Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Неаполе не произошло чудо святого Януария 18.12.2020 В итальянском Неаполе 16 декабря, в день памяти священномученика Ианнуария не произошло чуда превращения в жидкость его засохшей крови, сообщает Planet Today. Как известно, реликвии почитаемого католиками и православными святого Ианнуария, епископа Беневентского, регулярно являют чудо: когда во время богослужения в кафедральном соборе Неаполя запаянный прозрачный сосуд с засохшей кровью мученика помещают вблизи реликвария с главой Ианнуария, сухая тёмно-красная субстанция становится светло-красной жидкостью, а её вес увеличивается примерно на 27 грамм. Чудо совершается трижды в год в дни памяти святого: в субботу перед первым воскресением мая (воспоминание первого перенесения мощей из Поццуоли в Неаполь в V веке), 19 сентября (день мученичества) и 16 декабря (память о спасении, по молитвам Ианнуария, Неаполя от извержения Везувия в 1631 году). В течение последних 400 лет наблюдалось ещё около 80 случаев разжижения помимо упомянутых дат. Отсутствие же чуда в дни памяти священномученика считается плохим предзнаменованием. Например, когда чудо святого Ианнуария не произошло в 1527 году, в Неаполе началась чума, унесшая по меньшей мере 40 тысяч жизней. В XX веке чудо не случалось в 1939 году (началась Вторая мировая война), в 1944 году (произошло очередное извержение вулкана Везувий) и в 1980 году (Италия содрогнулась от мощного землетрясения). В XXI веке чудо святого Януария не произошло в декабре 2016 года - на этот раз Неаполь не пострадал, но случилось извержение в Мексике, унесшее множество человеческих жизней (впрочем, ни один год не обходится без крупных катастроф, поэтому неудачу с чудом можно связать с чем угодно). Теперь не случившееся чудо связывают с новой вспышкой коронавирусной инфекции: есть опасения, что Неаполь может оказаться в центре очередного обострения ситуации с COVID-19. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.12.2020 19:31:19

http://drevo-info.ru/news/26437.html

Началом истории Библии короля Иакова можно считать второй день Хэмтон-кортской конференции, 16 января 1604 года, когда Иаков I c энтузиазмом поддержал предложение Джона Рейнольдса о новом переводе Священного Писания. Эта идея возникла довольно неожиданно, поскольку в поданной пуританами петиции, из-за которой и стали проводить встречу в Хэмптон-корте, ни о чем подобном не упоминалось. Возможно, замысел был в том, чтобы подыграть желаниям короля и ослабить позицию официального епископата. Как и предполагал Рейнольдс, король с готовностью откликнулся на предложение, поскольку тема библейских переводов была ему интересна. За три года до того, на Генеральной Ассамблее в Бернтисленде, Иаков «ревностно» защищал идею нового перевода Библии для Церкви Шотландии. В дальнейшем он организовал перевод Псалтыри, который вышел в свет под его именем в 1631 году , когда сам король уже умер. Из всего вышесказанного можно заключить, что Иаков I играл активную роль в подготовке новой английской Библии. Король указом назначил переводчиков, при его участии были составлены 15 принципов, которых им следовало придерживаться, он потребовал от епископата и капитулов взять на себя расходы по их содержанию и озаботился тем, чтобы переводчики получили места соборных каноников или настоятелей приходов с годовым доходом не менее 20 фунтов стерлингов . Ближайшим помощником монарха в этом деле был епископ Лондонский Ричард Банкрофт, который вскоре занял первенствующую в Церкви Англии Кентерберийскую кафедру. В июле 1604 года Банкрофт заявил главам колледжей Кембриджского университета: «Вы представить себе не можете, как Его Величество желает начать сию работу». Королю, добавил он, этот замысел «доставляет более удовольствия», чем недавний мирный договор с Испанией. Но после этого монарх, как может показаться, утратил интерес к переводу . Единственное после указанного момента упоминание об участии Иакова в деле перевода – это письмо, написанное в декабре 1608 года, в котором Уильям Эйри сообщает Джеймсу Ашеру, что король передал через архиепископа Банкрофта свое повеление «завершить и издать» новый перевод .

