Отсюда памятники эти, если могут быть названы символическими книгами, то, разумеется, не в собственном смысле слова, так как выше их, церковь всегда поставляет выражение голоса вселенского собора1. II В русской церкви разряд так называемых символических книг составляют: 1) Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной, 2) Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере и 3) Пространный христианский Катехизис православной кафолической восточной церкви. I) В науке вопрос о происхождении изложения веры, известного впоследствии под именем „Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной“, вращается в сфере трех решений, что автором книги был или киевский митрополит Петр Могила , или его сподвижник Исаия Трофимович, или оба вместе. Так (г. А. Болховский), составитель рассуждения „О книге, именуемой Православное Исповедание“, изд. в Спб. 1844 г., На основании слов иерусалимского собора 1672 г., а также слов патр. Адриана в предисловии к изданию „Православного Исповеданния“ на славянском языке 1696 г., прямо называет (стр. 12–13) автором этой книги именно киевского митрополита Петра Могилу (см. „Христ. Чтение“ 1844 г., ч. II стр. 232), хотя г. Болховский утверждает это не без некоторого, незаметного для него самого, ограничения указания мысли в пользу коллективного автора  „Прав. Исповедания“ в его окончательной редакции („Христ. Чтение“ 1844 г., ч. II, стр. 243–246). О Петре Могиле, как авторе „Православного Исповедания“, говорит также сочинитель статьи „Петр Могила“ в „Энцикл. Словаре“ Брокгауза и Ефрона, т. XLVI. Митрополит киевский Евгений (Болховитинов) , впервые сделавший известным изданное в 1641 г. сочинение униатского архимандрита Яна Дубовича о соборе Киевском 1640 г., на котором был читан Катехизис, вероятно, на основании сведений этого сочинения, сперва в „Описании Киевософийского собора“, изд. 1825 г., стр. 176, потом в своем „Словаре о писателях духовного чина“, изд. 1827 г., ч. II, стр. 159, напротив, утверждает, что Катехизис, известный впоследствии под именем „Православного Исповедания“, написан Исаиею Трофимовичем Козловским, хотя говорит это митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Первым вернули надвратный храм. А в 1999 году в этих стенах снова учредили женский монкастырь. Его настоятельницей, по чудесному совпадению, как и в 1916 году, стала игуменья по имени Серафима. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. В декабре 1640 года в Вязниковскую слободу прибыл на поклонение незадолго до этого обретённой чудотворной иконе Казанской Божией Матери царь Михаил Фёдорович. Тогда-то к нему и обратился староста Иван Мухин с челобитной, в коей испрашивал дозволения на устройство в слободе монастыря. Государь с решением долго тянуть не стал и повелел устроить обитель у подножия горы Венец, на берегу речушки Выдерки у «убогих домов». В 1641 году монастырь был основан. В 1643 году построены были деревянная церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы с приделами преподобных Михаила Малеина и Алексия человека Божия в деревянные же настоятельские и братские кельи. Земля, на которой построен монастырь, в древности принадлежала «Ярополчью убогому дому». В 1649 году по просьбе монахом царь пожаловал монастырю земли. Обители было отдано озеро Юхро и исток Юхорец с богатыми рыбными ловлями. Следующим вкладом государя в 1650 году стали огороды вдоль речки Выдерки. Члены царской семьи и ближайшее окружение стали вкладчиками монастыря, почти каждый год отписывая земли во владение вязниковским монахам. В 1683 году вместо деревянных церквей был построен каменный двухэтажный храм также в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы вверху и в честь Трех Святителей внизу. Тогда же построен был и братский каменный корпус. Монастырь не был закрыт во время секуляризационной реформы 1764 года, когда мелкие обители ликвидировались. Однако, лишившись государевых вкладов, он был отнесён к заштатным. Оставшиеся во владении монастыря земли продолжали содержать его немногочисленную братию. В 1794 году над Святыми вратами освящена церковь в честь Всех Святых, заложенная двумя годами ранее. Приблизительно тогда же монастырские постройки замкнуло в себе кольцо каменной стены с четырьмя башенками.

