VI. Настоятели Кто были настоятели Ипатского монастыря до 1443 года, совершенно неизвестно. В печатном описании монастыря 1832 года из известных означен первым игумен Феогност, настоятельствовавший с 1443 года, потом игумены Вассиан, Порфирий, Никандр и Варлаам, начальствовавшие в монастыре по 1589 год. Из них подробнее знаем только о Вассиане: в рукописной истории о сем монастыре сказано, что он упоминается игуменом 7067 года, следовательно около 1559-го, 1562 года, сентября 1-го, приложил в обитель серебряный крест; в январе 1565 года находился при блаженной кончине преп. Геннадия Любимоградского. Угодник в час кончины особенно обращает наставление к сему Вассиану. Когда перемещен в Архимандрита Московского Новоспасского монастыря, неизвестно, кроме того, что в сане Новоспасского настоятеля 1571 года ручался пред Государем по князе Иване Федоровиче Мстиславском; 1572 года присутствовал на соборе, разрешившем 4-й брак царю Иоанну IV, в 1574 году приложил в Ипатский монастырь село Суконниково с деревнями; 1575 года, февраля 14-го, хиротонисан в архиепископа Казанского; того же года мая 21-го, скончался и погребен в Казанском соборе на стороне северной. Архимандриты: 1. Иоаким, упом. 1598 г. 2. Иоаков – 1599–1606 г. 3. Феодосий I – 1608 г. 4. Кирилл I – 1610–1616 г.; подписался на избирательной грамоте царя Михаила Феодоровича, и 1 июля 1613 года при короновании сего государя с игуменами подавал крест архиереям. 5. Иосиф I – 1617–1618 г. 6. Пафнутий – 1623–1630 г. 7. Тихон I упоминается 1631г.: в мае 1636 г. находился в Костромском соборе Богородицы при возобновлении явленныя иконы Феодоровская; упоминается Ипатским Архимандритом 1637 года, марта 10-го 27 . 8. Иосиф II, летом 1637 года царем Михаилом Феодоровичем, с послом князем Федором Волконским, был отправлен в Грузию, к царю Темуразу для досмотра христианской веры, с иеромонахом Алексием, иеродиаконом Арсением, с белым попом Григорием и диаконом Арсением. 1641 г. после путешествия в Грузию, верно, он жил на покое, и когда в Ипатском монастыре 1642, 1643 года строили ограду – новый город, он был в звании строителя 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

Благоговейное поклонение Нерукотворенному образу Спасителя в Запрудненской церкви было воздаваемо уже с древних времен, но особенно высоко стали чтить его после того, как чрез этот образ многократно и открыто явлена свыше благодатная сила Божия; к сожалению, за отсутствием летописных данных нет возможности с точностью обозначить это время. Что жители города Костромы и окрестных мест издревле обнаруживали благоговейно-усердное поклонение Нерукотворенному этому образу Христа Спасителя еще в деревянном храме на месте чудесного явления так называемой Феодоровской иконы Богоматери, эту истину, сверх достовернейшего местного предания, разительно подтверждает пожертвованное сюда 16 августа 1698 года московским священником церкви Воскресения Христова на Успенском Вражке Прокопием Михайловым напрестольное евангелие, напечатанное в 1685 году. В этом евангелии, как и в евангелии от 1637 года, оказываются все листы тверды и новы, за исключением лишь тех листов, где напечатано 48 зачало в Евангелии от Луки, именно евангельское чтение убрусу; листы эти, очевидно от частого употребления, раздробились на части, почему издавна были подклеены бумагой; равно множество капель от восковых свечей желтых и белых составляет признак также продолжительного обращения с этим местом. Это обветшание и присутствие восковых капель в указанном лишь месте могут достаточно свидетельствовать о том, что назад два века с лишком иеромонахи Спасо-Запрудненской обители по просьбам богомольцев часто пред чудотворным образом Христа Спасителя совершали служение молебных пений, которое само по себе следует возводить, без сомнения, к более ранним временам. Особенно великое стечение богомольцев