Сказанным о значении изучения самарянства объясняется то, что темой о самарянах интересовались весьма многие исследователи, и что к настоящему времени создалась о самарянстве обширнейшая литература, общую картину которой дает печатаемый ниже указатель. Первые исследования о самарянах появились на западе еще в XVII в. В 1628 г. знаменитый ораторианец И. Морин в своем издании текста LXX (I. Morinus, Vetus Testamentum secundum LXX. Parisiis) познакомил впервые европейских ученых с особенными чтениями самарянско-еврейского Пятикнижия. В 1631 г. он издал сочинение Exercitaliones ecclesiasticae in utrumque Samaritanorum Pentateuchum (Parisiis). В этом сочинении, после кратких сведений об истории, религии и языка самарян (р. 1–81), И. Морин представил исследование Самарянского Пятикнижия, при чем старался доказать, что текст Пятикнижия сохранился у самарян в неповрежденности, со всеми теми чтениями, которые приводятся у св. отцов, но не имеются в еврейской Библии (р. 216 и д.). В 1645 г. в Парижской Полиглоттии Морин издал полностью текст самарянско-еврейского Пятикнижия и самарянского Таргума вместе с латинским переводом. Особенные чтения самарянского Пятикнижия, уклоняющиеся от еврейского текста и совпадающие с греческим LXX-mu, при чрезвычайном интересе в XVII-XVIII вв. к вопросам текстуальной критики, вызвали горячий спор о сравнительных преимуществах самарянского и еврейского Пятикнижия. Спор этот тянулся два столетия, и в результате его в XVII и XVIII в. явился длинный ряд трудов, посвященных изучению текста Самарянского Пятикнижия. Таковы были труды De Muis, Hottinger’a, Walton’a, Kelholzius’a, Schwarz’a, Marcus’a, Kennicott’a, Hassenkamp’a, Houbigant’a, San Aquilino и др. В одних из этих трудов защищалось мнение И. Морина о превосходстве самарянского текста перед еврейским, в других доказывалось ничтожное значение Самарянского Пятикнижия. Интерес к самарянскому Пятикнижию, естественно, возбудил интерес к самаританизму вообще, в частности, к истории, религии и языку самарян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

После смерти Аббаса I 1628 год) Мервом пытался овладеть хорезмский правитель Исфендияр-хан, но потерпел поражение от мервского полководца Ашир-хана и поспешно бежал, оставив свое добро. Неудачей закончилась в 1631 году и попытка узбекского ханом Имамкули захватить город. В 1690 году горожане под руководством своего правителя Хаджи-Тимур-хана дважды отражали штурм бухарского аталыка Хушике-бия и выстояли. Борьба за город между Персией, Бухарой и Хивой Ко времени возвышения в Иране Надир-кули-хана из туркменского племени афшар, Мерв полностью находился в руках туркмен- каджаров , которые вели борьбу с местными татарами . Население Мерва обратилось за помощью к Надир-хану. Изгнав из Мерва татар летом 1726 года хан направился в Мешхед. Но татары неожиданно возвратились и захватили город. Надир-хан вынужден был отправить туда своего брата Ибрагим-хана, который разрушил Султанбентскую плотину, оставив Мерв без воды. Татары сдали город, но для населения наступили тяжелые времена. Многие жители были переселены в другие районы Хорасана. Лишь через десять лет, когда Надир-кули-хан стал шахом Ирана, он отдал приказ о восстановлении Мерва. Туда возвратились не только выселенные ранее жители, но и были направлены 3 тысячи семей хорасанских крестьян. На ремонт Мургабской плотины выделялись специальные рабочие, а также двести верблюдов и триста ослов, которые подвозили все необходимое для ремонта. В Мерве больше не существовало удельных владетелей, вся земля и