Сказание о 1-м чуде от М.-Б. и. легло в основу истории, пересказанной в «Могилёвской хронике» в кон. XVII в. В ней, в частности, говорится, что на том месте, где стоял домик старушки, позже была выстроена часовня (каплица): «Явилась икона на том месте, которое теперь называем каплица Явления иконы. Была каплица деревянная на том месте» (Могилёвская хроника. 1980. С. 242). В часовне, вероятно, находился список М.-Б. и. В 1702 г. могилёвчане, памятуя о М.-Б. и. как о защитнице города, ходатайствовали перед кор. Августом II о постройке каменной или деревянной часовни в честь Явления М.-Б. и. Построенная в 1702 г. деревянная часовня простояла до 1809 г., затем была разобрана за ветхостью. «Могилёвская хроника» сообщает о чуде от иконы в период Северной войны. Известно, что чудотворный образ почитался царем Петром I, а также его приближенными. По прибытии в Могилёв, 21 июня 1706 г., Петр I был на молебне в Богоявленском соборе xpohika. 1997. С. 342); 22 авг. 1707 г. на службе там был и царевич Алексей Петрович. 14 марта 1708 г. перед М.-Б. и. молился сподвижник Петра А. Д. Меншиков. Согласно сказанию, Меншиков намеревался наказать жителей Могилёва за истребление в 1661 г. рус. гарнизона и за сдачу города гетману П. Я. Сапеге. Однако, стоя на молебне и обдумывая план мести, Меншиков вдруг упал без чувств. Придя в себя, он отказался от злого умысла, а на службы в Богоявленский собор ходить перестал (Могилёвская хроника. 1980. С. 271). Тем не менее на долю Могилёва в ходе этой военной кампании выпали суровые испытания. По приказу кор. Карла XII, занявшего Могилёв 7 июля 1708 г., шведы на переплавку из Богоявленского монастыря забрали среди прочих ценностей «серебряную позолоченную ризу иконы Найсвятейшей Панны, три меньших оклада, шесть лампад, одну кадильницу, 100 вотивных табличек (видимо, поднесенных М.-Б. и.- Ю. П.)… тридцать вотиев, ломаного серебра в разных вещах, в кубках, чашах, которые собирали на оправу Найсвятейшей Панны Марии Брамной» (по др. версии - «на оправу иконы Божией Матери Братской» - Хроника. 1887. С. 65) (Могилёвская хроника. 1980. С. 274). Опустошенный и оставленный шведами город 8 сент. 1708 г. по приказу Петра I был подожжен калмыками и татарами. Богоявленский собор с резным деревянным иконостасом и чудотворной иконой «стараниями народа» уцелел, сгорели только купол и крыша (Там же. 1887. С. 68).

http://pravenc.ru/text/2563888.html

914 Арх. Св. Син. д. 1752 г. 29, лл. 31–41, 54. Киево-Межигорский монастырь по грамотам восточных константинопольских патриархов 1617, 1620 и по грамоте, подписанной патриархами Иоакимом, а затем Адрианом 1695 г., по грамоте Петра I, подписанной графом Гавриилом Головкиным, данной наместнику монастыря Иродиону (Жураковскому по его челобитью 1708 года), и по определению Св. Синода 1 июня 1722 года, а затем 17 мая 1744 года был ставропигией сначала в ведении патриархов, затем Св. Синода. Как известно, он слишком недолго был в ведении московского архиепископа Иосифа Волчанского. Раньше он несколько раз был подчиняем киев. митрополитам, но также ненадолго. Это было по грамотам и указам 1686 г., 1700 г., 1703 г. и 1708 г. В 1703 г. Киево-Межигорский монастырь был подчинен киевскому митрополиту в силу доноса м. Стефана Яворского о том, что игумен Киево- Межигорского монастыря с братией «имели противность к Варлааму Ясинскому, митрополиту киевскому, галицкому и Малыя России». Указом 12 февр. 1703 г. игумену Феодосию Васковскому с братией велено «никому иному, кроме киевского митрополита и по нем будущих, послушания не отдавать» (там же, л. 6–7). Но в 1710 г., по челобитью наместника Иродиона 1708 г., он опять превращен в ставропигию. Киево-Межигорский монастырь, во главе с архимандритами и игуменами, имел в своем ведении целую область – Запорожскую Сечь (Киев. Епарх. Вед. 1895 г., стр. 855). 