для поклонения этому образу бывает в праздник 16 августа, когда пред Божественной литургией с крестным ходом сюда ежегодно из Успенского соборного храма бывает приносима чудотворная Феодоровская икона Божией Матери . В честь этой иконы, в память ее явления, тогда здесь совершается празднование совместно с празднеством в честь чудотворного Нерукотворенного образа Спасителя, как было празднуемо до 1613 года; но затем в память о воцарении Михаила Феодоровича Романова 14 марта 1613 года установлено особое церковное празднество в 14 день марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В подлинной Грамате подпись такова: Фельдмаршал князь Долгорукой. Князь Иван Трубецкой, Генерал–Фелдьмаршал и Кавалер. Генерал Граф Григорий Петров сын Чернышев. Генерал и гвардии Подполковник и Кавалер Ушаков. Обер–Шталмейстер и Кавалер Князь А.Куракин. Вицеканцлер Действительный Тайный Советник и Кавалер Граф Алексей Безстужев–Рюмин. Действительный Тайный Советник и Кавалер Александр Нарышкин. Генерал–Лейтенант и Сенатор Князь Михайло Голицын. Генерал–Лейтенант и Сенатор Князь Григорий Урусов. Генерал–Лейтенант Сенатор и Кавалер Иван Бахметев. Тайный Советник и Кавалер Василий Новосильцов. Статской Действительной Советник Князь Алексей Голицын. Обер–Секретарь Павел Серергин. Секретарь Михайло Новоторжцов. Печать Государственная вислая с варворками. 50. Список Митрополитов Униатских от введения Унии до упразднения Митрополии ее в 1795 году Примечание. Уния, на Флорентинском Соборе 14З9 года принятая некоторыми из Восточной Церкви, не имела ни в Великой, ни в Малой России успеха, и первый из Российских Митрополитов, согласившийся на оную, Исидор, изгнан в 1441 году; а преемник его Григорий Болгарянин не принят, и без власти оставался в Литве до смерти своей. Вторично Уния введена была в одной Киевской Иерархии уже в 1596 г. и с тех пор Митрополитами Униатскими были: 1. Михаил Рогоза в 1596 г. принявший Унию, был Униатским Митрополитом до 1500 года. 2 . Ипатий Потей или Поцей, Литвин, бывший вместе и Епископ Владимирский и Брестский, с 1500 до 1613 г. 3 . Иосиф Велямин–Рутский, Литвин, из Епископов Администраторов Митрополичьих, с 1613 до 16З7 г. 4 . Рафаил Корсак, Литвин, из Епископов Пинских и Галицких, с 1637 до 1642. 5 . Антоний Селява, Литвин, из Архиепископов Полотских, с 1642 до 1666 г. 6 . Гавриил Коленда, Литвин, бывший вместе и Архиепископом Полотским, с 1666 до 1674 г. 7 . Киприан Жоховский, Литвин, из Архиепископов Полотских, с 1674 до 1694 г. 8 . Лев Жаленский, Волынец, из Епископов Владимирских и Брестских, с 1694 до 1708 г. 9 . Георгий Винницкий, Русин, из Епископов Перемышльских и Самборских, с 1708 до 1715 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Досифей (Забелла), епископ рукоположен с 23.01.1508 02.02.1544 Савва (Чёрный), епископ рукоположен с 24.02.1544 февраль 1554 Нифонт (Кормилицын), епископ рукоположен с 11.03.1554 1558 (1561) Матфей, епископ рукоположен с января 1559 по 1564 неизвестно Галактион епископ рукоположен с 08.04.1565 30.08.1568 (1569) Герман, епископ управлял с 1568 по 1572 неизвестно Тарасий, епископ управлял с 1572 по 1579 неизвестно Феодорит, епископ упоминается 15.01.1580 неизвестно Симеон, епископ рукоположен 22.09.1582 Варлаам, епископ упоминается с января 1583 по сентябрь 1586 заточён; неизвестно Геласий, епископ рукоположен с ноября 1586 митрополит с мая 1589 26.09.1601 Пафнутий, митрополит рукоположен Павел, митрополит упоминается в 1612, 1613 неизвестно Иона (Архангельский) митрополит рукоположен с начала 1613 по 1620 запрещён в священно-служении; 29.03.1627 Исайя, митрополит упоминается после 1612 неизвестно Киприан (Старорусенков), митрополит бывший архиепископ Сибирский и Тобольский с 12.12.1624 по 20.10.1626 митрополит Новгородский Павел, митрополит бывший архиеп, Псковский и Изборский с 31.12.1626 