Впервые Мученичество было опубликовано кёльнским картузианцем Лаврентием Сурием , к-рый использовал одну известную ему рукопись. Сурий поместил Мученичество под 24 февр., разделил текст на 4 параграфа и на полях разместил отсылки к библейским текстам ( Surius L. De probatis Sanctorum historiis. Coloniae Agrippinae, 1570. T. 1. P. 1031-1036). Впосл. текст, опубликованный Сурием, претерпел 4 переиздания с различными изменениями и уточнениями (1576, 1581, 1617, 1875 гг.). Будущий кард. Ц. Бароний опубликовал Мученичество в «Церковных анналах» под 262 г., используя, по его собственным словам, текст, изданный Сурием, и «более древние рукописи» ( Baronius C. Annales ecclesiastici. R., 1594. T. 2. P. 572-578). Впосл. Франки де Кавальери опроверг данное утверждение, показав, что кардинал не располагал средневек. манускриптами ( Franchi de " Cavalieri. 1898. P. 56-62, 100-102). Новые публикации Мученичества с привлечением дополнительных рукописей осуществили болландист Г. Хенскенс в 1658 г., к-рый впервые разделил текст на 24 главы (ActaSS. Febr. T. 3. P. 455-459), и маврист Т. Рюинар ( Ruinart Th. Acta primorum martyrum sincera et selecta. P., 1689. P. 233-242). Первое критическое издание подготовил Франки де Кавальери ( Franchi de " Cavalieri. 1898), к-рому спустя 10 лет посчастливилось открыть наиболее раннюю рукопись, содержащую Мученичество (Karlsruche. Bad. Landesbibl. Aug. 32; ок. 840 г.). Исследователь провел коллацию рукописи с изданием и сделал важные критические замечания, которые опубликовал отдельно, что вызывало неудобства при их использовании ( Franchi de " Cavalieri. 1909. Р. 1-31, 111-114). Издание и текстологические уточнения, сделанные Франки де Кавальери, легли в основу более поздних публикаций ( Lazzati. 1956; The Acts. 1972), из которых «классической» принято считать работу Г. Музурилло. Новое критическое издание с привлечением всех известных рукописей осуществил Дольбо. Также были выполнены переводы Мученичества на англ., испан., итал., франц. ( Dolbeau. 1983) и рус. языки.

http://pravenc.ru/text/2564134.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) V. Епархия Казанская Казанская епархия учреждена в 1555 г. Первая из второклассных. I. Архиепископы Казанские и Свияжские 1. Гурий Руготин хирот. 3 февр. 1555, из игум. Селижарова монастыря; † 5 дек. 1563. В лике святых с 4 окт. 1595. 2. Горман Садырев и Полев хирот. 12 мар. 1564, из архим. Свияжского Богородицкого монастыря; † 6 нояб. 1567, в Москве, в мор. В лике, святых с 1595. 3. Лаврентий хирот. 2 февр. 1568, из игум. Волоколамского Иосифова монастыря; † 13 июля 1574. 4. Вассиан , из архим. Новоспасских, хирот. 14 февр. 1575 и 21 мая †. 5. Тихон Хворостинин хирот. 5 июля 1575, из игум. Иосифова монастыря; † 14 июня 1576. 6. Иеремия в 1576 хирот. из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; † в 1581. 7. Козма хирот. 29 дек. 1581, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря; † в 1583. 8. Тихон в 1583 хирот. из игум. Псково-Печерского монастыря; † в 1589. II. Митрополиты Казанские и Свияжские 9. Гермоген хирот. 13 мая 1589 из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; 3 июля 1606 возведён на патриаршество Всероссийское. Он именовался «Казанский и Астраханский». 10. Ефрем хирот. в авг. 1606; † 26 дек. 1613. 11. Матфей хирот. 7 февр. 1615, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря; † 13 янв. 1646. 12. Симеон , митр. Сербский, определён 7 февр. 1646; † 26 сент. 1649. 13. Корнилий хирот. 13 янв. 1650, из игум. Московского-Богоявленского монастыря; † 17 авг. 1656. 14. Лаврентий 26 июля 1657 перев. из Твери; † 11 нояб. 1672. 