– Лет.) столетия в богоспасаемом Киеве, где находился принадлежащий Синаю монастырь Екатерининский. По всей вероятности, обучавшийся тогда в Киевской Духовной Академии иеромонах Константин, впоследствии архиепископ Синайский и патриарх вселенский, по просьбе академических наставников сделал переложение, о котором идет речь. Но как бы то ни было, а теперь греческая церковная музыка – не тай на для меня…» 527 . Но епископ Порфирий не ограничился чисто кабинетным изучением найденных им рукописей. Он хорошо понимал важность возрождения песнопений, мелодий, которые слышались под сводами древних киевских храмов в те времена, которые отстояли от времени крещения Киевской Руси всего лишь на несколько десятилетий. Поэтому он предпринял практические шаги по возрождению древних церковных песнопений в столице древнего русского государства. «Теперь и петь мы умеем по-гречески, и хорошо поймем, какое «изрядное осмогласие» и какое «трисоставное сладкогла-сование и самое красное демественное пение» принесено было в Киев при великом князе Ярославе Владимировиче в 1051 году, – писал епископ Порфирий. – «Изрядное осмогласие» – это пение всего, что поется в церкви, на 8 гласов; «Трисоставное сладкогласование» – это сочинение мелодий, соответствующих трем составам, или способностям нашей души, уму, сердечному чувству и воле; «демественное пение» – это пение доместика, то есть главного певца, обладающего самым лучшим голосом, пение с многочисленным хором, голосящим одну ключевую ноту. Замечательно, что я спустя 814 лет после 1051 года возобновил в Киеве то пение, которое при Ярославе введено было греческими певцами, пришедшими туда из Константинополя» 528 . Обзор деятельности архимандрита Порфирия в Эсфигменовом монастыре будет неполным, если не упомянуть о том, что в рукописном наследии русского ученого, переданном после его кончины по завещанию в Российскую Академию наук, содержались ценные материалы, имеющие отношение к этому афонскому монастырю. В 1-й книге «Афонских актов» (всего 4 рукописных книги) архимандрит Порфирий поместил «архив Есфигменова монастыря», занимающий 93 листа (ст. 3–187), на которых изложено 47 греческих актов, причем некоторые из них были даны монастырю византийскими императорами Андроником и Иоанном Палеологами 529 и сербским царем Стефаном Душаном (2) и Патриархами Иоанном Гликой, Кириллом (1814 г.) и Григорием (1819 г.). Кроме этого здесь находились копии славянских актов, а именно: сербского деспота Юрия Бранковича (1), княжны Ангелины (1499 г.), Печского патриарха Паисия (1633 г.) и 2 грамоты царя Алексея Михайловича 1656 г. по подлинникам, хранящимся в монастыре 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

М-рь возобновлен в 1633 г. кн. Львом Самуилом Огинским, и несмотря на все старания униатов оставался во все время верным православию. В 1842 г. возведен на степень 2-го класса. В м-ре находится древняя икона Казанской Бож. Матери, дар патриарха Никона , почитаемая чудотворною. Иером. Сергий, “Витебский Марков Свято-Троицкий муж. м-рь, с видом”, в “Памят. кн. Витеб. губ. на 1865 г.”; “Ист. Рос. Иер.”, V, 48; Ратшин, 22; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 35; “Опис. м-рей”, 1817 г., 68; Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 51; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1842 г., 15 (о возвед. в 1-ый класс); 1850 г., 90 (наделен лесом); 1884 г., 237 (школа); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 502; “Витеб. губ. в.”, 1858 г., 21 (история м-ря); 1859 г. 11 (архиеп. Феофан Рыпинский); “Акты Зап. Р.”, V, 164 (Благослов. гр. 1686 о прсдоставл. права посылать своих монахов в Ригу для соверш. богослуж.), 170 (Гр. 1687 г., о том же), 270 (Гр. 1697 г. о том же; игум. Феофан), 278 (Гр. 1699 г. о том же); “Опис. докум. и дел архива св. Син.”, II, ч. 1, 372 (прошение 1722 г. о принятии Богоявл. Полоц. м-ря под покровит. св. Синода; в 1697 г. упомин. игум. Феофан), прилож., и CCVI, XXX и XXXI (грам. патриарха Адриана 1697 г. и Стефана, митроп. Рязан., 1715 