П.В. Долгоруков отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XVIII: Князь Иван Семёнович Друцкий-Путята, родоначальник князей Путятиных (См. статью о князьях Друцких) КОЛЕНО XIX: Князь Василий Иванович Князь Иван Иванович Князь Дмитрий Иванович КОЛЕНО XX: Князь Юрий Васильевич; женат на сестре князя Василия Ивановича Шемякина Князь Дмитрий Васильевич КОЛЕНО XXI: Князь Дмитрий Юрьевич Князь Иван Семёнович Путята, знаменитый воевода своего времени, прислан был, вместе с старшим братом своим князем Иваном Семёновичем Бабою, от Витовта к Великому Князю Василию Дмитриевичу, с литовским вспомогателъным войском против татарского князя Кундака. Внуки князя Путяты, князья Юрий и Дмитрий, княж Васильевы дети, Путятичи, воеводы литовские, оба взяты были в плен в битве Ведрошской, 14 июля 1500 года. Князь Юрий отпущен в Литву, а князь Дмитрий умер в Москве, в тюремном заключении. Князь Григорий Путятин находится воеводою в Юрьеве-Ливонском в 1561 году; в Ругодеве в 1567 году; наместником в Порхове в 1570 году, в Орешке в 1572 году и в Орле в 1576 году; князь Григорий Давыдович находился воеводою: в Нарве в 1566 году; в Ругодеве с 1571 по 1573 год, и наместником в Орешке в 1574 году; князь Михайло Михайлович, по прозвищу Бык, находился осадным воеводою в Панде в 1579 году; в Пернове в 1581 и 1582 годах; воеводою в Ивангороде в 1594 году; в Чернигове в 1595 году; в Ливнах с 1597 по 1599 год. Князь Андрей Тимофеевич был воеводою в зимнем походе 1577 года под Колыван; князь Матвей Михайлович находился воеводою в Ракоборе в 1580 году, а князь Иван Михайлович воеводою в Ряжске в 1597 году. Шесть князей Путятиных владели населёнными имениями в 1699 году. Герб князей Путятиных (Общий Российский Гербовник, часть VIII, 2): щит разделён горизонтально на двое; в верхней части, в голубом поле, золотый крест; в нижней части, в красном поле, серебряная буква W; щит покрыт княжескою мантиею и российско-княжескою шапкою. 70 В заметках о землях Рязанских, извести аго археолога Мих. Ник. Макарова, напечатанных в чтениях московского общества истории и древностей, в 1846 году, упоминается, что село Путятино, в сапожниковском уезде нынешней Рязанской губернии, принадлежало, весьма давно, князю Путятину, который жил там и охранял Рязань от набегов крымских. Вот слова предания, как приводит их Макаров: «в старину у нас живал князь Путята на Путятине, и этот князь Путята Путятович мастерски берёг землю русскую; при нём, при князе при Путяте, за Шацкими за воротами, чуж ни гугу!» Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf 99. Иван Иванович, царевич сын царя Ивана IV Васильевича Грозного от первого брака с Анастасией Романовной, дочерью окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина и жены его Ульяны, известной только по имени. Родился в Москве 28 марта 1554 г.; потеряв мать, переселен с братом из «верха» царских хором на «особный» двор в 1560 г.; встречал на подъездном стане в волоколамском Иосифове монастыре отца своего, победоносно возвращавшегося из Ливонии, в 1563 г.; жил с отцом и опричниками в Александровой слободе (ныне Александров, уездный город Владимирской губернии) в 1565 г.; сопровождал отца в походе с теми же опричниками от Москвы до Ршанского яма (близ Новгорода) в 1567 г.; был сватаем отцом к Виргинии, дочери Эрика XIV, короля шведского, немедленно свергнутого с престола, чем и покончилось сватовство в 1568 г.; находился при отце, казнившем Клин и Тверь, в 1569 г.; видел отцов «погром» Новгорода и вместе с отцом производил страшные казни на московской Красной площади в 1570 г.; получил в Александровой слободе невесту, избранную ему отцом, и женился на ней в Москве 4 ноября 1571 г.; не допущен отцом к избирательной кандидатуре на престол польский ни в 1572, ни в 1573 гг.; постриг первую жену свою и взял другую в 1575 г.; участвовал в приемной аудиенции, торжественно данной отцом его Иоанну Кобенцелю, послу императора Максимилиана II, 24 