15. Корнилий , из игум. Зеленецкого монастыря, хирот. 16 мар. 1673; а 6 авг. 1674 перев. в Новгород. 16. Иоасаф хирот. 6 сент. 1674, из архим. Спасо-Евфимиева монастыря; † 30 янв. 1686. 17. Адриан хирот. 21 мар. 1686 из архим. Чудовских; 24 авг. 1690 возведён на патриаршество Всероссийское. 18. Маркелл 8 сент. 1690 перев. из Пскова; † 21 авг. 1698. 19. Тихон 25 мар. 1699 перев. с епархии Сарской; † 24 мар. 1724. 20. Сильвестр Холмский (Волынец) , архиеп., в авг. 1725 перев. из Рязани; 15 мар. 1727 пожалов. в митрополиты; 30 дек. 1731 уволен в Александро-Невский мнтрь, а в мар. 1732 – в Псковский Крыпецкий; 19 окт. 1732 лишён сана и сослан в Выборг, где и † 31 мая 1735. III. Архиепископы Казанские и Свияжские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казанская Учреждена в 1555 году Казанская и Свияжская Гурий (Руготин) первый епископ, свт., рукоположен с 3.02.1555 †5.12.1563 Герман (Садырев-Полев) архиепископ, свт., рукоположен с 12.03.1564 †6.11.1567 в Москве Лаврентий архиепископ, рукоположен с 9.02.1568 †13.07.1574 Вассиан архиепископ, рукоположен с 14.02.1575 †21.05.1575 Тихон (Хворостин) архиепископ, рукоположен с 5.07.1575 †14.06.1576 Иеремия архиепископ, рукоположен с августа 1576 Косма епископ, рукоположен с 29.12.1581 Тихон архиепископ, рукоположен с 1583 митрополит с 22.02.1589 с 13.05.1589 по 3.07.1606 патриарх Московский и Всея Руси Ефрем митрополит, рукоположен с августа 1606 †26.12.1613 Матфей митрополит, рукоположен с 7.02.1615 †13.01.1646 Симеон митрополит, бывший митр. Сербский, возведен с 7.02.1646 †26.09.1649 Корнилий митрополит, рукоположен с 13.01.1650 †17.08.1656 Лаврентий митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 26.07.1657 †11.11.1672 Корнилий митрополит, рукоположен на место не прибыл с 16.03.1673 по 6.08.1674 митр. Новгородский и Великолуцкий Иоасаф епископ, рукоположен с 6.09.1674 †30.01.1686 Адриан митрополит, рукоположен с 21.03.1686 по 24.08.1690 патриарх Московский и всея Руси Маркелл митрополит, бывший митр. Псковский и Изборский с 8.09.1690 †21.08.1698 Тихон (Воинов) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 25.03.1699 †24.03.1724 Сильвестр (Холмский) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 25.07.1725 архиепископ с 7.08.1725 митрополит с 15.03.1727 по 1730 сослан в монастырь, 19.10.1732 лишен сана †31.05.1735 Иларион (Рогалевский) архиепископ, рукоположен с 26.03.1732 по 29.03.1735 архиеп. Черниговский и Новгород-Северский Гавриил (Русской) архиепископ, бывший еп. Суздальский и Юрьевский с 17.09.1735 по 9.03.1738 архиеп. Устюжский и Тотемский Лука (Коношевич) епископ, бывший еп. Устюжский и Тотемский с 9.03.1738 по 9.10.1755 еп. Белгородский и Курский Гавриил (Кременецкий) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 8.10.1755 по 25.07.1762 архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Жизнь русского первопечатника Ивана Федорова полна загадок. Не известны ни год, ни место его рождения, ни даже социальное происхождение. Правда, обнаружен документ, из которого следует, что в 1532 г. Иван Федоров был удостоен степени бакалавра в Краковском университете (Немировский Е. Л. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979. С. 10–16). Первые достоверные сведения о Федорове в русских источниках начинаются с послесловия к Апостолу 1564 г., где сообщается, как по распоряжению Ивана Грозного к изданию первой датированной русской книги приступили дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец (по-видимому, выходец из белорусского города Мстиславля). Через год после Апостола Иван Федоров и Петр Мстиславец благополучно выпустили в свет два издания Часовника. В 1565–1568 гг. по неведомым нам причинам они покидают Москву и оказываются в имении известного ревнителя православия, великого гетмана литовского Г. А. Ходкевича. Здесь, в Заблудове, они создали новую типографию, в которой были выпущены «Учительное Евангелие» (1569 г.) и «Псалтирь с Часословцем» (1570 г.). Летом 1569 г. Петр Мстиславец покинул имение Г. А. Ходкевича, связав свою дальнейшую судьбу с Вильно. Чтобы продолжать занятия любимым делом, Ивану Федорову пришлось осенью 1572 г. также покинуть Заблудово и перебраться во Львов, где в 1574 г. уже в своей собственной типографии он издал Апостол; здесь вышла и федоровская «Азбука» 1574 г. Поздней осенью 1576 г. Иван Федоров выехал в Острог, вотчину князя Константина Константиновича Острожского. Работа в Острожской типографии – пожалуй, самый продуктивный период деятельности московского первопечатника. В течение 1578–1581 гг. он выпустил пять изданий, в том числе знаменитую Острожскую Библию . Мы не знаем, почему он покинул Острог и вновь явился во Львов (по-видимому, это произошло в самом начале 1583 г.). В это время первопечатник обращается к новому ремеслу – «пушкарскому»; по разным делам он побывал в 1583 г. в Кракове, Вене, возможно и в Дрездене. Скончался Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 г. Похоронили его во львовском Онуфриевом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ IV ибн Джума († 20.01. 1576, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 1543). Уроженец Дамаска. До вступления на Патриаршую кафедру 11 лет (с 1532) возглавлял Бейрутскую епархию (известен колофон И. 1533/34 г., где он называет себя епископом Бейрута ( Troupeau. 1972. P. 16)). После низложения Собором вост. патриархов Антиохийского патриарха Дорофея III И. приблизительно в кон. 1543 г. был возведен на Антиохийский престол (в сочинениях Антиохийского патриарха Макария III ( Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 75, 82) датировки 1533/34 и 1540/41 ошибочны). В трудах ряда историков, напр. М. Лекьена и С. Каралевского, предполагалось существование еще одного патриарха Иоакима (III) в 1-й пол. XVI в. Каралевский указывал, что Иоаким (III) упоминается в 2 документах - 1527 и 1531 гг., где говорится о привилегиях мон-ря на о-ве Лесбос. Кроме того, подпись патриарха Иоакима стоит под к-польским синодальным актом о правах др. мон-ря (май 1540). Ж. Насралла попытался объяснить эти факты, представив их как сведения об одном патриархе Иоакиме, к-рый якобы был избран в К-поле ок. 1516 г. (после завоевания Сирии османами) и до 1543 г. пребывал там в качестве титулярного архиерея. Тем не менее установлено, что упоминания Иоакима Антиохийского в 3 указанных документах (изд.: Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Μαυρογορδτειος βιβλιοθκη. Κωνσταντινοπολις, 1884. Σ. 7-8, 171-172) являются интерполяциями. В этих документах рядом с именами К-польского патриарха Иеремии I (1522-1546) и его архиереев стоят имена патриархов Сильвестра Александрийского (1567-1590) и Иоакима Антиохийского, поставленные, вероятно, ок. 1587 г., когда Сильвестр и Антиохийский патриарх Иоаким V Дау (1581-1592) подписями подтвердили действительность грамот, выданных мон-рям несколькими десятилетиями ранее. Т. о., эти подписи не могут влиять на датировку Патриаршества И. В течение 7 лет (ок. 1543-1550) Патриарший престол у И. оспаривал Макарий ибн Хиляль, митр. Кары и Аккара. И. служил в дамасской ц. святых Киприана и Иустины, а Макарий и его сторонники удерживали небольшую ц. св. Анании. Незадолго до смерти Макарий отказался от дальнейшей борьбы, принес покаяние и примирился с И.

