На «Петровом чертеже», так же как и на плане Мериана (протограф обоих датируется 2-й пол. 60-х гг. XVI в.), мон-рь показан в юго-зап. углу стены Белого города, рядом с угловой граненой Семиверхой башней, которая вскоре стала называться Алексеевской. Планировка обители была классическая для общежительного мон-ря: собор изображен в центре, кельи окружают его. Прямого упоминания о разграблении М. А. м. во время уличных боев весной 1611 г. в источниках нет. Однако весь Белый город был сожжен (ПСРЛ. Т. 14. С. 109); по-видимому, пострадал и мон-рь. Вероятно, он был восстановлен вскоре после пожара или после взятия Москвы войском кн. Д. М. Пожарского в 1612 г. В книгах выдачи ладана мон-рь упоминается под 1614, 1616, 1618 гг. ( Павлович. 1998. С. 162), следов., если в жизни М. А. м. в Чертолье и был перерыв, связанный с «московским разореньем», он продлился не более 2-3 лет. В 1624 и 1625 гг. в М. А. м. присылали «под начала» (для укрепления в правосл. вере и перекрещивания) русских и белорусских женщин, возвратившихся из польского или ногайского плена (РИБ. Т. 2. Стб. 610-611, 625-626, 650. Токмаков. 1896. С. 31-32, 87-90). К апр. 1625 г. относится рассказ об исцелении старицы Ираиды (Еропкиной), последовавшем после молитвы перед ризой Христовой в марте того же года (Дворцовые разряды. 1851. Т. 2. Стб. 797). В том же году в обители «жила старица Ольга дочь Василия Григорьевича Зюзина жена окольничего Алексея Ивановича Годунова», похороненная впосл. в Чудовом мон-ре ( Малиновский. 1992. С. 135). Сообщение о починке обветшавших монастырских строений в 1625 г., по-видимому, восходит к тексту Л. М. Максимовича, повторенному архим. Амвросием (Орнатским) ,- авторы упоминают, но не цитируют грамоту, выданную Зачатьевскому мон-рю 28 апр. 1625 г. ( Максимович. 1796. С. 5; ИРИ. Т. 3. С. 90). В этот день обитель сгорела ( Милютин. 1850. С. 121). Упоминание Максимовича и архим. Амвросия служило основанием для ошибочной датировки каменного 2-шатрового монастырского собора 1625 г. Однако в описи Белого города, составленной после пожара 10 апр. 1629 г., эта церковь названа деревянной и сгоревшей. В том же тексте помимо упоминания монастырской слободы в Чертолье рассказывается о том, что после Смутного времени на занятых ранее огородами монахинь землях, расположенных за кельями, были «по даче из оброку игуменьи с сестрами» построены дворы, также, по-видимому, служившие источником монастырских доходов. К 1629 г. кельи были плотно окружены городской застройкой. Семиверхая башня Белого города названа в описи Алексеевской, т. о. спустя 60-80 лет был подтвержден топоним после того, как М. А. м. обосновался в Чертолье (Красный архив. 1940. 4(101). С. 205).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

29 Алберт Великий (1193-1280) - доминиканский монах, ученый-алхимик. Отличался энциклопедической образованностью, одно время был профессором, затем занимал высокие церковные должности. В своих трудах основывался на воззрениях Аристотеля, сочетая их с церковными преданиями и собственными оригинальными идеями. В научном познании большую роль отводил наблюдению, в то же время верил в магию и астрологию и считал истинными многие рассказы о чудесах. 30 Бакон (Бэкон Роджер, 1214-1294) - францисканский монах, алхимик. Придавал большое значение опыту, но опытом считал не только вещественный эксперимент, но и веру. Бэкону приписывают книгу " Изображение алхимии " , которая пользовалась большой популярностью в средние века. 31 Лулл Раймонд (1235-1315) - францисканский монах, алхимик и богослов. В XIV и XV вв. ему приписывали получение " философского камня " . В соответствии с воззрениями Лулла, истинный алхимик вносит стройный порядок в мир взаимных превращений веществ, при этом он объединяет в себе и ученого, и философа, и творца-художника. 