http://sobory.ru/article/?object=01074

Пока шли восстановительные работы в церкви Спаса на Берестове, Петр Могила ежегодно своими вкладами отмечал победную дату 1 ноября. В 1640 году он пожертвовал напрестольный крест, в 1641-м — напрестольное Евангелие и в 1642-м — потир 5 . На вкладных надписях, сделанных в разные годы, указана одна и та же дата — 1-го дня». Эта знаковая дата, как следует из уточненного перевода В.Г. Ченцовой, была поставлена и в конце греческой ктиторской надписи 1644 года 6 : †Петр Могила, архиерей божий, сей храм Господу Владыке соорудил и, завершив этот достославный и приснопамятный дом из камня, расписал перстами греков, славу воздал, которую Ты, Безначальне, во всей земле стяжал крестным ибо всяк во имя божье в храм славу приносит. Ты же, свод небесный и тяжесть земную во длани утверди и сей дом навеки во славу Твоей державы. В лето от Рождества Иисуса Христа 1644, ноября Месяца ноября, индикта ПРИМЕЧАНИЯ 1 Кальнофойский Афанасий. Тератургима/Пер. с польск. О.Бигун. К.: Горлица, 2013. С. 33–34. 2 Лопухина Е.В., Питателева Е.В., Ченцова В.Г. Поствизантийские фрески церкви Спаса на Берестове в контексте письменных источников и художественно-иконографического анализа//Каптеревские чтения. М., 2015. Вып. 13. С. 179–220. 3 «Аз же создах дом имени твоему свят тебе... И да призриши на молитву мою, Господи Боже Израилев ...да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь». (3 Цар. 8, 20, 27–29). 4 Каргер М.К. Древний Киев. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 374–375. 5 Лопухина Е.В. Мемориальные вклады святителя Петра Могилы в церковь Спаса на Берестове — память о знаменательной дате 1 ноября 1632 года//Труди К., 2015. 22. С. 277–280. 6 Ченцова В.Г. Греческая ктиторская надпись церкви Преображения Господня на Берестове (в печати). Историческая справка Древняя церковь Преображения Господня расположена за стенами Киево-Печерской лавры, на месте княжеского с. Берестова. Св. князь Владимир скончался, по свидетельству летописца, 15 июля 1015 г. в загородном деревянном дворце на Берестове. Сын св. Владимира князь Ярослав Мудрый «любил Берестово и здешнюю церковь святых апостолов», как записано в летописной статье 1051 г. «Повести временных лет». В пещере, выкопанной в окрестностях Берестова, подвизался пресвитер Иларион, впоследствии митрополит Киевский. Написанное Иларионом «Слово о законе и благодати» содержит в себе «Похвалу князю Владимиру».

http://e-vestnik.ru/history/spas_na_bere...

власти были для него неприемлемы. В критике епископата и иерархической структуры А. Ц. он видел подрыв его авторитета как главы Церкви. Обещания монарха при отсутствии реальных реформ вызвали разочарование пуритан: группа наиболее радикальных проповедников, открыто заявив о своем неприятии Книги общих молитв и незаконности церковных установлений, эмигрировала в Нидерланды, но большая часть пуритан пресвитерианского толка осталась в лоне А. Ц. При Якове I были изданы Свод канонов (Code of Canons, 1604) и новый перевод Библии, т. н. Библии короля Якова, или Дозволенной версии (Authorised Version, 1611) (см. Библия , переводы ). Новым явлением в А. Ц. XVII в. стало распространение арминианства, неприемлемого не только для пуритан, но и для более умеренных членов А. Ц., что осложнило отношения кор. Карла I , к-рый был его приверженцем, с англикан. духовенством. В 1633 г. Архиепископом Кентерберийским был назначен Уильям Лод - видный теоретик арминианизма . В литургической практике он начал возрождать традиции католич. богослужения, что вызвало обвинения Лода в папизме. Эти реформы вызвали широкую оппозицию не только в Англии, но и в Шотландии, где его попытка ввести англикан. Книгу общих молитв привела к широкому движению в защиту пресвитерианской Церкви, подписанию к 1638 г. Ковенанта и 2 антиангл. «Епископским войнам» (1639-1640). Негодование как умеренных англикан, так и пуритан привело к тому, что в 1640 г. т. н. Долгий парламент подверг Лода импичменту, осудил арминианский Свод канонов. По мере углубления конфликта между королем и парламентом пуритане усилили критику епископата, призвав «искоренить древо прелатства с корнем и ветвями». Под влиянием этих настроений, широко распространенных в об-ве, в 1641 г. парламент упразднил суд Высокой комиссии и в ходе начавшейся в 1642 г. войны с королем принял «Билль об исключении епископов», запрещавший не только епископам, но и любому духовному лицу занимать светские гос. должности. В 1643 г. была упразднена система епархиального управления в Англии и Уэльсе и секвестирована собственность всех капитулов, архиепископов, епископов, деканов и духовных лиц, поддержавших короля в его войне с парламентом.