915 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. III, приложение XXIX, стр. 111–112. Ведомость о монастырях и протопопиях Киевской епархии, представленная архиепископом Варлаамом (Вонатовичем) 8 июня 1722 г. Св. Синоду. 916 Там же, XI, приложение XVII, стр. 163. Тут названы следующие монастыри: Киево-Печерский, Киево-Софийский, Николаевский, Михайловский, Братский, Выдубицкий, Кирилловский, Петропавловский, Троицкий Больничный, Батуринский, Сорочинский (прежде Пусковенский), Китаева пустынь, Красногорский, Мутинский (вм. пустыни), Моравский скит, Братский монастырь, Скельский, Нехворощанский и Николаевский скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По преставлении св. Евфимия, устроенный им Вяжицкий монастырь числился в ряду больших новг. монастырей 1391 и получал окладных, панихидных и кормовых денег с 1589 года по 5 рубл; 31 алт. и 4 деньги в год 1392 . По писцовым книгам Вотской пятины 1500 года показано: «в Заверяжье монастырь Никола Чудотворец общы на Вежыщах. А в нем четыре церкви да трапеза камены: церковь большая Никола Чудотворец, да туто же у тоеж церкви церковь Еуфимей святый, да над вороты церковь Иван Богослов, да у трапезы церковь теплая» 1393 . Во время шведского разорения монастырь потерпел вместе с другими новг. монастырями. В этом разоренном монастыре за 1615 год показаны храмы: «Никола Чудотворец, Иоанн Богослов, Евфимий владыка новогородской каменны, да Благовещенье Богородицы» 1394 . Все эти храмы существовали почти до конца XVII века. И потому в половине XVII века монастырь был благоустроенным: в нем 1651 года (2 сент.) митрополитом Никоном учреждена архимандрия с правом служения настоятелю в шапке с палицею и с ручным сулком 1395 . В XVII же веке к Вяжицкому монастырю приписаны 1679 года Николаевский Понедельский, а 1684 года Спасский Сяберский монастыри 1396 . Из числа благотворителей Вяжицкого монастыря в XVII веке особенно известен постриженник оного Лаврентий, митрополит казанский и свияжский (+1673). Но в пожар, случившийся 1688 года 14 марта, монастырь весь выгорел 1397 . После этого пожара церкви все были разобраны, и на место оных поставлены вновь другие до ныне существующие. Впрочем, нынешняя соборная двуэтажная церковь построена еще до пожара, в 1681 году, при игумене Боголепе, и освящена в 1685 году митрополитом Корнилием. В верхнем этаже ее храм св. Николая, а в нижнем во имя св. Евфимия, архиепископа новгород-ского, где у правого клироса и мощи его почивают под спудом: она освящена в 1691 году тем же митрополитом Корнилием 1398 . В 1698 году бурею разрушило две восточные главы, покрытые белым железом, но оные в 1708 году возобновлены. Вторая церковь Иоанно-Богословская с престолами вверху во имя Вознесения Господня, а внизу теплая во имя св. Иоанна Богослова с трапезою: они построены в 1698 году, но случившеюся в то время бурею, о которой сказано, снесены с ней пять глав, кресты и кровля, и в 1702 году возобновлены. Освящение их совершено митрополитом Иовом, – Богословского престола 8 декабря 1702 года, а Вознесенского 2 декабря 1708 года 1399 . От этой церкви к западу находится построенная 1708 года монастырская колокольня.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Херугови, 2 шиты золотом и серебром; амбон обит красным сукном. В олтаре на престоле антиминс печатной, 4 Евангелия печатных, 3 креста благословящих обложены серебром басемным золочены. Над престолом сень с короною, 4 столбца резных, сквозныя, травы виноградныя вызолочено красным золотом и двойником. За престолом крест выносной да два образа Казанския и Смоленския Божией Матери, писаны краски, перед ними паникадило медное. На горнем месте: Пресв. Богородицы Одигитрии в киоте и Казанской Божией Матери; за жертвенником крест резной деревяный да Смоленской Пресв. Богородицы; на