32 Василий (Вазилий) Валентин - автор сочинений, вышедших около 1600 т. (книги по алхимии, " Галиграфия " , " Триумфальная колесница Антимония " и " Завещание " ), который выдавал себя сам или был выдан одним из своих издателей за монаха XV в. Имя автора - своеобразная литературная мистификация, которая была в духе того времени: псевдоним имел аллегорическое толкование, намекая на оба " блага " , которые в соответствии с учением алхимиков получал всякий владевший " камнем мудрости " - власть (basilius - царственный) и силу (valentinus - сильный). 33 " Magiae naturalis " ... durch Wolfgangum Hildebrandam... - Книга эта, впервые изданная, по-видимому, в 1611 г., выдержала на протяжении нескольких лет ряд переизданий (1612, 1616, 1618, 1625 гг.), что свидетельствует о ее большой популярности. В книге собраны сведения из самых различных областей знаний: астрономии, математики, естественных наук, алхимии и т. д. В ней приводятся каббалистические знаки и даются их толкования. Об авторе или, точнее, составителе книги Вольфганге Гильдебранде до нас дошли самые скудные сведения. Годы его жизни можно назвать лишь приблизительно: конец XVI-haчaлo XVII в. Место жительства - Тюрингия. Его основная профессия - нотариус.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Борис Михайлович Салтыков († 1646 г.), боярин в 1613—1625/26 гг., в 1624—1633 гг. в опале, боярин в 1633—1646 гг. Михаил Михайлович Салтыков († 1671 г.), окольничий в 1623—1625/26 гг., в 1624—1633 гг. в опале, окольничий в 1633—1641 гг., боярин в 1641—1671 гг. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 1—1 об. Там же. Л. 2 об. Там же. Л. 3 об. Там же. Л. 4. Юрий Яншеевич Сулешев († 1643 г.), князь, боярин в 1615—1643 гг. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 106. Там же. Л. 8—8 об. Там же. Л. 12 об. Там же. Л. 12. Там же. Л. 169—183 об. Там же. Л. 172 об. — 173. Петр Михайлович Салтыков († 5 июля 1690 г.), кравчий с 1647 г., боярин в 1658—1690 гг. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 17. Там же. Л. 19—19 об. Салтыковы: Алексей Петрович († после 1724 г.), боярин с 1682 г.; Петр Петрович († 1699 г.), боярин с 1688 г. Иван Никитич Хованский, князь († 1656 г.); см.: Эскин Ю. М.Иван Никитич Хованский. М., 2019. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 180 об. Хованские, князья: Петр Иванович († 1709 г.), стольник в 1668–1676 гг., боярин с 1677 г.; Иван Иванович (около 1645–1701 гг.), стольник. Там же. Л. 167. Там же. Л. 82–82 об. Василий Леонтьевич Кафтырев, московский дворянин в 1618/19–1624/25 гг. Вероятно, принял монашеский постриг с именем Варсонофий. Там же. Л. 111 об. Дементий (Диомид) Васильевич Кафтырев († 1647 г.), московский дворянин в 1627/28—1645 гг. Его сыновья: Михаил († 1689), стольник; Константин, стольник в 1686—1692 гг. Там же. Л. 83. Семен Васильев Сыдавной Зиновьев, дьяк, думный дьяк в 1605–1619 гг. Там же. Л. 63–63 об. Филипп Федорович Голенищев, дьяк в 1597/98–1611 гг. Там же. Л. 60–60 об. Емельянов Никифор, дьяк Большого дворца в 1612 г. Там же. Л. 122 об. Гавриил Семенович Порошин, подьячий Стрелецкого приказа в 1646 г. Там же. Л. 47. Пимен Львов Панов, дьяк Патриаршего дворцового приказа в 1666–1675 гг. Там же. Л. 66 об., 69–69 об. Арсений Елассонский († 29 апреля 1630 г.), архиепископ при московском Архангельском соборе в 1607–1613 гг., в 1613–1615 гг. архиепископ Тверской, а с 1616 г. –Суздальский. Там же. Л. 6 об. Мария (Евфимия) Ивановна Салтыкова († 1639 г.), супруга боярина Б. М. Салтыкова, записана в книге под своим крестильным именем.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