г., о дозвол. монахам м-ря ездить в Ригу для совершения правосл. богослужения); III, 1723 г., 136 (прошение иеромон. Илариона и Серапиона о выдаче м-рю грамоты на право посылать в Ригу для священнослужения и прош. милостыни), прилож., LXXXIV, XXVI (грамоты, данные м-рю на право посылать иеромон. в Ригу), XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых архимандрии Слуцкой); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., III, 17 (грам. 1656 г. патр. Никона игумену м-ря Каллисту на наместничество Полотское и Витебское), 87 (еписк. Каллист в 1659 г. жил в Марков. м-ре); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г. на права православ. м-рей). 291. Мартвильский , мужской, 1-го класса, Кутаисской губ., в Мингрелии, к вост.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

– Монастырь сей, называвшийся прежде Никола Большая Глава, основан в 1656 году, а в 1669, по повелению Царя Алексея Михайловича, отдан оной Архимандриту Пахомию, который привез из Иверского монастыря, что в Афонской горе, точный список с образа Иверской Богородицы, в подворье тому монастырю и для отправления в нем на Греческом языке службы, повелев быть из помянутого монастыря Архимандриту и четырем старцам, на что дана и грамота. Церковь настоящая у Николая Чудотв., известная под именем Большего Креста, построена вновь 1697 года Московскими гостями Филатьевыми; называется так потому, что в оной устроен у правого крылоса большой крест с разными Святыми мощами. –у Космы и Дамиана, в старых Панех, что близ Большой Певчей. – против Гостиного двора, известная под именем Пятницы. – нижняя в бывшем Крестовоздвиженском монастыре. – что на Успенском вражке, между Тверской и Никитской улицами, построена в 1647, потом возобновлена в 1790 году. – у Сергия чудотворца на Дмитровке. – на Покровке в Котельниках, построена Гостем Сверчковым. – на Могильцах, построена в 1633 году. – на Остоженке, построена в 1670 году, потом возобновлена и освящена в 1823 году. – в Печатниках, у Сретенских ворот. Она так именуется потому, что в древние времена при ней жили печатальщики лубочных картинок. – в Гончарах, освящена в 1654 году. – нижняя у Воскресения Христова, в Каташах. Церковь в Козачей на Полянке, построена в 1695 году, иждивением Стольника Василия Полтева. – в Кожевниках, построена в 1724 году. – на Лубянке, за Никольскими воротами, известная под именем Гребневской. – трапезная в Новодевичьем монастыре, освящена в 1688 году. – Соборная на Крутицах, освящена при В. Кн. Данииле Александровиче, потом возобновлена и паки освящена в 1823 году. – в Симонове Ставропигиальном первокласном монастыре, освящена в 1405 году, при В. Кн. Василии Дмитриевиче. (Смотри описание монастырей). – на малой Дмитровке, что в Путинках. – в Екатерининском дворцовом саду. Придел в Вознесенском девичьем монастыре, построен в 1731 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Образы З. и С. встречаются на шитых покровах с XVI в.- на покровах З. (1583) и С. (1585), выполненных в мастерской Новодевичьего мон-ря в Москве (ГММК, З. держит свиток двумя руками, у С. десница на груди), на покрове З. кон. 90-х гг. XVI в., шитом в мастерской царицы И. Ф. Годуновой (ГММК), на пелене XVI в. из Соловецкого мон-ря (ГРМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 90; Сохраненные святыни. 2001. С. 226-227. Кат. 79; Маясова. 2004. С. 156-160, 208-209. Кат. 35, 36, 58). 2 покрова 1660 и 1661 г. (ГРМ) выполнены в мастерской А. И. Строгановой в Соли Вычегодской для Соловецкой обители (вклад Д. А. Строганова и его детей, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 170, 171; Рус. мон-ри. 1997. С. 100-101). На покровах - прямоличные ростовые изображения З. и С. с куколем на плечах, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. В строгановской мастерской в Соли Вычегодской для обители изготовлены палица и пелена (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 103). На палице 1658 г. (вклад А. И. Строгановой) З. и С. представлены в рост, в молении, по сторонам от образа Преображения Господня. На пелене святые изображены в традиционной иконописной композиции,с храмом на руках. Др. палица сохранила изображения Соловецких чудотворцев, предстоящих Успению Богоматери (АОКМ, см.: Древнерус. шитье. 