Собор 1682 г., созванный при царе Феодоре Алексеевиче, рассмотрел вопросы о мерах против раскольников, о поставлении священников в русских городах и уездах, отошедших к Швеции, о монастырском и церковном благочинии, о скитающихся монахах и безместных священниках, о призрении нищих. Собор обсудил предложение царя о разделении Русской Церкви на 12 митрополичьих округов и открытии 33 епархий, но с проектом не согласился. Кроме соборных постановлений до нас дошли архиерейские грамоты, архипастырские послания и поучения, также относящиеся к рассматриваемому периоду. Из этих актов особенно важны «Наказ» патриарха Иова 1594 г. о поповских старостах и «Инструкция поповским старостам» патриарха Адриана, изданные в 1697 г. Часть этих документов вошла впоследствии в «Полное собрание законов Российской империи» и, следовательно, сохраняла юридическую силу в синодальную эпоху. Церковные правоотношения регламентировались и государственным законодательством. В Московской Руси, помимо Освященных (церковных) Соборов, регулярно созывались Земские соборы. Они издавали важнейшие правовые акты. С сентября 1648 г. по январь 1649 г. в Москве заседал двухпалатный Собор: в одной палате совещались царь Алексей Михайлович, Боярская дума и Освященный Собор; в другой – выборные люди от всех чинов Российского государства. Двухпалатный Собор составил Уложение, которое было напечатано в 1649 г. двумя тиражами по 1200 экземпляров каждый. «Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом… Соборное Уложение – первый в истории России систематизированный закон» 193 . Уложение 1649 г. явилось итогом развития русского законодательства допетровской эпохи. Первая глава Уложения названа «О богохульниках и о церковных мятежниках». Она предусматривает наказания за совершение церковных преступлений: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады… А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви Божии ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да на нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие» 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить XVII Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Хронология Столетия: XVI - XVII - XVIII 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 Важные события Редакция текста от: 11.05.2020 14:15:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " XVII " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/74.html

Свернуть При очередном скоплении народа, жаждавшего поучения, Иисус сказал: Жаль Мне народа, что уже три дня находится при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые пришли издалека». Встречный вопрос учеников: где хлеба-то взять? Тогда Христос спросил, сколько у них с собой хлебов, и выяснив, что семь, взял их, благословил («воздал благодарение»), преломил и передал ученикам для раздачи. Так же Он поступил и с рыбками. И снова тысячи насытились, а остатки собирали корзинами. Накормив людей, Христос отбыл на лодке и подвергся нападкам фарисеев, требовавших знамения с неба»; при этом говорится, что они его искушали: в любом случае они нашли бы, к чему придраться, можно сказать, они только этого и хотели. Поскольку, как мы знаем, естественные чувства и душевные движения были Спасителю свойственны, Он «глубоко вздохнул», - очень уж досаждали, - и сказал: «Для чего род сей требует знамения? истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение», – и с этими словами снова сел в лодку и удалился. И в самом деле, зачем фарисеям знамения с неба? Чтобы уверовать? – Но они же и так считают себя верующими, и больше не поверят, и не усомнятся в себе. Чтобы «проэкзаменовать» чудотворящего на предмет соответствия Его знамения своим, то есть «единственно правильным» представлениям о том, как оно все должно быть? – Вот это скорее всего так они себе и мыслили. И давайте заметим, что Иисус, отказываясь дать им знамение по заказу, проявил глубочайшую деликатность и заботу о них, – сделал так, чтобы они лишний раз убереглись от греха. А поскольку все это происходило весьма стремительно: причалили к берегу, были встречены фарисеями и тотчас удалились, - Апостолы не запаслись едой, и был у них на всех один хлеб. А тут прозвучали слова Христа, навеянные малоприятной встречей: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой». И вот тут самое бы время подумать. Но ученики пошли по более простому пути: взяли за основу слово «закваска» в его вещественном значении и порешили, что Господь говорит о недостатке хлеба. Это очень важный момент даже не потому что он живописует извилистые пути экзегезы, а потому что показывает типичную ошибку: материальное понимание духовных истин. Собственно говоря, об этом вся полемика фарисеев: Христос им про Дух, а они Ему про еду и гигиену – и не помышляют об осквернении нематериального характера. То есть то, как они думают - это их личное дело, главное – как выглядят они сами и их поступки. " Исцеление слепого " , Н. Пуссен, Лез-Андели, 1594 — Рим, 1665

http://foma.ru/mk-8-predaniya-starczev-m...

