19 июня 1587 г. был издан первый антихристианский указ, запрещавший деятельность миссионеров: под угрозой смертной казни они должны были покинуть страну в течение 20 дней. В указе говорилось о том, что португальские миссионеры проповедуют законы, которые противоречат японским, что они ведут себя вызывающе, разрушают храмы и монастыри, возведенные в честь японских богов и Будды. Фактически данный указ остался невыполненным: лишь небольшое количество католиков покинуло пределы Японии, остальные миссионеры укрылись во владениях даймё (феодалов), принявших христианство. Но все же был конфискован порт Нагасаки, пожертвованный иезуитам в 1580 г. и превращенный ими «по духу» в христианский город. В 1592 г. испанцы начали торговлю с Японией, что привело к испано-португальскому соперничеству и ослаблению христианской миссии. Прибывшие в 1600 г. голландцы, а позднее и англичане (1613) еще более способствовали подрыву доверия японских властей к иезуитам. В начале 1597 г. был издан второй антихристианский указ, и начались первые казни: были распяты 6 испанских францисканцев, 3 португальских иезуита и 17 японцев-католиков. 27 января 1614 г. последовал еще один императорский указ. На этот раз почти все иезуиты покинули Японию, только 40 человек, включая нескольких священнослужителей-японцев, остались, чтобы продолжить свою миссию нелегально. В 1633 г. 30 миссионеров были казнены, и к 1637 г. лишь 5 проповедников осталось на свободе. Гонения с каждым годом усиливались. Страна покрылась крестами. Христиан казнили мечами, бросали в кипящие котлы, топили в море, сжигали на кострах. В 1637 г. произошло Симабарское восстание крестьян под христианскими лозунгами. Восстание было подавлено правительственными войсками лишь в начале 1638 г., его участники (37 тысяч человек) были убиты либо казнены. В 1638 г. Япония законодательно под угрозой смертной казни была закрыта для иностранцев. Потомки казненных христиан в течение семи поколений считались ненадежными гражданами и находились под надзором полиции вплоть до 1868 г. Действовала практика их ежегодного отречения от христианства, при этом их заставляли попирать ногами христианские иконы и крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1613 г. марта 29. Грамота императора Матиаса (с гонцом Денисом Аладьиным), что он склонил Польского и Шведского королей назначить полномочных комисаров для прекращения в России несогласий и мятежей. 1613 г. (?). Посол Размысл об избрании на Московский престол двоюродного брата императора Пилиюша. 1614 г. Гонец Яков Генкель фон Доннерс-Марк (Яков Сингель) с известием о едущем в Москву великом после Индрике Карле Донове, бургграфе. – 18 февраля приехал из Стокгольма на границу. – К Москве не был пропущен, потому что был послан императором к боярам, а не к царю Михаилу. 1614 г. Посол к Московского государства боярам, воеводам и ко всяким людям Индрик Карл Донов, бургграф (не приехал). 1615 г. сентября 20 (приехал в Смоленск) – 3 февраля 1616г. (выехал). – Полномочный посол на съезд под Смоленск русских с поляками Эразм Генделий Рассенштейн (Эразмус Ганделиус). 1619–1637 гг . Hans Cobenzl, envoye extraordinaire – (v. «Annuaire diplomatique 1865»). 1623–1624 (?132) гг. Посланник Якуб Сенчай? 1632 г. февраля 2 в Смоленск, а в конце февраля же в Дорогобуж приехал посол императора Фердинанда II Анатазий Иоргицевский (Екркищеуш, Жорзиус). – Так как он 1)не имел проезжей императорской грамоты и 2)в свите своей держал до 250 поляков, которых не пожелал оставить в Польше, как того требовало Московское правительство. – то к Москве не был пропущен, и из Дорогобужа должен был вернуться обратно в Смоленск (ок. 25 марта). 