1980. Кат. 172, 173; Соломина В. П. Древнерус. шитье в собр. АОКМ: Кат. Архангельск, 1982. Кат. 20). Известны покровы преподобных кон. XVII - нач. XVIII в. (поновлены в XIX в.), созданные в московской мастерской А. П. Бутурлиной (вклад стольника И. И. Бутурлина, ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 416-419. Кат. 157, 158). Последний покров на раку З. был устроен монастырем во 2-й пол. XIX в.: «Покров на раку бархата пунцового (свет) и малинового (поля); в средине образ преподобного Зосимы, лицо и руки, писаные красками, а венец из желтой парчи, шитый бусами, мантия и епитрахиль бархата малинового, последняя обшита лентой желтой аплике, на полях тропарь «Яко светильницы»… вышит шерстями; подкладка шелковая» (ГААО. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 614 об.). Известны изображения З. и С. на др. предметах облачения, напр. в числе рус. святых на подольнике саккоса патриарха Никона 1655 г. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108), на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 95. С. 296), шитые фигуры святых на оплечье фелони 2-й пол. XVII в. (ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 374-375. Кат. 133), гравированные дробницы на митрах 1656 и 1682 гг., на оплечье фелони 1633 г. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/200051.html

правительства кард. Армана Жана дю Плесси, герц. де Ришелье , еп. Ж. д " Эстен приступил к реформе монастырей. Пришедшее в упадок аббатство Шантуан было закрыто, здания и имущество переданы босым кармелитам (1633). Др. обитель регулярных каноников, аббатство св. Андрея, в сер. XVII в. восстановил настоятель Никола Уссель. Особая ситуация сложилась в жен. мон-рях, которые находились под контролем знатных родов; в 1647 г. жен. цистерцианский монастырь Л " Эсклаш, пользовавшийся сомнительной репутацией, по указанию епископа был переведен в К. По мнению кард. Ришелье, бенедиктинские мон-ри следовало включить в конгрегацию св. Мавра (см. Мавристы ). В 1636 г. к конгрегации было присоединено аббатство Сент-Алир, в 1640 г.- аббатство Ла-Шез-Дьё. Однако в клюнийском аббатстве Моза предпринятая по указанию Ришелье попытка объединения обеих конгрегаций привела к расколу монахов на конфликтующие группы. При активном участии епископов Ж. и Л. д " Эстенов в городах Оверни появились общины новых религиозных орденов и конгрегаций, в основном женских, к-рые уделяли особое внимание проповеди христианства, образованию и благотворительности. Нередко инициаторами основания общин становились городские власти, заинтересованные в том, чтобы члены монашеских орденов и конгрегаций взяли на себя содержание школ, больниц и приютов. В К. были основаны обители капуцинов (1610), минимов (1625), босых августинцев (1656). Перемещение в К. коллежа иезуитов, находившегося в Монферране (с 1634), вызвало сопротивление еп. Ж. д " Эстена, соборного капитула и части гос. служащих, разделявших идеи янсенизма . Епископ намеревался передать коллеж ораторианцам, но иезуитам удалось помешать этому; лишь в 1663 г. франц. правительство позволило членам Общества Иисуса поселиться в К., вскоре начались занятия в коллеже. В 1616 г. в К. была основана община урсулинок , к-рая содержала школу для девочек (в 1637 основана община в Монферране, в 1651 - в Эгперсе). Др. школа была открыта при жен. цистерцианском мон-ре, перенесенном в К.