Серапион, митрополит, свт. рукоположен с 01.01.1637 по 1651 на покое; 02.05.1653 Сильвестр, митрополит рукоположен с 10.07.1653 20.08.1654 Питирим, митрополит рукоположен с начала 1655 по 6.08.1664 (с 10.07.1658 по 05.08.1664 местоблюститель патриаршего престола) митрополит Новгородский и Великолуцкий Павел, митрополит рукоположен с 22.08.1664 9.09.1675 Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит рукоположен бывший архиепископ Смоленский и Дорогобужский с 1676 по 06.09.1681 митрополит Тверской и Кашинский Варсонофий (Чертков-Еропкин), митрополит бывший митрополит Тверской и Кашинский (повторно) с декабря 1681 18.05.1688 Евфимий (Рылков) митрополит рукоположен с 12.08.1688 по 14.04.1695 митрополит Новгородский и Великолуцкий Тихон (Воинов), митрополит рукоположен с 21.04.1695 по 25.03.1699 митрополит Казанский и Свияжский Трифилий (Инихов), митрополит бывший митр Нижегородский и Алатырский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Неприятие правосл. населением Брестской унии, казалось, могло похоронить ее, так же как и Флорентийскую. Однако после кончины митр. Михаила (Рогозы), не проявлявшего особой ревности в распространении унии, его преемник Ипатий Потей (1600-1613) начал активное наступление на правосл. Церковь. Небольшая передышка наступила лишь в 1607 г., когда в конституцию Варшавского сейма была внесена особая статья «о религии греческой», в к-рой давалось обещание не нарушать прав рус. народа в вере и не запрещать свободного отправления правосл. обрядов. Эта конституция явилась результатом настойчивых усилий, прилагавшихся правосл. шляхтой на сеймах в 1601-1607 гг., и тех политических событий, к-рые заставили правительство, преданное католицизму, сделать уступки православным. Впрочем, решение сейма не изменило ситуацию: в 1609 г. все 12 виленских правосл. храмов были силой отобраны у православных и переданы королем в распоряжение Ипатия Потея, за исключением Свято-Духовской ц., возведенной на земле панов Воловичей. Тяжелое положение Православия в западнорус. землях изобразил Мелетий (Смотрицкий), писавший под псевдонимом Феофан Ортолог, в соч. «Фринос, или Плач Церкви восточной» (1610), тираж книги по приказу короля был конфискован, а издатели посажены в тюрьму. Скарга в ответ написал «Предостережение Руси греческой веры против Плача Феофана Ортолога», а королевский секретарь униат Илья Мороховский - «Утешение, или Утоление плача восточной Церкви». Герб Гедеона (Балабана), еп. Львовского. Служебник. Стрятин, 1604 (РГБ) Герб Гедеона (Балабана), еп. Львовского. Служебник. Стрятин, 1604 (РГБ) Наступление на Православие еще энергичнее повел преемник Ипатия Потея Иосиф Рутский (1613-1637). С его именем связано появление в ВКЛ ордена базилиан (1617) для укрепления и пропаганды унии. Орден, созданный в результате союза с иезуитами, сосредоточил основное внимание на воспитании молодежи в католич. духе. Первыми результатами деятельности базилиан на территории ВКЛ стал захват правосл. братских школ.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Нечего уже говорить о городских судах и магистратах, которые были завалены жалобами и протестами православных и однако ничего не делали в пользу их. Православным приходилось терпеть одинаково от католиков и униатов. Сам папа иногда благословлял и побуждал к насилиям над ними (Урбан VIII). Иезуиты, доминиканцы и др. ревностные католики подстрекали школяров, магнатов, шляхтичей и чернь к буйству над православными и к издевательству над православной верой. Из униатов особенною ревностью к унии и суровою нетерпимостью к православным отличились униатские митрополиты: Ипатий Поцей (1599 – 1613), Иосиф Вельямин – Рутский (16131637) и Киприан Жоховский (1674 – 1693), епископы: Афанасий Крупецкий перемышльский (1610 – 1656), Иосафат Кунцевич полоцкий (1618 – 1623), Мефодий Терлецкий холмский (1626 – 1649), Лев Кревза – Ревузский (1626 – 1640) и Андрей Кваснинский – Золотой (1640 – 1654) смоленские. Начиная с брестского собора, объявившего унию, и во все последующее время православные подвергались всевозможным стеснениям и насилиям, в одних местностях больше, в других меньше. Самые тяжелые стеснения выпали на время правления Сигизмунда III. Вскоре после брестского собора экзарх Никифор, по своему влиянию опасный для униатских владык, был объявлен турецким шпионом, предан суду и заключен в Мариенбургской крепости, где и скончался, как предполагают, от голода. Кирилл Лукарис, чтобы избежать такой же участи, удалился из пределов России. Митрополит и епископы, принявшие унию на соборе, объявили по своим епархиям, что духовные лица, не желающие последовать им, лишаются сапа, а миряне подвергаются отлучению. Многие священники, чтобы не лишиться мест и средств к содержанию, принимали унию и свои приходы обращали в униатские. Другие, не желавшие уступить, изгонялись силою, подвергались побоям и истязанию, заключались в оковы и тюрьмы, а места их передавались униатам; некоторые даже поплатились жизнью 693 . Так же поступали нередко с настоятелями и иноками монастырей. «В Вильне, говорил на варшавском сейме 1620 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Одна копия отправлена в село Феодотьево, а другая установлена в Борисо-Глебской церкви. В феврале 1613 года в Москве архиепископу Рязанскому Феодориту поручается, взойдя на Лобное место, спросить собравшихся: «Желает ли народ Государя Михаила Федоровича Романова?» И народ ответил утвердительно. Шестнадцатилетний царь Михаил Федорович находился вместе с матерью инокиней Марфой в костромском Ипатьевском монастыре. В марте 1613 года в составе послов Земского собора Феодорит направлен в Кострому. В Ипатьевском монастыре послы объявляют Михаилу Федоровичу о волеизъявлении народа. На отказ Михаила Федоровича архиепископ Феодорит, стоявший перед царем с чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери, сказал: «Не противься воле Божией. Не мы предприняли сей подвиг, но Пречистая Божия Матерь возлюбила тебя, устыдись пришествия Ея». Этой иконой архиепископ Рязанский Феодорит благословлял Михаила Федоровича на царство. По велению Феодорита в Костроме с чудотворной иконы была сделана копия для рязанского Троицкого монастыря. В разгар смут, неустойчивости, волнений Феодорит открывает св. мощи Василия, епископа Рязанского, заботится о храмах и иконах, соединяет и укрепляет паству, пробуждает в народе дух патриотизма. Скончался архиепископ Феодорит 10 сентября 1617 года и похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля. Почитается как местночтимый святой». (Рязань Православная/Автор-составитель Ю. А. Дегтев. Рязань, 1993. С. 138). Память в Соборе Костромских святых 23 января и в Соборе Рязанских святых 10 июня. 3910 Вторая дата – по: Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 11. 3911 Упоминается в Ряжских писцовых книгах под 1629 г. (Древние грамоты и Акты Рязанского края, собранные A. Н. Пискаревым. СПб., 1854. С. 68). По архимандриту Иерониму (Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима. Рязань, 1891. С. 11), вторая дата– 11.08.1637. 3912 Вторая дата – по: Дополнительные о Рязанской епархии сведения архимандрита Иеронима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Противился унии и простой народ. Православные крестьяне, теснимые за веру, целыми массами бежали в украинские степи к казакам и вместе с ними пытались защищать родную Церковь силой оружия. Так, еще до формального объявления унии, лишь только появилось послание князя Острожского, в Малороссии поднялось казацкое восстание, принявшее религиозный характер (1595—1596). Восстание это было подавлено поляками и причинило народу неисчислимые беды. Предводитель восстания Наливайко был предан мучительным пыткам, в Малороссию были введены