Время построения старого Успенского собора - конец XIV-haчaлo XV вв. Об этом свидетельствует кладка некоторых его частей, и в первую очередь, алтарная апсида из крупногабаритного белого камня, что характерно для данного периода. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора, куда в праздники стекалось большое количество народа. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата. Вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1689 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия - митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань Успенский собор не был отделан внутри. «Митрополит Стефан с присущею ему всегда ревностию о славе Божией постарался восполнить указанный недостаток. В 1700 году он подрядил конюшеннаго из оружейной палаты Якова Свидерскаго) вызолотить четыре первые (нижние) пояса иконостаса за тысячу рублей». Несмотря на то, что собор, казалось, был закончен, митрополит продолжал попечительство о нем даже тогда, когда уже не жил в Рязани: должность первенствующего члена Святейшего Синода вынуждала владыку Стефана жить в Санкт-Петербурге. С построением нового кафедрального собора старый собор стал сначала называться старо-Успенским и был превращен в теплый кафедральный собор. В 1753 году он был переименован в Христорождественский. К числу древностей и святынь Успенского собора исследователь и историк православных церквей священник Иоанн Добролюбов в первую очередь отнес Феодотьевскую икону Божией Матери, которая явилась близ села Федотьева в 1487 году и Муромскую икону Божией Матери, с которой Василий Рязанский приплыл на мантии из Мурома. Эти иконы попеременно переносились из зимнего Христорождественского собора в летний Успенский. Была в соборе древняя хоругвь с изображением Божией Матери, Плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году, золотой напрестольный крест, устроенный в 1611 году архиепископом Феодоритом, крест серебряно-позлащенный, устроенный в 1656 году архиепископом Мисаилом, водосвятная серебряно-вызолоченная чаша, сделанная из золотой Батыевой печати, приложенной некогда к иконе Евангелиста Иоанна Богослова. Был в храме и синодик, восходящий к 1631 году. Ежегодно с 1884 года прихожане этого собора видели чудотворную Боголюбскую Зимаровскую икону Божией Матери, приносимую из села Зимарова Раненбургского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=00868

Тем не менее, исторические факты показывают, что как тогда, так и в следующем, XVII, столетии, невзирая на соборные определения, ситуация ничуть не меняется: иерейские и диаконские рукоположения совершаются раньше положенного срока, архипастырей же по-прежнему ставят в более позднем возрасте. Наглядным подтверждением тому являются следующие примеры: митрополит Московский и всея Руси Даниил хиротонисан во епископа 1522 г., когда ему исполнилось 30 лет, до того, как известно, он был игуменом Иосифо-Волоцкого монастыря, следовательно, значительно раньше канонического возраста был посвящен во пресвитера, а может быть, и во диакона ; скорее всего, достаточно рано был рукоположен во пресвитера еп. Коломенский Вассиан (Топорков), на кафедру же поставлен в каноническом возрасте, в 1525 г. ; в 20 лет, после женитьбы, был рукоположен во священника будущий архиепископ Астраханский Феодосий (Харитонов) (архиереем он стал в 1602 г., когда был уже в преклонном возрасте) ; жена и дети прп. Дионисия Радонежского, будущего наместника Троице-Сергиевой Лавры (+1633), умерли, когда ему было около 30 лет, из этого следует, что священником он стал ранее положенного возраста, примерно за 6 лет до пострига ; свт. Нектарий Сибирский (+1667) рукоположен во иеромонаха в возрасте 27 лет, с 28 лет - начальствовал в монастыре, стал епископом - примерно в 48 лет ; Никон, Патриарх Московский и всея Руси, женившись, был рукоположен в священника в возрасте чуть более 20 лет, архиерейская хиротония состоялась, когда ему исполнилось 43 года ; свт. Иларион, митр. Суздальский и Юрьевский родился в 1631 г., в 1651 - иеродиакон (т. е. в 20 лет от роду), в 24 года стал иеромонахом, архиерейская хиротония совершена в 1681 г. ; ранее 30 лет рукоположен во иеромонаха свт. Питирим Тамбовский (+1698 г.), епископом же стал в 40 лет ; архиеп. Архангельский Варсонофий (на кафедре был с 1594 г.) посвящен в иеромонаха в 20 лет от роду ; свт. Димитрий Ростовский был рукоположен во диакона в 18 лет, во пресвитера - в 24 года, в епископы - в 50 лет .

