Не ясно, почему здешние грунтовые погребения середины IX – первой половины X в., выполненные в деревянных гробах и преимущественно безынвентарные, надо считать праболгарскими, а соседствующие с ними плитовые могилы христианскими? Ведь крещеных хоронили и в тех и в других, в одинаковом положении, на спине, с ориентировкой на запад при некотором отклонении на север или юг. Их этническое своеобразие, антропологические признаки отступали перед этим главным, что приобщало к миру ромеев, к миру великой православной культуры. О «биритуальности погребального обряда» в этом случае говорить не приходится 1614 . К слову, аналогичная картина прослеживается в тепсеньском некрополе середины VIII – второй половины IX в. 1615 Обнаруженные здесь стелообразные, с высеченными или вырезанными изображениями крестов, а также крестовидные каменные надгробия подобны встречающимся в некрополях Херсона, Боспора, Сугдеи, Суук-Су, Лучистого, Скалистого, Гончарного, Сахарной Головки, то есть принадлежат ромеизированному населению, разделявшему византийские ментальные ценности 1616 . На то же указывают результаты раскопок тепсеньского жилого комплекса в 1949 г., где были обнаружены три бронзовых нательных крестика, склепанные из бронзовых пластинок (вторая половина VIII – IX в.), а также находка в доме-пятистенке поливного белоглиняного блюда с изображением рыбы, которое могло служить в качестве дискоса 1617 . Симптоматична и находка на Тепсене раннего епископского «ленного» перстня, который, вероятно, передавался из столетия в столетие 1618 . В культурном слое вместе с двумя дирхемами середины IX в. при раскопках христианского храма, исследовавшегося в 1998 г., был обнаружен обломок формы для отливки христианских медальонов-амулетов с изображением креста в круге, так называемых «самоварчиков " -ладанок, и крупных ключей, а на дне пифоса из постройки второй половины IX – первой половины X в. оказалась сердоликовая восьмигранная вставка в перстень с характерным раннехристианским изображением креста и двух рыб по бокам 1619 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1616 . Таким образом, Й. Юнгманн не точен в утверждении, что в восточных литургиях «символ, как правило, произносится людьми, как в египетских литургиях, так и в византийских; или его произносит представитель людей; но он никогда не читается священником и никогда не поется». 1617 У русских православных и некоторых других христиан он всегда поется. Греческая практика неоднородна, но нельзя опираться на использование глагола «λγε» в рубриках, как это делает Юнгманн. В греческой литургической терминологии λγεν – так же, как в сирской эмар – означает и говорить, и петь. Это можно проследить, например, по рубрикам о пении литаний диаконом. 1618 Несколько константинопольских источников явно свидетельствуют об этом: ВАС по Кодексу Пиромала и Йоханнисбергской версии и архиератикон British Museum Add. 34060, утверждают, что символ «поют» все – Кодекс Пиромала и Йоханнисбергская версия уточняет, что архидиакон начинает пение. 1619 Позже трактат «О службах» Псевдо-Кодина (13501360) говорит о «чтении» (νγνωσις) символа в коронационной литургии. 1620 Воздух Каково происхождение любопытной современной практики снятия воздуха после мира и водружения его над дарами во время Символа веры ? По всем древним источникам, воздух снимается уже после символа во время диалога, предшествующего анафоре. Та же самая практика прослеживается в диатаксисах, упоминающих удаление воздуха, в греческих и славянских рукописях и печатных изданиях вплоть до XVI в. 1621 1. Происхождение обычая У существующей практики есть длинная история, которая, по-видимому, началась в Сирии. У Севира Антиохийского († 538 г.) в послании 105 к Кесарии Ипатиссе есть следующий пассаж, где он говорит о покрове в антиохийской традиции: [В] Палестине и Иерусалиме в то время когда священник творит упомянутую молитву, диаконы часто и непрерывно поднимают [покров] и опускают снова до конца молитвы, после чего священник начинает прошение над предложенной жертвой. Совершаемое таким образом напоминает нам о покрове или покрывале, которое спустилось с небес к Петру... Поэтому ткань, положенная на алтарь показывает, что будучи поднимаемой и опускаемой, она являет изобильный и прекрасный дар божественного Духа, который снизошел на Петра в видении... 1622