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Преподобный Антоний соорудил в оном первоначально малую близ того самого места, где остановился по прибытию своему, деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в память дня прибытия своего в Новгород, а монастырь оградил деревянной же квадратом на 50 сажен стеной. Во второе лето по прибытию купил он землю, около того места лежащую, за сто рублей Новгородских 11 у Посадничьих детей Новгородских; потом заложил церковь каменную во имя Рождества же Богородицы, и вскоре после того и другую во имя Сретения Господня с трапезой, при освящении которой и в Игумена он был поставлен; при том воздвиг ещё и колокольню каменную же, и под ней церковь во имя Пр. Антония Великого , сотезоименита своего. Наконец, в 1130 году построил ещё церковь над западными святыми вратами, каменную же во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами св. Николая Чудотворца и Иоанна, Списателя Лествицы. По преставлению Преподобного этот монастырь от разорений неприятельских и моровых поветрий долгое время находился в запустении. Уже в XVII веке начал он паки возникать и приходить в благосостояние: почему и поставлен был в число степенных монастырей; но и тогда ещё кроме церквей, все строения в оном были деревянные как видно из рисунка сего монастыря в описании путешествия Олеария по России, предпринятого около 1633 года, а изданного в лист на Немецком языке в Шлесвиге в 1647, 1656 и 1663, и в Гамбурге в 1696 годах. Каменное же строение началось в монастыре сем в 1698 году, как можно видеть из нижеследующего описания оного монастыря, в 1730 году деланного, в котором значится: 1 . Посредине монастыря СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ с двумя приделами, о пяти с придельными главах и папертью. О ней см. ниже. 2 . В трёх саженях от соборной церкви к югу КОЛОКОЛЬНЯ с боевыми часами, а под ней ЦЕРКОВЬ во имя преподобного Антония Великого , строенная самим преподобным Антонием Римлянином. В 1654 году, накладено было над колокольней сей 12 аршин; в 1788 году, Июля 7, от молнии кровля и часы повредились, но в том же году и возобновлены; а в 1804 году, Июня 13, колокольня сия и с церковью ночью нечаянно рассыпалась до основания, не произведя, однако, вреда в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

При нём были сооружены деревянный Троицкий храм (1621 г.), каменный Троицкий храм (1649 г.); в 1633 г. по грамоте царя Михаила Федоровича Анзерский скит получил независимость от Соловецкого монастыря. Елеазар умер 13 января 1656 г. Открытие его мощей состоялось в августе 1757 г. Елеазару Анзерскому можно атрибутировать 4 литературных сочинения, различающихся по жанру, тематике, степени автобиографизма, которые написаны на Анзере. Ни одно из них не сохранилось в автографе. Три сочинения Елеазара известны пока в единственных списках: «Сказание преподобнаго Елеазара о слышании Божественнаго гласа» – рассказ о видении, после которого Елеазаром был написан образ Спасителя (ГИМ, собр. Уварова, 886, л. 48); предисловие к анзерскому богослужебному уставу, рассказывающее о получении в ските устава Ниловой пустыни (РНБ, Соловецкое собр., 1129/1239, л. 55 об.); «Список з грамоты строителя Анзерской пустыни» – послание некоему светскому лицу, в котором обсуждаются традиционные для учительной литературы темы «внутреннего человека», «веры и дела» (РГБ, собр. МДА, 202, л. 355356 об.). «Грамота» отличается торжественностью речи, использованием риторических оборотов и фигур, обращением автора к текстам апостольских посланий и характеризует Елеазара как человека «книжного» и знакомого с эпистолярной традицией своего времени. Для этих сочинений Елеазара характерны два типа повествования, один из которых тяготеет к документальности (называются конкретные даты, имена), другой связан с книжной проповеднической и учительной литературой. Для них характерен и особый тип автобиографизма: Елеазар почти ничего не сообщает о себе, собственная биография не является предметом его описаний; сочинения посвящены разным аспектам истории Анзерского скита (получение устава, написание иконы, духовная жизнь пустыни). Эти особенности литературного творчества Елеазара в наибольшей степени проявились в его четвёртом сочинении – «Своеручной хартии». Публикуемое ниже сочинение Елеазара неоднократно привлекало внимание исследователей (Библиографию работ по теме