Сергиев Посад. Церковь Казанской иконы Божией Матери в бывшей Пушкарской слободе (старая). Казанская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На этой территории изначально находилось древнее село Панино с 13-ю деревнями, известные с XV века. Во второй половине 1450-х гг. великий князь Василий II променял их Троице-Сергиеву монастырю. Сведения о существовании в Панино храма отсутствуют, но, судя по тому, что это было село, можно предполагать и наличие в нем церкви. Панино относилось к числу бедных подмонастырских поселений, и уже в XVI столетии пришло в запустение. События Смутного времени, интервенция поставили окончательную точку в истории села. После Деулинского перемирия 1618 г. на месте Панино возникают новые поселения – Стрелецкие и Пушкарская слободы (первое упоминание о них относится к 1622-24 гг.), в которых разместился воинский гарнизон Троицкой крепости. Необходимость иметь вооруженную охрану, постоянное войско, готовое в любой момент встать на защиту монастыря, показали недавние военные действия. Пушкари и стрельцы пожелали, чтобы рядом с их дворами была построена церковь. Не позднее 1645 г., «снисходя к просьбе народа», здесь строится деревянная Казанская церковь с приделом пророка Божия Илии. Она была возведена тщанием троицкого архимандрита Адриана (1640 – 1656), келаря Авраамия Подлесова и казначея Симона Азарьина (будущего келаря). Посвящение престолов было неслучайным: с Казанской иконой связано освобождение столицы и всего Московского государства от польско-литовских интервентов. С чудотворным образом второе ополчение К. Минина и князя Д.М. Пожарского шло к Москве через Троице-Сергиев монастырь. Четыре августовских дня 1612 г. стояло ополчение в разоренных подмонастырских поселениях, готовясь к последнему маршу к столице. Появление Ильинского придела берет свою историю почти в это же время и заставляет нас обратиться к «Житию» и «Повествованию о чудесах» прп. Дионисия Радонежского, архимандрита Троице-Сергиева монастыря (1610-1633), на плечи которого легло восстановление обители после двух осад. Его жизнеописатель, старец Симон Азарьин, свидетельствует: «Согретый верою и молитвою и будучи ревностен в подвигах, преподобный Дионисий часто совершал соборне крестные ходы – то о ниспослании дождя, то о вёдре (солнечной погоде), творя молебствия за всех православных христиан и об умножении плодов земных. Он имел сильное желание построить церковь во имя пророка Илии…» вблизи стен Сергиевой обители. Первая деревянная церковь, согласно Писцовой книге 1684 г., была «вверх шатрова», «а в церкви образа и книги, и на колокольнице колокола – мирское строение».

http://sobory.ru/article/?object=53410

Витебский Марков-Троицкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Витебский Марков-Троицкий мужской монастырь — православный мужской монастырь в Витебске, основанный в XIV или в начале XV века. Монастырь был закрыт в 1919 году, восстановлен в 2000 году. Содержание История [ править править код ] По преданию, история монастыря начинается с того, что некий Марк, владевший участком земли в 4 верстах от Витебска, построил на нём небольшую часовню и уединился при ней для благочестивых подвигов. Вскоре к нему стали присоединяться единомышленники и образовался скит, а затем монастырь. Наиболее вероятно что это произошло в XIV или начале XV века. Через некоторое время, скорее всего из-за войн, монастырь исчез. Во второй половине XV века монахи возродили тут монастырь с церковью святого Иоанна. Первое известное письменное свидельство о монастыре приходится на 1576 год, в жалованной грамоте короля Стефана Баторя " Маркову протопопу " Феофану Рпинскому. Возможно, такое упоминание указывает на то, что монастырь был упразднен и его церковь служила приходской. После заключения Брестской унии в 1596 году Православная Церковь в Речи Посполитой подвергалась угнетению, в Витебске было запрещено строить православные храмы и духовные нужды православным приходилось удовлетворять во временной постройке в окрестностях города. В 1633 году православный князь Лев-Самуил Богданович Огинский, тиун Троцкий, построил в принадлежащем ему имении Марково, на месте первоначальной часовни, небольшую деревянную Троицкую церковь и кельи для монахов. В 1642 году Лев Огинский фундушевой грамотой закрепил за монастырём имение Марково и фольварок Шидловщина, купленный у Ивана Киселя Загоренского и Мартина Шидловского. В 1651 году игуменом монастыря Каллистом (Дорофеевичем-Рыторайским) была построена деревянная Покровская церковь. По церковной иерархии монастырь тогда подчинялся митрополитам Киевским. С началом новой Русско-польской войны в 1654 году Витебск и Полоцк, на некоторое время, переходят к Московскому государству, в связи монастырь, как и вся Полоцкая епархия, подчиняются Московскому Патриархату. В 1656 году патриарх Московский и всея Руси Никон подарил монастырю, от имени царя Алексея Михайловича, список Казанской иконы Божией Матери, который стал главной святыней обители.

