В 1646 г. по благословению митр. Петра (Могилы) К. стал опекуном Киево-Могилянской коллегии. По завещанию митрополита К. был одним из его душеприказчиков. Вельможа вступил в Киевское и Львовское братства. В своем завещании К. предоставил Киево-Братскому мон-рю и братской школе свои имения Позняки за Днепром и местечко Новосёлки с деревнями Богушевка, Звонки и Забловщина. К. завещал по 600 злотых Владимиро-Волынской и Брестской правосл. капитулам (клиросам), 300 злотых на госпиталь св. апостолов. К. поддерживал Михайловский мон-рь в своем имении Гоща (см. Гощанский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь ), имевший школу, подчиненную Киево-Могилянской коллегии. В. Н. Киселёв, В. О. Свистун Ист.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 11. С. 395; Т. 12. С. 485; Ч. 2. Т. 1. С. 337-348; Michalowski J. Ksiga pamitnicza. Kraków, 1864. S. 583-589; Максимович М. А. Акт избрания Петра (Могилы) в митрополиты Киевские//Собр. соч. К., 1876. Т. 1. С. 390-394; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: (Опыт ист. исслед.). К., 1883. Т. 1. Прил. С. 368-369, 454-505; 1898. Т. 2. С. 155-156, 162-163, 166, 204-205, 210, 233-237, 322, 329, 356, 508. Прил. С. 143-152, 153, 167-168; он же. Неизвестное полемическое соч. против папских притязаний в Юго-Зап. России (1633 г.)//ТКДА. 1899. 2. С. 300-341; Pulaski K. Pierwsze lata publicznego zawodu Adama Kisiela// Idem. Szkici i poszukiwania historyczne. Kraków, 1887. [T. 1]. S. 197; Жукович П. Н. Материалы для истории Киевского и Львовского Соборов 1629 г. СПб., 1911. (ЗапИФО; Т. 8. 15). С. 8-23; Крип " якевич I . П. Hobi мam-лi до icmopii Coбopib в 1629 р.//ЗНТШ. 1913. Т. 116. С. 25-29; Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы: В 3 т. М., 1954. Т. 2: 1648-1651 гг. С. 96, 111, 340, 385-386; Analecta OSBM. DPR. 1954. Vol. 2. P. 530-532; Epistolae Josephi Velamin Rutskyj, metoropolitae Kioviensis catholici (1613-1637). R., 1956. P. 232; Epistolae metropolitarum Kioviensium catholicorum Raphaelis Korsak, Antonii Sielava, Gabrielis Kolenda/Ed. A. Welykyj. R., 1956. Vol. 2. P. 92-96; Документи Богдана Хмельницького, 1648-1657/Упор: I. П. Крип " якевич, I. Л. Бутич. К., 1961. С. 36-39, 105-107, 139-140, 151-152, 192-194; Analecta OSBM. LNAHU. 1962. Vol. 6. P. 91-109, 217-218, 223-224, 247, 249-250; Документы об освободительной войне укр. народа/Сост.: А. З. Барабой и др. К., 1965. С. 361-373; Radziwi A. S. Memoriale rerum gestarum in Polonia, 1632-1656. Wrocaw, 1968. T. 1. S. 60-66; 1970. T. 2. S. 336, 779.