http://bogoslov.ru/article/314672

Кадило серебреное, травы позлащены, цепи и кольца и круг серебряные же. Фонарь о пяти верхах. Крест выносной. Пояс шелковый с 4 кистями 6 1 / 4 , аршии, китайчатый, двоеличный. В церкви же, у левого клироса, хоругви успение Богородицы, на обороте Тихона чудотворца. Паникадило медное, немецкое. Да в трапезе стоят царские двери, столпцы и сень резные на золоте сусальном с красками, новые, в той же трапезе деисусы, праздники и пророки писаны на празелени. Да в ризнице книги печатные: устав печатный, два пролога, три триоди постный, да цветное, евангелие толковое, 4 трефолоя, с праздники, меч духовный, требник, два апостола, минея общая, патерик печерский киевской печати, псалтирь следованная, октоих 1 гласа, две книги скрижали, два октаи 5 гласа, четыре книги беседы на Евангелие, 11 книг миней, три служебника, ирмолог, синодик, вкладная книга печатная, увет духовный, 24 книги письменные, 6 пудов воску. Выпись с писцовых книг Василия Колычева, да подьячего Василия Рожнова 7139 (1631) года. Выпись с писцовых книг Василия Колычева, да подьячего Василия Рожнова 7135 (1627) 7136 (1628) 7137 (1629) и 7138 (1630) годов. Выпись с писцовых книг Дмитрия Солынского, да подъячего Матвея Кондратьева 7154 (1646) года. Выпись с переписанных книг Михаила Вишнякова, да подьячего Ивана Жидкова 7156 (1648) года. Да семь памятей отпускных вдовы Агафьи Юрьевой дочери Ивановской, жены Захарова, на дворовых полонных людей и крестьян, а те люди и крестьяне живут в Тихоновой пустыни; 10 памятей отпускных на крестьянских девочек; 18 памятей в наемных пустошах и в сенных покосах, и в лесах. Поступная Степана Осипова сына Сухотина на крестьянина Изотку с женою и детьми 7180 (1672) года 39 112 отписей ямскими и полтинными деньгами и стрелецкому хлебу. 10 памятей заемных в деньгах и хлебе, 2 памяти ссудные иноземца города Борисова Ивашки Петрова сына Викулова 7166 (1658) года. Запись Ивана Ефимова сына Гличева, да Василия Андреева сына Аверкиева 7189 (1681) года в убийственном деле. Отпускная вдовы Марфы Григорьевой жены Челюскиной в беглой женке Марфушке 7176 (1668) года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

http://www.openmoscow.ru/novospaspamrubl.php Новоспасский монастырь, некогда один из каменных стражей Москвы, защищавший Коломенную дорогу - " внук " Данилова монастыря. Основан в 1330 году, первоначально назывался Спасским и располагался в Кремле, а первыми его насельниками были монахи переведённого в Кремль Данилова монастыря. В связи с начавшейся в конце 15 века перестройкой Кремля, в 1462 году, Спасский монастырь был перенесён на новое место - на Крутицы, на Васильевский лужок, и назван Новоспасским. В 1491-1496 годах в Новоспасском монастыре был сооружён каменный монастырский собор. С 16 века Спасский собор стал родовой усыпальницей боярской семьи Романовых. Здесь погребена, в частности, инокиня Марфа (Ксения Ивановна Романова, до брака Шестова) (ум. 1631) - мать царя Михаила Фёдоровича (1596-1645). После восхождения на престол царя Михаила Романова в Новоспасском монастыре началось большое каменное строительство. Уже в 1620-х годах были построены палаты патриарха Филарета (Фёдор Никитич Романов) (ок. 1554-1633) - Архиерейский дом. В 1630 году на средства царя Михаила Фёдоровича и его матери вокруг монастыря начали возводить стены " с мушкетным, лучным и пушечными боями " , башнями и стрельницами. Сооружение монастырской ограды было завершено в 1640-х годах. Протяжённость стен Новоспасского монастыря составляет более полукилометра, высота - до 7,5 м, толщина - 2 м. В эти же годы были построены корпуса келий. В середине 17 века при архимандрите Никоне (Никита Минин (Минов) (1605-1681), будущем патриархе, старый собор был почти полностью разобран, и на его месте в 1645 году началось строительство нового собора - величественного, торжественного, увенчанного могучим пятиглавием. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, к которым стремился Никон и которые семь лет спустя были объявлены им " образцовыми " для всей России. Внутри собора сохранились фрески 17 века. Интересной особенностью Спасского собора были изображения в основании столбов соборной паперти, в самом низу, древнегреческих философов и мудрецов: Гомера, Орфея, Платона и других.