вода перешли в собственность государства. Таким образом, Мерв стал важным форпостом для дальнейших завоеваний Надир-шаха в Центральной Азии. В 1744 году он приказал назначенному им правителю города Шахкули-хану сделать все необходимое для похода в Китай. В короткий срок мервские ремесленники изготовили 70 пушек и отлили 14 тысяч ядер. Триста артиллеристов совершенствовались в стрельбе из орудий. Мерв превратился в военный город и его крепость с 44 башнями считалась неприступной. В 1746 году в город привезли еще 50 пушек, 20 тысяч ядер и запасы железа. Там сосредоточились и все рода войск. Но все это было уничтожено после смерти Надир-шаха в 1747 году. Город переходил из рук в руки к иранцам, афганцам и бухарцам. К концу XVIII века относится правление Байрамали-хана, которому приписывается новое возрождение Мерва (Байрамали-хан-кала). Но он недолго правил городом так как был убит в бою с бухарским эмиром Шах-Мурадом. Тогда эмиру не удалось овладеть Мервом. Он сделал это во время второго похода, когда разрушил плотину и увел в Бухару 15 тысяч мервцев, оставив в городе братьев Омар-бия и Фазиль-бия. Через два года жители ерва изгнали их, и хякимом города стал Бедель-Мирза, которого Шах-Мурад вскоре заменил своим сыном Дин-Насир-беком. После смерти Шах-Мурада за Мерв началась борьба между его сыновьями. В 1807 году эмир Хайдар захватил Мерв и увел в Бухару часть населения, другая часть ушла в Мешхед. В Мерве осталось лишь около 500 человек из числа каджаров.

http://drevo-info.ru/articles/21243.html

Ибо, егда с я оному слагают, общницы греху егову бывают. Но речеши ми: Что имам творити, егда сбеседник словесы хулити Ближняго начнет? Егда 1619 утекати, или пястию усне 1620 заграждати? Никако, но та изволи творити, яже хощу ти въкратце 1621 предложите. Егда кто слово начнет глаголати, еже обыче славу окаляти Лиц коих-либо, кротко 1622 спротивися, не блажяй 1623 хулы оному явися; Или потщися прекратите слово, в ползу сущее предложите ново; Или печален о том покажися, не любяй клевет 1624 лицем проявися. Аще же мощно из собора ити, и то полезно 1625 тебе сотворите. Отврати ушы 1626 ко иному слову, прояви волю, к хулам не готову. Слух же сердечный всяко да заткнеши несогласием, тако не преткнеши Ноги твоея о соблазни камень, ни опалит тя душегубный пламень, Но сам пребыв цел, возможеши быти и 1627 иным в 1628 ползу, еже лепо жити. 9 Стрела в камень вонзенна никогда бывает, но отпадши 1629 от него, иногда 1630 язвляет Стрелца своего. Тако клевета пущенна аще ушеса твоя обрящет каменна, Не пронзаема ею, въспять 1631 ся обращает, клеветника многажды самаго вреждает. 10 Ветр северный жестоту 1632 дожда укрощает, лицем мрачным язык ся 1633 клеветный смиряет. Не яви токмо лица ему ты весела, престанет он чуждая обхуждати дела. 11 Козел смрадный 1634 древеса в саде огризает, клеветник славу чюжду 1635 в людех истребляет. Яко убо козла в сад несть требе пущати, тако в дружество мужа клеветна взимати. 12 Зла 1636 стрела есть 1637 клевета, триех уязвляет 1638 , егда ю из уст своих клеветник пущает; Паче же многих купно, ибо всех слышащых 1639 во сладость слово, его никако претящых 1640 . Язвит и человека оклеветаема, славы словесы злыми в людех лишаема. Извит 1641 и клеветника, егда бо гаждает он инех 1642 живот, свою душу повреждает. 13 Во граде превелице некто цраствоваше, многими земли 1643 страны славно обладаше, Ему же даде Господь супругу благую, благочестным житием доброцветущую 1644 . Той умыслил святая места посетити, иде же страда Христос, поклон сотворите. Восприем убо путь свой, странствие творяше,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