http://azbyka.ru/palomnik/Витебский_Марк...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Евдемон I. Икона. XX в. (ц. Анчисхати в Тбилиси) (Диасамидзе) [Евдемоз; груз. ], сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 4 окт.), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1632-1642). Сведения о нем содержатся в трудах историков XVIII в. Бери Эгнаташвили и Вахушти Багратиони . Могила сщмч. Евдемона I в ц. Анчисхати в Тбилиси Могила сщмч. Евдемона I в ц. Анчисхати в Тбилиси Е. был возведен на патриарший престол при царе Теймуразе I (в 1606-1648 царь Кахети, в 1625-1632 - Картли-Кахети), с к-рым кроме общих национальных и политических интересов его связывали также родственные узы: сын Теймураза Давид был женат на племяннице Е. После убийства законного правителя Картли царя вмч. Луарсаба II иран. шахом Аббасом I преемник последнего Аббас II изгнал из страны Теймураза I и в 1633 г. назначил правителем Картли мусульманина Ростома (с 1633 царь Картли, в 1648-1656 - Картли-Кахети). Несмотря на то что время его правления отличалось стабильностью, в обществе стали насаждаться мусульм. обычаи и нравы. Е. открыто выступал против политики нового царя: он считал неприемлемым распространение мусульм. обычаев в правосл. Грузии и практику воспитания наследников груз. царского престола при дворе шаха. Е. был духовным отцом супруги Ростома - царицы Мариам, дочери кн. Мегрелии Манучара Дадиани. Благодаря деятельности Е. и содействию царицы в Грузии продолжали возводить храмы, развивалась духовная лит-ра. Вместе с тем католикос-патриарх строил планы по возвращению Теймураза I на царский престол. В 1642 г. частью груз. знати был устроен заговор, активное участие в к-ром принял Е.: «...сговорились [Заал] Эристави, Иотам Амилахвари, Нодар Цицишвили, католикос Евдемоз Диасамидзе, Гочашвили Георгий и еще некие из грузин. Задумали они отступить от царя Ростома, и более всех старался католикос Евдемоз... Послали они человека к князю Теймуразу и вместе с ним послали ему грамоты верности и призвали вернуться в Картли и вновь господствовать» (КЦ. Т. 2. С. 422). Е., находившийся в Цхири вместе с царем Ростомом, призывал Теймураза I к противоборству: «Что же ты отступил из-за бегства Нодара, приди и напади на Ростома» (КЦ. Т. 4. С. 441-442). Заговор был раскрыт, Теймураз I, прибывший в Метехи, вернулся в Кахети, часть заговорщиков бежала, др. были арестованы. В тюрьме Е. был задушен. Бери Эгнаташвили пишет об этом следующее: «...захватил Ростом католикоса Евдемоза и отослал в городскую крепость и заключил в тюрьму и позже подослал к нему убийцу» (КЦ. Т. 2. С. 423).