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Храмовый образ «Успение Пресв. Богородицы» пострадал в пожаре 1737 г. и был переписан (кон. XVIII в., до 1820?). Из небольшого придела сохранились икона «Свт. Василий Херсонский», образ небесного покровителя строителя храма Салтыкова. Икона находилась справа от царских врат за образом «Воскресение Христово». На сев. дверях, сразу за храмовым образом, находился образ архидиак. Стефана ( Она же. 2011. С. 32-36). Судя по архивным фотографиям, иконы в иконостасе храма во имя вмц. Екатерины и ее придельных церквей, напр. во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, были «византийского письма» во вкусе сер.- 2-й пол. XIX в., т. е. в академическом стиле рус. живописи. Из М. В. м. происходят еще 3 древние иконы, хранящиеся ныне в ГТГ, в т. ч. с изображением прп. Феодосии, мастера Кирилла Уланова (1690 г.; Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 1. С. 125; Воронов. 2017. С. 99). Ризница и лицевое шитье Свящ. А. Пшеничников упоминает, что ризница находилась в соборе над придельным Успенским храмом, на 2-м этаже. Ценнейшие предметы, богослужебная утварь и книги (не позднее XVII в.), являлись, как правило, царскими вкладами. Пшеничников упоминает ряд драгоценных предметов: 2 напрестольных Евангелия, «печатанных на александрийской бумаге» (1681 и 1698 гг.), в драгоценных окладах; серебряный напрестольный крест с золотой пластиной, положенной на лицевую сторону, и образом вмч. Феодора Стратилата, вероятно из вклада времени царя Феодора Иоанновича в новый каменный собор М. В. м.; золотой напрестольный крест с частицами мощей, вложенный царем Михаилом Феодоровичем в 1631 г.; золотая братина - подарок царицы Евдокии Лукьяновны супругу; золотой литургический набор из вклада царя Алексея Михайловича. В ризнице хранились серебряная водосвятная чаша и крест старицы Феодосии (Сицкой, дочери кн. В. И. Ростовского), очень кратко описаны самые ветхие предметы, напр., напрестольный серебряный крест древней работы без рукояти, к-рые могли восходить к начальной поре существования обители ( Пшеничников. 1894.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Солигалич. Воскресенский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1335. Адрес: Костромская область, Солигалич, ул. Набережная Координаты: 59.074683, 42.294583 Изменить описание Храмы монастыря: Собор Воскресения Христова Церковь Богоявления Господня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Город впервые упоминается в летописях под 1335 годом под названием Соль Галицкая. Это упоминание связано с основанием ростовским князем Федором Васильевичем Воскресенского монастыря. Об основании монастыря сохранились известия и в его собственной летописи, именуемой " Летописец Воскресенского Солигаличского монастыря " (XVII век). В ней говорится, что галичский князь Федор Семёнович в Пасхальную ночь увидел на севере огненный столб и услышал гром. Князь посчитал это событие предзнаменованием и после праздничных дней отправился со свитой на север, но заблудился в лесных Шамаховских увалах. Встретившийся ему монах-отшельник показал место, где появился огненный столб, и князь заложил на этом месте деревянную церковь Воскресения Христова, а потом построил здесь и монастырь. В этом монастыре, в свое время носившем название " лавры " , по преданию, начал свои юношеские монашеские подвиги Московский святитель Иона, уроженец Солигаличского уезда. В 1660-1669 годах вместо сгоревшей деревянной церкви в монастыре построили первый каменный храм Солигалича - Воскресенский собор. В 1681 году рядом возвели еще одну церковь – Богоявленскую. Шатровая колокольня связана через трапезную с Воскресенским собором. На ней висел колокол с надписью на латинском языке: " Хвала Богу построил Ассверус Костер в Амстердаме в 1631 году для Солей " . Оба храма были обнесены каменной оградой с железными решетками. Около монастыря находится каменное здание бывшего духовного училища. Достопримечательностью монастыря был древний престол главного алтаря Воскресенского собора, устроенный из камня и кирпича, в виде четырех столбов. Главной местной святыней являлся напрестольный серебряный вызолоченный крест с мощами кн. Феодора и Константина Ярославских. 