1655 г. июня 10 – ок. 3 ноября 1656 г . (выехали из Вильны) – Послы Аллегретто де-Аллегретти и Иоган Теодор фон Лорбах поздравить царя Алексея со вступлением на престол, обновить «прежнюю их предков дружбу и любовь» и содействовать царю в заключении мира с поляками. В Москву прибыли 7 октября 1655 года. – В состав посольства входили Франциско Гондола (Ходдор, Холдор), секретарь Яган Франчий, дворецкой Лоренс Куралич (Курелич), посольские люди: Иван Бланк, Мелхор Олпрейтер и Карл Олвир, лекарь Каспар Плюгин, скатерники: Герман Пак, Яган Сконрат Райдель, Марко Симитс, Михайло Грал, Михайло Ессын (Чекин), возница Михель Пимель. Повар Лоренс Залет, скороходы: Яган Христьянус, Томас Хайхиль, Яган Жоржи, Лоренс Елчил, Франц Ленц. – 4 мая отпущены, а 15 мая 1656 года выехали из Москвы в Новгород. 12 июня из Пскова отправились в Полоцк на съезд (прибыли 28 июня), и вручили здесь новые цесарские грамоты (от 28 марта и 10 апреля). Во время переговоров в Полоцке послы подали еще две грамоты императора Фердинанда от 25 июля и 25 августа (=июля?) 1656 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

150 Флоровская летоп. у Маркевича. 3, 21. Белоцерковский универсал Хмельницкого там же 3, 240. Конисский, II. Феофаном посвящены были Митр. Иов Борецкий, в Епископа Луцкого Игнатий Борисович, в епископа переясловского Исаия Конисский, в епископа хельмского Паисий Ипполитович, в епископа пинского Аврамий Стагонский, в епископа владимирского Иосиф Кунцевич, в архиепископа витебского Мелетий Смотрицкий. Летоп. Густын. мон. в чтен. общ. ист. 1848 г. кн. 8. Только здесь ошибка в годе посвящения (1629). Грамоты Урбана от 10 февр. 1624 г. in Suppl. ad. hist. docum. 193. 194. 151 Так было в 1629 г., когда доминиканцы пред походом Конецпольского на Украину обнесли саблю вокруг костела и подали ее военачальнику. За то и успех был превосходный – тарасова ночь. Ляхов резали тогда, как баранов; Конецпольский молился: Наисвятшая Панна! вынеси мене здорового. И потом указывая на грудь погибших Ляхов, говорил со слезами: о тож уния лежит. Львовск. летоп. в истор. соборн. 3, 246. Вследствие жалобы 1623 г. белорусских дворян (прим. 154) король велел открыть храмы в Белоруссии, но повеление осталось без исполнения. Ист. унии. 153 Бандтке история польск. королевства, Т. I, стр. 272. 271. В грамоте униатскому Митрополиту Пельявиту Руцкому (1613–1637) Папа Урбан ставил в заслугу, что около 2 миллионов привлек он в унию. А между тем даже иезуиты жаловались на жестокость, какую употреблял Руцкий при обращении людей в унию. Кулеш: Wiara prawoslawna p. 262. 263. Рарадорны Prenot. myst. p. 120. 129. 155 Дополн. к инстр. акт. (Спб. 1849) изд: а) статьи 3 ноябр. 1632 г. б) дневник о спорах на сейме 1633 г. в) грам. К. Владисл. М. Петру. Пункты примирения в книжке Конисского: права религии или закона грекороссийского нап. в Варшаве 1767 и Б. Каменского в ист. унии 95–101, у него же диплом Владислава 1633 г. 102–104, привилегия Епископу Иосифу 104–106, конституция 1635 г. стр. 107. Митрополита Петра Могилу , усердно действовавшего тогда за православие, так приветствовали в 1633 г. в Киеве: «Если бы ты вздумал теперь отправиться до Вильны и до пределов русских; с какою радостью встретили бы те, которыми наполнены были темницы, суды и подземелья за непорочную веру восточную и проводили бы тебя до своего руководителя в терпении, предшественника в благочестии, подобного златоусту в витийстве, Леонтия Карповича, за несколько лет пред сим скончавшагося архимандрита, чтобы ты наглядевшись на нетленные его останки и на узы, претерпенные за веру, мог почувствовать, какое великое дело совершил ты для несчастного народа нашего! Тоже показали бы тебе Перемышль, Луцк, Хельм, Бельз, Минск, Брест, Полоцк, Витебск и множество других городов». Mnemosyne stanu prae y trudow Pietra Mohily.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1583 Глагол παροξνω собственно значит «точить обо что-л», «заострять», но употребляется только в переносном значении: «побуждать», «воодушевлять», также: «возбуждать гнев», «сердить». Фоллерс предполагает, что LXX читали или . Он же находит весьма выразительным чтение (==οα ο παροξναντες Златоуста), но не решается на нем настаивать (Vollers, 76). 1587 Reinke, S. 446. Kohler, S. 115. Hitzig, Uebers. S. 363. Keil, S. 703. Orelli, S. 220. Hengstenberg, S. 386. 