2) Греко-латинская школа Арсения грека, о которой говорит Олеарий во втором издании описания своего путешествия (изд. в Шлезвиге в 1656 году) на стр. 280, открыта при патриархе Никоне в промежуток времени 1653 – 1655 гг., – вероятнее всего в 1653 году. 1 «Подробное описание Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1638 гг., составленное Адамом Олеарием». Перевод П. Барсова, изданный обществом Истории и Древностей Российских. М. 1870 г. стр. 310. Как известно, описание путешествия Олеария при жизни его самого было издано на немецком языке в Шлезвиге три раза в 1647, 1656, 1663 гг. Перевод Барсова сделан с 3-го издания 1663 года. В переводе А. Михайлова (одной третьей книги описания путешествия Олеария), сделанном со второго издания 1656 г., данное место так читается: «в прежние времена русское юношество обучалось в школах своих писать и читать на русском, более же на славянском языке; никто из них, принадлежал ли он к духовному или светскому, высшему сословию или низшему не знал ни одного, ни греческого, ни латинского. Теперь же весьма многие из русских, с одобрения государя и патриарха, желают, чтобы дети их обучались греческому и латинскому языкам. Уже учреждена подле патриаршего двора греко-латинская школа, состоящая под управлением и надзором одного ученого грека по имени Арсений». (Перевод напечатан в «Архиве историко-юридических и практических сведений», изд. Н.В. Калачовым за 1859 г. кн. 3 – 6. О школе Арсения грека в VI кн. стр. 1). 2 Ни Стриттер, ни Болтин, ни Щербатов, ни Манкеев (в «Ядре») – никто ничего не говорит о школе Арсения грека. Точно также ничего не говорит и Татищев в своей истории; а в «Разговоре о пользе наук и училищ» находим следующие недостаточно ясные сведения по этому вопросу: «Видим, – говорит он, – Михаила и Леонтия, первых русских митрополитов, Иова первого, а по нем Филарета патриархов, яко мужей искусных, благочестивых и пользу государства более оных разумеющих, как в Киеве, так в Москве школы для учения греческого и латинского языков устроили; да и Никон Московскую школу в лучшее состояние привесть прилежал, чтобы попов иметь ученых, которая хотя весьма в худом от искусства или нерадения начальников состоянии находится, однакож содержится и чаятельно впредь лучшую пользу от оныя иметь».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

К стр. 127. – 4). Собрание государственных Грамот и Договоров. К стр. 192). Дворцовые разряды. Отметим и те источники и пособия, которые дали нам богатый материал для сравнительных суждений по вопросу, напр., о богослужении прежнего времени и настоящего, попутно перечислив труды, касающиеся до юридического быта древней России, имеющие значение в церковной археологии и др. Таковы: 1 . Акты, относящиеся до юридического быта древней России – 1 т. 2 . Акты юридические. 3 . Акты Иверского Святоозерского монастыря, собранные архим. Леонидом и изданные Археографическою комиссиею. 4 . Подлинные Акты, относящиеся к Иверской Иконе Божией Матери. Издание Комиссии печатания государственных грамот и договоров. Москва, 1879 года. 5 . Русская историческая библиотека. II т., СПБ. 1875 г. 6 . Домострой, издание Д. Кожанчикова. СПБ. 1867 г. 7 . Стоглав, изд. Н. Субботина . Москва. 1890 г. 8 . «Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске, в Вербное Воскресенье». (Чтен. в Общ. истор. и древ. рос. 1870 г., кн. III). 9 . Записки отделения Русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества, II т. СПБ. 1861 г. 10 . Челобитная нижегородских попов, в лето 7144. (Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1902 г. II кн., смесь). 11 . А. Голубцов . Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона . Москва. 1908 года. 12 . Его же. Чиновники Холмогорского Преображенского собора. Москва. 1903 г. 13 . Его же. Чиновники Новогородского Софийского собора. Москва. 1899 г. 14 . Требники 1633 и 1652 гг. Москва. 15 . Уставы 1633 и 1641 гг. Москва. 16 . Минея за август месяц 1630 г. Москва. 17 . Макарий, патр. Антиохийский в России в 1654 – 1656 гг. Документы посольского приказа. Н. Рождественского. 18 . Новгородская (1-ая) летопись. 19 . Прибавл. ко 2-й Новгородской летописи. 20 . Псковская (2-я) летопись. 21 . Отрывки из расходных книг Софийского дома за 1548 г. (Известия Императорского археологического Общества, III т. 1861 г.). Указатель городов и местностей, через которые проезжал Антиохийский патриарх Макарий во время своего путешествия в Россию и обратно