января 1576 г.; сопровождал отца в удачном для последнего Ливонском походе 1577 г.; сочинил службу преподобному Антонию Сийскому в 1578 г.; находился при отце в Новгороде и Пскове в 1579 г.; сочинил Похвальное слово Антонию Сийскому в 1580 г.; раздражив отца вызовом идти на Стефана-Батория, короля польского, осаждавшего Псков, получил из рук родительских удар в висок концом железного остня (костыля) и, смертельно раненый этим ударом, умер на четвертые сутки в Александровой слободе 19 ноября 1581 г. Тело его, принесенное из слободы в Москву, погребено в московском Архангельском соборе. Царевич Иван был женат три раза: 1) на Евдокии Богдановне Сабуровой (в иночестве Александра), умершей в суздальском Покровском монастыре не раньше 1614 г.; 2) на Пелагее Михайловне Соловово (в иночестве Параскева), умершей в московском Ивановском монастыре в 1620 г.; 3) на Елене Петровне Шереметевой (в иночестве Леонида), эпох брака и пострижения которой определить не из чего, а время смерти в московском Новодевичьем монастыре должно отнести к периоду 1584–1588 гг. Детей у царевича Ивана не было. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА Архиеп. Казанский и Свияжский (1581-1583). Со 2 сент. 1572 г. был игуменом Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря . Не исключено, что он был и пострижеником этой обители. В игуменство К. Кирилловой обители давались жалованные грамоты митр. Антонием (ААЭ. Т. 1. 285. С. 332; 13 окт. 1572, о пошлинах с ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Куралгина), Вологодским еп. Макарием (Там же. 287. С. 333-334; 24 марта 1574, об освобождении по просьбе К. с братией нек-рых монастырских церквей от пошлин в связи с моровым поветрием; подтверждена 31 янв. 1577 еп. Варлаамом), Ростовским архиеп. Ионой (Там же. 293. С. 357-358; 26 июня 1576, об освобождении от пошлин и от неподсудности десятинникам некоторых монастырских сельских церквей, о сборе Кирилловым монастырем знаменных денег за венчание и о недозволении приходящим священникам служить в монастырских церквах без ставленых и отпускных грамот). 2 апр. 1576 г. вел. кн. Московский Симеон Бекбулатович выдал грамоту городовому приказчику об освобождении по просьбе К. с братией монастырских крестьян от возки земли и дров «на Короткое, к ямчюжному онбару» (Там же. 292. С. 356-357). В Кириллов Белозерский монастырь в сент. 1573 г. отправил послание царь Иоанн IV Васильевич . К. упоминается в послании персонально в качестве адресата, хотя в целом грамота обращена к монастырской братии: царь призывает насельников к строгому соблюдению общежительного устава, завещанного прп. Кириллом Белозерским, но нарушаемого сосланными в монастырь представителями аристократических фамилий (Послания Ивана Грозного/Подгот. текста: Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 158-183). Грамота царя является ответом на послание к нему братии мон-ря с просьбой о наставлении, отправленной, вероятно, уже в игуменство К. К. принимал участие в Московском церковном Соборе 1580 г., подписав 15 янв. Соборный приговор о запрещении выкупать и отнимать по суду вотчины у мон-рей и духовных властей и о запрещении завещать, закладывать и продавать вотчины мон-рям (ААЭ. Т. 1. 308. С. 372-373; Законодательные акты Русского гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты/Подгот. текстов: Р. Б. Мюллер. Л., 1986. 40. С. 57-59). Хиротонисан во архиепископа Казанского 29 дек. 1581 г. митр. Московским Дионисием . Скончался в Казани не ранее осени 1583 г. (Документы по истории Казанского края из архивохранилищ Татарской АССР: 2-я пол. XVI - сер. XVII вв. Каз., 1990. С. 42). Лит.: Платон (Любарский), архим. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 87; Строев. Списки иерархов. Стб. 55, 287; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 45-46. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2458801.html