жертвеннике сосуды серебрянные. Кадило серебряное – 1 ф. 84 зол., чаша водосвятная, 3 кадила, кувшинец, купель – медные. В сундуке: потир немецкого дела вызолочен, дискос, 2 блюдца, звезда, лисица – серебряные, серебряные образа, золотые и серебряные кресты, панагии и серьги и мн. др. На колокольне 8 колоколов да часы боевые. При церкви: протопоп, 4 священника, 2 дьякона, 1 дьячек, 2 пономаря и просвирня. – До 1699 г. они получали из земской избы руги 75 руб. 30 алтын и 1½ деньги. Из этой описи видно, что и в то время Казанская церковь отличалась богатством своих украшений. В 1703 году, как мы видели выше, Вязниковская слободка сгорела вся без остатку. Пострадала ли от пожара соборная церковь , сведений о том не сохранилось. Но некоторые отметки в делах патриаршего казенного приказа дают право предполагать, что после 1708 года церковь потребовала обновления. Так в 1708 г. выдан был в Казанскую церковь новый антиминс, в 1720 г. выдан – соборному попу указ, разрешающий сбор на церковное строение в течение 2 лет. – Можно думать, что новый антиминс и обновление церковных украшений потребовалось после пожара 1708 года. Из дел того же приказа далее видно, что в 1710 г. был выдан антиминс в придельную при Казанском соборе церковь Феодора Стратилата, что в 1727 г. эта придельная теплая церковь при соборе каменная оказалось ветхой и предположено было построить новую в то ж наименование. Когда и кем была эта церковь построена, была ли возобновлена, сведений о том не сохранилось и в настоящее время в соборе нет такого придела.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

168 Арескин (Эрскин) Роберт (ум. 1718) – шотландский врач, лейб-медик Петра I; Доктор медицины и философии Оксфордского университета; с 1706 г. глава Аптекарского приказа. 169 Нартов Андрей Константинович (1693–1756) – ученый, механик. Работал в московской школе математических и навигацких наук – от рабочего в 1705 г. до руководителя в 1712 г., затем – «личный токарь» Петра I. В 1718–1720 гг. был в Германии, Англии, Франции, учился в Париже. В 1724 г. представил проект учреждения «Академии разных художеств»; в 1742–1743 гг. руководил Академией наук и художеств. Оставил соч.: «Достоверные повествования и речи Петра Великого» (1727) и др. 170 Левенгаупт Адам Людвиг (1659–1719) – шведский военачальник, генерал-лейтенант, граф. В 1706–1708 гг. губернатор Лифляндии и Курляндии. Двигаясь из Прибалтики через Белоруссию на соединение с Карлом XII, разгромлен в 1708 г. под Лесной. В Полтавском сражении командовал пехотой. У Переволочны принял у Карла XII командование и капитулировал. В 1709–1719 гг. в плену. После смерти Карла XII назначен министром королевой Ульрикой Элеонорой, но умер на пути в Швецию. 171 Милославский Иван Михайлович (ум. 1685 г.) – боярин, родственник Марии, первой жены царя Алексея Михайловича, возглавлял дворцовую борьбу против Нарышкиных и Петра I. 172 Репнин Аникита Иванович (1668–1726) – князь, военный деятель, генерал-фельдмаршал. В 1685 г. поручик потешной роты, участник Азовских походов 1695–1696 гг. В 1699 г. генерал-майор, в 1708 г. разжалован после поражения при Головчине, восстановлен после битвы при Лесной. В Полтавском сражении 1709 г. командовал центром. В 1709–1710 гг. руководил осадой и взятием Риги. С 1719 г. губернатор Лифляндии, одновременно в 1724–1725 гг. президент Военной коллегии. 173 Тюренн Анри де ля Тур д " Овернь (1611–1676) – французский полководец, маршал Франции (1643). Сын герцога Буйонского, внук Вильгельма I Оранского. С 1625 г. в голландской армии своего дяди принца Мориса Оранского, с 1630 г. на французской службе; в 1660 г. получил высшее воинское звание главного маршала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Введенское. Покровская Введенская Островная женская пустынь. Введенская островная пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1708. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Петушинский район, Введенское, остров Вятского озера. Координаты: 55.9258, 39.1207 Проезд:Из Покрова пару км на запад (в сторону Москвы), затем пару км на север до Введенского озера (асфальт), в тупике - колония, которую надо обойти по берегу озера и выйти на мост. На многих картах место так и обозначено - " труд. колония " . Рейсовый автобус ходит, но не часто Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Введенская Островская пустынь, заштатная, общежительная, близ города Покрова, на острове Вятского озера. Основана около 1695 года двумя иноками, Сергием и Тимофеем. В пустыни находится особо чтимая икона Введения во храм Божией Матери; с этой святой иконой 20 июля совершается крестный ход в городе Покров, в память избавления в 1863 году жителей от холеры. При пустыни школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» По преданию, островной монастырь на Вятском озере в 1708 году основали монахи Сергий и Тимофей, которые подвизались прежде в Антониевой пустыни - монастырской слободе хорошо известного в XV - XVI веках мужского Покровского Антониева монастыря. Здесь, неподалёку от города Покров, в окружении сосновых лесов, скрытое от людских глаз, лежит живописное Вятское озеро. Поселившись на его острове, иноки Сергий и Тимофей прежде всего искали уединения и большого строительства не затевали, они поставили себе лишь небольшую деревянную часовню и келью. Но вскоре о монахах прошёл слух, и многие люди стали приходить на берег озера и просить принять их насельниками. Сергей и Тимофей не отвергали паломников, братия стала множиться, и тогда было решено просить благословение на возведение на острове небольшого храма. В декабре 1708 года была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского преосвященного Стефана Яворского, в которой благословлялось монахам " на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте... построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы " .

http://sobory.ru/article/?object=04008

Преследование могло усилиться Мазепой из опасения, чтобы ещё кто на него не донёс, так как действительно он замышлял измену. Блаженный Иоанн принял ангельский образ в пещере преподобного Антония, по окончании учения в 1706 г. вероятно от рук архимандрита Лавры Иоасафа Кроковского, который был архимандритом Лавры до 15 августа 1708 г., когда он посвящён был в митрополита Киевского (ист. иерарх. т. II монастыр. стр. 50). Таким образом то самое лицо, которое принимало его в академию для воспитания, ввело его в ограду св. подвижников монашества. С монашеством Иоанн принял имя Иннокентия. По обычаю Иннокентию было поручено дело послушания в Лавре, может быть проповедничества. По истечении некоторого времени митрополитом же Иоасафом он посвящён был в иеродиакона и в иеромонаха. Живя в Лавре Иннокентий продолжал заниматься науками; в 1707 и 1708 г., он ещё списывал метафизику и часть философии. С 1708 г. прекращаются его записки по наукам в Киеве, может быть вследствие тревог, что его дядя или ближайший родственник за донос на Мазепу был осуждён в ссылку и в июне того же года сослан в Архангельск. Вызов блаж. Иннокентия на учительство в Московскую славянороссийскую академию; его там префектство Недолго блаж. Иннокентий скрывался под спудом тишины и уединения св. Киевопечерской Лавры, Господь указал ему путь восхождения на свещник, да светит многим. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский , заводя в Московской славянороссийской академии латинские науки, для преподавания их приглашал Киевских учёных монахов. Яворский знал Иннокентия, как отличного ученика академии, когда ещё сам преподавал там словесность. И потому в числе других вызвал и его в Москву. Вызов этот последовал в начале 1710 года 25 . С прибытием в Московскую академию, находившуюся тогда в Спасском монастыре, что за иконным рядом, Иннокентий назначен учителем словесности с жалованьем 150 рублей в год. В это время ректором академии был знаменитый Феофилакт Лопатинский, архимандрит, а впоследствии архиепископ Тверский.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

