1729 gen 1635 16. Слово надгробное Андрею Денисову «Блажени мертвии, умирающий о Господе, отныне; ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих, дела бо их ходят вслед с Апокалипсис, глава 14. Что стекостеся, что собрастеся, что совокупистеся, о, отцелюбивии общежителие и вси купно выгопустыннии скитонасельницы? Что приступаете и что приближаетеся; что окружаете и что объемлете? – предстоящий одр и на нем предлежащий ковчег. Что приницаете и что призираете; что со тщанием припадаете и со всеусердным желанием видети и осязати принуждаетеся? – в ковчезе имеющееся сокровище. Злато негли 1636 и сребро, маргарити драгоценнии негли и камение самоцветущее? Или сих что предражайшее: материи златотканныя негли и поставы 1637 преиспещренныя, ризы негли, венцы златокованныя и поясы преузрачноплетенныя? Или сих что преизмечтаннейшее 1638 : снеди негли тучнейшыя и питие сладчайшее, миро негли благовоннейшее и мсхус, всею Аравиею Или сих что благовоннейше мирисающее 1639 и благоумастителнейше умащающее? Не сия, мню, отвещаете, не сия, о, вселюбезнии, не о сих, надеюся, возглаголете, не о сих, о, вседражайшии: не о злате, не о сребре, не о маргаритах и камениях, не о материах и поставах, не о ризах, ниже о венцах и поясех, ниже о снедех и прочих, разсуждаю, возответствуете. «Но стекохомся, – речете, – понеже прежалостнейшее извещение услышахом, понеже преумиленнейшее поведание почюхом, понеже внезапное бедственнейшее объявление вняхом. Ах, но что прежалостнейшее! Ах, но кое преумиленнейшее! Ах, но кое бедственнейшее!» Измолкшем гласом, пресохшем гортанем, преисполненными очесы слез, тяжкодыхающими персми 1640 , сердцем трясущымся, вем 1641 , молвите: «Основание наше всепустынное проторжеся 1642 , корень нашего жительства всеобщий искоренися, столп всесоборный нашего собрания падеся, солнце нашего просвещения помрачися 1643 , звезда нашего озарения угасе, глас нашего возбуждения умолче, пастырь, предводитель, наставник, учитель и премилостивейший наш о Господе отец Андрей Денисьевичь, свет сий оставя, преселися духом в немерцающий, его же отеческое лице стекохомся последнее видети, его же сладкоглаголивая пастырская уста снидохомся последнее целовати, его же многотрудное наставническое тело совокупихомся осязати, его же прежалостнейшее последнее происхождение ко гробу собрахомся сотворити, его же преболезнейшее не ктому паки в жизни сей чаемое разлучение под землю сообщихомся совершити».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо, егда с я оному слагают, общницы греху егову бывают. Но речеши ми: Что имам творити, егда сбеседник словесы хулити Ближняго начнет? Егда 1619 утекати, или пястию усне 1620 заграждати? Никако, но та изволи творити, яже хощу ти въкратце 1621 предложите. Егда кто слово начнет глаголати, еже обыче славу окаляти Лиц коих-либо, кротко 1622 спротивися, не блажяй 1623 хулы оному явися; Или потщися прекратите слово, в ползу сущее предложите ново; Или печален о том покажися, не любяй клевет 1624 лицем проявися. Аще же мощно из собора ити, и то полезно 1625 тебе сотворите. Отврати ушы 1626 ко иному слову, прояви волю, к хулам не готову. Слух же сердечный всяко да заткнеши несогласием, тако не преткнеши Ноги твоея о соблазни камень, ни опалит тя душегубный пламень, Но сам пребыв цел, возможеши быти и 1627 иным в 1628 ползу, еже лепо жити. 9 Стрела в камень вонзенна никогда бывает, но отпадши 1629 от него, иногда 1630 язвляет Стрелца своего. Тако клевета пущенна аще ушеса твоя обрящет каменна, Не пронзаема ею, въспять 1631 ся обращает, клеветника многажды самаго вреждает. 