Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Булатников; † 1655), келарь Троице-Сергиева мон-ря. Принял монашество в Соловецком в честь Преображения Господня монастыре , знал прп. Елеазара Анзерского († 1656). Вместе с прп. Иринархом Соловецким († 1628) известил Патриарха Филарета (1619-1633) о необходимости построения храма для пустынников Анзерского о-ва. По повелению царя Михаила Феодоровича А. был направлен в Троице-Сергиев мон-рь, где значился старцем и возглавлял келарскую службу в 1622-1641 гг. при настоятелях прп. Дионисии (Зобниновском) († 1633), архим. Нектарии Вязмитине (1633-1640) и Адриане Новгородце (1640-1656). За 20-летний период келарства А. были выстроены монастырская больница, «больши первыя» перестроена Никоновская ц., каменная палата у келарской, каменная кузница, возведена юж. линия каменных келий, по обе стороны от Св. врат поставлены каменные кельи, велись работы по перестройке крепостных стен. Внимание и забота келаря были направлены и на благоустройство монастырских храмов - обложены серебром иконостасы Никоновской ц., Успенского собора и заново расписан фресками Троицкий собор. Во Вкладной книге Троицкого мон-ря значится вклад А.- 50 золотых для восстановительных работ в Троицком соборе. Через всю жизнь А. пронес почитание Соловецких подвижников. В 1637 г. он построил в Троицкой обители каменную больничную ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кроме того, троицкие мастера украсили миниатюрами рукописное житие этих святых, написанное по его заказу. Троицкий резчик Лев Иванов делал для Благовещенской ц. Соловецкого мон-ря резные царские врата. А. посылал в Соловецкий мон-рь богатые вклады. Царь Михаил Феодорович обращался с просьбой к А. молиться о даровании чад и престолонаследника. 10 марта 1629 г. родился царевич (буд. царь) Алексей Михайлович , и троицкий келарь стал восприемником царевича, в 1630 г. А. стал крестным отцом царевны Анны, в 1633 г.- царевича Иоанна, позднее - царевен Ирины и Пелагии. Во время келарского служения А. в Троицкий мон-рь были сделаны вклады на сумму ок. 2 тыс. р. В 1642 г. он был отпущен царским повелением на покой в Соловецкий мон-рь. В 1649 г. А. вернулся в Троице-Сергиев мон-рь со своими учениками. Скончался, приняв схиму, погребен в Троице-Сергиевом мон-ре на юго-зап. стороне Успенского собора.

http://pravenc.ru/text/64246.html

Демухино (Замаричье). Церковь Иоанна Богослова. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Иоанна Богослова , Параскевы Иконийской Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1889. Адрес: Владимирская область, Судогодский район, д. Демухино (бывш. с. Замаричье рядом д. Демухино не существует) Координаты: 55.8475, 41.3459 Проезд: от райцентра Судогда по трассе Р72 на Муром 31 км до с. Мошок. На въезде в Мошок по указателю " Красный Куст " сворачиваем влево на север, на задах с. Мошок развилка дороги, налево Красный Куст, направо облезший краской указатель " Гонобилово " , двигаемся 7 км до Гонобилово, далее не сворачивая 5 км до ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда от райцентра Судогда по трассе Р72 на Муром 31 км до с. Мошок. На въезде в Мошок по указателю " Красный Куст " сворачиваем влево на север, на задах с. Мошок развилка дороги, налево Красный Куст, направо облезший краской указатель " Гонобилово " , двигаемся 7 км до Гонобилово, далее не сворачивая 5 км до Демухино. Главная улица Демухино расположена перпендикулярно трассе. Сворачиваем на неё, проезжаем деревню насквозь и 1 км полями мощёной гранитным булыжником и щебенкой колеёй до кладбища и церкви. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Замаричье на р. Марсе находилось в 44 км от Судогды и в 77 км. от Владимира. По царской грамоте это место с XVI века принадлежало князьям Воротынским. По писцовым книгам Муромского уезда 1628-30 гг. в селе Замаричье значилась деревянная церковь Иоанна Богослова и при ней другая теплая церковь во имя св. Николая чудотворца. Можно полагать, что первый деревянный храм был построен еще при кн. Иване Михайловиче Воротынском в честь его небесного покровителя св. апостола Иоанна Богослова. В деревнях, окружающих с. Замаричье, помимо дворов крестьянских были и боярские дворы. Церковь Иоанна Богослова просуществовала до 1714 года. В том же году была построена новая церковь и освящена по благословению митрополита Рязанского Стефана 1 мая 1714 г. Что касается Никольской церкви, то судьба ее остается не известной. Новый каменный храм в Замаричье построили в 1889-1896 гг. Во вновь построенном храме было два престола: главный - во имя св. апостола Иоанна Богослова и в теплой трапезе - во имя св. вмц. Параскевы, нарицаемой Пятница. Из предметов древностей в церкви хранилось напрестольное Евангелие 1640 года с подписью: " лета 7149 (1641 г.) декабря 20 день дал в дом Евангелиста Иоанна Богослова сию книгу вотчины князя Алексея Ивановича Воротынскаго в село Замаричье человек его Максим Димитриев сын Лобанов по своих родителях " .

http://sobory.ru/article/?object=04091

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ПЕЧЕРСКИЙ (Адриан; † нач. 70-х гг. XVII в.), монах, справщик московского Печатного двора. Происходил, по-видимому, из духовного сословия. Сведений о раннем периоде жизни и деятельности А. П. не найдено. В 1640 или 1641 г. был назначен священником соборной ц. Рождества Богородицы, «что у государя на сенях», с окладом «за годовые и причастные сукна» 4 р., в это время он не был еще монахом, писался в документах под мирским именем. С 1647/48 г. стал протопопом той же придворной церкви. В период церковных реформ являлся сторонником Патриарха Московского Никона (Минова). На Соборе в июле 1653 г. записывал «спорные речи» Ивана Неронова с Патриархом Никоном, причем Неронов укорил его: «Что ты, брате Андрияне, мои речи пишешь-де все? А что вы говорите с Патриархом всякие неподобные речи, и тех ни единой речи не пишешь» (МДИР. Т. 1. С. 50). С сент. 1655 г. Патриарх Никон назначил А. П., «рождественскому протопопу», «быть у книжного печатного дела» с окладом 40 р. Справщиком Печатного двора А. П. служил ок. года, затем удалился в нижегородский Печерский муж. мон-рь , где принял монашество. Во вкладной книге обители записан его вклад, возможно сделанный в связи с принятием монашества: 19 авг. 1656 г. «дал вкладу старец Александр, прежде бывший рождественский протопоп Андреан, что был у государя на сенях», однорядку, ферязи с золочеными пуговицами и охабень всего стоимостью 20 р. ( Титов. С. 24). Уже в нач. 1661 г. А. П. снова находился в Москве, вероятно в Чудовом Алексиевском муж. мон-ре. За ним закрепилось прозвище, образованное от названия места, где он принял монашество,- Печерского мон-ря в Н. Новгороде. Предположение о «западнорусском» происхождении А. П., на основании его прозвища высказанное К. В. Харламповичем , неверно. С 1 марта 1661 г., теперь уже старцем, А. П. вновь был зачислен в справщики Печатного двора, на сей раз с окладом 130 р., с 1663 г.- 40 р. «серебряными деньгами». 19 дек. 1664 г. с него были взяты показания о переписке боярина Н. А. Зюзина с оставившим Патриаршество Никоном. (В своих письмах с целью примирения царя и Патриарха Зюзин добился приезда Никона 18 дек. из Новоиерусалимского муж. мон-ря в Москву.) А. П. указал в «сказке», что был в «мире» духовником семьи Зюзина, поэтому боярин обратился к нему с просьбой сказать, кто посещает Никона. А. П. «чаял, что то все по указу великого государя», и назвал подьякона Никиту Никитина, к-рый и доставлял письма Зюзина Патриарху; сам же А. П. ничего «не писывал», поэтому был оправдан (Дело о Патриархе Никоне. С. 190-194). Об этих событиях с упоминанием А. П. поведал и биограф Патриарха Никона Иоанн Шушерин (Шушерин И. Известие о рождении и воспитании и о жизни святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России. М., 1890. С. 47-53), а также Федор Константинов в своей «сказке» (Дело о Патриархе Никоне. С. 178).