В нач. XVIII в. в Новгородской епархии стала вводиться письменная фиксация прихожан: первые донесения митрополиту о бывших и не бывших на исповеди, имеющиеся в фондах ГАНО, восходят к 1708 г. Нововведение имело фискальный характер: вскоре были установлены штрафы, налагавшиеся как на мирян податного состояния, не бывших на исповеди, так и на священников, предоставлявших неверные сведения. Наряду с регистрацией таинства исповеди духовенство было привлечено к исполнению указа Петра I о выявлении лиц, писавших письма с призывами к возмущению. Кроме того, храмы становились местами массового информирования населения: в 1722 г. Синод организовал рассылку высочайших указов и проч., «до Церкви относящихся листов». По приходам Новгородской епархии они рассылались из типографий С.-Петербурга (ОДДС. Т. 2. Ч. 2. 1073). Особый статус получила освобожденная в ходе войны Ижорская земля (Ингерманландия). В февр. 1705 г. митр. Иов распорядился о поминовении графа (с 1706 светлейшего князя) А. Д. Меншикова и его «богоблагословенного дома» во всех храмах «его княжей земли Копорском и Ямбурхском уездах». Учитывая резкое увеличение числа ставленников, посвящавшихся как в полки, так и к храмам освобожденных и «новозавоеванных» городов и сел, «по милости царя Петра» в помощь митр. Иову был дан викарный епископ, хиротонисанный 18 янв. 1708 г. с титулом «Ладожский». После взятия Кексгольма (рус. Корела) - города, в к-ром в 1597-1611 гг. существовала архиерейская кафедра, викарий с 1714 г. стал титуловаться «Корельским и Ладожским» (в 1730-1734, 1740-1742 и 1742-1758 вик-ства не существовало, в 1734-1740 викарий не имел титула, в 1758-1763 именовалось Кексгольмским и Ладожским викариатством , с 1759 постоянной резиденцией викария был определен Хутынский мон-рь). В 1708 г. в С.-Петербург для заведования церковными делами был командирован архим. Хутынского мон-ря Феодосий (Яновский) . Он смог войти в доверие к царю Петру I и нашел способ закрепиться в столице. 21 февр. 1712 г. светлейший кн. А. Д. Меншиков сообщил митр. Иову, что царь указал построить на р. Неве мон-рь во имя св. блгв. кн. Александра Невского, перевести в него архим. Феодосия и приписать «Иверский монастырь со всеми вотчинами к тому Александрову монастырю». Попытка митр. Иова спасти Иверский монастырь от «приписки», пожертвовав его вотчинами, не увенчалась успехом. Вскоре к Александро-Невскому мон-рю были приписаны и др. обители Новгородской епархии, включая Николаевский староладожский, к-рый формально числился «епископией» (кафедрой викарного епископа Ладожского). Митр. Иов смог получить недвижимость в С.-Петербурге («домик Софийский» «для приезду нашего» и двор для стряпчего) только в 1713 г.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

назначен сенатором, в 1726 г.– «докладчиком» у императрицы Екатерины I, в 1727 г.– заведующий Монетным двором. 56 Измайлов Андрей (а не Алексей, как у де Бруина) Петрович (ум. после 1710) – «комнатный стольник» царя Петра, профессиональный дипломат, был послом в Дании (1700–1707), в Пруссии (1701), затем в чине «Суздальского наместника» при «малороссийском гетмане» Скоропадском (1708–1710). 57 «Князь Григорий Григорьевич Гагарин» – такого не было, де Бруин ошибся, видимо, это Матвей Петрович Гагарин (ок. 1670– 1721) – князь, сибирский губернатор, с 1701 г. – ответственный за постройку гидросооружений в Европейской России, начальник работ по строительству канала Волга – Дон, «начальный человек Сибирского приказа» (1706), комендант Москвы (1707), начальник Сибирской губернии (1708–1719); был уличен в казнокрадстве, судим, приговорен Сенатом к смертной казни и повешен. 