10 Ветр северный жестоту 1632 дожда укрощает, лицем мрачным язык ся 1633 клеветный смиряет. Не яви токмо лица ему ты весела, престанет он чуждая обхуждати дела. 11 Козел смрадный 1634 древеса в саде огризает, клеветник славу чюжду 1635 в людех истребляет. Яко убо козла в сад несть требе пущати, тако в дружество мужа клеветна взимати. 12 Зла 1636 стрела есть 1637 клевета, триех уязвляет 1638 , егда ю из уст своих клеветник пущает; Паче же многих купно, ибо всех слышащых 1639 во сладость слово, его никако претящых 1640 . Язвит и человека оклеветаема, славы словесы злыми в людех лишаема. Извит 1641 и клеветника, егда бо гаждает он инех 1642 живот, свою душу повреждает. 13 Во граде превелице некто цраствоваше, многими земли 1643 страны славно обладаше, Ему же даде Господь супругу благую, благочестным житием доброцветущую 1644 . Той умыслил святая места посетити, иде же страда Христос, поклон сотворите. Восприем убо путь свой, странствие творяше,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Но денег от испан. кор. Филиппа IV, занятого в это время подавлением восстания в Каталонии и Португалии, он так и не получил. В этих условиях К. начал наступление на шотландцев, не собрав необходимых для этой кампании средств. Шотл. армия быстро остановила войска К., перешла англ. границу и заняла Ньюкасл. Начались переговоры, на которых в качестве основных условий перемирия ковенантеры потребовали гарантий свобод для себя и пресвитерианской церкви, установления новых конфедеративных отношений с Англией и значительной контрибуции. Кор. Карл I и сэр Эдвард Уокер. Ок. 1650 г. (?). Неизвестный художник (Национальная портретная галерея, Лондон) Кор. Карл I и сэр Эдвард Уокер. Ок. 1650 г. (?). Неизвестный художник (Национальная портретная галерея, Лондон) К. был не в состоянии действовать далее без поддержки парламента, 3 нояб. 1640 г. открылся т. н. Долгий парламент. 1641 год стал для К. временем бесконечных уступок: он подписал билль о 3-годичном парламенте, к-рый не мог распускаться без воли на то его членов, отдалил от себя высокопоставленных католиков и разрешил арестовать архиеп. У. Лода. К. не смог предотвратить импичмент, суд и состоявшуюся 12 мая 1641 г. казнь гр. Страффорда, лорда-наместника Ирландии, одного из ближайших и наиболее преданных своих сподвижников. В окт. 1641 г. католич. большинство Ирландии подняло восстание, сопровождавшееся истреблением протестант. населения. Во время мятежа в Шотландии и Ирландии конфликт между королем и парламентом превратился в гражданское противостояние. На улицах Лондона начались волнения и массовые акции в поддержку парламента с требованием упразднения епископата, в чем англ. пресвитериане были солидарны с шотл. ковенантерами. В нач. 1641 г. были поданы петиция, посвященная вопросу о епископате, и билль «О корнях и ветвях» (Root and Branch), в них были сформулированы требования упразднить епископат в Англии. К. категорически отказался выполнить эти требования в Англии; в Шотландии, на к-рую его власть уже не распространялась, епископат упразднили по условиям перемирия авг. 1641 г. В парламенте часть умеренных критиков политики короля, например такие впосл. известные роялисты, как Эдуард Хайд, Лусьюс Кэри, виконт Фолкленд, и Джон Колпепер, отвергли радикальные требования церковного переустройства. В нояб. 1641 г. парламент принял «Великую ремонстрацию» (Grand Remonstrance), которая предусматривала контроль парламента над назначением должностных лиц королем и призывала к созыву ассамблеи богословов для решения вопроса о церковном устройстве. В этом же документе перечислялись многочисленные злоупотребления королевской власти.

