Быстрому распространению влияния Л. во Франции (в 1660 в стране было уже 23 общины) способствовали разрабатываемые ими программы обучения духовенства: с 1633 г. в приорате св. Лазаря проходили «конференции по вторникам» (Conférences du mardi), к-рые посещали мн. известные церковные деятели, в т. ч. Жан Франсуа Поль де Гонди, кард. де Рец (1613-1679; с 1652 кардинал, архиепископ Парижа (1654-1662)), католич. богослов Ж. Б. Боссюэ (1627-1704; с 1681 епископ Мо), один из первых членов Французской академии, поэт Антуан Годо (1605-1672; епископ Граса (1636-1653) и Ванса (1638-1672)), основатель конгрегации сульпициан Ж. Ж. Олье (1608-1657). В коллегии Бонз-Анфан с 1642 г. действовала семинария св. Фирмина. В кон. XVIII в. под рук. Л. находилось ок. 60 семинарий во Франции и более 30 в др. странах Европы. Л. вместе с членами жен. конгрегации дочерей милосердия организовывали госпитали, приюты для сирот, а также дома для священников на покое. За пределами Франции обители Л. были основаны в Риме (1642), Генуе (1645), Турине (1654), Неаполе (1668); с 1646 г. представители конгрегации действовали в Ирландии (в 1679 изгнаны оттуда англ. властями и смогли возобновить там свою деятельность только в XIX в.). С 50-х гг. XVII в. Л. проповедовали в Польше (в 1651 появилась община Л. в Варшаве, в 1656 - в Кракове, в 1687 - в Вильно); поддержку им оказывала франц. принцесса Луиза Мария де Гонзаг, в 1646 г. ставшая женой польск. кор. Владислава IV Вазы (1632-1648), а после его смерти - кор. Яна II Казимира (1648-1668). Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4) Разграбление миссии лазаристов в Париже. Гравюра. 1789 г. (Paris. QB–370(9)–FT4) Важной частью деятельности Л. стала миссионерская работа в нехрист. странах. В 1645-1646 гг. были основаны миссии Л. в Сев. Африке (после учреждения франц. консульства в Алжире Л. были в нем капелланами, часто члены конгрегации выполняли функции временных консулов); в 1648 г.- на Мадагаскаре (из-за неблагоприятного климата, способствовавшего распространению болезней, а также из-за враждебного отношения местных жителей в 1674 миссионерам пришлось покинуть остров; в 1896 деятельность Л. на Мадагаскаре была возобновлена). В 1656 г. члены рим. общины Л. отправились с миссионерской деятельностью в Ливан. В 1697 г. 1-я миссия Л. появилась в Китае. С нач. XVIII в. Л. проповедовали на о-ве Бурбон (ныне Реюньон, заморский деп. Франции). С 1780 г. действовала миссия Л. в Гоа. В 1782 г. была основана миссия Л. в Стамбуле.

http://pravenc.ru/text/2462507.html

В это время здесь в уединении подвизался схимник Елеазар, устраивая скит для любителей строгой пустыннической жизни. Никон сделался его учеником и ревностным помощником. Заботы по устройству скита этих подвижников постоянно вынуждали их обращаться к богатым Соловецким монахам – то с тою, то с другою просьбой. Но монахи не только отказывали им в помощи, но и притесняли их; им неприятно было, что анзерские пустынники живут на их земле, надоедают просьбами, и в тоже время стремятся быть от них в независимости. Особенно не нравилось монахам благоволение к пустынникам царя Михаила Федоровича, который в 1633 году дал им некоторую независимость от Соловецкого монастыря, а между тем Соловецкому настоятелю повелевал выстроить для них новый храм. Преподобный Елеазар целых восемнадцать лет (с 1638 до 1656 г.) умолял игумнов Рафаила и Илью о помощи, согласно царской воле, в построении храма и, однако, умер в 1656 году, не дождавшись окончания постройки. Мало того, игумен Илия приискал на святого мужа какую-то вину и выдержал его в Соловецкой тюрьме. 