«Призываю благословение Божие на сию обитель, на женскую обитель, на духовенство епархии, на власти, на всех тех, кто несет ответственность за будущее этого замечательного края. Да хранит Господь землю Курганскую, Далматовскую и всю Россию!» — заключил Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх Кирилл передал в дар обители икону преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и благословил раздать верующим иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. Среди присутствующих в храме были настоятельница Введенского женского монастыря в селе Верхняя Теча Катайского района Курганской области игумения Михаила (Шульцева) с сестрами обители, а также сестры женского монастыря Похвалы Божией Матери в селе Боровском Катайского района. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил усыпальницу преподобного Далмата Исетского, у которой было пропето величание святому. Далматовский мужской монастырь основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом (в миру тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697). В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру в овраге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи. Тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери. В 1651 г. монахи Белого города обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании земель у реки Исеть. Царской грамотой от 17 мая 1659 г. пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак. В 60-е годы XVII века монастырь не раз подвергался нападению и уничтожению со стороны сибирских казахов и татар, в XVIII веке страдал от башкирских набегов, осаждали церковь и отряды пугачевцев. В 1816 г. в Далматовском монастыре открывается уездное духовное двухгодичное училище закрытого типа для детей священнослужителей. В нем учились архимандрит Антонин (Капустин) (1817-1894), русский краевед и просветитель А.Н. Зырянов (1830-1884), изобретатель радио А.С. Попов (1859-1905), российский полярный исследователь, этнограф К.Д. Носилов (1858-1923) и основатель первой в России кафедры детских болезней В.М. Флоринский (1834-1899).

http://patriarchia.ru/db/text/4992919.ht...

(5) Нечаева М. Ю. Начальные школы при монастырях Восточного Урала . Екатеринбург, 2000. (6) Нечаев М. Г. Уральские монастыри в начале XX века , 2003. Свято-Троицкий Верхтеченский монастырь. 3 класса, общежительный, при селе Верх-Теченском, в 70 верстах от города Шадринска, на реке Тече. Учрежден в 1868 году из существовавшей с 1860 года женской общины, основанной Ксенией Зыряновой (после игумения Евсевия) на месте бывшего с 1743 — 1764 годов Введенского женского монастыря; при нем школа и свечной завод. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Свято-Введенский женский монастырь основан в 1680 г. по благословению Сибирского митрополита Павла преподобным Далматом Исетским (1594-1697) на берегу р. Исети в 30 саженях на юго-восток от Далматова монастыря. В 1702 г. в женской обители была построена и освящена далматовским архимандритом Исааком деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. До 1764 г. Введенский женский монастырь был приписан к Далматовскому мужскому, подчинялся его уставу и находился на его содержании. Первой настоятельницей была игумения Ирина (Друганова), которая бессменно управляла монастырем 51 год. В 1732 г. в женской обители уже было 80 монахинь и 10 белиц, все «жильем не стесненные». Из настоятельниц монастыря периода XVIII века известны только две: Тарсилла и Нимфодора (Белозерова). Первая упоминается с 1738 по 1758 гг.; она была дочерью монастырского служителя, облечена в монашество 8 лет от роду. Она отличалась «примерною подвижническою жизнию», что видно из того, что Тобольский митрополит Феодор Лещинский, посылая ее в 1720 г. из Тобольска в Введенский монастырь, поставлял архимандриту Исааку на вид ее примерный образ жизни. Вторая – Нимфодора (Белозерова) – упоминается с 1758 по 1778 гг.; она была дочерью священника, пострижена в монашество 17-ти лет в 1733 г. По случаю стихийного бедствия – разрушительного пожара 20 сентября 1742 г., истребившего деревянные постройки обоих монастырей, – настоятельница монахиня Тарсилла с сестрами были переведены в Теченское поселье (ныне – село Верхняя Теча), принадлежавшее тогда Далматовскому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=06063