http://pravenc.ru/text/1681061.html

142 " Ιερατικον , ed. cit., σελ . 9. 143 Цит. труд, стр. 81—82. 144 Ed. cit., col. 620. 145 ερατικον , ed. cit., σελ . 13 — 17. 146 Προτ . M. A. Л и с и ц ы н, Первоначальный славяно-русский типикон. СПб., 1911. стр. 1, 17, 33 и др. 147 T а м ж е, стр. 350—356. 148 „От того же манастыря переяша вси манастыреве устав...” Повесть временных лет. Изд. АН СССР. Ч. I, 1950, стр. 107. 149 H. M. О д и н ц о в, Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. СПб., 1881, стр. 181 — 182. 150 Стихи псалма, в отличие от припевов, печатаются прописными буквами. 151 Рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. шифр Кир.: 577, л. 288—291; 580, л. 174 об.; 178 об.; 587, л. 112—115 об. 152 В целях большей ясности стихи псалма, в отличие от припевов, печатаются прописными буквами. 153 Рукопись Лен. Гос. публ. библ. Кир. 577, XVII в., л. 291 об. — 292 об. 154 Напр., 1602 г., л. 7 об.: 1627 г., л. 7 об.; 1630 г., л. 7 об.; 1640 г., л. 7 об. 155 Устав изд. 1641 г., л. 21 об. 156 Грамота митр. Макария архиепископу новгородскому Серапирну (Стоглав, изд. третье. Казань, 1912, стр. 196). 157 Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию. Вып. II. М., 1897, стр. 162. 158 Т а м ж е, стр. 60. 159 Т а м ж е, стр. 90. 160 Т а м ж е, вып. IV. М., 1899, стр. 49. 161 Проф. А. П. Г о л у б ц о в. Чиновники Московского Успенского собора. М., 1908, стр. 141. 162 О н ж е. Чиновник Холмогорского Преображенского собора. М., 1903, стр. 8. 163 Т а м ж е, стр. 196. 164 Современное начертание диаконом образа креста при произношении „Премудрость, прости” возникло в результате этого каждения, совершавшегося, как вообще в древности кадили, крестообразно. 165 „И паки кадит царские двери глаголя „Премудрость, прости. Свете тихий. И мы поем Святыя славы бессмертного Отца”. (Устав изд. 1641 г., л. 22). 166 Л. З92 об. и 303. 167 Рукопись Лен. гос. публ. библ. Сол. 70 752. 168 Напр., рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. Кир. 730, л. 27; 731, л. 90 и 737, л. 9. 169 Напр., рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. Кир. 730, л. 25; 733, л. 61, 78 об., 734, л. 10 об.; 13 об., 26 об.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

Собора 1620 г., 42-я — статья о святительском суде и 46-я — чин на новолетие 1 сентября. Но что важнее, иногда в новых изданиях книг изменялись или совсем отменялись статьи, напечатанные в прежних изданиях. Например, в филаретовском Требнике 1623 г. было сказано: «Аще случится младенца два или три крестити, то коемуждо младенцу особо молитвы глаголати и все последование св. крещения и крестити» (л. 102), а в иоасафовском Требнике 1639 г. напротив, положено: «Аще случится два или три крестити и множае, то глаголем молитвы обще всем, а не особо всякому и все последование св. крещения, точию имя глаголем коемуждо свое» (л. 103). В том же филаретовском Требнике положен особый «чин погребению священническому» (гл. 29), а в Требнике 1639 г. иоасафовском, этот чин отменен как составленный будто бы «от еретика Еремея, попа болгарскаго» (л. 301 об.). Кроме книг, печатавшихся и прежде, при патриархе Иоасафе напечатаны были еще семь книг в первый раз, именно: Азбука (1634, 1637) 142], Анфологион (1637) , Трефолой в четырех книгах по три месяца в каждой (1637–1638) Трефологий с службами собственно русским святым (1637) Потребник иноческий (1639) Святцы (1639) и Житие святителя Николая Чудотворца с службою ему (1640) К числу книг, изданных при этом патриархе, можно отнести и те, которые напечатаны, вероятно, по его же указанию, хотя и после его смерти, до избрания его преемника, именно: Житие святителя Николая с службою ему (1641) , Псалтирь (1641) Часослов (1641) Служебник (1641) Потребник (1642) — и напечатанные в первый раз: Пролог за первую половину церковного года с сентября по март (1641) и книга Маргарит, собрание нескольких Слов святого Иоанна Златоуста с прибавлениями (1641) . Вообще можно сказать, что при патриархе Иоасафе издано книг, судя по числу названий их, не только не меньше, но даже больше, нежели