Истинно же любящему Бога и страдать ради Любимого радостно... Так святые мученики с радостью себя предавали на мучение и на смерть за имя сладчайшего Господа Иисуса, как на сладкий духовный пир. И чем большую кто имеет любовь, тем большую чувствует в себе радость, тем безбоязненнее подвизается за имя Христа ( 104, 1574–1575 ). Вера порождает радость и веселье в сердце верующего. Радость эта не о пище и питии, не о чести, не о богатстве, золоте, серебре, не о прочем, чему сыны века сего радуются, ибо эта радость плотская. Но есть радость духовная, радость о Господе Спасе, о благости и человеколюбии Его, утешение и спокойствие в совести, как учит апостол: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. гл. 5). Ибо святое Евангелие есть радостная весть, и вера есть сердечное принятие Евангелия, поэтому приемлющие его непременно приемлют и духовную радость в сердцах, как написано о страже темничном, упоминаемом в Деяниях апостольских: «и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» ( Деян. 16, 34 ). Потому эта радость во многих местах святого Писания предлагается верным, как сладостная духовная пища, что и в Псалмах, Евангелии и апостольских посланиях заметить можно. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1575–1576 ). Сердечная радость о Боге – предвкушение вечной радости Эта радость есть предвкушение вечной радости, некоторую часть которой истинные христиане чувствуют уже теперь. Тогда же совершенно насытятся «от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих» ( Пс. 35, 9 )... когда «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом» и прочими патриархами, пророками, апостолами, мучениками и всеми благословенными «в Царстве Небесном» ( Мф. 8, 11 ). Этого сладчайшего и совершеннейшего пира желают с Давидом: «когда приду и явлюсь пред лице Божие» ( Пс. 41, 3 ) ( 104, 1573 ). Явный знак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И насколько человек чувствует в сердце своем сладость любви Божией, настолько и радуется о Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Сие означают и слова: «Горе вам 1570 , когда все люди будут говорить о вас хорошо» 1571 , – то есть, когда желаете слышать о себе хорошее от людей и радуетесь славе и похвалам, от них исходящим. 3,4 Ибо как возможно, чтобы делающие добро не были явны для всех, когда сам Господь говорит: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели добрые дела ваши и прославляли Отца вашего Небесного» 1572 ? Подвизайтесь творить всякое доброе дело, говорит Он, во славу Божию, а не для своей собственной; не ищите себе похвал у недолговечных людей и не радуйтесь [им], но ожидайте похвалы и славы от единого Бога, 1575 . . Так и апостол заповедует, чтобы [всё], даже до вкушения пищи и пития, делалось во славу Божию: «Ибо едите ли, пьете ли, или [иное] что делаете, – говорит он, – всё делайте во славу Божию» 1576 . . Тех же, которые домогаются себе славы или похвал от людей, Господь объявил неверными, сказав: «Как вы можете веровать, друг от друга принимая славу и не ища 1577 славы, которая от единого Бога?» 1578 . 3,5 А Иоанн, сравнивая ненависть с убийством, говорит: «Ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в себе» 1579 . . Тайную ненависть к брату он сравнивает с убийством. Но и апостол Павел, обличая преданных страстям бесчестия 1580 по причине неразумного и непослушного их сердца 1581 и перечисляя худые и погибельные их дела, причисляя к одному тайные и явные грехи, говорит: «И как они не заботились иметь Бога в разуме 1582 , предал их Бог 1583 превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, лукавства, блуда, корыстолюбия, злобы, исполнены убийства, зависти, распрей, коварства, злонравия, злоречивы 1584 , клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы 1585 , немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти» и так далее 1586 . Видишь, как не явные только назвал грехи, которыми единственно гнушаются люди, но к явным причислил и тайные душевные страсти: лесть, гордость, вражду, злонравие, хвастовство, ненависть и неразумие? и Господь говорит также: «Высокое для людей – мерзость у Бога» 1587 ; и: «Всякий возвышающий сам себя будет унижен, унижающий же 1588 себя – возвышен» 1589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Господь не только призывает все человечество ко спасению, но еще облегчает каждому возможность придти к Нему, предупреждая однако, что надо искать не простора своим желаниям, а идти прямым, „но тесным путем“ 1575 . В Ис. 40указано косвенно на обширную степь желаний человеческих, в которой непослушный Богу пробивает свою стезю. Не так покорный раб Господень; он идет тесным и трудным путем, но это путь прямой к Господу и „называется святым“ ( Ис. 35:8 ). Это путь обуздания своей воли чрез подчинение ее воли Господней. Стих 12-й видит в будущем призвание людей от всех стран света к Сиону и свету и спасению (ср. Ис. 2:2–3 ); ибо, как сказал Сам Господь: „многие приидут с востока и запада и возлягут с Авраамом в царстве небесном“. ( Мф. 8:11 ). Под именем „Синим“ ныне лучшие комментаторы 1576 разумеют страну Син, или Хин, или Цин, т. е. Китай. Китай несомненно был известен древним, чрез Финикийских торговцев, плававших в Индию, которая имела издавна сношения с Китаем, чему служат доказательством, между прочим, найденные в гробницах Египта фарфоровые сосуды, несомненно китайского происхождения 1577 . 13 . Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих. Стих 13-й, в связи с предыдущими стихами, указывает цель пришествия Еммануила, к Которому текут народы со всех стран света. Радость пришел Он принести на землю ( Лк. 2:13–14 ), радость просветления души человеческой, имеющей отрешиться от плоти и мира и узреть правду, любовь и свободу, дарованную Господом избавленному от уз греха человеку. (Ср. Ис. 2:3 ; Пс. 44 ; 2Кор. 3и мн. др.). 14 . А Сион говорил: “ оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня! “ Так говорили Иудеи, на которых обрушились несчастия, считая себя единственным на земле Сионом. Но не таково было значение Сиона пред Господом: именем этим должен был назваться тот центр духовной жизни человечества, из которого распространялись бы лучи света истины на всю землю. В ветхозаветный период Сионом и называлась гора Божия, на которой возвышался храм Всевышнего, освященный Им (ср. 3 Цар. гл. VIII и IX). Духовный центр человечества находился среди общины верных Господу, которые с верою и надеждою внимали пророкам, говорившим об Еммануиле. Грехи народа и повторенные осквернения храма (напр. Иез. 8 , 9 Иез. 10, 11:23 ), повидимому уничтожили Сион на земле; так говорили Иудеи, сосредоточивая в себе человечество; но в следующих словах пророчества Исаии мы видим, что Господь исполняет обетования, данные всему человечеству, и тогда имя Сиона переносится на всех тех, „которые призовут имя Господне“ ( Иоил. 2:28–32 ; Деян. 2:21 ); ибо как говорит Апостол всем Христианам: „Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах“... ( Евр. 12:22–24 ). Таково значение новое Сиона, призывающего к себе всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В конце лекции о воскрешении России отец Серафим сказал: «В книге, подробно рассказывающей о конце мира, в Откровении Иоанна Богослова, написано: И когда Он снял седьмую печать., сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса ( Откр.8:1 ). Эти слова истолковываются как короткое установление мира перед концом света, а именно недолгое воскресение России и начало проповеди покаяния всему миру, “слова нового и последнего”, которое, по мнению Ф.М.Достоевского, должна сказать Россия. 