При отнятии царевича от груди, ему «снимали первые волоски», что совершалось руками одной из ближайших родственниц – у царевича Алексея, вероятно, руками Ирины Никитичны Годуновой, и составляло духовный обряд, о котором сохранилась, например, следующая официальная записка: «7138 (1630) марта 22 (ровно через год по крещении первенца Михайлова), государеву духовнику благовещенскому протопопу Максиму, 10 аршин камки куфтерю желтой 14) , да сорок соболей, а пожаловал государь его за молитву, как государю Царевичу князю Алексею Михайловичу первые волосы снимали, он молитву говорил» 20 . Затем, находили, что пора забавлять младенца игрушками или, по тогдашнему, «потехами» – и для царевича Алексея было куплено: в 1630 г., в серебряном ряду, три серебряные свайки 15) ; в москатильном ряду 16) , – потешные топорки; тогда же имелся в верху «конь, царевичевы потехи, немецкое дело, делан на стоянце на деревянном; на коне седло и войлуки оболочены бархатом червчатым рытым 17) ; узда и наперст и пахви 18) – ременья объяринные (моаровые), оковано медью луженою, стремена медные ж луженые; покровец на седло камка двоелична мелкотравна 19) немецкая»; 21 декабря 1631 г. выданы деньги «пряничнаго ряду, что на Неглинке, торговому человеку», между прочим, «за 6 голубчиков 20) деревянных потешных, по них писано золотом да краски разными»; в 1632 г., приобретены, в охотном ряду, «четыре птички потешных с клетками»; в 1633 г., в потешном ряду, «14 птичек разных для потехи»; ноября 3, в овощном ряду, «куплены царевичу карты немецкия, за 3 алтына 4 деньги»; ноября 19, «с Москвы реки с леду торговому человеку дано за трои санки невелики по 10 денег за санки; а взяты те санки к царевичу Алексею Михайловичу для потехи»; декабря 1 были обиты ему в потеху салазки червчатым сукном, а токарь Федька Степанов делал к барабанцу царевича Алексея Михайловича дубовыя палочки 21 . Но в том же 1633 г., патриарх Филарет, дед царевича Алексея, умерший 1 октября, не задолго до смерти, благословил своего внука «азбукою, большая печать, на столбце – указ, сверху речь золочена» 22 21) .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Наступил период «сокращения» в православии. Первым шагом к сему было семейство Гальперсон, а затем – «сталовера» мужика Гаврила Сенатова. 1624 Гаврила Сенатов славился в деревне как знахарь, а затем как 1625 колдун, почему он опасался за свою жизнь, хитрец принял старообрядческую веру, улизнул за каменные стены обители. Но в сей обители узрели, что Гаврила не правоверующий, а просто проходимец, служащий вашим и нашим. И еще бы: сей муж 5 раз менял как варюшки 1626 свою веру – это было известно правоверным, 1627 да, кроме того, сын его готовился в «емназию». В «С(овременных) и(звестиях)» 1628 участвовал брат Сироты (см. выше) Дьяконов, 1629 который, служа 1630 в одной крупной торговой 1631 фирме старооб(рядцев) бухгалтером, знал их жизнь как два пальца свои; 1632 рассказы Д(ьяконова), человека, получив(шего) значительное образование, нравились публике, а редактору не представляли труда исправления. Участие в «С(овременных) и(звестиях)» Дьяк(онова) длилось не очень долго, с год. Д(ьяконов) по расстроенному здоровью уехал в Одессу к сестре. Вскоре (через месяц приблизительно) в редакцию «С(овременных) и(звестий)» был доставлен объемистый пакет с надписью: «Его Превосходит(ельству) Н. П. Г(илярову)-П(латонову) лично», и в этом пакете безграмотно 1633 написанная статья – продолжение дьяконовского «Из