http://pravenc.ru/text/468919.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ († 24.06.1594, Суздаль), архиеп. Суздальский и Тарусский. Происходил из светской семьи: в духовной грамоте архиерея при перечислении умерших родственников не упомянут ни один клирик или монах. Буд. архиерей принял постриг, вероятнее всего, в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня монастыре . Между 23 марта 1571 и 10 авг. 1572 г. И. был поставлен архимандритом мон-ря. Настоятель Спасо-Евфимиева мон-ря участвовал в Московском Соборе, запретившем 15 янв. 1580 г. земельные вклады в мон-ри. За время управления И. обителью в нее поступило значительное число земельных вкладов (особенно много от потомков стародубских князей - Гундаревых, Ковровых, Пожарских), утвержденных за мон-рем грамотами царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1 нояб. 1576 и 8 февр. 1580 гг. Грамотой от 1 февр. 1578 г. царь пожаловал Спасо-Евфимиеву мон-рю право беспошлинного прохода монастырских судов от Суздаля до Астрахани. По челобитной И. от 20 февр. 1581 г. мон-рю была выдана жалованная грамота на рыбные ловли. И. на протяжении всей жизни делал вклады в Спасо-Евфимиев мон-рь. Будучи настоятелем, он пожертвовал обители Евангелие и серебряную чашу с кольцом, хранившиеся в мон-ре до сер. XVII в.; серебряный крест, вклад И. 1587/88 г., хранился в мон-ре до нач. XX в. К последнему периоду жизни архиерея относится вклад в мон-рь серебряных потира, 3 блюд, звездицы, лжицы с копейцом. Наиболее поздний датированный документ, в котором И. фигурирует как архимандрит,- правая грамота от 15 мая 1585 г. В акте от 25 нояб. 1585 г. И. упоминается уже в сане епископа. По-видимому, епископская хиротония И. состоялась осенью 1585 г. Ко времени управления И. Суздальской епархией относится ряд жалованных грамот царя Феодора Иоанновича . Наиболее значимые из них: на луга при р. Каменке на посаде Суздаля от 10 окт. 1587 г., на рыбные ловли в Волге и Ветлуге и на беспошлинный провоз рыбы от Суздаля до Владимира и обратно от 14 февр. 1588 г., на с. Шубино с пустошами в Московском у. и на с. Добрынское во Владимирском у. от 30 мая 1588 г. Из документов епархиального управления сохранилась явочная челобитная 1587 г. И. слуги суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря Ф. Пущина на владычных крестьян в бесчестии и ложном обвинении монастырских слуг в свозе крестьян. Будучи архиереем, И. не прерывал связей со Спасо-Евфимиевым монастырем. Жалованной грамотой царя Феодора Иоанновича от марта 1587 г. на имя И. монастырю было возвращено конфискованное Иоанном IV с. Антилохово в Стародуб-Ряполовском стане Суздальского у., к-рое вскоре было передано монастырскими властями в пожизненное владение И.

http://pravenc.ru/text/578170.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТКОВИЦА Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г. Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г. Название неск. монастырей во имя прп. Параскевы (Петки) Сербской Православной Церкви. 1. П., жен. обитель Шабацко-Валевской епархии , находится в одноименном селе, у подножия горы Цер, в 30 км от г. Шабац (Сербия). Исходя из архитектуры храма, основание обители датируется XIII или 1-й пол. XV в., когда среди сербов распространилось почитание прп. Параскевы (Петки). Первым письменным упоминанием обители считается надпись 1561 г. (не сохр.), найденная в древней монастырской церкви. В П. действовал скрипторий: по повелению митр. Зворникского Павла расодер Роман 2 окт. 1576 г. закончил здесь список Типика, постриженик обители митр. Бачский и Сегединский Георгий 24 мая 1579 г. вложил в нее Типик (переписанный тем же Романом) и 20 июня 1581 г.- Евангелие, 18 апр. 1590 г. иером. Панкратий завершил здесь список Псалтири. В 1629 г. в мон-ре Тавна свящ. Стоян переписал Минею, взятую из П. для копирования. В тур. описи 1604 г. отмечено, что П. имеет доход в 600 аспри. В 1-й пол. XVIII в. в обители действовала школа для буд. священнослужителей, в к-рой преподавали иером. Иоанникий и игум. Георгий. Во время австро-тур. войны, в 1789-1790 гг., в монастырских зданиях стоял австр. гарнизон, что, вероятно, вызвало опустение обители, о к-ром сообщается в 1804 г. Монашеская жизнь в П. вскоре возобновилась, в 1827 г. Праздничную Минею обители подарил Еврем Обренович (см. в ст. Обреновичи ), управитель Шабацкой нахии. В 1836 г. благодаря помощи серб. кн. Милоша Обреновича мон-рь был восстановлен. После смерти настоятеля архим. Пахомия Херцеговчича (1844) П. недолго являлась метохом соседнего мон-ря Чокешина. В 1858 г. в обители возвели большой конак, в 1862 г. надстроили алтарную апсиду до высоты нефа, пробили вход в храм с сев.