1574 В современной жизни события в одной стране сразу же становятся известны повсюду, поэтому и желание Достоевского осуществимо: нужно лишь, чтобы Россия, очищенная кровью своих новомучеников, пробудилась от летаргии атеизма и безбожия. У нее есть к этому больше шансов, чем у любой другой страны. Отец Димитрий Дудко и другие пастыри утверждали, что не может быть напрасной жертвенная кровь миллионов российских мучеников. На ней, несомненно, возрастет последний великий цвет христианства... На Соборе 1938 года архиепископ Иоанн в завершение своего доклада сказал, что настанет Пасха на Руси, воссияет перед самым концом света, перед наступлением вселенского Царства Божия: «Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очнитесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться во святую гору Его! Воспряни, воспряни, восстань, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой и слава Господня будет сопровождать тебя. Придут народы к свету твоему и цари к восходящему над тобою сиянию. Тогда “возведи окрест очи твои... и виждь: се бо приидут к тебе... от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящие Христа во веки. 1575 Аминь». 1576 94. Сегодня – в России, завтра – в Америке Мы – плоть от плоти... общества лживого и фальшивого насквозь, вплоть до фальшивого христианства и фальшивого Православия. И да хватит у нас смирения признаться в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Однако с течением времени, когда выяснилось, что император медлит с вмешательством, а Баторий постепенно овладевает положением в стране, Иван IV стал проявлять серьезное беспокойство. В грамоте, отправленной Максимилиану II 11 июля 1576 года, он призывал своего союзника: «А промышлял бы, еси... о том деле наскоро, покаместа Степан Батора... на тех государствах... не утвердился». В условиях, когда вассал султана, пользовавшийся активной поддержкой Стамбула, сумел овладеть польским троном, планы большого антиосманского союза стали отходить на задний план. Царь приказал вернуть крымских гонцов в Москву, и Афанасий Нагой и Андрей Щелкалов стали выяснять, какие «поминки» следует уплатить хану, чтобы он заключил мирный договор с Иваном IV. Если вопрос о создании антиосманского союза стал временно неактуальным, то, напротив, ясно обрисовывалась перспектива большого конфликта между Речью Посполитой и Габсбургами. Царь был уверен, что такие великие государи, как Габсбурги, не потерпят подобного ущерба для своей чести, какой нанесла им польская шляхта, и император будет оружием отстаивать свое право на польский трон. Весной 1576 года в Вене серьезно обсуждали планы военного вмешательства в дела Речи Посполитой. 8 апреля 1576 года Максимилиан II писал царю: «Семиграцкой воевода (Стефан Баторий. — Б.Ф.) хочет силою прав быти, татар, турков и иных многих своих товарищей на великую силу надеется, а мы против силы турского, как надобе быти, начаемся, что им не стерпим». При таком положении поддержка России становилась особенно необходимой, и Максимилиан II не жалел любезных слов, чтобы расположить к себе русского союзника. «А нам, — писал он царю, — то великая честь и слава стояти нам всем вместе за все христианство с великим приятельским братством. А опроче тебя, любителного брата, не могли себе такова любителна приискати, кто б за веру хрестьянскую так мог стояти». Можно себе представить, как ласкали слух Ивана IV такие слова, исходившие от первого государя христианского Запада. Император сообщал, что 1 мая в Регенсбурге он собирает рейхстаг, на котором намерен просить помощи у имперских князей. В сентябре 1576 года, отпуская из Регенсбурга Захария Сугорского, император сообщал царю, что «в коротких часах» в Москву будут отправлены «великие послы» для заключения договора о союзе, очевидно, направленном против Батория. Император отпускал послов тяжелобольным, лежа на постели, и вскоре после их отъезда, 12 октября 1576 года, скончался. Это, однако, не положило конец конфликту. Сугорский сообщал царю, что преемник императора, его сын Рудольф II, «как его коронуют и ему итти на Батора и на поляки вскоре, и люди в войну конные и пешие собираются, а идти ему из Ведна (Вены. — Б.Ф.) на Краков». Правильность этих сообщений косвенно подкрепляла грамота Рудольфа II, отправленная вскоре после смерти отца, где говорилось, что, подобно отцу, новый император желает быть с царем «в братстве и в любви».

