на консистории 24 февр. 1616 г. распорядился, чтобы инквизиторы немедленно вынесли вердикт. Комиссия теологов во главе с кард. Р. Беллармином высказалась о недопустимости гелиоцентрической системы, после чего 26 февр. находившемуся в Риме Галилею было вручено предписание о запрете отстаивать мнение о том, что Солнце находится в центре мира, а Земля вращается вокруг него ( Mayer T. F. The Roman Inquisition " s precept to Galileo (1616)//The British J. for the History of Science. Camb., 2010. Vol. 43. N 3. P. 327-351). Сочинения Н. Коперника и др. авторов с изложением гелиоцентрической модели мироздания были внесены в Индекс запрещенных книг (5 марта 1616), однако др. репрессивных мер против Галилея в то время принято не было. Значительное внимание П. уделял миссионерской деятельности католич. Церкви. В 1607 г. он утвердил парагвайскую провинцию ордена иезуитов, где с 1610 г. начали создаваться особые миссионерские округа (редукции), в к-рых духовная и светская власть принадлежала членам ордена (подробнее см. в ст. Иезуиты ). Во франц. владениях в Канаде с санкции П. начали действовать миссии иезуитов (1611) и францисканцев-реколлектов (1615). Благодаря успехам Маттео Риччи (1552-1610) и др. иезуитов в Китае П. дал разрешение переводить на кит. язык Свящ. Писание и богослужебные тексты, а также готовить священников-китайцев (бреве «Romanae Sedis Antistes» от 27 июня 1615). П. поддержал (в 1616 и 1618) действовавшего в Индии миссионера-иезуита Роберто де Нобили (1577-1656), к-рый стремился приспособить католич. христианство к местным обычаям, за что подвергался критике со стороны Криштована де Са, архиеп. Гоа (1612-1622). П. поддерживал дипломатические контакты с рядом неевроп. правителей, надеясь тем самым добиться распространения влияния католич. Церкви. Через действовавших в Персии португ. августинцев-еремитов и итал. босых кармелитов (они проповедовали гл. обр. среди местных христиан: армян, ассирийцев, грузин) он вступил в переписку (с 1608) с шахом Аббасом I. Папа назначил августинца Антониу ди Говея титулярным епископом Кирены и апостольским викарием в Исфахане (19 авг.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Азии. И. славилась красителями для тканей, наибольшее значение имело производство синей краски из листьев растения индиго, особо ценилась индиго из Сев.-Зап. Индии. В 2 местах на Коромандельском берегу производился также красный краситель. Добыча алмазов стала в XVII в. одним из важных производств. Особенно славились копи Голконды. Наиболее развитой отраслью инд. промышленности была текстильная. Производилось ок. 150 сортов различных тканей, гл. обр. хлопчатобумажных, а также шелковых и шерстяных и тканей из волокна кокосового ореха (койры). Проникновение европейцев Появление европейцев. Роспись стен дворца Говинд-Махала в Орчхе. 1618 г. Появление европейцев. Роспись стен дворца Говинд-Махала в Орчхе. 1618 г. С кон. XV в. в Юж. Азию начинают проникать европейцы. 20 мая 1498 г. эскадра Васко да Гамы, обогнув мыс Доброй Надежды, бросила якоря в порту г. Кожикоде (Каликут) в Керале, на зап. побережье И. Вскоре португальцы основали неск. факторий по обоим побережьям И., а также на о-ве Цейлон. Гоа стал адм. центром всех португ. владений к востоку от мыса Доброй Надежды. Португальские колонии в И. представляли собой отдельные анклавы на вост. берегу Африки, в устье Красного м. и Персидского зал., на побережье И. и Цейлона, на Малайском п-ове и в Китае. В XVII в. в прибыльной вост. торговле приняли участие также купцы из Нидерландов, Англии, Дании и Франции. Они основали Ост-Индские компании, получившие от своих правительств монопольное право на торговлю с Востоком. Между ними началась борьба, к-рая привела сначала к ограничению португ. проникновения в И., затем почти к полному вытеснению из этой страны голландцев и, наконец, к англо-франц. войнам. Центром франц. владений в И. стал Пондишери (Пудуччери), основанный в 1674 г. Опорными пунктами англичан на зап. побережье были Сурат (с 1613-1616), Бомбей (с 1668, ныне Мумбаи), на вост. побережье - Мадрас (с 1639, ныне Ченнаи), в Бенгалии - Калькутта (c 1690). Появление европейцев. Роспись стен дворца Говинд-Махала в Орчхе. 1618 г.

