Αθναι, 1980. Τ. 51. N 1. S. 186-190; Amato A. Il sacramento della penitenze nelle «Riposte» del patriarca Geremia II ai teologi luterani di Tübingen (1576, 1579, 1581)//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 1979. Τ. 11. N 2. Σ. 289-316; Travis J. Orthodox-Lutheran Relations: Their Historical Beginnings//GOTR. 1984. Vol. 29. P. 303-325; Kowalchuk A. D. The Correspondence of Patriarch Jeremias Tranos with the Lutheran Scholars of Tubingen as it Relates to East-West Christian Relations//The Patristic and Byzantine Review. Kingston, 1985. Vol. 4. P. 202-208; Tsirpanlis C. A Prosopography of Jeremias Tranos (1536-1595) and His Place in the History of the Eastern Church//Ibid. P. 155-174; Zoppi J. J. The Correspondence of 1573-1581 between Lutheran Theologians at Tubingen and the Eastern Orthodox Patriarchate of Constantinople, and the Dispute concerning Sacred Tradition//Ibid. P. 175-195; Moroziuk R. P. The Role of Patriarch Jeremias II Tranos in the Reformation of Kievan Metropolia//Ibid. 1986. Vol. 5. P. 104-128; Wendebourg D. Reformation und Orthodoxie: Der ökumenische Briefwechsel zwischen der Leitung der Württembergischen Kirche und Patriarch Jeremias II. von Konstantinopel in den Jahren 1575-1581. Gött., 1986; Podskalsky G. Die Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft, 1453-1821. Münch., 1988. S. 103-107 et passim; idem. Die Einstellung des Ökumenischen Patriarchen (Jeremias II) zur Erhebung des Moskauer Patriarchats (1589)//OCP. 1989. Vol. 55. N 2. P. 421-437; Флоря Б. Н. Вост. патриархи и западнорус. церковь//Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII вв. М., 1996. Ч. 1. С. 117-130; Stiernon D. Jérémie II, patriarche de Constantinople//DHGE. T. 27. Col. 995-1001; Hannick Ch., Todt K.-P. Jérémie II Tranos//TByz. 2002. T. 2. P. 551-615; Гронек А. Портрет К-польского патриарха Иеремии II из музея Ягеллонского ун-та в Кракове//Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 136-148. Н. Е. Новиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293660.html

В посл. трети XVI в. И. наладили в Восточной Европе книгопечатную деятельность. В 1575 г. магнат Н. Х. Радзивилл Сиротка подарил Виленской академии типографию в Бресте (с 1576 действовала в Вильно, в 1586 перешла в руки И.). В 1585-1773 гг. в Виленской типографии И. выпустили более 1,5 тыс. изданий на восточноевроп. языках, в т. ч. ок. 350 богословских, философских, катехизических и исторических книг, в к-рых зачастую содержалась полемика с православными, протестантами и антитринитариями , действовавшими на территории Речи Посполитой. В 1581-1582 гг. при посредничестве И. состоялось подписание договора о прекращении Ливонской войны и заключении мира между Речью Посполитой и Россией. В 1581 г. по приглашению царя Иоанна IV Васильевича Грозного папа Григорий XIII отправил в Россию посольство во главе с иезуитом пресв. Антонио Поссевино, к-рого сопровождали пресвитеры-И. итальянец Дж. П. Кампани (впосл. провинциал Польши), хорват С. Дреноцкий, чех Модестин и итал. брат Мориено. В нач. авг. 1581 г. они пересекли рус. границу и встретились с Иоанном Грозным в его ставке в Старице. Усилиями Поссевино 15 янв. 1582 г. в Запольском Яме рус. и польск. дипломаты подписали договор о 10-летнем перемирии, но попытки И. склонить царя к переговорам об объединении Церквей оказались неудачными. В февр.- марте того же года между царем и Поссевино состоялись 3 «беседы о религии», после к-рых католич. священникам было определено посещать Россию лишь в составе посольств и торговых караванов, но ни проповедовать, ни строить католич. храмы в своей стране царь не разрешил. Подробное описание 1-й миссии И. в России было позднее изложено Поссевино в неск. лат. сочинениях о России (особенно в кн. «Московия»), а также Кампани в соч. «Relatio de itinere Moscovitico» (Записки о путешествии в Московию). В числе мер, необходимых для постепенного распространения католицизма на территории Московской Руси, Поссевино особо выделял создание в Речи Посполитой коллегий и семинарий, где русские могли бы получать католич. образование. По предложению Поссевино в 1583 г. при Виленской академии была организована папская семинария для обучения «московитов» и «русинов». Однако в 1585-1601 гг. из числа 197 воспитанников Виленской академии лишь 15 чел. были выходцами с восточнослав. земель Речи Посполитой и 1 «московит». В кон. XVI в. в 2 академиях и 12 коллегиях И. обучались ок. 12 тыс. чел. Через систему коллегий и школ И. привлекали укр., белорус. и литов. магнатскую и шляхетскую правосл. молодежь к переходу в католичество.

