по 1565 г.: о заключенных перемириях, смерти великого князя Василия восшествии Ивана IV, взятии Казани, Астрахани, смерти царицы Анастасии, митрополита Макария и пр., прямо говорит между прочим: . Так 6 октября 1567 г. царь «приговорить со князем Володимером Ондреевичем и с своими бояры позадержати литовского посланника Юрия Быковскаго». В том 1567 г. бояре, по предложению царя, обсуждают вопросы дать или не дать крымским гонцам царское жалованье на приезде? 12 мая 1570 г. приговорил царь с боярами поступиться польскому королю 14 городами. 27 мая того же года царь говорил: всем боярам и из опричнины говорить о рубежах с Польшей. 10 декабря 1577 г. – отпустить крымских гонцов. 1 ноября 1590 г. по поводу жалоб литовских послов на недостаток корма «государь, поговоря со всеми бояры, приговорил послать на Посольский двор» дворянина Ржевского и дьяка Свиязева. 1615 г. царь Михаил «приговорил с бояры послать польскому воеводе Г. Волынцову к Варгавскому державцу грамоту». В октябре 1614 г. царь Михаил указал и бояре приговорили «встретить посланника Датского Бегичеву и послать ему лошадь». 11 августа 1615 г. царь Михаил «приговорил с бояры послать к аглинскому Якубу королю в гонцех с грамотою о свейском деле из Розряду подьячего Ив. Грязева». 28 июля 1617 г. «у обедни говорил государь с бояры» по поводу челобитья английского посла о 2-х иноземцах. В июне 1617 г. посылая бояр в Ответную палату, царь велел «говорить с английским послом о делех по своему государеву указу и по боярскому приговору». В июле того же года бояре посылали к тому же послу дьяка «по всем статьям и по выписке государев указ и свой боярский приговор объявить». Другие боярские приговоры см. от 29 ноября 1567 г., 1570 г. июня 20, 1574 г. января 27, 1576 г. апреля 26, 1577 г. февраля 2, июня. 1578 г. мая 15, сентября 18. 1579 г. июля 28, августа 15, сентября 27, ноября 16. 1580 г. марта 6, августа 25, октября 15. 1581 г. мая 5, июля 18, октября. 1583 г. сентября 17, 1584 г. июля 21, 1588 г. февраля 27, 1589 г. августа 28. октября 29. 1590 г. июня 25, 1591 г. января 27, 1592 г. января 26, 1593 г. марта 22. октября 2. 1595 г. мая 19, 21, 1620 г. декабря 23. Приговоры касались главным образом приема и отпуска иностранных послов, равно как и отправления русских. „Лета 7099-го генваря в 1 день царь и вел. князь Федор Иванович велел быти у себя государя на соборе богомольцу своему патриарху Иову, и архиепископом, и епископом, и архимандритом, игуменам, и всему Освященному собору, и всем боярам, и думным дворяном и дьяком. И приговорил государь с ними, чтобы Ругодива не писать в обеих перемирных грамотах ни в государеву сторону, ни в королеву; а приказати б об нем говорити Жигимонту королю с государевыми послы, которых пошлет государь то перемирие закреплять» (IIoльckuй стат. список 20, лл. 466–467).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Английский дипломат Джильс Флетчер, который не отличался любовью к России, тем не менее так писал об Ирине Федоровне: «Нынешняя царица, будучи весьма милосерда и любя заниматься государственными делами… поступает в этом случае совершенно неограниченно, прощая преступников (особливо в день своего рождения и другие торжественные праздники) от своего собственного имени, о чем объявляется им всенародно». Царица содержала мастерские, в которых производились уникальные произведения лицевого шитья. В одно время с «делом Шуйских» начинается и грандиозное строительство в костромском Ипатьевском монастыре – родовом монастыре Сабуровых и Годуновых. Еще при Иване Грозном усилиями Дмитрия Ивановича Годунова и других представителей рода в монастыре были возведены первые каменные постройки, в том числе и Троицкий собор. На северной стене этого храма в 1586 году была сделана такая надпись: «Повелением благоверного и христолюбивого и великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси самодержца и его благочестивыя и христолюбивыя царицы великия княгини Ирины в третие лето государства