58 Толстой Иван Андреевич (умер после 1708 г.) – старший брат известного дипломата Петра Андреевича Толстого, стрелецкий полковник; был замешан в стрелецком бунте, затем перешел на сторону царя Петра, которому верно служил, получил чин действительного тайного советника и стал губернатором Азовской губернии. 59 Кикин Александр Васильевич (ок. 1673–1718) – царский денщик, советник по Адмиралтейству; получил образование судостроителя в Голландии, занимал ответственные посты на верфях Петербурга, Воронежа, Олонецка и Ладоги, исполнял личные поручения царя; за злоупотребления был отдан под суд, но вскоре был прощен царем; с 1713 г. стал активным сторонником царевича Алексея, был одним из инициаторов его заговора, направленного против Петра I и его реформ. В результате следствия по делу царевича Алексея Кикин был привлечен к дознанию, судим и казнен. 62 Апраксин Федор Матвеевич (1661 –1728) – граф, генерал- адмирал, ближайший сподвижник Петра I; возглавил строительство военно-морского флота России, начальник Адмиралтейства (1700–1707), президент Адмиралтейской коллегии (1717), член Верховного суда, участник Северной войны, Персидского похода, член Верховного тайного совета (1726).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 декабря 1707 г. послано письмо к Феологу, где святитель жалуется на скудость средств, не дающих ему возможности привести на своих лошадях дорогого гостя Феолога. 1503 Тем не менее Феолог, кажется, был в Ростове: к этому времени относится письмо святителю Феологу. «Как тебе Бог милует; как домой доехал, все ли здорово? Не потерял ли моего летописа и читаешь ли его, и Кариону, ему же низко кланяюся, даешь ли читати? Послах к летопису малое приложенийце, прочти и положи на месте подобающом, и еще хотят быти некая приложениа на неких местах. Да не очень долго у себе удержи; в великий пост, живи ли будем, присли; здравствуй carissime... Димитрий грешный». 1504 В это время (1708) начинается чувствоваться постепенное сближение святителя с старорусскою партией и сторонниками царевича Алексея Петровича. «Января 20 изволила быть в Ростове благоверная государыня царица Прасковья Федоровна, а с ней была Ирина Володимировна, жена Андрея Курбатова, что в полону у шведов с Мелетинским царевичем». 1505 В письме к ней же, еще от 18 октября (1707?) святитель благодарит царицу за присланное со стольником Юшковым жалованье: водку в четырех сосудах стеклянных, именуемых бутылках, и капусту красную три кочана. 1506 22-го января 1708 г. святитель получил в подарок от дьяка Монастырского приказа Гавриила Осиповича Окунькова башмаки греческие. 3 февраля святитель по приглашению Ивана Степановича Стрешнева ездил в г. Лух (Волог. губернии), на погребение отца Стрешнева – иерея Стефана. 1507 В том же месяце, святитель составил из разных накопившихся у него выписок род справочного словаря по разным духовным предметам: Notata per alphabetum. 1508 Материальное положение архиерейского дома, между тем, все более и более ухудшалось. Мы уже читали, что святитель писал Яворскому 24 февраля: «Вне уду брани, внутрь уду страхи. Толико беззаконий, толико обид, толико oppressiones вопиют на небо и возбуждают гнев и отомщение Божие». 1509 В 1707 году марта 30 скончался архиепископ Вологодский и Белоезерский Гавриил, а следующий Иосиф был хиротонисан в 1708 г., и был человек болезненный. Между тем в Вологде, на посаде была выстроена церковь . О составлении службы Богородице Неопалимой Купине, во время междуепископства просили св. Димитрия; 1510 но мы не знаем, исполнил ли он это желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010