http://bogoslov.ru/article/6027082

Данила Филиппов, первый организатор хлыстовской секты был, как полагают, крестьянин юрьевецкого уезда, отданный в солдаты, но потом бежавший из военной службы 18 . О жизни и деятельности Данилы Филиппова мы не имеем исторических сведений и то, что известно о нем, заимствуется из преданий хлыстов 19 . Из этих преданий очевидно, что местом первоначальной деятельности Данилы Филиппова была владимирская губерния и, именно, муромский уезд. Здесь, на горе Γοродине, по легенде хлыстов, Данила Филиппов объявил себя „саваофом”, „превышним богом” и „богатым гостем”; здесь же он обозначил путь своей сектаторской деятельности, потопив все имевшиеся у него церковные книги в Волге, как ненужные и бесполезные для человека, и объявил, что для спасения человека необходимо соблюдение 12-ти заповедей, которые он получил от самого Бога. Заповеди эти следующие: 1) Аз есмь бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Несть другого бога, кроме меня. 2) Нет другого учения. Не ищите его. 3) На чем поставлены, на том и стойте. 4) Храните божьи заповеди и будете вселенные ловцы. 5) Хмельного не пейте, плотского греха не творите. 6) Не женитесь, в кто женат, живи с женою, как с сестрою. Неженимые не женитесь, женимые разженитесь. 7) Скверных слов и сквернословия не говорите. 8) На свадьбы и крестины не ходите, на хмельных беседах не бывайте. 9) Не воруйте. Кто единую копейку украдет, тому копейку положат на том свете на темя, и когда от адского огня она растопится, тогда только тот человек прощение приимет. 10) Сии заповеди содержите в тайне, ни отцу, ни матери не объявляйте, кнутом будут бить и огнем жечь – терпите. Кто вытерпит, тот будет верный, получит царство небесное, и на земле духовную радость. 11) Друг к другу ходите, хлеб соль водите, любовь – творите, заповеди мои храните, бога молите. 12) Святому духу верьте 20 . Это было, как обыкновенно полагают, в 1631 г. Спустя некоторое время после своего религиозного самозванства Данила Филиппов прибыл в костромскую губернию и устроил свое пребывание в деревне Старой, находящейся в 25 верстах от Костромы, в доме своего брата Феодора Филиппова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