12 Эти неприязненные отношения монахов к анзерским пустынникам, в числе коих был Никон, не могли конечно возбуждать и в самом Никоне особенного почтения к Соловецкой братии. Но зато он из этих отношений извлек себе ту пользу, что коротко познакомился с Соловецкой жизнью, бывая в монастыре по нуждам скита, видел хорошую и дурную ее стороны, на что и обратил свое внимание впоследствии, сделавшись новгородском митрополитом. б) Пока Никон был анзереким пустынником, Соловецкая братия конечно, мало обращала на него внимания, и относилась к нему не лучше, чем к Елеазару и другим анзерцам, надоедавшим им своими просьбами. Когда же Никон удалился в Кожеозерскую пустынь, иноки может быть и совсем забыло, что когда-то какой-то чернец Никон был в Анзерском ските. Но, вот, Никон вдруг является в Москве, в сане архимандрита и близь самого царя; царь делает его своим и другом и поверяет ему свои тайны. Соловецкие монахи до сих пор сами считали себя близкими к царю, свободно обращались к нему со всяким челобитием и имели при дворе своего представителя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

В январе 1901 г. ходатайство это было удовлетворено; и на месте базилианского латинского монастыря возникла Березвечская православная женская обитель со школой на 35 девочек. В обители один каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Мариинский монастырь, в г. Вильне. Эта нештатная общежительная обитель, находящаяся в самом городе, основана в 1864 г. для воспитания сирот православного духовенства и дочерей живущих в крае русских чиновников. В ней один храм во имя Св. равноап. Марии Магдалины. Управляет игуменья. Витебская губерния Обителей мужских 3, женских 4. Мужеские обители Богоявленский монастырь в Полоцке. Когда основан этот второклассный необщежительный монастырь, точно не известно. Впервые упоминается он в 1633 г., когда его возобновили князья Огинские. В 1656 г. Полоцке посетил двукратно царь Алексей Михайлович и его оба раза приветствовал игумен этой обители Игнатий. Монастырь много терпел от гонения униатов, так что даже в 1722 г. игумен Гедеон искал защиты у Св. Синода и просил его принять обитель под свое покровительство. В 1761 г. пожар уничтожил монастырь до основания. Восстановление его начато было на пожертвования православных жителей Полоцка, а докончено на средства, отпущенные императрицей Екатериной II. Он был освящен 5 авг. 1 777 г. игуменом Псковского Преображенского монастыря Иустином. В 1798 г. был оставлен за штатом, а в 1842 г. возведен во второй класс. В монастыре один храм освящен в честь Богоявления, а другой домовый – во имя Св.вмчц. Екатерины. В первом два придела – в честь Рождества Пр. Богородицы и в честь иконы В. М. Всех скорбящих Радость». В обители имеется древняя местночтимая Иверская икона Богоматери. В монастырском архив хранятся старинные акты и дарственные записи на польском и русском языках. Древность их восходит к XVII в. Среди них есть и грамоты царя Алексея Михайловича 1655–1660 г. Монастырь управляется архимандритом. Марков Свято-Троицкий монастырь в Витебском уезде. Марков Свято-Троицкий монастырь находится в 3 верстах от губернского гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 32; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 618-619; Т. 2. С. 75-76. Воспроизведения несохранившихся до нашего времени изображений: Служба прп. отцам Вассиану и Ионе, Пертоминским чудотворцам. СПб., 1861. Фронтиспис; Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление... СПб., 1900. С. 93; Сказания о св. подвижниках Архангельской земли/Подгот. мон. Евфимия (Пащенко). Архангельск, 2002 (вкл. между с. 160-161). Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593-1633), прп. (пам. 27 нояб., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/149891.html

Лука , 3 мар. 1506. Матфей , 13 авг. 1508. Макарий , 15 мар. 1511. 25 авг. 1512. Игнатий , в июне 1514. Сергий , 10 сент. 1517, февр. 1518. Антоний , 20 мар. 1522. Мисаил , 12 мар. 1523. Иларион , 14 апр. 1534. Алексий , 1543 и 1514, сент. Кассиан , 11 июня 1560, 20 янв. 1566, 30 мая 1570. Иоаким избр. 18 февр. 1572. Иона Шешко (sic), 1578. Геннадий , 1591. Никифор , 1592. Рафаил , 1618. Серафим , в мар. 1626. Серапион Бельский , 18 нояб. 1631. Исаия Трофимович-Козловский , в 1633–1638, Братского и сего; упом. 1640–1646 дек. 22; † 15 мар. 1651. [? Митрофан , в мар. 1646.] Иннокентий Гизель 1652 перев из Киево-Кирилловского монастыря, а 1656 – в Киево-Печерскую Лавру. Герман