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее распространенным материальным проявлением почитания М. является изготовление значительного числа крестов и мощевиков с частицами его мощей. В келейной казне патриарха Филарета (Романова), опись к-рой была составлена 26 авг. 1630 г., упоминаются св. мощи и имеется указание, что тут находятся и «...мощи святого мученика Матфея, а по справке и по ярлыку апостола Матфея» (РИБ. Т. 3. Стб. 878). В Образной палате царского дворца в XVII в. среди святынь, доставленных с правосл. Востока посольствами самого высокого ранга, хранились 2 частицы мощей М., привезенные в разное время (в 1633 и 1666). В 1633 г. грек Ермолай Ранговей подарил царю Михаилу Феодоровичу часть главы св. Иоанна Предтечи и частицы мощей апостолов Петра, Андрея и М. ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 174). О них в описи говорится: «Крабица серебрена, золочена месты, а в неи мощи апостола Андрея да евангелиста Матвея, в сорочке отлас по серебренои земле, гойтан золотной, да мощи апостола Петра» ( Успенский. 1902. С. 57). В 1653 г. во время приезда в Москву бывш. К-польский патриарх свт. Афанасий III Пателларий преподнес царю Алексею Михайловичу в дар различные святыни, в т. ч. «мощи апостола и евангелиста Матфея» (цитата из документа: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1651. 8. Л. 151; Чеснокова. 2007. С. 103; Она же. 2011. С. 139). В 1666 г. посетивший Россию Александрийский патриарх Паисий (1657 - ок. 1665 и 1668-1677/78) вручил царю Алексею Михайловичу в числе других даров «часть от главы апостола и евангелиста Матвея» ( Чеснокова. 2011. С. 58). Из личной царской казны происходил вложенный в Преображенскую ц. в Вязёмах Звенигородского у. золотой наперсный крест-мощевик (2-я треть XVII в., ГММК) с частицей крови св. Иоанна Предтечи и мощами мн. святых, в т. ч. М. Частицы мощей М. хранились в монастырских ризницах Московской Руси и помещались со временем в драгоценные мощевики и кресты. В ризнице Троице-Сергиева мон-ря, согласно описи 1641 г., находилась частица мощей М. (РГБ. Ф. 173. II. М. 7397. Л. 95). Видимо, эта реликвия выставлена в наст. время для поклонения в Никоновском приделе Троицкого собора. В Воскресенском Новоиерусалимском мон-ре среди привезенных с правосл. Востока реликвий хранилась и частица мощей М., вставленная впоследствии в Кийский крест - мощевик, изготовленный в 1656 г. по заказу патриарха Никона для Кий-Островского Онежского Крестного мон-ря (Иерусалимский храм Воскресения Христова, храм Гроба Господня, и его канонический образ - российский храм Воскресения Христова, храм Гроба Господня, получающий благодать прообраза: Путев. Б. м., б. г. С. 35).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

После падения Константинополя Вселенский патриарх с согласия султана постепенно подчинил себе другие автокефальные церкви Балканского полуострова. Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская церкви сохранились, но попали в полную зависимость от Константинополя. К управлению этими территориями привлекались фанариоты. Особенно большую роль они играли в управлении Дунайскими княжествами. Подчас игемоны-фанариоты приносили народам Балканского полуострова большую пользу: основывали школы, библиотеки, типографии, издавали законы и следили за их исполнением и особое внимание уделяли сохранению православной веры – строили монастыри и храмы, распространяли святоотеческую литературу. Печально, но коррупция и взяточничество, процветавшие при турецком дворе, проникли и в церковь . Дело дошло до того, что в правление патриарха Иеремии II борьба с симонией стала главной задачей лучших представителей