http://pravenc.ru/text/115120.html

1632 О безмерной дерзости! О мерзкого починания! 1633 Еже ниже в эллинских 1634 священниках не свершашеся, таковое смеяша 1635 , яко священному зде быти писанию и быть священнику, якоже людям 1636 , тако 1637 убо стекшемуся 1638 сквръпому собору, писания по всей русской земли пооылают, не стыдящеся нечестие свое и беззаконие открывающе. О, кто убо достойно восплачет бывшую ныне беду? который язык изречет сденная ныне? который слух кротко приимет сию повесть? Благовременно есть и пригодно пророческое слово рещи ныне, яко «погибе благоговеин от земли и исправляяй в человеках несть»: сечивом бо и оскордом двери Христовой церкви рассекоша. Како не подивлюся неизреченному ти, Слове, долготерпению? како несказанные ти благости изреку глубину? Кто возопиет: «пощади, Господи, людям своим, не даждь достояние свое в поношение, еже обладать его языком»? Кто помолится о нас, Ное, и Даниил и Иов, иже вкупе моляхуся и считаеми бываху, яко да престанет иже на Христову церкву восстаемая брань, яко да друг друга некогда познаем и да будем едина часть, еже и 1639 надеюся на человеколюбие Божье быть тому вскоре? Но делают на раменах наших грешники, и быхом позорище ново не ангелом и человеком, яко доблественнейши в страдальцах Павел, к началом подвизаяся, но всем по времени лукавым, на всяко время и место в торжищих, в местах 1640 , в веселии, в плачах, и ничтоже тако красно слышанию, якоже святители уничижаемы и поругаемы. Ищет убо Иеремия главе воду и очима источник, слезам, яко да оплачет к достоянию Израиля, плачет же ся не о благих… … 1641 глаголет убо к нему, обличения творя к священникам Бог, глаголя: «священники не реша: где есть Господь? и предстатели закону моему не сведаша ми, и пастыри не чествоваша на 1642 мя». И паки тожде: «пастыри, безумники 1643 , Господа не взыскаша, и сего ради не разуме вся паства и расточися. Пастыри, рече, мнози растлеша винограда моего, оскврерниша участие мое, еже беше мне возлюблено, створиша 1644 è пусто и непроходно». И паки: «о пастыри, погубившие и расточившие 1645 овчи паствы моея! сего ради тако глаголет Господь на 1646 пасущих людей моих: не сохранисте 1647 , но расточисте разгнасте, ни посетисте сих; се аз отмщение сотворю на вы, но лукавству дел ваших».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Папа получил также послания от имени малолетнего франц. кор. Людовика XIV . 20 апр. 1651 г. И. учредил конгрегацию из богословов и специалистов по каноническому праву для рассмотрения проблемы янсенизма. С 13 марта по 7 июля 1652 г. конгрегация провела 11 рабочих заседаний, заслушав направленных в Рим сторонников учения еп. Корнелия Янсения . В изданной по результатам работы конгрегации булле «Cum occasione impressionis libri» от 31 мая 1653 г. И. осудил 5 его основных положений (Bullarium magnum romanum. T. 6/3. P. 248). Булла была опубликована 9 июня в Риме и получила юридически обязательный статус, согласно распоряжениям испан. кор. Филиппа IV и франц. кор. Людовика XIV, на подвластных им землях. Несмотря на формальное принятие папской буллы, янсенисты, имевшие во Франции сторонников среди представителей католич. епископата, пытались доказать, что представлены эти 5 положений Янсения не в том виде, в каком они были подвергнуты осуждению. Для окончания споров И. 25 апр. 1654 г. издал новую буллу, повторно осудившую как 5 положений янсенистского учения, так и сочинение Янсения «Augustinus, sive doctrina S. Augustini», их содержащее. Во внешней политике Папского гос-ва И. ориентировался на Испанию. Он не признал отделения Португалии от Испании (1640), но тем не менее отклонил требование испан. короля наложить на Лиссабон интердикт , хотя и отказался утверждать португ. епископов, чьи кандидатуры были представлены португ. кор. Жуаном IV (эта политика привела к тому, что к концу понтификата И. в Португалии оставался только 1 епископ). Непросто складывались отношения Папского гос-ва при И. c Францией, где власть фактически находилась в руках кард. Дж. Мазарини, не желавшего видеть на Папском престоле сторонника Испании. В начале своего понтификата папа вступил в конфликт не только с Дж. Мазарини, но и с семейством Барберини, к к-рому принадлежал покойный папа Урбан VIII. В отношении его племянников, обвиненных в расточительстве во время войны Барберини с семейством Фарнезе за герц-ство Кастро (1641), было начато расследование.

