(апр. 1378 - 19.12.1386)     Нил     Никон   (нач.1387 - 11.01.1395)     Михаил II    (6.02.1395 - 8.04.1412 (?))     Пахомий II    (1.06.1412 - 9.10.1412)     Иоаким I   (?- 1425)     Марк II    (1426/27 - ?)     Дорофей I   (1434/35 - 8.09.1451)     Михаил III (Марк)    (14.09.1451-1456?)     Марк III    (ок. 1456-1457/58)     Иоаким II    (до 20.06.1458 - после 1.06.1459)     Григорий III    (?- ?)     Михаил IV    (ок. 1470...74 - до 1484)     Дорофей II ибн ас-Сабуни    (до 1484 - после 1500)     Михаил V ибн аль-Маварди    (до 1523/24 - после июля 1529)     Дорофей III    (1529/30-1530/31)     Иоаким III    (1530/31 - до нояб. 1534)     Михаил VI Саббаг    (до 10.11.1534-1542/43)     Иоаким IV ибн Джума   (ок. 1543 - 20.01.1576)     Макарий II ибн Хилал    (ок. 1543 - ок. 1550)     Михаил VII   (до 17.06.1576 - ок. 1583)     Иоаким V Дау   (25.05.1581 - 7.10.1592)     Иоаким VI ибн Зияде    (1593-1604)     Дорофей IV ибн аль-Ахмар    (1604-1611)     Афанасий II Даббас    (1612 - февр./март 1619)     Игнатий III Атыйя    (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634)     Кирилл IV Даббас    (2.05.1619-1627)     Евфимий II (Мелетий Карама)   (1.05.1634 - 1.01.1635)     Евфимий III    (нач. 1635 - 11.11.1647)     Макарий III аз-Заим    (12.12.1647 - 12.06(?).1672)     Кирилл V аз-Заим    (2.07.1672 - 6.01(?).1720)     Неофит Хиосец   (ноя. 1672-1681/82)     Афанасий III Даббас   (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724)     Сильвестр   (17.09.1724 - 13.03.1766)     Кирилл VI Танос   (с 1724 - см. Мелькитская Церковь)     Филимон   (28.04.1766 - 5.07.1767)     Даниил   (6.08.1767 - 15.12.1791)     Анфим   (кон. дек. 1791 - 20.07.1813)     Серафим   (авг. 1813 - 19.02.1823)     Мефодий   (13.05.1823 - 24.06.1850)     Иерофей   (окт. 1850 - 18.03.1885)     Герасим    (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский)     Спиридон   (2.10.1891-1898)     Мелетий II (Думани)    (15.04.1899 - 8.02.1906)     Григорий IV (Хаддад)   (5.07.1906-1928)     Неофит II   1602-1603, 1607-1612  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ко времени Стоглавого Собора 1551 г. постриженики Волоколамской обители занимали 5 из 10 рус. архиерейских кафедр (Новгородский архиеп. Феодосий, епископы Савва Крутицкий, Гурий Смоленский, Трифон Суздальский, Акакий Тверской). По-видимому, отстаивание на Соборе Новгородским архиеп. Феодосием церковного землевладения навлекло на него неудовольствие светских властей и вызвало его отставку в мае 1551 г.; вскоре, до 18 июня того же года, оставил свой пост Суздальский еп. Трифон (Ступишин). В мае 1553 г. царь Иоанн IV посетил Пешношский мон-рь и беседовал с жившим там на покое племянником прп. Иосифа Вассианом (Топорковым). По наблюдениям Зимина, «там, где правительство нуждалось в крутых мерах для подчинения недавно присоединенных территорий, на важнейшие церковные должности назначались постриженики Волоцкого монастыря» ( Зимин. 1977. С. 307). 3 (или 7) февр. 1555 г. архиереем на новоучрежденную Казанскую кафедру был поставлен игум. Иосифова мон-ря св. Гурий (Руготин) . В помощь архиеп. Гурию были даны волоцкий старец Герман (Ленков) и волоцкий постриженик свт. Герман (Садырев-Полев) , ставший настоятелем Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Преемниками свт. Гурия на Казанской кафедре из числа пострижеников Иосифова мон-ря были свт. Герман (Садырев-Полев; 1564-1567), Лаврентий (1568-1574), Тихон (Хворостинин ; 1575-1576) и Иеремия (1576-1581). В период архиепископства Иеремии произошло обретение Казанской иконы Божией Матери . В 1563 г. на Полоцкую архиепископскую кафедру был назначен бывш. Суздальский еп. Трифон (Ступишин). Другой важнейшей кафедрой, которая длительное время замещалась И., была Крутицкая (Сарская и Подонская); Крутицкие епископы являлись ближайшими помощниками митрополитов. После еп. Саввы (Чёрного; 1544-1554) Крутицкую кафедру в 1554-1558 гг. занимал Нифонт (Кормилицын), в 1565-1568 гг.- бывший игум. Иосифова монастыря Галактион. Последним Крутицким епископом из числа волоцких пострижеников был Симеон (ок. 1580-1582). После ухода с митрополичьей кафедры Афанасия царь Иоанн IV предлагал Казанскому архиеп.