см.: Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита/Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Продолжалась борьба за утверждение православия и хранение его от всех чуждых влияний, проводимая, как мы видели, всеми предыдущими патриархами. По свидетельству Павла Алеппского, при патриархе Никоне все мусульманские мечети, армянские церкви и храмы западных исповеданий были вынесены за черту Москвы. Иностранцам, как и прежде, строго запрещалось входить в православные храмы, тем паче во время службы. Контакты русских с ними ограничивались только сферой официальных деловых отношений; личного общения не допускалось. Пресекалось всякое проникновение западных влияний в церковную жизнь. Знаменитое публичное уничтожение икон «франкского письма» в Успенском соборе Кремля в 1654 году – яркое тому свидетельство. « Церковь – не стены каменные, но каноны и пастыри духовные», – говорил патриарх Никон . Иными словами, по его мнению, пока нерушимо стоит каноническая ограда Церкви и пастыри ее бодрствуют на страже «словесных овец» стада Христова, враждебные силы не могут проникнуть в него. До времени святейший вполне разделял убеждение русских в том, что католиков и униатов при их переходе в православие следует вторично крестить. И только под влиянием веских аргументов антиохийского патриарха Макария, после долгих прений и споров, после дважды созванных по этому вопросу церковных Соборов он в 1656 году должен был признать, что такое убеждение канонически ошибочно, что католиков и униатов не должно крестить вторично. В этой связи и были сказаны им известные слова: «Я русский, сын русского, но моя вера – греческая» (то есть если Восточная кафолическая церковь искони учила иначе, чем теперь мы, русские, думаем, то нам нужно отказаться от своих мнений и принять общее мнение Восточной церкви). Далеко не всеми разделялось тогда такое мнение. Многие «ревнители благовести» думали иначе. Поначалу друзья – «ревнители» поставили свои подписи под грамотой об избрании Никона на первосветительский престол. Но, оказывается, потому, что надеялись, по их собственным словам, что Никон будет «иметь совет с протопопом Стефаном (Вонифатьевым) и его любимыми советниками» и «будет строить мир Церкви, внимая прилежно отца Иоанна (Неронова) глаголам» (выделено мной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Руссо, абсолютизировавший сенсуализм, идеализировал " естественное состояние человечества " , основанное на свободе и равенстве, предлагал распределить собственность, видя в ней источник социального неравенства, равномерно между всеми гражданами в размерах, необходимых для их жизни и т. д. Демократ, " революционный идеолог " , он обосновывал право народа на свержение власти деспота, был сторонником гражданского " общественного договора " и создания новой " гражданской " религии. Элиот крайне негативно относился к Руссо, видя в его " доктрине " источник идеологии романтизма. 332 …миф о Макиавелли, тянущийся от " Мальтийского еврея " Марло до Ницше… — Имеется в виду миф о макиавеллисте как " сильном человеке " вне моральных норм. В прологе к трагедии К. Марло " Мальтийский еврей " (ок. 1592, опубл. 1633) появляется дух самого " Макьявеля " , а её главный " герой " Варрава — один из первых среди многочисленных образов макиавеллистов-злодеев в поздней елизаветинской и якобитской драме. 333 …тенденцию к манихейской ереси… — дуалистическая ересь, возникшая в Средние века под влиянием манихейства — религиозного учения (III b., Персия, основатель — уроженец Вавилонии Мани), основанного на признании добра и зла, света и тьмы изначальными и равноправными принципами бытия. 334 " Спи своим скотским сном " (фр.). 335 Строка из стихотворения Ш. Бодлера " Жажда небытия " (в сб. " Цветы Зла " ). 336 …о тех двух сочинениях, на которых основана его [Паскаля] слава… — " Письма к провинциалу " (1656–1657) — шедевр сатирической прозы, содержащий полемику с иезуитами, и " Мысли " (опубл. 1669). 337 Максвелл, Клерк (1831–1879) — английский физик, создатель классической электродинамики, один из основоположников статистической физики. 