65 к., да сверх того славленые деньги по разделу с прочими певчими, а в 1726 г., по указу блаженной памяти Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, от той певческой службы уволен по его желанию, по-прежнему в дом Крутицкого Архиерея в котором обретается и поныне певчим же; жалованья получает точию 3 р. 50 κ.; хлеба, ржи и овса, и запаса по 9 четвертей всего, – да сверх того бывает временно дача, по разделу с прочими певчими, ставленнических денег, в том случае, копеек 20 и более, когда оные производятся ставленники, и сверх того, никаких доходов ни откуда не имеет». Хор певчих Петра I представляется достойным завершением всего, что начато и сделано было для партесного пения в исходе XVII в. Это был хор с отборными и образованными голосами, и совершенно верный исполнитель державной воли, и церковных постановлений о богослужебном пении. В нотных книгах этого хора всегда можно прочитать то, чего хотел великий Монарх, когда решился развить и поддержать партесное пение в богослужебном употреблении. Государевы певчие дьяки, под наблюдением и при личном содействии самого Императора, строго держались определенного направления в партесном пении. Это направление, по своему характеру и разумеется, с некоторыми улучшениями в композиции, могло бы еще на долго украшать церковное пение, потому что оно успело утвердиться в России повсюду, где проводили остаток дней своих Государевы певчие или куда заносились их тетрадки, плод немалых трудов и усердия их к церковному пению. Тетрадки нотного пения, современного Петру I, употреблялись еще в Москве около 1780 г. V. Список Государевых певчих дьяков XVII в. 131 1625 г. Букин Юрий, 1625 г. 1 ст. Васильев Иван, 1625 г. 2 ст. Васильев Сергей, 1625 г. 3 ст. Ищейкин Иван, 1625 г. 1638 г. 3 ст. 1639 г. 2 ст. Кипелов Богдан, 1625 г. 1 ст. Кистенников Петр, 1625–1639 г. 3 ст. Клементьев Петр, 1625 г. 3 ст. Никитин Василий, 1625 г. 1 ст. Подунаев Петр, 1625 г. 1 ст. Порыльский Андрей, 1625 г. 3 и 2 ст. Савин Степан, 1625 г. 2 ст., 1635–1640 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Кир. мон. 54–654, л. 21 об.). 1206 Старец Даниил Донской умер, вероятно, в июле 1615 года (Рукоп. Кир. мон. 54–654, л. 12). – В Синодике 754–1011, л. 45 об. – начиная с Даниила имена писаны иными чернилами. 1207 Старец Варлам Боровитин числится умершим в октябре 1615 года (Рукоп. Кир. мон. 59–659, л. 3). 1208 Старец Иона Кемский значится умершим в ноябре 1615 года (Рукоп. Кир. мон. 59–659, л. 5 об.). 1210 «Лета 7124 (1616) году, Генваря в 5 день, на память святых Мученик Феопемта и Феоны, преставись раб Божий Царь Семион Бекбулатович, во иноцех схимник Стефан» (Древн. Росс. Вивл., изд. II, ч. XIX, стр. 385, надгробие в Симонове монастыре). Занесен в Синодик – как бывшей инок кирилловский. 1211 Старец Васиан (sic) Кожевник значится в числе умерших в апреле 1616 года (Рукоп. Кир. мон. 59–659, л. 16 об.). В Синодике 754–1011, л. 46: «Васиана». 1212 Старец Феогност Болховитин значится умершим в мае 1616 года (Рукоп. Кир. мон. 59–659, л. 18 об.). 1213 Старец Симеон Сороярский значится умершим в июле 1616 года (Рукоп. Кир. мон. 59–659, л. 20 об.). 1214 В приходн. кн.за августа 1615 г. замечено, что «после старца Константина Бирилева осталось денег 57 " (рублев? – Рукоп. Кир. мон. 54–654, л. 14 об.). 1215 Старец Герман значится умершим в октябре 1617 года (Рукоп. Кир. мон. 70–670, л. 4 об.). – В приходной книге Кириллова монастыря (за 1617–1618 года) в декабре 1617 года значится еще умершим старец Нектарий Сиземец, не упомянутый в Синодике (Рукоп. Кир. мон. 70–670, л. 6 об.). 1216 Старец Матфей Ворбозомский значится умершим в апреле 1618 года (Рукоп. Кир. мон., 70–670, л. 11 об.). 1218 Старец Иов Чапкин значится умершим в августе 1618 года (Рукоп. Кир. мон. 70–670, л. 18 об.). 1219 Старец Филипп Крашенина в книгах за декабрь 1618 года назван умершим (Рукоп. Кир. мон. 73–678, л. 7). 1220 Старец Арсакий Федосьина Городка в книгах за декабрь 1618 года назван умершим (Рукоп. Кир. мон. 73–673, л. 8). 1221 Священник Кирилла Алимпиев в книгах за февраль 1619 года назван умершим (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