при патриархе Филарете, и это тем замечательнее, что первый патриаршествовал только шесть лет, а последний — четырнадцать. Зависеть это могло частию от того, что некоторые книги при Иоасафе печатались уже с готовых изданий, а не пересматривались, не поверялись предварительно, частию же и от умножения числа книгопечатных станов в Московской типографии, которых при Филарете, например в 1620 г., было семь, а при Иоасафе, в 1640 г., уже двенадцать . Для сличения и исправления книг, приготовлявшихся к печати, требовались старинные рукописи из монастырей, как потребованы были, например, в 1640 г. из Кириллова монастыря Харатейные Прологи и Чети-Минеи. Для выбора новых справщиков потребованы были в 1641 г. из всех русских монастырей в Москву «старцы добрые, и черные попы, и дьяконы житием воздержательны, и крепкожительны, и грамоте горазди», которые должны были явиться в Приказ Большого дворца государеву боярину князю Алексею Михайловичу Львову, заведовавшему и Печатным двором . Из числа трудившихся над изданием книг во дни

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

В Сибирском крае, хотя уже утвердилось христианство и был свой постоянный архиерей, живший в Тобольске, все еще ощущалась крайняя нужда в достойных священнослужителях. В 1635 г. царь Михаил Федорович писал Вологодскому архиепископу Варлааму, чтобы он выбрал в Вологде и во всей своей епархии протопопа для Тобольска да двух попов черных и трех белых для Тобольска и других городов Сибири и чтобы все выбранные были «люди добрые, крепкожительные и духовные учители, а не бражники». Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства . Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 —дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640) По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640) Потребник (1634, 1636, 1637, 1639) 564], Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640) По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640) 197, 198], Служебник (1635, 1637, 1640) 509, 511] и Триодь цветная (1635, 1638, 1640) По два раза: Апостол (1635, 1638) 123], Триодь постная (1635, 1638) 574], Каноник (1636, 1640–1641) 257] и Шестоднев (1635, 1640) 641]. По одному разу: Евангелие учительное (1639) Октоих (1638) Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636) и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641) Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так, Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. 507, 509] перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. 501] Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского

http://sedmitza.ru/lib/text/436128/

Спустя несколько недель царь приказал тому же архиепископу увеличить число духовных лиц, назначаемых для Сибири, и именно избрать архимандрита, протопопа, пять попов черных да десять или двенадцать попов белых. Воля государя была исполнена архиепископом. А так как и в Москве записались своею волею ехать в Сибирь два попа черных да шесть попов белых, то государь велел отправить всех их вместе с избранными в Вологодской епархии, «потому что в Сибири попов надобно много». Всем отправленным назначено было на подъем и проезд из государевой казны жалованье, а белым попам дана возможность продать свои дома и хозяйства и взять с собою свои семейства. Исправление и печатание богослужебных книг при патриархе Иоасафе продолжалось прежним порядком и безостановочно. Всех книг напечатано теперь 23. Большая часть из них (16) были те же самые, которые печатались и при патриархе Филарете, и также изданы теперь почти все по нескольку раз. Псалтирь издана теперь семь раз (1634 – дважды, 1635, 1636, 1637, 1638, 1640). По четыре раза изданы: Псалтирь следованная (1634, 1636, 1638, 1640), Потребник (1634, 1636, 1637, 1639), Минея общая (1635, 1636, 1637, 1638) и Часослов (1635, 1637, 1638, 1640). По три раза: Евангелие (1634, 1637, 1640), Служебник (1635, 1637, 1640) и Триодь цветная (1635, 1638, 1640). По два раза: Апостол (1635, 1638), Триодь постная (1635, 1638), Каноник (1636, 1640–1641) и Шестоднев (1635, 