старообрядч(еского) мира»; затем пролез 1634 вкрадчивый, бедно одетый молодой человек с выпуклым весьма лбом 1635 к редактору, представил статью, написанную полуграмотно. Н(икита) П(етрович) поправлял писания, учил молодого человека. Человек с выпуклым лбом постиг грамматику, долбяся по руководству Ф. Гилярова и А. Кирпичникова, 1636 и пробил себе лбом дорогу. Постигши «гуманизм» Н(икиты) П(етровича) и извиваясь как ящерица, 1637 льстя, елико возможно, возымел намерение 1638 натолкнуть Н(икиту) П(етровича) на невозможное почти: выхлопотать 1639 поступление в семинарию без экзамена. Из своекорыстных видов был совершен переход в православие. Если справедлива поговорка: «яблочко от дерева недалеко падает», что можно подумать о сыне отца, менявшего «веру» как лапти или портянки?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

4) География Церкви со времени отпадения от неё Римского Патриархата до настоящих дней. Здесь в частности: а) география Церкви восточной православной также по Патриархатам, б) география церкви Римской до реформации и после реформации, в) и в отдельности география церкви Русской. Из источников и пособий: 1) Для географии Церкви ветхозаветной можно указать: а) после книг св. Писания и б) сочинений некоторых Иудеев: Иосифа Флавия, Филона и талмудистов, в) Onomasticon urbium et locorum S. Scripturae, seu liber de locis hebraicis, graece primum ab Evsebio Gaesareensi, deinde latine scriptus ab Hieronymo, ed. opera Iac. Bonfrerii, Par. 1631 et 1639; г) Calmet: Dictionarium historicum... et geographicum S. Scripturae. August. Windel. 1738; д) Hadr. Relandus: Palaestina ex monumentis veteribus, illustrata, tabulis geographicis exornata..., Batav; 1714; е) Опыт св. географии для употребления в Духовных училищах, сочинение священника Петра Вегилянского. СПб, 1808; ж) Ias. Fr. Allioli·. Biblische Erd-und-Länderkunde, Landshut. 1844; з) священная география с картами и планом Иерусалима, составленная В. П. П., СПб. 1846. 2) Для географии Церкви новозаветной: а) после книг Нового Завета, б) Caroli a S. Paulo·. Geographia sacra, seu notitia antiqua dioeceseon omniun veteris ecclesiae, Amstel. 1704; в) Atlas antiquus sacer, ecclesiasticus et profanus, collectus ex tabulis geographicis Nic. Sansonis. Amstel. 1705; г) Spanhemiï Geographia sacra et ecclesiastica (in opp. tom. 1, Lugd. Bat. 1701); д) Mich. Le Quien: Oriens Christianus... Paris, 1740; e) Bingham: Origg. eccles. lib. IX, tom. III; ж) Handbuch der Kirchlichen Geographie und Statistik... von I. E. Theodor Wiltsch, в 2 частях, Berlin, 1846; з) Kirchen historischer Atlas – того же автора, изд. в1843 г.; и) в частности для географии Церкви Русской: исторический Атлас России, Павлищева, Варшава, 1845. § 172. Церковная Хронология Церковная Хронология может быть разделена на две части, из коих – Первая изложит общие начала этой хронологии, т. е. сообщит сведения:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

—152— на незначительные его вариации у древних писателей, по­чти всегда было именно Dora 1626 . Возникновение Доры нужно искать в самой глубокой древности и, несомненно, приписывать финикиянам. Местоположение Доры отличается весьма ценными природными удобствами; возле нее, к югу, в незначительном отдалении от берега, находится ма­ленький островок 1627 , значительно утишавший морскую зыбь у берега Доры; в этот берег, посреди двух ка­менных рифов, врезывалась бухта 1628 , и таким обра­зом получалась превосходная гавань, устроенная самою природою. Знаменитые в древности – финикийские купцы – мореплаватели, несомненно, скоро