его начаты были делати сия святые врата и огрядка сеия около сея превеликия Лавры Святые Пребезначалныя Троицы Ипацкого монастыря тщанием и верою боярина Дмитрия Ивановича Годунова да боярина конюшево Бориса Федоровича Годунова на память от рода в род, а по душах своих и по своих родителех в вечный поминок». Стены Ипатьевского монастыря. Как видим, по повелению царской семьи Дмитрий и Борис Годуновы начали возведение каменных стен с башнями и воротами. На эти цели лично от Годуновых поступило около 1500 рублей; ими был приглашен строитель Иосифо-Волоколамского монастыря Гурий Ступишин, которому было поручено возведение стен. Годуновы вообще были тесно связаны с обителью Иосифа Волоцкого: жена Бориса часто упоминается в приходно-расходных книгах монастыря в 1575–1581 годах, сам Борис Федорович в 1576 году подарил монастырю свою старицкую вотчину. Здесь же был похоронен и Малюта Скуратов – тесть Годунова.

http://pravoslavie.ru/58855.html

Этот же сюжет передавал и митр. Евгений (Болховитинов) , ссылаясь на «Повесть о начале и основании Печерского монастыря» (М., 1807. С. 106). Блж. Николай Псковский с Псковскими святыми в молении перед Богородицей. Фрагмент Псково-Покровской иконы Божией Матери. Нач. XVII в. (Троицкий собор, Псков) Блж. Николай Псковский с Псковскими святыми в молении перед Богородицей. Фрагмент Псково-Покровской иконы Божией Матери. Нач. XVII в. (Троицкий собор, Псков) О почитании Н. в Пскове и внимании к его пророчествам свидетельствует небольшой эпизод в Житии прп. Никандра Псковского (кон. XVI в.). Однажды, еще до пострижения Никандра, подошел к нему «Никула, блаженный псковский, и ят его за руку, и начат глаголати ему, яко похаб ся творя, и прорече ему впредь страсти пустынныя». Никандр же «проразумев реченное ему и соблюдаше в себе вся глаголы реченныя». В изображении автора этого текста Н. ведет себя как типичный юродивый (хватает за руку, «похаб ся творя», говорит, видимо, намеками, к-рые нужно «проразумевати») (Житие Никандра Псковского// Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 2. С. 527, 535). Н. был погребен в Троицком соборе Пскова, мощи находятся под спудом. В большинстве источников Нового времени преставление Н. датируется 28 февр. 1576 г. Дата 27 февр. 7084 г. читалась на доске, лежавшей на гробнице Н. в Троицком соборе ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 302-303; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 35). В иконописных подлинниках кон. XVII-XIX в. стабильно указывается дата преставления Н. 6 дек. (РНБ. ОСРК. O.XIII. 3. Л. 79; Тит. 4765. Л. 105; Тихан. 403. Л. 71 об. и др.); видимо, при отсутствии сведений была взята дата памяти свт. Николая Мирликийского. Почитание Н., по мнению Е. Е. Голубинского , могло начаться до 1581 г. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 117). В ряде псковских лит. памятников содержится рассказ о явлении кузнецу Дорофею Пресв. Богородицы, прп. Антония Киево-Печерского и прмч. Корнилия Псково-Печерского во время осады польским кор. Стефаном Баторием Пскова в 1581 г. Пресв. Богородица, стоя на крепостной стене, призвала явиться свт. Нифонта Новгородского и Псковских святых, погребенных в Троицком соборе. Перед Ней встали благоверные князья Всеволод (Гавриил) Мстиславич , Довмонт (Тимофей) , равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич , а также Н. Они обратились к Пресв. Богородице с молитвой о защите города. Роль Н. в разных памятниках (самостоятельном «Видении Дорофею» кон. XVI в., в составе Жития блгв. кн. Довмонта, «Повести о Псково-Печерском монастыре» и в поздних редакциях «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков») описывается по-разному. Так, в «Видении Дорофею» Н. первым «начат дерзостней молитися» (Рассказ («видение»). 1952. С. 112-113). В др. текстах первыми обращаются со слезным молением к Пресв. Богородице прмч. Корнилий и Н. (Повесть о Довмонте. 2007. С. 518-520; Повесть о Псково-Печерском мон-ре. 2005. С. 490-491).