Кердановский в 1680 отказался. Варлаам Ясинский 8 июля 1680 перев. из Киево-Михайловского Златоверхого, а июня 1684 – в Киево-Печерскую Лавру. Антоний Родивиловский , в 1687–88. Иоасаф Кроковский , Братского и сего мнтрей, с 10 янв. (sic) 1689; 29 июня 1697 перев. в Киево-Печерскую Лавру. Стефан Яворский , с 1697; 7 апр. 1700 хирот. в митр. Рязанского. Прокопий Колачинский 1702 перев. из Братского. Упом. 1706. Амвросий упом. 15 авг. 1708. Христофор Чарнуцкий в 1709 перев. из Киево-Братского. Упом. 1720. Архимандриты Иосиф Волчанский , игум., в мар. 1727 перев. из Киево-Братского монастыря; с 4 апр. 1732 архим.; 30 дек. 1735 утверждён еписк. Могилевским. Назарий Солонина упом. в 1741. Никифор , 1758. Гедеон Сломинский в сент. 1761 перев. из Бизюкова, а в 1768 – в Межигорский. Самуил Миславский 12 авг. 1768 перев. из Киево-Братского монастыря, а 28 дек. хирот. в еписк. Белгородского. Епифаний Могилянский в 1769 перев. из Киево-Михайловского Златоверхого монастыря; † 1787. Амфилохий Леонтович в 1787 перев. из Межигорского монастыря; 24 июня 1795 хирот в Киевского викария. Иероним Блонский 27 июля 1795 перев. из Киево-Михайловского Златоверхого монастыря: † 1798... Феофилакт Слонецкий 10 дек. 1798 перев. из Киево-Михайловского Златоверхого монастыря; 26 апр. 1803 хирот. в еписк. Вологодского. Ириней Фальковский 8 сент. 1803 перев. из Киево-Братского монастыря; 24 февр. 1807 хирот. в викарии Киевской епарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Триоди же Цветной, напечатанной в Скадаре в 1563 году, а равно в Постной Триоди 1656 года и в наших современных положен вход и по входе тропарь «Благообразный Иосиф». Было только, кажется, два издания Цветной Триоди в Москве в 1648 и 1653 гг., в которых положено на утрени Великой субботы, после тропарей на «Бог Господь», выносить на аналое «праздник» на средину церкви и раздавать свечи братии. О плащанице в Триоди печатной не сделано никаких указаний и даже упоминаний. В печатном уставе 1610 года наглядно сказалось то, что к этому времени плащаница не вошла в церковное употребление на Руси. В нем так описан вход на утрени Великой субботы: во время пения славословия великого «входит игумен во святый алтарь со иереи и диаконы и облачится во вся священныя одежды, иереи же токмо в ризах. Исходит с евангелием, и с воздухи, и диаконы с кадилы, предходящим ему со двема лампадома, и оба лики поющи Трисвятое надгробное. Приходит же игумен пред святыя царския двери и ту стоит, ожидая конца Трисвятому. Сему же кончану бывшу, таж возгласит начальный диакон «Премудрость прости» и входит. Мы же входное тропарь «Благообразный Иосиф». После же отпуста положено целование, но не на воздухе «Положение во гроб», а иконы: «таж праздник поставим среди церкви и поем, на целование, стихиру глас 8 «Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго». Таж игумен целует образ и братия вся». В уставе 1633 года уже нет никаких упоминаний о «воздухе». Лишь в уставе 1641 года впервые полагается совершать вход «с евангелием под плащаницею». Таким образом около этого времени, надо думать, шитый воздух получил свое настоящее название плащаницы и тем был выделен для особого употребления на утрене Великой субботы. Но выноса плащаницы на средину храма для поклонения и целования в это время еще не было установлено. В том же уставе по этому поводу положено следующее: «в монастырех же бывает целование. По отпусте утрени поставляем бывает налой с образом праздничным среди церкви. Клирицы же поют, на целование, стихиру глас 8 «Прииди ублажим» и далее, как в уставе 1610 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Антоний перев. из Усть-Монзенского. Сергий определён 18 мар. 1652. Иосиф Косаткин , 1658, 69–75. Киприан , 1675–1702, сент. Иоасаф , до 1704 (упом. в нояб.), упом. в янв. (sic) 1705. Иона , с 1705. Макарий , 1721–36, нояб. 12 Александрова Спасская пустынь, [VI, 201] на реке Воче, от Соль-Галича в 15 верстах; в 1725 г. приписана к Железноборовскому. Упразднена в 1764 г. и обращена в приходскую церковь села Коровнова. Игумены Св. Александр Вочский, основатель, † … Алексий , 1534. Александр , 1568. Варлаам , 1613–29, в сент. (sic) 1632. Иосиф , 1633–36, окт. Антоний , 1649. Корнилий , чёрный поп, в янв. 1653. Иов , чёрный поп, в мар. 1659, 1660. Геннадий , в авг. 1663. Иов , в июле 1668, в июне 1674, 1676, 1677. Иоасаф , 1692, 97, 1702. Иоаким (строит.) в янв. 1705. Макарий (строит.) 