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нищий абие рече: Да будет вам тако, в камение снедное да вратится всяко. И бысть слово то делом, ибо, яже быша пищная, в камение вся ся претвориша, Обаче цвет и образ вещей сохранися, тако скупство тех купцев от Бога казнися. Каятися Греши л ли еси, не отчаевайся, но скоро в слезах к Богу обращайся. Малыя слезы 1609 всяк грех омывают, аще от сердца умилна бывают. Клевета Хотяй мужу клеветну уста заградити да тщится благочестно пред народом жити. Аще тя сребролюбца некто нарицает, рука ти милостину 1610 щедрую да дает. Неблагоговейна ли тебе прозывают, часто тя на молитве в церкви да видают. И ина 1611 противная клеветам творити подобает хотящым клеветы избыти. 2 Иже пса лающаго грядый презирает, стужания онаго удобь избывает. Иже паки со жезлом на него стремится, лютее стужанием 1612 того озлобится. Тако, иже клеветы весть пренебрегати, ничто же от них может досадно страдати. Сопротивляяй же ся много оскорбится, яко противлением она разширится. 3 Старца Сусанну чисту клеветаста, с юным блудившу ону глаголаста. Жена без вины на смерть осудися, но чрез пророка Богом свободися, Ибо Даниил мудре испытал есть, абие старцев клевету познал есть. Жене добрую славу возвратил есть, старца каменми убити судил есть. 4 Клеветы многи Христу наношаху врази, обаче блудна И не зваху. 5 Стрела вонзенная люте досаждает нозе грядущаго и мира не дает, Донде же искусно извлеченней быти, тогда бо престает досаду творити. Точне клеветнику досада бывает от слова держима, аще когда знает Грех друга своего, не может держати, нудится, да бы то и прочым 1613 сказати. 6 1614 Краставый человек дерет, копысает плоть везде пред всеми, и срама не знает. Тако муж клеветный не может держати от клевет языка, тщится обхуждати. 7 Бритва с власов скоро главу обнажает, не скоро же ими она обрастает. Тако клеветами скоро слава тлится, но зело неудобь тажде возвратится. А конечно нужда славу возвращати, кто-либо кому есть 1615 дерзнул ю терзати. 8 Кто славу чужду 1616 клеветник терзает, слышащых 1617 душы 1618 зело уязвляет,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Так, он не начинал священные совершения таинств, прежде чем не явится ему в предсовершательных молитвах 1612 благоприятное священное видение. И он говорил, что был однажды огорчен кем–то из неверующих. Он печалился оттого, что тот совратил кого–то от Церкви к безбожию, когда этот новокрещеный только еще совершал дни иларий 1613 . И необходимо было об обоих благоподобно помолиться и, взяв в помощники Бога–Спасителя, одного обратить, а другого благостью победить и не покинуть, уча всю жизнь 1614 и доныне, и таким образом возвести их к божественному знанию, чтобы, даже если бы их раздирали сомнения и они неразумно ожесточались, были бы вынуждены оставаться по закону справедливости здравыми (букв.: целомудрствовать). Но не стерпев этого прежде всего в себе, не знаю, как, исполнившись тогда некими многими злыми замыслами и горечью, он в таком плохом состоянии лег спать, ибо был вечер. Около же полуночи – а у него был обычай в это время 1615 бодрствовать в уединении для пения божественных гимнов – он поднимается, не насладившись без волнения 1616 покоем из–за многих снов, всегда прерывавшихся. Стоя, однако же, на божественной беседе, он неблагочестиво скорбел, горевал и говорил, что несправедливо, если останутся живы безбожные люди, развращающие «правые пути Господни» ( Ос.14:10 ; ср. Деян.13:10 ). И говоря это, молил Бога, чтобы какая–нибудь молния 1617 без пощады лишила жизни обоих разом. И когда он это сказал, вдруг – говорил он – показалось ему, что он видит, что дом, в котором он стоит, сначала поколебался, а затем разделился с самого верха на две половины, и перед ним вспыхнул с небес и на него опускается некий очень яркий огонь (ему ведь казалось тогда, что крыши нет), а небо открыто, а на небе – беспредельный Иисус с предстоящими Ему человековидными 1618 ангелами. Он видел это, глядя вверх, и удивлялся. Наклонившись же вниз, Карп, сказал он, увидел в земле некую темную разверзшуюся и зияющую пропасть и – что те мужи, которых он проклинал, стоят перед ним у края этой пропасти, жалкие, трепещущие так, что больше не могут держаться из–за неустойчивости их ног 1619 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Автор второй части Великопольской хроники кустод познаньский Годислав Башко (ум. около 1284 г.) знает «князя Руси» (волынского князя) Василько Романовича 1613 . Под 1259, 1262, 1266 гг. в этом сочинении Даниил Романович фигурирует как «король Руси» (rex Russiae) 1614 . Появление этого термина в труде представителя католической церкви было связано, очевидно, с фактом коронации Даниила и употреблением королевского титула в папских документах. В XIII b. была составлена «Венгеро-польская хроника», автор которой использовал в качестве главного