http://pravenc.ru/text/2565938.html

Савва крыпецкий 28 авг. 1495. Макарий митроп. киевский 1 мая 1497. Моисей прозорливый 23 фев. Елеазар Назарий олон. 4 июня 16 век Тихон луховский 16 июня 1503. Паисий угл. 6 июня 1504. Кассиан учмен. 4 окт. 1504. Геннадий арх. новгородский 4 дек. 1505 Нил сорский 7 апр. 1508. Евфимий и Харитон санж. 11 апр. 1509. Лаврентий калуж. 1 авг. 1515. Иосиф волоколамский 9 сент. 1515. Геннадий важеоз. 8 янв., 9 фев. 1516. Серапион арх. новгород. 16 мар. 1516. Аврамий и Коприй 4 фев. 1517. Давид серпух. 18 окт. 1520. Преподоб Иннокентий 19 мар. 1521. Онуфрий и Авксентий 12 июня 1521. Праведная Гликерия 13 мая 1522. Кн. Иоанн–Игнатий угл. 19 мая 1523. Филипп ирапский 14 нояб. 1527. Иоанн м. казанский 24 янв. 1529. Кирилл новоезерский 4 фев. 1532. Александр свирский 30 авг. 1533. Иона клим. 6 июня 1534. Корнилий ком. 19 мая 1537. Логгин кораж. 10 фев. 1540. Даниил пер. 7 мар. 1540. Стефан озер. 12 июня 1542. Иродион илоз. 28 сент. 1542 Княгиня София 16 дек. 1542. Севастиан пошехон. 18 дек. 1542. Иаков боровский 23 окт. 1543. Артемий веркольский 23 июня 1545. Арсений ком. 24 авг. 1549. Никифор важеоз. 9 фев. 1550. Зосима ворбоз. 4 апр. 1550. Адриан ондрусовский 26 авг. 1550. Стефан и Петр муч. каз. 24 мар. 1552. Василий юродивый м. 2 авг. 1552. Герасим. болдинский 1 мая 1554. Нил столбенский 7 дек. 1554. Иоасаф м. м. 25 июля 1555. Максим грек 21 янв. 1556. Антоний сийский 7 дек. 1556. Иоаким. опоц. 9 сент. 1560. Вассиан и Иона 12 июня 1561. Иоанн и Логгин 3 июля 1561. Симон сойгинский 24 нояб. 1562. Гурий архиеп. казанск. 4 дек. 1563. Геннадий любимский 23 янв. 1565. Герман архиеп. казанск. 6 нояб. 1567. Феодосий тотемский 28 янв. 1568. Филипп м. м. 9 янв. 1570. Корнилий псковский 20 фев. 1570. Арсений новгородский 12 июля 1570. Николай юродивый п. 28 фев. 1576. Варсонофий еписк. твер. 11 апр. 1576. Иоанн ростовский 3 сент. 1580. Анания новгородский 17 июня 1581. Никандр псковский 25 сент. 1581. Трифон коль. 15 дек. 1583. Агапит марк. 21 мая 1584. Симон юрьевский 4 нояб. 1584. Сергий малопинеж. 16 нояб. 1585.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вместе с Богом и в Нем также от вечности существует другое лицо, – это разум (Ratio), премудрость Божия, Которая в деятельности выразилась как Слово, Слово Божие 1563 . Прежде всех век Бог родил из своего чрева Слово 1564 ; это Слово есть перворожденный, единородный Сын Божий, второе после Бога Отца Лицо, Бог от Бога, Дух от Духа, Творец и Производитель всего реального 1565 , существо высочайшее и всемогущее 1566 . Сын Божий равен и единосущен Отцу 1567 , есть совершенный образ Его, истинный Бог 1568 . И как Бог есть Дух, так и Сын есть Дух; подобно тому, как Бог Отец не бестелесен, так и единородный Сын Его имеет тело 1569 . Между Отцом и Сыном существует тесное отношение: Слово всегда пребывало в Отце, никогда от Него не отделялось, не различествовало от Него 1570 . Это, однако ж, не значит, чтобы лицо Сына сливалось с лицом Отца в одно лицо, – Сын отличен от Отца, живет особенною самостоятельною жизнью 1571 ; но – с другой стороны – нельзя и различать эти два лица до такой степени, чтобы Отец и Сын были особыми богами в том смысле, чтобы было два бога; между Ними различие не в сущности, но только в лице 1572 : Сын и Отец – это только два божественные лица одного существа Божия 1573 , лицо Отца – первоосновы и виновника всего 1574 , и лицо Сына – наместника (vicarius) Отца, Который один знает Отца и всецело творит и выполняет Его волю 1575 . Дух Святый исходит от Отца чрез Сына; Он – третье божественное лицо, отличное от Отца и Сына: «иной Отец, иной Сын и иной Дух Святый» 1576 . И как между Отцом и Сыном существует тесное отношение, подобное тому, какое находится между деревом и