церкви. По словам Н. Мак-Лиз, «высокого положения могли добиться лишь те, у кого за спиной стояли богатые покровители, поскольку султаны требовали от каждого нового епископа и патриарха солидную плату за власть в церкви. Среди тех, кому удавалось взойти на патриарший престол, были, конечно, и искренние и благочестивые люди, но в целом атмосфера тех времен способствовала проявлению менее благородных качеств. Патриархи оставались на престоле от силы несколько лет, пока более богатый претендент не предложит свои условия султану (чья казна вечно нуждалась в пополнении), после чего прежнего патриарха смещали с престола и заменяли новым». Частая смена патриархов была в интересах султана: это не только приносило доход, но и вынуждало нового ставленника радеть о сохранении хороших отношений с Портой. За 100 лет (1595–1695 гг.) патриархи менялись на престоле 61 раз, но многие были восстановлены после низложения, так что число патриархов составило 31, а некоторые из них были на престоле всего несколько дней. Риск, связанный с патриаршеством, был очень высок: 4 патриарха в XVII в. – Кирилл I (1620–1623, 1623–1633, 1633–1634, 1634–1635 и 1637–1638), Парфений II (1644–1646 и 1648–1651), Парфений III (1656–1657) и Гавриил II (1657) – были казнены по подозрению в государственной измене.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правосл. кафедра в Пшемысле в юрисдикции Польской Церкви была создана в 1983 г. (см. в ст. Пшемысльская и Горлицкая епархия ). Епископы свт. Антоний (1219/20 - 1225), Авраамий (1271), Мемнон (1288), Марк (1328, 1331, 1332), Иларион (80-е гг. XIV в.), Афанасий (ок. 1405), Геласий (упом. 15 нояб. 1415), Илия (упом. 21 янв. и 18 окт. 1422; † до 1440), Александр (Афанасий) (Бирецкий; упом. в 1445-1467), Иона (Иоанн) (Бирецкий; упом. с янв. 1469 по окт. 1493), Оника (Иоанникий?) (упом. с февр. 1497 по нояб. 1504), Антоний (упом. с янв. 1506 по 1519), Иоаким (упом. в 1525-1527), Лаврентий (Олехно) (Терлецкий; 1528-1549), Антоний (Яцко) (Радиловский; 1549-1585/86; не управлял епархией с 1581), Арсений (Стефан) (Брылинский; 1585/86 - нач. 1591; управлял епархией как нареченный епископ, не принимая сана, с 1581), Михаил (Копыстенский; лето (?) 1591-1609), Исаия (Копинский; 6 окт. 1620-1628, епархией не управлял), Иван Хлопецкий (1632-1633, не был хиротонисан), Иван Попель (управлял кафедрой в 1633-1634, не будучи хиротонисан), Сильвестр (Гулевич-Воютинский; 14 марта 1635-1645), Георгий (Гошовский; 1667-1675), Антоний (Винницкий; 27 июня (по др. данным - 15 июля) 1650-1679), Иннокентий (Винницкий; ок. 1680-1691). Униатские епископы Афанасий (Крупецкий; 1610-1652), Прокопий (Хмелёвский; 1656-1664), Антоний (Терлецкий; 1664 - 29 дек. 1669), Ян (Малаховский; 1670-1691). Униат. Перемышльская кафедра существует в наст. время. Ист.: Ustawy rzdu duchownego in ritu graeco unito diocesii Przemyskiej, na congregacji sobornej uchwalone. [Kraków], 1694; ПВКДА. 1859. Т. 4; Akta gródzkie i ziemskie z czasów Rzeczypospolitej Polskiej. Lwów, 1878. T. 7; 1901. T. 17; 1909. T. 20; Запаско Я. П., Я. Д. Пам " ятки книжкового мистецтва: Кат. cmapoдpykib, виданих на Ykpaïhi. Льbib, 1981. Кн. 1; Rejestr poborowy ziemi Przemyskiej z 1628 r./Wyd. Z. Budzyski, K. Przybo. Rzeszów, 1997; ПСРЛ. Т. 2. 1998. Стб. 793, 912-913; Ustawy rzdu duchownego i inne pisma biskupa Innocentego Winnickiego. Przemyl, 1998; Katalog druków cyrylickich XV-XVIII w. w zbiorach Biblioteki Narodowej/Oprac. Z. urawiska, Z. Jaroszewicz-Pieresawcew. Warsz., 2004; Kahohiчhi джерела. Льbib, 2006. Вип. 2: Собор у Nepeмuшлi 1693 р.