Рассматривая выражения стихов 4-го и 5-го Исаии, мы заметим, что в Пс. 39есть разность чтения по Еврейскому тексту и по переводу 70-ти 1592 . В первом стих этот читается: „Ты открыл Мне уши“; в переводе 70-ти: „Ты уготовал Мне тело“. Еврейский текст Псалма Давида очевидно лежит в основании пророчества стихов 4 и 5 наст. главы L Исаии, и в этих параллельных местах говорится о единстве Существа и Мысли Бога Отца и Бога Сына. Между тем по таинственному произволению Божию переводчики в Египте произнесли другое пророчество во Псалме 39-м, в котором открывается вочеловечение Сына Божия, идущего исполнить волю Божию „в теле человеческом, уготованном Ему“. – Таинственны пути Божия откровения! Мы прибавим только, что, как видно из Евангелий и посланий, текст перевода Семидесяти был во времена Господа нашего Иисуса Христа во всеобщем употреблении посреди Иудеев Палестины. Раб или „Отрок Господень“ говорит о Себе, что Господь Бог 1593 дал Ему „язык мудрых“, ибо единственная мудрость возможная в мире истекает от Господа Бога-источника ее. Упоминание о живительном слове, которое будет подкреплять изнемогающего и о постоянном („каждое утро“) напоминании вечного Слова в ст. 4 знаменует, что во время пребывания на земле Богочеловека, Он находится в непрерывном единении воли с Отцом, „как бы учащийся“. В стихе 5 пророк видит то состояние смирения и покорности воле Божией 1594 , которые выражены в словах Господа в Гефсиманском саду: „не Моя воля, но Твоя да будет“. ( Лк. 22:42 , Мф. 26:42 , Мк. 14:36 ). В следующих стихах (ср. более ясное откровение в гл. 63) рисуется страждущий по человечеству 1595 облеченный в плоть Мессия. 6 . Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. 7 . И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Прежде всего остановимся на словах стиха 7-го, упоминающего о стыде всякого обыкновенного человека, подвергающагося побоям и насилию, и напомним, что по Быт.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Утверди 1584 плоть мою в страхе 1585 Твоем, ибо я боялся судов Твоих. Я творил суд и правду, не предавай меня обижающим меня. Защити раба Твоего ко благу (его) 1586 , дабы не клеветали на меня гордые. Очи мои истаяли (ожидая) 1587 спасения Твоего и слова правды Твоей. Сотвори с рабом Твоим по милости твоей и уставам Твоим научи меня. Я – раб Твой: научи меня, и узнаю откровения Твои. Время действовать 1588 Господу: уничтожили 1589 закон Твой. А 1590 я возлюбил заповеди Твои более золота и топаза 1591 . Посему ко всем заповедям Твоим я направлялся, всякий путь неправды возненавидел. Дивны откровения Твои, посему углублялась в них душа моя. Уяснение слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев 1592 . Уста мои я открыл и привлек в себя Дух 1593 , ибо заповедей Твоих я возжелал. Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь 1594 с любящими имя Твое. Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною никакое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, и буду хранить заповеди Твои. Лице Твое яви светлым рабу Твоему и научи меня уставам Твоим. Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил 1595 закона Твоего. Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. В откровениях Твоих 1596 Ты заповедал правду и совершенную истину. Сокрушила 1597 меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои. Слово Твое весьма чисто 1598 , и раб Твой возлюбил его. Весьма молод я и уничижен, (но) уставов Твоих не забыл. Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина. Скорби и нужды постигли меня, заповеди Твои – утешение мое. Откровения Твои – правда во век: вразуми меня, и жив буду. Я воззвал всем сердцем моим: услышь меня, Господи! Уставы Твои буду хранить. Я воззвал к Тебе: спаси меня! И я буду хранить откровения Твои. Предварял я рассвет 1599 и взвывал 1600 ; (ибо) на слова Твои уповал. Предваряли очи мои утро, чтобы поучаться словам Твоим. Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей, по суду Твоему даруй мне жизнь. Приблизились преследующие меня беззаконно, от закона же Твоего они удалились.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