В янв.-февр. 1631 г. М., участвуя в мирных переговорах, посетил Париж. 6 апр. в Кераско был подписан мирный договор, завершивший войну за «мантуанское наследство»: герцог Неверский получил Мантую и Монферрато; Франция объявила, что отказывается от дальнейших завоеваний в Италии; герц. Виктор Амадей I Савойский унаследовал после смерти отца герц-ство Савойя, а также получил монферратские города Трино и Альба. По секретному договору, подписанному Виктором Амадеем I, французы в обмен на часть маркизата Монферрато (г. Альба с прилегающими областями) получали г. Пинероло (Пиньероль; вместе с ведущей к нему военной дорогой он стал важным для Франции плацдармом на пути в Италию). В 1632 г. М. в качестве бенефиция получил место каноника рим. базилики Сан-Джованни-ин-Латерано с годовым доходом в 500 рим. дукатов, что вынудило его принять тонзуру и стать клириком (церемония состоялась 18 июня того же года в Сент-Мену в Шампани). 15 нояб. того же года папа Урбан VIII назначил М. апостольским протонотарием; этой должности соответствовало право на ношение лиловой сутаны и на обращение «монсеньор», что приравнивало М. к епископам. В февр. 1633 г. он получил должность аудитора при кард. А. Барберини, незадолго до этого назначенном папским легатом в Авиньоне (но он так и не выехал из Рима). После того как франц. кор. Людовик XIII назначил Барберини кардиналом-протектором Франции при Папском престоле (30 дек. 1633), недовольный этим папа Урбан VIII сделал М. вице-легатом в Авиньоне (1 июля 1634) и возложил на него функции чрезвычайного нунция при франц. дворе. Ему было поручено добиться от франц. монарха отказа от союзнических отношений с протестантами, прежде всего со Швецией, возвращения герц-ства Лотарингия, захваченного в 1632 г. французами, законному герц. Карлу IV Лотарингскому и признания брака Гастона Орлеанского, брата и наследника Людовика XIII, с Маргаритой Лотарингской, сестрой герцога. Миссия М. по целям не соответствовала политике Ришелье и не увенчалась успехом. 26 нояб. 1634 г. М. прибыл в Париж, но 16-месячные переговоры не принесли ожидаемых папой результатов. После гибели шведского кор. Густава II в битве при Лютцене (16 нояб. 1632) и разгрома швед. армии при Нёрдлингене (6 сент. 1634) Франция возглавила антигабсбургские силы и вступила в Тридцатилетнюю войну (1618-1648), объявив войну Испании (19 мая 1635). В апр.-нояб. 1636 г. М. оставался в Авиньоне, а в янв. 1637 г. папа Урбан VIII, недовольный его миссией в Париже, отозвал М. в Рим; 3 следующих года М. находился на службе у кард. А. Барберини. В Париже М. сумел приобрести расположение франц. кор. Людовика XIII и его главного министра Ришелье. Король неоднократно обращался к папе с просьбой назначить М. папским нунцием при франц. дворе, однако Урбан VIII этого не делал. 13 дек. 1639 г., имея на руках приглашение кор. Людовика XIII и грамоту на получение франц. подданства, М. покинул Рим и 4 янв. 1640 г. приехал в Париж.

http://pravenc.ru/text/2561220.html

Гуго Гроций. Гравюра. 1662 г. (РГБ) Гуго Гроций. Гравюра. 1662 г. (РГБ) В религиозно-политической борьбе, включавшей вопрос о пределах религ. свободы и праве гос-ва вмешиваться в дела веры, имевшей место в Нидерландах в нач. XVII в. между протестант. партиями гомаристов (см. ст. Гомар ), представителей строгого кальвинизма , и арминиан (см. статьи Арминий , Арминианство , Арминианский спор ), гр. Мориц Оранский выступил на стороне первых, Г. поддерживал вторых. В 1618 г. Г. вошел в состав советников арминианской партии, возглавляемой Олденбарневелтом. Борьба окончилась победой кальвинистов: в 1618 г. Г. был арестован и осужден на пожизненное заключение в замке Лувестейн с конфискацией имущества. В марте 1621 г. благодаря предприимчивости жены ему удалось бежать из замка в Антверпен, а оттуда в Париж. Во Франции, получая от франц. кор. Людовика XIII пенсию, Г. провел 11 лет - один из самых творческих периодов жизни, плодом к-рого стал знаменитый трактат «О праве войны и мира». Ответив решительным отказом на предложение кард. Ришелье помогать Франции в политической борьбе против Нидерландов, Г. вызвал к себе на долгие годы негативное отношение могущественного кардинала. После смерти гр. Морица Оранского Г. в 1631 г. возвратился в Нидерланды и работал юристом в Амстердаме. Он надеялся вернуть утраченное гражданство, однако, отказавшись подать офиц. прошение о помиловании, подверг себя новым гонениям и в 1632 г. вынужден был бежать в Германию. Живя в Гамбурге, Г. вел активную переписку с канцлером Швеции А. Оксеншерной. Результатом переписки стало приглашение Г. на службу к швед. двору: в 1634 г. он был назначен швед. послом во Франции. Получив в кон. 1644 г. известие об отзыве с должности посла, Г. через Нидерланды, где был с почетом принят, переехал в Стокгольм. Он отклонил предложение стать гос. советником при швед. дворе и отправился к жене в Любек, но корабль, на к-ром он плыл, потерпел крушение, в результате чего Г. простудился и смертельно заболел. После кончины Г. в Ростоке его тело было перевезено для погребения в его родной г. Делфт. Сочинения