королевские войска, жители были лишены всех прав и подвергались страшным притеснениям в отношении своей веры. Но это не успокоило, а еще более раздражило народ, и вооруженные восстания за веру еще не раз вспыхивали после этого в Польше, пока Малороссия не соединилась с Москвой. Так враждебно встретил при Сигизмунде III русский народ насильно навязанную ему унию. Казалось, что горький для Польши опыт насильственного насаждения унии образумит короля и его правительство, но латиняне хорошо учли, что если уния будет предоставлена ее собственным нравственным силам, то она, без сомнения, скоро окончит свое существование. А это было вовсе не в видах латинской партии — ей слишком важно было существование унии, и она решилась поддерживать ее во что бы то ни стало. Поддерживать же ее одной только внешней силой было опасно, поэтому явилась необходимость удачно соединить внешнюю силу с нравственной и удачно направить обе к благу унии и латинства. Этого латиняне и достигли, поставляя во главе унии энергичных, образованнейших и даровитейших людей, но с латинскими убеждениями. Ряд таких людей и появился в униатской Церкви и, спасая погибающую унию, принесли неисчислимый вред православию. Это были: Ипатий Поцей, Иосиф Рутский и Иосафат Кунцевич. Глава XI ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ УНИАТСКИХ МИТРОПОЛИТОВ ИПАТИЯ ПОЦЕЯ (1599—1613) И ИОСИФА РУТСКОГО (1613—1637). УЧРЕЖДЕНИЕ УНИАТСКОГО МОНАШЕСКОГО ОРДЕНА БАЗИЛИАН. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ В ЛИТВЕ В НАЧАПЕ XVII В. Ипатий Поцей и его деятельность

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Униатский митр. Ипатий Потей (1599-1613) ввел в своей епархии должность официала, к-рая ограничила прерогативы капитула. В Вильно местные «крилошане» вместе со Свято-Троицким братством оказывали сопротивление митрополиту, но силы были неравными, поскольку польск. кор. Сигизмунд III Ваза утверждал любые прошения униат. митрополита. При митр. Иосифе Рутском (1613-1637) духовный суд в епархиях перешел под власть официала, однако в т. н. консисторский суд обязательно должны были войти члены капитулов (напр., в Бресте суд назывался «судом духовным брестского капитула»). Вслед. церковных реформ в униат. церкви капитул как самостоятельный орган епархиального управления существует номинально (как правило, капитулы упом. в связи со смертью епископов). Т. о., в униат. церкви усилилась власть епископов и епископских чиновников, а также мон-рей ( василиан ). Во 2-й пол. XVII в. униат. митрополиты продолжают линию на урезание прав капитулов. Так, митр. Гавриил Коленда (1655-1674) обратился к королю с просьбой о передаче ему прав управления вакантными кафедрами, т. е. опеки над церковными бенефициями, чем ранее заведовали капитулы. Кор. Ян II Казимир 19 апр. 1668 г. своим привилеем предоставил митрополиту такое право, в дальнейшем этот привилей подтверждался его преемниками. Основные обязанности капитула сводились теперь к проведению богослужений. Во Львовской епархии в нач. XVIII в., при еп. Иосифе (Шумлянском) , функции епархиального капитула постепенно перешли к владычному двору и генеральной консистории при кафедре. Начиная с 60-х гг. XVIII в. униат. митрополиты стремились устранить василиан от управления и вернуть прерогативы (прежде всего функцию управления вакантными кафедрами) капитула. Попытки возрождения традиции как на епархиальном, так и на архиерейском уровне были в целом безуспешными. Возобновление униат. капитулов было начато в кон. XVIII в. Еп. Лев Шептицкий утвердил «капитулу» 3 кафедральных храмов - львовского, галицкого и каменецкого, во главе к-рых находился архипресвитер, резиденция которого находилась во Львове. Однако вслед. сопротивления василиан и католиков (в частности, еп. Вацлава (Сераковского)) решение вопроса было перенесено в Рим, и «крилосная» орг-ция была ликвидирована.