http://pravenc.ru/text/293585.html

м-ря), 264 (житие Зосимы и Савватия), 402 (Лев филолог черноризец); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.», I, 3 (дело 1651 г. Посол. Приказа Новгор. четверти о посылке митроп. Никона в Соловец. м-рь для привезения оттуда мощей св. Филиппа); “Извлеч. из отчета Об.-Прок.», 1844 г., 10 (посещение В. Кн. Конст. Никол. и его дар – дарохранительница), 1846 г., 8 (устройство гавани); 1850 г., 12 (перемена флагов); 1854 г., 9 (осада англичан); 1857 г., 13 (разрешено устрой. двух церквей); 1858 г, 11 (разрешено отпустить 6.000 дерев из казен. участка); 1861 г., 20 (пожаловано 2.000 р. на обновление иконостаса, устроен. Петром I); “Арханг. губ. вед.», 1848 г., 7 (тарханная грам. ц. Алексея Мих.); 1852 г., 42 (юридич. акты XVII в.); 1854 г., 27–30 (поездка в Соловец. м-рь); “Акты Арх. Эксп.», I, 62 (Ж. Новгор. гр. 1459 г. на Соловец., Анзер. и др. остр.), 212 (Отписка 1547 г. Вас. Юрьева и Ишука Бухарина о богомолении за Государя по случаю Казан. похода с присылкою милостынных денег), 221 (1548 г. устав. гр. иг. Филиппа Колычева), 213 (Окруж. гр. 1547 г. митр. Макария об установ. праздн. новым русс. святым), 239 (Собор. гр. в Солов. мон. о заточении быв. Троиц. игум. Артемия), 258 (Устав. гр. 1561 г. крестьянам Бежец. Верха, села Пузырева), 268 (Устав. гр. 1564 г. м-ря крестьянам Сумской волости), 295 (Цар. гр. 1576 г. Новгор. дьякам о произвед. розыска по жалобе Вяжиц. игум. Сильвестра на притесн. его Солов. игум. Варламом и старцем Паисием в рыбной ловле), 297 (Богом. гр. 1577 г. по случаю царскаго похода в Ливонию), 301 (Ц. гр. 1578 г. о постр. острога и приведении его в оборон. положение, на случай нападения шведов), 301 (Богом. гр. 1579 г. по случаю нашествия Стеф. Батория), 306 (тоже 1580 г.), 308 (Собор. приговор 1581 г.; игум. Варлаам), 310 (Ц. гр. 1581 г. Киприану Оничкову об обережении м-ря от шведов), 311 (Богом. гр. 1581 г. по случ. войны с Польшей и Швецией), 321 (Ц. гр. 1584 г. о соблюдении монаст. благочиния), 323 (Ц. гр. 1584 г. об освобождении от пошлин и повинн.), 345 (Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1203) Иоаким (I) (?) Дорофей (Иерофей) (?) Симеон II ибн Абу Шаиб (1206 - ок. 1240) Давид (после 1240 - после 1247) Евфимий I (после 1247-1273/74) Феодосий V Виллардуэн (июнь 1275 - ок. 1283/84) Арсений I (ок. 1284/85-1285/86); Кирилл II (26.09.1287-1308) Дионисий I (ок. 1309 - после 1316) Кирилл III (? - ?) Дионисий II (? - 1322) Софроний (1322 - ?) Иоанн VI (?) Марк (?) Игнатий II (до нояб. 1344 - до 1359), переехал в Дамаск Пахомий I (не позднее 1359-1365) Михаил I (1368 - 17.08.1375) Пахомий I, вторично (авг. 1373 - 1375/6) Марк I (весна (?) 1376 - 10.04.1378) Пахомий I, в 3-й раз (апр. 1378 - 19.12.1386) Нил (?) Никон (нач. 1387 - 11.01.1395) Михаил II (7.02.1395 - 8.04.1404 (?)) Пахомий II (1.06.1412 - 9.10.1412) Иоаким I (1413-1425) Марк II (1426/27-1433/34) Дорофей I (1434/35 - 8.09.1451) Михаил III (Марк) (14.09.1451-1456?) Марк III (ок. 1456-1457/58) Иоаким II (до 20.06.1458 - после 1.06.1459) Григорий III (?- ?) Михаил IV (ок. 1470...74 - до 1484) Дорофей II ибн ас-Сабуни (до 1484 - после 1500) Михаил V ибн аль-Маварди (до 1523/24 - после июля 1529) Дорофей III (1529/30-1530/31) Иоаким III (1530/31 - до нояб. 1534) Михаил VI Саббаг (до 10.11.1534-1542/43) Иоаким IV ибн Джума (ок. 1543 - 20.01. 