2) Форма ведения дел на соборе была двояка – или речью, или письменная. Так, на соборах 1613, 1618, 1621 годов предметы для рассуждения предлагались речью; напротив того, на соборах 1566 и 1642 годов членам собора даны были особо составленные записки, подробно излагающие предмет рассуждения. Ответы или мнения членов собора иногда подавались изустно на самом соборе, как это было на соборах 1613, 1616, 1618, 1621 и 1634 годов; а иногда письменно, как это было на соборах 1566 и 1642 годов. Иногда царь сам присутствовал на соборе и говорил к собору речь, а иногда не присутствовал. Иногда к выборным по статьям или чинам приставлялись государевы дьяки; так на соборе 1642 года к стольникам был приставлен дьяк Спиридов, к дворянам Московским, стрелецким головам и жильцам – дьяк Лукин, к дворянам и детям боярским, городовым – дьяк Атарский. Места для заседаний собора были различны – так собор 1548 года был на площади подле лобного места, собор 1613 года, избравший на царство Михаила Федоровича в Успенской соборной церкви в Кремле, собор 1621 года в золотой большой, грановитой палате, собор 1634 года – в столовой избе. Время или число заседаний собора условливалось предметом занятий, так соборы 1612 и 1642 годов имели по нескольку заседаний, а соборы 1618 и 1621 годов по одному заседанию. 3) Приглашение на земский собор делалось правительством из Москвы которое посылало грамоты по всем городам, чтобы высылали выборных людей, которых излюбят местные земщины, причем определялось, сколько выборных людей прислать из какого города; число это по разным соборам было неодинаково, а иногда даже вовсе неопределялось число выборных. Так, например, на соборе 1613 года тогдашнее Московское правительство посылало грамоты по городам, чтобы изо всех городов, изо всяких чинов послали к Москве для земского собора и государского обиранья лучших и разумных людей, не определяя по скольку человек, которые выборные и были членами земского собора в Москве до 1616 года. При перемене же выборных людей в 1616 году царь Михаил Федорович писал по городам, чтобы выслали для царского и земского дела на совет по три человека с города, лучших и середних людей, добрых, разумных и постоятельных, которым, приехавши в Москву, явиться в посольском приказе к дьяку Петру Третьякову. Судя по приглашеньям на сии два собора выборные люди избирались всем местным обществом без различия сословий, выбор падал на того, кому верило целое общество, не обращая внимания на то, к какому бы сословию ни принадлежал выборный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

Молитва находится в потребниках 1625, 1639 и 1651 годов, а также в требнике, напечатанном в Остроге 1606 г. и нет ее в служебниках 1602, 1616, 1625, 1635 годов. VII. Молитва от скверны: Господи Боже наш, един благ и человеколюбец, един свят и на святых почиваяй. Молитва содержат моление только о младенце. Пред чтением ее положено благословение священником чела, уст и персей его. Пред нею говорится: Мир всем. Главы ваша преклоните. Молитва содержит согласно заглавию, моления об очищении от скверны. Под скверною же разумеются злые действия духа злобы, осквернения души. В молитве взывается: «Ты сам Владыко пресвятый призыванием страшнаго и пречистаго Ти имене, и образом честнаго и животворящаго креста, благослови и очисти раба твоего, имя рек, оскверньшагося от всякаго неприязненнаго духа» и т. д. Чтобы подвигнуть Господа на умоление, воспоминаются апостолы Петр и Павел, изрекшие слово об очищении, и то, что Господь верховному Своему апостолу Петру «явльшимся ему видением, ничто же скверно или нечисто мнети от Него сотворенных, на пищу и в