корнем, ручьем и источником, лучом и солнцем; так и между Отцом, Сыном и Св. Духом существует неразрывное единство, аналогию которого могут представлять корень, дерево и плод, источник, ручей и река, солнце, луч и свет 1577 , – единство троичности (unitas trinitatis) 1578 . Таким образом, единый по существу Бог троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух. Они составляют три – не по достоинству, а по степени, не по сущности, но по образу (бытия), не по власти, но по личным особенностям 1579 ; они составляют едино: один Отец по отношению к Сыну и Святому Духу составляет неточное начало 1580 . Взаимное отношение между лицами Св. Троицы, отношение единства троичности, можно выразить в такой форме: Отец есть всецелая сущность (tota substantia), Сын есть предвечное рождение от Отца (derivatio et portio), Его сущности, Дух Святый – предвечное исхождение от Отца чрез Сына; Сын составляет вторую, Дух Святый – третью степень одного и того же Божества, – троичность в единосущии 1581 . Взаимное отличие одного лица Св. Троицы от другого то, что Отец рождает, Сын рождается, Дух Святый посылается 1582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

По установлению Твоему бывает день 1575 , ибо все служит 1576 Тебе. Если бы закон Твой не был утешением 1577 для меня, я погиб бы в уничижении моем. Во век не забуду уставов Твоих, ибо ими Ты даровал мне жизнь. Я – Твой, спаси меня, ибо я уставы Твои хранил. Меня ожидали грешники, чтобы погубить меня, (а) я уразумел откровения Твои 1578 . Я видел предел всякого совершенства 1579 , (но) заповедь Твоя чрезвычайно широка. Как возлюбил я закон Твой, Господи! Во всякий день он – утешение для меня. Заповедию Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих, ибо она – на век моя. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо откровения Твои – поучение для меня. Я стал сведущ более старцев, ибо заповеди Твои хранил. От всякого лукавого пути я удерживал ноги мои, чтобы хранить слова Твои. От судов Твоих я не уклонился, ибо Ты даровал мне закон. Как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих. Из заповедей Твоих я получил разумение, посему я возненавидел всякий путь неправды. Светильник ногам моим – закон Твой и свет путям моим. Поклялся я и постановил – хранить суды правды Твоей. Я уничижен до крайности, Господи, оживи меня, по слову Твоему. К добровольным 1580 (обетам) уст моих благоволи, Господи, и судам Твоим научи меня. Душа моя в руках Твоих 1581 всегда, и закона Твоего я не забыл. Грешники расставили сеть мне, но я от заповедей Твоих не уклонился. Я принял откровения Твои, как наследие, на век, ибо они – радость сердца моего. Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих на век, роди воздаяния 1582 . Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил. Ты – мой помощник и защитник, на слова Твои я уповал. Удалитесь от меня, лукавые, и я буду поучаться в заповедях Бога моего 1583 . Заступись за меня по слову Твоему, и буду жить, и не посрами меня в надежде моей. Помоги мне, и спасусь, и буду поучаться уставам Твоим. Уничижил Ты всех, отступающих от уставов Твоих, ибо неправедно помышление их. Преступниками признал я всех грешников земли, посему возлюбил откровения Твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