1576) II ибн Хилал (ок. 1543 - ок. 1550) Михаил VII (до 17.06.1576 - ок. 1583) Иоаким V Дау (25.05.1581 - 7.10.1592) Иоаким VI ибн Зияде (1593-1604) Дорофей IV ибн аль-Ахмар (1604-1611) Афанасий II Даббас (1612 - февр./март 1619) Игнатий III Атыйя (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634) IV Даббас (2.05.1619-1627) Евфимий II (Мелетий Карама) (1.05.1634 - 1.01.1635) Евфимий III (нач. 1635 - 11.11.1647) Макарий III аз-Заим (12.12.1647 - 12.06(?). 1672) Кирилл V аз-Заим (2.07.1672 - 6.01(?).1720) Хиосец (нояб. 1672-1681/82) III Даббас (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724) Сильвестр (17.09.1724 - 13.03.1766) VI Танос (с 1724 - см. Мелькитская Церковь) Филимон (28.04.1766 - 5.07.1767) Даниил (6.08.1767 - 15.12.1791) Анфим (кон. дек. 1791 - 20.07.1813) Серафим (авг. 1813 - 19.02.1823) Мефодий (13.05.1823 - 24.06.1850) Иерофей (окт. 1850 - 18.03.1885) Герасим (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский) Спиридон (2.10.1891-1898) Мелетий II (Думани; 15.04.1899 - 8.02. 1906) Григорий IV (Хаддад; 5.07.1906-1928) Александр III (Тахан; 31.01.1931 - 17.06. 1958) Феодосий VI (Абурджели; 14.11.1958 - 19.09.1970) Илия IV (Муаввад; 27.09.1970 - 21.06. 1979) Игнатий IV (Хазим; 02.07.1979-05.12.2012) Иоанн X (Юханна Язиджи; с 17 дек. 2012) Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Карма [Карама, Карме] (1572 - 1635), патриарх Антиохийский (с мая 1634), выдающийся церковный и лит. деятель

http://pravenc.ru/text/115764.html

Деятельность Афанасия Нагого протекала вдали от двора, а родственники не могли оказать ему какой-либо протекции, они не были приняты в опричнину, да и в земщине находились явно на второстепенных ролях. Они стали получать более видные должности лишь после приближения Афанасия Федоровича к царю. Его возвышение, очевидно, следует связывать с теми дипломатическими способностями, которые он обнаружил во время своей долгой крымской миссии. Вскоре после возвращения Нагого из Крыма польский трон снова стал вакантным, и царю потребовалось иметь в кругу близких советников опытного дипломата, каким, несомненно, стал Афанасий Федорович после десятилетнего пребывания в Крыму. В особом дворе царя Нагой занял одно из самых высоких мест. В походе дворового войска на Калугу в 1576 году он занимал пост второго дворового воеводы, а первым был сам глава дворовой Думы князь Федор Михайлович Трубецкой. О доверии царя к Нагому красноречиво говорит тот факт, что когда князь Федор Михайлович Трубецкой и некоторые его родственники какими-то поступками вызвали недовольство царя и от них потребовали присягу на верность у гробницы митрополита Петра, то именно Афанасий Нагой был прислан из Александровой слободы, чтобы привести князей к присяге. О близких связях между царем и его советником свидетельствует и заключенный в 1580 году последний брак царя Ивана с племянницей Афанасия Нагого Марией. Особое положение Вельского и Нагого в кругу советников царя подчеркивалось и чисто формально: при приемах послов Речи Посполитой в 1581—1582 годах они стояли по обе стороны царского трона. Было бы неправильно полагать, что лица, стоявшие во главе земщины в 1575—1576 годах и продолжавшие управлять этой частью государства и после сведения Симеона Бекбулатовича с великокняжеского стола — князь Иван Федорович Мстиславский, царский шурин Никита Романович Юрьев, думный дьяк Андрей Щелкалов, были полностью отстранены от решения общегосударственных дел. Они, напротив, постоянно принимали в них участие. Так, Никита Романович вместе с Нагим и Вельским постоянно вел переговоры с иностранными послами.