наслаждение человеком и сосудом Своим Павлом вся чиста чистым заповедав». Новорожденный младенец, таким образом, сравнивается с язычниками, которых Господь признал чистыми, приказал призывать поэтому их в христианство . Если же младенцы подобны тем, коих Господь не велел признавать нечистыми, а назвал чистыми, то к чему над младенцами читается молитва от скверны. Пример ап. Петра в молитве неудачен. Молитва находится в служебниках 1602, 1616, 1625, 1635, в потребниках 1625, 1639, 1651 годов. Эту молитву положено было, в потребнике 1635, 1651 г., читать пред церковию при входе в нее жениха и невесты, вступивших в 2 и 3 брак. VIII. Наконец, к молитвам по рождении младенца принадлежала молитва, дитя в колыбель класти: Содержителю Слове Отчее, Сам совершен Сый Иисусе Христе. Эта молитва та же, что и на сон грядущим (свят. Антиоха), только несколько измененная и добавленная. В ней возносятся прошения к Богу не в 1-м, а в 3-м лице. В ней, например, вместо: «спяща мя сохрани» говорится «спяща его сохрани».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

в начале второй половины XV-ro века Николаевский монастырь уже существовал. ??рывный ряд Настоятелей, преемство которых одного другому и годы правления монастырем известны, начинается со строителя Иова, вступивши в управление монастырем в 1616-м году. В период времени с 1616 по 1771-й год – год приписки Николаевского монастыря к Зеленецкому, в течение 155 лет, в монастыре переменилось 43 настоятеля: игумены, стр?? архимандриты. Из числа этих 155 лет на первые 98 лет (с 1616-?? самостоятельного существования монастыря падает только 12 настоятелей, остальные 31 настоятель сменились в течете 57 лет зависимости монастыря от Александроневской лавры, когда строители монастыря круглым ч?? управляли Николаевским монастырем с небольшим по полтора года к ?? Затем, когда в 1811 году монастырь снова получил самостоятельность, в течение 59 лет (с 1811 по 1870 г.) в монастыре сменилось 10 настоятелей и в настоящее время управляет 11-й настоятель. Таким образом, 157 лет самостоятельного существования монастыря в нем сменилось ??стоятеля, так что каждый из них круглым числом управлял монастырем около 7 лет. Если допустить, что и поименованные в древних монастырских синодиках 23 настоятеля, управлявшие монастырем с 1616 года, управляли круглым числом каждый около 7 лет, то окажется, что период времени управления монастырем ??настоятелей мог простираться до 157 лет и первый из сих настоятелей игумен Антоний уже в 1459 году мог управлять монастырем. А ?? еще обратим внимание на то, что в древности вообще настоятели монастырей сменялись реже и управляли монастырями дольше, 102 чем в позднейшие времена; если обратим внимание на то, что на 12 настоятелей, управлявших монастырем с 1616 по 1714 год, из 98 лет их управления монастырем, приходится на каждого круглым числом по 8 лет и 2 месяца управления; то период управления известных до 1616 года настоятелей монастыря (по 8 лет два месяца на каждого) с большой достоверностью может быть определен в 187 лет и 10 месяцев, и следовательно с большой достоверности можно будет допустить, что первый, упоминаемый в синодиках, игумен Антоний управлял монастырем уже в 1428 году, или точнее, что в это время монастырь уже существовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