http://pravenc.ru/text/389577.html

После проведенной военной реформы в 1601-1602 гг. был присоединен Бахрейн; с 1602 г. впервые в конфликте с османами Сефевиды стали вести наступательные операции. В 1603-1607 гг. Аббас I отвоевал Азербайджан, Лурестан, часть Курдистана и Вост. Закавказье, эти победы в 1612 г. закрепил Стамбульский мирный договор. В 1616-1618 гг. попытка реванша со стороны Стамбула потерпела крах и Серабский договор подтвердил условия мира по договору 1612 г. Аббас, возобновив войну с османами в 1623 г., через год завладел Двуречьем и шиитскими святынями. Еще до войны на востоке Аббас смог вернуть под свою власть хорасанские города, включая Мешхед (1597-1598), а в 1621 г. отбить Кандагар у Вел. Моголов. Тронная сцена. Лист из утраченной рукописи. XVII в. (ГМИНВ) Тронная сцена. Лист из утраченной рукописи. XVII в. (ГМИНВ) Аббас I продолжил сефевидскую традицию преследования суннитов и покровительства арм. иерархам и мон-рям. Вместе с тем в 1605 и 1618 гг. из Ереванского и Нахичеванского краев и Азербайджана в Ирак Персидский и Мазендеран было выселено неск. десятков тыс. армян и тюрков, а в 1615 и 1624 гг. в Центр. Иран переселено свыше 200 тыс. грузин из Кахети. Шахские указы обязывали христиан Закавказья поставлять в столицу определенное число юношей (их обращали в ислам и зачисляли в конный корпус гулямов или в дворцовые пажи) и девушек (которых поставляли в гаремы государя, вельмож и гулямов). В XVII в. градоправитель столицы (даруга) обычно происходил из груз. знати, чаще всего из рода Багратиони; интересы городского населения представлял голова (калантар), назначавшийся шахом (иногда по наследству) из местной землевладельческой верхушки (реже - из крупного купечества). В 1605 г. по приказу шаха в Ирак Персидский из Джульфы (см. Джуга ) на Араксе было переселено несколько тыс. семей армянских ремесленников и купцов. В поисках союзников для антиосманской коалиции Аббас обменивался посольствами с Испанией, со Свящ. Римской империей, с Великим княжеством Московским, Францией и Голландией. В 1616-1617 гг. он предоставил британской Ост-Индской компании право беспошлинной торговли по всей стране, неподсудность местным законам, разрешил организовать фактории. В 1622 г. англичане и иранцы отбили у португальцев порт Ормуз, к-рый был перенесен на материк и переименован в Бендер-Аббас.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Опыт, вынесенный из потрясений Смутного времени, привел к оформлению такого государственного и церковного представления об отечественном Православии, согласно которому единственной хранительницей истинной веры признавалась Москва. Стали недопустимы малейшие попытки переосмысления религ. практики. Любые внешние, включая южнорусские, влияния трактовались как опасные (лишь в нач. 40-х гг. XVII в. возобновились контакты между Московской и Киевской митрополичьей кафедрами, прерванные в годы Смоленской войны). Настороженность вызывали даже сочинения правосл. авторов, особенно полемические по отношению к католичеству и протестантизму (напр., «Катехизис» Лаврентия Зизания (см. Зизании )). Возобновление работы Печатного двора (1613) в первую очередь сопровождалось ревизией большого корпуса бытовавших книг, среди к-рых было много изданий западной и южнорусской печати. В первые годы работы Печатного двора были переизданы Часослов (1614), Псалтирь (1615), трижды Служебник (1616-1617), Октоих (1618) и Минея общая (1618). В 1616-1619 гг. произведена сверка печатных Служебников, исправлены Требник, Цветная Триодь, Октоих, общие и месячные Минеи, Псалтирь, Канонник, Устав. Позднее, в условиях обострения антипротестант. полемики, были изданы такие сочинения, как «Сборник о почитании икон» (1642) и «Кириллова книга» (1644) (собр. западнорус. полемических произведений). В 1634 и 1637 гг. издана «Азбука» В. Ф. Бурцова. После смерти в 1642 г. много лет возглавлявшего Боярскую думу боярина кн. Черкасского дела по управлению вверенными ему приказами перешли к боярину Ф. И. Шереметеву, скоро отошедшему от дел из-за старости. На смену уходящему поколению деятелей Смутного времени в окружении М. Ф. стали приходить в нач. 40-х гг. XVII в. новые бояре: князья Н. И. Одоевский, А. М. Львов, Ю. А. Сицкий, Б. А. Репнин. Большей частью это были дети тех, кто давно входили в ближний романовский круг и были связаны родством с М. Ф. В последние годы жизни у М. Ф. возник план выдачи замуж царевны Ирины Михайловны за дат. королевича Вальдемара, сына дат. короля Кристиана IV. Царь М. Ф. традиционно поддерживал дружественные связи с дат. двором и повторял действия Бориса Феодоровича Годунова , искавшего в Дании жениха для своей дочери Ксении (в иночестве Ольга). Вальдемар приехал в Московское гос-во для заключения мирного договора и свадьбы с царевной в 1644 г. Ему были обещаны уделы в Суздале и Ярославле, а, возможно, также в Новгороде и во Пскове. В Москве от королевича вопреки предварительным договоренностям потребовали сменить веру и перейти в Православие из протестантизма. Однако королевич отказался от всех новых требований, и переговоры не увенчались успехом.