http://pravenc.ru/text/1841129.html

В 1667 году во Францию прибыло русское посольство, с намерением заключить русско-французский союз против турок. Глава посольства, дипломат Петр Иванович Потемкин (1617–1700) писал царю Алексею Михайловичу (1629–1676), что «во французском государстве вера католицкая, под паствою папы римского... Из иных государств во французскую землю, в город Парис и в иные городы, приезжают для науки философской и для учения разного строя королевичи и великородные, и всяких чинов люди. Потому что город Парис великий и многолюдный и богатый, и школ в нем безмерно много: студентов в Парисе бывает тысяч по тридцати и больше» 151 . В. О. Ключевский упоминает об одном таком студенте, переселившемся в Россию еще при царе Михаиле Федоровиче (1613–1645). Речь идет о некоем протестанте, «лютеранине», который «прошел все науки, много лет учился в «славной Парижской Академии», знал много языков, обучился изрядно и славянскому. В России он принял Православие, постригся в монахи, при патриархе Никоне стал за старую веру» 152 , т. е. ушел в старообрядческий раскол. О перекрещивании католиков В первые десятилетия XVII столетия развитие православно-католических отношений замедлилось в связи с определениями, принятыми в 1620 году на Поместном Московском Соборе Русской Церкви под председательством патриарха Филарета (ок. 1553–1633). В этих определениях настаивалось на необходимости вторичного крещения лиц инославного исповедания, переходящих в Православие. Эти требования были вызваны сложной внешнеполитической обстановкой, прежде всего, отношениями с католической Польшей, и касались в первую очередь католиков. Однако исторические условия, породившие догматически спорные определения Собора 1620 года, в значительной степени изменились в связи с переходом Левобережной (Восточной) Украины из-под власти Польши под власть России (1654 г.), в связи с чем угроза со стороны католической Польши была ослаблена. Именно поэтому Антиохийский патриарх Макарий (1600-е–1672), посетивший Москву в 1655–1656 гг., указал на недопустимость перекрещивания католиков при переходе их в Православие. Во время второго визита патриарха Макария в Россию этот вопрос вновь был поднят, в связи с чем Поместный Собор 1667 г. отменил прежнее постановление 1620 года и предписал принимать католиков лишь через миропомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Высокие примеры благочестия, патриотизма и христианских добродетелей не оскудевали и в последующее время. Благотворное влияние святой веры выражалось многими добрыми явлениями и в обыденной жизни обыкновенных, рядовых русских людей, служа более или менее сильной сдержкой для страстей и грубых инстинктов и сообщая довольно суровому строю этой жизни хотя несколько более мягкие черты некоторого патриархального добродушия. Одной, например, из самых распространенных добродетелей того времени было милосердие к нищим, убогим и страждущим в тюрьмах; подача милостыни и посещение тюрем в некоторые священные времена христианского года считались обязательными для всех достаточных людей, не исключая и царя с царицей, и хоть в эти времена напоминали сильным и богатым людям о чувствах христианской любви к людям слабым и убогим. Высшей формой благочестия по-прежнему была жизнь монашеская; в XVII веке появилось до 220 новых обителей. Много было в них монахов недостойных, вызывавших против себя сильные обличения со стороны и духовной и светской власти, но не оскудевала Русская церковь и истинными подвижниками, которых по кончине их доселе чтит в лике своих святых. Таковы: Василий Мангазейский († 1600), Галактион и Иосиф Вологодские († 1612), Иринарх Ростовский († 1619), Адриан Монзенский († 1619), Прокопий Вятский юродивый († 1627), Иринарх Соловецкий († 1628), Дионисий Троицкий († 1633), Никодим Кожеезерский († 1640), Елеазар Анзерский († 1656), Максим и Андрей Тотемские, Макарий Коневский († 1678) и многие другие. Не упоминаем уже о высоких иноческих добродетелях