1591 Hieronymus, col. 1563. – Палладий, стр. 37. – Keil, 704. – Pusey, р. 609–610. – Ружемонт, стр. 256. 1613 Kohler, 115. – Reinke, 446. – Keil, 703. – Orelli, 220. – Ewald, 226. – Wellhausen, 53. – Nowack, 405. – Bachmann, 21. 1617 Hengstenberg, 391. – Reinke, 452. Ошибка современников пророка, прибавляют Г. и Р., состояла только в уверенности, что на их вопрос можно отвечать только: «нигде». Между тем ответ был так близко: Бог правосудный обнаруживается уже в вашем теперешнем бедственном состоянии, которое так соответствует вашему нравственному настроению (Н. ib. R. 453). 1627 Допускать можно то и другое. Если бы в евр. подлиннике стояло , то пропуск γ у LXX был бы прямо невероятен; смешать же с – очень легко. С другой стороны, обилие независимых друг от друга свидетельств говорит, пожалуй, о первоначальности у LXX этого γ. 1630 Мы говорим в данном случае не о правильности перевода, а о первоначальности греческого чтения. 1631 v. Til, 271. – Hengstenberg, 398. – Reinke, 453. – Kohler, 119. – Hitzig, 363. – Грецов, 41. – Ewald, 226. – Keil, 704. – Wellhausen, 53. – Orelli, 220. – Nowack, 405. – Bachmann, 21. – Pusey, 611. – Smith, 366. 1633 Кирилл 295: «Ангелом же назван божественный Креститель, полагаем, не по природе, ибо рожден от жены и был подобным нам человеком – но потому, что ему вручено было служение проповедовать и возвещать нам это. Итак, название ангелов служит обозначением деятельности, а не сущности». 1637 Считаем необходимым заметить, что и наст. вр. русского глагола – «посылаю» вполне может выражать будущее событие или, точнее, намерение послать. Практика обыденной речи и литература достаточно могут дать примеров в этом роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

XVII век открывает новую эру в патрологии: возникает историческая критика, методы которой вносятся и в исследования наследия свв. отцов. В 1613 г. иезуит Роберт Беллармин (1542–1621), в 1931 г. причисленный к лику учителей Католической церкви, издал сочинение De scriptoribus ecclesiasticis liber unus. B 1633 r. появилось издание Пьера Галлуа Illustrium ecclesiae orientalis scriptorum qui sanctitate et eruditione floruerunt. Бенедиктинец из конгрегации св. Мавра Николай Нурри (1647–1724) в 1703–1715 гг. издал в Лионе ряд диссертаций об отцах четырех первых веков и их учении (Apparatus ad bibliothecam maximam veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum). Знаменитый патролог, профессор богословия в College de France Луи Эллиéс Дюпен опубликовал в Париже в 1657–1719 гг. 47 томов Nouvelle bibliothèque des auteurs ecclésiastiques, contenant l’histoire de leur vie, le catalogue, la critique, et la Chronologie de leurs ouvrages (переизд.: Paris, 1724–1763) 628 , куда он включил не только материалы, доступные для исследования, но и определенные гипотезы касательно утраченных источников. Систематическое изложение патрологического материала дал бенедиктинец Реми Селье в Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques (Париж, 1729– 1763; переизд. в 1860–1865 гг. с исправлениями и дополнениями, внесенными корпорацией католических богословов). Методологически к этому сочинению примыкают 16 томов Ленéна Себастъéна de Тиймна [Tillemont] (1637–1698) Mémoires pour servir à l’histoire ecclésiastique des six premiers siècles, justifiés par les citations des auteurs originaux (Париж, 1693–1712). Β XVIII в. в патрологических исследованиях период накопления материала сменяется временем монографических трудов. Немецкие католические исследователи Д. Шрам и бенедиктинец Готфрид Люмпер (1747–1800/1801) публикуют (оба – на латыни) обширные работы «Анализ творений свв. отцов и церковных писателей» (Analysis Operum SS. Patrum et Scriptorum eccl. в 18 т. Вена, 1780–1796) и «Богословско-критическая история жизни, творений и учения свв. отцов и прочих церковных писателей» (Historia theologico-critica de vita, scriptis atque doctrina SS. Patrum aliorumque scriptorum eccl. trium priorum sceculorum в 13 т. Аугсбург, 1783–1799). И. Буссе в 1828–1829 гг. издал в Мюнстере «Очерк христианской литературы» (Grundriß der christlichen Literatur), доведенный до XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вельямин-Рутский зарекомендовал себя столь деятельным помощником Поцея, что после кончины Ипатия именно его решено было поставить новым главой униатской церкви. Иосиф был греко-католическим мтом в 1613-1637 гг. При нем униатство оказалось в еще большей степени подверженным латинизации, а базилиане заняли в униатской церкви наиболее привилегированное положение. Они руководили делом духовного просвещения - в большинстве униатских мрей были созданы школы по образцу иезуитских. Лучшие их выпускники получали возможность продолжать учебу в крупнейших католических университетах и коллегиях Западной Европы. В период митрополичьего правления Велямин-Рутского базилиане не только были изъяты из подчинения греко-католическому священноначалию, но и поставили униатских епов под свой контроль. Назначение епов и самого мта отныне должно было согласовываться с орденским начальством. Фактически базилиане стали управлять всей униатской церковью. Тем не менее, несмотря на внешнее усиление униатской церкви, сопровождавшееся яростными гонениями на православных, число приверженцев унии было невелико. Повсеместно православные боролись за сохранение своих прежних прав. Причем, специфика польской государственности давала им ряд преимуществ. Так, православные активно использовали те элементы парламентаризма, которые существовали в Речи Посполитой, прежде всего - трибуну сейма, а также принцип свободы вероисповедания, законодательно закрепленный со времен Сигизмунда II Августа. После неоднократных попыток поставить на сейме вопрос о незаконности униатской иерархии и ее антиправославных действий православные депутаты в 1606 потребовали от сейма кассации Брестской унии в целом. Пойти на столь радикальную меру сейм, разумеется, не мог. Однако на сейме было постановлено, что и православное, и униатское вероисповедания должны сосуществовать в Речи Посполитой, взаимно уважая гражданские права и не уничтожая друг друга. Такое постановление сейма было на пользу православным, т.к. лишало лидеров унии возможности говорить от имени всех русинов, утверждая себя в качестве единственно законной иерархии и церкви восточного обряда в Речи Посполитой, а не принявших унии квалифицировать как раскольников. Но ощутимых перемен в положении Православной Церкви сеймовое постановление так и не принесло: на практике католики не желали с ним считаться и по-прежнему продолжали гонение на православных.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

Государь указал: не верить язычным молкам, если тюремные сидельцы, спустя долгое время, станут оговаривать кого-нибудь, на кого прежде ничего не говорили. В 1637 году приказано было, чтоб воеводы по городам не сажали в одну тюрьму с уголовными преступниками людей, судящихся по гражданским искам, потому что «от того татям и разбойникам и оговорным людям чинится теснота и голод, и от тесноты и от духу помирают»; людей, судящихся по гражданским искам, велено держать за приставами. В том же году запрещено казнить смертью беременных женщин, потому что «рожденное от преступницы не виновато»; а казнить, когда после рождения минет шесть недель. Смутное время имело то гибельное следствие, что приучило русских людей к обманам, подстановкам самозванцев, заставило их во всем сомневаться, во всем видеть обман и подстановку. Указывали русскому человеку: вот царевич! А уже у него готово было возражение: «Да настоящий ли это царевич?» Разумеется, не нужно было обращать внимание на такие сомнения, которые должны были пройти вместе с изглажением из памяти печальных явлений Смутного времени. Но до такого взгляда возвыситься не умели, и русский человек дорого должен был платиться за привычку сомневаться. Тем с большим уважением должен вспомнить историк о лице, которое поднялось выше современников в этом случае. Буйный монах Хутынского монастыря, Тимофей Брюханов, подал донос на архимандрита своего