http://sobory.ru/article/?object=00160

Причт Евдокиинской церкви первоначально состоял из 2 священников, дьякона, дьячка, пономаря и сторожа. В 1662 г. в причте уже значится второй дьячек и пономарь 1769 . А с 1678 г., в виду предположенного царем Феодором Алексеевичем устройства на месте Евдокиинской церкви соборного храма Воскресения, и причт церкви стал постепенно увеличиваться, так что по ружной книге 1681 г. уже состоял из 2 священников, 2 дьяконов, 4 дьячков и 3 пономарей 1770 . Оклад сукон причту был положен впервые в 1628 г., когда 25 апр. государь велел дать и впредь давать ежегодно 2 священникам, дьякону и дьячку сукна в 2 р., а пономарю в рубль, и в расходной книге справить 1771 . Наравне с членами причта Екатерининской церкви причт Евдокиинской церкви получил, по случаю рождения царевича Алексия Михайловича, лучшие годовые сукна 1772 . По случаю же дня ангела сего царевича, причт, кончая дьячком, получил 21 марта 1631 года вместо рядовых настрофилевых праздничных сукон – англинские, а пономарь – вместо лятчинных настрафилевые сукна 1773 . Так как Евдокиинская церковь , как основанная в честь ангела царицы Евдокии Лукьяновны, была особенно любимым местом ее молитвы и приобщения св. тайн, и нередко с детьми, то неудивительно что причт Евдокиинской церкви чаще других получал причастные сукна и при том по именному приказу самой царицы. Так, напр., в 1630 г., двум священникам и дьякону дано было по 5 арш. кармазину по 26 алт., дьячку – 4 арш., а пономарю и сторожу по киндяку зеленому – ценою рубль 1774 . По случаю радостных событий в царской семье, члены причта Евдокиинской церкви иногда получали такие подарки, каких не давали причтам других церквей. Так, в 1678 г., по случаю венчания царя Феодора Алексеевича, священнику Захарию Патрикееву дано было на однорядку и на шубу по сукну голанскому, цвета вишневого да темно-зеленого, мерою по 5 арш., дьячку Даниилу Матвееву – на кафтан – сукна голанского полпята арш., да на подпушку тафты полтора аршина, пономарю Якову Корнилову – 4 арш. с четью также сукна голанского 1775 . Священники Евдокиинской церкви при царе Алексее Михаиловиче получали еще особые сукна за чтение Евангелия в своей церкви на страстной неделе в присутствии царя, при чем о даче сих сукон священники напоминали царю особыми челобитными 1776 . Что касается дьяконов, то они ежегодно получали особые сукна за кликанье многолетия у кого-либо из членов царской семьи в хоромах. С того же времени, как цари стали слушать царские часы в навечерие Рождества и Богоявления Господня в Евдокиинской церкви, и дьяконы стали здесь же кликать многолетие в их присутствии и получали за то сукнами, ценою в 2 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Что с Геннадиевским списком Библии было после этого, мы не знаем, только в 1758 году он опять является в типографии, откуда был вытребован, в это время в Синод 28 , а из Синода в 1792 г. 29 был передан в патриаршую библиотеку, как в первоначальное место своего назначения после вытребования ее из Троицкой библиотеки. Предоставляем теперь судить самим читателям, какая библиотека имеет больше прав на Геннадиевскую Библию : Синодальная, или Типографская. Другая синодальная рукопись, которая по мнению г. Безсонова также составляет собственность московской типографии, и «на которую Синодальная Библиотека не может представить доказательств владения» (100), это сборник посланий российских митрополитов 562), потому что эта рукопись завещана в типографию Павлом митр. Сорским и Подонским (91, 100). На это мы заметим, что митрополит Павел (если только г. Безсоновым верно передано содержание акта) мог завещать книги в Типографскую Библиотеку и при том с назначением их будто бы в справную палату (91), какие ему было угодно. Только мы можем уверять г. Безсонова, что рассматриваемый сборник составляет исконную собственность библиотеки не типографской, а патриаршей, потому что значится в описи патриаршей ризной казны, и книг патриарха Филарета Никитича, составленной еще в 1631 году 30 . Но как же, этот сборник, которым, действительно, как замечает г. Безсонов, Синодальная Библиотека может гордиться, мог попасть в библиотеку митр. Павла? Ответ на это очень простой: митроп. Павел в 1664–75 годах брал из патр. библиотеки книги и рукописи для временного пользования 31 и мог, разумеется, не возвратить некоторые из них, а потом они вместе с его собственными книгами (и в числе их упомянутый сборник) могли быть переданы на Печатный двор. Прибавим к этому, что послания российских