http://pravenc.ru/text/673717.html

19) Василий Московский (2 авг.) жил во второй половине XV в. при великом князе Иоанне III в селе Елохове (близ Москвы); † 1552 г. Св. Димитрий Ростовский его жития в Великой четьи-минеи не нашел; 60 в библиотеке Покровского Московского собора хранится рукописное «житие и слово похвальное и чудеса св. Василия, нового чудотворца Московского», обследованное проф. Ключевским 61 . 20) Николай Псковский (28 февр.) † 1576 г. Название Салос не есть прозвище, а сирское слово, означающее простой, глупый. У греков это слово употребляется вместо нашего юродивый, как видно из описания путешествия антиохийского патриарха Макария в Россию, где юродивый Киприан назван Салосом 62 . 21) Иоанн Власатый (3 сент.), подвизавшийся в Ростове, † 1581 г. 63 , а преосв. Филарет Черниговский годом кончины его считает 1580 64 , преосв. Сергий примыкает к его мнению 65 . 22) Симон Юрьевецкий (4 ноября). Он родился в селе Оделеве, Нерехтского уезда, Костромской губ. (в 20 верст, от заштатного города Плеса), а не на берегах Волги, недалеко от Юрьевца, как сказано в житиях . святых; † 1586 г. В житиях показан год смерти 1584; в исторических записках о Кривоезерской пустыне – 1594; Ключевский считает годом смерти 1593. Это не верно потому, что св. Симон умер при митрополите Дионисии, а с 21 декабря 1586 г. был в Москве уже патриарх Иов. Житие его писано во второй половине XVII в., и сохранилось оно в нескольких редакциях. Около 1635 г. послано было к патриарху Иоасафу послание о житии и чудесах св. Симона. Биограф писал по рассказам людей, знавших Симона 66 . 23) Галактион † 1506, инок Ферапонтова монастыря. 24) Иоанн Большой Колпак (14 июля), или Водоносен, жил при Борисе Годунове; родом из страны Вологодской; † 1589 или 1590 г. Житие его написано в Москве в 1647 г.; «рукою многогрешного простого монаха» 67 . 25) Киприан Суздальский (окт. 2) жил в начале XVII в. в селе Воскресенском на р. Уводи, Влад, губ., Ковровск. уезда, † 1622 г. 68 . 26) Прокопий Вятский (21 дек.), Хлыновский урожденец из Корякинской деревни, в 6 вер. от г. Вятки, † 1627 г. Житие его писано во второй половине XVII в. 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1572-1573 гг., в ходе Ливонской войны (1558-1583), швед. отряд под командованием К. Э. Флеминга разорил Корельскую землю, но К. м. был спасен - лед треснул и враги не смогли подойти к обители. В 1577 г. (или ок. 1573?) при угрозе швед. нападения мощи прп. Арсения были положены «под спуд» у зап. стены ц. Рождества Пресв. Богородицы, слева от входа. На иконе Христа Спасителя из К. м., позже хранившейся в надвратной ц. осташковского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря , имелась надпись о чуде с неким рус. пленником Афанасием Беляем, отправленным на работу в Швецию. Образ находился у хозяина Афанасия, и пленник молился перед ним. Однажды во сне Беляю явился Спаситель и наказал отправиться вместе с иконой на Коневец. С товарищем он сумел найти судно и сподобился видения в море прп. Арсения, к-рый помог им избежать столкновения со швед. отрядом и в 1573 г. благополучно приплыть на Русь. В 1576 г. отмечено чудо от иконы Божией Матери, в память о к-ром установлено празднование 10 июля. В 1577 (1581?) г., после захвата К. м. шведами, по указу царя Иоанна IV братия перешла в Деревяницкий в честь Воскресения Господня монастырь . После жалоб на разорение шведами монастырских владений игум. Варлаам 5 июля 1578 г. получил жалованную грамоту царя Иоанна IV на податные и судебные льготы монастырской вотчине в Гарбале Ореховского у. Несмотря на захват Корельской земли шведами, грамоты 1554 и 1578 гг. были подтверждены в февр. 1585 г. игум. Геннадию. После