1709–11. Авраамий , 1720–32. Товия , 1756 и 57. 13 Авраамиев Городецкий Покровский от города Чухломы в 10 верстах, основан св. Авраамием в XIV веке. Ныне заштатный. [III, 748.] Игумены Св. Авраамий Городецкий † 20 июля 1375 274 ; в лике святых с 1621. Иннокентий , ученик его, преемник. Александр , 1450. Алексий , 1484. Ефрем , 1513. Елиазар , 1518. Герасим , 1523. Феодосий , 1534. Протасий , 1551–64. Питирим , 1576. Тихон , 1582 и 83. Никандр , 14 июня 1584. Мисаил , 1599–1606. Иов Коршун (строит.) 21 дек. 1613. в февр. 1614. Антоний , 1620–22. Адриан , 1623 и 24. Варлаам , 1624–29. Тихон , 1630–32. Евфимий , 1633 и 34, уволен, а 3 авг. определён в Луховский Тихонов. Феоктист определён 26 июня 1634. Рафаил , в мар. 1641, в янв., мар. 1646. Родион , 1649. Маркелл , в авг. 1656. Макарий , в авг. 1657, в июне 1659; паки определён 6 февр. 1661; упом. 1662, 63, 64, 65. ?? Авраамий , в нояб. 1666, 1667. Моисей , 1669–1674. Варлаам , 1677. Павел Озеров , строит., 11 мар. (sic) 1679. Леонтий 26 мар. 1682 хирот. в епископа Тамбовского. Макарий , 1683–89, 22 дек. Авраамий , 1695. Тимофей , 1701, 17 мар. 1703 перев. в Новозаозерский. Сергий Невельский , строит., определён 22 апр. 1703; упом. в янв. 1704.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

475 Начат печатанием 1-го Января 1607-го года; окончен печатанием 25-го Апреля 1610-го года. Приготовлен к печати монахом Чудова монастыря, последующим известным головщиком Троицко-Сергиева монастыря, Логгином Шишеловским. Не совсем справедливо осужден и в 1633-и году сожжен патр. Филаретом (Акт. Экспед. 476 Первое издание 1633-го года начато печатанием 17-го Декабря 1630-го года, окончено печатанием 20-го Февраля 1633-го года. Второе издание, представляющее собою простую перепечатку первого, начато 17-го Марта 1633-го года, окончено 30-го Сентября того же 1633-го года (неправильно иными относится к 1634-му году). 477 Устав напечатан в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографическою Комиссией, Спб., 1876, coll. 1–156 (Заметка 1634-го года под 12-м Февраля. – col. 54). 479 Святцы с летописью, напечатанные не при какой-либо богослужебной книге, а сами по себе, отдельной иди особой книгой, суть такие святцы, в которых сообщаются краткие биографические сведения о святых (в старое время у нас назывались летописью всякие исторические, пространные и краткие, сведения: запись на стене церкви о времени ее построения – летопись; запись на книге о времени и месте ее написания – летопись). Святцы 1646-го года начаты печатанием 21-го Сентября 1646 года, окончены печатанием 6-го Декабря того же 1646-го года. Святцы 1648-го, тождественные с святцами 1646-го года или представляющие их перепечатку, начаты печатанием 14-го Июля 1648-го года, окончены печатанием 14-го Ноября того же 1648-го года. 480 Святцы других богослужебных книг: евангелий, апостолов, служебников, требников, следованных псалтирей вообще значительно сокращеннее святцев, находящихся в уставах. 482 Служебник 1656-го года окончен печатанием 31-го июля сего года, а что касается до служебника 1658-го года, то на экземпляре его, находящемся в Типографской библиотеке, которым мы пользовались, выход его глухо обозначен «в лето от воплощения Божия Слова 1658 третье издадеся» (после оглавления грамоты патр. Паисия и перед самою грамотою, на особом белом листе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Благодаря дружбе с иезуитами патриархи Рафаил II (1603–1607) и Неофит II (1602–1603, 1607–1612) проявляли интерес к унии и даже начали переписку с римским престолом. Рафаил держал переписку втайне, но Неофит, став патриархом во второй раз, в 1611 г. решил спросить общественное