http://pravenc.ru/text/64386.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) VI. Епархия Астраханская Астраханская епархия учреждена в 1606 г. Вторая из второклассных. I. Архиепископы Астраханские и Терские 1. Феодосий хирот. 1602 из игум. Астраханского Троицкого монастыря; в 1606 был в Москве и возвращаясь † 18 дек., в городе Царицыне. На особом листике об архим. Феодосии сказано, что он «женился 20-ти лет. Поставлен в иереи Никандром, архиеп. Ростовским. Был 6 лет. По пострижении в монашество сделан игум. Тольгского монастыря тем же Никандром. Поставил церковь каменную. Жил в том митре 25 лет. Переведён в Астраханский Троицкий мнтрь игуменом по воле царя Феодора Ивановича и патриарха Иова. Построил соборную в Астрахани церковь . В 7110 (1602) хирот. патриархом Иовом в архиереи Астраханские. При Ростриге чуть не убит. Обличал его. Переносил мощи из Углича Димитрия царевича 7114 (1606) 3 июня. Отпущен в Астрахань и на пути, в Царицыне, † 18 дек. 7115 (1606). Тело стояло в церкви не погребено многое время. В 7116 Ф. И. Шереметев, ехав из Астрахани, привёз тело в Казань, где митр. Ефрем похоронил в Спасо-Преображенском мнтре. В 7125 (1617) мощи перенесены в Астрахань». 2. Ануфрий хирот. 15 февр. 1615, из игум. Тихвина монастыря; † 23 июля 1628. 3. Макарий хирот. 13 янв. 1629, из архим. Спасо-Преображенского Казанского монастыря; † 28 янв. 1638. 4. Рафаил хирот. 17 мая 1638 из архим. Хутыньских; † 20 дек. 1640. 5. Пахомий хирот. 17 июня 1641 из архим. Хутыньских; † 31 мая 1655. II. Митрополиты Астраханские и Терские 6. Иосиф дек. 1655?] 3 мая 1656 хирот. из архим. Астраханского Троицкого монастыря; 17 мар. (sic) 1667 произведён в митрополиты 73 . Убит мятежниками 11 мая 1671. 7. Парфений 25 февр. 1672 хирот. из архим. Юрьева монастыря; † 5 окт. 1680. 8. Никифор хирот. 27 июня 1681 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; † 22 окт. 1682. 9. Савватий хирот. 4 мар. 1683, из крестовых патриарших иеромонахов; † 1 июля 1696. 10. Самсон хирот. 2 февр. (sic) 1697 из архим. Курского Знаменского монастыря; † в мае 1714. III. Епископы Астраханские и Ставропольские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. – К рапорту Ждановского от 18 декабря 1812 г Реестр делам внизу в архиве, по выходе из Москвы французов оказавшимся В III палате шкаф 9. Прусские военные дела с 1756–1767-й. 19 связок. Шведские дела. Шкаф 13. Св. 1 С 1513–1590 21 номер. С 1590–1600 15 номеров. С 1600–1614 16 номеров. 1, 2, 3, 4, 5, 6. 1, 2, 3, 4, 5, 6. 7, 8, 9, 10. 11, 12, 13 и 14. 1, 2, 3 и 4. 5, 6, 7 и 8. 9, 10, 11 и 12. 1, 2, 3, 4, 5 и 6. 7, 8, 9 и 10. 11, 12 и 13. 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 19/а и 20. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. 1, 2 и 3. 1621–1626 8 разных номеров. 1, 2 и 3. 1627 и 1628 3 номера. Шкаф 14. Св. 4 номера 11 номеров 11 номеров 10 номеров 13 номеров 12 номеров 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3 и 4 1637 и 1638 7 номеров. 1639, 1640 и 1641 7 номеров. 1642, 1643 и 1644 8 номеров. 1, 2, 3, 4, и 5 1, 2, 3, 4, и 5 1, 2, 3, 4, и 5 6, 7, 8, 9 и 10. 1, 2, 3 и 4. 