1640). По одному разу: Евангелие учительное (1639), Октоих (1638), Минея месячная только за два месяца: сентябрь (1636) и декабрь (1636), и Устав церковный, оконченный уже по смерти патриарха Иоасафа (1641). Иногда книги печатались с прежних изданий без перемены: так. Требники и Служебники 1635 и 1637 гг. перепечатаны с Требника и Служебника 1623 г. Иногда же печатались с прибавлениями, или дополнениями, например в Требник (мирской) 1639 г. прибавлены целые три главы: 40-я, излагающая известное постановление Московского Собора 1620 г., 42-я – статья о святительском суде и 46-я – чин на новолетие 1 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

(Л. 379) Июня в 4 день церкви Николы Чюдотворца, что в селе в Убожицах, по книгам венечных пошлин нынешнего 1640/41 году с отрока, да с двоеженца семь алтын взято. Платил нижегородец Степан Бурцов. Того ж дни церкви Петра и Павла, что в поместье Тимофея Кармацкого, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с отрока два алтына три деньги, да нынешнего 1640/41 году с трех отроков, да с двоеженца двенатцать алтын взято. Платил нижегородец Степан Онучин. Июня в 24 день церкви Иванна Богослова, что в селе Кавницах, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с отрока два алтына три деньги, (Л. 379 об.) да нынешнего 1640/41 году с трех отроков семь алтын три деньги взято. Платил Иванов человек Соловцова Ондрюшка Ляхов. Июля в 12 день церкви Дмитрея Селунского, что в селе Кубаеве, по книгам венечных пошлин нынешнего 1640/41 году с дву   отроков пять алтын взято. Платил нижегородец Иван Гладков. Июля в 19 день церкви Николы Чюдотворца, что в селе Ворсме, по книгам венечных пошлин прошлого 1639/40 году с дву отроков, да с двоеженца девять алтын три деньги. Да нынешнего 1640/41 году с осьми отроков, с одново двоеженца дватцать четыре алтына три деньги взято. Платил боярина князя Ивана Борисовича Черкаского человек Григорей Недьяков. (Л. 380) Июля в 24 день церкви Сергия преподобного, что в селе Меленках, по росписи венечных пошлин нынешнего 1640/41 году с пяти отроков, да с двоеженца семнатцать алтын взято. Платил Кирилова монастыря слуга Иван Волков. Августа в 31 день по книгам Нижегородцкие десятины збору старосты поповского зачацкого попа Тарасия маия со 8-го числа нынешнего 1640/41 году да сентября по 1-е число 1641/42 году с осьмидесят с дву отроков, с сорока с одново двоеженца, с десяти троеженцов, с девятинатцати похоронных, и перехожих, и новоявленных, с одной почеревой пятнатцать рублев дватцать один алтын пять денег, да с той же почеревой пенных денег два рубли (Л. 380 об.) четыре алтына полторы деньги, да с судного дела пошлин, и пересуду, и правого десятка четырнатцать алтын пять денег, явочных от обеден рубль двенатцать алтын четыре деньги. И всего неокладных денежных доходов девятнатцать рублев дватцать алтын полторы деньги взято. Платил староста поп Тарасей.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

205. Биографы: Каллистрат Осорьин , Муромский губной староста (1625–1640 г.), сочинил житие преп. Иулиании Лазоревской и повесть об Унженском чудотворном кресте (Царск. 129; Толст. II, 303); Иларион, игум. Калязинский (1640–1642 г.), описал житие преп. Иринарха Соловецкого † 1624 г. (Царск. 744). Около того же времени сочинены жития: преп. Тихона Лукомского (Толстого III, 85) и Евфросина Синозерского († 1612 г.). Житие преп. Кирилла Новоезерского († 1532 г.) и чудеса известны по рукоп. XVII в., где последнее чудо относится к 1620 г. (Царского 126, 682; Толстого II, 123, 249). Около 1640 г. иером. Адриан составил житие Ферапонта Монзенского (Царского 118). Думный дьяк Иван Граматин до 1626 г. составил сказание об иконе Знамения Богородицы. Иаков священник, бывший с послом в Крыму 1634–1635 г., написал о мощах неизвестного святого, почивавшего тогда в Инкерманском храме (изд. в Зап. Одесск. Общ. ист. II, 685–692). В 1641 г. описаны чудеса Красноборского образа Спасителева (Царского 396). 