Феодорита в непригожих речах, митрополит Аффоний хотел затушить вздорное дело, но не успел; Феодорита и некоторых других взяли к допросу, пытали накрепко и огнем жгли, не допытались и не дожглись ни до чего, и несмотря на то, митрополиту торжественно в Софийском соборе при всем народе сделан был строгий выговор за неисполнение святительской обязанности. Относительно мер общественной безопасности сделаны были следующие распоряжения: в 1622 году черных сотен сотские и черных слобод старосты подали челобитную: с 1613 по 1622 год было с нас на земском дворе тридцать человек ярыжных, да три лошади; а в нынешнем 1622 году взяли с нас к тридцати человекам в прибавку сорок пять человек ярыжных; даем мы этим ярыжным, да на три лошади в месяц по 60 рублей денег; но кроме этих денег с нас же берут на земский двор, для всякой пожарной рухляди, паруса, крюки, трубы медные, топоры, заступы, кирки, пешни, бочки и ведра.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

наследия. В XVI в. значительным событием стало издание протестант. исследователями «Магдебургских центурий» (Centuriae Magdeburgienses, 1559-1574, 13 t.). Издание представляет собой исторический обзор самых разных вопросов от основания христианства до начала Реформации. Вдохновителем выступил Маттиас Флаций Иллирик (1520-1575). Предметная область издания шире одной лишь патристики, однако патристика представлена весьма содержательно: так, глава «О епископах и учителях» 2-го тома 1-го издания центурий, посвященного IV веку, включает обширные сведения о наследии св. отцов той эпохи. Ответом католической науки стали «Церковные анналы» Цезаря Барония (Annales ecclesiastici, 1588-1607, 12 t.), охватывавшие церковную историю от начала до XII в. Кард. Роберт Беллармин (1542-1621) исследовал преимущественно патристическое наследие; результатом его научных трудов стал обзор «О церковных писателях» (De scriptoribus ecclesiasticis, 1613), охвативший авторов от Иосифа Флавия и апостолов до визант. и лат. богословов вплоть до XVI в. Его труд получил продолжение в публикациях Филиппа Лаббе, в частности в соч. «О церковных писателях» (De scriptoribus ecclesiasticis, 1660). Посттридентская эпоха в истории католич. богословия породила новый тип богословского исследования, известный как «позитивная теология» (theologia positiva), в задачу которой входило глубокое изучение «положительных данных» христ. традиции, сохранившихся в основных источниках и носителях Божественного откровения, в частности в патристике. Значительных результатов в обосновании и применении нового типа богословского исследования добились франц. ученые: Л. Э. Дюпен (1657-1719), убежденный галликанист, издатель «Универсальной библиотеки всех церковных авторов» (Bibliothèque universelle de tous les auteurs ecclésiastiques), известной также под названием «История Церкви и церковных авторов» (Histoire de l " Église et des auteurs ecclésiastiques, 1686-1719, 58 t.); Л. С. Тиймон (1637-1698), автор монументального исторического исследования «Материалы к истории первых шести веков» (Mémoires pour servir à l " histoire des six premiers siècles, 1693-1712, 16 t.); бенедиктинец Р.

http://pravenc.ru/text/2579786.html

Опыт, вынесенный из потрясений Смутного времени, привел к оформлению такого государственного и церковного представления об отечественном Православии, согласно которому единственной хранительницей истинной веры признавалась Москва. Стали недопустимы малейшие попытки переосмысления религ. практики. Любые внешние, включая южнорусские, влияния трактовались как опасные (лишь в нач. 40-х гг. XVII в. возобновились контакты между Московской и Киевской митрополичьей кафедрами, прерванные в годы Смоленской войны). Настороженность вызывали даже сочинения правосл. авторов, особенно полемические по отношению к католичеству и протестантизму (напр., «Катехизис» Лаврентия Зизания (см. Зизании )). Возобновление работы Печатного двора (1613) в первую очередь сопровождалось ревизией большого корпуса бытовавших книг, среди к-рых