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4 и 5 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4 и 5 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 1, 2, 3 и 4 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 13 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 Выписка из Кардисского вечного договора 4, 5, 6, 7, 8 и 9 1, 2, 3 и 4 5, 6, 7, 8, 9 и 10 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3, к 3, 4 и 6 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3, 4, 5 и 6 2 и 3 1678–1679 6 разных номеров 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3, 4, 5 и 6 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3 и 4 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4, 5, 6, и 7 1, 2, 3, 4 и 5 1, 2, 3, 4, 5 и 6 Безгодные и отрывки старых лет, т. е. до 1700. Польские дела. В IV-й палате шкаф 1462 1601–1610 1610–1616 1616–1620 1620–1623 1625–1628 1630–1634 1–1640 Без 1 св. 1–1640 1,2 и 3 св. 1, 2, 3 и 4 св. 1, 2, 3 и 4 св. 1, 2 и 3 св. 1 и 2 св. 1 и 2 св. Св. 1 и 2 Св. 1, 2 и 3 Св. 1 и 2 Св. 1 и 2 Св. 1 и 2 Секретарь Иван Ждановский. Читать далее Источник: Московский архив Министерства иностранных дел в 1812 г./С. А. Белокуров. - Москва : издание Императорского о-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, 1912 (обл. 1913). - 95, с. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Слово 35. Свидетельства от божественного Писания, благодаря которым можно видеть, что Сын является рожденным от Отца, а не сотворенным Премудрость глаголет: «Прежде вкъ основа Мя, въ начал, прежде неже землю сотворити, и прежде неже бездны содлати, прежде неже произыти источникомъ водъ, прежде неже горамъ водрузитися, прежде неже произыти источникомъ водъ, прежде неже горамъ водрузитися, прежде же всхъ холмовъ раждаетъ Мя» 1635 . Псалмопевец: «Господь рече ко Мн: Сынъ Мой еси Ты» 1636 . Он же: «Съ тобою начало въ день силы Твоея, во свтлостехъ святыхъ Твоихъ: изъ чрева прежде денницы родихъ Тя» 1637 . О том, что присносущен и прежде веков Бог Сын, имеющий неизреченное рождение из Отца Иоанн евангелист: «В начал б Слово, и Слово б к Богу, и Богъ б Слово. Сей б искони (ν ρχ) къ Богу. Вся Тмъ Быша, и безъ Него ничтоже бысть» 1638 . Из Послания Иоанна. «Еже б исперва, еже слышахомъ, еже видхомъ очима нашими, еже узрхомъ, и руки нашя осязаша, о Словеси животнмъ. И Животъ явися, и видхомъ, и свидтелствуемъ, и возвщаемъ вамъ Животъ вчный, Иже б у Отца и явися намъ» 1639 . Спаситель в Евангелии: «Вся Мн предана суть Отцемъ Моимъ, и никтоже знаетъ Сына, токмо Отецъ; ни Отца кто знаетъ, токмо Сынъ, и емуже аще волитъ Сынъ открыти» 1640 . Иоанн евангелист: «Бога никтоже вид нигдже: Единородный Сынъ, сый въ лон Отчи, Той исповда» 1641 . Ибо Слово было в лоне, т. е. в природе Отца. Исаия: «Яко овча на ведеся, и яко агнецъ предъ стригущимъ его безгласенъ, тако не отверзаетъ устъ Своихъ. Во Его судъ Его взятся: родъ же Его кто исповсть?» 1642 Ибо Сын неизреченно воссиял из Отца. Михей: «И ты, Вилееме, доме Ефраовъ, еда малъ еси, еже быти въ тысящахъ Изъ тебе бо Мн изыдетъ Старйшина, еже быти въ князя во Исраили, исходи же Его изъ начала отъ вка (π» ρχς ξ μερν ανος)» 1643 . Ибо Сын вышел и словно бы выскочил (ξλατο) из сущности Отца, и не посредством некоего отделения или отсечения, но как отблеск от света. Кроме того, «искони» (παρχς) и, так сказать, «вне вка» (ξω τν μερν το ανος) 1644 . Стало быть, Он из Отца и присносущный.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