http://sedmitza.ru/lib/text/438980/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАМОНИЧИ Семья книгоиздателей, внесших значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Литовском великом княжестве (ВКЛ) в посл. четв. XVI - 1-й четв. XVII в. Издателями являлись двое из 3 сыновей преуспевающего виленского купца И. Мамонича (среди прочего торговавшего книгами) - Лука (Лукаш) Иванович († 1606) и Кузьма Иванович († 1607). Братья занимали важные гос. должности: Кузьма в 1577, 1583, 1595 и 1601 гг. избирался виленским бурмистром; Лука был назначен старостой г. Дисна, в 1585 г. занял пост скарбного (казначея) ВКЛ. К маю 1574 г. они создали в своем доме в Вильно «Друкарню Мамоничов» («Друкарню дому Мамоничов»), просуществовавшую дольше, чем др. частные типографии в Юго-Зап. Руси,- почти 50 лет (с перерывами). В 1574-1623 гг. вышло из печати ок. 85 изданий, среди к-рых - богослужебные и библейские книги, офиц. документы, законодательные акты, учебные пособия и др. Типография М. объединила вокруг себя православных меценатов из Вильно (братья Иван и Зиновий Семеновичи-Зарецкие и др.) и др. мест (князья Константин Константинович Острожский и А. М. Курбский ). В деятельности типографии М. выделяют 3 этапа. На 1-м этапе (1574-1576) в типографии М. трудился приехавший в Литву из Москвы печатник Петр Мстиславец . Подготовленные им книги: Евангелие (30 марта 1575), Псалтирь (16 янв. 1576), Часовник (1574-1576) - по достоинству орнамента, гравюр, по качеству бумаги, по уровню набора превосходят все последующие издания М. Шрифт Мстиславца красив и четок, ориентирован на литургический полуустав московских рукописей. Впосл. отлитый Мстиславцем шрифт копировали везде, где печатались напрестольные Евангелия. В послесловиях к указанным изданиям Мстиславец благодарил своих покровителей М., которые во всем «изобильно его довольствовали». На 1-м этапе типография М. не испытывала давления со стороны правительства. Однако вступление в 1576 г. на польск. престол ревностного католика Стефана Батория побудило М., не желавших рисковать своим положением, остановить книгопечатание и расстаться с Мстиславцем, к-рый обратился в связи с этим в суд. М. были присуждены изданные книги, Мстиславцу - типографское оборудование и денежная компенсация. Однако решение суда исполнено не было, и в течение неск. лет типография М. стояла опечатанной.

http://pravenc.ru/text/2561792.html

Алансонский, сестра короля Маргарита Валуа, кор. Наваррская, а также первые бароны Франции, герцоги Франциск Монморанси и Генрих Монморанси-Данвиль). После 5-й религиозной войны (1574-1576), завершившейся миром в Больё, гугеноты получили право совершать богослужения почти везде, кроме Парижа, его окрестностей и некоторых городов, где останавливался двор короля; помимо находившихся к тому времени под властью протестантов Ла-Рошели, Нима и Монтобана им были переданы еще 8 крепостей, кроме того, в каждом из 8 региональных парламентов были организованы судебные палаты с равным представительством католиков и гугенотов (chambres mi-parties). Т. о., протестанты добились беспрецедентного успеха. С этого момента союзы католиков для защиты веры стали выступать уже против короля или во всяком случае против его чиновников. Так, в Пероне (Пикардия) католики во главе с генеральным наместником Жаком д " Юмьером отказались выполнить королевский приказ передать город гугеноту принцу Генриху Конде, назначенному губернатором Пикардии. 5 июня 1576 г. католич. дворяне соседних областей составили манифест, обращенный ко всем прелатам и сеньорам королевства, с призывом восстановить католич. веру в стране и вернуть Францию к полному подчинению власти короля ([Association faite entre les Prince, Seigneurs et Gentilshommes des Bailliages]//Mémoires de Monsieur le duc de Nevers. P., 1665. T. 1. P. 458-461). Несмотря на верноподданническую риторику, католики отказывались признать заключенный с гугенотами мир и дезавуировали все королевские соглашения с протестантами. К конфедерации примкнули города Пикардии - Бове, Абвиль, Сен-Кантен, и вскоре движение, получившее название Католическая (или Перонская) лига, распространилось по всей Франции. К нояб. 1576 г. под рук. герц. Генриха Гиза К. л. появилась в Париже. Воззвания лигёров нашли отклик среди депутатов Генеральных штатов (1576-1577), собравшихся в Блуа. Лигёрская программа предусматривала создание военной организации, во главе к-рой должен был встать военный руководитель, подчиненный королю, но выбранный К.