http://pravenc.ru/text/2563774.html

Г. П. Шаховского (первого тушинского боярина) и Ив. Керновицкого и думного дьяка П. Третьякова. В августе 1610 г. он оставил Тушинского вора и перешел на сторону Московского боярского правительства. 28 августа «литовские люди Ян Сапега с товарищи и русские люди бояре М. Туренин, да кв. М. Долгорукий, да воровские советники кн. Ал. Сицкий, А. Нагой, гр. Сумбулов да дьяк Петр Третьяков и всякие служилые и неслужилые люди вину свою государю королевичу принес». Ему велено было состоять при боярине и воеводе И. М. Салтыкове, посланном от имени патриарха Гермогена и боярского правительства в Новгородскую область в военный поход с целью привести «под государеву высокую руку» Новгород и другие города, которые еще «в воровстве». (7 сентября Салтыков выступил в поход). По распадении 1-го земского ополчения Третьяков оказывается в «воровском» стану кн. Д. Т. Трубецкого и И. М. Заруцкого, где 20 августа 1611 г. заседает в качестве 2-го думного дьяка вместе с 1-м думным дьяком Ф. Д. Шушериным и дьяком Гер. Мартемьяновым в Поместном приказе. К 1612 г. Тр-ов из стана врагов королевича переходит на сторону его приверженцев в Московскую Думу: на грамотах московских бояр от 25 и 26 января 1612 г. скрепы «думных» дьяков И. И. Чичерина и П. А. Третьякова. По взятии Московского кремля ополчением кн. Пожарскаго и кн. Трубецкого (22 октября) Тр-ов тотчас же вступил в состав нового правительства, сделавшись дьяком Земского совета: от 15 ноября послана была за скрепой его и другого дьяка Саввы Романчукова грамота временного правительства в Новгород. В июне 1618 г. назначен начальником Посольского приказа или, вероятнее, утвержден в этой должности новым царским правительством. 18 июля 1618 г. «государь пожаловал, велел быти в Думе». Заведывал Устюжской четью (упом. в сентябре – ноябре 1613 г.). В 1616 г. заведует приказом Казанского дворца (уп. 25 июня. В 1615 г. приказ был без думного дьяка; в 1617 г, в заведывании дьяка Ф. Апраксина, в 1618 г. боярина А. К. Сицкого с тем же дьяком). 5 марта 1813 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Как советник герц. Максимилиана I Баварского в июне 1609 г. Л. из Б. отправился в Испанию, чтобы добиться поддержки Католической лиги испан. кор. Филиппом III (1598-1621). Миссия завершилась успехом; уже тогда проявилась своеобразная манера Л. из Б. вести переговоры: используя аргументацию исключительно богословского характера, он апеллировал к разуму и чувствам конкретного собеседника и игнорировал политическую сторону вопроса (впосл. это станет причиной некоторых его дипломатических неудач). В 1610-1613 гг. Л. из Б. представлял Папский престол при дворе сеньора Монако Оноре II (с 1612 князь), принимал участие в обсуждении не только религиозных, но и политических и военных вопросов: напр., во время т. н. соляной войны (Salzkrieg) между баварским герц. Максимилианом I и Зальцбургским архиеп. Вольфом Дитрихом фон Райтенау (окт. 1611) ему удалось предотвратить жестокие репрессии со стороны герцога. В 1611-1612 гг. Л. из Б. был уполномоченным представителем ордена капуцинов в Баварии и Тироле, организовал неск. орденских миссий на землях с преобладающим протестант. населением. Между 1614 и 1616 гг. Л. из Б. по просьбе папского легата кард. Алессандро Лудовизи (впосл. папа Римский Григорий XV ) участвовал в переговорах между Испанией и Пьемонтом о принадлежности герц-ства Монферрат. Среди важных дипломатических успехов Л. из Б. было заключение весной 1618 г. мирного договора между испан. губернатором Миланского герц-ства П. Альваресом де Толедо Осорио-и-Колонной и герц. Карлом Эммануило I Савойским после предшествовавшей неудачной попытки 1616 г., когда армия герцога внезапно атаковала расположенные вдоль р. Сезии испан. войска. Результатами договора стали возвращение Альваресом де Толедо Осорио-и-Колонной крепости Верчелли герцогу Савойскому и подтверждение условий Мадридского мирного договора 1617 г., что способствовало стабилизации политической ситуации в Италии. В последние годы жизни, несмотря на подагру, Л. из Б. вел активную деятельность в качестве главного дефинитора ордена. Смерть застигла его в Лиссабоне во время посольства к испан. кор. Филиппу III, когда он представлял интересы неаполитанцев, страдавших от тиранического правления испан. вице-короля. Тело Л. из Б. было забальзамировано и отправлено в Вильяфранка-дель-Бьерсо (совр. пров. Леон, Испания), было погребено при мон-ре францисканцев, где и покоится. Почитание