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Среди них - собор св. Петра, строившийся с 1559 г. по проекту Микеланджело. Возглавивший строительство в нач. XVII в. Мадерна удлинил его нефы на 2 травеи (1607-1614) и пристроил глубокий нартекс, тем самым уменьшив роль купола в объемном решении собора. В 1607 г. Мадерна выиграл конкурс на проект фасада собора (др. участники: Фламинио Понцио, Доменико Фонтана, К. Райнальди, Дж. А. Дозио). Портик, задуманный Микеланджело, он «сплющил» и спроецировал на плоскость стены: 4 центральные свободно стоящие колонны превратились в пристенные, остальные - в полуколонны. Фасад обрел лоджию для папских благословений, что соответствовало новому пышному церковному церемониалу. Ризалиты по бокам нового нартекса должны были соответствовать 2 фланкирующим фасад колокольням, одна из к-рых была возведена в 1637 г. Бернини (снесена в 1646). Ставший в 1629 г. главным архитектором собора, Бернини создал киворий над главным алтарем - импозантное сооружение на 4 витых канеллированных колоннах с завершением в форме короны (1624-1633). Витые колонны отсылают и к pergola раннехрист. базилики св. Петра, разрушенной при папе Юлии II (1503-1513), и к колоннам храма царя Соломона в Иерусалиме (существует легенда о том, что витые колонны кивория базилики св. Петра имп. Константин I Великий привез в Рим из разрушенного иерусалимского храма). Их гигантские размеры символически показывают, «как простота древних христиан превратилась в великолепие реформированной церкви, торжествующей победу над языческим миром» ( Wittkower. 1958. Р. 148). Вместе с тем киворий Бернини является пластическим акцентом, отмечающим кульминацию пространственных отношений, динамизм к-рых нарастает по мере приближения к главной сакральной точке - месту захоронения св. ап. Петра. Бернини, автор скульптурного убранства собора, создал и др. пластический акцент - кафедру (1656-1666). В 1656-1667 гг. он завершил ансамбль собора двойной колоннадой тосканского ордера, к-рая примыкает к низким протяженным корпусам, отходящим от краев фасада.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

08.1588 Феофан Рпинский 09.1595 Нафанаил II Селицкий-Белицкий 22.09.1595 09.10.1596 Григорий III Загорский 10.1620 10.08.1628 01.10.1633 09.04.1635 08.1635 18.01.1649 12.07..1650 02.05..1650 25.02.1653 В юрисдикции Московского Патриархата 1654 (1655?) 13.03.1656 06.1657 06.1657 30.04.1833 05.06.1837 Смарагд Крыжановский 15.06.1837 19.04.1840 23.06(06.07)1989 09(22)07.1989 10(23)07.1989 14(27)07.1992 Димитрий Дроздов 14(27)07.1992 14(27)12.1996 14(27)12.1996 04(17)07.1997 04(17)07.1997 28.07(10.08)1997 28.07(10.08)1997 Феодосий Бильченко Полоцкая, обн. Основана в 1927 г. Упразднена в 1930 г. 08.1927 13(26)07.1928 20.10(12.11)1928 06(19)12.1929 Нил Ушаков 29.01(11.02)1930 22.03(05.04)1933 Иоанн Глыбовский 02(15)06.1930 07.1930 Полтавская Основана 16.10.1 799 Местопребывание – в г. Переяславль, с 1847 г. – в г. Полтава. Вакансия до 17.12.1803. Именовалась: Полтавская и Переяславская; в 1942–1943 гг. – Полтавская и Лубненская; Полтавская и Кременчугская. Викарные кафедры: Прилукская, Лубненская, Хорольская, Кобелякская, Пирятинская, Ромненская, Кременчугская. 17.12.1803 25.01.1807 Сильвестр Лебединский 25.01.1807 24.01.1812 31.03.1812 07.02.1816 Анатолий Максимович 07.02.1816 27.06.1824 Мефодий Пишнячевский 24.08.1824 16.08.1830 Георгий Ящуржинский 08.09.1830 12.05.1834 Нафанаил Павловский 29.07.1834 11.10.1849 20.11.1849 19.12.1850 Иеремия Соловьев 19.12.1850 13.09.1860 Нафанаил II Савченко 13.09.1860 09.11.1862 23.12.1862 14.11.1887 03.07.1886 14.11.1887 4.11.1887 18.01.1904 04.02.1904 13.08.1910 Иоанн II Смирнов I 08.03.1913 01.06.1914 01.08.1914 ок. 08.1921 04(17)03.1927 05.1927 22.04(05.05)1928 22.04(05.05)1928 08(21)03.1932 30.04(13.05)1932 27.05(09.06)1935 27.07(09.08)1935 09.1937 01(14)09.1937 (1939?) 08.1942 09.1943 08(21)05.1944 10(23)05.1944 Николай II Чуфаровский 12(25)08.1944 23.05(05.06)1945 17(30)03.1947 02(15)11.1952 Палладий Каминский 02(15)11.1952 08(21)02.1958 02(15)06.1958 01(14)07.1961 01(14)11.1961 17(30)03.1964 Алипий Хотовицкий 17(30)03.1964 24.09(07.10)1967

