В Повести сообщается о явлении иконы: 23 июня 1579 г. Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у ц. свт. Николая Чудотворца (т. н. Николы Тульского), во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлевские постройки - Спасо-Преображенский мон-рь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал брань на христиан. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца (в повести подчеркивается: ни архиерею, ни начальнику града, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу, а чистой девице). Она повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей. В один из дней в полдень икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала «яко мертва» неск. часов, а затем «возопи велиим гласом» к матери. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам. Мать поведала людям о чудной иконе, те удивлялись, но тоже не верили ей, она же взяла заступ и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине чуть более 2 локтей (ок. метра) она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишневого цвета. Икона сияла, как только что написанная. Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиеп. Казанскому и Свияжскому (1576-1581). Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления. Увидев образ, он дивился его необычному виду («переводу», иконографии) и молился с плачем о прощении согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии. Народ с радостью воздавал хвалу Спасителю и Богородице. По благословению архиепископа буд. митрополит Ермоген (тогда священник, видимо по имени Ермолай) благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший 3 года (в Повести указано как чудо 1). Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита (чудо 2). На следующий день архиеп. Иеремия совершил в соборе Божественную литургию.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

О. и повелел идти к игумену и сказать, чтобы писали образ на раку преподобного. Однако в мон-ре не знали, как изображать А. О., т. к. все «самовидцы» святого уже скончались. Однажды в обитель с р. Онеги пришел некий Никифор Филиппович, к-рый видел А. О. еще при жизни. он описал преподобного игумену и иконописцу Симеону: «Александръ бе возрастом средни человекъ, лицем сухъ, образом умиленъ, очи име влущене, брада невелика и не велми густа, власы русы в полысед» (РГБ. Унд. 276. Л. 96–96об.). По этому описанию Симеоном был создан первый образ А. О., положенный на раку преподобного. Мощи А. О. свидетельствованы еп. Вологодским Варлаамом по распоряжению митр. Московского Антония между 1576 и 1581 гг., и тогда же по благословению еп. Варлаама было установлено местное празднование А. О. на 20 апр. Алексей Корепанов составил службу преподобному (ГИМ. Син. 648, XVII в.), а мон. Герман (Тулупов) – сокращенный текст жития для Четьих-Миней (РГБ. Троиц. 694). Служба преподобному сочетает конкретность с традиц. образностью, по составу полиелейная , но имеет литию (Минея (МП). Апрель. Ч. 2. С. 73–85). Хотя память преподобному была включена в Устав московского Успенского собора (ок. 1634), А. О. не был канонизирован к общецерковному почитанию. Крестьянское происхождение и духовно-просветительская деятельность А. О. среди земледельческого населения Каргополья обусловили особое почитание преподобного среди сев. крестьян, о чем свидетельствуют распространенность икон А. О. в Прионежском крае и сохранение в окрестностях Каргополя преданий о памятных местах, связанных с А. О. Иконы А. О. были особенно распространены на Русском Севере, в надписях на них святой нередко именуется «Каргопольским чудотворцем». Одно из ранних изображений – в деисусном чине кон. XVI в. сев. писем (ГТГ). Устойчивым иконографическим изводом является изображение А. О. на фоне основанной им обители в молении Спасителю в облачном сегменте, в левой руке святого – развернутый свиток, на голове схимнический куколь, борода темная.