http://pravenc.ru/text/2462477.html

Подсчёты основаны на 187 подшивках визитационных документов за 1612-1641 годов, большинство из которых приведены в Visitation articles , ii. 257 ff. Ibid . i, pp. xxii–xxiii. Foster, A., ‘Churchwardens’ accounts of early modern England and Wales’, in French, K., Gibbs, G. and Kümin, B. (eds),  The parish in English life, 1400–1600 , Manchester1997, 76–82 Google Scholar . Cambridgeshire Record Office, Cambridge, P30/4/1, fo. 285r. См. London Metropolitan Archives, mss 4457/2, fo. 129r (1612); 577/1, fo. 31r (1612–13); 1432/3, fo. 98v (1612–13); 959/1, fo. 116r (1612–13); 9235/2, fo. 228r (1613). GRO, GDR 120; P154/14 CW 2/1 (unfoliated: 1613);  Tewkesbury churchwardens’ accounts, 1563–1624 , ed. C. J. Litzenberger (Bristol and Gloucestershire Archaeological Society, Gloucestershire Records Series vii, 1994), 113 (1613); P34 CW 2/1, fo. 4r (1615). SHC, D/D/Ca 175, 180–1, 206, 220, 235; D/P/tin 4/1/2, p. 8 (1614); D/P/blag 4/1/1 (unfoliated: 1619); D/P/som 4/1/1, p. 334 (1626); DHC, Dartington PW2, p. 299 (1614); Chudleigh PW1, p. 367 (1615–16); 272 A/PW1, p. 34 (1618); D 1815 Z/PZ1, pp. 70, 74 (1622); NDRO, 1201A/PW1, fo. 56v (1612–13); NRO, ANW 3/17a–b, 18–25; PD 136/57 (1613); PD 461/48 (1619–20); PD 209/154, p. 156 (1619–20). SHC, D/D/Ca 206, pp. 26, 307, 310, 317. Нечто подобное имело место в Кентерберийской епархии в 1615–1616 годах: Canterbury Cathedral Archives, Dcb–X/5/6 i, fos 203v, 213r, 216v; Dcb–X/9/12, fo. 18r.  Ridley, T.,  Forasmuch as I haue lately seene two letters under the hande of the late lord bishop of Couentrie and Lichfield , London1618 Google Scholar  ( RSTC  21053.7); Lichfield Record Office, B/V/1/33, p. 65; B/C/5/1618. NorthRO, church inspection books 3–5; CB 42–6, 47, fos 232r–7r, 48; 49P/GB1, fo. 44v (1619); 55P/57, fo. 2v (1619–20). Churchwardens’ accounts of Pittington and other parishes in the diocese of Durham from AD 1580 to 1700 , ed. Barmby, J. (Surtees Society lxxxiv, 1888) Google Scholar , 94, 96, 184; Durham University Library, DCD/D/SJB/4 (unfoliated: Brancepeth),/5, fo. 11r.