То човек могао само уз било неопходно руководство душа на дугам путу ка Истини могла слободним скренути с пута у промислом он могао поуздано из савршенства у из у и из непотпуног у из у 1568 . он могао испунити себе сваком само уз благодатно – Божанства 1569 . о човеку до грехопада Бог показао на неколико начина. Он човека ради створио настанио га у 1570 , где га сва природа, свим и силама благонаклоно помагала у и растом у човека савршана у меру раста Христове, у човека христолика, ради чега и био саздан по лику 1571 . Бог човека ради засадио усред дрво живота 1572 , од би рода човек, по благодати, остао и телом безболестан и бесмртан. Бог се нашим их непосредних беседио с учио их истини давао им на мудрост на мудрост, благодат на благодат 1573 . Ради човековог у добру и духовног као и ради телесног Бог дао човеку заповест да не са дрвета добра и зла 1574 . ове заповести човек имао да се утврди у послушности као и закону, и тиме занавек практички да призна за закон, идеал и мерило и целокупне животне делатности. 44. о човеку после пада 1 . По великом свом Бог престао да о човеку ни после пада. Шта више, и у казни за грех: смрти, огледа се о палом човеку, се пресеца човеково бесконачно и зла и непрекидно у мучним, тешким и проклетим условима живота, створио грехопад. Законодавац греха, вели свети Кирил и у казни Пошто Он, заповест, са преступавшем заповести смрт, и пошто преступник потпао под ову казну, то Он и удешава тако да сама казна служи на смрт разорава ову животну природу нашу, и на начин, с стране зла, а с друге – човека од болести, га напора и труда, пресеца и бриге, и чини телесним. Ето каквим разблажио саму казну“ 1575 . Сама казна на смрт прелази у вели свети Богослов , смрт (το διακοπνοα την μαρταν), да зло не би постало бесмртно (να μ θνατον ητ κακν). 1576 о палим огледа се у томе што им Бог све што потребно за живота, 1577 што се брине о свима и свакоме, 1578 што 1579 срца, 1580 душе, 1581 трудбеницима, 1582 границе животу и раду свакога човека, 1583 брижно прати живот свакога човека од утробе материне до гроба, 1584 стара се о сваком човеку са више него 1585 располаже свима у животу 1586 чини добра свима без разлике, 1587 нарочито помаже праведнике, 1588 их штитом милости 1589 дакле, да нема ни човека о коме Бог не А ако се Бог и не стара о свима на исти начин, и то велики знак промисла, Он промисао према користи свакога“ 1590 . о палим огледа се нарочито у томе што Господ свакоме човеку га крили и чува, га од зла не слободу се моли Богу за и верно га као сапутник прати кроз живот 1591 . По светих Отаца, „служе Богу у делима божанског промисла“ 1592 . припомажу у добру, вери и побожности, и их на путу 1593 . Xpahumeлie cnacehiя благочестивыхъ Ангели“ 1594 . „Велико душа, свака од од самога има 1595 . Нарочито и то важи о су им у подвигу неопходни као наставници, молитвеници и заступници пред Богом 1596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Здесь же перечисляются поселения, расположенные в непосредственной близости от погостинского центра: «Грезна на речке Гнезне, сельцо Заречье у погоста у Грезны, дер. у Николы Святого на погосте на устье Грезны», а также другие сельца и деревни, среди названий которых угадываются и совсем знакомые: деревня Дамища (ныне — Даймище), деревня Батово, сельцо Межново (ныне — Межно), деревня Поддубье, сельцо Выра, деревня Замостье, деревня сельцо Болшовское (ныне — Большево), деревня Изори Востное (ныне — Изора), сельцо Северско Старое реке на Оредеж, сельцо Северско Новое и другие. Иные названия различимы с трудом. Например, деревня Дверницы на реке Оредеж (ныне — Вырица) или деревня Гребцы (ныне — Рыбицы). Но есть и совсем исчезнувшие топонимы: деревни Холуй на реке Оредеж, Бродни, Свиная Гора, Тростна, Малыш на реке Оредеж, Подмогилье, Заветье, Селцо, Чюдинец на реке Оредеж и другие. Административным центром округи было сельцо Заречье, расположенное на реке Грезне, впадающей в Оредеж. Издавна через Грезенский погост проходила старинная Ивангородская дорога. Её отдельные участки, проходившие через село Рождествено, деревню Лампово, село Орлино, деревню Чаща и другие населённые пункты современного Гатчинского района, сохранились до настоящего времени. О самом Никольском храме сведений