источника «Житие» венгерского короля Иштвана (Стефана) «Святого», написанное в 1112 – 1116 гг. епископом Хартвиком, а также некоторые польские памятники, введя в текст ряд собственных вымыслов. Значение «Венгеро-польской хроники» как источника поэтому весьма невелико 1615 . Говоря о событиях XI b., автор этой компиляции сообщает о женитьбе венгерского королевича Ласло (Ладислава), сына короля Бeлы I (1061 – 1063 гг.), на дочери «князя Руси из Галича Мстислава». Здесь же фигурирует «королевство Галича» (Galiciae regnum) 1616 . Сам этот факт не находит подтверждения в других памятниках. Неизвестен и галицкий князь Мстислав в XI b. Зато наименование Галича королевством и упоминание о его князе (dux) характеризует представление польского компилятора XIII b. о сильном Галицком княжестве (королевстве) как одном из восточнославянских государств, пришедших на смену относительно единой древней Руси. Свидетельство о раздробленности Руси во второй половине XIII b. находим в «Книге» венецианца Марко Поло, продиктованной им в 1298 – 1299 гг. и содержащей описание путешествия, совершенного им в 1271 – 1295 гг. 1617 Марко Поло не был на Руси, пройдя южнее, но он сохранил рассказы современников и очевидцев, которые ему, очевидно, довелось услышать. Поэтому венецианцу было известно, что «Россия большая страна на севере... Тут много царей и свой собственный язык» 1618 . Другими словами, современники-иностранцы во второй половине XIII b. знали об этническом единстве Руси и о ее политической раздробленности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нужно полагать, что эти византийские Цамблаки были ветвью одной и той же болгарской фамилии Цамблаков и потому приходились в отдаленном родстве Григорию Цамблаку. Вероятно, в начале XIV в. или ранее они переселились из Болгарии в Византию, поступили на службу к императору и достигли высокого положения. Судя по тому, что один из них не отказывается участвовать в войне против болгар, следует думать, что эти Цамблаки в Византии стали совершенными греками и забыли о родине. Впрочем, личную связь их с болгарскими Цамблаками можно допустить. Быть может, быстрая карьера Киприана и, как увидим, Григория Цамблака отчасти была следствием покровительства им Константинопольских родственников. Отец Григория Цамблака, по-видимому, умер очень рано. По крайней мере, в 1379 году, когда чрез Тернов проезжал Киприан, он уже едва ли был в живых. Описывая в своем похвальном слове встречу Киприана, Григорий ни слова не говорит об отце, хотя последний должен был бы присутствовать при ней, если бы был жив, а упомянуть об этом для Григория было достаточно поводов. Если это так, то Григорий очень рано остался на попечении патриарха Евфимия и, может быть, своей матери. Детство и юность Григория протекли в Тернове; здесь же он получил свое образование под руководством патриарха Евфимия, как он сам об этом свидетельствует в слове Киприану 1616 . О своем воспитателе и учителе он —61— сохранил навсегда самые теплые воспоминания и впоследствии написал его «житие» в ораторской форме «похвального слова», где даже напыщенная византийская риторика не может скрыть его искреннего благоговения к памяти Евфимия 1617 . Преосв. Мелхиседек, полагает, что Цамблак получил в Тернове под руководством Евфимия первоначальное образование, которое он завершил в Константинополе 1618 . Но для такого взгляда нет никаких оснований. Напротив, все заставляет думать, что свое детство, отрочество и юность, – т. е. тот период жизни, когда он должен был получить свое полное образование, Цамблак провел в Болгарии, никуда не выезжая за ее пределы 1619 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При таком понимании Логика априорна в том смысле, в каком у Аристотеля «целое» было первее своих «частей», а государство было первее индивидуума. Однако, как уже обнаружилось, спекулятивное отношение не осуществляется между Логикой и низшими сферами. Это создает глубокое и утонченное затруднение, которое Гегель пытается устранить на пути компромисса. Именно религиозное значение логического процесса позволяет ему найти здесь компромисс, который все же несколько затушевывает, хотя и не устраняет создавшееся затруднение. Компромисс этот состоит в том, что логический процесс получает значение творческого предобразования мира в его основной сущности. Строй мира, последовательно располагающийся от низшей ступени (пустого пространства) до высшей (нравственность народа), развертывается как бы уже в Логике, провиденциально творимый чистым Божественным Понятием. Логика как бы уже содержит строй мира, но не актуально, а