http://pravenc.ru/text/187045.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕНТИЙ III (Мухранбатони), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1660-1676). Патриаршество Д. пришлось на период царствования его кузена царя Картли Вахтанга V Шахнаваза (1658-1675). В 1649-1659 гг. Д. занимал Самтавройскую кафедру (Картли) в сане архиепископа (ЦГИАГ. Ф. 1450. Ед. хр. 105). Груз. историк XVIII в. Бери Эгнаташвили сообщал, что после кончины католикоса-патриарха Христофора II (Урдубегисдзе-Амилахвари) (1642-1660) царь поставил католикосом-патриархом Д., «человека, достойного престола... ибо он приумножил веру и службу церковную», поддерживал центристскую политику царя, а царь «святые церкви возвеличил пожертвованиями великими и украсил украшениями многими» ( Бери Эгнаташвили//КЦ. Т. 4. С. 440). Как передает груз. историк XVIII в. Вахушти Багратиони , в условиях исламизации царского двора и общества при предыдущем царе-мусульманине Ростоме I (1633-1656) «причастие Святых Таин Господа и Спасителя нашего считалось постыдным. Вахтанг V избранием патриархом Доментия возобновил исповедь и святое причастие» ( Вахушти Багратиони//Там же. С. 453). По восшествии на престол Д. сразу приступил к описи и упорядочению церковного имущества Вост. Грузии. Известно неск. документов этого периода: грамота паствы церкви в с. Цилкани «Порядок и доход управляющего католикоса» (1660), грамота верности царю Вахтангу и Д. настоятеля иерусалимского Крестового мон-ря Николая (Цулукидзе) (ПГП. Т. 3. С. 575). Под рук. Д. была выстроена центрально-купольная церковь в с. Мчадиджвари, ставшая одной из наиболее крупных церквей позднего средневековья, обновлен патриарший собор в Тбилиси Анчисхати , возле к-рого в 1675 г. была построена колокольня. С именем Д. связано также перенесение в 1664 г. в Анчисхати из мон-ря в с. Анчи (Юго-Зап. Грузия, ныне Аначлы, Турция) иконы Анчийский Спас . Д. за личные средства приобрел и пожертвовал патриаршему собору Светицховели земли, а также крестьян, он известен как активный противник работорговли и исламских обычаев. Лит.: Качарава Э. Доменти III//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 111-113 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178806.html

П.В. Долгоруков Баскаковы Филимон Иванович Баскаков находился воеводою в казанском походе 1544 года; Илья Иванович упоминается в шведском походе 1549 года; Владимир Иванович в полоцком походе 1551 года; Андрей Иванович жалован поместьем в московском уезде 2 октября 1550 года; он подписался, 8 марта 1564 года, во ста рублях у поручной записи по тех боярах, которые ручались за боярина Ивана большего Васильевича Шереметева, а 2 июля 1560 года он подписался у приговора думы земской о войне с Польшею. Иван Баскаков убит в зимнем казанском походе 1550 года; имя его вписано в синодик московского Успенского Собора, на вечное поминовение. Севрин Васильевич подписался, 8 марта 1564 года, во ста же рублях у вышеупомянутой поручной записи. Другой Андрей Иванович находился при посольстве, отправленном, в 1611 году, из Москвы к королю Сигизмунду, и провёл несколько лет в польском плену; Евдоким Иванович был воеводою к Кузнецке в 1623 году, и в Пелыме в 1633 году. Во время осады Смоленска, в 1634 году, Леонтий Фёдорович, галицкий дворянин, убит, а Фёдор Михайлович, костромской дворянин, умер от раны. Алферий Петрович находился воеводою в Красноярск с 1639 по 1643 год и в Нарыме в 1652 году; Фёдор Евдокимович был воеводою в Кузнецке с 1652 по 1656 год; Ермолай Баскаков был полковником стрелецким в 1666 году; сын его Григорий Ермолаевич, стольник Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, убит под Азовом в июне 1696 года. Девять Баскаковых владели населёнными имениями в 1699 году; трое из них были стольниками Петра Великого: Пётр Ермолаевич, Иван Евдокимович и Иван Михайлович. Алексей Петрович, действительный статский советник, находился президентом ревизион- коллегии в правление Принцессы Анны Леопольдовны. Иван Авраамович находился адмиралом при Императоре Павле Петровиче. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Подробные результаты анализа вкладной книги Троице-Сергиева монастыря 1673 г. отражены в таблице, которая охватывает период с 1600 по 1686 гг. По ней можно проследить развитие конюшенного хозяйства монастыря в правление архимандритов Иоасафа (1605–1610) гг., Дионисия (Зобниновского) (1610–1633 гг.), Нектария (Вязлетина) (1633–1640 гг.), Адриана (1640–1656 гг.), Иоасафа (1656–1667 гг.), Феодосия (1667–1674 гг.) и Викентия (1674–1694 гг.). Информационные возможности таблицы также могут быть использованы для дальнейшего исследования не только русского средневекового монастырского хозяйства, но и конного наследия России. © Фрольцова П. А., 2019   Савич А. А . Соловецкая вотчина в XV – XVII вв. (Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на русском Севере в Древней Руси). Пермь, 1927; Прокофьева Л. С . Вотчинное хозяйство в XVII в. (По материалам Спасо-Прилуцкого монастыря). М.; Л., 1959; Борисов А. М . Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI – XVII вв. Петрозаводск, 1966; Тихомиров М. Н . Монастырь-вотчинник XVI в.// Тихомиров М. Н . Российское государство в XV – XVII вв. М., 1973; и др. Черкасова М. С . Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV – XVI вв. М., 1996; Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI – XVII вв. М., 2004. Филимонов К. А. Конный двор: история и перспективы//Вперед. 1990. 22 сентября. С. 3; Филимонов К. А. Из истории конюшенного хозяйства Троице-Сергиевой лавры XV–XIX вв.//Труды по истории Троице-Сергиевой лавры: Сборник статей. М., 1998. С. 112–119; Филимонов К. А. Конные дворы Сергиева Посада//Вперед. 2005. 20 декабря. 142 (14399). С. 3. Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Клитина Е. Н. Вкладные книги Троице-Сергиева монастыря//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 26. СПб., 1971. С. 287–293; Стрельников С. В. К изучению источников вкладных книг XVI–XVII вв.: вкладные грамоты.//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. 2008. 2. С. 21–29; Николаева С. В. Троице-Сергиев монастырь в XVI – начале XVIII в. Вклады, вкладчики, состав монашеской братии. Сергиев Посад, 2009.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968989/

Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вассиан, кн. Стригин-Оболенский , в дек. 1477 хирот. в еписк. Тверского. Иосиф , 1518–34. Феопемпт , в февр. 1541. Вавила , в янв. 1567. Феодосий , 1571. Никандр , 1579–84. Феодосий , 1589–98. Филофей , 1608. Иосиф , 1613. Леонид , 1618. Боголеп , 1622. Иларион , 1627 и 28. Евфимий , 1633–38. Герасим , 1644–51. Филарет , 3 мая 1656. Авраамий , 1658–70, окт. Симон , 1675–77. Иосиф , 1681–86. Иона , 1690–1710, 12. Иосиф Веденский , 1718–27, а 1731 перев. в Колязин. Серапион Лятешевич в 1741 перев. в Колязин. Иоанникий Скабевский , 1741–45, перев. в Колязин. (Упом. в февр. 1746?). Никон ( Волоский ?) 