http://pravenc.ru/text/Гроций.html

Итак, хотя оригинальные рукописи библейских книг до нас не дошли, мы вполне можем утверждать, что до нас в более поздних копиях дошел оригинальный текст. Но если это так, почему копии не свободны от разночтений? В те времена не было ни печатного станка, ни компьютера, и книги переписывались от руки. В 1-й главе уже говорилось, что в библейские времена в греческих текстах отсутствовали даже пробелы между словами, а в еврейских и вовсе не обозначалось большинство гласных. Поэтому при переписывании в текст неизбежно вкрадывались искажения и разночтения, а порой, когда древний текст был переписчику неясен, он, стремясь прояснить его, уходил еще дальше от оригинала. Искажениями при переписывании рукописей проще всего объяснить, например, заметные расхождения в цифрах, полученных при переписи израильтян (ср. 2Цар.24:9 и 1Пар.21:5 ). Среди тысяч дошедших до нас библейских рукописей (равно как и рукописей других древних текстов) нет двух совершенно одинаковых. Но среди них все-таки нет и таких, в которых утверждалось бы, например, что можно убивать, красть и лжесвидетельствовать. Это уже в новое время, после Гуттенберга, английские печатники в издании 1631 г. в заповеди «не прелюбодействуй» пропустили слово «не» (то ли по небрежности, то ли по категорическому несогласию с этой заповедью), за что и были оштрафованы архиепископом Кентерберийским на астрономическую по тем временам сумму в 300 фунтов. Ну, а в наше время нет числа новым, сенсационным «версиям» библейских историй… Но все это уже не имеет отношения к Библии. Более того, в наше время автор создает некую конечную версию произведения, относит ее в типографию (или вывешивает в интернете) – это и можно считать окончательным вариантом авторского текста. А если печатного станка вовсе нет? А.А. Ахматова написала в свое время поэму «Реквием», которая просто не могла быть напечатана в Советском Союзе. До нас дошло несколько рукописных вариантов, созданных самой Ахматовой… и они не вполне одинаковы! Со временем она что-то меняла в собственном тексте – какой вариант считать самым правильным? Разумеется, каждый из них – авторский. Вполне вероятно, что подобное могло происходить и в древности: разночтения могли возникать не только в процессе переписывания, но и на стадии сочинения этих текстов. Конечно, как и в случае с ахматовскими стихами, это касается второстепенных деталей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Прибежавши Дунай к молодой жене Выдергивал чингалище булатное. Царь Афромей на грудях сидит, Говорит таково слово: А и нет чингалища булатнаго 995 . Чомровое Чомровое платье, надеваемое в пасмурную погоду. Чулки Чулки шились из камки, тафты, зарбафа, атласа 996 ; были теплые – на исподах черевьих песцовых, бельих и лисьих и на пупках собольих; холодные – на подкладке, иногда с подпушкою. Таковы были чулки царя Федора Алексеевича, цариц Евдокии Лукьяновны и Агафии Симеоновны 997 . Чулки вязеные привозились из-за границы «Немецкое дело» 998 . Для удержания чулков на ноге употреблялись подвязки из тесемок, лент или поясков с пряжками. «Подвяски сделати тесма шолк червчат с золотом, по краем шолк зелен, оковы золоты резана с чернью» 999 . Чюга Чюга – узкий кафтан, с рукавами по локоть, приспособленный к путешествию и верховой езде, для чего он подпоясывался кушаком, поясом или тесьмою: «на государе было платье ездовое: зипун …; чюга бархат червчат, нашивка канителная с жемчюгом; кушак золотной по лазоревой земле с ножиком; ферези ездовые …; шапка» 1000 . Впрочем, делались чюги и с долгими рукавами: у царицы Евдокии Лукьяновны была «чюга Турская, с долгими рукавами, отлас золотной по лазоревой земле, обвода около золота серебряна» 1001 . Нои шились из бархата, атласа, объяри, байберека, камки и сукна; холодные – на подкладке из тафты, кутни, мелей и дорог; с подпушкою из атласа, объяри, камки, кутни и тафты; теплые – на соболях, куницах, черевах песцовых 1002 ; украшались нашивкою, круживом, образцами, плащами; для застегивания чюг нашивалось от 12 до 18 кляпышев, или от 10 до 22 пуговиц с петлями; у одной чюги Бориса Федоровича было «на вороту 24 петли золоты» 1003 . Чюсы. См. Серьги. Чюфай Чюфай – верхняя одежда. «Зделан чюфай из дорогов кармазиновых; пошли целыя дороги, в прибавку 2 арш. на подпушку аршин дорогов зеленых гилянских, на подкладку 10 арш. крашенины, пришито 25 серебряных пуговиц» 1004 . 981 Описн. кн. 150 г. 679. В 1631 г. августа 21, заплачено: «за 25 скоб железных 10 алт. 2 д., под царицыны чеботы и башмаки».