http://pravenc.ru/text/468791.html

Русские землеискатели проникли далеко на север и зашли уже к Индигирке, но на юг, ниже Устькутского острога и ниже Олекминска на Лене, страна им была неизвестна. Они называли ее вообще " Братскою землею " и узнавали о ней от тунгусов, которые представляли ее какою-то богатою, обетованною землею. От тунгусов доходили до них слухи о мугальской (монгольской) земле, о Китае и о множестве серебра в тех странах. Эти слухи о серебре были побудительными причинами движения русских к югу. В 1640 году ленский воевода послал партию служилых людей по реке Чае, и они привезли вымененный у тунгусов серебряный круг, который носили тунгусы на головах для украшения. В 1641 году отправился вниз по Лене казачий пятидесятник Мартын Васильев с казаками для прииска новых землиц и серебряной руды. Они дошли до устья Куленги, поставили острожок в десять печатных сажен длиною и в девять шириною, укрепили рвом, надолбами, и оттуда посылали к тунгусам собирать ясак. Через два года после того, в 1643 году, отправились на поиски пятидесятник Курбат и атаман Василий Колесников. Курбат с семьюдесятью четырьмя казаками, двинувшись к югу из Верхоленского острога, первый из русских дошел до Байкала, между тем как Колесников поставил острог на устье Осы, впадающей в Ангару. Жители берегов Ангары и ее притоков стали платить ясак государю. Колесников жестоко обращался с бурятами и противодействовал Курбату тем, что теснил тех бурят, которые уже обязались платить ясак в Верхоленский острог. Оставивши свой острожок, Колесников первый проник за Байкал до устья Селенги, но не утвердил там русской власти. Его жестокости произвели возмущение бурят; вслед за служилыми начали приходить русские охотники и поступали в пашенные крестьяне; теперь некоторые из этих новоприбылых заплатили жизнью. Возмущение было укрощено. Колесников пропал без вести. Почти одновременно, когда русские проникли за Байкал, совершены были две замечательные экспедиции на Восток. В 1643 году отправился приискивать новые землицы и расспрашивать про серебряную руду Василий Поярков: с ним было сто двенадцать человек служилых, пятнадцать охотников, два целовальника для оценки ясака, два кузнеца и два толмача.