Феофан, архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский (Р(ы)пинский Богдан) Происходил из семьи землевладельцев шляхетского звания Ошмянской волости. Был протоиереем в Марковом храме города Витебска. В 1576 году митрополитом Киевским и Галицким Ионою (Протасовичем; † 1577) хиротонисан во епископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского с возведением в сан архиепископа. 15 декабря 1576 года получил подтвердительную грамоту Польского короля и великого князя Литовского Стефана Батория на это архиепископство. 19 февраля 1578 года Польский король Стефан Баторий передал в управление преосвященному Феофану Спасскую церковь и при ней монастырь в городе Могилеве, 24 июня 1578 года великий князь Стефан Баторий предоставил архиепископу Феофану в пожизненное управление монастыри со всеми имениями в городе Мстиславле: Никольский Нагорный и Пустынский Пречистенский. Город Полоцк был взят армией Стефана Батория 31 августа 1579 года. Архиепископ Полоцкий Киприан, поставленный Московской митрополией, был пленён, и лишь после этого преосвященный Феофан смог реально вступить во владение землями Полоцкой кафедры. 21 мая 1580 года архиепископ Феофан получил от великого князя Стефана Батория грамоту на Полоцкое владычество. В 1581 году, после кончины Мстиславского хорунжия Богдана Селицкого, владевшего по грамоте Польского короля Сигизмунда Августа Онуфриевским монастырём, преосвященный Феофан получил в пожизненное управление и этот монастырь, четвёртый, самый богатый из Мстиславских монастырей, со всеми людьми и землями, со всеми данями, доходами и пожитками. Скончался преосвященный Феофан в августе 1588 года. Архиепископа Феофана называли «человеком добродетельным, во всех Делах духовных благоразумным и в письме святом добре наученным». Литература: Сапунов А.П. Витебская старина. – Витебск, 1883–1888, т. 4, ч. 1. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 9. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1409. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 382. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 31. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссией; в 5 т. СПб., 1846–1853, т. 3, 4. Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов: 33 т. Вильно, 1865–1914, т. 11. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 449. Макарий (Булгаков) , митрополит, История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 219, 220, 244, 245, 253. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иеремия, архиепископ Казанский и Свияжский Происходил из среды московского купечества. В монашество пострижен в Иосифо-Волоколамском монастыре. В 1567 году Казанским архиепископом Германом возведен в сан архимандрита Спасо-Преображенского Казанского монастыря. В 1567 году вместе с Казанским святителем архимандрит Иеремия находился в Москве и переживал все ужасы опричнины. Он же был свидетелем мученической (по одной из версий) кончины святителя Германа и совершал его погребение. В августе 1576 года архимандрит Иеремия хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. Во время его управления Казанской епархией чудесно явилась икона Казанской Божией Матери 8 июля 1579 года. Скончался преосвященный Иеремия в 1581 году. Погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Литература: Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 186. Платон (Любарский), архимандрит. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств//Православный собеседник – 1868, ч. 2. – С. 65. Нектарий, иеромонах. Историческое описание Иосифова Волоколамского второклассного монастыря. – М., 1887. – С. 81. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 287, 293. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – С. 350. Православный собеседник. – Казань, 1907, март. – С. 331. Журнал Московской Патриархии. – 1958, 10. – С. 29. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 49. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 7. – С. 702–703. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 1138. Русский биографический словарь: в 2 5 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 8. – С. 165. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКВАВИВА [итал. Aquaviva] Клаудио (14.09.1543, Неаполь - 31.01.1615, Рим), генерал ордена иезуитов с 1581 г. Младший сын герц. Атри, изучал право в Перудже, в 1567 г. вступил в орден иезуитов, с 1576 г. провинциал в Неаполе. Во время правления А. ордену пришлось столкнуться с немалыми внешними и внутренними трудностями. Орден был вовлечен в борьбу с протестантами, а на рубеже XVI-XVII вв. его членов изгоняли из ряда стран, причем даже из католич.: в 1595-1603 гг.- из Франции, а в 1605 г.- из Венеции. А. вынужден был противостоять также внутренней оппозиции - движению испан. иезуитов 80-х гг. XVI в., стремившихся расширить полномочия провинциалов и провинциальных собраний, укрепив одновременно связи провинций с национальными монархиями («испанская схизма»). Это движение было поддержано кор. Испании Филиппом II , стремившимся поставить испан. иезуитов под свой контроль, а потому генералу пришлось проявить максимум дипломатических способностей в улаживании конфликта. Ситуация осложнялась попыткой испан. инквизиции во главе с доминиканцами , давними соперниками иезуитов, рассмотреть устав иезуитов на предмет соответствия католич. вероучению, а также антипатией Климента VIII , желавшего усилить контроль папского престола над генералом ордена, лично к А. Тем не менее ордену при А. удалось расширить ряды своих членов и увеличить число коллегий более чем вдвое. Помимо традиц. миссионерства в Нов. Свете, Эфиопии, Индии, Японии и Китае иезуиты при А. стали активнее работать во всех странах Зап. Европы, особенно в протестант. Соч.: Instructio pro superioribus ad augendum conservadumque spiritum in Societate Jesu. R., 1606. Лит.: Sommervogel С. Bibliothèque de la Compagnie de Jésus. Brux.; P., 1890. Vol. 1. Р. 480-491; Guibert J. de. La spiritualité de la Compagnie de Jésus. R., 1913; Schneider B. Archivium Historicum Societatis Jesu. R., 1957. Vol. 26. P. 3-56; LTK2. Bd. 1. S. 114. А. Ю. Серегина Рубрики: Ключевые слова: БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) ВЕТТЕР Густав Андреас (1911-1991), священник-иезуит, профессор, писатель, философ, специалист по рус. философии и научному материализму ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма ИЕЗУИТЫ офиц. название - Об-во Иисуса, католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации

http://pravenc.ru/text/63824.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ III митр. Унгро-Влахийский (осень 1594 - июль 1602). Родом из тех мест, что входят в совр. жудец Дымбовица; владел мн. имениями. До прихода на кафедру был, вероятно, настоятелем мон-ря Козия, где в 1590 г. упоминается игумен с таким же именем. Е. пользовался особым доверием со стороны валашского господаря Михая Храброго (1593-1601). Став предстоятелем Церкви в Валахии, он вошел в Господарский совет. После 1595 г. Е. часто упоминается в господарских грамотах. Михай поручал ему разбирать тяжбы, касавшиеся прав наследства и собственности на землю. Неск. сел были пожалованы митрополии во владение господарем. Неоднократно по его поручениям митрополит отправлялся с различными ответственными миссиями за рубеж. Впервые Е. упоминается в качестве посланника в мае 1595 г., когда он направился вместе с посольством, в состав которого входили еп. Рымникский Феофил, еп. Бузэуский Лука и неск. бояр, ко двору трансильванского кн. Жигмонда Батори (1581-1601) в Алба-Юлию с целью заключения договора между Валахией и Трансильванией. 