многих русских святителей. Но высшая степень развития всего этого исключительно религиозного уклада русской жизни была вместе с тем и началом его разложения. В нем недоставало образования, которое сообщало бы ему должную сознательность, разумность и внутреннюю силу, и без которого сама религия превращалась среди него в одну слепую приверженность к формам, обрядам. Уклад этот мог безопасно держаться в стране замкнутой, не тревожимой ни внешними влияниями, ни сравнением своего с чужим, ни возникавшими отсюда беспокойными вопросами и критикой; но Россия стала терять свой замкнутый характер еще в XVI веке, а с XVII века подверглась непрерывному напору внешних влияний и с востока – из Греции, и с запада – от Польши и немцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

глас. 4 в неделю на хвалит. стих. 4). – Списатель жития не один раз повторяет, что и Дух Святый вочеловечился и всынился», – что тоже противно учению прав. церкви: «чесо ради Сын воплотился, а не Отец, или Дух? Ответ: яко да сохранит свойство ипостаси своея, яко быти тому на небесех Сыну и на земле Сыну» (Малый Катихизис л. 6). – О таком то еретическом мудровании спасителя жития пр. Евфросина и сказано, что оно произошло «диавольским наветом», а совсем не о сугубом аллилуиа, как то говорят раскольники. Таким образом, ясно отсюда, что собор 1667 г. в своем определении никакого поречения на сугубое аллилуиа не произнес, и восточные святители, бывшие на сем соборе, в своем толковании назвали происшедшим от диавольского навета не двоение аллилуии, а еретическое о ней толкование списателя жития пр. Евфросина, который (списатель) учил о воплощении и воскресении Бога Отца и Бога Духа Святого, каковое нечестивое учение и древняя церковь отвергала. – Да если бы и так, если бы отцы собора 1667 г. погрешительно и резко отозвались (чего на самом деле не было) и о сугубой аллилуиа и о житии пр. Евфросина, то и тогда обвинять собор 1667 г. в еретичестве, а тем паче всю церковь , и отделяться от нее незаконно. – Вот пр. Филарет об уставе, напечатанном в 1610 г., отозвался, что «устав сей печатал Троице-Сергиева монастыря крылошанин черный, вор и бражник, Логин... без благословения патриарха Гермогена и всего освященного собора, и многие в тех уставах статьи напечатаны не по апостольскому и не по отеческому преданию, своим самовольством», и указом в июле 1633 года приказал отобрать этот устав и сжечь, что и было исполнено. А между тем этот устав, как оказалось и что видно из предисловия к нему, был издан с одобрения и благословения «крайняго святителя отца отцом Кир Ермогена, патриарха Московскаго , по совету всего освященнаго собора». Издание сего устава в предисловии названо «делом пречестным, святым и свыше – сходящим дарованием небесным» (см. Истор. Мак. т. 11, и у Манскветова «Церк.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Двины, вниз по ее течению, в расстоянии от городской черты верстах в двух. Название Марков монастырь этот получил от первоначального основателя своего некоего Марка, жившего, как полагают, в конце XV в. – В первой половине XVII ст. (1633–1642 г.) он восстановлен и распространен, был князем Львом Самуилом Огинским, но впоследствии, неизвестно по каким причинам, обращен был в приходскую церковь . – В 1690 г. сын благочестивого князя Льва Самуила, Симеон Карл Огинский, вместо сгоревших монастырских зданий, вновь построил деревянные монашеские кельи и деревянную же церковь , которая 31-го мая 1691 г. освящена в честь св. Троицы и существует доныне. До 1656 г. Марков монастырь, по воле восстановителя его, князя Огинского, был ставропигею Константинопольского патриарха, а с этого года он вместе с прочими православными монастырями и церквами в тогдашних Полоцком и Витебском воеводствах перешел в видение московского патриарха; впрочем это продолжалось недолго. Вскоре Марков монастырь поступил опять, на правах ставропигии, в ведение киевских митрополитов, и это продолжалось до 1773 г., т. е. до