1748 перев. из Селижарова?; до 1750. Иоасаф упом. 1751, а 11 сент. 1759 перев. в Колязин. Геннадий , перев. из Желтикова, упом. в нояб., дек. 1759. Тихон Соколов 1760 перев. из Желтикова, а 13 мая 1761 хирот. в викария Новгородского. Феофилакт перев. из Малицкого в июне 1761–68, перев. в Новоторжский Борисоглебский. Арсений Верещагин , с 1768, а 26 сент. 1771 перев. в Колязин. Тихон Малинин , из префектов Московской акад., посвящён 22 сент. 1771; 31 янв. 1774 перев. в Колязин. Стефан , 1774 и 75, в мае перев. в Новоторжский Борисоглебский. Павел Можайский , перев. из Деревяницкого, 1775–78. Иларион , 1778–93. Стефан , с 1793, а в начале 1802 перев. в Устюжский Архангельский. Евгений в начале 1802 перев. из Устюжского Архангельского, а 1804 – в Свияжский Богородицкий. Нектарий Верещагин 1804 перев. из Бежецкого Николаевского; до 1809. Сергий , с 1809; † 22 сент. 1811. Феоктист Громцов в 1811 перев. из Бежецкого Антониева; по 1817. Гедеон , 1817–23, перев. в Колязин (?). Михаил , 1823–31, 27 сент. хирот. в епископа Оренбургского. Феофил в дек. 1831 перев. из Московского Знаменского; в 1840 уволен в Троицкую Лавру, на покой; † там 1 дек. 1843. Платон , из Новоторжского Борисоглебского, 1840–48. (в Желтиков?). Никодим Арсеньев , 1849–52, 31 мар. перев. в Черниговский Елецкий. Климент Можаров 31 мар. 1852 перев. из Черниговского Елецкого. Макарий , 1854–56. Серафим Протопопов , 1856–66, 6 апр. хирот. в епископа Старорусского. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Розанов С. П. Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912. С. 164; Большаков. Подлинник иконописный. С. 44, 130; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 67; СККДР. Вып. 1. С. 126-128; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 110. Кат. 185. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/182093.html

Чудовские и Милютинские Минеи хранятся в Московской Синодальной Библиотеке, а Тулуповские – в библиотеке Троице-Сергиевой лавры. Петр Могила (1596–1647), сын господаря Молдавии и Валахии, в 1627 году был избран Киево-Печерским архимандритом, а в 1633 году посвящен в сан митрополита. Иннокентий Гизель, родом из Пруссии, в молодости переселился в Киев, принял Православие, был потом ректором Киевского училища, а с 1656 года до своей смерти архимандритом Киево-Печерской лавры. Варлаам Ясинский, воспитанник Киевского училища и затем его ректор и настоятель Киевской лавры, был человек ученый. В 1690 году он был посвящен в сан митрополита Киевского. Лаврентий Сурий, монах Кельнский, издал впервые свой труд: Vitae Senetorum Orientis et Occilentis, в 1569–1575 годах. В 1618 году появилось уже 4-е издание. Болландисты – ученые монахи в Антверпене, занимавшиеся исследованием и изданием житий святых, которое начало было в 1643 году Иоанном Болландом. В состав издания (Acta Sanctorum) Болландистов вошли повествования о всех святых Восточной и Западной Церкви. Болландисты большей частью издавали первоначальные и древние памятники о жизни и деяниях святых. Сначала они помещали греческие повествования только в латинском переводе, а затем стали присоединять и самые греческие подлинники. Изданию актов обыкновенно предпосылаются обширные критические исследования о начале празднования в честь святого, о времени жизни и кончины его, о времени перенесения мощей. Как видно из пометок на полях принадлежавшего святому Димитрию Пролога, хранящегося в библиотеке Московской Духовной академии, он пользовался первыми шестью томами издания Болландистов (месяцы январь – май). Это обстоятельство, между прочим, побудило святого Димитрия приступить к новому труду под заглавием Сокращенное мученикословие. В предисловии к нему он говорит: «Собирающе убо от различных мест жития святых в четыре потримесячнии книги вократце, умыслихом еще сокращеннее тыя по чину месяцесловному собрати в эту малую книжицу и нарещи ю по древнему обычаю мученикословием». Труд этот, по неизвестным причинам, остановился в самом начале.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010