потенциально; чистое понятие живет в ней как бы мистическим предчувствием своих грядущих путей и судеб. Логика таинственно населена тенями будущего мира; чистое понятие, раскрываясь, как бы провидит в вещем сне свою позднейшую судьбу. Поэтому строй Логики как бы предначертывает то развитие, которое имеет осуществиться в дальнейшем. Это выражается в том, что логические категории развертываются в порядке, соответствующем предстоящему развитию мира. Логика не просто открывает «внутреннюю природу духа и мира» 1616 в её существенных категориях; она открывает её именно в той самой последовательности, в которой ей предстоит развернуться в действительности. Понятие предобразует 1617 «конкретные науки» в Логике так, как оно образует их изнутри 1618 в их собственной сфере. Ход логики и ход конкретных наук согласованы. Так, первая часть «объективной» Логики («Sein») исследует именно категории неорганической природы: бытия, определенного качественно и количественно. 1619 Вторая часть «объективной» Логики («Wesen») раскрывает категории «переходных» состояний, ведущих от непосредственной бессознательности природы к постепенному образованию внутренней жизни (das Jnnere): 1620 «сущность» выделяется от «явления», срастается с ним в единую «действительность», и «бытие» оказывается углубленным в себя (zum Insichsein), 1621 опосредствованным, 1622 и способным к рефлексии (Reflexionsbestimmungen).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

«Чашу» сохраните в тайне с сестрицею Вашею [ 1611 ]. Пейте вдвоем из нее духовное утешение в скорбях Ваших. Вы, конечно, не поскорбите на меня за следующее: прочитав «Чашу», отдайте ее в собственность Елизавете Ивановне. — Я хотел ей написать, — но изнемогаю, должен идти, лечь на постель. А хочется перед ней не быть в долгу, потому предлагаю Вам эту просьбу. Преданнейший Архимандрит Игнатий. 1 декабря. 1612 ] Вы нисколько не ошибетесь, добрейшая София Ивановна, если всю жизнь нашу уподобите продолжительной войне. Каждому из нас предназначено взять у иноплеменников свой Иерусалим и свой Царьград. Слава на небе ожидает победителя и завоевателя, — бесчестие вечное ожидает решительно побежденного, допустившего себе падение, из которого нет восстания. Не желайте, прежде решительной победы, ни мира, ни отдыха. Сражайтесь! если чувствуете изнеможение, если побеждаетесь в мысли: то снова себя, старайтесь не быть побежденною на самом деле и обучиться со временем к победе при столкновении одних мыслей. Доставив Коле земное счастие [ 1613 ], постарайтесь доставить ему и небесное. Вот работа после работы. Ваша добродетель будет привлекать благословение Божие на Вашего сына; а за согрешение Ваше может разразиться над ним гнев Божий. Помните это и укрепляйтесь. Бог, доселе не оставлявший Вас, не оставит и на будущее время. Благословение Его да почиет над Вами. Вам преданнейший Архимандрит Игнатий. 24 мая 1848 года. Письмо мое к Иосифу Ивановичу и рукопись «Иосиф» возвратили [ 1614 ], приведя причину отсутствия Иосифа Ивановича, и якобы уже не он, а кто-то другой занимается изданием «Библиотеки для чтения» [ 1615 ]. Почему препровождаю к Вам и письмо мое, и рукопись, примите на себя труд то и другое доставить Иосифу Ивановичу. Вам преданный Архимандрит Игнатий. 4 августа 1848 года. Милостивая Государыня София Ивановна! Имею честь препроводить «Беседу предуготовительную к таинству исповеди» [ 1616 ]. Я согласен по слову Вашему, чтоб она была напечатана почтеннейшим издателем «Библиотеки для чтения», в отдельной книжке, в виде подарка подписчикам. Но должен сказать Вам, что эта беседа — подражание огласительным беседам святого Кирилла Иерусалимского [ 1617 ] — очень покажется новою в настоящее время для духовных цензоров, почему и предлагаю г-ну Старчевскому (а лучше б Иосиф Иванович взял на себя этот труд) побывать у К. С. Сербиновича [ 1618 ], питающего к изданиям Иосифа Ивановича особенное уважение. Если К. Сербинович одобрит беседу к напечатанию, то пусть г-н Старчевский выпросит у него записочку к цензору о. архимандриту Иоанникию, при такой записочке о. Иоанникий [ 1619 ], очень ко мне расположенный, нисколько не затруднится пропустить беседу, пропустить скоро, и не подвергая операции. Если ж беседа будет искажена перемарками и риторикой, низведена из антологического рода, в котором она написана, то я на напечатание ее не согласен. — Записочка, записочка от К. Сербиновичу! Она будет иметь магическую силу! Будьте здоровы!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