митрополитов на Печатном дворе пробыли очень недолго, потому что в 1681 г., вместе с другими рукописями, «из приказу книг печатного дела были взяты к великому государю в верх 32 , откуда потом и перешли опять в Патриаршую Библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Курский Троицкий женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Курский Свято-Троицкий женский монастырь имеет более, чем 400-летнюю историю. В годы расцвета, в н. ХХ в., в стенах обители подвизалось до 1000 сестер. Это был знаменитый монастырь, традиционно имевший связи с Оптиной пустынью, известный старицами и подвижницами высокодуховной жизни и тем, что здесь полагал начало своим подвигам преподобный Серафим Саровский, молившийся в детстве в храмах обители. Содержание История [ править править код ] Курский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю и является памятником архитектуры федерального значения. Храмовый комплекс монастыря представляет собой значительную художественную ценность как образец русского церковного зодчества XVII-XIX веков; в его облике отражено развитие архитектурных течений трех столетий. Документальных сведений о времени основания обители не сохранилось. Из кратких описаний монастырей Российской империи видно, что в 1623 г. Курский Свято-Троицкий девичий монастырь уже существовал. Обитель упоминается и в старейшей печатной книге С. Ларионова о древнейших постройках Курска, вышедшей в Москве в 1786 г.: «Описание Курского наместничества из древних и новых о нем известий, вкратце собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества верхней расправы прокурором». Автор, используя записи писцовых книг 1628–1631 гг., сообщает: «...на посаде за большим старым острогом Девичь монастырь, а на монастыре церковь Живоначальныя Троицы с приделом Обновления храма Воскресения Христова, деревянная, келиев в нем 21, монахинь 35; да около монастыря не пашенных ремесленников и бобылей слобода, да пять келиев для убогих; в малом же остроге (т.е. в Курской крепости – Прим. составителей) осадной двор, что купила игумения Сундулея с сестрами на убежище в осадные времена у казака Афанасия Сопина…». В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г. игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день.

http://azbyka.ru/palomnik/Курский_Троицк...

В Суздале отмечается юбилей одного из выдающихся иерархов Русской Церкви XVII века 25 декабря 2007 г. 11:58 25 декабря 2007 года в Суздале отмечают день памяти основателя знаменитой Флорищевой пустыни митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона. Сегодня исполнилось 300 лет со дня кончины святителя. Как сообщила «Интерфаксу» пресс-секретарь Владимиро-Суздальского музея-заповедника Ирина Кузнецова, памятные мероприятия начнутся с крестного хода к месту погребения владыки в Богородице-Рождественском соборе. После молебна в Крестовой палате Суздальского кремля откроется посвященная митрополиту Илариону однодневная выставка, на которой посетители смогут увидеть один из редких портретов святителя, недавно отреставрированный саккос (верхняя архиерейская одежда), подаренный ему царем Федором Алексеевичем, рукописные жития, принадлежавшие митрополиту, книги с его вкладными надписями и другие мемориальные вещи из фондов музея-заповедника. Основатель Флорищевой пустыни, духовник царя Федора Алексеевича, первый Суздальский митрополит Иларион (в миру Иван Ананьев) родился 13 ноября 1631 года в Нижнем Новгороде в семье священника. В 1652 году он был пострижен в монашество и на следующий год поселился в основанной им Флорищевой пустыни близ Гороховца. В 1681 году по представлению царя Иларион был назначен архиепископом на суздальскую кафедру, а спустя три с половиной месяца возведен в сан митрополита. В Суздале митрополит Иларион особое внимание уделял строительству и украшению храмов. В конце XVII века с разрешения царя он произвел реставрацию Рождественского собора: снял надгробия, стеснявшие храм, разобрал хоры, занимавшие половину верха, и расширил окна, в результате чего в соборе стало просторно и светло. Всего при владыке Иларионе в Суздальской епархии было построено около 70 церквей. Также по его указанию была сооружена единственная в своем роде уникальная постройка деревянная расписная Иорданская сень, которую зимой в праздник Крещения Господня ставили на реке Каменке над прорубью, где святили воду. Она хранится в фондах музея-заповедника. Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/342940.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010