времени присоединения Белоруссии к России. С 1773 г. монастырь этот, по указу Св. Синода причислен был к Псковской епархии, а в 1795 г. перечислен был от Псковской епархии к Могилевской, и, наконец, от сей последней в 1833 г. перешел в новооткрытую Полоцкую епархию. До 1798 г. Марковым монастырем управляли игумены, а с этого года и доныне он состоит под управлением архимандритов. Из архимандритов сего монастыря заслуживает особенное внимание, как по продолжительности управления монастырем, так и по особым трудами на пользу не только обители, но и целой епархии, архимандрит Павел Чичкевич 551 . Он был настоятелем Маркова монастыря с 1832 по 1861-й год. О. Павел был сын священника, родом из Могилевской епархии. По окончании курса семинарии, был священнпком и смотрителем мстиславских духовных училищ. Овдовевши, принял монашество и был настоялелем Невельского Преображенского монастыря, откуда переведен был в 1832 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

деньгах); V, 94, 44 (цар. грам. 1654 г., которою «в Обонежской пятине, в Заонежской полов., в Деревяницком погосте, м-рь Лисей, Рождества Преч. Богород. со всеми вотчинами»... приписан к Иверскому м-рю), 262, 90 (отписка о спорной земле м-ря с вдовою Муравьевою; игум. Досифей, 1655 г.), 284, 97 (в 1656 г. собрано за даточных служил. людей с 14 мон. крестьян. дворов 5 руб. 20 алтын), 590, 224 (грам. 1666 г. о взятии из Лисьего м-ря старца Филарета в Ивер. м-рь для посмирения шелепами), 730, 267 (отписка Ивер. м-ря властей 1668 г. Новгор. митроп. Питириму о пустошах; сказано, что в этом году м-рь отписан от Иверского и в нем был игум. Гермоген). 909. Лопотов – Григорьево – Пельшемский – Богородицкий, мужской, заштатный (с 1764 г.), Вологодской губ., Кадниковского у., Большемургинской волости, в 7 вер. к югу от Кадникова, при рч. Пельшме. Основан около 1426 г. преп. Григорием, из рода бояр Лопотовых, искавшим уединения и скончавшимся в 1442 г. 30 сентября, в каковой день чтится его память. Мощи преподобного почивают под спудом в церкви его имени; при раке хранятся железные вериги, желез. полумантия и желез. кончатая рубашка, в которыхъ преп. Григорий совершал свои молитвы. Свящ. И. Верюжский, “Преп. Григорий Пельшем., основатель Лопотова м-ря, Вологод. чудотворец», Вологда, 1880 г., с указанием неточностей в “Прологе» и сочинениях; “Ист. Росс. Иер.», V, 21; Ратшин, 65; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 69; “Опис. монаст.», 1817 г., 65; “Словарь ист. о свят.», 81; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», XXII, смесь, 19 (учрежд. Вологод. епархия); “Вологод. губ. вед.», 1857 г., 2 (ист. летоп. под 1412 и 1426 г.), 3 (тоже под 1445); “Костром. губ. в.», 1857 г., 41 (жизнеописание преп. Григория); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 119, 250 (преп. Григорий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 756; Суворов, “Владим. Заоник. пуст.», 1888 г., 28; Проценко, “М-ри в России», 34; Ключевский, “Жит. свят.», 196, 463; “Акты юридич.», 216 (Платежная 1633 г. в кормов. деньгах); Иванов, “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Здесь предлагается список Начальствовавших в сей Академии от заведения оной до последних времен. По основании Братских школ при новой Богоявленской церкви, устроенной на дворе, данном для оных Анною Гугулевичевною, с 1615 года начальствовавшими в оных были: 1 . Иеромонах Исаия-Копинский, в 1620 году посвященный во Епископа Перемышльского. 2. Иеромонах Кассиан Сакович с 1622 г., но он отступил в Унию, и в оной был Архимандритом Дубенским, а противу православия писал много ругательных книг. 3. Иеромонах Тарасий Земка, в 16З1 г; потом взят в Проповедники и Типографы Киево-Печерской Лавры и там 16З2 г. Сентября 13 скончался. РЕКТОРЫ КИЕВСКОГО БОГОЯВЛЕНСКОГО УЧИЛИЩА. 4 . Исаия Трофимович–Козловский Иеромонах и с 16З2 г. первый Ректор и Богословии учитель в сих школах, названных с того времени Училищною Коллегиею. В 1633 г. он посвящен во Игумена Киево-николаевского Пустынного монастыря с оставлением в Ректорском звании до 1638 г; скончался 1651 г. Марта 15 и погребен в Николаевском монастыре. 