заключения Тявзинского мирного договора и учреждения в 1593 г. Корельской епархии во главе с еп. Сильвестром ( 1615) началось восстановление обители. В нояб. 1597 г. по ходатайству Бориса Годунова была выдана жалованная грамота царя Феодора Иоанновича на возобновление К. м., разоренного шведами: «Царьскою казною церкви и трапезу устроити, и ограду и кельи поставити». Владения К. м. освобождались от «дани и посохи» «до... царского указу». Старые и больные монахи должны были оставаться в Деревяницком мон-ре, «пока в монастырскую вотчину крестьян не позовут». 12 авг. 1598 г. 3 грамоты подтвердил царь Борис Годунов. К 1599 г. коневские иноки смогли вернуться из Деревяницкого мон-ря. При царе Борисе в К. м. проживал в ссылке архиеп. Сарский и Подонский Варлаам († после 1586).

http://pravenc.ru/text/1841922.html

В отзывах современников-католиков об О. а. используется преимущественно название «греческий коллегиум» (в переписке папского нунция в Польше в 1581-1584 гг. Альберто Болоньетти; в сообщении секретаря папского нунция в Польше Орацио Спаннокки 1587 г. (Relacje nuncyuszów apostolskich. 1864. S. 460)). Ипатий Потей в «Отписи на письмо некоего Клирика Острожского» (1599) характеризует своего соперника как «ученика академии Острожской» ( Nomiй I. Biдnobiдь Kлipuky Острозькому//Ykpaïhcьki ryмahicmu епохи Biдpoджehhя: Ahmoлoriя. К., 1995. Ч. 2. С. 150). О существовании правосл. академии в Остроге писал иезуит Я. Велевицкий в дневниковой записи 1623 г.: «Помещики этой местности были самыми активными покровителями греческих схизматиков. Поэтому и соорудили в этом городе схизматицкую академию как оплот своей религии» ( Wielewicki. 1899. S. 151). Симон Пекалид называл О. а. «трехъязычной гимназией», «трехъязычным лицеем». В поэме «De bello Ostrogiano» (Про Острожскую войну) он писал о преподававшихся в Остроге «свободных науках», прославлял Острог как центр, где процветают культура и наука ( Nekaлiд С. Про Острозьку biйhy niд П " яткою проти низових/Пер.: В. Маслюк//Украïнська noeзiя XVI ст. К., 1987. С. 203, 214). По-видимому, подготовкой к созданию О. а. стало приглашение кн. Константином Константиновичем Острожским в марте 1575 г. Ивана Фёдорова для организации типографии в Дерманском Свято-Троицком муж. мон-ре (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань). В тот период началась работа над изданием Острожской Библии, сложился кружок ученых-богословов. Первые этапы этого труда могли осуществляться в Дерманском мон-ре или в г. Дубно (ныне Ровненской обл., Украина), где в 1576 г. преимущественно находился кн. Острожский. Правосл. магнат деятельно участвовал в организации О. а. В февр. 1585 г. он дал фундуш на нужды ц. Св. Троицы и госпиталя в Остроге - доходы от г. Сураж (ныне Тернопольской обл., Украина; владение кн. Острожского с 1583) и сел Суражской вол.: Ст. Сураж, Турова, Онишковцы, Ходаки, Ближ. и Дальн. Зеньки, Исерна и Тетерев. Позже отдельным актом (не сохр.) часть доходов от Суражской вол. князь передал на содержание Острожской школы. В сообщении о смерти кн. Острожского в «Острожском летописце» сказано, что он «на шпиталь и на школы город предоставил Сурож с селами». Князь прилагал усилия для подбора преподавателей в О. а. Он обращался к патриарху К-польскому ( Возняк. 1954. С. 34), искал учителей на греч. Востоке. Буд. униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский в письме от 15 февр. 1603 г. к кн. Николаю Радзивиллу Сиротке писал из Рима, что кн. Острожский «какую-то академию на Волыни хочет фундировать, послал в Грецию за профессорами, но там сейчас днем с огнем их не найдешь» ( Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. Прил. 23. С. 180-181).