http://pravenc.ru/text/2580088.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИГОМАЛА Зигомала [греч. Ζυγομαλς], фамилия греч. ученых из Нафплиона. Род З. восходит к Михаилу Сагомалу (греч. Σαγομαλς), переселившемуся из Афин в Аргос казначею феодальных лат. правителей Аргоса и Нафплиона. Потомки Михаила изменили форму родового имени для «большего благозвучия». Сын Михаила Иоанн переселился в Нафплион. Сын Иоанна Евстафий жил там же. Наиболее известны сын и внук Евстафия Иоанн и Феодосий, ученая деятельность к-рых ограничивается гл. обр. К-полем. Иоанн (ок. 1500, Нафплион - после 1581, К-поль), ученый, филолог, переписчик рукописей, крупный чиновник Великой ц. Учился у Арсения (Апостолиса), митр. Монемвасийского. Продолжил образование в Падуанском ун-те в Италии. По свидетельству нем. гуманиста М. Крузия , И. З. плохо владел риторикой и диалектикой, но достаточно хорошо знал лат. и итал. языки. В 1530 г. он получил предложение стать священником в греч. приходе в Венеции, однако ответ его неизвестен. В 40-х гг. XVI в. он вернулся в Нафплион и служил священником и нотарием. Ок. 1549 г., вероятно, переехал в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция) и занимался преподавательской деятельностью. В 1555 г. по приглашению К-польского патриарха Иоасафа II И. З. переехал вместе с семьей в К-поль. Преподавал греч. словесность в Патриаршей школе в группе из 15 учеников-монахов. В 1576 г. стал ритором Великой ц., дидаскалом Евангелия, исполнял обязанности патриаршего секретаря ( Legrand. 1889. P. 71-72, 104). Состоял в переписке с протестант. профессорами Тюбингенского ун-та, был посредником в переговорах между ними и К-польским патриархом Иеремией II Траносом , предположительно участвовал в работе над «Ответами» К-польского патриарха на Аугсбургское исповедание (подробнее см.: ПЭ. Т. 3. С. 690-692). И. З. выполнял различные научные поручения Крузия: искал и переписывал для него греч. рукописи, в письмах сообщал ему сведения о бытовой и церковной жизни греч. правосл. населения. Феодосий

http://pravenc.ru/text/199765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Николай Псковский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (Никола, Микула) (Сал(л)ос; † 28.02.1576), блж. (пам. 28 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Христа ради юродивый, Псковский. О его жизни известно немного. Хотя Н. вскоре после преставления стал почитаться псковичами как святой, Житие его не было написано. В поздних рукописях XVII-XIX вв. существует краткий текст («Запись о святом Николае юродивом»), к-рый свидетельствует о попытке найти Житие Н. Составитель этого текста начинает рассказ о Н. со слов: «Житие сего блаженнаго в подробности неизвестно» (ГИМ. Барс. 259. Л. 315 об. (сборник старообрядческий, XIX в.); то же: БАН. Арх. ком. 113. Л. 34-34 об. (сборник Житий, поучений и сказаний, XVIII в.), и др.). В письменных источниках (русских и иностранных) речь, как правило, идет о 2 значительных событиях в истории Пскова, связанных с именем Н.: встрече с царем Иоанном IV Васильевичем во время его приезда в Псков в 1570 г., после опричного разорения Новгорода, и о молении Пресв. Богородице рус. святых, в т. ч. Н., о заступничестве во время осады Пскова польск. кор. Стефаном Баторием в 1581 г. Блж. Николай Псковский. Икона. 1981 г. (Троицкий собор, Псков) Блж. Николай Псковский. Икона. 