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Военные неудачи при встрече с польскими и шведскими войсками заставили тревожно заняться улучшением вооруженных сил по иноземным образцам. Два документа дают понять, как преобразовывалась дворянская милиция и как вместе с тем дорожало ее содержание в продолжение 50 лет. В сметном списке 1631 г: перечислены вооруженные силы, которые содержались непосредственно на казенный счет, поместным, денежным или хлебным жалованьем. По сметному списку их насчитывается до 70 тыс. Это столичные и городовые дворяне, пушкари, стрельцы, казаки и служилые иноземцы. В областях бывшего царства Казанского и Сибири числилось еще около 15 тыс. различных восточных инородцев, служилых мурз и татар, ясачных чуваш, черемис, мордвы и башкир; но они не имели служилых денежных окладов, посылались на службу лишь в чрезвычайных случаях, когда, по выражению сметного списка, «бывает всей земле повальная служба», общая мобилизация. Еще в 1670 г. Рейтенфельс любовался парадным царским смотром 60-тысячного дворянского ополчения. Это были, очевидно, не только столичные чины, но и верхние слои провинциального дворянства, годные к дальним походам, со своими походными дворовыми людьми. Нарядные всадники ослепили иноземца блеском оружия и костюма. Но под Москвой они производили, особенно на эстетически восприимчивого царя, более сильное впечатление, чем на боевых полях Литвы и Малороссии, хотя им в жертву отдано было громадное количество народного труда. Боевая годность всей этой пестрой массы, оборонявшей государство, дворянской, казачьей, татарской, чувашской, распускавшейся после похода, может быть определена словами Котошихина, что «учения у них к бою не бывает и строю никакого не знают». Только стрельцы, соединенные в постоянные полки, приказы, имели несколько устроенный вид. Реорганизация этого боевого материала заключалась в том, что под командой иноземных, преимущественно немецких полковников и капитанов, которых выписывали сотнями, из городовых дворян и детей боярских, преимущественно малопоместных, пустопоместных и беспоместных, также из охотников и рекрутов других классов, даже крестьян и холопов, составлялись роты и полки конные, рейтарские, пешие, солдатские и смешанные конно-пешего строя, драгунские.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В правление Отто Генриха, сделавшего лютеранство гос. религией (1556), в Г. был совершен иконоборческий погром (1557), а последние 2 профессора-католика были лишены кафедр в ун-те. Проводимые Отто Генрихом реформы, направленные на создание единой системы образования, затронули систему финансирования ун-та и структуру его управления, факультетскую организацию, изменили количество, тематику и структуру предметных курсов. Фак-т свободных искусств был приравнен к «высшим» фак-там. В качестве подготовительного отд-ния при ун-те была открыта грамматическая школа (1560). Также изменился порядок назначения профессоров, из числа к-рых позднее стали выбирать проректора. Главными вдохновителями реформы стали Ф. Меланхтон и брат курфюрста гр. Георг-Иоганн, ставший в 1556 г. ректором ун-та. В результате проводимой Отто Генрихом и его преемниками конфессиональной политики ун-т превратился в учебное заведение сначала лютеран., а затем кальвинист. толка. Начало «кальвинистского этапа» в истории ун-та связано с разработкой преподававшими там профессорами-кальвинистами доктрин, сформулированных в Гейдельбергском катехизисе 1563 г. (сост. З. Урсин и К. Олевиан ). При курфюрсте-лютеранине Людвиге VI (1576-1583) из Пфальца было изгнано 500 кальвинист. семей, а из ун-та удалены все профессора-кальвинисты. Но в правление его преемника курфюрста Иоганна Казимира (1583-1592) кальвинисты были возвращены в ун-т, а лютеране изгнаны. Ун-т пережил относительный упадок в годы Тридцатилетней войны . В сент. 1622 г. город и замок Г. были взяты И. Тилли, а ун-т практически прекратил работу. В 1629 г. началась его реорганизация в духе католицизма. Большинство кафедр было занято иезуитами . Однако в 1631-1652 гг. ун-т фактически прекратил существование. После Вестфальского мира (1648) курфюрст Карл I Людвиг (1649-1680) восстановил ун-т. 1 нояб. 1652 г. состоялось открытие ун-та, среди приглашенных в ун-т для преподавательской деятельности был представитель нем. Просвещения С. Пуфендорф, Б. Спиноза не принял приглашения, посчитав, что религ. конфликты будут мешать занятиям философией.