http://pravenc.ru/text/2581675.html

литовский посланник Тишкевич. Вероятно, это тот же самый двор, который в раннейших посольских записях называется «цесаревых послов двором» и его разумеют они, говоря, что литовские послы и гонец в 1529, 1532 и 1536 гг. поставлены были «на Успенском вразе, на цесаревых послов дворе» (здесь же стояли послы 1559 г. Тишкевич и др., судя потому, что приставы должны были заботиться, чтобы Успенским врагом никто не ходил). Быть может этот же самый двор запись разумеет, говоря, что литовские посланники поставлены были «за Неглинною на Литовском дворе» (1558 г.) и за «Неглинною на Литовском дворе на посольском» (1566 г.); в этот последний раз послы, переехав реку (у Дорогомилова), ехали «по запосаду к Тверской улице, к Ямской слободе» 94 . Судя по этим упоминаниям можно думать, что первый Литовский посольский двор помещался в нынешнем Газетном переулке ( церковь Успения, на Овражках). –По недостаточности ли этого двора или вследствие каких-либо его недостатков, с 1568 г. литовские послы размещались по другим дворам: на Большом посаде на дворе Луки Котельникова (1568 г., купцы на другом дворе подле его; 1569 г. – и на иных крестьянских дворах у Поганова пруда), на Покровке на Вологодского владыки дворе и на иных дворах (1576 и 1577 гг.). В конце 1568 и 1569 гг. литовские послы и гонец, переехав Москву-реку, на берегу у перевоза, ехали «по запосаду на Переславскую дорогу к Сретенской улице и к Литовскому двору посадом». Можно думать, что второй Литовский посольский двор находился недалеко от Сретенки, у Поганова пруда (=ныне Чистые пруды), на Покровке, где стояли литовские послы Крыский, Сапега и Скумин в январе 1578 г. («а поставили послов на посольском на новом дворе на Покровской улице»). На этот последний двор литовский гонец Держка в 1581 г. так ехал: «с Поклонные горы налево через Москву-реку, переимался на Тверскую дорогу, а от Тверские дороги к Конюшенной слободе, а от Конюшенные слободы вверх через Неглинную к Запрудному, а от Запрудново на Переславскую дорогу к Пушкарской сободе, а Переславскою дорогою в Земляной город в Устретенския ворота да Устретенскою улицею, а с Устретенския улицы на пожар, да на Покровскую улицу на Литовской двор».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Прп. Александр Свирский в житии. Икона. 1655 г. (ГРМ) Иконография А. С. складывалась на протяжении 2-й пол. XVI в. в соответствии с уже существовавшей традицией изображения преподобных: средовек, в монашеской одежде, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. После обретения мощей святого, в 1644 г., была создана серебряная рака (сохранилась крышка: ГРМ. БК-2891). Одновременно развивались 2 типа изображения А. С.: поясное, как на иконе-пяднице 2-й пол. XVI в. (ГММК. Инв. 4974 соб.), напрестольных серебряных крестах 1576 и 1592 гг. (ГРМ. БК-2889; БК-2890), и ростовое - напр., на иконах «Избранные святые: Николай Чудотворец, Никита Новгородский, Иоанн Новгородский, Александр Свирский» 1560 г. (ГТГ. Инв. 14192); «Трехрядница: Воздвижение креста, Покров, избранные святые» 1565 г. (ГТГ. ДР-48); «Преподобный Александр Свирский в житии» 1655 г. (ГРМ. Инв. 2657); на шитых покровах 1581 г. (ГТГ. Собр. П. Корина. Инв. 42), 1582 г. (ГРМ. ДРТ-303), 1644 г. (ГРМ. ДРТ-263), 1670 г. (ГРМ. ДРТ-292), 1686 г. (ГРМ. ДРТ-302). Существуют варианты изображений со свитком, развернутым вверх или вниз; свернутым (складень трехстворчатый с образом А. С. в среднике 2-й пол. XVI в. и сценами его жития на створках нач. XVIII в. (ГТГ. Инв. 1446)). В сводном иконописном подлиннике XVIII в. о святом сказано: «Подобием стар и сед, власы просты, брада бела, редка, широка, длиною с Сергиеву, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток, одежда же его бе свита толста вельми и искропана, яко рубищем на ризе его многим изошвенным быти: поживе 85 лет» (Филимонов. С. 434). Число клейм в сохранившихся житийных иконах варьируется: 10 - на иконе XVIII в. (ЯХМ. Инв. 647); 14 - на иконе XVII в. (ГИМ. Инв. 53054 ); 16 - на иконе рубежа XVII-XVIII вв. из придела прп. Александра Свирского в соборе Покрова на Рву (ГИМ); 39 - на иконе 1655 г. (ГРМ). Иконографические программы житийных икон отражают различные аспекты почитания А. С. Имеются лицевые (с 6 миниатюрами) списки жития А. С.: РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 135, кон. XVII в.; ГИМ. Муз. 344, сер. XVIII в.; РГАДА. Ф. 188. 1209.