»И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе« 1594 . Нельзя не отметить здесь также выражения несокрушимой уверенности в ответе 1595 Самого Господа, обладавшего всемогуществом при всех условиях для исцелений. »И выздоровел слуга его в тот 1596 час» 1597 . Или – вот аналогичный случай, рассказанный ев.Иоанном 1598 . Царедворец потерял всякую надежду на выздоровление своего любимого умирающего сына 1599 . Очевидно, были использованы все медицинские средства. Но он идет к Тому, о Ком заговорила вся земля иудейская, и просит прийти к нему и исцелить сына его. Не столь примерную, смиренную, несокрушимую веру имеет этот придворный. Он далек от сотника в этом отношении. Однако и горе его было таково, что им можно объяснить колеблющееся состояние. Он терял своего сына, тот – лишь слугу. Человеческие средства – бессильны. И он уже потому удостаивается милости от Господа. Господь медлит, назидает и здесь свидетелей разговора, как и самого царедворца. Но отец помнит лишь о том, что умирает сын его 1600 . Он торопит Господа. В то время, как сын близок к смерти и ничто не помогает, отец естественно торопит прийти и помочь, забывая обо всем, – только бы пришел Спаситель, только бы исцелил его сына, только бы жив был он. Христос Спаситель понимает состояние отца и дает ему больше: «иди, твой сын здоров». Не нужно тратить времени на долгий путь, отчаянию отца должен быть положен конец. Одним словом может спасти умирающего Божественный Чудотворец, – и Он изрек это слово. Кана и Капернаум разделены были сравнительно значительным пространством в 20–25 верст 1601 . Отец спешит. Дорогой встречает его слуга 1602 с радостной вестью, что сын его здоров. Горячка оставила его тот час, когда сказал Господь: «сын твой здоров»... И уверовал царедворец сам и весь дом его 1603 . Вот примеры этого дивного чуда – исцеления. Никакие препятствия не могут остановить проявления божественной силы. Никакие способствующие средства и меры не обусловливают ее действия. Никакими сомнениями ни в начале, ни в конце своего осуществления она не страдает.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Потом коленопреклоняется и, поднявшись, говорит тайно: Хлеб небесный прииму и имя Господне призову (см. Пс. 115, 4 ). Затем, немного наклонившись, берет обе части жертвы между большим и указательным перстами левой руки и дискос между указательным и средним, а правой трижды ударяет себя в грудь и несколько возвышенным голосом трижды говорит благоговейно и смиренно: Господи! я недостоин (тайно продолжает), чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелеет душа моя (см. Мф. 8, 8 ). Потом берет обе части жертвы и над дискосом делает ими на себе знамение креста, говоря: Тело Господа нашего Иисуса Христа да сохранит душу мою в жизнь вечную. Аминь. Наклонившись, благоговейно снедает обе части и, соединив руки, на некоторое время остается в покое, размышляя о святейшем Таинстве. Потом открывает чашу, коленопреклоняется, поднимается и очищает дискос над чашей, говоря тайно: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс. 115: 3–4 ). Призову достопоклоняемого 1593 Господа и от врагов моих спасусь ( Пс. 17, 4 ). Потом берет чашу и, делая ею на себе знамение креста, говорит: Кровь Господа нашего Иисуса Христа да сохранит душу мою в жизнь вечную. Аминь. И принимает всю кровь с частицей, положенной в чашу. Если есть причастники, то причащает их 1594 и потом говорит тайно: Что мы приняли устами, Господи, то да восприимем чистой душой, и от дара временного да будет нам врачевство вечное. Между тем подает чашу клирику, а на торжественной литургии иподиакону, который вливает в нее немного вина. Священник очищает (purificat) свои уста, выпивая это вино, и продолжает: Тело Твое, Господи, которое я принял, и Кровь, которую испил, да приложится к существу моему, и даруй, чтобы нечистота греховная не оставалась во мне, которого обновили чистые и святые Таины, живущий и царствующий во веки веков. Аминь. Между тем священник опускает несколько внутрь чаши два первых перста обеих рук. Клирик возливает на них вина и воды, которыми священник очищает персты и чашу, выпивает омовение и вытирает чашу, пальцы и уста свои платом (purificatorium).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кудрявцев, который определяет Красную площадь как храм под открытым небом, в чем реализована, по его словам, " самая сложная для символического воплощения фраза Апокалипсиса: " И храма я не видел в нем... " (21:22) Нам хочется дополнить его замечание лишь тем, что здесь же нашло свое отражение и другое свидетельство Откровения - о таинственном небесном " храме Божием " , каковой как раз и символизируется Покровским (Василия Блаженного) храмом. Тогда нам придется констатировать, что в Москве на Красной, площади находит свое наиболее яркое, предельно законченное выражение та идея, которая заключена и в других русских городах и монастырях, начиная с древнего Киева, где имелись площади перед соборами и лобные места для молебствий под открытым небом. Храм Василия Блаженного оформлялся как символ " Иерусалима Нового " не сразу. Так, в XVI веке его главы были обычными, гладкими, а стены не имели красочных росписей по белому фону. В 1594 году главы становятся фигурными, но не цветными, а с золотым покрытием. В XVII веке возникают богатые росписи стен растительным орнаментом, появляется разноцветие глав. Если учесть, что храм стоит на бровке Москва-реки, то в своем законченном виде он явно вызывает еще одну ассоциацию с Откровением, где сказано: " И показал мне чистую реку воды жизни, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой, и листья древа - для исцеления народов " (Откр.22:1-2). Не вдаваясь более, за недостатком места в прочую интересную и сложную символику храма Василия Блаженного, отметим, что в Москве определенно сознательным был также символизм государева сада в Замоскворечье против Кремля, где в XVII веке устроили 144 фонтана - во образ 144 тысяч праведников из Откровения Иоанна Богослова. Откровение, как известно, не дает точного описания внутреннего устройства " Иерусалима Нового " , зато в подробностях сообщает об устройстве его стен. " Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