На 2016 г. митрополия насчитывала 95 приходских храмов, 200 часовен (парекклисионов и экзокклисионов). Действуют 3 мон-ря: Амбелакиотиссы мужской монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы возле с. Козица, в 2013 г. его метохом стал муж. мон-рь Преображения Господня в с. Скала; жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи у с. Вомвоку; жен. мон-рь Божией Матери Скоропослушницы в г. Навпакт (Δπτυχα. 2016. Σ. 763-766). Епископы Навпактские Мартирий (упом. в 343), Калликрат (упом. в 431), Ириней (упом. в 451), Антоний (упом. в 879). Митрополиты Навпактские Евстратий (1-я пол. X в.), аноним (упом. в 1026), Хрисоверг (упом. в 1093/1094), Василий (упом. в 1157), Лев Семн (упом. в 1172), Константин Манасси (70-80-е гг. XII в.), Иоанн (Андрей) Дзир (кон. XII в.), Иоанн Апокавк (1199/1200-1232), Никита Хониат (ок. 1232 - после июля 1235), Иоанн Ксир (между 1250 и 1252 - после 26 мая 1275). Митрополиты Навпактские и Артские Севастиан (митр. Янинский, 1365-1367, местоблюститель), Матфей (с июля 1367), Никита (упом. в 1377), Матфей (митр. Янинский, 1381-1385/1386, местоблюститель), Гавриил (митр. Янинский, после 23.04.1388, местоблюститель), Мартирий ( 14 февр. 1437), Геннадий (упом. в 1439), Феодосий (с 26 сент. 1451 (1456?)), Матфей (упом. в 1467), Неофит (упом. в 1476), Дорофей (упом. в 1477), Герасим Хоидас (упом. в 1480), Евфимий (упом. в 1507), Иаков (упом. в 1510, 1512), Акакий (упом. в 1516, 1520), Афанасий (упом. в 1535-1544), Кирилл (упом. в 1541), Григорий (Ксиропотаминос) (упом. в 1544), Парфений (упом. в 1546), Кирилл (упом. в 1550), Гавриил (упом. в 1561), Иоаким (до 1564 - после 1570), Дамаскин Студит (1574-1577), Митрофан (1577-1580), Парфений (1580-1581), Гавриил (Горас) (1581-1589), Макарий (1590-1600), Гавриил (1601-1632), Парфений (1632), Захария (Га(е)рганос) (1632), Лаврентий (1633-1637), Акакий (1637-1640, 1641-1643), Феодосий (Феофил Коридаллевс) (1640-1641), Галактион (1643-1647), Гавриил (1647-1660), Варфоломей (1660-1691/1692), Мелетий (Митру) (1691/1692-1696), Макарий (1697), Григорий (1697-1703), Неофит Мавромматис (1703-1722), Анатолий (1722), Иоанникий (1722-1727), Парфений (1727-1756), Паисий (1756-1769), Иаков (1769-1779), Макарий (1779-1794), Игнатий (1794-1805), Порфирий (1806-1808, 1813-1820, 1822 (1826?) - 1833), Иерофей (Тремулас) (1808-1810), Гавриил (Гагас) (1810-1813), Анфим (1820-1822 или 1826). Епископы Акарнанийские

http://pravenc.ru/text/2564582.html

Хотя в XVI–XVII вв. чудеса Николая Чудотворца и другие, рассказывающие о нём произведения, многократно переписывались, существовала необходимость увеличить количество доступных для чтения текстов. Видимо, именно поэтому цикл Николая Мирликийского стал первым среди печатных изданий подобного рода, подготовленных на Московском печатном дворе в XVII в. Издание «Служб и жития Николая Мирликийского» положило начало новому направлению в деятельности Московского печатного двора – публикации учительных книг 1102 . Помимо Пролога, Маргарита, Поучений Ефрема Сирина изданы «Службы и житие Сергия и Никона Радонежских» (1646), «Службы и житие Саввы Сторожевского» (около 