http://pravenc.ru/text/64396.html

Таким образом, в научной литературе сложилось вполне определённое мнение о существовании протографа «Повести...», подкреплённое текстологической доказательной базой и вполне убедительными логическими предположениями о том, что первое письменное свидетельство о явлении Казанской иконы Божией Матери и бывших от неё чудесных исцелениях, должно было принадлежать местному архиерею, ибо в то время только он мог подготовить сам, либо поручить это кому-либо с собственного благословения и при личном участии, а затем - подписать и направить такой документ царю вместе с явленным образом (или его списком). В данной связи весьма ценным представляется следующее обстоятельство. В 1914 г. историком Русской Церкви К.В. Харламповичем (1870 - 1932) в заседании «Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии» (ЦИАО КЕ) был сделан доклад на тему «Неизвестное творение Иеремии, Архиепископа Казанского (XVI в.)». «Докладчик, - сообщалось об этом в отчёте ЦИАО КЕ за 1914 г., - познакомил членов Общества с найденным им в Москве в архиве Министерства Иностранных Дел и неизвестным доселе в печати сочинением Казанского Архиепископа Иеремии (1576 - 1581), при котором совершилось явление Казанского Образа Богоматери. Это сочинение носит название " Повесть похвальна Новоявленнаго Образа Пречистыя Владычицы нашей Богородицы, Честнаго и Славнаго Ея Одигитрея, иже в Казани " . Докладчик анализировал это произведение и отметил его К сожалению, каких-либо иных упоминаний о сделанном К.В. Харламповичем открытии, а также о дальнейшей судьбе самого этого «сочинения» пока обнаружить не удалось. Вместе с тем, очевидно, что таковое вполне встраивается в систему доказательств существования протографа «Повести...» и может служить подтверждением сделанного «А.С.» гипотетического вывода о том, что автором первого письменного свидетельства о явлении Казанской иконы Божией Матери и бывших от неё чудесных исцелениях был архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия. О жизни и трудах этого архиерея, продолжающего оставаться «в тени» Патриарха Московского и всея Руси Гермогена (Ермогена), известно очень мало. На данное обстоятельство указывал, в частности, в своём исследовании «Архипастыри Казанские. 1555 - 2007», изданном в 2007 г. в г. Казани, историк Е.В. Липаков (1959 - 2012), добавляя, что «и те сведения, которые излагаются в литературе, вызывают

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Яннарас подчеркивает неотъемлемость нашего личностного бытия от свободы. 1560 «Личность означает свободу», 1561 причем фактически «безграничную», 1562 представляющую собой «возможность бытийного ответа (положительного или отрицательного) на призыв Бога». 1563 Человек обладает свободой принять или отвергнуть «Божественный призыв к личному отношению и общению». 1564 В этом общении человека с Богом Сам Бог «с последней серьезностью относится к человеческой свободе». 1565 Наше «я», говорит Яннарас, должно «активно встречать личную инаковость Творца, и понятно, что эта связь-встреча не вымогается, она лишь приобретается, это лишь факт свободы». 1566 Свобода личности увязывается Яннарасом с ее способностью к любви и уникальной инаковостью. «Изначальные элементы, которыми мы обозначаем личностное существование человека – его инаковость и свобода». 1567 Любовь, согласно Яннарасу, «есть высшее проявление свободы, достовернейшее свидетельство лично­стного существования» 1568 и «экзистенциальная предпосылка свободы». 1569 И наоборот, только свобода позволяет «реализовать свою жизнь как любовь» – «образ Божественного бытия». 1570 А уникальность и «инаковость личности не только феноменологические; они заключа­ются в свободном определении самим субъектом своего способа существования». 1571 Согласно Яннарасу, «любовная, жертвенная самоотдача есть способ бытия личности». 