http://sedmitza.ru/lib/text/438977/

Злоба опять закипела в душе царя. Когда первым поднес ему хлеб и соль князь Токмаков, он с яростью оттолкнул блюдо, и соль рассыпалась. Все вздрогнули от ужаса. В это время на палочке, как дитя, подъехал к нему юродивый. «Иванушка, Иванушка, — сказал он, - покушай хлеба и соли, а не человеческой крови». Царь велел схватить его, но юродивый скрылся. Царь вошел в Троицкий собор, и там начался молебен. После молебна блаженный опять подошел к нему и пригласил его в свою келью: он жил под соборной колокольней. Царь, который успел немного успокоиться, согласился. В чисто убранной келье на лавке была разостлана скатерть, а на ней лежал кусок сырого мяса. «Покушай, Иванушка», - ласково сказал блаженный. «Я христианин, — сказал царь, — мяса постом не ем!» — «Ты делаешь хуже, - строго возразил ему блаженный, - ты питаешься плотию и кровию человеческою. Ты забываешь не только пост, но и Бога!» Злоба опять закипела в душе царя. Он приказал начать грабеж. «Оставь нас, прохожий человек, — строгим голосом сказал тогда блаженный,— ступай скорей от нас. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». Но царь уже не слушал, на соборной колокольне уже снимали лучший колокол. И в это самое время поспешно входит опричник и докладывает, что любимый царский конь пал. Тогда только царь опомнился — он поспешно вышел из кельи, приказал немедленно прекратить грабеж и выступать из города. Однако же награбленную добычу отвезли в Москву. Когда же 28 февраля 1576 г. блаженный Николай скончался, то благодарные граждане погребли его в Троицком соборе, где хоронили только князей и архипастырей. Когда же в 1581 г. во время осады Пскова блаженного Николая Салоса увидели молящимся пред Пресвятою Богородицею с прочими угодниками Российскими и местными Псковскими, то, согласно этому видению, была написана икона Пресвятой Богородицы с предстоящими вышеупомянутыми угодниками (см. 20 февр., житие прмч. Корнилия), среди которых был изображен и блаженный Николай. Празднование этой святой иконы было установлено 1 октября, и с того же времени стала праздноваться и память св. блаженного Николая. Запись чудес его, существовавшая еще в XVIII в., утрачена неизвестно когда. Преподобный Кирилл Астраханский (+ ок. 1576)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Иркутская и Верхоленская Имена Сведения Тихон (Троицкий-Донебин), архиепископ бывший епископ Иркутский и Нерчинский с 12.03.1894 29.06.1911 Викарии Иркутской епархии Кадъякский на Аляске Учреждена 19 июля 1796 года на о. Кадъяк Имена Сведения Иоасаф (Болотов), епископ рукоположен с 10.04.1799 10.05.1799 (по дороге к месту служения утонул) Селенгинские епископы Имена Сведения рукоположен с 20.05.1862 по 18.03.1868 епископ Камчатский. Курильский и Алеутский Мартиниан (Муратовский), епископ рукоположен с 09.02.1869 по 17.10.1877 епископ Камчатский. Курильский и Благовещенский; 5.07.1898 рукоположен с 05.11.1878 по 05.07.1889 епископ Якутский и Вилюйский; 14.01.1900 Макарий (Дарский) Курильский, епископ бывший епископ Киренский, викарий Иркутской епархии с 15.07.1889 по 24.10.1892 епископ Камчатский и Благовещенский; 07.09.1897 Киренские епископы Имена Сведения Макарий (Дарский), епископ рукоположен с 09.10.1883 по 15.07.1889 епископ Селенгинский. викарий Иркутской епархии; 07.09.1897 Агафангел (Преображенский), епископ, свт. рукоположен с 10.09.1889 по 17.07.1893 епископ Тобольский и Сибирский; 16.10.1928 Казанская Учреждена в 1555 году Казанская и Свияжская Имена Сведения Гурий (Руготин) первый, епископ, свт. рукоположен с 03.02.1555 05.12.1563 Герман (Садырев-Полев), архиепископ, свт. рукоположен с 12.03.1564 06.11.1567 в Москве Лаврентий, архиепископ рукоположен с 09.02.1568 13.07.1574 Вассиан, архиепископ рукоположен с 14.02.1575 21.05.1575 Тихон (Хворостин), архиепископ рукоположен с 05.07.1575 14.06.1576 Иеремия, архиепископ рукоположен с августа 1576 Косма, епископ рукоположен с 