http://sedmitza.ru/lib/text/435666/

Со стороны внутренней, по содержанию, бумаги, исходящие от коллегии, должны отличаться полною и всестороннею обстоятельностью и ясностью и обязательно иметь мнение самой коллегии по тому или иному делу, если бумага идет к государю или в Сенат, а если к подчиненным коллегии лицам, губернаторам или воеводам, то бумага должна быть «с крепким подтверждением». Те же требования должны были предъявляться и к бумагам, входящим в коллегии от губернаторов и воевод, «дабы все случаи отнять, чтобы не могли чем отговариваться и чрез многие вопросы дело продолжать и замедлять» 1637 . Воспрещалось генеральным регламентом кому бы то ни было из служащих в коллегии «удерживать дела у себя дома и тем умедливать или весьма утратить» 1638 . Воспрещалось ходить по делам к кому бы то ни было на дом, только президенту, в случае его болезни или «других помешательств», препятствующих ему быть в коллегии, предоставлялось приглашать к себе на дом секретаря или нотариуса и объявить им свое мнение; и секретарь, и нотариус с «коллегийными членами» в таких случаях должны были явиться к президенту, «однако ж никогда не надлежит в президентском доме коллегиум или протокол сочинять» 1639 . «Доносителям» предоставлялось подавать свои «доношения» президенту только в коллегию, притом принимать должен был секретарь «при прочих членах», во избежание утайки доношения. Если дело было «скорое», то доноситель обязан был «подать и прочим нескольким членам» 1640 . В случае, если являлся «служитель воинского или гражданского чина» по какому-либо неотложному делу, президент или «иная знатная особа» обязаны были принять его на дому немедленно. «А если ненужные дела станет допускать и делать» на дому, то «денежным штрафом наказан будет» 1641 . Всем без исключения посторонним вход в судебную камеру коллегии без доклада был воспрещен. До приглашения ожидать надо было в прихожей. В судейской строго воспрещалось заниматься посторонними и пустыми разговорами или смехом, говорить можно было только о служебном деле. Чины до полковника должны были изъяснять стоя, чинам с полковника «поставлялся» стул 1642 . Допущенного в коллегию челобитчика или доносителя выслушивать должен был президент; если «требование» челобитчика или доносителя по признанию президента было «состоятельное и важное», то тут же записывалось в протокол, челобитчик удалялся, записанное в протокол подвергалось обсуждению коллегии и постановлялось решение. А затем снова приглашали челобитчика в коллегию и объявляли ему решение. Все объяснения вел президент; если же он что-либо упускал «в разговорах своих», то полагалось «нужное с надлежащим почтением припамятовать и изъяснять» вице-президентам и советникам 1643 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

духовенству значительные пожалования. Одновременно Н. К. просил помощи у рус. царя Михаила Феодоровича , к-рому передал письмо от 25 авг. 1639 г. через греч. купца Константина Евстафьева (Остафьева), названного патриархом духовным сыном. Н. К. с огорчением отмечал, что ему не была отдана милостыня, к-рую московский царь адресовал его предшественнику по кафедре Митрофану, и просил вновь прислать царское «жалованье» (рус. пер.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 7. Л. 13-16). Из Александрии 25 окт. 1639 г. Н. К. отправил письмо патриарху Московскому Иоасафу I , которого просил не оставлять его престол милостыней, подобно покойному патриарху Московскому Филарету (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 160) . В ответ на эти просьбы с Константином Евстафьевым Н. К. была передана царская грамота, датированная 14 февр. 1640 г., в которой патриарху сообщалось о пожалованной ему милостыне и высказывалась просьба о молитве за царя и всю его семью (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 7. Л. 48-49). По царскому указу патриарху было отправлено 4 сорока соболей на 150 р. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 7. Л. 46; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 211-212). Благодарственный ответ Н. К., присланный с Константином Евстафьевым, датирован 22 окт. 1640 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1641 г. Д. 14. Л. 12-19; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 220-221). В то же самое время до Москвы доходили слухи и предупреждения о присылаемых поддельных грамотах Н. К., возможно именно в связи с отъездом патриарха в Александрию. К-польский патриарх Парфений I , от имени которого также писались «воровские нарядные грамоты», учинил следствие об этом и, обнаружив подделки, уничтожил их (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1640 г. Д. 8. Л. 47; Ченцова. 2008. С. 223). Согласно подсчетам А. И. Пападопуло-Керамевса , основанным на подписях Н. К. в документах и сроках назначения им наместников, патриарх находился в Египте с 5 окт. 1639 по 8 нояб. 1640 г., с 20 февр. по 26 сент. 1641 г., с янв. по авг. 1642 г. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1889. Σ. 503). По мнению ряда авторов, он мог вместе с патриархом Феофаном Иерусалимским и Мелетием Сиригом участвовать в заседаниях Ясского Синода 15 сент.- 27 окт.