http://bogoslov.ru/article/6027082

Все сказанное нами, думаем, достаточно оправдывает высказанное нами мнение о приобретении Е[лисеем] Плетенецким Стрятинской типографии около 1615–1616 г. и о начале книгопечатания в лавре с этого только времени, т. е. думаем, что первыми книгами, вышедшими в свет из типографии Киево-Печерской лавры, были Часослов 1617 года, Везерунок цнот 1618 г. и Анфологион 1619 г. В этом не позволяют сомневаться приведенные нами ясные и положительные свидетельства из перечисленных сейчас изданий. Правда, что в означенных нами свидетельствах о начале типографской деятельности в Киево-Печерской лавре встречается как бы противоречие. Так, в предисловии к Анфологиону 1619 года говорится, что эта именно книга была первой избрана для печати, а в предисловии к Часослову то же утверждается об этой последней книге, и действительно, она вышла в 1617 году, т. е. двумя годами раньше Анфологиона и между нею и Анфологионом в 1618 г. является «Везерунк цнот»... Но указанное противоречие объясняется просто. Действительно, первой книгой, предназначенной советом киево-печерской братии к печати и начатой печатанием, был Анфологион. Но Анфологион – книга очень объемистая; она заключает в себе 1048 стр. (in fol.) убористого шрифта, поэтому издание ее не могло состояться скоро, могло (как это на самом деле и случилось) затянуться года на три-четыре, особенно при тех исправлениях, которые признавалось за необходимое сделать в тексте. Между тем нужда в богослужебных книгах была большая, а так как в числе их находились и такие, издание коих, по сравнительно незначительному объему и немногим исправлениям, не представляло затруднений, могло состояться скоро – то Елисей Плетенецкий, по просьбе православных киевлян, одновременно с начатой уже печатанием объемистой книгой, приступил к печатанию и другой богослужебной книги – Часословца, который, по указанным нами причинам, и вышел раньше Анфологиона. Таким образом, Часословец 1617 года может быть назван «первенцем» киевской печати только по времени выхода своего в свет, по отношению же к началу печатания это первенство принадлежит Анфологиону.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