http://pravenc.ru/text/82048.html

Рака прп. Ефрема Новоторжского мон-ря в Торжке. Фотография. 1901 г. (ТГОМ) 11 июня 1572 г. по благословению Новгородского архиеп. Леонида произошло обретение мощей Е., оказавшихся нетленными; в гробу находилась также голова св. Георгия Угрина, позднее она хранилась на раке преподобного. Е. был канонизирован к местному почитанию при митр. Дионисии (1581-1587), тогда же была составлена служба преподобному, древнейшие списки которой относятся к кон. XVI в. ( Барсуков. Стб. 197). Почитанию Е. способствовало образование в 1576 г. Тверского удела царя и вел. кн. Симеона Бекбулатовича . В состав его владений вошел Торжок, церкви и мон-ри к-рого стали пользоваться его вниманием и покровительством. Ряд чудес связан с заступничеством Е. за Торжок в Смутное время. Согласно краткому летописцу Торжка XVII в., 2 окт. 1617 г. город был избавлен от войска смоленского сына боярского И. Мещеринова, вместе с «литовскими людьми» напавшего на Торжок. Город не был взят благодаря заступничеству «преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита, Новаторскаго чудотворца» ( Станиславский. С. 236). Сведения о почитании Е. в Торжке в нач. XVII в. отразились в писцовой книге Торжка и его посада, составленной в 1625/26 г. П. Д. Нарбековым и др. Согласно этому источнику, в Борисоглебской ц. один из приделов был освящен «во имя преподобного чюдотворца Ефрема» (есть сведения об устроении этого придела в 1577, при архим. Мисаиле), там стояла рака с мощами Е. В посвященном святому приделе имелся «образ местной Ефрема чюдотворца на золоте, венцы окладные». В Борисоглебской ц. наряду с иконами равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича и святых Бориса и Глеба находились «образ Ефрема чюдотворца на золоте», «образ месной Ефрем чюдотворец, окладной, венцы на финифти с каменем, да у тово ж образа в прикладе крестов всяких серебряных и окладных тринатцать», на затворах дверей в киоте помимо икон князей-мучеников был образ «преподобный чюдотворец Ефрем». В казне Борисоглебской ц. числился «покров площеница, а на нем образ шит преподобнаго чюдотворца Ефрема», а по его краям «шит тропарь и кондак». На посаде Торжка Борисоглебскому монастырю принадлежала Вознесенская ц. На одной из ее икон были изображения «Олексея митрополита да преподобного Ефремия, Новоторского чюдотворца» (Писцовая книга г. Торжка и посада 7133 (1625) г.//Памятная книжка Тверской губернии на 1865 г. Тверь, 1865. Отд. 4. С. 24-27).