1646) 1103 . В конце столетия опубликованы «Службы и житие св. Иоанна Воина» (1695:1700). «Службы и житие Николая Мирликийского» в течение XVII в. Московским печатным двором были изданы восемь раз: в 1640, 1641, 1643, 1662, 1679, 1688, 1694 и в 1699 гг 1104 . Между первыми тремя изданиями, появившимися почти подряд, через небольшие промежутки времени, и пятью следующими публикациями, прошло около девятнадцати лет. Такой длительный перерыв можно объяснить удовлетворением имевшихся потребностей: тираж третьего издания составил 2.400 экземпляров. Однако по описи Московского печатного двора 1649 г. печатных «Служб и жития Николая Мирликийского» в наличии нет (см. ниже). Возможно, отсутствие житийных изданий в этот период было обусловлено общей исторической ситуацией, приходившейся на времена патриаршества Иосифа и Никона, с вытекающими отсюда особенностями деятельности Московского печатного двора. Несколько изданий «Служб и жития Николая Мирликийского» было осуществлено в Киеве 1105 . Первое из них появилось в 1680 г., остальные – уже в XVIII в. (1700, 1738, 1754 гг. и др.) 1106 . В ряде работ, посвящённых книгам кирилловской печати, упоминается киевское издание 1638 г., которое должно было бы предшествовать московским изданиям. Это «Акафист, житие и служба св. Николаю Чудотворцу», in-4°, как описывает его И.П. Каратаев со ссылкой на В.С. Сопикова и И.П. Сахарова 1107 . И.П. Сахаров, помимо прочих изданий «Служб и жития Николая Мирликийского» 1108 , действительно указывает под номером 361 киевское печатное издание 1638 г., в 4°, также ссылаясь на Сопикова и называя местонахождением книги библиотеку Погодина. Он именует это издание «Акафист св. Николаю», замечая, что в нём соединены житие и службы святителю Николаю Чудотворцу 1109 . Это издание включено и в «Очерк славяно-русской библиографии» В.М. Ундольского, с аналогичными ссылками на Сопикова, Сахарова и Погодина 1110 . Однако наличие издания 1638 г. не подтверждается. Вероятно, ошибочно вместо 1738 г., когда действительно в Киеве были изданы «Акафист и житие Николая Чудотворца», был указан 1638 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

565 В 1624 г. в Москву приехал Памва Берында с книгой Беседы Златоуста на Деяния и с рекомендациями Иова Борецкого к царю и патриарху. 566 Около этого времени (1626) в Устюжне Железнопольской, в монастыре Богородице-Рождественском находим псалтырь большую литовской печати, а в Никольской церкви апостол литовской печати. 567 В «Описи книгам в степенных монастырях находящимся», составленной по описям 1627–1637 гг. и потому очень неполной, хотя и немного упомянуто о рукописных литовских или белорусских книгах, а о печатных почти и вовсе не упоминается, все же мы находим в Троицкой лавре: письменныя книги на латыны Василия Острожскаго да его же о вере; в Чудовом монастыре: письм. книгу Григория Богослова , триоди литовския печатные, да судебник литовский; в Новоспасском монастыре: книга Исход, печать литовская; в Богоявленском монастыри: триодь литовскую; в Рождественском Владимирском: две книги о Божестве, одна литовская. 