Это божественные законы, ниспосланные с неба для нашего спасения» 1591 . «Заметь и то, что знать Писания весьма полезно; ибо и Господь поразил сатану Писаниями. «Не хлебом единым будет жить человек», это – Моисеево изречение о манне ( Втор. 8, 3 ); ибо хотя манна была не хлебом, однако же питала народ. Равным образом Моисеевы изречения и сии: «Господу Богу твоему поклоняйся и не искушай» ( Втор. 6, 13, 16 )» 1592 . Читай же от этих божественных законов. Устремись к соблюдению их. Будь усердна в церковных службах – только пусть усердие твое будет не внешним, не показным, пусть церковная молитва твоя украшает внутренняя твоя, самую тайну твою, в коей заключены образ и подобие Божии, а не внешность твою, чтоб не оказаться тебе подобной «гробам повапленным» ( Мф.23:27 ; Лк. 11, 44 ), о коих с великим гневом и сожалением говорил Господь. Ведь не зря уставщики остерегают тебя: «Аще ли же кто мощен, и от произволения или усердия своего к Богу, хощет вящше уставного повеления поклоны творити, или молитвы, и се не в церковных собраниях и службах исправляет, но в келии особне. Келия бо устава не имеет» 1593 . Пусть усердие твое останется тайной – между тобою и Богом. Пусть сила молитв твоих испытана будет не теми, кто стоит в церкви плечом к плечу с тобой, но – лишь стенами дома твоего, келлии твоей. Не всуе же сказано отцами: «Седи в келлии твоей, и та всему тя научит» 1594 . Пусть такой же тайной останется и милосердие твое – да сбудется обетование Господне: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6, 3–4 ). Почитай наставников твоих – не за премудрость их, а ради той мудрости святых отец, которую они передают тебе. Помни, как учит тебя апостол: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. ...Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

4. На втором этапе подготовки унии (между Сокальским совещанием 27 июня 1594 г. и документами декабря 1594 г.) были предприняты первые настойчивые усилия для заключения унии. До сих пор неизвестно, какой именно документ был составлен в Сокале летом 1594 г. и какой документ был представлен осенью того же года Замойскому. Однако можно с уверенностью сказать, что перелом в намерениях епископата и, видимо, значительной части духовенства произошел после Брестского собора в июне 1594 г., когда братства и светские патроны православной церкви открыто заявили о желании еще больше ограничить власть духовной иерархии. Из этого следует, что ход переговоров об унии в 1594 г. совершенно непонятен, если их рассматривать вне контекста борьбы различных групп и тенденций внутри православной церкви. 5. Торчинский манифест от 2 декабря 1594 г., «Инструкция» и «Злеценье», составленные скорее всего тогда же, в декабре 1594 г., – это единый комплекс документов. Первый из них адресовался папе римскому, второй и третий – королевской власти Речи Посполитой. Вступление в унию с Римом обусловливалось соблюдением ряда требований, касающихся положения православной церкви в Речи Посполитой. 6. На третьем этапе генезиса унии, т.е. зимой 1594/95 – весной 1595 г. подготовка объединения с католической церковью вступила в решающую практическую фазу. Значительная часть православного духовенства вступала в этот год с достаточно определенной готовностью к осуществлению унии, и к середине 1595 г. были выработаны условия перехода под власть Рима. Католическая сторона (король, правительство, духовенство и папский нунций) стала принимать самое активное участие в осуществлении унионной программы. Однако среди православных заметны и очевидные колебания в вопросе об унии, и многочисленные разногласия. Православная сторона ждала от польской и римской сторон ясных и надежных гарантий соблюдения поставленных условий, и зимой – весной 1595 г. этот вопрос обсуждался на переговорах с церковными и светскими властями Речи Посполитой. Результатом была выработка «32 артикулов» и новой декларации об унии, пришедшей на смену Торчинскому заявлению. Собора (или соборов) в июне 1595 г., судя по всему, не было, подписи под документами собирались порознь у отдельных епископов. В это же время росла и оппозиция против унионных планов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010