http://pravenc.ru/text/182089.html

В Заблудове, имении гетмана Ходкевича (близь Вильны), в 1569 г. напечатано славянское Евангелие, и в следующем году Псалтирь; в самой Вильне, где не мало было тогда русских, изданы в 1575 г., – Евангелие, а в 1576 г. – Псалтирь; во Львове – Апостол (1574 г.); в Остроге – Псалтирь и Новый Завет (1580 г.) и, наконец, полная Библия (1581г.). Кроме того, в 1556–1561 г.г. архимандритом Григорием переведено было с церковно-славянского на простой русский язык Четвероевангелие. К этому же времени относится переложение Псалтиря славянского на польско-русский язык неизвестным с таким заголовком: «Книга глаголемая Польская Псалтире, преложена с рускаго на польски: нехай (пусть) по ней хвалять Господа». Около 1570 г. во Львове переведён Ветхий Завет с еврейского на русско-славянский язык. Издание Библии 1581 г. было делом благочестивого князя Константина Острожского († 1608 г.). В предисловии к Библии рассказывается история ее издания. Побуждало именитого издателя предпринять этот труд желание «благочестью некое дарование духовное оставити», чего требовало тогдашнее печальное состояние церкви. «Кто не подвигнется на жалость, – говорит издатель, – видя ветхость церкви Христовой, к падению клонящейся. Волки лютые нещадно расхищают и распугивают стадо Христово 92 ». Далее говорится, что для этого дела не доставало ни способных к тому людей, ни полных списков Библии. Когда таковой список получен был из Москвы (ок. 1575 г.) и приступили к сличению его со списками иноязычными и другого перевода, то открылись не только «разности», но и «развращения» (порча). Это смутило было князя, но не остановило в его важном предприятии. Избрав доверенных людей и не щадя издержек, он отправил их с письмами в монастыри греческие, сербские, болгарские, к Константинопольскому патриарху Иеремии, даже на остров Кандию, с просьбою прислать верные списки Библии и способных людей. По возвращении посланных с новыми списками Библии, приступили к делу, поверяя славянский текст греческим текстом, а иногда латинским, заменяя слова, вышедшие из употребления и малопонятные, словами современными и исправляя ошибки невежд-писцов. Библейскому тексту предпослана была статья «О пользе и святости книг Священнаго Писания». Так появилась в свет (1581 г.) первая печатная Библия, так называемая Острожская, под следующим заглавием: «Библия сиречь книгы ветхаго и новаго завета, по языку словенску».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Первоначально для помещения иностранных послов в Москве не было определенных мест, особо назначенных для сего зданий, и они ставились в частных домах; это бывало впрочем и впоследствии, когда появились уже особые «дворы», вероятно в виду того, что они были заняты 92 . Помещения для послов отводимы были в разных частях города, на улицах Остоженке, Пречистенке, Никитской, Тверской, Воздвиженке, Рождественке, Дмитровке, Петровке, в Китай-городе, Дорогомилове и др. 93 Для наиболее часто посещавших Москву послов ногайских, крымских и польско-литовских существовали особые дворы, предназначенные исключительно для тех или других послов и гонцов. Из числа этих дворов древнее всех был, кажется, крымский двор, в записях упоминающийся с 1532 г. На нем стояли крымские послы в 1532 г. («Крымское подворье»), 1534 г. («– двор»), 1535–1539, 1548, 1562–1564, 1566, 1567, 1570, 1577, 1578, 1586, 1588, 1591–1596 гг. – О местонахождении этого двора посольские записи XVI в. говорят только: «за рекою» (1539, 1586 г.), «за Москвою рекою» (1539, 1566, 1677, 1578 и 1589 гг.). В конце 1577 г. послы были поставлены «за Москвою рекою на Крымском дворе на новом»; в 1588, 1593 и 1595 гг. «на старом на Крымском дворе». В записи 1589 г. Крымский двор назван «посольским». Как исключение послы крымские ставились иногда и не на Крымском дворе. Так в конце 1568 г. крымские гонцы поставлены были «на Большом посаде на хрестьянских дворех», в начале 1592 г. они стояли «в Рогожской слободе», а в октябре 1576 г. «в Казенной слободе» (см. также на сей странице в примечании о посольских дворах в Черторье). – Для ногайских послов и гонцов существовал особый Ногайский двор, на котором ногайские послы и гонцы стояли в мае и сентябре 1535 г., в 1536, 1537, 1548, 1549, 1551–1553, 1555, 1564 годах. С послами, как известно, приходили и ногайские «гости» (купцы), пригонявшие в Москву для продажи целые табуна лошадей. Гостей этих ставили обыкновенно или «под Павшиным (IIahшuhым), в октябре 1548 г., мае 1549 г., мае и июле 1551 г., 1552 г., 1555, 1557, 1560 («за посадом под Паншиным», 1561, 1578 гг., или «на лугу против Симанова, под Симоновым» (в ноябре 1548 г.) августе и октябре 1551, 1552 и 1553 гг.); или «у Красного села» (октябрь 1549 г., октябрь 1551 г., 1553 г.), «под Красным селом по сю сторону Яузы» (1581 г.), «за красным селом на Яузе» (1581 г.), «за Яузою» (1578 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Возникает вопрос, возможно ли, что епископ Юрьевский Корнилий и преподобный Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря, одно и то же лицо. Ни Новгородская третья летопись, ни синодик Псково-Печерского монастыря не отождествляли личность Юрьевского епископа с преподобным Корнилием, как это сделал в своей книге архиепископ Филарет (Гумилевский) . В грамоте 1580 г. среди епископов, присутствовавших на Соборе, упоминается «Юрьевской и Вилянской Корнилей». Правда, подпись его под документом, принятом на Соборе, не стоит, и это дает основание сомневаться в его присутствии на заседаниях . Преподобный Корнилий, как известно, был убит Иоанном IV в 1570 г., и в печерском синодике день его памяти отнесен к 20 февраля, а день кончины епископа Корнилия к 5 числу того же месяца . Еще одним подтверждением тому, что епископ Корнилий занимал Юрьевскую кафедру и после смерти прп. Корнилия Псково-Печерского, служит опубликованная С. И. Сметаниной запись 1576 г. на рукописной книге Слов Василия Великого из собрания Е. Е. Егорова. «В лето 7084 при священном епископе Корнилье дал сию книгу Великого Василья в церковь боголепного Преображенья, дал Еуфим, ище чернец часовик, в Юрьев Ливонской» . Царь и великий князь Иоанн IV Васильевич. Копия с портрета XVII в. Посещавшие Псково-Печерский монастырь местные жители, возвращаясь домой, рассказывали о святой вере и строгой жизни его насельников, а некоторые находили там приют и убежище от жестокостей и преследований своих господ и принимали крещение . Новгородский архиепископ Макарий в 1534 г. предписал монастырям Псковской области позаботиться о разрушении мольбищ и искоренении языческих обрядов в этих местах . То же сделал и его преемник — архиепископ Феодосий. Таким образом, состояние православия в Прибалтийском крае в период Ливонской войны находилось в благоприятных условиях .   Этот факт приведен в: Коялович М. Дневник последнего похода Стефана Батория на Русь (осада Пскова) и дипломатическая переписка того времени, относящаяся главным образом к заключению Запольского мира (1581—1582). СПб., 1867. С. 471.