было много изданий западной и южнорусской печати. В первые годы работы Печатного двора были переизданы Часослов (1614), Псалтирь (1615), трижды Служебник (1616-1617), Октоих (1618) и Минея общая (1618). В 1616-1619 гг. произведена сверка печатных Служебников, исправлены Требник, Цветная Триодь, Октоих, общие и месячные Минеи, Псалтирь, Канонник, Устав. Позднее, в условиях обострения антипротестант. полемики, были изданы такие сочинения, как «Сборник о почитании икон» (1642) и «Кириллова книга» (1644) (собр. западнорус. полемических произведений). В 1634 и 1637 гг. издана «Азбука» В. Ф. Бурцова. После смерти в 1642 г. много лет возглавлявшего Боярскую думу боярина кн. Черкасского дела по управлению вверенными ему приказами перешли к боярину Ф. И. Шереметеву, скоро отошедшему от дел из-за старости. На смену уходящему поколению деятелей Смутного времени в окружении М. Ф. стали приходить в нач. 40-х гг. XVII в. новые бояре: князья Н. И. Одоевский, А. М. Львов, Ю. А. Сицкий, Б. А. Репнин. Большей частью это были дети тех, кто давно входили в ближний романовский круг и были связаны родством с М. Ф. В последние годы жизни у М. Ф. возник план выдачи замуж царевны Ирины Михайловны за дат. королевича Вальдемара, сына дат. короля Кристиана IV. Царь М. Ф. традиционно поддерживал дружественные связи с дат. двором и повторял действия Бориса Феодоровича Годунова , искавшего в Дании жениха для своей дочери Ксении (в иночестве Ольга). Вальдемар приехал в Московское гос-во для заключения мирного договора и свадьбы с царевной в 1644 г. Ему были обещаны уделы в Суздале и Ярославле, а, возможно, также в Новгороде и во Пскове. В Москве от королевича вопреки предварительным договоренностям потребовали сменить веру и перейти в Православие из протестантизма. Однако королевич отказался от всех новых требований, и переговоры не увенчались успехом.

http://pravenc.ru/text/2563774.html

Чурило – щурило; тот, что щурится (Даль) Чурка, Чуркин : Данило Семенович Чурка Пешков-Сабуров [см. Пешек, Сабур], конец XV в.; Кучук и Нечай [см. Кучук, Нечай] Михайловичи Чуркины, конец XV в., Новгород; Иван Чуркин, митрополичий слуга, 1490 г., Переяславль; Чуркины, конец XV в. и позже, Новгород [см. Непогодей] Чурляев Семен Ильич, судный муж при вологодских писцах, 1503 г.; Чурляевы, XVI в., Вязьма Чурмас Никулин Зубов [см. Зуб], 1552 г., Переяславль Чурса Иван, 1638 г., Москва Чурыгин Путило [см. Пустило], посадский человек, 1625 г., Тверь Чурьянов Сергей, крестьянин, конец XV в., Новгород Чуфаров Муртоза [см. Муртоза] Никитин, подьячий, 1534 г.; Иван и Мурза [см. Мурза] Черемисиновы [см. Черемисин], помещики, 1556 г., Кашира; Кудеяр [см. Кудеяр] Чуфаров, помещик, 1581 г., Арзамас Чуфаровский Герасим, выходец из Польши, XVI в. 108 Чуфирка Федор, крестьянин, 1605 г., Муром Чуха, Чухин : Иван Дмитриевич Чуха Воронцов [см. Воронец], середина XVI в.; Окиница Чуха Цибесов [см. Цибесов], холоп, 1613 г.; Авдотья Чухина, холопка, 1595 г., Новгород Чуха – 1) чапан, кафтан, 2) чепуха, чушь, 3) свиное рыло (Даль) Чухарев , крестьянин, 1564 г., Олонец Чухарь – глухарь Чухно Мартьян, рыболов, 1585 г., Псков Чухора Тимофей, крестьянин, конец XV в., Новгород Чуча , крестьянин, 1539 г., Новгород Чуш Петр, рыболов, 1585 г., Псков Чюгас см. Чугас Чюня Захарий Филиппов, крестьянин, 1524 г., Дмитров Ш Шабала, Шабалин : Митрофан Шабала, земский староста, 1637 г., Вага; Прохор Шабалин, работный человек, 1664 г., Устюг Шабалы – очистки, обрезки, ошметки Шабан, Шабанов : Лева Шабанов, крестьянин, конец XV в., Новгород; Лука Шабанов, земский судья, 1589 г., Вага; Шабан Федоров, крестьянин, 1630 г., Устюг Шабан – шабаш (костром.), довольно, стой, полно (Даль) Шабаршенок Семен, крестьянин, 1660 г., Ростов Шабаршин Федор, подьячий, 1616 г., Москва Шабарша – пустомеля, вздорный человек [Ср. Шеборшин] Шабаш Иван Евстафьевич Палицын [см. Палица], вторая половина XV в. Шабаш – саббат, суббота, день отдыха после рабочей недели (еврейск.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010