практически не сохранилось. В «Книге записей Софийской пошлины» за 1576/1577 годы упоминается «с Грезна Николской поп Иван». Можно предположить, что церковь была деревянной, однопрестольной, скорее всего, своим видом напоминала большую крестьянскую избу. Об этой же святыни есть краткое упоминание в Новгородской Писцовой книге 1581/1582 годов, но уже в 1585 году священник в Грязневском погосте не значится, и все последующее время в конце XVI — начале XVII веков какие-либо сведения об этом храме отсутствуют. Отсюда можно сделать вывод, что древняя церковь прекратила свое существование в период первой шведской оккупации, начавшейся в 1581 году. Средневековый погостинский центр, расположенный у деревни Грезны, находился на восточной окраине современного села Рождествено, там, где сейчас заканчивается старинный усадебный парк и проходит дорога, связывающая бывшее барское поместье с улицей Церковной — бывшей участком старой Водской дороги. Здесь, на высоком берегу реки Грязной, при пересечении её с древним трактом, как гласит местная легенда, и стоял когда-то первый рождественский храм. Во времена средневековья, опять согласно преданиям старины глубокой, эта церковь странным и весьма загадочным образом ушла, провалилась под землю. А ведь народное сказание (местный вариант «града Китежа») могло быть вполне реальным событием. Ведь существуют и другие легенды о провалившихся храмах Водской пятины… Рождественские старожилы и сегодня могут показать легендарное место, где, возможно, стоял храм.

http://sobory.ru/article/?object=45811

Первое письменное свидетельство о существовании православной школы в Остроге находится в письме иезуита Антония Поссевина, который в 1581 г. писал Папе Римскому: «Князья русские, как Слуцкий и Острожский, имеют свои типографии и школы, которыми далеко и широко распространяется схизма (так католики называли православное вероучение. —Авт.)». Таким образом, в 1581 г. Острожская школа не только уже существовала, но и успела проявить себя в деле защиты Православия в юго-западном крае. Вероятно, школа была открыта в связи с основанием в Остроге типографии в 1576—1580 гг. Учреждая школу в Остроге, защитник Православия князь К. К. Острожский сделал первую в западной России попытку привлечь на служение православной вере и Церкви греческую и латинскую науку. Первым ректором школы был Даниил Герасимович Смотрицкий, а первыми учителями — «греческие дидаскалы» (т. е. учителя. — Ред.), за которыми К. К. Острожский посылал к Патриарху Константинопольскому уже после основания училища. Помимо приезжих греков, К. К. Острожский мог иметь учителей из греков, живших в Остроге и населявших там целую улицу. Здесь сначала преподавались славянский и греческий языки, позднее начали изучать и латынь. В школе собралось довольно много русских юношей из родовитых семей и людей простого звания. Вот что писал автор «Перестроги» о деятельности Острожской школы в период ее расцвета: «Зачим Православие наше начало было просиявати яко солнце; люди ученые почали были в церкви Божией показоватися, учители и строители церкви Божией и книги друкованые (печатные) почали множитися: що бачучи (что видя) Святейший Патриарх, тым частей призирати почал и дидаскалы мудрыми обсылал». Питомцы Острожской школы вели успешную борьбу против униатского влияния на Волыни. Так, в ответ на антиправославные сочинения иезуита В. Замойского они в 1588 г. напечатали в Остроге две книги: «Исповедание об исхождении Святого Духа» и «История о листрийском (греч. — разбойничьем. — Авт.) или Флорентийском соборе, вкратце, но справедливо написанная». В том же 1588 г. острожский священник Василий напечатал в защиту Православия сочинение «О единой истинной православной вере и о Святой Соборной Апостольской Церкви».