мнение – через проповедь одного из близких к нему священников, в Великий пост . Разъяренные члены синода просили Кирилла Лукариса ответить; дело дошло до того, что сам Неофит был вынужден изгнать своего священника. Но синод стал подозрительным, и только скорая смерть спасла Неофита от извержения. Его преемник Тимофей II (1612–1620) приватно писал папе Павлу V, признавая его своим главой, но до открытых заявлений дело не дошло. Судьба Кирилла Лукариса (1612 – управляющий; 1620–1623, 1623–1633, 1633–1634, 1634–1635, 1637–1638) показала, что внутри иерархии было довольно сильное крыло, готовое принять главенство Рима. Противники Кирилла патриархи Григорий IV (1623), Кирилл II Контарис (1633, 1635–1636, 1638–1639) и Афанасий III (1634 и 1652) заявили себя сторонниками Рима. Их преемник Парфений II (1644–1646, 1648–1651), будучи еще митрополитом Хиоса, писал папе Урбану VIII, что хранит ему послушание, хотя, как представляется, не продолжал своей корреспонденции после патриаршей интронизации. Иоанникий II (1646–1648, 1651–1652, 1653–1654, 1655–1656) также поддерживал переписку с Римом, хотя избегал заявлений о подчинении. Имеется информация, что проримски настроенные греки поддержали проект, разработанный французским посольством и иезуитами, сместить патриарха – возможно, Мефодия III (1668–1671), и заменить его проримским митрополитом Патмоса; проект, по всей видимости, не реализовался. В сочувствии Риму подозревали Афанасия V (1709–1711) и двух его преемников. Однако по большей части отношение православных патриархов к латинянам в период турецкого владычества оставалось преимущественно негативным. Во многих официальных документах патриархии Римско-католическая церковь характеризовалась как «зломудрствующая», «вводящая новые догматы», «еретическая» и «раскольническая».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

42. Варлаам 1-й, с 1575 по 1577 год. 43. Иона 2-й, с 1577 по 1584 год. 44. Митрофан, Дмитровец, с 1584 по 1588 45. Киприан, Балахонец, то есть урожденец города Балахны, с 1588 по 1594 46. Кирилл 2-й, Завидов, переведенный в 1594 году из архимандритов Новгородского Антониева монастыря, в 1605 году поставленный в архиепископы 47. Иоасаф 3-й, переведенный в 1605 году из игуменов Пафнутьева Боровского монастыря, выдержавший в монастыре осаду Поляков, тотчас после осады возвратившийся или возвращенный в Пафнутьев монастырь и здесь убитый Поляками 5 июля 1610 года при взятии и разграблении монастыря Сапегой. 48. Дионисий Зобниновский, Ржевитин, то есть родом из города Ржева, преподобный, поставленный в феврале 1610 года, скончавшийся 10 мая 1633 года, принимавший деятельное (прославившее лавру) участие в освобождении отечества от Поляков, усердно заботившийся о призрении разоренных и избитых Поляками жителей Москвы, исправлявший требник и другие богослужебные книги и подвергавшийся за свои исправления страданиям, один из знаменитых мужей своего времени (местный святой Троицкой лавры). Об обвинении его и келаря Авраамия Палицына в неблаговидном приобретении места для мельницы («Акты юридич.», 1838 г., 37, с. 85, со1. 2 нач.). 49. Нектарий Вязлетин (Вявлетин, Вязмитин), из игуменов Песношских, с 1633 по 1640 50. Адриан, из игуменов Ярославского Толгского монастыря, с 1640 по 1656 51. Иоасаф 4-й, Новоторжец, то есть уроженец города Торжка, из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря, с 1656 по 1667 год, в котором поставлен был в патриархи всероссийские. 52. Феодосий 2-й, Арзамасец, бывший священник села Подсосенья, постриженник Троицкий, поставленный из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря, с 1667 по 1674 53. Викентий, из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря, с 1674 по 1694 54. Иов, постриженник Троицкий, из архимандритов Московского Петровского монастыря, с 1694 по 1697 год, в котором поставлен был в митрополиты Новгородские. 55. Евфимий, постриженник Троицкий, из архимандритов Московского Знаменского монастыря, с 1697 по 1700 год.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010