13 апр. 1596 г. Е. созвал церковный Собор в Тырговиште для принятия общего для всех мон-рей устава. Имя Е. встречается во мн. дипломатических документах Валашского княжества. Так, 9 июня 1598 г. в монастыре Дялу был подписан договор между посланниками имп. Свящ. Римской империи Рудольфа II (1576-1612), Михаем Храбрым и Е. с 8 боярами, представлявшими Валахию. Договор гарантировал право господаря и вельмож, как и прежде, исповедовать правосл. веру и содержал обязательство императора не препятствовать епископам и священникам в их служении. Е. и др. подписавшие приняли присягу на верность имп. Рудольфу. В июле 1602 г. Е. вместе с группой бояр покинул Валахию и последовал за Симеоном Мовилэ после потери им господарского трона в Молдавию. Вскоре Е. вернулся на кафедру с позволения нового господаря Раду Шербана (1602-1611). Дата кончины и место захоронения Е. неизвестны. Лит.: P curariu. IBOR. 1980. Vol. 1. P. 432-434. Свящ. Мирча Пэкурариу Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187749.html

Скачать epub pdf 203. Федор I Первый Иванович, царь и великий князь всей Руси сын царя Ивана IV Васильевича Грозного от первого брака с Анастасией Романовной, дочерью окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина и жены его Ульяны, известной только по имени. Родился в Москве 11 мая 1557 г.; потеряв мать, переселен с старшим братом, царевичем Иваном (см. 99), из «Верха», царских хором, на «особный» двор в 1560 г.; встречал на подъездном стану в с. Крылацком отца своего, победоносно возвращавшегося из Ливонии, в 1563 г.; жил с отцом и опричниками в Александровой слободе (ныне Александров, уездный город Владимирской губернии) в 1565 г.; если верить свидетельству иноземцев-современников (Таубе и Крузе), предназначался наследником опричной половины Русского царства в 1566 г.; «сидел в большом месте» на третьей свадьбе отца в 1571 г.; находился при отце в ливонском походе осенью 1572 г.; числился между кандидатами на польский престол в 1573, 1576 и 1577 гг.; женился в 1580 г.; по смерти старшего брата своего, царевича Ивана, признавался отцом за неспособного царствовать в 1581 г.; по смерти отца вступил на престол 19 марта и коронован 31 мая 1584 г.; велел строить г. Архангельск в 1585 г.; принял присягу на подданство от Александра, царя иверского (грузинского) и заложил Белый город в Москве в 1586 г.; даровал англичанам право беспошлинной торговли в русской земле и наименовал новопостроенный Тобольск столицей Сибири в 1587 г.; согласно желанию Бориса Годунова (см. 39), шурина и руководителя своего, учредил на Руси патриаршество, посвятив первым патриархом Иова, митрополита московского, 26 января 1589 г.; лично водил рать на шведов, взял Ямь (Ямбург) 27 января, добыл к тому Ивань-город и Копорье, уступленные шведами по договору 25 февраля 1590 г.; кончив дело о убиении царевича Дмитрия (см. 74) в Угличе пострижением матери царевичевой (см. 132) и ссылкой всех ее родичей, Нагих, равнодушно смотрел из своего терема на кипевшую под самой Москвой битву Бориса Годунова с Казы-Гиреем крымским, но, по одержании победы, указал строить на месте битвы нынешний Донской монастырь в 1591 г.; запретил крестьянам переход от одного помещика к другому (Юрьев день) в 1593 г.; утвердился дружбою с Аббасом, шахом персидским, в 1594 г.; послал полки воевать Дагестан в 1595 г.; заложил каменные укрепления Смоленска в 1596 г. Умер в Москве 7 января 1598 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. Царь Федор I был женат на Ирине Федоровне Годуновой (в иночестве Александра, см. 109), от которой имел одну дочь, умершую в младенчестве. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Последний, «далеко уступавший брату своими дарованиями», был дьяком в Стрелецком приказе (1573 г.), управлял Разбойной избой, а с 1577 г. по 1594 г. был думным Разрядным дьяком. С 1560 г. он принимал участие во встречах послов, в 1565 г. ездил в числе посольства в Польшу, а с 1571 г. упоминается в Посольском приказе, 4 февраля 1571 г. турецкий посол был «в Посольской палате у дьяков у Андрея да у Василья Щелкаловых». 13 июля 1573 г. царь велел цесарскому гонцу быть «в Посольской избе у дьяков Андрея да Василья Щелкаловых». 8 декабря 1577 г. царь велел быть крымским гонцам «в Посольской избе у дьяков у Андрея да у Василья Щелкаловых». 