1572 «Личность» для Яннараса есть, «прежде всего, эротическая категория, а «эрос» – прежде всего категория личностная». 1573 Общение и личность Христос Яннарас говорит о любви между тремя Личностями Троицы как об «эросе троичного общения». 1574 Бог познается как «общение Личностей». 1575 И человеческую личность мы познаем «только в со­бытии отношения», 1576 ибо «личность предполагает… отношение». 1577 Цель человека состоит в общении, которое есть «образ троичного Бога в человеческой природе». 1578 Согласно лингвистическому анализу Яннараса, само «именование «личность – πρσωπον» указывает на акт обращенности», «соотнесенности», 1579 «когда человек обращает свое лицо в направлении кого-то или чего-то, проявляя заинтересованность в установлении отношения». 1580 Близость человека и Бога – «это близость не по при­роде, а по месту, то есть личная близость: близость отношения», 1581 «отношения личного Бога с личностью человека». 1582 И даже мир тварный есть «непрестанный и дей­ственный призыв к личному отношению с личным Богом-Сло­вом через слово творений». 1583

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Кроме того, решил уделить внимание Баторий и запорожским казакам. В 1576 году был издан Универсал, который включил их в реестр в количестве 6 000 человек. Не вошедшие в него превращались в сословие людей Речи Посполитой и лишались казачьего положения, а впоследствии ушли в Запорожье и основали Запорожскую Сечь. Занесенные же в реестр днепровские казаки были сведены в шесть полков, во главе которых был поставлен старшина и им даровались знамя, бунчук, печать с войсковым гербом. Не были предоставлены только пушки, которые казаки должны были добывать у турок. При этом, чтобы обезопасить себя со стороны Крыма и Турции, Баторий запретил им нападать на Крым и турецкие владении, и использовал казацкие отряды для набегов на московские земли Важным были преобразования в артиллерии и инженерных подразделениях, а также появление в армии Батория боевых ракет. Их использовали, в том числе, во время осады Полоцка в 1579 г. Помимо этого, король создал хорошую разведывательную службу, примером чего стало неожиданное нападение на Великие Луки во время кампании 1580 года Надгробие Стефана Батория. Открытые источники интернет. Нельзя забывать и о том, что именно при Батории начали активно использоваться технологии информационного воздействия на противника. При королевском войске была организована полевая типография, в которой печатались бюллетени, информирующие о ходе войны, об успехах армии, а также призывы к местному населению, зачастую содержащие откровенную дезинформацию. Все это в своей совокупности и позволило королю РП успешно вести военные действия на восточном направлении, вплоть до осады Пскова, которая началась в августе 1581. Однако стойкость русского гарнизона, который за 143 дней отбил все штурмы, заставила Батория отступить, оказав на его войска деморализующее воздействие. Невозможность армии короля идти дальше поставила крест на его планах по покорению Смоленска, Северской земли и Новгорода. Стороны были вынуждены начать переговоры о мире, которые закончились подписанием Ям-Запольского мирного договора в январе 1582 года, по которому Русское царство отказывалось от значительной части Ливонии, но возвращало себе Великие Луки, Невель, Заволочье и Холм. При этом Баторий покидал псковскую землю, но оставлял за собой Полоцк и Велиж, а военные действия прекращались на 10 лет Это не означало, что король РП отказался от своих планов на восточном направлении, однако их реализации помешала его смерть в декабре 1586 года по причинам, которые сегодня точно не установлены. Примечательно, что вскрытие тела Батория считается первым таким медицинским актом, задокументированным на территории Восточной Европы.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/16/stefan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010