http://pravenc.ru/text/1683911.html

«Бескоролевье» в Речи Посполитой продолжалось (с небольшим перерывом) до 1576 г., и в эти годы между Россией и Польско-Литовским государством сохранялся мир. В 1572-1576 гг. главные усилия рус. воевод в Ливонии были направлены на то, чтобы вытеснить из этого ареала Швецию, и эта цель в значительной мере была достигнута. К 1577 г. шведские владения в Ливонии ограничивались Ревелем и его округой. Под русскую власть перешли такие города на балтийском побережье, как Гапсаль (Хаапсалу) и Пернов (Пярну). В янв. 1577 г. началась новая осада Ревеля, к-рая закончилась неудачей. В 1576 г. польск. королем стал трансильванский воевода Стефан Баторий . И. В., уже не рассчитывавший занять польский трон, решил усилить русские позиции в Ливонии за счет Речи Посполитой. В 1577 г., собрав большое войско, царь направился в земли бассейна Зап. Двины, занятые в годы Ливонской войны литов. войсками. Небольшие гарнизоны находившихся здесь крепостей капитулировали, не оказывая сопротивления. К кон. 1577 г. под русской властью оказались все владения Ливонского ордена к северу от Зап. Двины, кроме Ревеля и Риги. Ссылаясь на достигнутые успехи, И. В. писал Курбскому, что в споре между ними Бог стоит на его стороне. Царь полагал, что новый польский король, бывший правитель небольшого княжества, не решится вступить с ним в спор из-за Ливонии, но ошибся. К 1578 г. международная ситуация стала очень неблагоприятной для России. Против нее фактически сложилась враждебная коалиция из Польско-Литовского гос-ва, Швеции и Крымского ханства, страна должна была вести войну одновременно на нескольких фронтах. Открытая враждебность Крыма, который вел переговоры о союзе даже со Швецией, заставляла держать на южной границе войска, к-рые были остро нужны на западе. Вместе с тем к кон. 70-х гг. резко ухудшилось положение в стране. По разным подсчетам, в Новгородской земле к нач. 80-х гг. XVI в. осталось всего 20,9% от численности населения в сер. XVI в. Это сказывалось на размерах дворянского ополчения - главной военной силы страны - и на его способности нести службу. В последние годы Ливонской войны уклонение детей боярских от службы стало приобретать массовый характер. Приходилось посылать специальные отряды, чтобы собирать ополченцев и отправлять их на войну.