10 августа и 1 ноября 1578 г. предписывалось воеводам присылать отписки «в Посольский приказ к дьяку к Василью Щелкалову» и т. д. Рассматривая посольские записи о Василье Щелкалове, видим, что 1) один он (без брата Андрея) упоминается при приемах царем послов вне Москвы в 1571, 1574 и 1577 гг. (в последний раз с Шерефединовым); 2) к нему в Посольский приказ являются ногайские послы и должны присылаться отписки по ногайским делам в 1578, 1579, 1581 гг.; хотя в то же время, в те же самые годы ногайские послы являются в Посольский приказ и к одному Андрею Щелкалову и к последнему присылаются бумаги и по делам ногайским; 3) затем, вместе с Андреем, Василий Щелкалов допрашивает послов: турецкого в 1571 г., цесарских говцов в 1573, 1575, 1576 гг., крымских гонцов в 1577 г., дает ответный список польским послам в 1578 г., входит в состав думских комиссий для переговоров с крымскими послами в 1578 г. и польскими в 1594 г., а вместе с дьяком Курб. Григорьевым с ногайскими послами в 1581 г. Имеющиеся посольские записи не говорят, почему Василий Щелкалов в бытность свою думным, Разрядным дьяком (1577–1594 гг.) в то же время принимает участие и в посольских делах. С уходом из Посольского приказа Андрея Щелкалова, Василий оставляет Разрядный приказ и переходит в Посольский, на место брата. 30 июня 1594 г. он впервые, кажется, как первый Посольский дьяк, берет грамоты у крымских гонцов (затем дале июля 16 и др.). С 1595 г. он печатник, остается им и Посольским дьяком до мая 1601 г., когда его постигла опала, и он должен быть покинуть Посольский приказ 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В письме примасу К. сообщал о своей готовности возглавить церемонии бракосочетания и коронации, если примас откажется от своих обязанностей. 1 мая 1576 г. в соборе святых Станислава и Вячеслава (Вацлава) в Вавеле (Краков) К. провел церемонию бракосочетания Стефана Батория и Анны Ягеллонки, дочери кор. Сигизмунда II Августа, и их коронацию. К. входил в число ближайших сподвижников нового короля, принимал участие во всех важнейших делах Стефана Батория, часто замещал примаса Польши, если тот действительно или мнимо болел. В 1577 г. К. председательствовал на Петроковском синоде, где были официально признаны решения Тридентского Собора и опротестован акт Варшавской конфедерации, а также обсуждался вопрос о сборе средств для войны с Гданьском. В том же году по поручению папского нунция Винценто Лаурео К. провел визитации мон-рей в Стшельно, Ченстохове и Лыса-Гуре, причем 2 последних подчинялись Краковскому епископу. Подготовил к изданию 5-й свод церковных законов (Constitutiones synodorum metropolitanae ecclesiae Gnesnensis. Cracoviae, 1579). Когда оказалось, что брак Стефана Батория и Анны Ягеллонки является неудачным, К. предложил королю рассмотреть вопрос о действительности брака под предлогом невозможности обзавестись потомством, однако тот отказался. В нач. 1581 г. К. получил королевское назначение на должность коадъютора (помощника-преемника) Гнезненского архиеп. Я. Уханьского. После смерти последнего (5 апр. 1581) К. заявил о своих правах на Гнезненскую кафедру. 17 мая 1581 г. король и члены гнезненского капитула отправили в Рим письма, где просили утвердить кандидатуру К. 7 авг. 1581 г. папа Григорий XIII издал буллу о назначении К. В окружном послании к католич. духовенству Речи Посполитой К. писал о своей ответственности перед Богом за положение дел во вверенном ему архиеп-стве, о необходимости навести должный порядок и повысить моральный облик польск. духовенства. 4 окт. 1583 г. К. созвал синод архиеп-ства Гнезно, на к-ром обсуждались вопросы о создании и материальном обеспечении иезуитской коллегии в Калише, о выборах судей от духовенства для королевского трибунала, а также об обязательном проведении регулярных епископских визитаций.

http://pravenc.ru/text/1681113.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010