206. Киприан , Хутынский архимандрит, с 1620 г. Сибирский митрополит, с 12 декабря 1625 г. митрополит Крутицкий, а с 1627 г. Новгородский, † 1635 г. В Сибири прославился он обращением многих к христианской вере и обузданием развратных по жизни. В Сибири же он составил Записки о походах Ермака и его товарищей. Но рукоп. известна духовная грамота его (Собр. летоп. IV, 179; III, 188). Изданы распорядительные грамоты его, между прочим об отобрании устава, печатанного уставщиком Логином (А. э. III, 186, 221, 228, 333), и переписка его во время сношений Новгорода с Швециею (Доп. к ист. Акт. II, 13–15). 207. Василий Бурвец-Протопопов , подъячий патриаршего двора, написал «Букварь языка Словенска», М., 1634, 1637; в Клинцах 1781 г. В начале предисловие Бурцева стихами; после азбуки, изложение кратких ответов о вере; затем «сказание, како состави св. Кирилл философ азбуку»; в конце послесловие Бурцева. Бурцев занимался печатанием: часослова 1633, 1638 г., служебника 1637 г., апостола 1638 г., псалтыри учебной 1634, 1640 г., следованной 1637 г., шестоднева 1640 г., канонника 1636, 1641 г., учительного евангелия 1639 г., потребника 1640 г. Издания Бурцева отличаются особенным шрифтом. При каждой книге есть послесловие Бурцева; но ни в одном не сказано, что издания поверялись кем либо. Всего более замечателен по содержанию канонник его. Вероятно, ему же принадлежит Арифметика 1645 г. (Известия Акад. IV, 199).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Заключение, имевшееся ещё в греческом оригинале, и сохранявшееся во всех рукописных текстах и в публикации 1640 г., во втором и третьем изданиях было заменено новой концовкой, посвященной Петру. В ней сказано, что после пострижения он жил на Афоне: Петръ/же во вс дни даже и до своего в добр и/блгочтн поживе. и в гор ао/ньсти дивенъ бысть хвал же и стымъ/и великимъ цемъ возда, симео/н и никол мирском, сла/вщи стю трц ца/и сна и стаго дха, нн/и прно и в вки вкмъ (Николино житие. 1641. Л. роа об.). Поэтому в колонтитуле второго издания 1150 этот текст назван чюдо стаго николы о петр аонстмъ (л. р об.– ри). Переработка текста привела к тому, что кое-где изменилось содержание чуда. В рукописных источниках и в первом издании «Николина жития» Пётр молится святому Николе, а тот просит о помощи Симеона Богоприимца (Николино житие. 1640. Л. не об.– Во втором и третьем изданиях Пётр сам молится св. Симеону: мжь/же тои рекомыи петръ паче себе на млтв вдад, и прилжно же и бгоноснаго ца симеона на помощь непрестанно при/ыва (Николино житие. 1641. Л. ри). Значительный по объёму исходный рукописный текст уменьшен за счёт исключения деталей, и более краткого изложения чуда. Сокращены некоторые эпизоды, и переработаны смежные с ними части текста, где речь идёт о Петре. По сравнению с рукописной традицией сокращён большой эпизод, подробно повествующий о раскаянии Петра, который какое-то время назад, будучи захвачен в плен, обещал постричься в монахи, если будет освобождён, но не сдержал своего обещания и поэтому опять оказался в плену. Изъят фрагмент, в котором святой Никола прежде, чем отвести Петра в Рим, предлагает ему набрать в дорогу фруктов. Переработан следующий за ним эпизод, в котором излагались обстоятельства появления святителя Николая с воеводой Петром в Риме у папы Римского: Стыи же никола гла с/нн петре ибавлетъ т гдь го/дник свимъ симеономъ прпбны,/и мною рабо свои. ид прочее с мир//к в римъ же/речетъ ти послшаи и не/абываи своего, да не/в горша бды впадеши. же/ца, никола и симеонъ гласта/петр, и на пть свободны сте/иведоста и потомъ неви/дими бы ста . И в томъ же/час стыи никола вис и патри/арх великаго рима (Николино житие. 1641. Л. р–р об.). В новой редакции акцент сделан на явлении Николая Мирликийского папе Римскому, а появление Петра в соборе изложено хотя и многословно, но содержательно более скупо: Петръ же стыхъ и великихъ цъ/немедленыма стопама рима дости/же, и по слчаю во врем паче же подобаетъ рещ,//и бжественаго промысла црковь вниде. радостными же/слезами омыва лиц, и припада/молс стымъ аплмъ петр/и павл, и великимъ цемъ никол/и симеон. же... (Николино житие. 1641. Л. ро–ро об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010