http://pravenc.ru/text/161906.html

Герб рода Оболенских Герб рода Оболенских В XIV-XV вв. Г. достигла периода расцвета, имела высокий статус в системе социальных и культурных ценностей, широко использовалась в повседневной жизни. Началась ее правовая регламентация (XIV в.), появились первые геральдические трактаты, способствовавшие выработке особой терминологии описания гербов, а в отдельных странах - специальные геральдические учреждения (герольдии), определявшие геральдическую политику. Падение социальной и политической роли дворянства, вытеснение гербов др. эмблемами (монограммами, вензелями и т. д.) привели к кризису Г., особенно заметному с сер. XVIII в. Во время Французской революции 1789-1799 гг. (19 июня 1790) гербы были отменены и запрещены как дворянская привилегия, мн. источники и изображения уничтожены. Наполеон Бонапарт в 1808 г. восстановил гербы во Франции и попытался создать новую систему, согласно к-рой в каждый герб вводилось поле с указанием на социальное положение владельца; это правило распространялось также на иерархов Церкви. Несмотря на трудности, постепенно Г. из Европы распространилась (особенно интенсивно с XVIII в.) по Америке, Африке, Азии, Океании, став глобальным явлением. С сер. XVI в. в Европе предпринимались попытки осмыслить геральдический материал, но они не имели научного характера и привели к мелочной, надуманной регламентации правил герботворчества. Основателем зап. гербоведения стал франц. проповедник и ученый К. Ф. Менестрие (1631-1705), попытавшийся отделить вымысел от достоверных сведений. В XVIII в. было введено преподавание Г. в ун-тах (впервые в 1706 в Берлине). В XIX в. массово публиковались геральдические источники, начался выпуск периодических изданий (Der Herold (Германия) с 1869; Archives héraldiques suisses (Швейцария) с 1887), появились научные об-ва. В XX в. возникли международные орг-ции (Международная геральдическая академия (Франция), Международный институт генеалогии и геральдики (Испания) и др.), с 1928 г. регулярно проводились Международные конгрессы по Г. и генеалогии. Г. активно развивалась во 2-й пол. XX в., геральдическое знание было интегрировано в процесс изучения исторического прошлого, приоритетной стала проблема расшифровки смысла Г. как характерной черты средневек. цивилизации, применялись новые методы (вплоть до математических), развивались междисциплинарные связи, возросло количество исследований и число периодических изданий. Одновременно продолжается создание новых гербов, к-рые в наст. время доступны для каждого.

http://pravenc.ru/text/164529.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010