http://pravenc.ru/text/2565540.html

После кончины кнг. Раины все земли Вишневецких перешли в наследство ее сыну Иеремии, к-рый принял католицизм и в отличие от своих родителей стал гонителем Православия. Братия Г. м. поддержала народные восстания против шляхты, за что подверглась преследованиям войск кн. И. Вишневецкого. Узнав о гонениях на монахов соседнего Мгарского в честь Преображения Господня мон-ря , игум. Г. м. Василий вместе с братией в июне 1638 г. бежал «в чужую землю Московскую», нек-рые из насельников остались в Молченском и Дудине мон-рях (АЮЗР. Т. 3. 4, 10). Опустевший Г. м. спасли от разорения насельники Мгарской обители. Посетивший Г. м. в 1639 г. Киевский митр. Петр (Могила) назначил новым настоятелем игум. Илию (Торского; † 1645). К 1614 г. в Г. м. была построена «малая» ц. во имя Св. Троицы (ПСРЛ. Т. 40. С. 154), вскоре - ограда, кельи и теплая ц. «Благовещение, или Рождество Пресвятой Богородицы при трапезе» и др. здания (Там же. С. 155). В 1625 г. братия приступила к сооружению «великия церкве» (Там же. С. 159) во имя Св. Троицы и «создаша зело красну, со всяким зуграфским украшением, единого року; всякою бо лепотою утварь ей даша от основания даже и до верха» (Там же). В 1636 г. постройки Г. м. сгорели. Назначенный свт. Петром игум. Иринарх восстановил обитель на новом месте, неподалеку от сожженного мон-ря. К 1638 г. были построены Успенская ц. с трапезой и келарней, кельи, восстановлена и перенесена старая колокольня (Там же. С. 161). В 1639 г. митр. Петр посетил Г. м., благословил возведение нового собора, строительство велось на средства молдавского господаря Василия Лупу. В 1640-1641 гг., во время набега татар, в стенах Г. м. укрывались миряне. Недалеко от мон-ря неприятели убили неск. малолетних детей, к-рых через 3 дня нашли монахи и похоронили в мон-ре. Вскоре игум. Илия с братией обрели останки младенцев нетленными, переложили в раку и перезахоронили под алтарем строящегося собора. Троицкий храм (1641-1644) «строили… 3 года и красиво весьма и искусно его выстроили». По описанию архидиак. Павла Алеппского , сделанному ок. 1654 г., «куполов на святой церкви 5; они стоят вместе, в виде креста, средний больше (других). Кругом церкви идет навес с решеткой и 3-мя дверями, над которыми 3 купола, расположенные параллельно…» ( Павел Алеппский . Путешествие. С. 183). Павел Алеппский упоминает о наличии в храме хоров, 2 (!) архиерейских мест - возле правого клироса и в зап. рукаве планового креста, приводит подробное описание резного позолоченного 5-ярусного иконостаса, к-рый «поднимался от земли к верхней части величайшего купола; святые иконы, весьма больших размеров, являют крайний предел совершенства; они углублены в ниши, дабы лучше обнаруживалась красота и зеркальный блеск их позолоты» (Там же).

http://pravenc.ru/text/168430.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010