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

70-80-е годы XVI в. были временем активной борьбы К. К. за утверждение позиций правосл. Церкви. Наиболее значительные инициативы были связаны с Острогом, ставшим главной резиденцией магната. Ок. 1576 г. К. К. основал в Остроге правосл. школу - 1-е высшее правосл. учебное заведение в Речи Посполитой (см. Острожская академия ), в 1585 г. князь дал фундуш на содержание академии - замок и город Сураж и ряд сел. Среди преподавателей в Острожской школе преобладали православные русины: Г. Д. Смотрицкий, вероятно 1-й ректор, Василий Суражский , Ю. Рогатинец, свящ. Дамиан Наливайко, были также греки: Кирилл Лукарис (см. Кирилл I Лукарис ), Эммануил Ахиллеос (выпускник рим. коллегии им. св. Афанасия), Евстафий Нафанаил с Крита, к-рый был также учителем младшего сына К. К. Александра. Магнат принимал в академию преподавателей-католиков, напр., бывшего профессора Ягеллонского ун-та Я. Лятоша, критика григорианского календаря; К. К. безрезультатно ходатайствовал перед папой Римским Григорием XIII о присылке в Острог учителей. Возможно, в академии преподавали протестанты (кальвинист А. Рымша), хотя это не подтверждено. Основание академии в Остроге имело большое значение для существования правосл. Церкви в Речи Посполитой; среди выпускников Острожской школы - архиеп. Мелетий (Смотрицкий) , гетман П. К. Сагайдачный, прп. Иов (Княгиницкий) . Острожский развивал церковную школьную систему и вне Острога, он способствовал возникновению или возрождению школ в Киеве, Владимире-Волынском и Турове. Несмотря на заботу о воспитании правосл. юношества, К. К. не смог предотвратить переход в католицизм своих сыновей Януша и Константина, и только самый младший - Александр до кончины в 1603 г. оставался православным. В кон. 70-х гг. XVI в. К. К. открыл в Остроге правосл. типографию. Вероятно, первым ее изданием был напечатанный в 1578 г. для нужд Острожской школы «Букварь». Наиболее значительной публикацией стала Острожская Библия , изданная в 1581 г. группой печатников во главе с Иваном Фёдоровым и Г. Д. Смотрицким. Изданию Библии предшествовал выпуск в 1580 г. Нового Завета с Псалтирью. Острожская Библия стала образцом для др. правосл. издателей Свящ. Писания. В последующие годы в острожской типографии печатались полемические и богословские произведения, богослужебные книги, катехизисы и т. д. Вышло ок. 30 изданий, прежде всего на церковнослав. языке и на «простой мове». В 1603-1605 гг. типография переносилась в Дермань. Для ее нужд действовала основанная К. К. в Остроге ок. 1595 г. бумажная фабрика. Типография прекратила существование через несколько лет после смерти К. К. Деятельность острожской печатни повлияла на оживление восточнослав. книгопечатания.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010