5 . Софроний Початский с 1638 г., а в 1640 г. переведен в Молдавский Ясский монастырь и там скончался. 6 . Игнатий Оксенович-Старушич с 1642 г. 13 Мая и в том же году переведен в Выдубицкий монастырь, а в 1650 г. Июля 12 посвящен во Епископа Белорусского и в сем же году там скончался. 7 . Иосиф Кононович-Горбацкий с 1643 по 1648 г., потом переведен в Златоверхомихайловский монастырь, а в 1650 г. посвящен во Епископа Белорусского, и там скончался неизвестно когда. 8 . Иннокентий Гизель с 1648 г; с 1650 г. Марта был Кириловским, а с 1652 г. Николаевским Игуменом; с 1656 г. Архимандритом Киево-Печерской Лавры и там скончался 1684 г. февраля 24. Он по завещанию Митрополита Петра Могилы именовался Благодетелем и Попечителем Киевских училищ. 9 . Лазарь Баранович с 1650 г. до 1657 г. был вместе и Ректором, и Кириловским Игуменом, а сего года произведен во Епископа Черниговского: но и по произведении в сем году именовался еще Ректором Киевским; скончался Архиепископом в Чернигове 1694 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И добавлял от себя: «Яко идеже Церковь под мирскую власть снидет, несть Церковь , но дом человеческий и вертеп разбойников» 43 . Здесь патриарх Никон оказывался в полном одиночестве, ибо и греческая иерархия, и старообрядцы одинаково отдавали приоритет в решении церковных дел «благочестивому царю». Как видно, у них не возникало и мысли о том, что государство в лице царя, будучи по природе отличным от Церкви, может оказаться и «неблагочестивым» в том смысле, что станет сознательно отступать от православия. Никон же знал из истории расправы Ивана Грозного с митрополитом Филиппом и видел в современной ему реальности, что такое возможно. В идее «третьего Рима» святейший воспринимал прежде всего ее церковное, духовное содержание, выражавшееся также еще более старинной идеей «Русская земля – Новый Иерусалим». Это представление во многом было синонимичным представлению о «третьем Риме». Во многом, но не во всем! Оно ставило акцент на христианской устремленности Святой Руси к горнему миру. Призывая Русь к этой великой цели, патриарх Никон последовательно создает ряд архитектурных комплексов, в которых заложена идея всечеловеческого, вселенского значения Святой Руси. Это и Иверский Валдайский, и Кийский Крестный монастыри 44 , но особенно – Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, нарочито населенный православным, но разноплеменным братством (русские, украинцы, белорусы, литовцы, немцы, евреи, поляки, греки). Монастырь этот вместе с комплексом «подмосковной Палестины» созидался с 1656 по 1666 год, затем был довершен после кончины патриарха в конце XVII века. Как удалось, наконец, сравнительно недавно выяснить, весь этот комплекс, включавший в себя Иордан, Назарет, Вифлеем, Капернаум, Раму, Вифанию, Фавор, Ермон, Елеон, Гефсиманский сад и т. д., главным образом – монастырь, а в нем главным образом Воскресенский собор, построенный по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме с Голгофой и Гробом Спасителя, является двойным образом – иконой исторической «обетованной земли» Палестины и одновременно иконой обетованной земли Царства Небесного, «Иерусалима Нового» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иннокентий (Гизель) (ок. 1600–1683 гг.) — украинский церковный деятель 2-й пол. XVII в. Выходец из прусской кальвинистской семьи. Приехав на Украину, обратил на себя внимание митр. Петра (Могилы). Окончил Киево-Могилянскую коллегию, для продолжения образования отправлен за границу. С 1648 г.— профессор и ректор коллегии, с 1656 г.