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. Т.е. без принуждения, добровольно. 1. Магнезия — восточный полуостров и область Фессалии. 1. Лидия — область на западном берегу Малой Азии. 2. Император Лев III Исавр от 717 до 741 года. 1. Финикия — древняя страна к северу от Палестины; она представляла собой узкую береговую полосу между морем и Ливанскими горами; из городов этой области самые замечательные — Тир и Сидон. 1. Св. Исакий был епископом Кипрским и умер на Кипре (большой остров в северо-восточной части Средиземного моря); Мелетий умер позже, неизвестно в каком городе. 1. Макаров — ныне местечко Киевской губернии и уезда — в то время принадлежал к владениям гетмана Литовского. 2. Кирилловский монастырь в Киеве основан кн. черниговским Всеволодом Ольговичем в XII в.; разорен Батыем; возобновлен в XVII в. и в 1786 г. упразднен. 3. Диарий (дневные записки святителя) под 29 марта 1689 г. 4. Киевская Братская школа (ныне Киевская Духовная Академия) открыта в 1615 г. в одно время с Богоявленским Братским монастырем и при этом монастыре; преобразована митрополитом Петром Могилою (1633-1647) и с того времени надолго стала средоточием духовной и светской науки в России. Из Киевской школы вышло много просвещенных пастырей и ревностных защитников православия. 5. Иоанникий Галятовский († 1688 г.), сначала учитель, потом ректор Киевской школы (1657-1665), много сделавший для ее процветания, был одним из знаменитейших богословов — полемистов и проповедников своего времени. Многочисленные сочинения Иоанникия, направленные против латинян и униатов, свидетельствуют о его ревности к защите православной истины. 6. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) с 1661 г. архиепископ Могилевский, затем митрополит Киевский; был в плену у поляков и скончался в Чигирине в 1676 г. 7. Лазарь Баранович († 1693 г.) был архиепископом Черниговским с 1657 г. Бывший воспитанник и ректор Киевской академии (1650-1656), Лазарь славился проповедованием слова Божия и содействовал Московскому правительству в подчинении Малороссии. Св. Димитрий называл его «великим столпом церковным».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

135 . На гробнице святителя Серапиона: В лето 7024 (1516) марта в 16 день преставися преосвященный архиепискуп Великаго Новогорода и Пскова владыка Серапион 5 . 136 (31 ч. 3). Вне часовни в ногах у гробницы преподобного Дионисия: Лета от сотворения мира 7141, от рождества Христова 1633, маия в 12 день, преставися раб Божий иеромонах Дионисий Троицкаго Сергиева монастыря архимандрит, был на архимандричестве 23 лета и 3 месяца, а от чудотворца Сергия по степени 45-й, а по чудотворце Никоне 44, а по чудотворце Савве Сторожевском 43-й. 137 (32–34). На внешней южной стороне Серапионовской палатки: Лета от сотворения мира 7208, от рождества Христова 1700, декемврия противу 17 числа, на память пророка Даниила, преставися раб Божий Троицкаго Сергиева монастыря священно-архимандрит Евфимий. Лета от сотворения мира 7183, от рождества Христова 1674, септемврия во 2 день, преставися раб Божий Святыя Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря священно-архимандрит Феодосий. Лета от сотворения мира 7176, от рождества Христова 1668 августа в 14 день, преставися раб Божий Троицкаго Сергиева монастыря келарь инок Арсений Суханов . в) Под трапезой Троицкаго собора 138 . (У Гед. 14, 12, 11, 13:10). В первой палатке на правой руке на южной стороне у входа: Лета 7137 (1628) ноября 14 преставися княгиня Феодосия Ивановна Пронская (далее надписи нельзя разобрать). На восточной стороне: Лета 7161 (1652) ноября в 19 день, на память святого пророка Авдия и святого мученика Варлама, преставися раб Божий князь Михайла Никитич Одоевской и погребен в обители Живоначальные Троицы и преподобных отец Сергия и Никона во 162 (далее сколота надпись). Лета 7173 (1665) августа в 10 день, на память святого мученика и архидиакона Лаврентия, преставися стольника князя Михаила Никитича Одоевскаго жена раба Божия княгиня Марфа Ивановна. Лета 7164 (1656) июня 15 преставися раба Божия княгиня Прасковья Одоевская, жена Никиты Ивановича Одоевскаго. Лета 7184 (1676) июня в 12 день (у Гедеона: в 23 день), на память святыя мученицы Акулины, преставися раба Божия болярина князя Федора Никитича Одоевскаго жена его вдова болярыня княгиня София Ивановна в 8 часу дни, а погребена того же месяца в 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010