могли оценить для себя все значение этого местечка. Кроме того, это же самое место природа наградила и другим своим даром; тут издавна водились те раковинные животные, из которых добывался знаменитый дорогой пурпур 1629 . Известно, что —153— финикияне, которым и приписывают изобретение искус­ства приготовлять пурпур, особенно широко занимались этой индустрией, и это, несомненно, еще сильнее влекло их к местечку, где впоследствии основана Дора. И вот, рассказывает Клавдий Юлий в своем труде о Финикии 1630 , финикияне поставили на этом месте свои палатки, обнесли их для безопасности рвом, затем, получая большие при­были на новом месте, прежнее маленькое местечко (βραχεα πολχνη) преобразили в укрепленный стенами город, снабженный прекрасной гаванью и дали ему финикийское имя Доры, каковое название было принято Греками и вообще навсегда осталось за городом 1631 . Впоследствии Дора перешла во владение ханаанских народов; по крайней мере в то время, когда Иисус Навин завоевывал землю обетованную, Дора была резиденциею одного из многочи­сленных ханаанских царей 1632 , который был в союзе с Иавином Асорским против Иисуса Навина 1633 . По за­воевании, Дора досталась колену Манассиину, хотя нахо­дилась в территории Асирова удела 1634 ; впрочем тузем­ные жители из нее не были изгнаны и не лишены были своей независимости, но только сделаны данниками евре- —154—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1611-1640 годах вышло 140 изданий Библии короля Иакова – это больше, чем всех прочих английских переводов Библии начиная с 1535 года. Почти все вышедшие издания размером были меньше фолианта . Немногие из сохранившихся Библий указанного периода содержат сведения о своих первых владельцах; но те, которые несут на себе эту информацию, дают нам ценную возможность представить, кто и для чего их покупал. В 1631 году йомен из лестерширской деревни Бертон-он-те-Вулдс Джон Фишер купил новую Библию в формате ин-кварто издания 1630 года; книга стало его семейной Библией, на которой до середины XIX века записывали имена всех членов семьи . Другой экземпляр в формате ин-октаво издания 1627 года был куплен, вероятно, ученым – об этом свидетельствуют сделанные на полях многочисленные пометки на латинском и древнееврейском языках и записанные там же цитаты из отцов Церкви. Владелец другого экземпляра ин-октаво, 1639 года, скорее всего был мирянином – на полях сохранились его цитаты из англоязычных авторов того времени, таких как Даниель Фитли, Джереми Тейлор и Джон Бойс . Джастиниан Ишэм, сторонник короля в будущей гражданской войне, имел у себя издание 1626 года в одну двенадцатую листа. Оно представляло собой т. н. «треть Библии» – Псалтырь с книгами Иова, Притчей, Екклесиаста и Песни Песней. На форзаце сохранилась надпись: «Это была единственная книга, бывшая при мне, когда я отправился за моря будучи 22-х лет отроду», т. е. в 1633 году, «и много лет после того». Из содержавшихся в издании пяти библейских книг Ишэм отдавал предпочтение Псалтыри . Сравнивая коммерческий успех средних и маленьких форматов Библии короля Иакова и сложности распространения того же перевода в формате фолианта или «церковной Библии», можно понять, почему многие люди познакомились с новой Библией дома прежде, чем услышали ее в храме. Популярность, которую новая Библия успела заслужить к 1640 году, была достигнута благодаря тому, что ее читали дома, а не слышали за богослужением. Отчасти своим успехом Библия короля Иакова была обязана своей нейтральности в мире религиозных споров своей эпохи.