29.12.1581 Тихон, архиепископ рукоположен митрополит рукоположен с 13.05.1589 по 03.07.1606 патриарх Московский и Всея Руси Ефрем, митрополит рукоположен с августа 1606 26.12.1613 Матфей, митрополит рукоположен с 07.02.1615 13.01.1646 Симеон, митрополит бывший митрополит Сербский, возведён с 07.02.1646 26.09.1649 Корнилий, митрополит рукоположен с 13 01.1650 17.08.1656 Лаврентий, митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Учреждение в 1581 г. в г. Вильне религиозно-просветительного Св. Троицкого церковного братства. В 1584 году Стефан Баторий пожаловать грамоту Виленским бургомистрам, радцам и лавникам православной веры о предоставлении в их ведение и управление древнего Троицкого монастыря со всеми принадлежавшими к нему имениями, угодьями и доходами, причём доходы эти предназначались на нужды монастыря, а также на построение школ и на содержание учителей и учеников. Монастырь этот в то время находился в заведовании и управлении митрополита Онисифора и потому король дозволял виленским мещанам воспользоваться его грамотой лишь кончине митрополита, который, как известно, лишён был в 1588 году патриархом Иеремией своего сана. Уступка Троицкого монастыря виленцам и обязательства, принятые ими по этому случаю на себя, является весьма важным актом для наших северо-западных церковных братств; вышеприведённая грамота указывает, как зарождалось в то время в Вильне новое братство, которое сплотило воедино силы более стойких в вере православных граждан, задавшихся широкими просветительными целями, которых прежние братства не вводили в такой степени в круг принятых на себя обязанно- —58— стей. Так возникло в 1584 году религиозно-просветительное церковное братство сначала при Свято-Троицком монастыре, а затем, по отнятии его униатами, при Свято-Духовском монастыре, построенном в конце XVI века этим братством. Это братство, как известно, пользовалось в XVII веке громадным влиянием в делах западно-русской церкви на Литве и прославилось на вечные времена своей защитой православия и русской народности от страшных гонений католиков и униатов, а также религиозно-просветительной деятельностью на пользу православной церкви. Кроме находившихся в городе Вильне церковных братств документы сообщают о таких же учреждениях и в других городах и местечках Литвы, обнаруживших своё существование в царствование Стефана Батория. Церковные братства в других местах Литвы. Из наказной королевской грамоты Мстиславским старостам от 20 января 1579 года видно, что ей дозволялось тамошнему мещанскому братству, по старинному обычаю („з давних часов“) производить свободно на св. Троицу и в дни Миколины „медовые склады“, с обращением дохода с них в пользу церкви 927 . Сохранились сведения, что в древне-русском местечке Куренец (Виленской губернии, Вилейского уезда), где уже в 1355 году была православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1576 году существовало при этой древней церкви церковное братство „св. Пречистое Куренецкое“, земельное имущество которого писарь великого княжества Литовского Гавриил Война записью 1576 года старался оградить от всякой кривды не только со стороны арендаторов, но и со стороны своих наследников. При церкви Спасской в том же местечке Куренец жил в указанное время бакалавр (боколяр) и следовательно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Э. И, 287, стр. 333), 2 апреля 1576 года (А. Э. И., 292, стр. 356–357); 26 июня 1576 года (А. Э. И., 293, стр. 357), 15 янв. 1580 г. (А. Э. И., 308, стр. 372–373) и т.п. 19 29 декабря 1581 года Косма был хиротонисан в архиепископа Казанского. (П. М. Строев, Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви, Спб. 1877, стр. 55 и 287). 