Во время Второй мировой войны в 1943 году здание было сожжено немцами. До Второй мировой войны в церкви можно было найти множество литургических предметов XVIII и XIX вв., изготовленных ювелирами из драгоценных металлов, а также церковный текстиль и книги. В настоящее время в церкви сохранилось всего несколько старинных икон. Архив и библиотека монастыря не сохранились. Решение о восстановлении монастыря было принято постановлением Горно-Карловацкой епархии 6 сентября 2006 г. Адрес: Медак, 53205 Электронная почта: episkop@eparhija–gornjokarlovacka.hr Подробнее... Монастырь Ораховица [ править править код ] Монастырь Ораховица — монастырь Славонской епархии Сербской православной церкви, находящийся на территории современной Хорватии, неподалеку от Вировитицы. Монастырь посвящен Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. В исторических источниках монастырь неоднократно также называется Ремета. Своё имя монастырь получил по названию вершины горы Ораховица. Первое упоминание о монастыре датируется 1583 годом. В источниках говорится, что на этом месте была церковь в честь Святителя Николая. В 1594 году была построена новая церковь, тогда же расписанная, а в 1607 году был сделан новый иконостас. В монастыре активно переписывались и переплетались книги. В годы Первой мировой войны монастырь австро-венгерскими властями был превращен в тюрьму для сербских священников. В настоящее время идет обновление монастыря. В монастыре совершаются богослужения. Адрес: 33515, Duzluk, Хорватия Телефон: +385989159050 Подробнее... Монастырь Пакра [ править править код ] Монастырь Пакра — монастырь Сербской православной церкви в Славонии на территории современной Хорватии. Монастырь расположен на склонах горы Папук, между городами Пакрац и Дарувар и является памятником культуры Республики Хорватия. По народному преданию, монастырь Пакра был основан в XV веке монахом Иоанном, который раньше был гайдуком. Первое письменное упоминание о монастыре датируется 26 сентября 1697 года, оно найдено в акте славонского униатского епископа Петрония Любибратича. В акте говорится, о монастыре в 1556 году, однако не ясно, идет ли речь о его основании или опустошении. Также известно, что в 1558 году игуменом монастыря был Феодосий. В то время из-за регулярных нападений турецких войск монастырь терпел различные бедствия.

http://azbyka.ru/palomnik/Хорватия_(мона...

Соловецкий Преображенский , 1 кл., ставропигиальный, на Соловецком острове Белого моря, в 60 в. от г. Кеми, в 180 в. от г. Онеги, в 300 в. от Архангельска (по р. Северной Двине и Белому морю). Существует с XV в. (см. 17 апр. и 30 июля). В мон. три великолепные собора. Преображенский собор, заложенный в 1558 г. игуменом св. Филиппом, был освящен в 1566 г. с одним приделом на южной стороне и четырьмя малыми церквами под угловыми главами храма, с художественною живописью по стенам и с величественным пятиярусным иконостасом, устроенным в 1697 г. повелением в иждивением имп. Петра Великого. Троицкий Зосимо-Савватиевский собор был построен в 1859 г., с двумя приделами; здесь главная святыня обители – мощи препп. Зосимы и Савватия (см. 27 сент.), которые почивают открыто в особой раке для каждого в приделе их имени; внизу под собором церковь во имя пр. Германа с его св. мощами под спудом; сюда примыкает и третий Успенский собор, с огромной братской трапезой, освященный св. Филиппом в 1557 г.; над сводами его 2 малые храма, а под трапезой церковь во имя Рождества Богородицы. Между Преображенским и Успенским соборами помещается церковь св. Николая чудотворца, в связи с которой стоит колокольня, построенная в 1777 г., вышиной 27 саж. Все эти храмы соединены между собою каменным длинным коридором, способствующим переходить из одного храма в другой без малейших затруднений. В отдельных зданиях находятся церковь св. Филиппа со Знаменским приделом на её сводах и Благовещенская над св. воротами, в которой деревянный резной иконостас представляет замечательный памятник художественной резьбы XVII в. Кроме того, в обители устроены три часовни: во имя пр. Зосимы, пр. Иринарха (см. 17 июля) и иконы Знамения Божией Матери; а также имеются: усыпальница св. Филиппа, где покоились мощи его до перенесения в Москву, и 2 колокольни – соборная и царская. Мон. обнесен крепостной стеною с версту в окружности, построенной в 1584–1594 г.; наверху её крытый ход; по углам 8 башен с бойницами. Над св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В рамках съезда участники презентовали наиболее яркие и перспективные социальные проекты, а также посетили церковные социальные учреждения города. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить благодарность Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению за труды по организации II Общецерковного съезда представителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и старших сестер сестричеств милосердия и Международного фестиваля социальных технологий в защиту жизни и семейных ценностей «За жизнь 2012». 2. Приняв к сведению итоговый документ съезда, поручить Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению разослать его в епархии для сообразного местным условиям использования. ЖУРНАЛ 75 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах изучения материалов о почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобного Далмата Исетского. Справка: Преподобный Далмат Исетский (1594-1697) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославлен в лике местночтимых святых Курганской епархии в 2004 году. ПОСТАНОВИЛИ: Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского.   ЖУРНАЛ 76 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить на должность заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумена Стефана (Тараканова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры.   ЖУРНАЛ 77 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря города Москва. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить Преосвященного митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия от должности наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря города Москва, выразив ему благодарность за понесенные труды.

http://patriarchia.ru/db/text/2367549.ht...