http://bogoslov.ru/article/6027082

Своим омофором спасает от бед, от страшнаго вражия гнева». И в страхе великом бежали враги с роскошных полей Византии, и мы с незапамятных дальних времен все молимся Деве Марии. Владычице, Владычице! Помози людем Твоим. Преподобне отче Корнилие, моли Бога о нас. 11 августа 1631 г. г. Александров. Помыслы, как бы огнем опаляясь, именем Господа Иисуса невидимо отбегут. Живи проще, и Господь тебя не оставит. Молитва везде действует, хотя не всегда чудодействует. Чужой бедой сыт не будешь. Что бы ни пришло, одно трости 168 : Господи, прости. Не бойся сильного грозы, а бойся убогого слезы. Киев Высоко передо мною старый Киев над Днепром, Днепр сверкает под горою переливным серебром, Слава, Киев многовечный, Русской славы колыбель, Слава, Днепр наш быстротечный, Руси чистая купель. Сладко песни раздалися, в небе тих вечерний звон. – Вы откуда собралися, богомольцы, на поклон? – Я оттуда, где струится тихий Дон, краса полей. – Я оттуда, где клубится беспредельный Енисей. – Край мой теплый брег Евксина. – Край мой брег тех дальних стран, где одна сплошная льдина оковала океан. – Дик и страшен верх Алтая, вечен блеск его снегов, там страна моя родная. – Мне отчизна старый Псков. – Я от Ладоги холодной. – Я от синих волн Невы, – Я от Камы полноводной. – Я от матушки Москвы. Слава, Днепр седые волны, слава, Киев чудный град, мрак пещер твоих безмолвных краше царственных палат. Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего... и просвети ему ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави его на стезю заповедей Твоих, и научи его, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш. Пусть жребий твой весьма печален, судьбу свою не проклинай, и под бичом невзгод суровых на Бога только уповай. Пусть болен ты душой и телом, но смерть к себе не призывай, молись Творцу и терпеливо на исцеленье уповай. Пусть беден ты, но будь доволен, обогащенья не желай, и, лишь трудясь для пропитанья, на помощь Бога уповай. И пусть ты ближними обижен, терпи обиды и прощай. И вот весь смысл, вся мудрость жизни:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

За услуги посыльщик получает вознаграждение, которое обыкновенно, как и вообще всякое вознаграждение земских агентов, носит название «найма». В разбираемом случае Пачеозерский посыльщик выговорил себе плату в размере полутора рубля в месяц, сколько бы месяцев он в Москве ни прожил. Но из этого вознаграждения он должен был покрыть свои расходы на дорогу туда и обратно, на уплату дорожных пошлин, а также и на содержание: «А на подводах ему, посыльщику Михайлу, к Москве и с Москвы ехать на своих и наймовать своими деньгами, и перевозы и мостовое платити своими деньгами из своего помесячного... А живучи ему на Москве все пить и ясти, и дорогою едучи, не из мирских денег, да и пошлины по городам платити своими же деньгами». В 1631 г. московский посыльщик устюжского всеуездного мира получал по 3 рубля в месяц 98 . В 1634 г. волости Юрьев Наволок и Евда Устюжского уезда, имевшие общее земское управление, отправили в Москву двух посыльщиков, договорившись платить им по рублю человеку в месяц, а третьего за рубль с гривною в месяц. В том же году теми же волостями был командирован посыльщик на Устюге с челобитьем к воеводе об отсрочке в уплате данных и оброчных денег и о льготах в сборе ямских и солдатских податей; этому местному посыльщику назначена была гораздо более высокая наемная плата по 2 р. 40 к. в месяц; но за то он взялся в счет той же платы не только передать челобитную, по и «стоять на правеже», т. е. подвергаться ежедневной экзекуции палками по ногам в том случае, если бы воевода стал править с него недоплаченные волостью деньги до тех пор, пока волостной целовальник их соберет. Иногда некоторая часть наемной платы получалась посыльщиком в виде задатка вперед за некоторое время до отправки и служила, очевидно, ему подмогой для снаряжения в путь. Упомянутые два посыльщика Юрьева —143— Наволока, порядившись получать по рублю в месяц, взяли предварительно 10 алтын «задаточных» денег и обязались тронуться в путь «как из иных станов и из волостей посыльщики пойдут к Москве» 99 . Всем

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010