заложенный участок земли в полное владение. Митрополит решает основать на этом месте обитель, и в том же 1708 году выстраивает здесь каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с каменною колокольнею. При храме им же было поселено несколько иноков из архиерейского дома. Вместе с возведением храма митрополит Сампсон выстроил рядом с ним деревянный дом, куда сам часто удалялся из шумного города, от мирской суеты, подышать «воздухом пустыни». Среди астраханцев того времени этот загородный монастырь так и назывался «Покровская пустынь». Вероятно, тогда же была построена и каменная ограда монастыря, представлявшая из себя правильный четырёхугольник с каменными башнями на каждом его углу.

http://sobory.ru/article/?object=41153

167 Издатель диария с вероятностью догадывается, что то было сочинение Ма­ксимовича: Богородице Дево, в котором находилось до 25,000 силлабических стихов. 171 Письмо напечатанное в Вестнике Европы 1826. N 8. стр. 272. Время его определяется указанием на ожидаемое прибытие в Москву архимандрита Печерского (Иоасафа) для посвящения в Архиереая: что было в 1708. Письмо писано пред Пасхою того года. 172 Письмо это, напечатанное при Диарие, без означения времени, писано в сентябре 1708 г. Это видно из прибавления к нему, находящагося в списке между Румянцовскими рукописями. В сем прибавлении упоминается о трех проповедях, недавно говоренных Святителем в Москве. «Послах честности твоей виноград-гостинец; зубами нечего кусать, – писанный на бумажке, казанье, что в Соборе говорилося; будет скоро и другое, что в Покровском; a третие, что в Ивановском, не будет; многое забыл. А к тому недосужно; много предлежит писати». Из Диария видно, что все три проповеди в означенных местах и в таком именно порядке говорены были в 1708 г., 22, 26 и 29 августа. Из них первая о винограде напечатана во 2 томе соч. св. Димитрия, стр. 290. Напечатана и третья, хотя Святитель сначала и не намерен был записать после сказывания. Тамже стр. 310, где замечено время и место ея произнесения. Святитель возвратился в Ростов 8 сентября. 173 В октябре 1708 года Царь дал повеление заняться составлением лето­писи Русской, начиная со времен В. Князя Василя Иоанновича. Труд сей возложен на Поликарпова. Деян. Петра В. Т. IV. стр. 299. Может быть, это и было поводом к вопросам, относительно цели и успеха в составления ле­тописи, на которые отвечал Святитель в письме к Поликарпову, напечат. при Диарие. 8 ноябр. 1708 г. 176 Стефан Яворски       не однократно вооружался против таких лжеумствователей в своих словах. См. Ч I. стр. 138. Ч. II. стр. 26. Еще в 1709 г. он говорил: «прииде Матерь Божия увидети, аще отложихом дела темная, еретическая, армянская, лютеранская». А потом, после известных поступков Тверитинова и Иванова, написал пространное опровержение лютеранских за­блуждений в книге: Камень веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Считая, что рус. царь проиграет Северную войну, М. в 1705-1706 гг. вел переговоры с польск. кор. Станиславом Лещинским и швед. кор. Карлом XII . Узнавшего о переговорах и в февр. 1708 г. написавшего царю донос генерального судью Кочубея, к-рый открыто конфликтовал с гетманом из-за намерения последнего жениться на его 16-летней дочери, Петр I арестовал и выдал М. Весной 1708 г. М. заключил личное тайное соглашение с Карлом XII, предложил Лещинскому принять Гетманщину «как наследие свое», обязался разместить шведов на Северщине, собрать 20-тысячное войско, присоединить к нему донских казаков и даже калмыков и по первому призыву выступить на стороне шведов. После того как рус. армия опустошением местности и успешными военными действиями у сел Доброе и Раевка близ Смоленска заставила Карла XII отказаться от наступления на Москву и вынудила его в сент. 1708 г. повернуть на Украину, положение М. на Гетманщине резко осложнилось, т. к. большинство населения укр. земель было настроено против шведов. М. получил приказ Петра I заградить путь шведам у р. Десна, но, чтобы не выступать с казаками, гетман симулировал приступ тяжелой болезни. Узнав, что к его столице Батурину приближается с войсками А. Д. Меншиков, фактически лишивший М. основных адм. функций и власти в Малороссии, 24 окт. 1708 г. гетман бежал к шведам. С собой он увел ок. 2 тыс. казаков под предлогом, что они будут воевать против войска Карла XII (только за Десной, получив швед. охрану, М. предложил старшинам выступить перед казаками с речами о «свободе от царя»). При этом М., не исключая возможности гибели города, вывез большую часть своих богатств, а также бывш. казну И. М. Брюховецкого , Д. И. Многогрешного и Самойловича. Новым гетманом Левобережной Украины 7 нояб. стал И. И. Скоропадский, сторонникам М. была объявлена амнистия на срок 1 месяц. 9 нояб. 1708 г. в Троицком соборе г. Глухова митр. Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф (Кроковский) вместе с архиеп. Черниговским и Новгород-Северским Иоанном (Максимовичем ; впосл. митрополит Тобольский) и еп. Переяславским Захарией (Корниловичем) отслужил литургию и молебен, после чего в присутствии Петра I предал М. «вечному проклятию». 12 нояб. в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии царевича Алексея Петровича местоблюститель Патриаршего престола митр. Рязанский Стефан (Яворский) провозгласил анафему М. Вопрос о каноничности анафемы до сих пор считается дискуссионным, т. к. она была наложена не соборно, а по воле Стефана (Яворского). На данный момент анафему признаёт только РПЦ. С 1869 г. имя М. было изъято из текста ежегодного анафематствования в Неделю Православия. С предложениями о снятии анафемы выступали общественные и церковные деятели, в частности ректор Киевского ун-та св. Владимира М. А. Максимович и Киевский митр. Антоний (Храповицкий) . Однако во всех случаях этот процесс был остановлен вышестоящим церковным руководством.

http://pravenc.ru/text/2561228.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010