Успенский Далматовский мужской монастырь Дата создания: 1644 г. Описание: Основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского мужского монастыря иноком Далматом (в миру тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697)). В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру в овраге на левом берегу р. Исети при впадении р. Течи. Тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери. В 1651 г. монахи Белого города обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании земель у реки Исеть. Царской грамотой от 17 мая 1659 г. пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак. В XVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651 г., 1662 г.), но его восстанавливали. Обладая значительными земельными владениями к середине XVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской империи. Далматовский монастырь был центром духовного просвещения и образования Сибири. В 1714 г. в монастыре было открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. создана славяно-греко-российская школа, в 1761 г. — семинария, в 1816 г. — уездное духовное училище. В монастыре имелась богатая библиотека, первое упоминание о которой относится к 1679 г. В Далматовском училище воспитывались будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С. Попов, поэт А.Ф. Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, полярный исследователь К.Д. Носилов и др. После революции монастырь преобразовали в музей, но уже в 1930 г. единственный на Урале музей-монастырь был закрыт. Сразу после окончания войны на территории монастыря разместили завод «Молмашстрой». Несмотря на то, что уже с 1952 г. монастырь был памятником местного, а с 1974 г. республиканского значения, приспособление исторических построек и территории монастыря под нужды завода привело к многочисленным повреждениям и значимым утратам.

http://patriarchia.ru/db/text/2003608.ht...

Собор 1682 года, созванный при царе Феодоре Алексеевиче, рассмотрел вопросы о мерах против раскольников, о поставлении священников в русских городах и уездах, отошедших к Швеции, о монастырском и церковном благочинии, о скитающихся монахах и безместных священниках, о призрении нищих. Собор обсудил предложение царя о разделении Русской Церкви на двенадцать митрополичьих округов и открытии тридцати трёх епархий, но с проектом не согласился. Кроме соборных постановлений, до нас дошли архиерейские грамоты, архипастырские послания и поучения, также относящиеся к рассматриваемому периоду. Из этих актов особенно важен «Наказ» Патриарха Иова 1594 года о поповских старостах и «Инструкция поповским старостам» Патриарха Адриана, изданные в 1697 году. Часть этих документов вошла впоследствии в «Полное собрание законов Российский Империи» и, следовательно, сохраняла юридическую силу в синодальную эпоху. Церковные правоотношения регламентировались и государственным законодательством. В Московской Руси, помимо Освященных (церковных) Соборов, регулярно созывались земские соборы. Они издавали важнейшие правовые акты. С сентября 1648 года по январь 1649 года в Москве заседал двухпалатный Собор: в одной палате совещались царь Алексей Михайлович, Боярская Дума и Освященный Собор; в другой – выборные всех чинов люди Российского государства. Двухпалатный Собор составил «Уложение», которое было напечатано в 1649 году двумя тиражами по 1200 экземпляров в каждом. «Соборное уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объёму оно может сравниться разве что со «Стоглавом " … Соборное Уложение – первый в истории России систематизированный Закон» 170 . «Уложение» 1649 года явилось итогом развития русского законодательства допетровской эпохи. Первая глава «Уложения» названа «О богохульниках и о церковных мятежниках». Она предусматривает наказания за совершение церковных преступлений: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да буде сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в Церковь Божию во время Святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады… А буде такой бесчинник кого ни буди в Церкви Божии ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да на нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие» 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

27. Архиерейский Собор 2011 года указал на необходимость организации должного гостеприимства в отношении паломников и посетителей монастырей. Во многих обителях этот вопрос решен удовлетворительно. Синодальному отделу по монастырям и монашеству поручается, обобщив имеющийся опыт, подготовить и представить на рассмотрение Высшего Церковного Совета соответствующие рекомендации, учитывающие различия в местоположении и численности монастырей. Почитание святых 28. Архиерейский Собор ознакомился со сведениями о широком распространении в ряде епархий почитания преподобного Далмата Исетского (1594-1697), прославленного в лике местночтимых сибирских святых в 2004 году. Члены Собора свидетельствуют, что подвиг преподобного Далмата, чудеса, происшедшие по его молитвам, а также его широкое почитание являются достаточным основанием для причтения преподобного Далмата к лику общецерковных святых. В связи с этим Освященный Собор благословляет общецерковное почитание преподобного Далмата Исетского, с совершением памяти святого в день его кончины 25 июня (8 июля) и в день обретения его мощей 24 июля (6 августа). Имя преподобного Далмата надлежит сообщить Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения его в святцы. 29. Члены Освященного Собора поддерживают решение Священного Синода о создании Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. На этот орган, в частности, возлагается ответственность за реализацию определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». К следующему Архиерейскому Собору Церковно-общественному совету надлежит представить отчет о проделанной работе. Во многих епархиях упомянутое определение уже реализуется. Там же, где к исполнению соборных указаний еще не приступили, необходимо безотлагательно начать соответствующую работу. 30. Члены Собора выражают согласие с выводами Синодальной богослужебной комиссии относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве. Освященный Собор определяет установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской:

http://patriarchia.ru/db/text/2777929.ht...