21 Возможно, впрочем, и иное толкование слов Грозного. См. ниже о старце Никодиме. В «списках настоятелей Кирилло-Белозерского монастыря» предшественников Космы называется Игнатий, пробывший в сане Игумена 9 недель (рукописи бывшей Соф. Библиотеки: 1166, л. 155; 1167, л. 152 об.; 1499, л. 17 об. и друг. В «Списках иерархов» П. М. Строева, о. с., сб. 55 он не упомянуть). Во «Вкладной книге» Кириллова монастыря (рукоп. Кирил. Библ. 78–1317, л. 16 об.) упоминается нареченный игумен Игнатий 13 февраля 1572 года. Насколько достоверно это показание, трудно сказать, так как в грамотах от июля 1572 года встречается имя предшественника Игнатия, игумена Кирилла (Рукоп. Библ. Спб. Дух. Акад. А1/17, л. 1214 об. 1215 об.). 22 Инока Иону Шереметева (А. И., т. 1, 204, стр. 394) Иоанн считал одним из виновников тех послаблений против устава преподобного Кирилла, которые допускала братия из уважения к именитым постриженникам. «Есть бо у вас Анна и Каияфа, Шереметев и Хабаров; и есть Пилат Варлаам Собакин, понеже от царской власти послан; и есть Христос распинаем, чудотворцево предание преобидимо» (А. И., т. 1, стр. 376). «И по тому вашему послаблению, ино то Шереметева для и Хабарова для, такова у вас слабость учинилася чудотворцеву преданию преступление»… «А Шереметеву как назвать братиею? А но у него и десятой халоп, который у него в келье живет, ест лучше братий, которые в трапезе едят» (там же стр. 379, см. также стр. 380, 381, 382). «А ныне у вас Шереметев сидит в келье, что царь, а Хабаров к нему приходит да иные чернецы, да едят, да пьют, что в миру; а Шереметев невесть со свадбы, невесть с родине, рассылает по кельям пастилы, коврижки и иные пряные составные овощи, а за монастырем двор, а на нем запасы годовые всякие»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

109 Вишневецкий в 1564 г. попался в руки султана изменой; тот велел бросить его на колья; зацепясь ребром, Димитрий трое суток висел и трое суток славил Христа и проклинал Магомета. Пред казнью ему обещали жизнь и свободу за измену вере; он отвергнул. Маркевича Ист. Малор. 1, 47. 48. Когопа Polska Niesieckiego 4, 544, 1743. 111 Русск. Вивлиоф. Полевого, 361–362. Ркп. житие Свят. Ионы. См. Воздвиженского ист. обозр. рязан. иерар. 122. 123. Макарова Заметки о Землях рязан. в Чтен. Моск. Общ. Ист. 1846, 1. 112 См. о Краковской Академии статью в Москвитянине 1845 г. 8. Поссевин писал, что в Ольмоцкой семинарии воспитываются «некоторые из русских». Supl. ad hist. docum. р. 39. Comment. р. 1. 113 У Востокова, в Опис. Муз. грамота князя Константина Острожского, коей жертвуется земля в Турове с тем, чтобы «школу держати» (первоначальную). Стр. 127. 116 По Львовской Русской Летоп. (Ист. Сборн. Погодина 3, 239) в 1623 г. сгорели три православные церкви в предместии краковском. В Кракове, в самом костеле королевского замка, в куполе, остаётся несколько древних славян. надписей над образами; по отзыву Кеппена, эти надписи относятся к началу 14 в. (Список Русск.Памятн. стр. 119). В краковской церкви св. Креста, построенной в 1071 г. и возобновленной 1492 г., совершалось славянское богослужение, до нач. XVI в. Зубрицкий 32–35. 117 Сахарова Обозрение Славяно-русской Библиографии, Спб. 1849 г. 1–44. Шафарик О древлеславянских типографиях у южных славян, Чтен. Мос. Общ. Ист. 1848 г. В южной митрополии в том же веке были ещё изданы: а) в Вильне – Евангелие 1575 г. и Псалтирь 1576 г., Петром Тимофеевым, – Октоих 1582 г., Служебник 1583 г., Катехизис 1585 г., Сборник 1585, Псалтирь 1586 г.; б) в Заблудове близ Вильны у Гетмана Ходкевича – Евангелие учительное 1569 г., Псалтирь 1570 г., Иваном Федоровым; в) во Львове – Апостол 1574 г. диаконом Иваном Фед. (Ж. М. Народ. Просв. 1838 г. О типограф. в Галиции); г) в Остроге – Псалтирь и Новый Завет 1580 г., Библия 1580 г., 1581 г., Хронология 1581 г. Книжка о единой истинной вере 1588 г. См. Строева, Опис. печат. Книг Толстова (М., 1829 г.), Царского (М., 1836 г.), Дополнение (М., 1841 г.), Сахарова Обозр. Библиографии 47–80. Самая первая книга славянской печати – Новый Завет на чешском языке изд. 1475 г. Сахарова Русские древ. памятники, Спб., 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010