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

Провал планов преобразовать Н. в курфюршество Свящ. Римской империи, невозможность после Варфоломеевской ночи рассчитывать на помощь франц. протестантов и успехи восстания на севере страны побудили Вильгельма Оранского перейти на сторону фактически отделившихся провинций. В окт. 1572 г. он прибыл в Голландию и возглавил борьбу против испанцев. Он полагался на поддержку кальвинист. консисторий и защищал идеи веротерпимости. В Голландии и Зеландии была признана свобода вероисповедания, однако вскоре проведение католич. служб, в т. ч. в частных домах, было запрещено. В 1572 г. в Горкуме и Алкмаре были убиты неск. католич. монахов и священников, отказавшихся перейти в кальвинизм (19 горкумских мучеников были канонизированы Римско-католической Церковью в 1867). При этом нидерланд. протестанты были весьма терпимы по отношению к приезжавшим из др. стран религ. меньшинствам (протестант. беженцам, иудеям, мусульманам, православным, представителям Древних Восточных Церквей и др.). В 1573 г., оставаясь сторонником веротерпимости, Вильгельм Оранский перешел в кальвинизм. Альба бросил все силы на подавление восстания на севере, однако после блестящей победы голландцев в сражении за Лейден (окт. 1574) военные действия были приостановлены. Провал политики герц. Альбы стал очевиден, он был отозван в Испанию. Тактика испан. властей в Н. изменилась. Новый наместник Л. де Рекесенс-и-Суньига в февр. 1575 г. в Бреде начал с восставшими провинциями переговоры, которые не увенчались успехом. После смерти Рекесенса-и-Суньиги в марте 1576 г. власть перешла к Государственному совету, к-рый уже с трудом удерживал под контролем Н. Летом 1576 г. в испан. армии, давно не получавшей жалованья и продовольствия, начался бунт: испан. отряды двинулись на юг Н., захватывая и разоряя города. В этих условиях Фландрия и Брабант также выступили против испанцев. 4 сент. 1576 г. в Брюсселе восставшие арестовали членов Государственного совета, ликвидировав последний орган испан. власти в стране. Генеральные штаты стали руководить Н.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

122 Сирское «Sûlqâ» значит «Вознесение» (у армян имя «h αμβαдз ουμν», Хамбардзумн, тоже значит «Вознесение»); еще более обычное сирское имя «Denâ» значит « πιφνια», «Богоявление». 123 Г. Мирза Юсуф-хан [бар-]Арсеньюс любезно сообщил мне, что родом из Хусрава и Павел Беджан, Paul Bedjan «р. d. l. m. (­prêtre de la mission, presbyter Congregationis Missionis sec non Puellarum Charitatis), а в настоящее время и «Consulteur de la S[acra], C[ongregatio]. de la Propagande», энергичный издатель сирских текстов (напр., его «Acta Martyrum et Sanctorum», сборник, представляющий в астоящее время уже 7 томов in-8– vo ). 124 Это «исповедание веры» потом перешло и в напись на гробнице Элии и с некоторыми вариантами повторялось в надгробных написях его преемников. Основные христологические термины несторианского вероисповедания читаются, впрочем, уже на гробнице Шимъона VIII. Ассемани получил от маусильского «Codsus diaconus» копии пяти надгробных написей «diligenter descripmas» и издал их в В. Or. III, 2, рр, 948. 949. А в октябре 1896 г. в Sitzungsberichte d. k. preussischen Akademie d. Wiss. zu Berlin (philos.-hist. Classe, XLI) изданы «Aramäisch Inschriften» von Eduard Sachau, в том числе и несколько из монастыря «Rabban Hormizd» [иначе: ,,Rabban Hôrmûz“], копии с которых доставил ему аббат Шмуель Джемиль, воспитанник римской пропаганды. Профессору Захау, видимо, осталось неизвестно (S. 1059­9), что самый текст некоторых из этих написей уже издан у Ассемани (Захау цитует только «В. Or. III [I], р. 621fi», где эти написи «sind erwähnt»). Из сличения этих двух изданий видно, что «Codsus diaconus» не только не пекся о дипломатической точности в копировке [напр., в приведенной выше выписке вм. kynîn и qnûmîn Джемиль читает kyn и qnûm], но отличался неисправимой склонностью пересказывать тексты написей своими словами. Он, напр., сообщил, что Элия скончался «в месяце ияре 1902 года ионийскаго» [в мае 1591 г. по р. Хр.] «и управлял кафедрою пятнадцать лет». На этом основании Ассемани логично заключил, что предшественник Элии скончался в 1576 г., и Abbeloos-Lamy писали: «Элия VI с 1559 † 1576, Элия VII с 1576 † в мае 1591».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010