По словам Шарафу-ддина, Абраку-ль-Газзаф есть имя пустыни в области колена Асад, пустыни, населенной джиннами 1613 . Места жительства исчезнувших колен Тасм и Джадис, развалины Хиджара, о котором мы уже говорили в географическом введении, по вере арабов отданы Богом во владение джиннов 1614 . В области Аден идут горы, называемые Джебель-Джинн – горами джиннов, благодари развалинам зданий, которые здесь находятся и постройку которых приписывают джиннам 1615 ; на восточном конце Джебель-Саббер в Йемене находится много колодцев, которые все, в глазах нынешних арабов служат кладовыми, в которых хранятся сокровища джиннов 1616 . Без сомнения, все эти верования нынешних арабов и места, особенно, населенные джиннами, суть остаток арабо-языческой старины, наследие от предков язычников, которые глубоко верили в это и испытывали сильный страх, входя в подобные места, особенно, в ночное время, и даже, вообще, вступая в безлюдную пустыню или пустынную долину, необитаемую и почему-либо сильно поражающую воображение араба. 1617 В суеверном ужасе трепеща нападения обитателей подобных мест, араб, когда необходимость заставляла его проезжать через подобные места, прибегал к одному испытанному, по его верованию, средству, именно он просил защиты и покровительства у духа этого места и в качестве его клиента уже безопасно мог вступить в это место, потому что по понятиям арабов права и обязанности патроната не нарушимы. На этот обычай и верование древних арабов ясно указывает Коран: «Есть в человеческом роде люди, ищущие покровительства у некоторых из гениев, и это в них только избыток легкомыслия». 1618 Бейзавий в объяснении на этот стих говорит 1619 : «Были люди (т.е. из арабов), которые, входя в пустынное место, говорили: я ищу убежища у господина этой долины от зла безрассудного народа его». Арабы верили, что после подобного признания покровительства со стороны джинна владетеля пустыни, они приобретали его покровительство и даже помощь в затруднительных обстоятельствах жизни. В объяснение этого можно привести один рассказ из Казвини, рассказ, носящий на себе следы арабско-языческих воззрений. Именно по словам одного рассказчика преданий, он зашел однажды с своими овцами в одну долину, волк схватил ягнёнка; тогда этот человек встал и громким голосом закричал: «о обитатель этой долины»! Тотчас он услышал голос, который говорил: «волк, возврати ему его овцу»! Тогда волк принес обратно ягненка, освободил его из своей пасти и удалился 1620 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

В польских областях устанавливалась по договору полная свобода богослужения для православных: уния подлежала искоренению, Россия и Польша впредь до окончательного соединения обязывались не заключать мира и не вступать в войну без общего согласия (В первый поход были взяты Смоленск, Могилев, Полоцк и Витебск; во второй без боя взяты Минск, Гродно, Пинск, Вильно, все Литовское княжество. Хмельницкий дошел до Люблина; у Польши были отобраны не только Литовские города, но и Белорусские, а на юге русские уже осаждали Львов). Последующия события привели, однако, к войне со Швецией, ибо шведский король Карл X, пользуясь критическим положением Польши, вторгся в нее и завладел всей Великой Польшей, и простер свое внимание на области, уже завоеванные русскими, в том числе и на Литву. Несмотря на требование русского правительства не затрагивать русских завоевании, Шведский король не уступал, и весной 1656 г. началась вынужденная война со Швецией, которая привела к поражению русских под Ригой в октябре того же года и к приостановке Шведской войны, вплоть до заключения 3 летнего перемирия 1658 г. И безрезультатного мира с Швецией в 1661 г. Никон надеялся в этой войне отобрать у Швеции Ингрию и Карелию, населенные православными, и вообще русские города, потерянные в связи со смутой (По Столбовскому договору 1616 г. Москва отказалась от притязаний на Ливонию и Карелию; Швеция возвращала Москве Новгород, но оставляла за собой Ивангород, Копорье, Ям, Орешек, Ингрию). С Польшей же положение было регулировано перед тем Поляновским миром 17 мая 1634 г., по которому Россия уступала Польше все города, отданные по Деулинскому перемирию в 1618 г., когда Польша взяла себе за Филарета и Шеина Смоленск, Дорогобуж, Рославль, Чернигов, Стародуб, Новгород Северский, Трубчевск, Себеж, Невель. В отношении Шведских планов Никон был единомышленником Ордын-Нащокина после разрешения вопросов с Польшей в 1656 году. Но в виду пробуждения национального духа в Польше, отобравшей уже у Шведского короля его завоевания, и измены Выговского, переведшего в 1659 году (Гадячский договор 6 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010