1981 г. (Троицкий собор, Псков) Описание встречи Н. с царем Иоанном Грозным имеет неск. вариантов, расходящихся в деталях. Общий смысл всех описаний этого события заключается в том, что именно Н. спас Псков от разгрома опричниками, подобного тому, к-рый царь учинил в Новгороде. В рассказах о встрече Н. с царем можно выделить неск. сюжетных мотивов, к-рые есть в разных источниках как отдельно, так и в сочетании. 1. Когда псковичи встречали царя хлебом-солью, Н. приговаривал, прыгая на палочке около царя: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь велел его схватить, но блаженный стал невидим. 2. После молебна в Троицком соборе царь пришел за благословением к Н. Блаженный предложил ему кусок сырого мяса. Царь сказал: «Я христианин и не ем в пост мяса», на что Н. ответил, что царь поступает хуже - он пьет кровь христианскую. Этот сюжет встречается в разных источниках с XVI в. 3. Пришедшего к нему (на двор, в келью) царя Н. поучал «ужасными словами», требовал, чтобы тот прекратил кровопролитие и не разорял церкви, предрекал кару. 4. Падение царского коня как пророчество о каре Божией. В разных источниках эти сюжетные мотивы несколько варьируются. Особенно различаются диалоги Н. с царем.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

Список украинских гетманов Список приводится по изданию: Грушевский М.С. Иллюстрированная история Украины. М., Сварог и К. 2001 г. С. 529-531. Гетманская власть на Украине создавалась постепенно, поэтому о раних предводителях (до Дмитрия Вишневецкого) сведения крайне скудны. Но и в более позднее время часто нельзя ни отличить менее значительных вождей от гетманов, признанных всем казачеством, ни установить непрерывное преемство гетманов Дмитрий Вишневецкий 1550-1563 Богдан Ружинский 1575—1576 1576—1577 Лукьян Чернинский Самуил Зборовский около 1581 Михаил и Кирик Ружинские Захар (?) Кулага, Богдан Микошинский, Лукьян Чернинский Войцех Чановицкий Криштоф Косинский 1591— 1593 Григорий Лобода 1593—1596 (с перерывами) Богдан Микошинский лето 1594 Федор Полоус весна 1595 Матвей Шаула нач 1596 Кремпский и Криштоф Нечковский лето 1596 Игнатий Василевич 1596—1597 Тихон Байбуза и Федор Полоус Самийло Кишка 1600—1602 Гаврило Крутнсвич 1602—1603 (с перерывами) Иван Куцкович Иван Косый 1602—1603 Григорий Изапович упоминается Зборовский, Олевченко, Калсник Андриевич 1609—1610 Григорий Тискиневич упоминается в мае 1610 Петр Сагайдачный 1614?—1622 (с перерывами) Дмитро Барабаш март 1617 Яцко Неродич Бородавка 1619—1621 Олифер Голуб 1622—1623 Михаиле Дорошенко 1623—1625 (с перерывами) Грыцько Савич Черный Каленик Андриевич 1624—1625 Пирский, Жмайло Михаиле Дорошенко 1625—1628 Грыцько Савич Черный, Иван Сулима Грыцько Савич Черный 1629—1630 Тарас Федорович Тимофей Орсндаренко 1630—1631 Иван Петражицкий-Кулага 1631—1632 Андрей Диденко Тимофей Орендаренко 1633—1634 Иван Сулима Василий Томиленко 1636—1637 Савва Кононович, Павлюк Бут, Дмитро Гуня Яцко Острянин, Дмитро Гуня 1637—?? Богдан Хмельницкий 1648—1657 Иван Выговский 1657—1659 Юрась Хмельницкий 1659—1663 Павел Тетеря, правобережный 1663—1665 Иван Брюховецкий, левобережный 1663—1668 Степан Опара, правобережный Петр Дорошенко 1665—1676 Суховиенко, запорожский Демьян Многогришный, левобережный 1668—1672 Михаил Ханенко, правобережный 1669—1674 Иван Самойлович 1672—1687 Иван Мазепа 1687—1709 Иван Скоропадский 1709—1722 Филипп Орлик 1710—?? Даниил Апостол 1727—1734 Кирилл Разумовский 1750-1764 Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443850/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010