338 Янсенизм — религиозно-политическое, неортодоксальное католическое течение во Франции и Голландии в XVII–XVIII bb. Его принципы — строгое религиозно-этическое самоусовершенствование, отрицание свободы воли, признание предопределения, свидетельствовавшие о тяготении к протестантизму, изложил голландский богослов Янсений (Корнелий Янсен, 1585–1638) в книге " Августин " , развив учение Августина. 339 …янсенизм, в том виде, в каком он был представлен пор-ройяльской общиной… — Пор-ройяльская община, возникшая на основе женских монастырей — Пор-Ройяль де Шам (с 1207, Версаль) и Пор-Ройяль Парижский (с 1625), — центр янсенизма, оппозиции учению иезуитов и упадку нравственности. Члены общины не соблюдали монашеских обетов, но вели жизнь набожную, давали приют гонимым, занимались физическим трудом, преподавали в школе, их учебники были лучшими в то время. В 1636 г. в Пор-Ройяле де Шам возник кружок, его возглавили братья Арно, оратор Леметр де Саси и его братья, историк Тилемон и Б. Паскаль. 29 октября 1709 г., после обвинительного декрета парижского архиепископа, Пор-Ройяль де Шам по указу короля закрыт, монастырь разрушен. Парижский Пор-Ройяль существовал до 1790 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Несмотря на то, что к началу XVII века существовало уже более ста различных печатных изданий греческого новозаветного текста, явившихся в различных местах и сделанных трудами различных, нередко весьма компетентных по своей учености лиц, дело критического изучения его и лучшего, более исправного издания мало подвинулось вперед со времени Эразма и Ксименеса. Причиною этого были частью недостаток необходимых пособий, частью – преувеличенное уважение к тексту прежних печатных изданий, главным же образом – незрелость еще критики, отсутствие правильных и прочно установившихся приемов в деле, для всех еще новом. Положение дела в этом отношении не изменилось к лучшему и в XVII веке; можно сказать даже – оно еще ухудшилось; потому что главнейшими издателями являются теперь лица, которые на первом плане ставили свои коммерческие интересы, а не какие-либо ученые цели. Таковы именно были Лейденские типографщики, братья Эльзевиры. Хотя в первом же выпущенном ими в свет печатном издании Н. Завета (1624 г.) они объявляли, что текст их издания отпечатан будто бы ими со всею тщательностью на основании «царских» (т.е. третьего Стефанова издания и Полиглотты Плантина) «и других лучших изданий», но на самом деле, как показали новейшие исследования, изданный ими текст был просто текст Безы, взятый и первого (малого) издания его (1565 г.). Этот же самый текст был удержан Эльзевирами и в последующих изданиях (1633 г., 1643 г., 1656 г., 1662 г., 1670 г. и 1678 г.), из которых только третье представляет некоторые уклонения. Кроме типографской роскоши, изящества и других удобств, которыми предприимчивые издатели старались привлечь внимание публики к своим типографским произведениям, они напечатали, между прочим, в предисловии ко второму изданию (1633 г.) следующую смелую рекламу: «Textum ergo habes nunc ab omnibns receptum, in quo nibil immutatum aut corruptum damus». Эта-то громкая реклама и дала потом повод многим критикам считать текст издания Эльзевиров общепринятым до времен Грисбаха текстом (textus receptus), по отношению к которому не дозволялось будто бы ни малейших изменений. Но такого значения он на самом деле никогда не имел, ни при жизни Эльзевиров, ни в последствии времени. Если такое значение может быть признано за ним, то разве в том только смысле, что кроме самих Эльзовиров изданный ими текст был множество раз перепечатываем разными другими издателями в разное время, так что он сделался действительно общераспространенным текстом. Между прочим, во всем сходный, по свидетельству Ройсса 475 , с последним Эльзевировым изданием (1678 г.) текст представляет также Московское издание греческой Библии (в частности – Нового Завета), явившееся в 1821 году.  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010