http://sedmitza.ru/lib/text/430142/

В убогой келлии блаженного на лавке, покрытой чистой скатертью, лежал кусок сырого мяса с воткнутым ножом. — Покушай, Иванушко, покушай, — угощал юродивый царя. — Я христианин и не ем мяса в пост. — Ты пьешь кровь человеческую, — отвечал ему блаженный, поучая царя “многими ужасными словесы”, чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Окруженный опричниками, он въехал на соборную площадь. Вновь появился блаженный Никола и сказал царю : — Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежать. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя. Испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Современники, свидетели этого, писали: “Могущественный тиран… ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов”. Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри. Местное почитание блаженного началось спустя всего пять лет после его кончины. В 1581 году, при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай. В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного 1 Николая Псковского, который “плотски в юродстве быв, … горняго Иерусалима гражданин явися, … царску державу и смысла свирепство на милость обратив”. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/blazhennyj-nikolaj-psk...

Товия , 1817–19. Парфений 15 мар. 1819 перев. из Зеленецкого, а 29 февр. 1820 – в Спасо-Евфимиев. Макарий перев. из Коренной пустыни, 1820–27, перев. в Паисиин Галицкий. Варсонофий , 1827–53. (В 1854 и 5 вакансия). Павел , 1856–66. Виктор , 1869. 2 Спасо-Преображенский, в Каргопольском уезде, основан св. Вассианом в XVI веке. Именовался также Строкина пустынь. Ныне заштатный. [IV, 344.] Игумены Евфимий , 1538–49. Феодосий , 1549 и 50. Гурий , 16 нояб. 1554. Иона , 11 мар. 1557. Никифор , 9 июля 1562. Досифей , 1565–69. Иринарх , 1570 и 71, окт. Иона , 1572–79. Иов , 1580 и 81, янв. Дионисий , в февр. 1581–84. Евфимий , 1584–86. Мисаил , 1587–90. Зосима , 1591–95. Кирилл , 1596–1606, в янв. уволен. Иларион , 1606–10. Евфимий , 1610–12. Феодосий , 1613–18. Иаков , 1618–31. Иннокентий , 1631–33. Иов , 1634–62. Евфимий , 1662–68. Симеон , 24 нояб. 1671. Евфимий , 1674–77. Феодорит , в июне, окт. 1677. Моисей определён 30 янв. 1678–83. Сергий , 1687–99. Архимандриты Иоаким , 1700–1717. Иосиф , 1718–26. Иоасаф , 1726–38. Иосиф Арбузов 1739 перев. из Рденской пустыни, а 1741 – в Бежецкий Антониев. Иоасаф (вторично) 1741–43, перев. в Крестный. Симеон перев. из Крестного 1743–1766, уволен. Виссарион в 1756 перев. из Крестного; по 1758. Алексий , с 3 авг. 1758 по 1761; перев. в Новгородский Кириллов. Феодосий в 1761 перев. из Ладожского Иванского; † 1775. Строители Варлаам , 1775–88, уволен. Варлаам Плешаков , 1788–98, перев. в Архангельск. Амвросий , 1798–1806, уволен. Порфирий определён 7 нояб. 1806. 3 Александро-Ошевенский, от Каргополя, в 44 верстах, основал св. Александром в XV веке. Ныне 3-го класса. [V, 422.] Игумены Св. Александр Ошевенский † 20 апр. 1489. Максим , ученик его. Вассиан , 1535–40. Кассиан , 1551–61. Тит , 1565. Диомид , 1576. Кирилл , 1576–86. Евстратий , 1588. Герасим , 1591–93. Зосима , 1596–98. Тит , 1599–1604. Евфимий , 1604–9. Иосиф , в дек. 1613–39. Евфимий , в янв. (sic) 1614. Евфимий , 1639 и 40. Иосиф , 1640–46. Левкий , в февр. (sic) 1656. Иосиф , в июле 1657, в апр. 1663, 1664.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это обеспечивало проведение в Казанской епархии на протяжении многих десятилетий единого церковного курса, проводниками которого выступали, в том числе, архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия и митрополит Казанский и Астраханский Гермоген (Ермоген). «Пять первых архиепископов казанских из шести, - перечислял А.А. Зимин, - были пострижениками Волоколамского монастыря. После смерти Гурия Руготина (5 декабря 1563 г.) архиепископом казанским был Герман Полев до своей смерти (12 марта 1564 - 6 ноября 1568 г.). Его преемником был Лаврентий (2 апреля 1569 - 13 июля 1574 г.), который ранее был игуменом Волоколамского монастыря (1566 - 1568 гг.). После смерти Лаврентия в Казань был назначен Вассиан, о котором у нас не сохранилось никаких сведений. Вассиан находился на архиепископском престоле только несколько месяцев. После него архиепископом снова были иосифляне Тихон Хворостинин (6 июля 1575 - 11 1576 г.) и Иеремия (умер в октябре 1581 г.). До этого Иеремия был архимандритом Богородицко-Свияжского монастыря (1564 - 1565 гг.), а позднее архимандритом Преображенского Казанского монастыря (1567 - 1576 гг.). Первым казанским митрополитом был воспитанник иосифлян Гермоген (13 мая 1589 - 3 июля 1606 Время рукоположения архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря Иеремии во архиепископа Казанского и Свияжского связывается с датой смерти его предшественника - Тихона I (Хворостинина). Так, в составленном российским лингвистом Н.Н. Дурново (1876 - 1937) списке епархий и архиереев «Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени», первый том которого был опубликован в 1892 г. в г. Москве, указывается, что архиерейская хиротония архимандрита Иеремии состоялась в августе 1576 В справочном материале «Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения её до настоящего времени. (1555 - 1885 г.г.)», опубликованном в 17 от 1 сентября 1885 г. «Известий по Казанской Епархии», сообщалось, в частности, что он был «пострижен в Иосифове волоколамском монастыре, в 1567 г. возведён св[ятым] Германом в сан архимандрита казанского Спасо-Преображенского монастыря, жил со св[ятым] Германом в Москве и вместе с свияжским архимандритом Иродионом совершил его