Изгнанные монахи стали жить в подаренном им имп. Карлом V госпитале св. Иоанна, обустроив его как мон-рь. Однако после смерти аббата Уильяма д " Орли в 1560 г. мон-рь фактически прекратил свое существование. Маргарита Пармская, наместница (генеральный штатгальтер) испан. кор. Филиппа II в Нидерландах (1559-1567), попыталась использовать сложившуюся ситуацию для создания самостоятельного Люксембургского епископства, финансирование которого должно было осуществляться из причитавшихся монастырю средств. Территория герцогства в то время была распределена между 6 епархиями, наиболее значимыми из них были Трирское и Льежское архиепископства. Однако данный проект не был реализован. Вместо этого кор. Филипп II назначил нового аббата, который вместе с 2 послушниками из Лёвена вновь заселил мон-рь в Люксембурге. В 1602 г. была предпринята 2-я попытка учреждения Люксембургского еп-ства: штатгальтер Испанских Нидерландов Альбрехт Австрийский хотел возвести в сан епископа Петра Роберти, аббата мон-ря в Люксембурге (1602-1636), но безуспешно. Вместо этого Роберти принялся за возрождение своей обители, получившей новое название - Ноймюнстер. Ввиду сильной позиции Римско-католической Церкви и активной деятельности ордена иезуитов (с 1594) Реформация не затронула Л. В 1603 г. иезуиты, приобретшие в герц-стве большое влияние, открыли коллегию в г. Люксембурге, ставшую важным центром образования; в 1621 г. здесь был освящен иезуитский храм Непорочного зачатия. Здания аббатства Ноймюнстер в г. Люксембурге. XVI-XVII в. Здания аббатства Ноймюнстер в г. Люксембурге. XVI-XVII в. По результатам испано-франц. войны 1635-1659 гг. часть Л. (Тьонвиль, Монмеди) была передана Франции. В 1684-1697 гг. войска франц. кор. Людовика XIV заняли всю территорию Л. В 1714 г. в результате войны за испанское наследство Л. перешел под власть австр. Габсбургов. После того как иезуиты в 1733 г. покинули Л., эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия передала городу в 1778 г. иезуитскую ц. Непорочного зачатия, к-рая, став новой приходской ц.

http://pravenc.ru/text/2561080.html

Собор 1675 г. пересмотрел Чиновник архиерейского служения и установил положения о преимуществах и об отличиях патриарха, митрополита, архиепископа, епископа и др. иерархов; о последовании мироосвящения и освящения антиминса. Собор запретил священникам отдавать свои места в приданое дочерям, чтобы эти места не переходили к зятьям. Постановления Собора были напечатаны как дополнения к Чиновнику (1677). Собор 1682 г., созванный при царе Феодоре Алексеевиче , рассмотрел вопросы о мерах против старообрядцев, о поставлении священников в русских городах и уездах, отошедших Швеции, о монастырском и церковном благочинии, о скитающихся монахах и безместных священниках, о призрении нищих. Собор обсудил предложение царя о разделении Русской Церкви на 12 митрополичьих округов и об открытии 33 епархий, но с проектом не согласился. Кроме соборных постановлений сохранилось много архиерейских грамот, архипастырских посланий и поучений этого периода, из к-рых особенно важны «Наказ» патриарха Иова о поповских старостах (1594) и «Инструкция поповским старостам» (1697) патриарха Адриана . Часть этих документов также впоследствии вошла в «Полное собрание законов Российской империи» и, следов., сохранила юридическую силу в синодальную эпоху. Церковно-государственное законодательство Московской Руси представлено прежде всего правовыми актами земских соборов, из к-рых важнейшее значение имеет Соборное уложение 1649 г. , ставшее 1-м систематизированным законом Русского царства. В Уложении имеются нормы, касающиеся церковной сферы: гл. 1 («О богохульниках и о церковных мятежниках») устанавливает наказания за совершение богохульства или кощунства; гл. 12 закрепляет судебную юрисдикцию патриаршего двора над патриаршими приказными, дворовыми и крестьянами, но гл. 13 предусматривает учреждение Монастырского приказа - высшего светского судебного органа для духовенства и жителей церковных вотчин, а также высшей судебной инстанции по тяжебным делам (спорам по вопросам гражданского права) для мон-рей, монастырских людей и приходских причтов.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010