http://pravenc.ru/text/1841443.html

112 Булычев А. А. История одной политической кампании XVII âåêà. Çàêîíîäательные акты второй половины 1620-х годов о запрете свободного распространения “литовских” печатных и рукописных книг в России. М., 2004. С. 96. 113 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время Патриаршества Иосифа. Изд. 2. Сергиев Посад, 1913. С. 10. 114 Поздеева И. В.; Ерофеева В. И.; Шитова Г. М. Кириллические издания. XVI–1641 ãîä. Íàõîäêè àðõåîãðàôè÷åñêèõ ýêñïåäèöèé 1971–1993 ãîäîâ, ïîñòупившие в научную библиотеку Московского университета. М., 2000. С. 201, 206, 215, 230, 263; Московские кирилловские издания XVI– XVII ââ. â ñîáðàíиях РГАДА. Каталог. Вып. 1: 1566–1625. М., 1996. С. 73. 115 В 1637 году согласно приговору с людей Патриарха и прочего духовенства “по крымским вестем” мобилизовывались “даточные люди”. — АИ. Т. 3: 1613–1645. СПб., 1851. С. 352–353; РИБ. Т. 35: Архив П. М. Строева. Т. 2. Пг., 1917. Стб. 958–959. 116 Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 317. Однако Н. Абрамов, называя данную дату хиротонии владыки Герасима, говорит, что его рукоположил Патриарх Иосиф; см. Абрамов Н. Герасим Кремлев, четвертый архиепископ Сибирский и Тобольский: 1640–1645//Странник. СПб., 1866. 8. С. 50. 117 Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. 1: Биография Арсения Суханова. М., 1891. С. 155–156. Прим. 140. 118 Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997. С. 41, 85; Архимандрит Макарий. Погребения Всероссийских Патриархов//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 139. 119 ПСРЛ. Т. 33. Л., 1977. С. 173. Известны материальные затраты на помин души скончавшегося Патриарха Иоасафа I: изготовление доски на гробницу Патриарха — 10 алтын; см. Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. 1. М., 1884. Стб. 1051. “И всего на погребение св. Иоасафа Патриарха Московского и всеа Русии, 500 руб. 12 алтын дано”. — Там же. Стб. 1054. За каменный гроб, в котором был погребен Патриарх, было уплачено 12 рублей (Там же). На гробницу Патриарху был сделан киот, в который были поставлены образа — 2 руб. 16 алт. 4 деньги (Там же). 859 рублей было роздано на сорокоуст по Патриархе (Там же. Стб. 1055). Из покоев тело Патриарха Иоасафа выносили в дубовом гробе, за который уплатили 2 руб. (Там же. Стб. 1056). 6 мая 151 года царь дал по Патриархе Иоасафе 200 рублей (Там же. Стб. 1057).

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010