они полагают во Отчее лице» и т. д. 471 . Т. е. спор был о том, вся-ли молитва на освящение богоявленской воды обращена к лицу И. Христа, или же только до слов: сам и ныне, а с этих слов она обращена к Отцу. Исправители утверждали первое, а соборные заседатели второе. Впрочем, об этом сказано нами раньше при обозрении всех исправлений. В другом месте той же речи к Филарету Наседка говорит, что «мнози нам, неразумным на соборе запрещали о истине не глаголати, и приводячи свидетельство, на водоосвящении положили так быти, что говорит: освяти, Владыко, воду сию Духом Твоим Святым и огнем… А приводили свидетельство от Луки евангелиста девятаго зачала; и тебе, государю, самому известно, яко Лука евангелист не о Отце рек: Той крестит вы Духом Святым, но о Сыне, тако-же и Бог-Отец не о себе, но о Сыне своем единородном. И они, неведомо каким разсуждением Сыновне действо на Отца возлагали, – и по их изложению так указуется, святыя Троицы, аще не три составы (лица) призываемы, не дествуют совершения святыни всяких вещей ко спасению верным» 472 . Исправители старались, конечно, оправдать правильность своей справы, но в каких выражениях – об этом мы не знаем; свои-же защитительные речи они написали значительно позже собора 1618 года. Хотя в одном сочинении Наседки и сохранился отрывок речи, о котором можно-бы сказать, что он был произнесен именно на соборе 1618 года, но мы ниже покажем, что отрывок этот был произнесен на соборе не 1618 г., а 1619-го. Дело в том, что над 4-ю главою сочинения Наседки в 40 глав есть такая надпись: «на соборе се дано Крутицкому Ионе о самой молитве, о ней-же раздор», – и затем в ней доказывается неуместность слова и огнем. Но Иона Крутицкий был на соборе и 1619 г,, а потому эта заметка над 4-й главой не есть еще доказательство, что отрывок произнесен был на соборе 1618 года. Может быть, впрочем, на соборе 1619 года были повторены те же доказательства неуместности слова и огнем, какие раньше были приведены на соборе 1618 года. Далее, в частности у Арсения с чудовским архимандритом Авраамием был на соборе 1618 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

послание «преподобнейшему в иеромонасех господину отцу Кириллу, люботрудному проповеднику Слова Божого, Замостскому» с просьбой прийти в скит и перевести грамоту от Иерусалимского патриарха. В письме говорится о копиях патриарших посланий, написанных иером. Кириллом. Возможно, иером. Кирилл из Замостья - это К., однако, по мнению Исаевича и Мицко, речь идет о Кирилле (Ивановиче). В 1618-1619 гг. К. странствовал в пределах Волынского воеводства (Кременецкий повет) Галицкой Руси (мест. Унев). До 12 янв. 1618 г. К. жил в Уневском Успенском мон-ре: этим числом датируется приписываемая ему прощальная речь к братии указанного мон-ря - «Благословение, глаголанное к братиям уневским по отходе, лета 1618, ианнуария 12» (ЛНБ ОР. Ф. 5. 827. Л. 179-180). К. атрибутируют письмо Кирилла, настоятеля Любартовского мон-ря (в мест. Любартове, ныне пос. Любар Житомирской обл.), составленное в 1618 г., Минскому братству, где говорится о невозможности прислать искусного проповедника для братства и содержится призыв единодушно отстаивать православную веру. Однако автором письма был, по-видимому, не К., а игум. Кирилл (Томашевич) (в соборном постановлении от 16 авг. 1628 Кирилл Любартовский упом. как «прот монастырей воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского»; К. к этому времени уже принял унию). Из Унева К., вероятно, переехал в Почаевский мон-рь (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. лавра ). 12 марта 1618 г. К. издал в своей передвижной типографии в Почаеве кн. «Зерцало богословия», в 1619 г. в Рохманове выпустил в свет «Евангелие учительное». В обоих изданиях К. впервые выступает как «иеромонах и проповедник Слова Божьего... Кирилл Транквиллион Ставровецкий» без указания на место служения (версия о том, что Транквиллион - монашеское имя К., подтверждения не нашла). В «Евангелии учительном» К. пишет, что терпел незаслуженные гонения как от духовных, так и от светских лиц, но не указывает, от кого конкретно, сообщает о своем вынужденном «пелгримстве». В 1625 г. (или ранее) в Киеве на Соборе под председательством митр.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010