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Афанасий Иванов 1799–1805 до 1801 года епископ Платон Любарский 1805–1811 Иов Потемкин 1812–1823 Феофил Татарский 1823–1827до 1826 года епископ Онисифор Боровик 1827–1828 Гавриил Розанов 1828–1837 до 1832 года епископ Епископы Екатеринославские и Таганрогские: Анастасий Ключарев 1837–1838 Иннокентий Александров 1838–1853 Леонид Зарецкий 1853–1864 Платон Троепольский 1864–1868 Алексий Новоселов 1868–1871 Феодосий Макаревский 1871–1885 Серапион Маевский 1885–1891 Августин Гуляницкий 1891–1892 Владимир Шимкович 1892 Енисейская Учреждена в 1861 году. Кафедра в Красноярске. Епископы Енисейские и Красноярские: Никодим Казанцев 1861–1870 Павел Попов 1870–1873 Антоний Николаевский 1873–1881 Исаакий Положенский 1881–1886 Тихон Донебин 1886–1892 Александр Богданов 1892–1894 Акакий Заклинский 1894 Иркутская Учреждена в 1706 году. 32 Кафедра в Иркутске. Епископы и архиепископы Иркутские и Нерчинские: Варлаам Косовский 1706–1714 Игнатий Смола 1721 Иннокентий Кульчицкий, святой 1727–1731 Иннокентий Неронович 1732–1746 Софроний Кристалевский 1753–1771 Михаил Миткевич 1772–1789 Вениамин Багрянский 1789–1814 Михаил Бурдуков 1814–1830 с 1826 года архиепископ Ириней Несторович, архиеп. 1830–1831 Мелетий Леонтович, архиеп. 1831–1835 Иннокентий Александров 1835–1838 Нил Исакович 1838–1853 с 1840 года архиепископ Афанасий Соколов, архиеп. 1853–1856 Евсевий Орлинский 1856–1860 с 1858 года архипископ Парфений Попов 1860–1873 с 1863 года архиепископ Вениамин Благонравов 1873–1892 с 1878 года архиепископ Тихон Донебин 1892 с 1894 года архиепископ Иркутский и Верхоленский Киренское викариатство Учреждено в 1883 году. Епископы (в Иркутске): Макарий Дарский 1883–1889 Агафангел Преображенский 1889–1893 Никодим Преображенский 1893 Казанская Учреждена в 1555 году. Кафедра в Казани. Архиепископы Казанские и Свияжские: Гурий Руготин, святой 1555–1563 Герман Садырев-Полев, святой 1564–1567 Лаврентий 1568–1574 Вассиан 1575 Тихон Хворостинин 1575–1576 Иеремия 1576–1581 Косма 1581–1583 Тихон 1583–1589 с 1589 года митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010