После смерти К. оставшиеся от него бумаги перешли во владение пуритан Джона Дода (1550-1645) и Артура Хилдерсема (1563-1632). Ими были обнаружены рукописи нескольких неизданных сочинений, над к-рыми К. работал в 80 - 90-х гг. XVI в. Впосл. эти рукописи были переданы для публикации различным издателям в Англии и в Нидерландах. Поскольку представленные в них сочинения К. нередко были недоработанными, а также содержали неясности и лакуны, готовившие издания редакторы исправляли их по своему вкусу. Т. о., хотя принадлежность большинства этих трактатов К. неоспорима, в них могут присутствовать нек-рые мысли и высказывания, привнесенные издателями и чуждые К. (наиболее полный список всех сочинений К. см.: Cooper. 1861. P. 363-366; ср. также: Pearson. 1925. P. 398-405; Cartwright. Opusc. P. 1-16). Наиболее важным из опубликованных после смерти К. сочинений является созданный им катехизис , 1-е издание к-рого вышло без указания имени автора под названием «Христианская религия, рассмотренная по существу и по порядку ради ясности и пользы» (Christian Religion: Substantially, Methodicallie, Plainlie, and Profitablie Treatised. L., 1611). Поскольку это издание было неполным и изобиловало ошибками, друг К. пуританин Уильям Брэдшоу (ок. 1570-1618) подготовил исправленное 2-е издание, вышедшее в 1616 г. под инициалами автора (T. C.) c заглавием «Трактат о христианской религии, или Полный обзор богословия» (A Treatise of Christian Religion, or, The Whole Bodie and Substance of Diuinitie). Катехизис состоит из 57 глав, написанных в вопросоответной форме, в к-рых последовательно рассматриваются: учение о Боге и Его свойствах; учение о творении и грехопадении; учение о «завете дел» (covenant of works), т. е. о десяти заповедях ВЗ; учение о «завете благодати» (covenant of grace), т. е. о личности и служении Иисуса Христа и совершенном Им искуплении; учение о Церкви и таинствах; учение о молитве на примере Молитвы Господней ; учение о последнем суде и воздаянии. Каждая глава открывается специально подобранным по теме фрагментом Свящ. Писания; Бредшоу дал главам названия и поместил перед главами схемы, емко и наглядно отражающие их содержание. Кроме большого катехизиса К. был также создан малый катехизис, впервые опубликованный в 1616 г. как приложение к большому (The Doctrine of Christian Religion, Contracted into a Short Catechisme//Ibid. P. 361-378; совр. изд.: Cartwright. Opusc. P. 159-173).

http://pravenc.ru/text/1681191.html

42. Eransisci Lychelli in secund, tom. sententiarum Scoti commentaria. Venetiis, 1589 43. Index librorum prohibitorum et expugnatorum Bernardi de Sandoval. Madriti, 1612 (4-o, 1020) et in benedictiones Patriarcharum. Lugduni, 1616. 44. Operum theologicorum Zanchis tom. III. 1605 In quarto 45. Biblia germanico sermone reddita. Wittenb., 1624. 46. Concordatiae bibliorum utriusque Testamenti. Antverpiae, 1585 47. Martyrologium Romanum. Venetiis, 1630 (4-ку, 1021) 48. Novum Testamentum syriace cum versione latina. 1622. 49. Le nouveau Testament. A Mons, 1677. 50. Alcoranus Muhamedis. Hamb., 1694 .... 51. Flores exemplorum sive catechismus historialis. Coloniae Agrippinae, 1618 . 52. Syntagma theologiae Christianae. Hanoviae, 1610. 53. Homeliae catholicae de sacris arcanis Deiparae Mariae et Josephi. Colon., 166.... (sic) 54. Johannis Chrysostomi operum tomus secundus ettertius. Venetiis, 1583. 55. Cursus theologicus Scharpii. Genevae, 1618. 56. Jacobi ad Portum de actionibus concientiae. 57. „ „ „ defensio fidei orthodoxae 58. Controversiae theologicae inter Thomam et Scotum. Venetiis, 1599 59. Joannis Philoponi in caput I. Geneseos de mundi creatione. Viennae Austriae, 1630 60. Nucleus Coppensteinius conceptuum praedicabilium in dominicas festaque omnia per annum. Coloniae Agrippinae, 1634 61. Balthazari Paes: commentarii in epistolam Jacobi Apostoli. Antverpiae, 1617. 62. Contiones funebres Bartholdi. Coloniae Agripinae, 1611 63. Notationes in sacra Biblia. Antverpiae, 1580 64. Conciliatio [patrum et conciliorum et decretorum cum sacra scriptura. Tiguri, 1565 65. Dux spiritualis Ludovici Deponti, 1617 66. Julii Mazarini discursus in psalmam quinquagesi mam ejusq. titulum. Coloniae, 1612 67. Harmonia confessionum fidei orthodoxarum et reformatarum ecclesiarum. Geneva, 1581 68. Promptuarium connubiale. Lubecae, 1621. 69. Promptuarium exequiale in completum. 70. Theologia Christiana in numeris, 1702 71. Der grosze heilige und martirer Theodor Stratilat, 1724 72. Григория архиепископа Фессалонитского две речи. На греческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010