— архимандрит Киево-Печерской лавры. Его главный труд «Мир с Богом человеку» (1669) был посвящен царю Алексею Михайловичу. В 1690 г. Московский патр. Иоаким признал его книгу зловредной за подчинение автора «внешним учителям», т. е. католикам, в толковании некоторых религиозных вопросов, и она была запрещена. Иннокентия (Гизеля) можно считать характерным представителем киевской иерархии в том смысле, что почти все они были одновременно писателями, полемистами, богословами — крупными культурными деятелями своего времени. Сохранился философский курс Иннокентия (Гизеля) «Сочинение о всей философии» («Opus totius philosophiae»), который он прочел в Киево-Могилянской Академии в 1645–1647 гг. и который является единственным полностью дошедшим до нас и содержащим трактат по натурфилософии лекционным курсом сер. XVII в. Его анализ и русский перевод см.: Стратий Я. М. Проблемы натурфилософии в философской мысли Украины XVII в. К., 1981. Он активно участвовал в публичных диспутах с католиками, его проповедями, по словам свт. Димитрия Ростовского, «немощные яко лекарством подкреплялись». Иннокентий (Гизель) был инициатором и издателем «Синопсиса», одного из самых популярных исторических сочинений XVII в., содержавшего историческое обоснование воссоединения «Малой» России с «Великой» (подробнее см.: Еремин И. П. К истории общественной мысли на Украине второй половины XVII в.//ТОДРЛ. 1954. Т. 10. С. 212–222; Пештич С. Л. «Синопсис» как историческое произведение//Там же. 1958. Т. 15. С. 284–298; Чистякова Е. В. Синопсис//Вопросы истории. 1974. 1. С. 215–219. Игумен Исаия Трофимович Козловский, сподвижник митр. Петра (Могилы), в 1633 г. ездил в Константинополь за патриаршей благословенной грамотой для митрополита; принимал активное участие в заседаниях Собора 1640 г. в Киеве и Яссах, где обсуждался проект православного Катехизиса, поэтому он и считается его главным автором. См. о нем: Ykpa¿hcьki письменники. С. 565–568.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

к вост. от Кеми и в 20 вер. к сев.-вост. от Соловецкого мон., почти на средине острова Анзерского, в Белом м. Основан в 1620 г. преп. Елеазаром, получившим грамоту на устройство обители в 1628 г. Преподобный скончался в 1656 г. и память его чтится 13 янв. В 1726 г. св. Синод повелел ради благочиния быть скиту под надзиранием Соловецких властей. “Ист. Рос. Иер.», 101; Ратшин, 6; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., 66; “Опис. монаст.», 1817 г., 7; “Словарь ист. о свят.», 108; Лепехин, “Дневн. зап.», IV, 43; Проценко, “М-ри в России», 4; Ключевский, “Жит. свят.», 347; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Архан. губ.», I, 37; Молчанов, “Опис. Архан. губ.», 280; Козлов, “Архан. губ.», 337; Рейнеке, “Опис. Ледовит. ок.», I, 238; “Арханг. сборн.», II, 214; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», 1847 г., 2, 79; “Ист. опис. Козель. Введен. Оптиной пустыни», 1862 г., 151 (преп. Елеазар, уроженец г. Козельска, сын купца Севрюкова; подробно описано житие); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 166, 323 (преп. Елеазар); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 834, 19; “Дополн. к Акт. истор.», III, 36 (Акты 1647 г. о выдаче жалованья); IX, 41 (Ц. гр. 1678 г. с подтверждением прежде данных грамот; в 1633 г. строит. старец Елеазар; в 1678 г. старец Роман), 70 (Ц. гр. 1680 г. об изъятии пустыни из ведения Солов. м-ря; строит. Роман); “Чтения в И. Общ. ист.», 1862 г., II, смесь (митр. Арсений Мацеевич) ; 1872 г., IV, смесь, 8 (село Полево и его владельцы; монах Геронтий); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 126 (преп. Елеазар); 1883 г., IV, смесь, 67 (отписка 1674 г. Государю о строителе Иларионе, старцах и служебников, пребывающих в расколе), 70 (челобит. 1674 г. строителя Илариона и старцев с выражением своей вины и просьбою о присылке им новоисправленн. книг), 82 (отписка Государю Двинск. воеводы об Анзер. раскольниках); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 600 (дело 1722 г. о ружной даче пустыне; строитель иером. Спиридоний); VI, 1726 г., 193 (подчинение скита Соловецким властям), прилож., XXXV, VI (грамота 1658 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010