568 Надо думать, что южных книг в Московском государстве накопилось достаточно. Недаром же в 1628 году патриарх Филарет дает указ отобрать книги литовской печати и письма из монастырей и церквей, а вместо них в церкви и монастыри послать книги московской печати, да собрать сведения и от частных лиц о находящихся у них письменных и печатных литовских книгах и обо всем отписать в Москву. 569 В Новгородской церкви св. Николая в Авахто-Губе в 1628–1629 г. был часовник, печать литовская. 570 В библиотеке самого патриарха Филарета значатся по описи 1633 года три евангелия толковых печати литовской, «а куплено на панском дворе», евангелие напрестольное и книга Василия кесарийского той же печати. 571 В 1639 году при патриархе Иоасафе (1634–1640) в Москве целиком перепечатывают при Потребнике киевский эпитимийный номоканон 1624 года. 572 Евангелие литовской печати было в 1640 г. в селе Ростовском на Вели. 573 Московский Маргарит 1641 года перепечатан с острожского издания 1596 года. При патриархе Иосифе (1642–1652) влияние южно-русское усиливается. Статьи из Виленского сборника 1602 года входят в великорусские сборники, между прочим в приписываемое Иоанну Наседке «Изложение на люторы».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Первоначально Киевская коллегия размещалась в доме, дарение которого приписывалось Г. Гулевичевне. В 30-х гг. XVII в. на территории К.-Б. м. была построена домовая ц. во имя святых Бориса и Глеба с трапезной. Это здание оставалось главным учебным корпусом коллегии до нач. XVIII в. Позже оно было перестроено и переосвящено в Свято-Духовскую ц. Митр. Петр проявлял особую заботу о К.-Б. м. вплоть до своей кончины. В завещании, датированном 22 дек. 1646 г., он передал К.-Б. м. и школе неск. сел, вотчин, домов и дворов, фамильную серебряную посуду, серебряный крест, саккос, половину имущества из своего хутора Непологи, с. Позняковка, ок. 80 тыс. злотых, митрополичье облачение и митру, украшенную семейными драгоценностями рода Могил, ткани (адамаск и камку), а также свою библиотеку, состоявшую из 2131 книги. Обители были переданы имения Киево-Печерской лавры - села Вишенки и Гнедин. 3(23?) апр. 1648 г. киево-печерский архим. Иосиф (Тризна) дал К.-Б. м. лист с гарантией права пользования этими лаврскими имениями. После Исаии (Трофимовича-Козловского) К.-Б. м. возглавляли игумены: в 1638-1640 гг.- Софроний (Почаский), в 1641 г.- Леонтий (Бронкевич), в 1640-1642 гг.- Игнатий (Оксенович-Старушич) , в 1642/1643-1645 гг.- Иосиф (Кононович-Горбацкий) , в 1646-1650 гг.- Иннокентий (Гизель) . Нет точных данных о том, с какого времени ректоры К.-М. к. стали одновременно и настоятелями обители. По мнению Максимовича, такое совмещение должностей началось только с 1647 г., когда монастырь возглавлял архим. Иннокентий (Гизель). Однако Н. Ф. Мухин считал, что эти должности уже совмещали игумены Леонтий (Бронкевич), Игнатий (Оксенович-Старушич) и Иосиф (Кононович-Горбацкий). После кончины свт. Петра (Могилы) практика совмещения 2 должностей стала нормативной и сохранялась до нач. ХХ в. (см.: Мухин. 1893. С. 65). В 1654 г. в документах впервые упомянута должность наместника К.-Б. м. Видимо, она была учреждена в годы игуменства Лазаря (Барановича), в связи с тем что настоятели мон-ря были больше заняты руководством коллегией. Сер. XVII в.- 1799 г.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010